Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Сура Трапеза 19.02.2021 Павел
 Мир вам Дмитрий! О какой трапезе идёт речь в этой Суре.? Суре Трапеза. Не идёт ли речь о Песахе? Или образно говорится о учении Мессии уподобляя Слово Божье трапезе утоляющей голод душь человеческих?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
Прежде всего, сура «Трапеза» в значительной части своей посвящена пище — разрешённой и запрещённой (аяты 1–7, 46, 68, 70 и др.). В конце же суры говорится о просьбе апостолов к Иисусу «низвести им трапезу с неба» (аят 112) — в качестве суда (аят 113), убеждающего их в истинности учения Иисуса. В аяте 114 содержится обещание Бога низвести такую трапезу. Согласно Евангелию, в лице Иисуса сошёл к людям хлеб с неба (Иоан. 6, 31–59). Суть в том, что «вкушающий» учение Иисуса получает жизнь вечную, т. е. на собственном духовном опыте познаёт близость Бога и бессмертие в Нём и с Ним.
Вот почему в Коране говорится о наказании тех, кто «вкусил» небесную трапезу, а потом отпал от веры (5, 115)…
Д.Щ.

Реинкарнация и Жертва Христа 24.01.2021 Simeon Roussimov
 Как возрождение /реинкарнация/ душ может быть совмещено с Жертвой Креста Христова, в чем смысл Жертвы, если душа может достичь Бога через совершенствование?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Симеон!

Давайте вспомним слова Павла:

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя. (1 Тим. 4, 16)

На первый взгляд кажется, что здесь описано спасение, которое может осуществить сам человек – якобы без помощи Мессии... На самом же деле – это не так, потому что все поучения апостола даются именно в контексте Учения в целом. То же относится к реинкарнации. От человека требуются большие собственные усилия, чтобы следовать за Мессией:

…Царство Небесное силою берётся... (Матф. 11, 12)


…Взяв крест свой, последуй за мною... (Марк, 10, 21)


Побеждающий наследует всё... (Откр. 21, 7)

Бывает, что и целой земной жизни не хватает для исполнения всех этих указаний... Спасение, приносимое Мессией, не является «односторонним» – оно не совершается без участия самого человека.
Вот – «преддверие» ответа на ваш непростой вопрос...

Д. Щ.

О суде 29.12.2020 Алифат Усинов
 Здравствуйте!
Скажите, как Бог будет судить мусульман? По учению ислама суббота была якобы придумана иудеями и не соблюдается, что весьма абсурдно, а также отрицается смерть и воскресенье Мессии, его жертва за грехи мира.
Помилует ли Бог мусульман? Следующие Корану люди не делают зла никому, любят ближних, странников, ищут в добродетели довольство Господа.
Только вот некоторые проблемы есть, которые я перечислил выше.
Благодарю!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алифат!

Согласно учению Библии, Бог судит и будет судить людей по делам:


Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову… (Ис.1, 16–17).


В рай будут допущены те, кто кормил голодных, напоял жаждущих, принимал странников, одевал нагих, посещал больных и узников (Матф. 25, 34–46). На Страшном суде люди будут судимы — «каждый по делам своим» (Откр. 20, 12–13).
Как мы видим, во всех этих случаях принимается во внимание не вера, но дела!
В Коране сказано: «И всё то добро, которое пошлете вы перед собой, найдете вы у Аллаха» (2, 110, пер. Садецкого).
Все, кто верует в Бога, независимо от его религии, и творит добро, — «всем им награда от их Господа» (2, 62, тот же перевод).
Праведность — это вера, сопровождаемая добрыми делами. (2, 177, тот же перевод).
Так что Библия и Коран одинаково описывают путь ко спасению. От души желаю Вам идти этим путём веры и добра!
Что же касается текстов Корана о субботе и о жертве Мессии, — думаю, эти тексты не всегда и не всеми воспринимаются адекватно их первоначальному смыслу…
Д.Щ.

Иоанн Златоуст 27.11.2020 Анатолий Игоревич
 1. Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос. Почему Иоанн Златоуст так нетерпимо относился к иудеям? И почему не смотря на все это в церкви он почитается как святой?
2. Уважаемый Дмитрий Владимирович! Как вы относитесь к Посланию Варнавы? Считаете ли Вы его достоверным? С уважением Анатолий!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

1. По-видимому, Иоанн Златоуст не понимал истинного смысла Римл.11,11-29
2. «Послание Варнавы» нуждается в глубоком изучении, прежде чем делать какие-либо выводы.

Почему евреи не принимают Христа? 12.11.2020 Алифат Усинов
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Есть канал раввина Михаила Финкеля на You Tube, где он активно , по его словам , "разоблачает" евангельское учение и мессианство Иисуса. Вы можете также посмотреть эти видео и опровергнуть их .
Вот некоторые основания , на которых иудеи не веруют в учение Иисуса:
1. Евангелия и послания апостолов не написаны на святом языке - иврите. "Почему послание к Евреям написано на греческом, а не на иврите?" - задаются они вопросом.
2. Нет ни одного свидетельства воскресения Христа , кроме Евангелий, где они описаны противоречиво.
3. Пророчества Исаии (53:10), Иезекииля, Давида(109:1), Даниила(9:26) по их словам "не соответствуют" Иисусу из Назарета.
Об этом всём вы можете посмотреть на канале "Раввин Михаил Финкель".
Прошу Вас, Дмитрий Владимирович, ответьте подробно на вопрос, мне, как мусульманину, это очень важно.
Благодарю!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алифат Усинов!

1. Первоначальные Евангелия на иврите могли быть изъяты и сокрыты в первые века победившего Христианства, т.к. содержали изречения, несогласные с позднейшим пониманием церковных учителей. Например, в Евангелии от Фомы (найдено в Египте в коптском переводе) есть слова: «Не соблюдающий Субботу — не узрит Отца…».
Послания же апостолов, большей частью, писались по-гречески. Возможно это относится и к Посланию к Евреям: некоторые полагают, что оно адресовано грекоязычной иудейской общине города Александрии в Египте.

2. Многие библейские события известны, как и воскресение Иисуса, только из текстов Священного Писания. Это относится, в т. ч. к Исходу и Синайскому откровению. Принятие всего этого верой как раз и характеризует приверженцев авраамических религий.

3. Более поздние интерпретации мессианских пророчеств появлялись «с оглядкой» на христианское понимание с целью его «опровержения». Толкования же более ранние показывают веру иудейских учителей именно в мессианский смысл данных пророчеств. Да и в дальнейшем в Иудействе сосуществовали разные подходы к текстам пророческих книг, и объяснения их никогда не были канонизированы — в отличие от самого Священного Писания.

Сын Логос 24.09.2020 Алифат Усинов
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Скажите пожалуйста, почему Сверхличность Божества, Его Слово (Логос) в Новом Завете называется Единородным Сыном? Мне, как мусульманину, поначалу было очень трудно отличить в слове "Сын", где говорится об Иисусе как о человеке, а где о Логосе.
Почему Логос, это именно Сын Божий, а не Мысль, Мудрость?
Не понимаю эту аллегорию.
Для мусульманина, который не знает Новый Завет, на первый взгляд может показаться, что здесь речь идёт о нескольких богах. Бог-Отец, Бог-Сын и т.д.
Если эту аллегорию применить по отношению к человеку, то получается, что наши мысли, наши слова, от которых начинается творчество человека, взаимодействие человека с окружающим миром, также является "Единородным Сыном"?



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алифат, мир Вам!

Конечно, наши мысли и слова никак не могут сравниться с таковыми у Бога. Он Сам сказал об этом:

Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь (Ис.55, 8)


Хотя человек и сотворён по образу и подобию Его (Быт.1, 26), но это только образ и подобие...
Вот почему наши мысли и слова не являются Единородным Сыном, а Его Слово – именно таково:

Единородный Сын, сущий в недре Отчем (Иоан.1, 18).


Действительно, задумаемся: Слово Бога – сотворило Свет. Следовательно, оно – светоносно, ведь невозможно передать то, чего сам не имеешь:

Был Свет истинный... (Иоан.1, 9)


Слово Бога сотворило жизнь. Значит, Оно само – живое, иначе как могло бы передавать жизнь? –

В нём была жизнь, и жизнь была свет человеков... (Иоан.1, 4).


Слово Бога творит человеческую личность. Следовательно, Оно само является Личностью с собственным самосознанием:

Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан.1, 18).


Иначе получилось бы, что Слово (не дай Бог!) тёмное – породило свет; мёртвое – породило жизнь; безличное – породило личность... Может ли быть такое?!..
В Коране также находим, что Слово имеет имя и является личностью:

Вот сказали Ангелы: "О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о Слове от Него, имя которому – Мессия Иса, сын Марьям. (3, 45, перевод Э. Кулиева)


Также Святой Дух, которым Бог поддержал Ису, сына Марьям, согласно мусульманскому пониманию, носит имя и является личностью:

Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибрилем). (2, 253, тот же перевод)


Согласно традиции Ислама, здесь подразумевается ангел Гавриил (Джибрил). Таким образом, и Слово, и Дух – личности в Коране!
Конечно же, при этом Слово – Лицо, атрибут, сторона, свойство, Ипостась Единого Бога...

Д. Щ.

о молитве 08.01.2020 Салим Анав
 Мир Вам!

Вот что писал о молитве Мар Исхак Ниневийский (Исаак Сирин):
"Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим.Будь премудр в молитве твоей,чтоб сподобиться славных даров.

Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное,соответственно разумному желанию твоему.Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя.
Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным.
Просящий ничтожного у Царя честь Его унижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотениям чрева.

Если кто попросит у царя небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказывавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением.
Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Небесного Царя — смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь у Владыки их:
они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит Небесного; напротив того они огорчаются на того, кто, оставив Небесное, просит своей грязи".

Но ведь именно это пытался донести до людей величайший Учитель:

"Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом".

"Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его..."

"...если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него".

С другой стороны у человека, искренне ищущего Господа, может сложиться такое же ощущение, как у одного хасидского наставника:

"Он обращался к Всевышнему с мольбами и просьбами,идущими от самого сердца...но ему казалось,что отдаляют его от служения Господу всеми видами отдалений,как будто бы не желали его вовсе.
Видел он,что дни и годы проходят,а он по-прежнему далек от Господа и не сподобился близости к Нему вовсе...Тем не менее он лишь укреплялся в своем стремлении и места своего не покидал.
Множество раз он падал духом, видя, что, несмотря на все его молитвы, просьбы и настояния о том,чтобы воистину приблизиться к Господу, как будто бы и не глядят на него.
Пав духом, он бывало,по нескольку дней не обращался к Всевышнему, а затем случалось ему одуматься и устыдиться того,что усомнился он в Божественном милосердии...и снова он обращался к
Всевышнему с мольбами и просьбами от всего сердца и так повторялось раз за разом".

Не про нынешние ли времена изречено пророком? -

"Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних.
И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его".


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим Анав!

Спасибо за присланные размышления.

мысли 03.01.2020 Руслан Ирон
 Мир Вам!
Подскажите, пожалуйста, мысль приводит в движение страсти или страсти - мысль?
И как все-таки бороться с греховными помыслами? Возможно ли это?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан Ирон!

Традиционно считается, что воля — первичнее мысли и чувства. Перенаправление воли, затем перенос мысли на иное, а также обращение чувства к другим областям бытия — всё это даёт возможность удаляться от зла. Не бороться, а именно удаляться:

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
Это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. (Прит. 3, 7–8)


Еврейское сур — «отстраняйся», «удаляйся». Т. е. — старайся перевести «взгляд» воли, мыслей, эмоций — на другое.

Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек… (Пс. 36, 27)

Нужно не только «переводить взгляд» со злого — на доброе, но и активно делать добро. Тогда будешь «всегда живым» — «жить вовек», т. е. жить с Богом.

…Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф. 6, 21)

«Сердце» — мысль и чувство — обращается туда, где человек видит «сокровище своё». Сделай «сокровищем» нечто иное — и там будет «сердце» твоё.

Вопросы по книге Псалтирь 30.12.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникли вопросы по кн. Псалтирь.
1) Псалом 62. Можно ли понимать его так: стих 2 ,, Тебя от ранней зари ищу я,, Ранняя заря - это то светоносное состояние, в котором пребывал дух до своего грехопадения, то есть он пребывал в общении с Богом. Затем он отпал от Бога, стал воплощаться в материальном мире, то есть стал томиться ,.в земле пустой, иссохшей и безводной,, И вот дух Псалмопевца с той поры не перестает искать Бога. Он желает снова вернуться в райские обители ,,чтобы видеть силу Твою и славу твою, как я видел тебя во Святилище? Возможно ли таким образом, понимать эти стихи Псалма?
И второй вопрос. Псалом 96, стих 12 . Как понять слова ,,славьте память святыни Его,, ? С уважением Анатолий.
--
Анатолий Игоревич


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Толкование Пс. 62 у Вас интересное. В этом же духе проинтерпретируйте и Пс. 96, 12: память о том же святилище, что в Пс. 62, 3. В том и другом случае в оригинале ко́дэш — «святилище», «святыня», «Храм».

Толкование стиха Исайи 55, 8 26.12.2019 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Я просил Вас истолковать следующий стих у Исайи 55, 8, потому что он не такой простой как кажется на первый взгляд, и не только в Ис. 55, 8 (shchedrovitskiy.ru/Quests.php?message=3516).

Повторю. Читая разные переводы натыкаешься на, казалось бы, такое мелкое несоответствие, так в старых переводах читаем:
«Мои мысли — НЕ ваши мысли, Ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55, 8).
А в современном русском переводе (издание 2011 г.) читаем так: «Мысли ваши — НЕ Мои мысли, Мои пути НЕ ваши пути, - говорит Господь».
Казалось бы все ясно: ваши мысли такие мелкие, низкие, грязные, такие же и пути ваши, которыми вы ходите, сплошное зло.
Но, обращаясь к Писанию, мы находим, что не все так просто, и это в который раз заставляет нас возвращаться к вопросу: а в чем же человек свободен?
Господь говорит нам:
«Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14, 24).
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9).
«От Господа направляются шаги человека» (Притч. 20, 24).
«Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем 7, 16).
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23).
Можно еще привести, что говорит Господь о путях человека, но этого достаточно.
Так вот, перед «ваши пути» должно стоять не «НЕ», а «НИ», потому что «НИ» это не отрицание, а подтверждение, что ваши пути это Мои пути, т.е. по Моей воле вы странствуйте в этом мире, и куда Я благословлю, по тому пути вы и пойдете, хотя ваши мысли, ваши желания и стремления не совпадают с Моим.
Но если «НИ» заменяется на «НЕ», то это совершенно искажает внутренний смысл. Мне хотелось услышать Вашу версию, и я услышал.
Мы же не сомневаемся, что «закон духовен» (Рим. 7, 14).
Но остановимся на этом.
С уважением, Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Вы подняли тему о Предопределении и свободе воли. Буквальный перевод Ис. 55, 8:

Ибо не Мои мысли — ваши мысли, и не ваши пути — Мои пути, — слово Господа. (Ис. 55, 8)

Следующий же стих (9) содержит вновь противопоставление путей и мыслей Его — таковым же у человека. Буквальный перевод:

Ибо возвышены небеса пред землёю, — так же возвышены пути Мои пред путями вашими, и мысли Мои — пред мыслями вашими. (Ис. 55, 9)

В обоих этих стихах подчёркивается непреодолимое различие между мыслями — и мыслями, путями — и путями...
Поэтому вывод, что следует, якобы, понимать наоборот — что «ваши пути это Мои пути» — представляется мне удалённым от смысла приведённой цитаты.

Песня «Ржаная корочка» 07.11.2019 Елена Ивановна Ушакова
 День добрый, Дмитрий Владимирович.
Обращаюсь к Вам как автор музыки к Вашему стихотворению «Ржаная корочка». Благодарю Вас, за размещение информации о песне у себя на сайте. Отправляю аудиозапись, где качество получше, чем на видео. Извините, что заранее не согласовала с Вами исполнение. Это одна из моих первых песен, родилась как забава для исполнения с детьми на сцене православного лагеря Грушинского фестиваля, тогда же песня была удостоена диплома лауреата.

С уважением и поклоном,
Елена Ивановна Ушакова



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена Ивановна!

Благодарю Вас за музыку и желаю успеха, а также всех благ духовных и душевных!

Ставки на спорт 04.11.2019 Сергей Кучугурный
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.

Как человек сведущий в Библии, подскажите пожалуйста, есть ли в Писании упоминание о таком виде деятельности как ставки на спорт и заработка на этом, является ли это грехом? Сейчас это весьма популярно и хотелось бы разобраться в этом вопросе, можно ли верующему человеку зарабатывать на ставках. Благодарю.




Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Среди упомянутых в Писании такой грех не значится. Вообще же грех — это то, что оскорбляет Имя Божье или обижает другого человека. Вот с этой точки зрения и взгляните на Ваш вопрос.

Псалом 120 03.11.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос по Псалму 120, стих 1. Почему псалмопевец возводит свои очи именно к горам? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

Псалмопевец сам отвечает на Ваш вопрос: «Откуда придёт помощь моя». Горы — символ высшего мира, где обитает Всевышний. Возвышая свои мысли и чувства, человек может достигать в молитве этой обители.

Три вопроса от Юрия из Курска 30.10.2019 Юрий Моргунов
 Добрый день, уважаемый Дмитрий Владимирович!

1. В одном из ответов на вопросы вы сказали, что нельзя сжигать календари, листовки, в общем – все, где есть имена Божьи, имена святых. А как правильно поступить с ними, ведь у каждого волей-неволей накапливается этот «запас»?

2. Как вы относитесь к книгам Экхарта Толле и его учению?

3. Интернет – это просто технология или главный инструмент отвлечения внимания человека от Бога?

Спасибо.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!

1. Хранить или кому-то отдавать — и постараться не накапливать...

2. Поинтересуюсь.

3. Интернет, как и любое орудие, — например, топор, — можно использовать и во благо и, с противоположной целью. Впрочем, это же относится и к самой руке человека.

От Редакции:
Ответ от Редакции:

Тема Интернета в обсуждаемом разрезе (ответ на вопр. 3) очень точно и художественно выражена в стихотворении замечательного поэта и драматурга Е.Г. Степанян «Мистер Фолуэлл в Нью-Йорке».

Вопросы по Книге Бытие 05.10.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникли вопросы по кн. Бытие. Вопрос 1: 30,14-17. Почему Рахиль так возжелала мандрагоровых яблок, которые принес Рувим? И если я правильно понимаю, то она продала даже за них свою очередь вхождения к своему мужу Иакову?
И вопрос 2: Быт.13,10. Почему окрестности Содома и Гоморы были так прекрасны, как сад Эдемский, ведь жители этих мест были крайне грешны пред Господом, а ведь как известно «проклята земля за тебя» (Быт.3,17)?
С уважением, Анатолий!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

1. Плоды мандрагоры помогают при бесплодии, поэтому они называются ‹дудаи́м› — «пробуждающие желание». В сознании Рахили это связывалось с мечтой иметь ребёнка.

2. Природные условия Содома должны были, очевидно, явить его жителям милость Божию — и этим расположить их к покаянию, вызвать благодарность Творцу.


Нефеш-терапия 23.08.2019 -
 Здравствуйте Дмитрий Владимирович, еще раз хочу сказать Вам огромное спасибо за Вашу работу и в частности за нефеш-терапию, от себя и от своей семьи, нам очень помогает.

И у меня есть еще вопрос: возможно ли с помощью нефеш-терапии обезопасить себя от повышенной радиации? профилактика при пребывании в районах с повышенным фоном радиации.

Заранее большое спасибо.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая luisanal!

Благодарю Вас за благодарность, да поддержит Вас и Вашу семью Скорый Помощник в бедах (Пс. 45, 2)!
От повышенной радиации: читайте над водой Пс. 37 утром и вечером — и пейте постепенно, в течение как светлого, так и тёмного времени суток.

Учение хасидов о святом и будничном 03.07.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

В свое время Бааль Шем Тов проповедовал, что даже самые будничные наши дела верующий может одухотворить и сделать их святыми. И таким образом вся жизнь может из будничной преобразиться в святую. И возникает такой вопрос. А как же хасиды тогда встречают День субботний? Ведь если вся жизнь одухотворится и станет святой, то исчезнет различение между Субботой и буднями? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

Если ученики преуспевают, то учитель открывает им новые уровни познания. Если будни освящаются, то повышается и степень святости Субботы. Ибо нет предела восхождению в добре и святости: святость Божия для человека недостижима, но? тем не менее, всегда звучит призыв:

…Будьте святы, ибо Я свят… (Лев. 11, 44)

И

...Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф. 5, 48)


Вопрос по книге Деяний Апостолов 03.07.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Во 2 гл. кн. Деяний Апостолов в стихах 17-18 говорится о благословениях Божиих, духовных дарах, которые Господь изольет на людей в последние дни. А вот в следующих стихах 19-20 говорится о чем-то страшном. О чем здесь идет речь? И почему эти слова соседствуют с теми, в которых говорится о благословениях? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!


Проповедь Петра (Деян. 2) объясняет видение пророка Иоиля (2, 28–32) о последних днях «века сего», когда Дух Божий изольётся «на всякую плоть» (ст. 28). Однако «ранний дождь» — излияние Духа на апостолов и учеников Иисуса — следует отличать от «позднего дождя» в конце времён (Иоиль 2, 23). Именно ко времени «позднего дождя» и относятся «страшные знамения», описанные пророком и повторённые апостолом (ср. Откр. 6, 12–17).


«Оправдать Бога» 28.06.2019 Vladimir Kartashov
 Дмитрий Владимирович, здравствуйте.

Прочитав Вашу книгу пришел к мнению, что есть вопросы, на которые нельзя отвечать даже самому себе. Не случайно в книге Иова Господь задает Сатане вопрос: «откуда ты пришел?» (Иов. 1,7).
Происхождение зла необъяснимо. Дело в том, что не только философски невозможно, но и нравственно недопустимо описывать происхождение зла. Так вот, мне кажется, что у зла нет причин, нет оснований – его не должно быть и ни к чему строить такие схемы мироздания, которые рационально и аргументированно показывали бы необходимость зла и предоставляли ему уютное место. «Здесь человеческая мысль претерпевает жгучий соблазн доказать необходимость греха, его неизбежность во вселенском равновесии, и этим «оправдать Бога». Подобает с сугубой трезвостью духа преодолевать эти искушения», – подтверждал эту позицию и о. Георгий Флоровский.
Когда Спаситель пришел к людям – Он не стал им объяснять происхождение зла. «Кто согрешил – он или родители его?», – спросили Христа, показывая на слепорожденного. Ответ был странен: ни он, ни родители его, но это – чтобы явилась слава Божия». А где явилась слава Божия? – На Голгофе. Перед распятием Христос говорит: «Ныне настало время прославиться сыну Человеческому». Прославиться не в смысле стать известным, а в смысле явить подлинную силу Божию. Итак, Сын Божий пришел в мир, чтобы победить зло, а не чтобы его объяснить.
Архим. Софроний (Сахаров) возмущенный видением страданий, обратился к Богу с вопросом «Почему Он допускает?» – и «в ответ я услышал в сердце слова: «Разве ты распялся за них?»...
Такие вот мои мысли...
А какие мысли у ВАС?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Однако же зло — реальность земной жизни, и по-страусиному «зарывать голову в песок», не смея вопрошать о его происхождении, — вряд ли достойно верующего... Иоанн Богослов прямо отвечает на вопрос о происхождении зла:

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (I Иоан. 3, 8)

Мессия учит нас, что диавол —

...Был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан. 8, 44)

Разве не следует нам вникать в эти слова? И не следует ли из них, что источник — «отец» — зла и есть диавол? Что он замыслил зло «от начала»; а что предшествует «началу»? Здесь мы находим первоисточник зла, действующий и поныне: он «говорит ложь» — в настоящем времени! И, конечно, вопрос Бога к сатане:

...Откуда ты пришел?.. (Иов. 1, 7),

– не может говорить о «незнании» Всеведущим первопричины зла...
То же относится и к злу, возникающему в сердце человека и потом выражающемуся в словах и делах. Если мы не станем вникать в причину его, чтобы противостать ему, — зло будет умножаться, и нам это вменится в тягчайший грех! Учитель сказал очень ясно:

…Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
Это оскверняет человека... (Матф. 15, 19–20)

У Марка добавлено:

Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... ...Лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Марк. 7, 21–23)

Итак, Писание объясняет и корень зла как такового, и корень зла в сердце. Зная это, мы вооружаемся против сил тьмы, и совершаем усилие для достижения Царства Божьего. Не зная же, как победим? Как Вы думаете?!..

Исайя 55,8 26.06.2019 Pavel D
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Читая Исаию 55, 8, я встретил некоторое несоответствие в переводах: так в издании 2001 года и ранее этот стих читается так: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь».
А в «современном русском переводе» изд. 2011 года этот стих читается так: «Мысли ваши — не Мои мысли, Мои пути — не ваши пути, — говорит Господь».
Обратите внимание: в первом случае читается так: «НИ ваши пути — пути Мои, говорит Господь», во втором случае — так: «Мои пути — НЕ ваши пути, — говорит Господь».
Может это описка, или непонимание, или другое толкование? Как Вы считаете?

С уважением, Александр


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Приведённые Вами переводы по смыслу, конечно, совпадают. Буквальный же перевод с оригинала таков:
«Ибо не мысли Мои — мысли ваши, и не пути ваши — пути Мои, — слово Господа».


Встречи с Д.В. Щедровицким 04.06.2019 Афанасьев Виктор
 Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, ведёт ли сейчас Дмитрий Владимирович какие-либо курсы в учебных заведениях, проводит ли семинары и лекции для широкой аудитории, планируются ли встречи с читателями?

Спасибо.
Всего доброго.


От Редакции:
Уважаемый Виктор Афанасьев!

В настоящее время Д. Щедровицкий работает над несколькими книгами, и публичных выступлений у него пока не предвидится. Однако ответы на поступающие от читателей вопросы Д. Щ. возобновил.

С уважением,
Редакция cайта.

Воскресение Христа для иудеев 02.06.2019 Maxim Babi
 Добрый день Дмитрий.
Помогите разобраться.
1. Апостол Павел, когда доказывал воскресение Иисуса в синагоге (Деян 13:16-33), приводит место из (Пс2:7)
«И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
Этот стих приведен в контексте воскресения Христова, и так что рождение Христа связано тут с воскресением Его. И что знали евреи такого, что это место из второго псалма должно было доказать им, что это написано Давидом о воскресшем Христе?
2. Второй вопрос подобен, в послании Евреям, говоря о превосходстве Христа перед Ангелами, Павел говорит Евр. 1,5:
«Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой: Я ныне родил тебя»? (о чем говорится тут? о воскресении ли?) еще: «Я буду Отцом, а Он будет мне Сыном (когда это произошло, Бог стал ему Отцом и Родил Его)?
В контексте этого интересен и 6 стих: также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит «и да поклонятся Ему все ангелы Божии»
Когда Он ввел Христа во вселенную, и когда ему поклонились Ангелы?
С уважением,
Максим Бабий


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Максим!

1. В некоторых древних рукописях сказано, что при крещении Иисуса раздался голос:

«…Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…» (Пс. 2, 7)


Таким образом, явление Сына в Иисусе связывается с его крещением и нисхождением Святого Духа. Да и в канонических текстах указание на его сыновство даётся в контексте крещения:

...Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф. 3, 17)


Для иудеев времён Иисуса стих Пс. 2, 7 и был свидетельством о сыновстве Мессии по отношению к Богу. Ведь о том, что он сын Давида, им было хорошо известно (Деян. 13, 23). Но уже в пророчестве Нафана говорится, что Мессия как сын Давида будет также и Божьим Сыном:

...Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
...Я утвержу престол царства его на веки.
Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном...
...Милости Моей не отниму от него... (II Цар. 7, 12–15)


«Утвержу престол царства его на веки» — ясно, что речь идёт не о царе Соломоне, который не царствовал вечно... Сын Давидов будет и Сыном Божьим, — вот что объяснял Павел иудеям. Чудо же воскресения из мёртвых приводится во удостоверение того, что Иисус — Мессия.

2. В начале Послания к Евреям говорится о Сыне Божьем как Его Слове, Которым было всё сотворено:

...Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. (Евр. 1, 1–2)


Следовательно, и далее (стихи 3–14) речь идёт о Предвечном Сыне, а не о человеческой природе Иисуса.
Царь Соломон в связи с творением мира упоминает Сына Божьего:

Кто восходил на небо и нисходил?.. Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его? знаешь ли? (Прит. 30, 4)


Предвечное Слово — это также Премудрость:

«…Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони…
Я родилась, когда еще не существовали бездны...
Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там…» (Прит. 8, 22–27)


О поклонении ангелов Предвечному Сыну — Слову Божьему («И сказал Бог...» – Быт. 1, 3) пишет апостол в Евр. 1, 5–6 и далее. Интересно, что, цитируя слова Нафана (II Цар. 7, 14), Павел (Евр. 1, 5) понимает их в смысле предвечных отношений между Отцом и Сыном — Его Словом.

Основа греха 29.05.2019 Руслан Ирон
 Подскажите, насколько верно сказанное в данной статье:

«Первый грех – Адама – «таава». Страсть. «И увидела женщина... что желанно оно для глаз...»
Второй грех – братьев Йосефа – зависть. «И завидовали ему братья...»
Последний грех разведчиков – страх. Все фобии человека идут от этого греха.

Вернемся к греху золотого тельца. Хазаль обьясняют, что этот грех имеет своим корнем иллюзию, обман зрения.
Сатан показал сынам Израиля «картинку»: Моше умер и т.д. И поэтому они сделали тельца.
Это сила воображения – ложные ассоциации, не имеющие ничего общего с действительностью, порождающие суеверие и идолопоклонство.
Поэтому «сила воображения» – это одно из имен дурного начала.

В сущности – также ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГРЕХАХ МЫ МОЖЕМ НАЙТИ ИГРУ ВООБРАЖЕНИЯ И ИЛЛЮЗИЮ КАК МОТИВ ГРЕХА.
В грехе древа познания – «И станете подобны Б-гам». В грехе братьев Йосефа – братья вообразили, что Йосеф желает над ними царствовать.
Разведчики решили, что «сильнее он нас». Общее во всех этих грехах – что все это игра воображения и ничего более.
Если основной грех – это иллюзорное восприятие действительности, то, по-видимому, основная тшува – это оставить иллюзии и вернуться к Вс-вышнему.

Действительно, ли основой грехопадения является сила воображения (коах hа-медаме)?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

Думается, корень греха — не в иллюзии и воображении. Чаще всего принимающий иллюзию за действительность — «сам обманываться рад». Такое восприятие жизни соответствует его эгоистическим желаниям — и потому приветствуется его душой. Корень зла — в направлении желания, в цели любви.

…Ибо корень всех зол есть сребролюбие... (I Тим. 6, 10)

Древнееврейское ‹кэ́сеф› означает и серебро, и желание. Потому «сребролюбие» можно понять в более широком смысле — как эгоистические стремления в целом.

Привязанность к миру (ответ на вопрос Дмитрия Владимировича) 17.05.2019 Салим Анав
 Здравствуйте.
Хотелось бы ответить на вопрос Дмитрия Владимировича: «следует ли «оторваться от привязанности к этому миру» — или стараться любить, сострадать, помогать? Как Вы думаете?»

לא יהיה בך אל זר

Да не будет ВНУТРИ ТЕБЯ бога чуждого (Теилим 81:10)

Помнится, в одной из лекций Вы сказали примерно следующее: «Богообщение является величайшим блаженством».
Однако, открываем первые главы книги Берешит. Написано: «нехорошо человеку быть одному». Первый человек почувствовал себя «ло тов», пребывая в саду блаженства, общаясь с ангелами и самим Отцом... А затем «послушал голоса жены» и нарушил волю Творца. Променял величайшее наслаждение на привязанность к женщине. Какое ужасное падение!
Как же тут не процитировать суфийских мастеров:
«Я отрекся от этого мира, а женщина – часть него» (Малик ибн Динар)
«Кто женился, тот предал себя этому миру» (Абу Сулейман)
«Я кормлю собаку, а она охраняет меня, когда я сплю. Это лучше, чем кормить жену и детей, КОТОРЫЕ БУДУТ ОХРАНЯТЬ МЕНЯ ОТ БОГА» (Зун-н-Нун Мисри).

Вспомним о поколении Исхода, которому были явлены удивительные чудеса. Многие ли из них достигли Земли Обетованной?

«Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
(И культ золотого тельца как символ привязанности к материальным ценностям).

Апофеоз неприятия людьми своего Отца – слова, сказанные Всевышним пророку Шмуэлю:
«Ибо не тебя они отвергли, но ОТВЕРГЛИ МЕНЯ, ЧТОБ Я НЕ ЦАРСТВОВАЛ НАД НИМИ».

«ВЫ БУДЕТЕ ЕМУ РАБАМИ; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и НЕ БУДЕТ ГОСПОДЬ ОТВЕЧАТЬ ВАМ ТОГДА.

Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: НЕТ, пусть царь будет над нами, и МЫ БУДЕМ КАК ПРОЧИЕ НАРОДЫ»

Желание быть, как все-опять же, привязанность к этому миру.

Как Вы считаете, возымеет ли проповедь Слова успех в век технического прогресса, когда философы и ученые объявили, что «Бог умер», а библеисты низвели Писание до уровня «компиляций и пророчеств, записанных задним числом»?
Опыт человеческой истории показывает, что идея царства Бога потерпела полный крах.
Люди, движимые животными инстинктами, все время воевали и уничтожали себе подобных из-за куска хлеба и земли. Что же лежит в основе всего этого?

«Главный грех души – это отречение от Бога через привязанность к этому миру». (С.Н. Лазарев)

Может ли человек, привязанный к этому миру, любить, сострадать и помогать?

«Не любите мира, ни того, что в мире: КТО ЛЮБИТ МИР, В ТОМ НЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ».

Несомненно одно, если Всевышний не вмешается, человечество стараниями «сильных мира сего» уничтожит само себя.

Словами следующей притчи Мессии можно кратко описать всю историю взаимоотношений рода человеческого со своим Небесным Отцом:
«Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Но граждане НЕНАВИДИЛИ ЕГО и отправили вслед за ним посольство, сказав: НЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ ОН ЦАРСТВОВАЛ НАД НАМИ».



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим Анав!

Вы правы, что Писание учит отречению от «мира сего». Но что́ именно подразумевается под «миром сим»? Призывая «не любить мира», апостол Иоанн уточняет:

Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (I Иоан. 2, 16)

Эти три признака «мира сего» соответствуют трём вещам, которыми прельстилась Ева:

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание... (Быт. 3, 6)

«Хорошо для пищи» — «похоть плоти»! «Приятно для глаз» — «похоть очей». «Даёт знание» — «гордость житейская». Всё это признаки полного эгоизма, «отсекающего» душу от Бога...
Но ведь при этом апостол объясняет, и что́ в этом падшем мире следует любить — вплоть до полного самопожертвования:

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга...
...Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев... ...И мы должны полагать души свои за братьев...
...Станем любить... делом и истиною. (I Иоан. 3, 11–18)


Итак, души братьев, обитающие во тьме мира сего, — вот цель нашей любви и всей деятельности!
Выходит, нужно стремиться не к самоуединению, но к деятельной любви, к помощи тем, кто страдает от бедствий мира сего, порожденных внутренним злом самого человека...

Греховная природа человека 18.04.2019 Руслан Ирон
 Здравствуйте.
Вопросы уважаемому знатоку Писаний:

1) Cогласны ли Вы с характеристикой людей, данной Руми в Маснави (дафтар 2: 251-252)?

Большинство людей – ЛЮДОЕДЫ,
Не слишком полагайся на их приветствия.
Сердца всех людей – обители дэва,
Не поддавайся на уловки людей-дэвов.

2) Можно ли сказать, что зерна падения человека заложены уже в этих словах: «нехорошо быть человеку одному»?
Человек почувствовал себя одиноким, имея общение с Царем Царей, оградился от своего Отца.

3) Возможно ли соотнести основы греха со словами апостола Иоанна (1Ин. 2:16)?

тов ле-маахаль – похоть плоти
таава ла-эйнаим – похоть очей
нехмад ле-аскиль – гордость житейская

Что все-таки обозначают первые две основы, учитывая, что в кожаные одежды души облеклись позднее?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

1. Руми говорит притчами. Поэтому буквально понимать его нельзя: не у всех людей сердца злые.
2. Действительно, человек «уединился» ещё в раю. Некоторые толкователи связывают это со страхом, возникшим у Адама в связи с запретом и угрозой смерти (Быт. 2, 17–18).
3. Основание для соотнесения есть. Что касается «плоти» и «очей», то ведь есть тело духовное (I Кор. 15, 44), есть и духовные очи (Откр. 6, 1–2).

Сердце человека 31.03.2019 Elena Yakovlev
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В Евангелии написано «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23). А в Притчах 4:23 написано «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни».
И у меня возник такой вопрос: что такое сердце, это душа или дух или что-то другое?Заранее благодарю.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

«Сердце» — это наш внутренний человек, истинное наше «я», хранящее «источники жизни» — непосредственную связь с Отцом, оживляющую весь состав нашего бытия.

Нет другого имени, которым нам надлежало бы спастись! 11.03.2019 Александр Клименко
 Добрый день, Дмитрий Владимирович! Спасибо Вам за Ваши труды. Очень интересно и назидательно для духа. Во время прослушивания Ваших лекций на христианскую тему, у меня возник к Вам один вопрос. Верите ли Вы, что человек спасается только Христом, что именно Он есть дверь в вечную жизнь, именно Он путь в вечную жизнь, и без веры в Него человек не унаследует вечную жизнь от Бога.
Задаю этот вопрос потому что заметил, что Вы в своих лекциях, почему-то говоря о спасении и вечной жизни, как-то уходите от указания самого важного условия для нашего спасения, - а именно того, что мы спасаемся только лишь верой во Христа и входим лишь Этими вратами.
И еще, скажите, пожалуйста, Вы сами явлаетесь христианином, рожденным от воды и Духа? /Деян. 3:3-6/.
Спасибо за ответ. С миром!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Вы пишете, что мои «труды» «очень интересны и назидательны «для духа». А далее сомневаетесь относительно моего «рождения от Духа». Как же тогда — относительно «соображения духовного с духовным» (I Кор. 2, 13)? Живое понимание может входить в конфликт с догматическим мышлением. Важно, чтобы живые ростки пробились и победили...
Задам и я Вам встречные вопросы.
1. Почему человеку, спросившему вечной жизни, Иисус ответил:

...Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. (Матф. 19, 17)

Почему он не сказал, что достаточно одной веры в него, Иисуса?
2. Почему его любимый ученик Иоанн пишет в своём пророчестве о необходимости сохранять заповеди Божии? Ведь дракон —

...Пошел, чтобы вступить в брань с сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. (Откр. 12, 17; ср. с Откр. 22, 14)

3. Почему в Царство Божие войдут не благодаря одной вере (о которой Царь даже и не спрашивает), а потому, что накормили голодного, напоили жаждущего, приняли странника, посетили больного, пришли к заключённому (Матф. 25, 34-40)?
Ответьте — и продолжим беседу о том, что такое спасительная вера...
Да поддержит Вас Милосердный Отец!


О книгах не вошедших в канон 05.03.2019 Салим Анав
 Мир Вам.
В вводной лекции к книге «Введение в Ветхий Завет» есть такие строки:
«Эти книги необычайно интересны, а многие из них доносят до нас ЧИСТОЕ И НЕПОВРЕЖДЕННОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ.
Некогда они были изъяты и отброшены как несоответствующие определенным догматическим положениям, хотя до этого имели широкое распространение».
Можете пояснить, какие именно из книг, не вошедших в официальный канон (кроме книги Еноха), не были искажены и сохранили учение Истины?
Заранее благодарю за ответ.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим Анав!

«Доносят чистое Учение» — это не значит, что они целиком приемлемы в доступных переводах. Нужно найти (или знать) оригинальный текст.

Вопросы по книге Пророка Аггея 03.03.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникли вопросы по книге Аггея.
Вопрос 1: Глава 2 стихи 10-14. Никак не могу понять о чем здесь говорит пророк?
И вопрос 2: Глава 2 , стих 8. Здесь пророк говорит о грядущем приходе Мессии. И вот этот стих непонятен. К чему здесь упоминается золото и серебро? И то, что Господь говорит, что они Его?
С уважением, Анатолий



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Аггей 2, 10–14. Святость и чистота не передаются механически («прикосновением»), но грех и нечистота — напротив, передаются. Для этого достаточно просто не бодрствовать.
Аггей 2, 8. Всё драгоценное («серебро и золото») принадлежит Господу. И самое «желаемое» народами (см. ст. 7), т. е. Мессия, — от Него!

Книга Юдифь 27.02.2019 Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос о книге Юдифь. Вопрос о ее историчности. В какое время происходят описанные там события? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

Олоферн — военачальник царя Навуходоносора. Следовательно, время событий — первая треть VI в. до Рождества Христова.



[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |