Вы наверное и не подозреваете, что долгие годы вся наша семья является искренними вашими почитателями. Мы не уверены, что Вы помните нашего папу, который имел честь беседовать у Вас дома. И тем не менее, он очень гордится этим знакомством, хотя только перед нами. Мы прочли все ваши изданные книги. Нас, читающих ваши книги, целая группа. Я надеюсь, Вам будет приятно это знать. Ну и теперь вопрос. Мне хотелось бы по-больше узнать о моей фамилии, есть мнение, что Левинец производное от Левин. Хотя я знаю Левинец, не считающих себя евреями. Кто из нас кто - предоставим решать Всевышнему. Мне бы хотелось знать про это колено как можно больше, его отличительные атрибуты (камни, символика и т.д.). Большое спасибо. Извините за вопрос такой.. Просто я не смогла найти никакой информации о древности. Все, что я знаю, касается средних веков, и то очень туманно.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Илана!
Благодарю Вас за добрый, заинтересованный отзыв о книгах. В исследованиях, касающихся русских фамилий, приводятся разные сведения о фамилиях, сходных с Вашей. Так, Левин возводится и к Левию, и к имени Лев, и к «левше» (Б. О. Унбегаун. Русские фамилии. — М.: Прогресс, 1995. — 443 с.; см. Указатель); Левенцев и Левенцов — «левенец» (оглобля), а также к имени Лев (Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. Фамилии… — М.: Айрис-пресс; Рольф,1998. — 572 с.; см. Указатель). Так что загадка остаётся…
Интересующее Вас колено Левия имеет своим символом нагрудник первосвященника с 12 драгоценными камнями («урим и туммим»). По некоторым сведениям, этому колену соответствует зодиакальный знак Рака, а по другим — Близнецов… В самом нагруднике Левию «принадлежит» третий камень — изумруд, называемый «баре́кет» — «молниеносный». Подобно ангелам, сравниваемым с молнией (Иез. 1, 13–14), левиты должны быть быстры и духовно-страстны («огненны») в своём служении, несущем высшую жизнь людям (цвет изумруда — зелёный — цвет жизни). — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Прошу разрешения перепечатать Кумранские гимны в Вашем переводе на сайте Реформатской Церкви.
С огромной благодарностью за труд и признательностью заранее
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей,
с удовольствием даю Вам разрешение — с условием размещения ссылки на страницу сайта, с которой берутся тексты.
Желаю Вам помощи свыше во всех добрых начинаниях! — Д. Щ.
Благодарение Господу за ответ от Д.В.Щ.
Был на лекции у него где то 1994 году в МГУ - тогда новость о том что Давид не сжигал в печах (ветхозаветный Освенцим), ни клал под пилы и молотилки (Гитлер и не додумался бы) перевернула мое религиозное сознание и отношение к "традиционному христианству".И вот уже 14 лет как являюсь "подпольным единомышленником одиночкой".
Ответ о Субботе краток, весок, доходчив как и всё Слово Божие в толковании ДВЩ.
Большое спасиБо за внимание к моей просьбе.
Скажите, а что если Ваша интерпретация этого куска, из которого Вы выводите ни много ни мало теорию реинкарнации, все-таки (представьте на мгновение) неверна? Почему-то абсолютно ВСЕ переводы, что я смотрел (иврита, увы, не знаю, но просмотрел большинство английских, французских и русских переводов) передают это место как еще одно в ряду издевательско-уничижительных выпадов Бога против Иова, иногда переводя его как риторический вопрос, иногда - как риторическое восклицание, на которое возможен только один ответ Иова: ну конечно нет, я не жил с начала времен, абсурдно и предположить такое. Почему такое единодушие в переводах? А ведь именно на этом шатком основании покоится и вся Ваша теодицея. Если Иов все-таки НЕ грешил и был наказан только в качестве эксперимента (о чем нам говорится прямым текстом!), то где же Божественная справедливость? И что - Вашими же словами - "явился вышний Судия во всём Своем величии, привел Иова в трепет — и всё"? Вы, как и я и многие другие, явно ощущаете здесь "что-то не то" - но увы, Вашу попытку выкрутиться при помощи "грехов прошлых жизней" (отвергаемых всеми христианскими церквями!) я назвать убедительной никак не могу.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый BB!
Судя по всему, Вас больше устраивает взгляд на Создателя как на Личность, не только лишённую справедливости («где же Божественная справедливость?»), но и прямо издевающуюся над Своим творением («…это место как ещё одно в ряду издевательско-уничижительных выпадов Бога против Иова»). Взаимоотношения Творца с Его созданиями характеризуются Вами (на примере Иова) как «явно что-то не то». Такой взгляд свойствен тем лжегностикам первых веков н. э., которые рассматривали ветхозаветную Теологию как изображающую «низшее Божество-Демиурга», и их современным последователям. Вообще-то говоря, признание Создателя «несправедливым» и «злым» «развязывает руки» адепту такого учения, освобождая его от следования этике, якобы продиктованной «несовершенным Божеством» — и потому «ущербной». А отрицая заповеди, много можно себе позволить…
Интересно, каковы ваши истинные воззрения на этот счёт? Я же принадлежу к тем, кто твёрдо верует словам Писания:
…Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен… (Втор. 32, 4)
Именно в этом ключе я интерпретировал «этическую загадку» Иова, следуя древней эзотерической традиции. — Д. Щ.
От pravdoiskanie.info: Бог заключил Завет с Израилем через Моисея. Христиане читают Новый
Завет. С кем, когда, и при каких обстоятельствах христиане вступают в Завет с Богом? И с каким Богом: Богом Израиля, через Иисуса, или с Римо - католическо православной
троицей? Не трудновато ли одной личности вступать и быть в завете сразу с тремя?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михаил Георгиевич!
Всего легче ответить на последний Ваш вопрос: «Не трудновато ли одной личности вступать и быть в завете сразу с тремя?» Очевидно, «не трудновато», поскольку праотец Аврам состоял именно в таком «завете сразу с тремя»:
И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. (Быт. 14, 13,
ср. с Быт. 14, 24; словом «союзники» передано древнееврейское «баалей-бэрит» — «обладатели завета»).
Что же касается христиан, — они, конечно, вступают в Новый (т. е. обновлённый — Иер. 31, 31) завет с Богом Авраама, Исаака и Израиля (II Пар. 30, 6) через Иисуса, сказавшего:
…Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф. 26, 28)
Вступают, рождаясь свыше, от воды и Духа (Иоан. 3, 4–5), уверовав и крестясь для своего спасения (Марк. 16, 15–16), погребаясь с Мессией, крещением в смерть Его и воскресая с Ним для обновлённой жизни (Римл. 6, 3–5).
Относительно же «Лиц», («Ипостасей») Единого Бога — вопрос сложнейший. Ведь, например, место из Писания, которое в Синодальном переводе звучит так:
…Сам Я пойду и введу тебя в покой. (Исх. 33, 14,
— слова обращённые к Моисею), — в оригинале читается: «Панай йелеху ва-ганихоти лах», буквально — «Лица Мои пойдут, и Я успокою тебя». Так что перевод (Православный!) не передаёт всей сложности «соотношения Лиц-Ипостасей», подразумеваемой оригиналом. И так — во многих случаях…
Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?
Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?
Длиннее земли мера Его и шире моря. (Иов. 11, 7–9)
Уважаемый Д.В., исходя из того, что в первом томе Введения вы цитируете книгу Еноха - вы считаете её заслуживающую доверия как данную Богом. На стр. 78 (мягий пер.) вы цитируете место где сообщается , что Азазел научил людей .....употреблению белил и румян и украшению бровей и употреблению драгоценностей и всяких цветных материй и металлов для украшения. Значит ли это что вся эта "бабская дурь": макияж, висюльки-колечки, бантики-рюшечки - дела не "богоугодноу" и мягко говоря "прогиб под бесятинку"? как миниму к Богу ни фиа не приближающая и духовному росту не способствующая - а соответственно входит в разряд "бесплодных дел ... тьмы", то есть душевного - то есть бесовского, как свазано где то в Новом Завете?
Ваш ответ очень важен для сохранения мира в семье.
С благодарностью за ваши труды.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Мастер!
Взаимное притяжение полов рождает желание усиливать свою привлекательность, чему способствуют косметика, ювелирные украшения, и т. п. Поэтому, если не избирать путь монашества, необходимо примириться и с тем, что Вы назвали «макияжем», и не упрекать своих ближних за естественное желание выглядеть приятнее.
Однако в Книге Еноха описано беззаконное использование косметики и украшений для обольщения, прелюбодеяния, колдовства, о чём говорит сам контекст: упомянуты особые магические приёмы заклинания и общение с тёмными духами.
Вот это-то и страшно, это-то и погибельно, а украшать себя для мужа или жениха и производить приятное впечатление на окружающих — действие вполне Писанием одобряемое (см., например:
Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях;
Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. (Песн. П. 1, 9–10)
И, конечно, не случайно именно склонность женщин к украшению своей внешности дала апостолам повод призывать их к не меньшей (по крайней мере!) заботе о красоте своего внутреннего человека (I Петр. 3, 3–6; I Тим. 2, 9–10). — Д. Щ.
Не могли бы вы прокомментировать притчу Иисуса Христа о десяти девах.
С уважением!
Вячеслав
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!
Притча о десяти девах (Матф. 25, 1–13) чрезвычайно глубока по смыслу.
Почему дев 5+5? Соотнесём это с Пятым днём Творения (Быт. 1, 20–23), когда были созданы пресмыкающиеся в воде (символ плотских душ, погружённых в материю) — и птицы (символ духовного полёта). Так же и по отношению к Пяти Книгам Моисея (Торе): мудрыми именуются исполняющие Заповеди Торы (Втор. 4, 6), а «потерявшими рассудок» — отвергшие Заповеди (Втор. 32, 28). Разумные девы (души) отличаются тем, что «взяли масла в сосудах своих» (стих 4), т. е. имеют собственный источник для питания света (огня) (ср.:
…Духом пламенейте… (Римл. 12, 11)
Этот источник — пребывание Духа Святого во внутреннем святилище человека:
…Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Иоан. 4, 14)
Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой. (Иоан. 7, 38)
…Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас... (I Иоан. 2, 27)
У неразумных дев (душ) светильники горели, доколе не кончилось масло («зажигание» сердца от внешнего внушения, проповеди и т. п., отсутствие внутреннего Источника Света), поэтому они просят, чтобы им одолжили масло мудрые девы.
Не успевшие получить внутренний Источник Света окажутся перед закрытыми дверьми в день Второго Пришествия (Матф. 24, 30 — «восплачутся»; врата правды отворяются только для праведных — Пс. 117, 19–20; Ис. 26, 2).
Сказанным, конечно, смысл притчи не исчерпывается… — Д. Щ.
Шалом! Можете ли вы объяснить, что олицетворяют сегодня каждая из семи жертв, описанных в Торе, в свете жертвы Мессии Иешуа.
За ранее благодарна.
Ирина.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!
Мне приходилось уже говорить о жертвах животных, описанных в Книге Левит, об их символическом, прообразном, мессианском значении («Введение в Ветхий Завет», стр. 608-633). Если что-либо из изложенного там требует дополнительных пояснений, то постараюсь их привести. — Д. Щ.
Мне очень близка теология Щедровицкого.
Осознание празднования Субботы пришло давно, но исполнять заповедь не получается в одиночку.
Подскажите где и как я мог бы приобщиться к чествованию Дня Покоя.
С уважением,
Евгений.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!
«Святить день субботний» (Исх. 20, 8), очевидно, следует там же, где мы святим Самого Бога:
Господа Бога святите в сердцах ваших... (I Петр. 3, 15)
Разве же возможно «святить субботу» — без Богообщения?! А оно совершается в сердце:
Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»... (Пс. 26, 8)
Апостол учит, что соблюдение субботы — это вхождение в покой Божий, т. е. пребывание с Ним:
…Для народа Божия еще остается субботство.
Ибо, кто вошел в покой Его... (Евр. 4, 9–10)
Уверен, что, стараясь соблюдать заповедь в сердце своём, — Вы, по милости Отца Небесного, обретёте и духовное братство, в котором сможете исполнять эту заповедь и внешним образом. — Д. Щ.
Здравствуйте, что за крест изображен в адресной строке сайта (2 горизонтальные линии и 2 скрещенные)? Первый раз вижу подобный крест, поэтому и решил сразу спросить у первоисточника.
Я не религиовед, просвещаюсь как могу, поэтому не будьте строги к моему незнанию.
Совсем недавно открыл для себя ваше творчество и вместе с ним глаза на многое происходящее вокруг. Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Д. В. Тезка!
Изображение, о котором Вы спрашиваете, представляет собой традиционный символ Древа Жизни (Быт. 2, 9; Откр. 22, 14) с его десятью «сферами» («сефирот») – мудростью, знанием, разумом (Прит. 2, 6), величием, могуществом, славой, победой, великолепием, всецелостью и царством (I Парал. 29, 11). Иначе оно называется «древом сефирот» и означает нашего «внутреннего человека», восстанавливаемого по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26; Еф. 3, 16; II Кор. 4, 16). — Д. Щ.
Читая Тору и размышляя о Шма, я подумал, если Всевышний задумал о сотворении человека по образу своему и подобию своему, то где-то это должно ещё раз отражено в Торе. И увидел это как раз именно в Шма. Т.е. если брать Элокейну как приземлённое присутствие Б-га, а именно Его действие в людях, то это и есть конечный продукт Б-жьего промысла. Это Его триумф и слава, когда всё человечество, как единое целое будет Б-га на земле. Уважаемый Дмитрий Владимирович, что вы думаете по этому поводу?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Нахшон!
Ваша мысль о том, что слово «Элокейну» («Бог наш») в призыве «Шма» («Слушай, Израиль» — Втор. 6, 4) можно понимать как указание на образ и подобие Божие в человеке (Быт. 1, 26), интересна и плодотворна для духовного развития. Ведь именно соединение Божественной искры в человеке с её Источником — Господом Всевышним — является целью творения. — Д. Щ.
Я баптистка. Прошу разьяснить по поводу субботы: имеет ли значение суббота? Мы собираемся по воскресеньям, а нужно ли нам продолжать еврейскую традицию или это только для народа Израиля? Спасибо
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!
В Послании к Евреям сказано:
…Для народа Божия еще остается субботство.
Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
Итак, постараемся войти в покой оный…(Евр. 4, 9–11)
В то же время, для «обращающихся к Богу из язычников» (Деян. 15, 19), т. е. для находящихся на стадии обращения, в самом начале духовного пути, апостолы сформулировали правила поведения, совпадающие с предписаниями для всех потомков Ноя (Быт. 9, 1–7; Деян. 15, 19–21, 28–29). Поэтому ответ на ваш вопрос зависит от духовного уровня тех, для кого этот ответ предназначается — Евр. 5, 12–14. — Д. Щ.
Поздравляю сотрудников сайта и лично Дмитрия Владимировича с праздиком Господним, днём очищения, искупления: к Евр.9, 11-15. Мир и благодать со всеми вами.
Дорогой Дмитрий, как Вы считаете, должны ли православные христиане поститься в Судный день, иначе Йом Кипур, вместе с родственниками-нехристианами ? Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Екатерина!
Полагаю, что ответ на Ваш вопрос уже дан Учителем в словах:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона (Торы), пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей (Торы)… (Матф. 5, 17–19),
— сравните эти слова из Нагорной проповеди с Лев. 16, 29–34. — Д. Щ.
Добрый вечер Дмитрий Владимирович. Давно ищу ответ, почему ап. Павел в 1 Кор. 11:4, 1 4 говорит, что для мужчины позор длинные волосы. Но ведь в Вет. Зав. есть постановление о назареях и им предписывалось не стричься. Если бы Павел написал нам, я бы его поняла, у нас так принято. Но в те времена и евреи молились с покрытой головой, а Павел сам был иудей из иудеев. Если возможно, объясните эту тонкость. С женщинами как бы понятно.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!
Попытаюсь ответить на Ваш вопрос о «длинных волосах» — I Кор. 11, 1–16. Апостол Павел в том же Послании неоднократно напоминает, что его слова имеют не буквальный, но духовный смысл — I Кор. 2, 13–14; 14, 37–38 и др. Так и в вопросе «покрытия головы» надо обратить внимание на иносказание, заключающееся в 11, 3–4:
…Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж... (I Кор. 11, 3)
Греческое слово «кефалэ» означает и «голова» («часть тела») и «глава» («начальствующий»). Следующий стих:
Всякий муж, молящийся… с покрытою головою, постыжает свою голову. (I Кор. 11, 4),
— тесно связан с предыдушим: мужу глава — Мессия, и если во время молитвы «глава» этого мужа — Христос — от него «сокрыт» (образ «покрытия головы» означает здесь «сокрытие главы — Мессии»), то такой молящийся «постыжает голову свою» («голову» в буквальном смысле, поскольку его мысли не получают должной молитвенной направленности к Отцу через Мессию — ср. I Тим. 2, 5). В то же время, «жене глава — муж» (11, 3), поэтому — «всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову» (11, 5). Когда для жены во время молитвы «открыт» её муж, являющийся её «главою», т. е. она думает о нём, а не о Боге, — то она «постыжает свою голову» (в буквальном смысле, т. к. её мысли направлены на земное — ср.: замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу» — I Кор. 7, 34). При ином, буквальном, понимании слов о «покрытии головы» теряется всякая связь между стихами 3 и последующими…
Теперь — о «волосах». Они растут из головы физически, но мысли — тоже «растут» из неё, в переносном смысле, поэтому волосы символизируют мысли: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». При буквальном понимании не только «упраздняется» обет назорейства (который, между прочим, исполнял одно время и сам Павел — Деян. 21, 18–24), но и становится непонятным традиционное изображение самого Иисуса, а также Иоанна и др. апостолов с длинными волосами…
Почему же, если муж «растит волосы» (т. е. умножает собственные мысли), то это — «бесчестье для него»? Разве самостоятельно размышлять плохо?! Но здесь речь продолжает идти о молитве или пророчестве (ср. стих 4), а не об обыденной ситуации мышления; а во время общения с Богом следует стараться отсекать посторонние мысли, ибо даже «мудрость мира сего» Бог «обратил в безумие» (I Кор. 1, 20), и рационально мыслящий («душевный») человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь…» (там же, 2, 14). Вот такой «растящий мысли» муж и получает, в духовном смысле, «бесчестье».
Более глубокий уровень понимания 11-й главы связан с учением о «муже» (Адаме) как человеческом духе, и о «жене» (Еве) как человеческой душе. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович. С большим удовольствием смотрю видеозаписи с Вашими беседами и узнаю много нового для себя. Можно ли попасть на Ваши лекции. Большое Вам спасибо за Ваш труд.
С уважением, Оксана
Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:
Уважаемая Оксана!
Встречи Дмитрия Владимировича со слушателями проходят в последнее время в Центре лечебной педагогики (Москва) по адресу: ул. Строителей, дом 17 Б (здание детского сада неподалеку от м. «Университет»). Встречи происходят обычно по средам, в 18‑30, приблизительно раз в месяц-полтора. Объявление о встрече обязательно появляется на нашем сайте в рубрике «События» за 2 – 3 дня до нее; о грядущей встрече отныне будет сообщаться в рассылке сайта. Ваш адрес, так же как и адрес всех, написавших в Гостевую книгу, включается в рассылку сайта (от последней можно отказаться).
Предыдущая встреча с Д. В. Щедровицким была в сентябре; мы надеемся на очередную встречу в конце октября или ноябре.
Дорогой Дмитрий Владимирович!
Объясните, пожалуйста, о единстве Бога. Эхад. Мне очень важно рассказать правильно моим собратьям-евреям. Я хочу правильно понимать этот вопрос.
Спасибо за ответ на моё предыдущее послание. Убраха!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ася Тихонова!
Меня несколько удивляет, что именно носителям первоначального Единобожия требуется, как Вы говорите, объяснять учение о Едином Боге. Впрочем, в нашу поразительную эпоху, кажется, уже пора перестать чему-либо удивляться…
Напомню Вам некоторые места из Писания, отвечающие на заданный Вами вопрос: Втор. 6, 4–5; Марк. 12, 28–30; Зах. 14, 9; Иак. 2, 19; 4, 12; I Тим. 2, 5; Откр. 15, 3–4; Пс. 148, 13; Иоан. 5, 44; 17, 3, I Кор. 8, 4; Евр. 2, 11–13; Иов. 9, 8; Пс. 135, 4; Матф. 19, 17; 23, 9; Римл. 3, 30; Гал. 3, 20; Еф. 4, 6. Если учение, содержащееся в приведённых местах, Вам не вполне понятно, — продолжим обсуждение этой темы. — Д. Щ.
Дорогой Дмитрий Владимирович!
Очень бы хотелось узнать Ваше отношение к святоотеческой литературе. Считаете ли Вы ее авторитетной, если да, то почему никогда не ссылаетесь на опыт святых отцов в Ваших книгах?
С любовью,
Наташа.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наташа!
В святоотеческой литературе содержатся важные и ценные толкования на книги Священного Писания; однако обращение к древнееврейскому тексту Ветхого Завета встречается в ней крайне редко, можно сказать — в единичных случаях: за основу, практически всегда, берётся текст Септуагинты. Именно поэтому мне в процессе комментирования древнееврейского оригинала Писания пока не приходилось обращаться к святоотеческим трудам (что, конечно, не исключает подобных обращений в будущем). — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В Торе 4-хбуквенное имя Всевышнего пишется с огласовками. Насколько точны огласовки в данном месте? Ведь если они не точны, то Тора в таком виде по-еврейски некашерна.
Благодарю за ответ. Виктор, Кривой Рог.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!
В свитке Торы, со времён самого Моисея употребляемом евреями, текст записан без огласовок. Огласовки введены масоретами в VII–X веках н. э., что, как Вы понимаете, произошло примерно на 25 столетий позже дарования Торы. На написание самого свитка Торы это никак не повлияло. Огласовки применяются в молитвенниках, различных трактатах, поэтических произведениях, учебниках и т. п. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю за предыдущий ответ.
Хочу задать Вам вопрос, на первый взгляд напрямую не связанный с Вашей профессиональной деятельностью, но в конечном счете вытекающий из самого духа Священного Писания.
Как Вы считаете, если бы тварный мир, созданный Богом, и проклятый за человека (т.е. надо понимать бедственно изменившийся и лишившийся возможности общения с человеком) нас не поглощал в конце нашего жизненного пути, но любил нас - в этом случае мыслима ли смерть?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
Хотелось бы уточнить Ваше описание физической смерти: «нас» т. е. бессмертные души, временно обитающие в физическом теле, тварный мир не может «поглощать в конце нашего жизненного пути» — это «поглощение» относится лишь к материальной оболочке:
…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Матф. 10, 28)
Судя по формулировке вопроса, Вы связываете физическую смерть с некой «нелюбовью» к нам тварного мира (коль скоро я правильно понял слова: «если бы тварный мир… нас не поглощал… но любил»). Писание говорит о совсем иной причине телесной смерти — она есть следствие греха (Быт. 2, 17; 3, 19). Именно грех привёл человека как к обретению плотного вещественного тела — «одежд кожаных» (Быт. 3, 21; Иов. 10, 11), так и к последующему расставанию с этим телом, которое именуется «физической смертью» (Римл. 5, 12; 6, 23). Так что смерть телесная не зависит от «любви» или «нелюбви» тварного мира, но причиной её является смерть духовная — отпадение от Бога (Быт. 3, 17–19). Возвращение же к Нему Адама как совокупного человечества (Римл. 5, 5–19; I Кор. 12, 12–14; 15, 42–49) преодолеет и упразднит смерть, как таковую (Откр. 21, 3–4; 22, 3, 14). — Д. Щ.
Огромное спасибо за возможность задавать Вам вопросы.
В книге Плач Иеремии есть такие слова:
(21) Радуйся и веселись, дочь
Едома, обитательница земли Уц!
И до тебя дойдет чаша; напьешься
до-пьяна и обнажишься.
(22) Дщерь Сиона! наказание за
беззаконие твое кончилось; Он
не будет более изгонять тебя; но
твое беззаконие, дочь Едома,
Он посетит и обнаружит грехи твои.
(Плач. 4, 21-22)
Что означают данные слова? Это просто "плач" Иеремии или это пророчество?
Если пророчество, то как в исторической перспективе реализовались данные слова?
Заранее спасибо, благодарю Вас за Ваши усилия на поприще Слова!
Вячеслав
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!
Приведённые вами слова пророка Иеремии сказаны в определённом историческом контексте: жители Эдома (Идумеи) злорадствовали по поводу разрушения Иерусалима вавилонянами и участвовали как в разграблении города, так и в продаже в рабство его жителей (Пс. 136, 7–8; Иез. 25, 12; 35, 1–5; Авд. 1, 8–14; Ам. 1, 11). Согласно же предостережению Всевышнего, —
…Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. (Авд. 1, 15)
— и поэтому не только Иеремия, но и другие пророки предрекают Эдому весьма печально будущее (Авд. 1, 1–9; Иез. 25, 13–14; 35, 1–15; Иер. 49, 7–22). Эти предсказания осуществились во времена Маккавеев (II в. до н. э.), когда Эдом навсегда утратил самостоятельность, а впоследствии исчез как народ.
Разумеется, надо учитывать и наглядно-символический смысл пророчеств об Эдоме, о чём мы сказали выше (Авд. 1, 15). — Д. Щ.
Возникает вопрос: как урегулировать разности(противоречия) в повествованиях евангелистов-синоптиков и Иоанна Богослова по поводу последней вечери, разнятся даты? Может, подскажете литературу? Заранее благодарен!!! Думаю, что ответ будет таким же великолепным, как и ваши книги!!!!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!
Согласно синоптикам, Тайная вечеря совпала с празднованием Пасхи (Матф. 26, 17–18; Марк. 14, 12; Лук. 22, 7), согласно же Иоанну — состоялась за день до Пасхи (Иоан. 13, 1–2).
Различие связано с тем, что Иоанн подразумевает общеиудейское (фарисейское и саддукейское) празднование, что подтверждается контекстом (Иоанн. 18, 28; 19, 14), а синоптики — ессейское (календарь ессеев отличался от общеиудейского — см., например: И. Д. Амусин. Кумранская община. — М.: Наука, 1983. — С. 130–134). Однако дата празднования Пасхи не могла отличаться более чем на одни сутки, поскольку праздник выпадает на полнолуние (Исх. 12, 6; Лев. 23, 5–6) — и, следовательно, может отмечаться как в предыдущий, так и в последующий вечер, если Луна достигает полноты в светлую часть дня (когда она не видна). — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Отличается ли в иврите термин "проклятие", употребленный в отношении земли после человеческого грехопадения, от термина "херем"?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
В Быт. 3, 17 о земле сказано — «арура» («проклятая»), а таковое определение влечёт за собой бедственные перемены (ср. Втор. 28, 15–20). «Херем» же означает отделение, отвержение, изгнание (Числ. 21, 2; Лев. 27, 21; Втор. 7, 26; 13, 17 — в Синодальном переводе всюду — «заклятое», «заклятие») и не предполагает внутренних изменений к худшему самого объекта, подвергшегося «херему». — Д. Щ.
Моя подруга очень хочет купить Ваши книги "Введение в ветхий завет". Мы живем в Минске. Возможно ли их выслать по почте наложенным платежом?
С уважением к Вам. Минчанки.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:
Уважаемые Минчанки!
Заказать получение книг наложенным платежом можно, зайдя по ссылке svetslova.narod.ru, а также через Интернет-магазины.
Подробности о заказе и приобретении книг Д. В. Щедровицкого Вы можете прочитать в рубрике «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» (в верхнем меню нашего сайта).
Благодарю за разъяснение!Хочу показать коментарий Давида Стерна к Гал.3,29.
Евреи или язычники,если вы принадлежите Мессии,вы семя Аврагама.
Имеется в виду три аспекта:
1)Вы едины с Мессией,который является "семенем".(мидраш к ст.16)
2)Имея ту же верность и то же доверие,что и Аврагам,вы подтверждаете тем самым,что являетесь его духовными потомками(ст.7,9).
3)Вы присоединились к Израилю(6:16),который является физическим семенем Аврагама.Следовательно,вы наследники,в соответствии с обещанием стихов Гал.3:8,18.
Да благословит вас Всевышний!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!
Комментарий Давида Стерна, Вами приведённый, нуждается в уточнении. «Имея ту же верность и то же доверие, что и Авраам»… Да вы вдумайтесь только в эти слова (которых нет в Послании к Галатам!) — и представьте себе высоту подвига праотца, которая, мягко говоря, «мало для кого» достижима в последующих поколениях. (Быт. 22, 2, 9, 10)! В том-то и дело, что оправдание в Новом Завете даруется по вере, благодаря заслугам Мессии, а не высоте души и подвига самого верующего (Гал. 3, 3, 11–14). Из слов же Д. Стерна можно сделать другой вывод (хотя, быть может, он просто не совсем точно выразился, «требуя» от верующих «верности и доверия», равных Аврамовым). — Д. Щ.
Здравствуйте! Вы на литургию в церковь ходите? Причащаетесь?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Света!
Если Вы поделитесь своим духовным опытом о том, что значит «сделаться причастным Христу» (Евр. 3, 14) и «соделаться причастниками Духа Святого» (Евр. 6, 4), и как это связано с «вкушением дара небесного» (там же), и что такое — «вкусить благого глагола Божия и сил будущего века» (там же, ст. 5), то буду Вам очень благодарен за разъяснение этих вопросов о Причастии!.. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович, изучая Тору, и в часности задумываясь над "Шма", я пришёл к выводу, что "Шма" - это начало и конец Б-жьего промысла. Хотелось бы узнать ваше мнение на эту тему.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Нахшон!
Как мне представляется, «начало и конец Божьего промысла» — это всё Писание в целом. Если бы всё это заключалось в «Шма», то зачем был бы записан весь Танах от начала до конца?!..
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Спасибо за подробное объяснение. Я предполагала, что там должно быть о Мессии, но не сильна в гематрии.
Ссылаясь на Матф.7:8 "просите, и дано будет вам", хочу задать еще один вопрос. Не можете ли Вы кратко объяснить духовный смысл каждой из 42 стоянок Израиля в пустыне, отталкиваясь от названий?
Спасибо,
Марина
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!
42 стана сынов Израилевых (Числ. 33) символически соответствуют духовному восхождению души, о чём я кратко упомянул во «Введении в Ветхий Завет» (стр. 883–885). Там же сказано: «Каждой следующей стоянки человек достигает только после прохождения предыдущей — и “странник” сам понимает, в каком месте пути он находится» (стр. 884). Вряд ли имеет смысл читать университетский курс по классической филологии — первоклассникам… Попробуйте осознать, на какой «стоянке» духовного пути находитесь лично Вы, — и мы постараемся описать следующую, предстоящую Вам «стоянку»… — Д. Щ.