Здравствуйте Дмитрий Владимирович! Слушая Ваши лекции, читая Ваши книги и исследуя Писание, утвердился в мысли, что я не соответствую церкви, членом которой я являюсь. На многие утверждения, которые я слышу в церкви, я уже не могу утвердительно сказать "аминь", потому что я считаю это заблуждением, или "традиционным мнением", но не Христовым учением. Не вникая в подробности, не ссорясь, я заявил о своем выходе из данной общины - пятидесятнической евангельской церкви. Мне поставили условие, что выйти я могу, если скажу куда, в противном случае могу быть исключен из церкви, другими словами просто изгнан, как паршивая овца. Мой вопрос в следующем, если вы обладаете информацией о служении, подобном Вашему, но во Львове, тогда прошу дать мне такую информацию. Просто уйти, но никуда не прийти - это не то, что я добиваюсь. Мне нужен Бог! Мне нужно общение с глубоко верующими, но не такими, которые забыли, кто такой Бог и идут куда-то просто по инерции. С Вашим ответом, что любовь должна быть взаимной, но не однобокой полностью согласен. У меня нет обид, я ни с кем не ссорился, мои претензии скорее к "человеческим учениям", которыми полны сегодняшние церкви. И как же быть с советом из Писания: "Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить"? (Фил.3:16)
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Дмитриевич!
Вопрос у Вас — серьёзный, жизненный! Вот Вы привели слова Флп. 3, 16. Но обратите внимание: в этом стихе — «мы», а не «я»! «Мыслить и жить» — должны «мы», в любви, согласии, единении! Да и далее: «Подражайте, братия, мне…» — апостолу можно подражать, только пребывая в братском общении с другими верующими. Заповедь о братолюбии намного важнее всех частных несогласий и расхождений! Пример Иисуса, который общался с учениками, намного (мягко говоря!) уступавшими ему в познании (и во всём прочем!) — должен наc вдохновлять!
Если вы иначе мыслите, больше поняли, — почему же нужно забывать о любви к другим братьям и сёстрам, отвергать «слабейшие» или даже «неблагообразные» члены тела Церкви, которые, на поверку, могут оказаться «гораздо нужнее»?!
Советую Вам: приложите все усилия, чтобы примириться со своей общиной, остаться в ней! А что Вы считаете нужным совершать дополнительно в делах веры (Праздники, Субботы?) — совершайте, не навязывая прочим, «не достигшим» этого…
Поймите: за Вашим выбором может стоять не до конца осознаваемая гордыня — мол, я лучше, умнее, бо́льшего достиг… А ведь «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (I Пет. 5, 5, см. в контексте — «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием»).
Не имея любви (или остыв в любви) к тем собратьям, которых знаете, — как и почему обретёте любовь к тем, кого не знаете?!. Если братья «забыли, кто такой Бог», — не уставайте напоминать!
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопросы по Посланию к Евреям, 1 глава. Скажите, правильно ли я понимаю, что с 1 по 4 стихи говорится о Сыне, Слове Божьем (Логосе), и что это именно Сын (Логос) совершил очищение наших грехов (ст. 3), и Он же превосходнее ангелов, потому что ангелы существа Им (Логосом) сотворенные. И поэтому, как я думаю, далее в ст. 5 дается цитата из 2 Псалма: "Ты Сын мой Я ныне родил тебя". То есть Сын, Слово, непосредственно родилось, вышло из недр Отца. А ангелы, получается уже творились этим Словом, как бы опосредованно. Если я правильно это понимаю, то тогда я не могу понять вторую часть этого же 5 стиха: "Я буду ему Отцом, и Он будет мне сыном". Ссылка от этой цитаты на кн. Царств и Паралипомменон. Но, там уже эти слова относятся к человеку, а не к Логосу? Как тут правильно понять?
С уважением, Анатолий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Евр 1, 5: отсылки к тем местам Писания, где эти слова относятся к Мессии, имеют особый смысл:
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною… (Евр. 9, 11)
Логос обитает в Мессии, как в своей Скинии, Храме. Поэтому темы Логоса (Евр. 1) и Мессии (2,) в этом Послании постоянно соседствуют и переплетаются.
Уважаемый Дмитрий Владимирович,
обращаюсь к Вашим обширным историческим знаниям: есть ли подтверждение независимыми от Евангелия источниками существования традиции отпускать на Пасху одного преступника? Вопрос вызван следующим: Владимир Славинский в опусе, посвященном истории европейского антисемитизма, утверждает, что такой традиции не было http://botinok.co.il/node/85518. В этой, преследующей благородные цели, статье автор часто оперирует умозаключениями вместо источников. Так была традиция или нет? В данном случае речь идет о достоверности Евангелия.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Михайлович!
Об узаконенном обычае римских властей отпускать узников иудейских по праздникам — сообщений, действительно, нет. Упоминания о подобных греческих и римских обычаях во время языческих празднеств — к делу относятся мало. Обратите, однако, внимание на конкретику сказанного:
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать... (Матф. 27, 15)
«Правитель» здесь — лично Пилат, и нет оснований думать, что отпущение узника непременно было узаконено римской властью. Импульсивный, жестокий и непоследовательный Пилат имел свои собственные «обычаи», которые вряд ли могли быть исторически засвидетельствованы вне текста Евангелий — как и частные прихоти других властодержцев.
О том же говорит и Марк:
На всякий же праздник отпускал он... (Марк. 15, 6)
— он (лично), а не по закону или традиции общеримской! — и Лука:
А ему и нужно было… отпустить... (Лук. 23, 17)
— это было нужно ему, Пилату, это было его решение… — и Иоанн:
Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху… (Иоан. 18, 39)
— Пилат ссылается лишь на себя («Я»), а не на других правителей.
Вот, полагаю в чём разрешение трудности. И четыре евангелиста единогласны в свидетельстве об этом «обычае Пилата»!..
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Благодарю вас за отзывчивость и терпение, и прошу ещё уделить внимание следующим моментам.
1. О каких умерших идёт речь в 1Фесс.4:13: о всех или о новозаветних (церкви)?
2. Какое пришествие Христа описывается: видимое или невидимое для мира или другое какое?
3. Если это второе пришествия Мессии, то это начало 1000-летнего царства на земле или начало вечности, где плоти нет?
4. Если это начало 1000-летнего царства на земле, то кто изменится и почему, а кто нет? Ведь если изменимся, значит нет смерти, болезни и т.п., а в Мессианском царстве будут таковые.
5. В Гал.3:29 сказано, что мы наследники обетований, каких именно: земных или небесных? Например как некоторые делят Израилю - землю, а Церкви - небеса.
6. Какое время описано в Откр.11:15-17 - когда воскрес Христос или когда придёт?
7. Совпадают ли события, описанные в 1Фесс.4:13 и Откр.20:4?
С уважением, Владимир
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
1. I Фес. 4, 13: говорится об «умерших в Иисусе» (см. ст. 14), т. е. о верующих.
2. Пришествие описывается видимое — см. далее:
…При возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба … (I Фес. 4, 16),
— как же это можно скрыть?!
3. Начало — того и другого:
…Один берется, а другой оставляется… (Матф. 24, 40)
Достигшие любви (I Кор. 14, 1), будут «восхищены на облаках» (I Фес. 4, 17), а не достигшие — продолжат совершенствоваться на Земле, в 1000-летнем Царстве. Слова: «восхищены будем на облаках» — относятся к тем, кто «сами научены Богом любить друг друга» (см. выше, ст. 9).
4. «Изменимся» (I Кор. 15, 51) — относится к достигшим любви, ведь им будет дано «облечься в бессмертье» (там же, ст. 53). Оставшиеся же на Земле ещё будут смертными (Ис. 65, 20).
5. Гал. 3, 29 — наследники всех обетований, данных Аврааму (там же, ст. 16).
Благословения Аврааму — тройственные: 1) «благословятся в тебе» (Быт. 12, 3); 2) «пройдёт народ великий… и благословятся в нём (18, 18); 3) «благословятся в семени твоём» (22, 18). Итак, кто достиг единения с самим Авраамом (по духовным свойствам!) — получает первое благословение; кто приобщился к народу Авраама, — второе; а кто к Семени (Мессии) — третье. В зависимости от этого — и наследие получают, каждый своё…
6. Откр. 11, 15–17 — после трубы седьмого Ангела (ст. 15), т. е. Второе Пришествие.
Дмитрий Владимирович, здравствуйте! Скоро приближается время, в которое большинство христиан будут праздновать Рождество Христово. В связи с этим у меня вопросы:
1. Праздновали ли апостолы Рождество, и если нет, то с какого времени его начали праздновать и в какие календарные дни.
2. Стоит ли принимать участие в таких празднованиях, и если да, то в каком формате? С уважением, Владимир
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
О Рождестве: апостолы праздновали только Библейские праздники — Лев. 23. О других праздниках — «всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14, 5).
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Недавно посмотрел одну телепрограмму и там обсуждалось следующее. Учащиеся младших классов, которым по 10 лет от роду зверски убили 5 летнего мальчика. И вот оказывается по закону, эти малолетние преступники не подлежат никакой ответственности. Родители погибшего мальчика требовали самого сурового наказания для этих малолетних преступников. Другие говорили, что надо в этом случае наказывать родителей. Вообщем много было мнений, спорили, кричали. И так и не пришли вообщем то ни к чему. И у меня в этой связи вопрос. А вот если бы наше общество жило по Закону Господню, то какое наказание предусматривает Закон для подобных малолетних убийц? С уважением Анатолий.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Традиция определяет совершеннолетие в 13 лет, когда мальчик становится «иш» — мужчиной, а именно «иш» (в Синодальном тексте — «кто»: Исх. 21, ст. 7, 14, 20 и мн. др.) ответствен перед судом.
Но в Писании есть и другое определение:
…Этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе... (Ис. 7, 16)
Словом «младенец» передано «на́ар» — «отрок»; следовательно, со времени, когда ум ребёнка созревает для различения добра и зла, он ответствен за свои поступки.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Корану. Читал суру Сад. И вот в аятах 20-23 описывается случай произошедший с Давидом. Какие то два враждующих меж собой человека проникли к нему, и он рассудил между ними, и понял , что все что произошло от Господа и имеет отношение к нему самому. И написано, что он раскаялся. Но, ведь в Библии сказано, что Давид раскаялся после обличения пророка Нафана? Или же это какой то другой случай здесь описан? Обьясните , что за история? И еще непонятно, если они проникли во святилище, то почему их не предали за это смерти? С уважением Анатолий.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Сура «Сад»: «Святилище» — так Крачковский перевёл слово, означающее «ограду», «обитель» — имеется в виду сад Давидова дворца, а символически — сознание самого Давида. Здесь аллегорически представлено то же самое, что и во II Цар. 12: и тут, и там богатый обирает бедного — отнимая единственную овцу. В Библии об этом рассказывает Нафан, а в Коране действующие лица «являются» сами. Они названы «врагами» Давида, в то смысле, что в них олицетворён грех — «враг» его души. На смысл ситуации указывает аят 26: «Суди же людей по справедливости и не следуй желанию, иначе собьёт оно тебя с пути Аллаха» (пер. Садецкого) — намёк на историю с женой Урии.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Притч. 11,15. Никак не могу понять, а в чем заключалось это ручательство за постороннего? И как эту притчу применить к нашему времени? С уважением Анатолий.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Прит. 11, 15: «посторонний» — так переведено «зар» — «чужой». Духовно чужой, чуждый веры и нравственной честности — опасный союзник! «Ручаясь» за него, т. е. вступая с ним в доверительные отношения, — можно причинить зло самому себе. Это очень важно — в общении и между людьми, и между целыми странами.
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.
Подскажите как урегулировать противоречие в
- Евр.9:10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Евр.7:16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
и
- Рим.7:14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
В первом случае заповедь плотская, а во втором духовая?
С уважанием, Владимир.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Заповедь, являясь духовной (Рим. 7, 14), относится к плоти (т. е. к земной жизни во плоти — см. Фил. 1, 23), знаменуя на этой «плоти» образ высшего, духовного бытия — «образ и тень небесного» (Евр. 8, 5), или «образ настоящего времени» (там же, 9, 9).
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Читал недавно книгу "Развод и повторный брак" Вилле Кун.
И там преподносится учение Христа в противовес учению Моисея о разводе. Хотел бы слышать ваше мнение по этому поводу, а именно по следующим моментам:
1. Правда ли, что Иисус не согласен был с мнением Шаммая относительно разводов, показав, что развод вообще недопустим (Затем он заявил о неразрывности брака: «...уже не двое, но одна плоть». В завершение Иисус подвел итог: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:6). Мог ли Он дать более подробный ответ?).
2. Правда ли, что выражение Иисуса (Матф.19:9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует) ошибочно относят к состоящим в браке, а относится к обрученным до самого бракосочетания, так как слово использованное там не имеет значения прелюбодеяния.
3. Правда ли, что слова произнесённые Моисеем в Втор 24 главе о разводе принадлежат ему лично, а не Богу, ведь Христос да и фарисеи так говорят в Матф.19:7,8; и в подтверждение этому показано Иер 3 глава, которая показывает несогласие Бога с Моисеевым "допущением".
Это важный вопрос для меня, так как это один из главных аргументов людей считающих, что Иисус своим учением отменил Тору.
С уважением, Владимир.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Вся Тора — Божье Слово, Моисей от себя ничего не прибавил и не убавил (Втор. 4, 2).
Иер. 3, 1 — Синодальный текст: «Говорят: если муж отпустит жену…» Но в оригинале «лэмо́р», т. е. «сказано», а не «говорят». Где сказано? — В Торе (Втор. 24, 1–4), это прямая ссылка на текст. Иеремия цитирует Тору, а не противоречит ей. Господня же «милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13): Бог принимает израильтян вновь, хотя они и «уходили к другому» — поклонялись идолам…
Иисус, пришедший «исполнить Тору до последней иоты и черты» (Матф. 5, 17–19), не отменяет закон о разводе (Втор. 24, 1–4), но объясняет его, удаляясь от фарисейского формализма. Он обращается к истории сотворения человека (Быт. 1, 27 и 2, 23–24: «Плоть от плоти моей… ибо взята от мужа… и будут одна плоть») — и запрещает разлучать первичное единение душ тех, кто предназначен быть истинными супругами ( «Бог сочетал» ). В других же случаях развод, очевидно, допустим (сами сочетались, люди их сочетали, как говорят в народе — «не от твоего ребра жена»)…
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, можно ли в субботу приводить себя в порядок (мыться, бриться, стричься, делать причёски, стричь ногти и т.д.) И почему?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
О субботе: очень важно, что́ человек воспринимает как «дело» по отношению к дню Покоя:
…Не делай в оный [день] никакого дела… (Исх. 20, 10);
что́ он ощущает как «осквернение Субботы» (Ис. 56, 2, 6); что́ понимает как «прихоти свои во святой день, обычные дела» (Ис. 58, 13). Пример такого внутреннего, Духом Божьим направляемого выбора приводит сам Иисус, рассуждая о поступке Давида (Матф. 12, 1–8).
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Описывая четыре растения входящие в состав кущи Вы пишете: "Третье растение — «ветвь дерева густолиственного». Это мирт, вечнозеленый кустарник, обладающий приятным запахом, но не приносящий съедобных плодов. Он символизирует тех, кто не изучает Тору, но творит добро".
Я знаю много творящих добро христиан не признающих Тору актуальной, но использующих её как аллегорические прообразы. Они делают много доброго людям и считают такую практику исполнением закона, ссылаясь на новую заповедь Христову Иоан.13:34 и послание Рим.13:10. Правильно ли такое мнение, и к чему придёт такая практика в итоге, как Библия называет таких людей?
С уважением, Владимир
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
О множестве творящих добро христиан сказал апостол:
…От Бога,
Который воздаст каждому по делам его:
Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную… (Римл. 2, 5–7)
Здравствуйте! Дмитрий Владимирович.
Благодарю Бога, дающего нам возможность рассуждать над Его Словом, за ваше расположение отвечать на мои вопросы.
Когда мы читаем описание храма и служения в нём в книге Иезекииля, то возникают вопросы:
1. Почему остаётся "закон жертв", если это уже происходит после Второго пришествия Мессии, к которому относятся обетования? Ведь как-то отвечая на мой вопрос (о законе в Новом Завете 15.05.2013), вы сказали, что
Гал. 3, 19: «Закон… дан… по причине преступлений» — это закон приношения жертв за грехи. Он дан «до времени пришествия семени, к которому относятся обетования» .
Обратите внимание: речь о семени (Мессии), исполняющем обетования. Какие? — Данные Аврааму: «В тебе благословятся все народы» (там же, 3,8). Благословение в полной силе человечество наследует, когда перестанет действовать проклятие (ст. 13: «клятва закона» — т.е. проклятие за его нарушение, см. Втор. 28, 15–68).
А мы видим, что жертвы остаются.
2. Если Мессия — служитель Небесной Скинии, то во время 1000-летнего царства он не будет в ней? Что в это время будет со святилищем, к которому мы сейчас только приступаем?
3. В Евр 10:17,18 написано, что где прощение - уже не надо приношений, а мы их видим в новом Храме, почему?
Мне кажется, что я что-то смешиваю или недопонимаю, подскажите как это разграничить!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
В Третьем Храме жертвы будут приноситься за грехи, совершаемые в Тысячелетнем Царстве:
…Ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. (Ис. 65, 20)
Смерть ещё будет существовать, как и грех, что видно из приведённого стиха. Чтобы грешник не был «проклинаем», останутся жертвы за грехи. Ведь Мессия не искупил будущих грехов человека, и всякий вновь совершаемый грех требует покаяния (а при существовании Храма — и жертвы):
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (I Иоан. 1, 8–9)
В Евр. 10, 17–18: «И грехов их и беззаконий их не воспомяну более» — говорится о прошлых грехах, подлежащих воспоминанию, но не о будущих…
Здравствуйте! Благодарю за ответы!
Дмитрий Владимирович, как вы считаете в Суре 4,159, о чем идет речь? Не уверовал в него до смерти? Чьей смерти? Не уверовали из людей писания, христиан или иудеев? Как вы понимаете этот стих? Обьясните пожалуйста!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
В контексте Суры, где речь идёт об иудеях, аят 159 может пониматься так: каждый иудей уверует в Иисуса прежде своей смерти. Пер. Саблукова: «Из читающих Писание не будет ни одного, который прежде своей смерти не уверовал бы в него»… Речь может идти о предсмертном опыте, в ходе которого Иисус лично является человеку.
Я благодарен Вам,Дмитрий Владимирович, за понятное и доступное изложение темы. Прочитал только одну Вашу статью, но когда прошёл по ссылке на Ваш сайт, увидел много интересного. Буду знакомиться с доселе неизвестным мне. Огромное спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий Михайлович!
«Благодарю за благодарность» и желаю Вам достигать любви (I Кор. 14, 1)!
Рано или поздно понимаешь, Дмитрий Владимирович, что смерть - это крещение. Если бы понимал это за пять минут до естественной смерти, наверно, при определенной смекалке, успевал бы исповедаться, попросить духа покаяния, поплакать и выйти к Образу Всевышнего в чистой незапятнанной одежде покаянного, при благоволении Отца спасения. И думаю, такие есть. А что с нами? С понимающими, что смерть - это крещение? Двигать членами в пользу обездоленных? Отобрать от своих малюток и отдать чужим? Что нам, нищим? Если наши малютки вырастают и бросают отцов - из нищих в нищие, но не добром, а обидой и злом? Нам мечтать о смерти? Искать крещения ради забвения и отчуждения? Чтобы больше не мучиться поборами от государства, школ, больниц, и всех остальных кесаревых фикций... Что нам? Перевести слезы в серебряники? Продать душу за Христа, как придумал Павел или за пару тысяч ради отопления в доме? Добро где-то рядом, но сколько бы его ни было, смерть в виде крещения кажется более интересным вариантом... Или надо забыть про слово "смерть".
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Naranhai!
Выражения «продать душу за Христа» мне ещё не доводилось встречать. Объясните: что это значит? А относительно нищеты:
…Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак. 2, 5)
Вот в этом, полагаю, Ваша проблема. Ведь уже после «Шма» — «Слушай, Израиль!» (Втор. 6, 4) — сказано:
…И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. (Втор. 6, 5)
О том, как «написать эти слова на косяках дверей» и о прочих обрядах — горы литературы. А вот о любви в сердце…
Да, необходимо забыть и о слове «смерть», и о самой «смерти»:
…Я есмь воскресение и жизнь... (Иоан. 11, 25)
…«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». (Еф. 5, 14)
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Спасибо Вам за ответ на мой вопрос, но, если можно, уточните следующее:
1) правильно ли я понял из вашего ответа, что царство Божие у Исайи в главах 65, 66 и духовный мир, в который переходят спасённые люди, расставшись со своими земными телами (подробнее — во II Кор. 5, 1–10; Филип. 1, 21–24), абсолютно разные вещи?
2) правильно ли, что согласно Кор.15:50 (Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления), В Царстве Божием будут как ангелы, а тленного там не будет? И почему если не так, то Павел называет Царством Божиим духовный мир, а не земное Царство?
3) Почему Павел ищет и ждёт духовного мира (фил 1:23), а Пётр (2Пет3:13) земного ЦБ?
4) Почему говоря о разном используются одни и те же термины, и по какому критерию определить, что когда имеется в виду?
5) как понять Откр 5:9-10, если речь идёт о духовном мире, царствующем на земле?
6) Что неверного в таком понимании, что Земное Царство Небесное обещано Израилю, а небесное жилище - Церкви новозаветной?
Если можно, ответьте поподробнее, потому что я вырос на теории замещения, и сегодня в голове много путаницы в этих моментах.
С уважением, Владимир
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
1. Действительно, у Исайи — «на земле» (65, 16) и ещё умирают (там же, ст. 20).
А у Павла — «жилище на небесах» и «вечность» (II Кор. 5, 1), «плоти» уже нет (Филип. 1, 22–24).
2. Духовный мир (развоплощённых или невоплощённых духов) и земной мир (воплощённых духов) апостолы чётко различают. Между Филип. 1, 23 и II Пет. 3, 13 разногласий нет: «новое небо и новая земля» — это уже не старый земной мир, но преображение всего бытия, новая форма существования. Каковы критерии различения? — Духовное познание, откровение, по свидетельству ап. Петра (II Пет. 1, 19–21).
3. Откр. 5, 9–10: поющие находятся на небе (там же, 4, 1) и ожидают Царства на преображённой земле, под новым небом, т. е. новой духовной реальности (Откр. 21, 1–4, 10, 14), в которой невидимое и видимое соединяются.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Спасибо за ответы! Вы считаете, что Павел не вводит второго Божества? Тогда почему
(Евр1,8) А о сыне: престол Твой, Боже,...
(Евр1,9)...посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой...
О каком Сыне говорит здесь Павел? Об Иисусе?, тогда почему он называет Его "Боже"? Или о Единородном Сыне, который Бог? Кто по Вашему Единородный Сын Бога? Кто Первородный Сын и кого? Кто был Христос до рождения Иисуса? Из кого исходит Святой Дух? И кто, мы люди- Души или Духи? И почему все так сложно? Извините за мое непонимание.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!
«Всё сложно» потому, что Св. Писание — это не таблица умножения. Но по мере очищения сердца Созерцаемое становится всё виднее (Матф. 5, 8). Везде, где говорится о Сыне предсуществующем, подразумевается Творящее Слово Бога — Логос (Иоан. 1, 1–5). О составе человека мне пришлось уже говорить — см. «Введение в Ветхий Завет», стр. 45, 48–52.
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович! Выражаю искреннее восхищение Вашими многосторонними талантами, данными Вам Отцом Небесным так щедро! Читаю Ваши книги, слушаю и смотрю лекции. Благослови Вас Господь во всех сферах Вашей жизни.
Вопросы:
1. Из книги «Нефеш-терапия»:
«Величайший из целителей, Иисус из Назарета, также в ряде случаев сочетал духовное воздействие с вещественным:
…Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам… Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Иоанн 9, 6–7)».
Что является духовным воздействием в этом примере?
Заранее благодарю за ответы. Будьте благословенны, Дмитрий Владимирович!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Викторовна!
Иоан. 9, 6–7 — попробуйте произвести то же материальное воздействие без духовного (незримого, связанного с влиянием Духа) компонента: прозреет ли слепой?!
Желаю и Вам поддержки Свыше, благословений Божьих!
Автор книги Дерех Ашем: Моше Хаим Луццато!!? И так я и не понял, если мы воскреснем в преображенном теле, то в каком? В последнем перевоплощении, или встанут все тела, в которых побывала наша душа??? И еще в этой книге написано, что в спинном мозге человека существует частица, которую ничем не уничтожить (думаю вы знаете об этом), я так понимаю что она (частица) находится в каждом умершем теле, следовательно все тела встанут преображенными????
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
М. Х. Луцатто, как и любой теолог, высказывает свои мнения. Они далеко не всегда и не полностью совпадают с учением Священного Писания.
В частности, библейские пророчества о воскресении и преображении тела часто указывают на тело душевное, а не плотское: см. I Кор. 15, 35–56.
Уважаемый Дмитрий Владимирович спасибо вам за ответы! Меня интересует вот какой вопрос: в Исламе нет прощения грехов, а значит излияние Святого Духа не возможно в общине мусульман! И если Мухаммад когда-то верил в искупительную жертву Христа, то почему не осталось даже никакого намека на это в Хадисах или Коране? Или специально кем-то это было изъято??? Ведь без жертвы Христа не понять любовь Божию! Каково ваше мнение? И нет в Исламе отпущения грехов, похоже что они переняли позднюю Иудейскую идею о том, что якобы неизвестно прощены грехи или нет, тайное у Господа! Ведь без сообщения Духом Святым сердцу человеческому о том, что он прощен и очищен, человек по-настоящему не может любить Бога и ближнего, а ведь без признания жертвы Христа это невозможно???
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
О прощении грехов в Коране (все переводы — Садецкого):
А воздаяние за зло — кара, подобная ему; если же кто прощает и идёт на уступки, тому награда от Аллаха… (42, 40)
То же — в Евангелии: «мера за меру», но «милостивые помилованы будут».
… А Он прощает многое… (42, 30, 34)
Итак, учение о прощении грехов содержится в Коране!
О Святом Духе Коран также учит: 2, 87 — Ису Бог «укрепил Святым Духом».
О самом Коране сказано:
Скажи: «Дух Святой открыл это от Господа твоего с истиной, дабы утвердить тех, кто веруют… (16, 102)
Итак, Коран ниспослан Духом Святым для утверждения тех, кто верует в предыдущие Писания, в числе которых — Евангелие! Сравните:
Эта Книга — не в том сомнения — руководство для тех, кто верны долгу своему, кто верует в Незримого… и кто верует в то… что открыто было до тебя… (2, 2–4)
Уже в начале Корана сказано, что он ниспослан для верующих в истину предыдущих Писаний! Вот почему учения этих Писаний, в т. ч. Евангелия, не пересказываются целиком, а некоторые, как сами собой разумеющиеся, не упоминаются в Коране.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Почему Вы считаете, что душевное тело - это физическое тело? Физическое тело - это плоть и кровь, плотское тело.
А душевное тело - это эфирное тело, в которое "облачена" душа человека. В Быт. 2:7 о нем говорится: "И создал Бог человека ПЫЛЬ ОТ ЗЕМЛИ [афар] и Он вдунул в лицо его дыхание жизни [нешама], и сделался человек в душу живую [нефеш]". А далее говорится о создании плотского тела, которое и являлось духовным телом Адама в Раю: "И наложил Бог исступление на Адама, и усыпил; и взял одно [из] ребер его и заполнил ПЛОТЬЮ ВМЕСТО НЕГО [басар] (Быт. 2:21).
После своего грехопадения Адам умер - то есть потерял свое духовное тело ("... и узнали они, что нагие были..." - Быт. 3:7), которое было заменено на одежды кожные (современное плотское тело): "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3:21).
Белые ОДЕЖДЫ (одежды праведности, брачные одежды), символизирующие одеяние [для] Св. Духа, присутствующего в человеке - это задаток будущего духовного тела, которое мы получим при воскресении и которое у всех нас будет подобно Телу Христа.
До получения белых одежд человеческому духу положено воплощаться во многих душевных телах на Земле. Душевное тело формируется бессмертным нефешем. В итоге спасется только одно из душевных тел - тело, получившее белые одежды.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Матвей!
Я никогда не утверждал, будто «душевное тело — это физическое тело». Напротив, всегда различал человека духовного от душевного, а также и от плотского (I Кор. 2, 14–15; 3, 1).
Остальные Ваши рассуждения, в т. ч. такое: «…Говорится о создании плотского тела, которое и являлось духовным телом Адама в раю» (?!) — мне непонятны.
Уважаемый Дмитрий Владимирович, доброго Вам здоровья! Я благодаря Вам разобралась, что Иисус Христос не Бог а Мессия. Он первосвященник христианской Церкви. В своей книге Вы пишите: "Одно из имен Бога в Коране - Господь миров. "Мир" - это вселенная. Если рассматривать Бога Единого без понятия "Троица", то тогда Единый создал не только нашу вселенную, а и мультивселенную, в которой этих вселенных великое множество. Нашу вселенную он создавал 6 тысяч лет. И для нашей вселенной из Единого сотворился Единородный Сын, который стал Царем нашей вселенной. Всю материальную часть (звезды, планеты, Землю) создавал Единый своим Духом жизни. Ну а ДУХОВНУЮ часть создавал уже Единородный Сын или тогда зачем в Библии о Нем Писать? Он создавал наши ДУШИ из своей духовной ткани (Духа Святого), Он наш Отец Небесный и молимся мы, христиане, Ему. Первородный сын Отца Небесного Был Христос (свет) или Слово Бога "Так же, когда вводит Первородного во вселенную говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр1.6) или "Я есмь дверь: кто войдет мною, тот спасется..." (Иоан 10:9). А мы, люди (Души)... суть храм, живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои... Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии"(Кор.6:19). Бог Единый это сложная конструкция, где"Все во всем". А как Вы понимаете Бога Единого, если не брать Троицу, догмы и каноны? Вы очень авторитетный для меня исследователь, и я хотела бы узнать Вашу теорию о Боге Едином.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!
В Вашем письме содержатся идеи, противоречащие Писанию, например: «Единородный Сын… Он наш Отец Небесный». Иисус этому не учил.
Молитва «Отче наш» обращена к Отцу Небесному, к которому Иисус взывает вместе с учениками («Отче наш»).
Иисус, как известно, запрещает даже называть себя «благим»:
…Никто не благ, как только один Бог... (Матф. 19, 17)
Единый Бог создал вселенную («небо и землю»), и Он же сотворил человека как духовное существо — «по образу и подобию» Своему (Быт. 1, ст. 1, 26–27).
Уважаемый Дмитрий Владимирович, доброго Вам здоровья! Спасибо за ответы! Извините за мои стилистические ошибки. Я поняла, что Вы наш наставник и объясняете как правильно понимать то, что написано в Библии, и что именно хотел донести до нас Иисус Христос. Но честно говоря, мне не совсем понятно что же хотел донести евреям Павел в своем послании в 1 главе? Или он Мессию обожествляет или говорит, что Христос Ангел? Вы не могли бы по стихам разьяснить всю 1 главу? Зараннее большое спасибо!!! Мне очень нравится Ваша поэзия!!!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!
Для «разъяснения по стихам» 1 гл. Евр. понадобится целая книга. Ограничусь немногим. Обратите внимание, что единственным Действующим Лицом ст. 1–2 I главы является Бог: Он «говорил отцам в пророках» (ст. 1), Он же «говорил нам в Сыне» (ст. 2), Он же «поставил наследником Сына», и Он же «веки сотворил» чрез Сына (ст. 2).
Итак, в ст. 1–2 Сын играет роль Посредника, а не самостоятельно действующего Лица. Всё это полностью соответствует учению Иисуса:
…Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан. 14, 10)
Так что «второе Божество» Павел ни в коей мере не вводит, Сын — только Посредник:
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус… (I Тим. 2, 5)
Сказанное в начале Послания к Евреям очень важно, оно — фундамент всего последующего.
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Слушал ваши рассуждения о Царстве Небесном и мне понравилось, но вот такой вопрос возник:
Христос говорит, Мк.12:25: Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах".
Так вот о ком Он сказал эти слова?
И первое воскресенье имеет место только перед 1000-летним царством, как я понимаю, тогда что означают слова:
Кор.15:50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
1Кор.15:51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся.
О ком говорит Павел, о тех же, что и Христос выше?
И как это всё увязать с Ис.65 и 66 главами; ведь там упомянуты рождение, смерть, и думаю - брак.
Почему Павел говорит, что
Фил.3:20 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа
Евр.11:16, но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Что значат эти тексты, противоречат ли они 1000-летнему царству на земле, и кто там будет как ангелы, а кто - как люди смертные?
Если можно подскажите, а то трудно одно с другим увязать.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
У Исайи в главах 65, 66 описано земное Царство, которое наступит после прямого вмешательства Бога в человеческую историю (65, 17–19; 66, 15–21).
В других же упомянутых Вами местах говорится о духовном мире, в который переходят спасённые люди, расставшись со своими земными телами (подробнее — во II Кор. 5, 1–10; Филип. 1, 21–24).
Мир Вам, Дмитрий Владимирович!
Помогите понять правильно место из Писания:
"Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного."
(Евр.10:25).
Что подразумевается под понятием "свое собрание"?
Насколько я понимаю это собрание, где я нахожусь в одном духе со своими братьями, с которыми я молюсь?
А что делать, когда ты приняв Единобожие, перестаешь быть "своим" для этой общины?
И где сегодня найти такую общину, с которой ты смог бы быть единодушным?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Дмитриевич!
Словам о собрании (Евр. 10, 25) предшествует совет:
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. (Евр. 10, 24)
Внимание и любовь к людям, с которыми вместе молишься, — одна из основ веры. Признак учеников — взаимная любовь (Иоанн. 13, 35), другой признак не указан.
Единобожие объединяет, а не разделяет, оно лежит в основе всех авраамических религий. Надо не ссориться, а сочувствовать, сострадать. И искать то общее, что́ объединяет в любви Божьей.
Дмитрий Владимирович, помогите пожалуйста разобраться с переводом. Русский синодальный перевод говорит: "Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плач.3:38)
А в ТОРЕ с комментариями Раши: "Из уст Всевышнего не выходит ни бедствие ни благополучие?" (Плач.3:38) Смысл совсем другой. Подскажите где правильно.
Благословений Вам от Всевышнего!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Дмитриевич!
Любой стих Писания имеет различные интерпретации. Второе из приведённых Вами истолкований подразумевает, что не Бог, а сам человек, своими добрыми или злыми делами, привлекает к себе добро или зло (ср. Втор. 30, 15–19).
Здравствуйте! Известна ли вам книга Дерех Ашем? Ваше отношение к ней? И можно ли ее читать?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
Книг под таким названием несколько, укажите автора.
Запрета же на чтение чего бы то ни было не существует. Другое дело — как относиться к прочитанному, в свете веры.
Можно ли эти слова назвать проклятием? "Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя его в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле..." (Псалом 108). Иисус сказал: благославляйте, а не проклинайте. То есть Он осуждает псалмопевца? ставит под сомнение богодухновенность этих псалмов?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!
В древнееврейском оригинале текст Пс. 108 представляет собой предречение, а не пожелание: у того, кто платит ненавистью за любовь, «дети будут сиротами, жена — вдовою», и т. п. Так что проклятия здесь нет. Как пророчество (а не пожелание) рассматривается этот Псалом в Новом Завете — Деян. 1, 15–22.
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Прослушал лекцию по книге Иисуса Навина, очень полезная информация для размышления о жестокостях "переводов", но скажите отмщение мадианитянам в Числа,31 действительно было таким жестоким для мирного населения? и почему убили женщин и детей?
В уважением, Владимир