Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
О гордыне 30.01.2011 Галина Шеина
 В православных кругах часто говорят о гордыне. Мне кажется, что этим словом называют все подряд, во всяком случае многие верующие так делают. Можно ли пояснить, что за всем этим кроется?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!

В библейском понимании гордыня — это осознанное противление воле Божьей и Его заповедям. Не случайно в Марк. 7, 22 такая «гордость» названа рядом с богохульством.
«Бог гордым противится» (Иак. 4, 6; I Петр. 5, 5) — но под «гордыми» здесь подразумеваются кощунствующие (ср. Прит. 3, 34).
Тщеславие побуждает человека слишком высоко ставить ум свой («ты ум свой ставишь наравне с умом Божиим» — Иез. 28, 6), в то время как сама возможность мыслить даруется нам Богом, а не является нашей заслугой или изобретением. Лекарство от гордыни — смирение, кротость, осознание своей полной зависимости от Отца Небесного, благодарность Ему и хвала Ему (Прит. 3, 34; I Петр. 5, 5–6).

Нефеш-терапия 29.01.2011 Галина Шеина
 Хочу выразить сердечную благодарность за книгу «Нефеш-терапия». С того момента как она оказалась у меня в руках я постоянно стараюсь пользоваться ее мудрыми советами.
В жаркие летние дни у моей мамы случился разрыв сердца, а поскольку мы жили на даче возле деревни, то ее отвезли в ближайшую больницу города Александрова. Я думала, что до больницы ее не довезут, так как боль была очень сильная. Моя мама не являлась верующим человеком и я никогда не читала при ней молитвы вслух. Однако пока мы ехали в скорой помощи, я вслух непрерывно повторяла слова молитвы, а про себя просила у Бога взять часть моих сил, чтобы помочь ей. Носилок не было. И маме пришлось идти от скорой до палаты самой. Дежурный врач не захотела со мной говорить, поскольку приступ случился ночью, доехали до больницы мы только к утру, когда была передача смены персонала. В больнице не было никакой реанимации (палата, называемая реанимацией, отличалась от остальных только тем, что в ней было 4 места). Уход за больными практически отсутствовал, не хватало даже самых элементарных средств ухода за больными, но самое страшно было в том, что на больных просто орали, обвиняя их в том, что они запустили болезнь, а теперь еще чего-то хотят. Через день одна из больных, за которой мы с сестрой также были вынуждены ухаживать, как, впрочем, и за всеми остальными, кому мы могли помочь, умерла. Однажды нам сказали, что переведут новую больную, которой стало хуже, из соседней палаты, но до палаты она так и не доехала. Вскоре сообщили, что скорая везет новую больную, но и она скончалась, так и не дождавшись помощи.
В такой ситуации мне оставалось только самой в любую свободную минуту молиться, не в силах оказать другую помощь. Через неделю мама умерла, а у меня у самой стало очень сильно болеть сердце. Видя обращение врачей с моей мамой, я не стала обращаться к врачам. Однако боль усиливалась, и на мое счастье я случайно открыла книгу «Нефеш-терапия» как раз там, где говорилось о состоянии шока. После произнесения соответствующих молитв, даже не имея всех, а точнее имея только два необходимых компонента, я довольно быстро избавилась от нестерпимой боли.
От нестерпимой боли я избавилась, но с тех пор сердце постоянно дает о себе знать. Самое трудное для меня в «Нефеш-терапии» состоит в том, что названия болезней в ней я не могу соотнести с диагнозами обычной медицины. Вторая трудность, состоит в том, что когда имеется несколько видов нездоровья, то неизвестно, с какого из них начать. Тем не менее, я пробовала использовать и другие рецепты «Нефеш-терапии». Всегда наступало улучшение. Видимо все же необходима и другая, медицинская помощь, но здесь у меня пока не очень получается. Так что единственная моя надежда на молитвы, в надежде на то, что Богом будет подсказано еще нечто иное. Большое спасибо за все.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!

Определение болезней в Нефеш-терапии строится на иных принципах, нежели в ортодоксальной аллопатии; однако соотнести эти системы возможно. Начинать же нужно с того недуга, который наиболее беспокоит.
Можно и совмещать два и более лечения — например, утром читать Псалмы для избавления от одной болезни, вечером — от другой. Следует иметь в виду и дни недели, соответствующие исцелению тех или иных систем тела (один из принципов Нефеш-терапии).

Родословие Иисуса Христа 28.01.2011 Вячеслав Москвин
 Дмитрий Владимирович!

С удивлением обнаружил, что родословие Иисуса Христа в 1-й главе Евангелия от Матфея и в 3-й главе Евангелия от Луки различаются. Как это понять?

С уважением!
Вячеслав



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!

На Ваш вопрос отвечает Юлий Африкан (первая половина III в.), чьи слова сохранены Евсевием Памфилом в его «Церковной истории» (1, 7, 1–10). Согласно закону левирата (Втор. 25, 5–6), брат человека, умершего бездетным, должен родить сына от его вдовы. Этот сын считается официально отпрыском умершего брата — «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (там же, ст. 6). По преданию, такими братьями были Иаков, названный отцом Иосифа в Матф. 1, 16 — и Илий, названный отцом того же Иосифа в Лук. 3, 23. Эти Иаков и Илий были, в свою очередь, единоутробными братьями, т. е. имели разных отцов при общей матери. Илий, восходивший по отцу к царю Давиду через Нафана (Лук. 3, 31), умер бездетным. А Иаков, восходивший по отцу к царю Давиду через Соломона (Матф. 1, 6), продолжил род — Илия.
Таким образом, отец Иисуса Христа — Иосиф — в действительности (генетически) был сыном Иакова, а официально — Илия.
Евсевий Памфил упоминает, что Ирод из зависти приказал сжечь генеалогические списки потомков Давида и других аристократов Израиля. Но в родстве Иисуса Христа родословия вместе с сопутствующими преданиями сохранялись — и так дошли до Евангелистов и до нас: «…По причине их родства с семьёй Спасителя… Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы… составили упомянутую родословную на основании «Книги Дней», как могли» (там же, 1, 7, 11–14).

Нефеш и духовный человек 26.01.2011 Кашкеев Ардак Рахметулаевич
 Большое спасибо за творчество. Очень интересно и помогает на некоторые вещи взглянуть по-иному. У меня вопрос. Вот я прочитал у Вас в лекции по Исходу, что страданиями еврейский народ по обетованию получал благодать от Бога и рос количественно. И читая Нефеш-терапию прихожу к мысли, что одно другому противоречит. То есть либо здоровье и как у Моисея благополучная жизнь во дворце фараона, либо ... иные условия (страдания, испытания) и внутренний рост человека (духовный).
Вообще я с опаской стал читать нефеш -терапию, заранее думаю, что здесь что-то от магии. И скажем Павел (весьма грамотный) разве использовал нефеш-терапию (если это не противоречит учению Христа) и если использовал, то почему не сработало в случае жала в плоть?
В любом случае спасибо за творчество - оооочень интересно.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ардак Рахметулаевич!

Благодарю за добрый отзыв. Ваш вопрос подразумевает возможность «не желать исцеления» («либо здоровье… либо… страдания… и внутренний рост»). Но желать болезни — противоречит природе человека. Писание свидетельствует о многочисленных молитвах больных — всегда и всюду: «Исцели меня, Господи, — и исцелён буду…» (Иер. 17, 14; ср. Пс. 6, 3; 40, 5 и мн. др.). Иисус, как известно, постоянно занимался врачеванием…
Апостолам он велел исцелять (Матф. 10, 8; Лук. 10, 9). Что же касается способов духовного исцеления, то они — разные. Сам Иисус порой прибегал к соединению духовного воздействия с материальным (ср.: «Сделал брение из плюновения…» — Иоанн. 9, 6, 11, 14, 15).
Слово Господне целительно: «Послал слово Своё, и исцелил их…» (Пс. 106, 20). А ведь таким словом Божиим являются и Псалмы!
Что касается сравнения с магией, — оно неуместно, поскольку чтение Псалмов является молитвой, а не заклинанием, и настраивает душу на общение с Творцом.
Апостол Павел использовал нефеш-терапию в виде, например, непосредственного телесно-энергетического контакта с больным: «Пал на него и, обняв, сказал…» (Деян. 20, 10; ср. с методами пророков Ильи и Елисея — III Цар. 17, 19–22; IV Цар. 4, 32–35).
Относительно «жала в плоть»: Павел молился о выздоровлении, но получил персональный, только ему адресованный, особый ответ — и перестал об этом просить (II Кор. 12, 7–9).

Юбилейный год 22.01.2011 Людмила
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Скажите пожалуйста, как ведется расчет седмого года и юбилейного годов - после исхода или со дней творения, и в каком году будет следующий седьмой и юбилейный годы?
С благодарностью, Л.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

Субботние и юбилейные годы, согласно раввинистической традиции, отсчитываются от поселения в Ханаане после Исхода («когда придёте в землю, которую Я даю вам…» — Лев. 25, 2). Согласно же ессейскому мнению (см. в апокрифической Книге Юбилеев), счёт ведётся от сотворения мира.


Око за око или подставить другую щеку 22.01.2011 Людмила
 Дмитрий Владимирович!

Как понимать слова Учителя из Мф 5:38-39. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Это призыв к смирению и пассивности против зла? В Законе сказано о воздаянии за причиненное увечье.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

«Ударить в щёку» — значит нанести оскорбление, а не увечье. Стремление исправить, а не отомстить, воззвать к совести — свойственно духовному человеку:

…Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте... (I Петр. 3, 9)

Уголовной ответственности это никак не отменяет.

Библейские образы 22.01.2011 Людмила
 Дмитрий Владимирович!
1.Пс 102,5 « насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.»
Что значит это подобие орлу и обновление юности?
2. Что означает образ меда и молока, елея и расцветшего жезла.
3. Слышали от вас о книге, в которой автор дает толкования библейским образам, но не запомнили автора и название. Если можно, повторите пожалуйста.
Заранее благодарны за ответ


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

1. Пс. 102, 5: клетки тела, как известно, постоянно обновляются. Обновление же души зависит от покаяния и устремлённости к Создателю («обновиться духом ума» — Еф. 4, 23). Перья орлиных крыльев обновляются: одни выпадают, другие вырастают.

2. Библейские образы вообще, как известно, многогранные. Молоко, в числе прочего, символизирует первоначальное учение (I Петр. 2, 2), мёд — сладость заповедей (Пс. 18, 11), елей — помазание Духом Святым (I Иоан. 2, 20, 27), расцветший жезл — воскресение из мёртвых и духовное обновление (Евр. 9, 3–10).

3. О какой книге Вы говорите? На эту тему их немало.



Шаббат когда? 21.01.2011 Бердянский Владимир Александрович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Помоги разобраться с таким делом: как быть уверенным, что шаббат который отмечаем, есть именно тот день, а не измененный рогм из Даниила 7:25? В апокрифах, "книга юбилеев", идет речь о том, что есть знамение, по которому определяется суббота. Но реально как ее найти в череде лет и дней? Григорианский календарь - довольно мутный ориентир, и праздники наши должны идти по лунному циклу, а не по солнечному. Буду благодарен за помощь.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Александрович!

Счёт суббот не менялся от сотворения мира (Быт. 2, 1–4; Исх. 20, 8). В Четвёртой Заповеди сказано: «Помни день субботний» — т. е. этот день уже знали, его надо было только постоянно помнить. Поскольку, в отличие от счёта месяцев (Исх. 12, 2), об определении субботы по Луне специальных указаний нет, ясно, что это знание передавалось из рода в род неповреждённым. И в наши дни раббаниты, караимы, самаритяне, фалаша и другие могут расходиться в определении каких-либо календарных дат, но относительно Субботы — все согласны. «Находить» её не нужно — она всем известна. В Дан. 7, 25 сказано, что некий царь «возмечтает отменить» дни годовых праздников. «Возмечтает» — не значит, что сумеет. Ведь Библейский календарь всегда сохранялся иудейскими общинами по всему лицу Земли. Перемены могут быть связаны с другими календарями, но не с Библейским.

Агнец Божий 18.01.2011 Рахиль
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Моя знакомая задала вопрос, и я поняла, что не знаю на него ответа.
Почему Иисус Христос назван Агнцем Божиим? Почему - Агнец Божий, взявший грех мира? Ведь грех возлагался на козла. Или если переформулировать, почему прообразом Мессии, берущего на себя грех мира, стал пасхальный агнец, а не козлик, бравший на себя грех во время Йом-Киппура?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Рахиль!

Жертвы за грех приносились из разных пород животных: Лев. 4–7; 16, 3 и др. Агнец — первое животное, принесённое народом в жертву ещё при Исходе (Исх. 12, 3–14), жертва во спасение и избавление (там же, ст. 27). Именно агнцу уподобляет грядущего Мессию пророк Исайя (53, 7); народ же он уподобил овцам (там же, ст. 6); и как агнец происходит из стада овец, так и Мессия — из среды народа: он — свой, а не «чужой породы» (как козёл или телец).

По книге Исход 16.01.2011 Игнатьков Александр
 Доброго здравия, Дмитрий Владимирович! Спасибо Вам за то, что Вы находите время отвечать на вопросы. Пожалуйста, по возможности, разъясните следующее из книги Исход (16,2-3). 1.Зачем сыны Израилевы просили мясо, если у них было много с собой скота мелкого и крупного, а значит было мясо, молоко и масло. 2.Вы пишете в лекции 5 "Введения в Ветхий Завет" о первой субботе после исхода, но Господь сказал о субботе через 15 дней после выхода, т.е. это была вторая суббота. И далее, Вы пишете, что Мессия воскрес в субботу первую, т.е. не в воскресенье (а воскресенье начинается с вечера), значит Христос воскрес не в третий, а во второй день.
Заранее благодарен, Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

1. Вкушение мяса было сопряжено с жертвоприношением: животное приносилось в жертву — и после этого разрешалось есть мясо (см. Лев. 17, 3–7). Сам Исход из Египта одной из целей своих имел жертвоприношение (Исх. 8, 25–27 и 10, 24–26). Но до Синайского откровения жертвы в пустыне не приносились, и поэтому мясо животных вкушать было нельзя.

2. Суббота, впервые отпразднованная после Исхода, действительно была второй после Пасхи, т. к. в первую субботу отдыхать было невозможно — народ спешил покинуть Египет.
Впоследствии же счёт годовых суббот вёлся именно с первой после Пасхи (Лук. 6, 1) — тем более, что существовало мнение об отсчёте 50 дней («семи суббот») до Пятидесятницы именно от этой субботы (так до сих пор у караимов и др. Такова же традиция, например, Православной церкви — Пятидесятница всегда в воскресенье).

3. О воскресении Иисуса Христа: он пробыл «в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12, 40); однако от пятницы до воскресенья — 2 ночи: да ещё считается, что в середине второй он воскрес. Итого — полторы ночи!..
Распятие произошло в среду — см. Лук. 6, 1: суббота наступала «по втором дне Пасхи», т. е. Пасха была со среды на четверг. Мессия же был казнён «перед Пасхой» — Иоанн. 19, 14 (в Синодальном переводе — «пятница», в греческом «параскэуэ» — «приготовление»). «Пятницей» день называться не мог, т. к. он — шестой, поскольку суббота — седьмой. Приготовление было к Пасхе, а не к еженедельной суббота — «Тогда была пятница (приготовление) пред Пасхою» (там же).
3 ночи: на четверг — на пятницу — на Субботу. В Субботу — воскресение Мессии из мёртвых!

Замысел Божий 16.01.2011 Алексеева Ольга Евгеньевна
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович!!!
Спасибо Вам большое за ответ и отдельное спасибо за Ваш бесценный труд. Как же замечательно, что у нас есть возможность общаться с Вами и изучать тексты Священного Писания с вашими комментариями, которые лично мне приходятся очень по душе. Огромное Вам спасибо!!!
Дмитрий Владимирович, у меня снова появился вопрос после просмотра Вашей книги "Пророчества книги Даниила".
Зная, что человечество так сильно отойдет от замысла Божия, Бог всё равно сотворил человека. Но неужели Он именно такой замысел имел для человека, видя как сейчас человечество идет "спиной к пропасти"? Я не могу в это поверить, почему человечество не оправдывает Его замысел?

С искренним уважением,
Алексеева Ольга

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Евгеньевна!

Ваш вопрос связан с дарованием человеку свободной воли. Но ведь без этого дара человек уподобился бы запрограммированной машине — и был бы неинтересен как личность и индивидуальность. Здесь – глубина…

Перевод заповедей Моисея и Христовых. 13.01.2011 Ижик Алексей
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович, благодарю Вас за труд, то что Вы делаете очень нужно людям, низкий Вам поклон и искренняя благодарность!
Хотелось бы задать вопрос о заповедях. Могли бы Вы как можно ближе к оригиналу изложить их? Недавно задумался над словами Христа о том, что не нужно искать пищу и одеяния прежде царствия Божия. Если воспринимать слова добуквенно, то можно прийти к выводу, что нужно сидеть, ничего не делать и все само свалится, но ведь сие неверно, работать-то необходимо. Думаю и в заповедях есть неточный перевод.
С уважением, Алексей

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алексей!

Оригинал глубже любого перевода, и совокупности смыслов оригинала (особенно же библейского, с его притчеобразным изложением, числовыми и др. закономерностями, «кодами» и т. п.) никакой перевод донести не в силах.
Некоторые замечания о Десяти Заповедях я поместил в книге «Введение в Ветхий Завет», стр. 398–411.

Книга Иова. 09.01.2011 Пашков Сергей Михайлович
 Уважаемый, Дмитрий Владимирович. Я недавно начал изучать Библию и в силу этого наверное мой вопрос может показаться нелепым. Скажите, пожалуйста, зачем Бог после слов сатаны решил испытывать Иова несчастьями? Бог Всеведущ, Он знал наперед, что Иов выстоит. Для чего надо было все это устраивать с праведником? Чтоб сатана убедился, что Иов праведен не из-за благоденствия своего? Тогда зачем Богу надо было убеждать сатану? Кто такой сатана, чтоб сам Бог решил доказывать ему свою правоту и то, что Он все знает АБСОЛЮТНО НАПЕРЕД? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Михайлович!

Книга Иова написана ведь не для ангелов (или, не дай Бог, тёмных духов), а для нас! В ней «приоткрываются» некоторые причины земных событий, лежащие «за завесой», в том числе — цель страданий праведника и многое другое. Так что смысл её содержания — не в доказательстве, а в научении.
Подробнее — в помещённой на этом сайте книге «Беседы о Книге Иова», особенно — на стр. 187–205.

Чей все-таки грех? 09.01.2011 Йигаль
 В 1 Тим 2:13-14 сказано: "и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление".
Но мы говорим о грехе Адама. Римл. 5:12 "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили".
Почему вся ответственность на Адаме, если сказано о преступлении Евы?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

Контекст I Тим. 2, 13–14 такой:

…А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем….
…Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление… (I Тим. 2, 12–14)


Итак жена, желающая учить мужа и властвовать над ним, как бы повторяет грех Евы, навязавшей Адаму запретный плод (или уговорившей его вкусить). «Прельщение» исходило непосредственно от змия. Адам же со змием не говорил, но только с женой (Быт. 3, 1–6). На Адаме — не «вся ответственность», Ева тоже наказана (там же, 3, 16). Адам же понёс кару «за то, что… послушал голоса жены» (там же, ст. 17).
А в Римл. 5, 12 указана только вина Адама. Ведь, если бы он не послушался Евы и призвал её к покаянию, то мог бы направить ход событий иначе…

Плоть 06.01.2011 Alex.k
 Скажите какой плотью Бог закрыл то место, откуда была взята жена? Читая ваши книги получается, что кожаные одежды они получили в результате ослушания? И второй вопрос: что они прикрывали смоковными листьями? И еще поясните, что значит "до времени исправления"? Евр 9:10. Заранее благодарен.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Alex K.!

Быт. 2, 21: «И закрыл то место плотию». В оригинале — «ва-йисго́р баса́р тахтэ́на» — «и заключил (запер) плоть под нею» (т. е. «покорил ей плоть»).
Слово «басар» может означать не только «тело», но и эгоистическую природу человека:

…Ибо плоть желает противного духу... (Гал. 5, 17)

Понятно, что «плоть» в смысле «органического вещества тела» желать ничего не может. Желать — свойство нефеша (в данном случае — эгоистическое, антидуховное желание).

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние… непотребство…

…Вражда… зависть… (Гал. 5, 19–21).
Ясно, что говорится о нефеше, а не о теле. Такой же смысл находим и у Пророков:

…Возьму из плоти их сердце каменное… (Иез. 11, 19)

— конечно, сказано не о буквальном теле. Также «по Тебе томится плоть моя» (Пс. 62, 2), или «вводить в грех плоть твою» (Еккл. 5, 5) — это о нефеше.
В Быт. 2, 21 говорится, что эгоистическое начало нефеша — «басар» — «заключено (заперто) под нею (т. е. женою)», т. е. подчинено ей. Она может, как и муж, не позволять своей низшей природе управлять собой. Иначе её согласие со змием не было бы грехом.

Быт. 3, 7 — о «смоковных листьях»: аллегорически говорится о желании Адама и Евы «заслониться», «закрыться» чем-то в Раю, обитать в котором «открыто» после совершения греха они уже не могли. Этапы их «отгорожения»: «опоясания» — бегство («спрятались») — изгнание… Любой человек, стараясь скрыть дурные мысли и чувства, совершает то же самое. Смоковница — «тээна́» — от «ана» — «уклоняться»; «алэ» — «лист» — от «ала» — «восходить». Первые люди «уклонились от восхождения»: не могли более возвышаться мыслью и чувством, как ангелы…

Евр. 9, 10: «время («кайрос» — «срок») исправления» — это исцеление от греха и смерти как самого человека, так и всей земли, подвергшейся проклятию (Быт. 3, 17). «Времена отрады» (Деян. 3, 20) описаны в Ис. 2, 1–5; 11, 1–9 и др. как срок Второго Пришествия. До наступления этой Мессианской эпохи «яства, пития, омовения, обряды» (Евр. 9, 10) остаются в силе: ведь они относятся к «настоящему времени» (там же, ст. 9), а Мессия — Первосвященник будущих благ (там же, ст. 11), т. е. благ, ещё полностью не проявившихся, не наступивших…


Вопрос 06.01.2011 Alex.k
 Скажите как понять Екл 12:5 – "и отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс"? В ключе пшав, ремес, и главное в деруш и сод. Буду очень вам благодарен.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Alex K.!

В Еккл. 12, 5 говорится о прекращении страстного стремления к жизни, в том числе эротических чувствований («отяжелеет кузнечик»). Тогда душа, утратившая вкус к земному бытию, покидает тело («отходит человек в вечный дом свой»)… Завершим добрым словом: после этого «дух возвратится к Богу», т. е. дух человеческий ожидает бессмертие.

Вопрос 06.01.2011 Alex.k
 Вы не могли бы прокомментировать Пс. 149, стихи 6-9 и Пс. 150 в ключе ремес и деруш? Сердечно благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Alex K.!

Названия «уровней» толкования — «пшат, ремез, друш, сод». Из них предпоследнее предполагает намёк — притчеобразное изложение. Последнее же подразумевает тайны, сообщаемее человеку лично свыше:

Тайна [<сод>] Господня — боящимся Его… (Пс. 24, 14)

Поэтому подобные толкования я приводить не могу.

В Пс. 149, 5–9 речь идёт о духовной борьбе с силами зла — «духами злобы поднебесными», о которой говорится в Ефес. 6, 10–18. Апостол называет их «начальствами, властями, мироправителями тьмы»; псалмопевец же — «царями и вельможами» (ст. 8). Это — битва не против людей, но — против их демонических «вдохновителей» на всякое зло. Обратите внимание, что святые, ведя эту борьбу, «радуются на ложах своих» (ст. 5) — т. е. сражаться можно, «не вставая с ложа», силой веры и молитвы.

Пс. 150 — это образ полифонического прославления Создателя всеми живыми существами, в том числе ангелами на небесах («на тверди силы Его») и людьми на земле.


"Любовь во Христе" 05.01.2011 Боярская Анна Евгеньевна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Если Вас не затруднит, пожалуйста, подскажите, в какой из Ваших лекций стоит искать довольно подробное, как мне запомнилось, рассуждение о любви во Христе. Заранее спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анна Евгеньевна!

Поскольку названная Вами тема — одна из главнейших в Писании, мне приходилось не раз к ней обращаться. Поэтому указать только одно место — затруднительно.



вопрос по книге "Бытие" 05.01.2011 Алексеева Ольга Евгеньевна
  И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. (Быт. 1, 6–8)

Согласно многим данным Земля первоначально была окружена состоявшей из водяного пара оболочкой, как бы «скорлупой», поддерживавшей на всей планете достаточно высокую температуру. Остатки деревьев и трав, ныне растущих лишь на экваторе, находят даже в районах вечной мерзлоты. Эта же «скорлупа» не пропускала к земле вредоносные для жизни излучения, в связи с чем не только растения и животные жили дольше и достигали гигантских размеров, но и люди отличались недостижимым ныне долголетием (вспомним сроки жизни допотопных патриархов).
Вопрос: "Но ведь растения, животные и люди ещё не были сотворены в этот момент (день второй) на Земле?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Евгеньевна!

Земля была в первые Четыре дня Творения подготовлена для обитания на ней живых существ. Далее её первоначальные природные условия поддерживались неизменными — вплоть до Всемирного потопа, когда «воды над твердью» как раз и обрушились на землю.

"Сын Божий" у монотеистов и язычников 05.01.2011 Салих Исаев
 Уважаемый Дмитрий Владимирович.

Большое спасибо за ответ в теме-вопросе «А Христу глава – Бог».
Мне осталось уточнить только один нюанс.
Вы написали: "На вопрос, Вами заданный, однозначно ответить нельзя. На Соборах велась постоянная борьба как по поводу лиц Троицы, так и по поводу «естества» (или «естеств») Иисуса Христа. Однако ещё раньше (во II-III веках) происходила долгая контаминация Евангельского учения — с общеэллинистическими представлениями, гностицизмом в разных формах, митраизмом и т. п. Многое в этой области уже исследовано, но ещё больше — «нерасшифрованного» и намеренно затемняемого".

Правильно ли я понимаю, что в ходе «долгой контаминации Евангельского учения — с общеэллинистическими представлениями, гностицизмом в разных формах, митраизмом» могла произойти следующая ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ошибка? Ошибка, связанная со смыслом понятия «сын Божий»? Я сейчас поясню.

Ведь это понятие "сын Божий" активно употребляется и в Ветхом Завете. Но очевидно, что в еврейско-монотеистическом пространстве это не означало «Бог». В частности, речь шла о красивой метафоре, которая означала близость праведника к Богу, его (праведника) высокий статус, в конце концов уровень любви и послушания: то есть Бог любит такого праведника как отец любит своего родного сына, а праведник предан Богу как любящий и послушный сын верен своему отцу.

И вот Иисус открывает людям, что такой уровень любви возможен между Богом и каждым человеком – на определённых условиях («ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь», Мф, 12:50). При этом Иисус ни в коем случае не заявляет, что каждый такой любящий человек становится «ещё одним Богом». Более того, Иисус и самого себя не отождествлял с Богом – что подтверждается и в Ваших убедительных комментариях. При бесконечной близости и любви Бога и Христа НЕтождество и иерархия между ними очевидны.

Но далее учение Христа выходит за пределы еврейско-монотеистического пространства, на широкие эллинистические просторы – и там, похоже, происходит обиднейшая подмена смысла.

Ведь это античный мир, а там понятие «сын Божий» носит совсем другой – прямой! – смысл. Античные мифы переполнены сюжетами о том, как некий бог женился на женщине (человеке) и вот у них рождается некто, полубожество (по отцу) и получеловек (по матери).

Может быть, Дмитрий Владимирович, именно там впоследствии и созрела почва для отождествления Бога и Иисуса (теперь уже как «Бога-Сына»)?

То есть в эллинистическом мире акценты сместились: они решили, что Иисус также является Богом (в самом прямом смысле слова) как родившийся от кошки котёнок тоже является кошкой. Извиняюсь за такую аналогию, но я пытаюсь понять мысль развивавшегося в тех условиях христианского богословия. Плюс косвенное влияние митраизма и не только.

Скажите, Дмитрий Владимирович, а после поколения верных Христу апостолов, на этапе между вторым и седьмым веками (то есть вплоть до ниспосылания Корана), кто из христиан правильно верил в Христа? То есть верил в него как в выдающегося Посланника Божьего, как в обетованного Мессию, как в любимца Всевышнего, наделённого чудесной силой и знамениями свыше; но не как в Бога и не как в Бога-Сына…

Простите за смелость, но кто между вторым и седьмым веками верил в Христа так же, как сегодня в него верует Дмитрий Владимирович Щедровицкий? Тогдашние иудео-христиане? Эбиониты? Докеты?

Или вопрос слишком сложен, чтобы свести его к конкретному течению? И в каждом из тогдашних ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ толкований и течений были как правильные, так и ошибочные воззрения?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салих!

Вы верно назвали некоторые течения первых веков н. э., понимавшие природу Мессии согласно Писанию. Конечно, во всех направлениях Христианства всегда были люди, исследовавшие эту проблему и приходившие к выводам, соответствующим учению Пророков и свидетельствам Евангелий.
В этом смысле следует обратить внимание, например, на доктрины несторианства.


Лемурийцы и другие 04.01.2011 Житкова Юлия Николаевна
 Здравствуйте Дмитрий Владимирович. Что вы думаете о лемурийцах и людях, живших до них? Они действительно жили или это все фантазии?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия Николаевна!

Рассуждения теософов о лемурийцах, атлантах и т. п. не имеют археологических подтверждений. Они восходят к индийским, дальневосточным и другим преданиям, переосмысленным Е. П. Блаватской и прочими оккультными писателями. Достоверные сведения о древнейших цивилизациях мы находим в первых 11-ти главах Книги Бытия.

Долг 29.12.2010 Ирина
 Добрый день, Дмитрий Владимирович!
Два года назад у моей подруги знакомая одолжила довольно большую сумму. С тех пор моя подруга напоминала ей несколько раз про деньги, и та отвечала, что помнит, но отдать не может, так как накопила много других долгов.
Моя подруга мучается вопросом, как поступить в такой ситуации, принимая во внимание слова Иисуса:
"Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад". (Лука 6, 30)


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

Иисус имел в виду добровольное даяние — дар просящему («как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» — там же, ст. 31). Вы же описали ситуацию «вынужденного дарения». А есть ли выбор у Вашей подруги, если долг ей не возвращают? И какой выбор?

ногоомовение 28.12.2010 Мила
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Нужно ли причастие и ногоомовение? ("Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Иоан.13:14,15)).
Благодарю за ответ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Мила!

Всякий обряд полезен лишь в том случае, если символизирует осуществляемое на деле. «Умывать ноги друг другу» — значит почитать другого бо́льшим себя (Матф. 20, 26–28; Лук. 22, 24–27). Подражать Учителю надо именно в служении друг другу; ногоомовение же только напоминает об этом, и оно нужно, если способствует умалению себя, своего эгоизма, и возрастанию любви к ближним. Если же нет, то такой обряд проводится лицемерно.

Ин. 15:3, о прощении, о послушании жены 27.12.2010 Людмила Николаевна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. У меня вот какие вопросы:
1. Как понять слова Иисуса Христа в Иоан. 15:3 "Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам". То есть, просто слушая Слово Божие, душа мистическим образом очищается?
2. По каким признакам можно понять, что простил человека? Если один человек другому в течение нескольких лет "припоминает" ошибки, о которых тот сожалеет, это значит человек не простил? Правильно ли думать так: простить - не значит забыть? Если помнить о плохом поступке человека, то это непрощение в сердце этого поступка?
3. В Новом Завете есть места из Писания, где говорится о том, что жена должна быть послушна мужу (1Кор. 11:3; 1Кор. 7:4; 1Кор. 11:9; Еф. 5:33; 1Тим. 2:11). Где проходят границы этого послушания? Может ли муж претендовать на послушание в таких личных вещах как одежда, без разрешения прекладывать вещи с места на место, какой суп варить, что и как говорить и подобное? Ведь про все это можно сослаться на Писание о том, что жене глава муж - вот пусть и слушается во всем, даже в таких личных мелочах. То есть муж на основании слов о послушании может подчинить жену полностью своей воле? Где проходит эта граница: где должно быть послушание, а где воля жены как личности? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила Николаевна!

1. Ученики очистились не «просто слушая», а через то слово, «которое Я [Иисус] проповедал вам». Т. е. — через личное, живое общение с Ним, которое возможно и для нас:

…Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам…
…Чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом… чтобы радость ваша была совершенна. (I Иоан. 1, 2–4)


Как достичь этого? — «Должно вам родиться свыше» (Иоан. 3, 7 — см. в контексте).

2. Признак полного прощения — любовь в сердце к этому человеку:

…Любовь покрывает все грехи. (Прит. 10, 12)

3. Полное восстановление иерархии «жене глава — муж» возможно только при условии, что и «мужу глава Христос» (I Кор. 11, 3), т. е. в гармонии духовной жизни и при обоюдной покорности супругов Богу.

Тайна "правильной" смерти 26.12.2010 Гаврилов Владимир Юрьевич
 Шалом, Дмитрий! "Не все мы умрем, но все изменимся," - кажется близко к первоисточнику, хотя не уверен в том, что точно цитирую. Исходя из текста: кто-то и умрет как сущность, т.е. как возможная нетленная часть сознания (высший нефеш и нешама)?! То что изменимся все - понятно. Каковы же правила "игры в жизнь" на физическом уровне (мальхут в мальхут, зейир анпин в мальхут), чтобы не умереть в иецира - как некоей потенциально вечной сущности? Что думаете об этом? И как в этом смысле интегрируется гносеологическое пространство философии материалистической медицины - с тем, о чем поведал миру Р. Моуди, о. Серафим Роуз и т.п. Спасибо и слиха, если что не так! Мир твоему дому унд зайт гезунд!
P.S. Немного о себе: http://vladimirgavrilov9.moikrug.ru
http://fondnewlife.narod.ru/index.html
www.nanometa.narod.ru


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Юрьевич!


На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. (Прит. 12, 28)

«Нет смерти» — в смысле духовных мучений, страха и ужаса, оставленности и покинутости, адских ощущений и переживаний. Устами Иисуса Бог поведал нам, как этого достичь:

Пребудьте во Мне, и Я в вас... (Иоан. 15, 4)

А пребывать в Нём — значит в Его любви: «Пребудьте в любви Моей» (там же, ст. 9). Такое состояние пребывания в Нём возможно и в земной жизни, и в момент перехода в мир духовный, и среди духов:

…Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. (Римл. 14, 8)

Находящегося в таком состоянии смерть не в силах отлучить от Бога:

…За Тебя умерщвляют нас….
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. (Римл. 8, 36–37)


…Я уверен, что ни смерть, ни жизнь…
…Не может отлучить нас от любви Божией... (Римл. 8, 38–39)


Сам Иисус оставил нам пример такой смерти:

Иисус… сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. (Лук. 23, 46)

Этим Иисус явил образец праведности и в смерти:

…Праведный и при смерти своей имеет надежду. (Прит. 14, 32),

— почему римский сотник, «видя происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник» (Лук. 23, 47); с чем согласились и все присутствовавшие (там же, ст. 48).
Таков смысл и слов Иисуса:

…Верующий в Меня, не умрет вовек… (Иоан. 11, 26)

— т. е. не испытает мук Богооставленности и при физической смерти. Ибо

…Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан. 5, 24)

Итак, Бог говорит нашей душе, чем ей защититься от смерти:

Положи меня, как печать, на сердце твое… ибо крепка, как смерть, любовь... (Песн. П. 8, 6)

И апостол любви подтверждает:

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх...
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (I Иоан. 4, 18–19)




2 день творения 24.12.2010 Йигаль
 Почему во второй день творения не было произнесено "ки тов"?
В иудейском толковании это объсняется тем, что тогда был создан геином.
Что Вы думаете об этом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

Несомненно, упомянутое Вами толкование — верное: ведь число «два» (Второй день) связано с сефирой «Гвура» («Дин»), т. е. со строгостью Суда, включая и посмертное наказание. Но есть и другие причины, в том числе — «незаконченность» творения Второго дня. Оно было завершено на Третий, в который поэтому дважды сказано «ки тов». (Между прочим, в Септуагинте эти слова отнесены и ко Второму дню, в отличие от Масоретского текста…)


Христос и заповедь 19.12.2010 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, как можно исполнить заповедь "почитай отца твоего и мать твою", если сказано: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидет отца своего и матери..." Лк14:26?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Здесь слово «возненавидит» надо сопоставить со словом «сэнуа́» — «ненавидимая» — во Втор. 21, 15: «Если у кого будут две жены, одна любимая, а другая нелюбимая (в оригинале «сэнуа́»)…» Понятно, что на ненавистной — не женятся. Речь идёт о более и менее любимой (как у Иакова было это с Рахилью и Лией). Точно так же и в Лук. 14, 26: Мессию надо любить больше, чем всех близких, и исполнять его учение, несмотря на их противодействие. Но о «ненависти» к ним, в буквальном смысле, — не может быть и речи, ср.:

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (I Тим. 5, 8)

Вот почему в Матф. 10, 37 те же слова Иисуса приведены в другой форме:

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня… (Матф. 10, 37)

Так что — речь идёт о градациях любви.

Иго ли? 19.12.2010 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, во всех Ваших богословских книгах в той или иной степени говорится об актуальности Закона Моисея и для христиан, в т.ч. современных. В связи с этим становится непонятно – почему апостолы называют Закон "игом, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы" (Деян.15:10).
Во "Введении в Ветхий Завет" (стр. 418) Вы как бы ставите под сомнение содержание этого стиха, но конкретного разъяснения не даете. Хотелось бы получить его.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

В Деян. 15, 10 «не могли понести иго» — сказано в прошедшем времени: до принятия Духа Святого — Заповеди исполнять трудно, они представляются «игом» — см. Римл. 7, 22–23.
По принятии же Духа — излившаяся в сердце любовь (Римл. 5, 5) даёт возможность соблюдать Заповеди в радости — см. Римл. 8, 4, 6:

…Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих… по духу.
…Помышления духовные — жизнь и мир… (Римл. 8, 4–6)


Обращающиеся же из язычников не могут сразу исполнять весь Закон, поскольку являются духовными младенцами (I Петр. 2, 2), несведущими в слове правды (Евр. 5, 13). Постепенно же изучая Закон (Деян. 15, 19–21) и «соображая духовное с духовным» (I Кор. 2, 13), они должны принимать волю Божию, выраженную в Его заповедях (см. I Иоанн. 2, 7, 17; 3, 4–6, 22–24; 5, 2–3).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба...(продолжение темы) 18.12.2010 Татьяна
 Спасибо вам за ответ, Дмитрий Владимирович! Конечно же я немного знакома с особенностями Библейского стиля речи. Но в данном случае ваше объяснение(извините) показалось мне не очень убедительным. Можно сравнить обороты речи: Бытия 19-24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба... Бытия 16-15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Но тогда,наверно, было бы так: Агарь родила Аврааму сына от Агари (находящейся где-то) ... Я, конечно, обладаю очень скромными познаниями, но таких оборотов речи я больше не встречала...
И потом, Бытия 18: 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, 3 и сказал: ВЛАДЫКА! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, 5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. 6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. 7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. 8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И ОНИ ели.
А здесь в 3-м стихе "и сказал: ВЛАДЫКА! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" ведь Авраам обращается к Господу??? Далее: 20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 СОЙДУ И ПОСМОТРЮ, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. 22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Т.е Господь сказал \"сойду и посмотрю\". Значит ОН Сам и пошел в Содом, но при этом \"Авраам же еще стоял пред лицем Господа\"? 33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
В это же самое время Бытия 19: 1 И пришли те два Ангела (Господь?)в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и ОНИ ели... 17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. 18 Но Лот сказал им: нет, ВЛАДЫКА!(Обращение к Господу?) 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; И логическим завершением стал праведный гнев Господень! 24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба...
Помогите, Дмитрий Владимирович разобраться, как Господь мог быть одовременно у Авраама, Лота и на небе? И кто кто же к кому приходил, и кто где ел и спал?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!

Премудрость обещает: «Ищущие меня найдут меня» (Прит. 8, 17). Давайте же поищем!
В том же повествовании Господь говорит, обращаясь к Аврааму:

Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдёт народ великий… (Быт. 18, 16–18)

Как вы полагаете: здесь речь идёт о том же самом Аврааме, или о каком-то другом?! Сравните это с Быт. 19, 24: почему в одном случае Вы находите «две Ипостаси», а в другом — нет?..
Следующие три примера я привожу из древнего мидраша «Берешит Рабба».

И сказал Ламех женам своим:… жены Ламеховы! внимайте словам моим… (Быт. 4, 23)

Имел ли он ввиду жён какого-то другого Ламеха?
И далее:

Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. (Быт. 24)

За какого Ламеха — за того же, который говорит, или за иного?!
Второй пример:

И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула… и да помажет его… Садок священник… в царя над Израилем… (III Цар. 1, 33–34)

Эти слова произносит царь Давид: Соломон в цари ещё не помазан. Следовательно, «возьмите с собою слуг господина вашего» — относится к слугам самого Давида, и он говорит о себе в третьем лице (как в Быт. 19, 24 говорит и Бог).
Третий пример:

И сказал царь Артаксеркс… напишите и вы о Иудеях… от имени царя, и скрепите царским перстнем [в оригинале — «перстнем царя»]. (Есф. 8, 8)

Неужели он имел в виду другого царя?!
Итак, мы видим, что подобные обороты речи характерны для Библии.
Теперь — о том, как Господь явился Аврааму (Быт. 18). Мнения Отцов церкви разделяются: одни видят в трёх ангелах явление Лиц Троицы, другие утверждают, что Бог говорил через одного, двое же были Ангелами-служителями. Оба мнения верными быть не могут, не так ли?
Согласно Православной догматике, Лица Троицы нераздельны (и неслиянны): «Где Отец, там и сын, и Дух». Но в Быт. 18, 22 и 19, 1 сказано, что в Содом пришли только два Ангела; следовательно, произошло разделение, что не согласуется с догматикой. К тому же эти двое отчётливо именуются ангелами (19, 1, 15).
Далее. Авраам обращается к ним: «Владыка!» — прежде, чем узнаёт, что это не люди, а Ангелы.
Об этом ясно говорит апостол Павел:

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. (Евр. 13, 2)

Понятно, что эти «некоторые» — в первую очередь, Авраам и Лот (других примеров в Писании мало). Итак, ни Авраам, ни Лот поначалу не знали, что перед ними — ангелы. Иоанн Златоуст специально останавливается на этом: «Никто… не унизит… праведника [Авраама], предполагая, будто он… знал, кто были те путники. В таком случае… не было бы ничего и великого. Но то дивно… что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми» (Беседа 41). Но если Авраам принял троих путников за простых людей,— как же он сказал им: «Владыка»?
В оригинале Быт. 18, 3 стоит «Адонай» — буквально: «Господа мои». А это — обращение не только к Богу. Так называли и почитаемых или высших по сану людей (параллель — наше обращение на «Вы» к одному лицу). Пример — применение слова «адона́в» — буквально «господа́ его» (множественное число) — к господину Иосифа (Быт. 39, 2, 3, 7, 16, 19); ср. «адонэ́й Йосеф» — буквально «господа́ Иосифа» — о нём же (там же, ст. 20).
Так что перевод «Владыка» (с большой буквы) сделан под влиянием позднейшего понимания, более правомерно было бы — «господа мои» (Быт. 18, 3 и 19, 18).
Теперь — о словах «сойду и посмотрю» (Быт. 18, 21). Здесь же Господь говорит ещё — «узна́ю», т. е. испытаю. Для этого Ему Самому, да ещё в видимом Образе, «спускаться на землю» не нужно: Он посылает ангелов, как царь — послов (Быт. 19, 1, 15).
Сказано:

…Бог наш… обитая на высоте,
Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю… (Пс. 112, 5–6)
,

— это не значит, что Он всюду является в видимом образе, чтобы «посмотреть!». Также и в Быт. 11, 5–7:

И сошел Господь посмотреть город и башню…
И сказал Господь…
Сойдем же и смешаем там язык их... (Быт. 11, 5–7)


Но ведь — уже «сошёл», как же сказано снова — «сойдём»? Понятно, что выражения эти — образно-фигуральные: они указывают на вмешательство Его в дела людей, а не на буквально-видимое «схождение»…
Обращается же Авраам то к одному — главному из троих путников — «ты» (Быт. 18, 3), то ко всем трём — «вы» (ст. 4, 5). Также и к нему обращается то один (ст. 10, 13, 14, 17 и др.), то все трое (ст. 5, 9). Всевышний же может говорить как через одного ангела, так и через нескольких — подобно тому, как Он говорит и через нескольких пророков (ср. I Цар. 10, 5, 10; I Кор. 14, 29–31).

Гилгуль 16.12.2010 Игорь Валентинович
 Говоря о гилгуле, как еще одной возможности исправления души, неизменно возникают вопросы о воскресении мертвых. Все ли тела предыдущих воплощений воскреснут? Или, в каком из тел произойдет воскресение?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!

Что называет Учитель «воскресением мёртвых»? —

А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Матф. 22, 31–32)

Итак, Авраам, Исаак и Иаков — живы! Имеет ли живой нужду в воскресении?
Вопрошающего о том, «как воскреснут мёртвые и в каком теле придут», апостол Павел назвал «безрассудным» (I Кор. 15, 35–36). Он объяснил, что «Бог даёт… тело, как хочет» (там же, ст. 38), а также — «что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (там же, ст. 50). Но ведь умершее тело — это только «плоть и кровь», притом упразднённые и разлагающиеся, не так ли? Иначе говоря — это «одежды кожаные» (Быт. 3, 21; Иов. 10, 10–11).
«Посему сказано», что воскреснуть из мёртвых нам надлежит здесь и теперь — сейчас:

…«Встань, спящий, и воскресни из мертвых»... (Еф. 5, 14)

А время, «когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» — «наступает… и настало уже» (!!! — Иоанн. 5, 24–25).


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |