Дмитрий Владимирович, меня поражает широта Ваших познаний. У пророка Исайи в главе 13 стих 21 упоминаются "косматые". Что это за существа? Это сеирим, злые духи Шедим? Какими их можно почувствовать? Какого они примерно роста?Если один из них приходит к человеку,то что это может значить? Почему души умерших нечестивцев появляются в виде мышей? Не о таких ли мышах, "опустошающих землю", говорится в главе 6 стих 5 Первой Книги Царств? Зачем и эти мыши начинают лезть к человеку?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Гайк Славикович!
Злые духи, бесы «отключены» от Источника жизни из-за своей злобы — и, ощущая постоянно недостаток жизненных сил, стараются «отнять» их у других существ.
Противостоять им нужно верой и молитвой:
Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. (Иак. 4, 7)
У меня возникли сильные сомнения относительно того, что Пилат умывал свои руки и это могло иметь какое-то существенное значение. Если у меня нет юридического образования, а я возьму и облачусь в судейскую мантию и вынесу какое-то решение, то это же будет всё пустое. Если священники могли умыть свои руки в священном сосуде, разве имел такое же право Пилат -- человек из другого народа, другой веры, не священнослужитель. Разве он не осквернил ту воду в священном сосуде, если взял и опустил в неё свои руки? Я читал так называемое "тибетское евангелие", в котором написано, что как раз священники один за другим стали умывать свои руки, чтобы не взять на себя тяжкого греха: осудить на смерть невиновного Иссу и отпустить двух разбойников. Подробности суда, которые там описываются, выглядят намного правдоподобнее.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Гайк Славикович!
Пилат «умыл руки пред народом» (Матф. 27, 24), т. е. не для совершения иудейского обряда (он не был иудеем), а символически — чтобы показать, что он «невиновен». Нередко, находясь среди другого народа, человек совершает некие действия, понятные окружающим, к которым бы он в другом случае не прибегал.
Уважаемый, Дмитрий Владимирович, в силу своей лени и ума я не могу читать первоисточники Писаний, поэтому у меня вопрос такого характера: что говорит Тора, Евангелие и Коран о алкоголе и видах пищи (в частности мясо, его вид и способ употребления)? Извините за такой малозначимый в вопросах веры вопрос...
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас Николаевич!
Основные пищевые предписания приведены в Быт. 9, 4; Лев. 3, 17; 7, 16–18 и 23–27; Лев. 11 гл.
Предписания Евангелия и Корана по этим вопросам — производные от указанных выше. Об алкоголе — см. Притч. 31, 4–7; Еф. 5, 18.
Книга закона, положенная Моисеем у Ковчега, и Тора - одна и та же книга или нет?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Олег Николаевич!
Книга одна:
Когда Моисей вписал в книгу все слова закона [по-древнееврейски Тора] сего до конца,
Тогда Моисей повелел левитам…
Возьмите сию книгу закона [Тора] и положите ее одесную ковчега завета… (Втор. 31, 24–26)
А как же слова об Иосифе, что он был стар, и что он не входил к Марии, а также тайно хотел отпустить ее узнав о беременности и т.д., про зачатие от Святого Духа, а не его? Так по вашему не было никакого "непорочного зачатия"? как тогда Он мог быть непорочным агнцем, если сам просто человек? Спасибо огромное за ваши книги и ответы.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас Николаевич!
В Евангелии нигде не сказано, что Иосиф был стар и «не входил к Марии» — это из апокрифов. Напротив:
…Принял жену свою… (Матф. 1, 24)
— в библейском контексте прямое указание на брачное соединение.
…Имеет во чреве от Духа Святого. (Матф. 1, 18)
— т. е. имеет в себе Духа, а не человеческий зародыш:
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан. 3, 6)
«Во чреве», т. е. внутри верующих, живёт Дух Божий:
Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой. (Иоан. 7, 38);
ср. Ис. 44, 3. Иосиф не знал, «какого духа» Мария, когда видел её пророчествующей (ср. Лук. 1, 46–55), и поэтому, сочтя, что она «не в себе», хотел её «тайно отпустить», расторгнув помолвку. А если бы она была беременна ребёнком, — какая тут может быть «тайна»? Когда это обнаружилось бы, её побили бы камнями за прелюбодеяние, — где же тогда «праведность» Иосифа («будучи праведен» — Матф. 1, 19)?! Но Ангел объяснил Иосифу, какой Дух обитает в Марии (там же, ст. 20).
Мессия понёс грехи людей, поскольку достиг высочайшего духовного уровня, и дух его соединился с Духом Божьим – Ис. 11, 1–3; 53, 9–11; Евр. 5, 7–9: «совершившись (т. е. достигнув совершенства) сделался для всех послушных ему виновником спасения вечного».
Почему, по вашему мнению, в иудаизме и исламе есть имена Бога, а в христианстве Бог (как это соотносится с третьей заповедью)? И как вы думаете, в чем смысл появления ислама, если был иудаизм и потом христианство (монотеистические культы)?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас Николаевич!
Третья Заповедь запрещает произносить не слово «Бог», а великое Имя Его (древнееврейское; Непроизносимое в обыденной жизни), и притом — «напрасно» или «во лжи». Религии авраамические ниспосланы народам в соответствии с ментальностью и психологией этих народов (Втор. 33, 2 — пророчество о Трёх Откровениях).
Может ли Бог раскаяться (передумать)?
Нет. "...и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему" (1-я Царств 15:29)
Да. "...и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица
земли человеков (...) ибо Я раскаялся, что создал их" (Бытие 6:6-7)
"Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем" (1-я Царств 15:29)
Как это понять? (Мне знакомый мусульманин приводит эти цитаты как доказательство недостоверности Библии).
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас Николаевич!
О «раскаянии Бога»:
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Быт. 6, 5–6)
Если Иисус родился от земных родителей, то Он родился с первородным грехом. И как такой человек может взять на Себя грехи мира???
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
Иисус «понёс наши болезни» (т. е. грехи — Ис. 53, 4) не потому, что «родился без первородного греха», а потому, что достиг высшего духовного совершенства:
…Страданиями навык [т. е. научился, приобрёл навык] послушанию… (Евр. 5, 8)
И через это «совершился» (т. е. усовершенствовался — там же, ст. 9) .
Итак, он из менее совершенного состояния перешёл в самое совершенное — так, что смог понести на себе грех многих (Ис. 53, 12).
Спасибо за ответы. Дмитрий Владимирович на лекциях вы утверждаете, что тела физические не наследуют Царствия Божия как написано в Писании. Почему тогда Иисус это физическое тело смог вознести в Царствие Божие,также Илия и Енох? почему вопреки Писанию Иисус вознес физическое тело??? В одном месте написано, что кровь и плоть Царствия Божия не наследуют, а в другом ...плоть его не видела тления ..?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
Иисус при воскресении «преобразился» — и не обладал уже «телом душевным», но — «духовным» (см. I Кор. 15, 44). Свойства же «плотского» и «душевного» тел он показывал ученикам, чтобы они не сомневались, что это — он (см. Иоан. 20, 26–27). В некоторых случаях он являлся так, что поначалу его не узнавали, т. е. как бы в «другом плотском теле» (см. Иоан. 20, 14–16; Лук. 24, 15¬–16, 30–31).
Также Илия, если бы оставался в «плотском» теле при вознесении, то сгорел бы в «огненной колеснице». Очевидно, что свойства его тела уже были иными.
Уважаемый Дмитрий, я совсем запутался (до этого мне все было ясно и понятно) Иисус - Бог или Пророк? Если Бог, то почему говорит Пославший Меня, а если Пророк, то почему нужно верить в Него? Как объяснить, что христианство не многобожие? Спасибо...
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас Николаевич!
Иисус — Мессия, человек:
…Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Мессия Иисус… (I Тим. 2, 5)
В нём, в наибольшей полноте, обитает Дух Божий, как в Своей Скинии, во Храме:
…
И почиет на нем Дух Господень…
И страхом Господним исполнится [т. е. наполнится до конца, вместит в полноте] … (Ис. 11, 1–3)
Видите: сказано, что Мессия будет «полон страха пред Господом», т. е. благоговения пред Ним.
Верить Мессии — посланнику Господа, возвещающему волю Творца, — необходимо для оправдания от грехов и спасения:
…Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан. 14, 10)
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него [эйс ауто́н — «ему»!], имел жизнь вечную... (Иоан. 6, 40)
Тогда в каком смысле Христос это Сын Божий? Сын Божий для Христа это титул или...???
Дмитрий Владимирович, можно подробнее - Слово стало плотью? Ведь написано Стало???
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
1. Сын Божий — название праведника, чей дух возвысился до ангельского состояния (Втор. 14, 1: «Вы сыны Господа»; Лук. 20, 36: «Равны Ангелам и суть сыны Божии»; Рим. 8, 14: «Водимые Духом Божиим суть сыны Божии»; Иов. 1, 6: «Пришли сыны Божии предстать пред Господа»).
Сын Божий в высшем и единственном смысле — Слово Его, через которое Он творит (Прит. 30, 4: «Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его?»; Евр. 1, 2: «Говорил нам в Сыне… чрез Которого и веки сотворил»).
2. «Слово стало плотью и поселилось в нас» (эске́носен эн хюми́н — «поселилось в скинии — в нас»). Ср.:
…Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (I Кор. 3, 16)
Слово Божие поселилось в человеческой природе Мессии, как в Скинии — ср.:
…Христос... пришедший… через бо́льшую и более совершеную Скинию… (Евр. 9, 11)
О превращении же духовного Слова в материальную плоть, полагаю, не учил никто за всю историю христианства!
Уважаемый Дмитрий!
Не могли бы вы ответить мне на такой вопрос: когда в человека вошел грех? Было ли изначально у человека йецер а-ра? Или оно существовало извне и вошло в человека после разговора со змеем?
Расскажите, пожалуйста, поподробнее.
Спасибо, с уважением, Настя.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анастасия Сергеевна!
Как возможность беззакония «зло» потенциально было присуще человеку до грехопадения. Иначе — за что же осудил его Создатель (Быт. 3, 17: «За то, что ты…»)?
Скажите, пожалуйста, насчет недельной главы Хукат. Рыжую телицу сжигали просто или в какой-то определённый день или год? Где хранился её прах, в сосуде с водой? Следующую телицу сжигали, когда заканчивался пепел предыдущей или как? Спасибо, с уважением, Настя.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анастасия Сергеевна!
Прах рыжей телицы хранился у священников и смешивался с водой по мере надобности.
Дмитрий Владимирович, не могли бы вы дать советы по нефеш-терапии при заболевании молочных желез? С какого дня нужно начинать читать Псалмы? С уважением, Татьяна Ч.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Т.В. Чугунова!
Надо читать Пс. 130 утром, днём и вечером над водой, пить малыми порциями до следующего чтения. Начать — во «второй день» — в понедельник, когда были разделены воды (Быт. 1, 6–8).
В лекциии №7 (Введение в Ветхий Завет, Книга Исход, лекция 7 – прим. ред. сайта) вы пишете следующее:
Словом תושב ‹тоша́в›, «поселенец», Писание обозначает временного жителя Святой земли, не желающего войти в завет и присоединиться к Божьему народу. Здесь речь идет о тех жителях окрестных стран или самого Ханаана, которые, поселившись среди израильтян, сознательно про- должают оставаться идолопоклонниками, отказываются уверовать в Бога Авраамова: ведь стоит им войти в завет с Господом — стать «пришельца- ми», как на них распространится закон, уравнивающий их с «природными жителями»
меня интересовал вопрос присоединившихся к Господу из других народов и в Электронной еврейской энциклопедии(ЕЭЭ) я нашел следующее:
ГЕР (גֵּר, мн. число גֵרִים, герим), в Библии — иноплеменник, живущий среди иного по этническому происхождению или по вере населения; в Талмуде и последующей раввинистической литературе, а также в современной лексике — нееврей, принявший иудаизм.
Геры в первом значении появились в еврейской среде, вероятно, во время исхода из Египта (Лев. 24:10; см. также Раши к Исх. 12:38). По-видимому, герами назывались и жители Ханаана, оставшиеся там после завоевания его израильтянами (I Ц. 9:20–21; I Хр. 22:2: II Хр. 2:16). Многочисленные наставления любить гера, не обижать, не притеснять и не обманывать его часто сопровождаются в Библии напоминанием о том, что евреи в Египте также были герами (Исх. 22:20; 23:9; Лев. 19:33–34: Втор. 10:19 и многие другие). Геры могли исполнять определенные ритуальные обряды еврейской религии при условии соблюдения ими тех же культовых правил, которые предписаны евреям (Чис. 9:14; 15:15, 29), но от них не требовали принять иудаизм. Случаи перехода геров в иудаизм были, по-видимому, результатом ассимиляции их еврейской средой, а не идеологического воздействия (например, Руфь).
Борьба за сохранение духовного единства еврейского народа, начавшаяся в период возвращения из вавилонского пленения, радикально изменила отношение еврейского общества к герам и придала этому понятию совершенно новый смысл. Ассимиляция, угрожавшая возвращавшимся на родину со стороны многочисленных чужестранцев, смешивавшихся с репатриантами, подвергала опасности устои еврейского государства, которое воссоздавалось на территории, отведенной ему персидскими властями. Приобщение к иудаизму, обязательство «соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, уставы Его и предписания Его» (Нех. 10:30) стало поэтому непременным условием причастности к еврейскому народу. Нормы обращения в иудаизм (гиюр), а также постановления, определяющие положение геров в еврейском обществе, были детально разработаны законоучителями Талмуда. Подробно об этом см. прозелиты.
Если эта информация правильная, то "пришельцами" до возвращения из Вавилона считались необрезанные поселенцы среди Израиля. А после возвращения из Вавилона евреи стали "...и отталкивают пришельца Мал.3:5" пренебрегать правами пришельцев и требовать прохождения гиюра.
Вы же пишите, что пришелец - значит обрезанный. У меня вопрос : это неточность ваша или или ЕЭЭ?
Ведь например в Исаии 56:3-7 речь идёт, как я понимаю, о необрезанных присоединившихся к Господу, а не к Израилю.
Поэтому зная это апостолы,освобождённые Христом от "раввинистических постановлений " послевавилонского периода, и предписали в 15 главе Деяний первостепенные запреты (без обрезания,т е не заставляя становиться иудеями) и направили их изучать Тору ст 21, а затем если они созреют и захотят стать "членами общества Израиля", то могут и обрезаться непринуждённо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Поздние постановления о «пришельцах и поселенцах» отличаются уже тем, что буквальное поселении на земле Израиля заменилось «религиозным поселением» в диаспоре. В библейскую эпоху ханаанеи, оставшиеся идолопоклонниками, подлежали изгнанию (Втор. 9, 4–5) и поэтому герами стать не могли. Культовых правил было недостаточно для пришельцев (Исх. 12, ст. 19, 38, 43–49). «Перейти в иудаизм» — понятие более позднее. В древности всякий, участвовавший в Богослужении, тем самым являл и свою веру в Единого Бога (Исх. 18, 9–12; IV Цар. 5, 14–19; Пс. 117, 2–4, где «боящиеся Бога» названы отдельно от Израиля, но участвуют в том же Богослужении).
В Ис. 56, 3–7 «сыновья иноплеменников» хранят субботу, твёрдо держатся завета (в том числе и Авраамова — Быт. 17, 12–13) и стремятся на святую гору, в дом молитвы. Об апостольских же постановлениях — всё верно.
Енох был взят на небо в теле физическом??? Если Иисус воскрес в теле физическом, то почему мы не воскреснем в физических телах??? Помогите разобраться.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
«Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (I Кор. 15, 50) — относится и к Еноху: «Бог взял его» после того как «не стало его» — Быт. 5, 24. «Не стало» как эгоистически обособленной от Бога и ближних личности — «плоти и крови», плотско-душевного человека, который
…Не принимает того, что от Духа Божия… почитает это безумием; и не может разуметь... (I Кор. 2, 14)
Поэтому и мы «не воскреснем в физических телах» — полном эгоизме, но «все изменимся» (I Кор. 15, 51), перестав самовлюблённо отождествлять себя с «плотью и кровью».
Если человек родился в субботу, может ли это что-то значить?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
Есть предание, что родившийся в субботу может стать праведником. В этом случае он умрёт тоже в субботу. Но для нас важнее всего родиться свыше (Иоан. 3, 3), а в субботний покой Его — войти (Евр. 4, 9–11).
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понял рассказ о сотворении Адама и Евы, изложенный в первых двух главах книги Бытия?
1. Первоначальное творение Адама было - Адам Кадмон: нешама (высшая душа) и руах (дух). "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1, 27)
2. Продолжение творения - тело Адама - эфирное тело из праха земного - Адам Афар: нефеш (низшая душа). "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Быт. 2, 7) Также, как мне кажется, нефеш назван еще "костью", а нефеш, в который вдунуты нешама с руахом - нефеш хайа (живая душа).
3. Для сотворения Евы Бог разделил Адама, изъяв у него ребро (или сторону), то есть буквально изъял у него одну из костей - одну из частей нефеша Адама. И закрыл то место плотью (то есть нефеш был закрыт плотью). Здесь в описании впервые появляется сотворение Адаму плотского тела (басар). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. (Быт. 2, 21) Сотворение Евы от части нефеша (эфирного тела) Адама позволило ему сказать: вот, это кость от костей моих, а наличие у нее такой же плоти (басара): и плоть от плоти моей. (Быт. 2, 23) 4. После грехопадения первых людей Бог проклял старую плоть (...проклята земля за тебя... (Быт. 3, 17) и дал им новые одежды кожаные, то есть современную плоть, главным отличием которой было наличие в ней крови.
4. "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк 24, 39) - это о первоначальном басар и нефеш Адама и, соответственно, воскресшего Христа. "Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления". (1 Кор. 15, 50) - это о современном басар каждого живого человека. Правильно ли я понимаю историю сотворения человека?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вадим!
Писание метафорично, притчеобразно — и более настраивает на духовное переживание, нежели на рациональное осмысление. При последнем бывают несоответствия. Например, «проклята земля за тебя» — имеет продолжение: «со скорбию будешь питаться от неё». Если же «земля» — это «старая плоть», то как же человек «со скорбью питается от неё»?
Смысл Писания — духовен (II Пет. 1, 19–21). И слова: «Плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия» — относятся также и к разумению Писания.
Как и сам человек, понимание может быть духовным, душевным или плотским (I Кор. 2, 14–15 и 3, 1).
Здравствуйте! Дмитрий Владимирович.
Благодарю за ответ и за ваше внимание!
Прошу вас,если можно,объясните значение текста, т.к. я всегда думал, что речь идет обо всех видах тварей (чистых и нечистых)
Быт.9:3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу;
как зелень травную даю вам все;
Вы пишите в ответе, что
1. Соприкосновение с нечистым животным требует омовения и делает человека «нечистым до вечера» — Лев. 11, ст. 24–26, 28, 31 и далее.
Если можно, объясните это если к мёртвому прикоснуться или и к живым нельзя.
А также даю вам посмотреть информацию, которая натолкнула меня на данные рассуждения и вопросы. Если можете подскажите стоит ли этому доверять:
"Недопустимо, и даже опасно, поверхностно относиться к вопросам, которые могут иметь отношение к спасению. Поэтому необходимо обратиться к Писанию, прежде всего, к тем книгам, где обсуждается затронутая тема: к книгам Левит и Числа, а также Иезекииля. Если мы внимательно и с молитвой изучим их содержание, то мы можем сформулировать сделать следующий вывод:
ТЕЗИС: Библия говорит, по крайней мере, о 2-х разных видах нечистоты: нечистота (осквернение) души и тела, то есть, нечистота психо-физиологическая, и нечистота обрядово-ритуальная.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: ритуальная нечистота должна так или иначе быть связана с совершением того или иного ритуала – на то она и ритуальная.
В качестве ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ для определения, о каком виде нечистоты идет речь в том или ином тексте, предлагаются следующие три факта:
1) в ряде случаев ритуальной нечистоты предписывалось жертвоприношение;
2) в ряде случаев ритуальной нечистоты предписывалось омовение водой одежды и/или тела;
3) в большинстве случаев ритуальной нечистоты определялась продолжительность состояния нечистоты («до вечера», «семь дней», «все дни, пока…»).
Этим признакам соответствуют следующие виды нечистоты:
1. нечистота от прикосновения к трупу (физиолог нечистого и даже чистого животного);
2. нечистота женщины после родов;
3. нечистота человека, заразившегося проказой;
4. нечистота от прикосновения к зараженным вещам или от пребывания в зараженном доме;
5. нечистота от истечения (различных видов) из тела мужчины и женщины;
6. нечистота человека, съевшего мертвечину или растерзанное зверем;
7. нечистота от прикосновения к умершему человеку (для священников и назореев).
Следующие виды нечистоты носят психо-физиологический характер, так как в этих случаях не предписаны ни жертвы, ни омовения, и не определяется продолжительность нечистоты:
1. нечистота человека, съевшего мясо физиологически нечистого животного;
2. нечистота из-за инцеста (кровосмешения) и из-за различных сексуальных извращений (Лев.18 гл.);
3. нечистота из-за прелюбодеяния;
4. нечистота из-за занятий спиритизмом (Лев.19:31);
5. нечистота из-за человеческих жертвоприношений (служения Молоху);
6. нечистота из-за идолопоклонства.
Я назвал эти виды нечистоты «психо-физиологическими», потому что в этих случаях осквернение человека происходит как на уровне психики (души – «не оскверняйте душ ваших» Лев.11:44), так и на уровне физиологии (тела - «сквернили сами свои тела» Рим.1:24). Не поэтому ли христиане призваны «очиститься от ВСЯКОЙ скверны плоти и духа»? Человеческий организм устроен так, что психика (душа) и физиология (тело) самым тесным образом взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Не случайно ведь замечено: «в здоровом теле – здоровый дух»; () … Справедливо и обратное: «» (Пр.17:22); «» (Пр.16:24).
На генетическом уровне возможны трансформации в результате полового акта. Известен так называемый феномен ТЕЛЕГОНИИ (http://pms.orthodoxy.ru/news/view.php?n=8701), когда женщины, имевшие половую связь с первым мужчиной, могут родить от другого мужчины детей, внешне похожих на первого мужчину. Последующие партнеры также накладывают отпечаток на генетическую память женщины, но уже значительно меньший, нежели первый мужчина... То есть, грех морального характера (блудодеяние) посредством генетического механизма перешел на уровень физиологический. (Не об этом ли пишет Павел в 1Кор.6:18?) Естественно, возможен и обратный процесс: физиологическое состояние человека (кровеносной, нервной системы, особенно головного мозга), прямо отражается на состоянии психики: давно замечено, что мясоеды, особенно те, кто ест мясо с кровью, значительно более агрессивны и раздражительны, чем вегетарианцы (то же справедливо и в отношении животных). Известно, что обильная еда перед сном (физиологическое нарушение) способна вызвать возбуждение нервной системы, в результате могут сниться плохие сны (то есть, проблема переходит на психический уровень). Объедение тоже отражается не только на физическом, но и на нравственном состоянии здоровья. И таких примеров можно было бы приводить множество."
Правда ли это? И почему?
С уважением, Владимир
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
В Быт. 9, 3 — запрет есть мертвечину (можно только «что живёт») и кровь (ст. 4). Всё это повторено апостолами для народов (Деян. 15, 28–29). Но Ною было известно разделение животных на чистых и нечистых (Быт. 7, 2), и этого придерживались праведники… Прикосновение к живому «нечистому» животному не оскверняет («погладить собаку»).
В тексте, Вами приведённом, много полезного. Можно было бы сказать о нечистоте в физическом и этическом смысле, не перебрасывая «мостик» между ними.
Дмитрий Владимирович, здравствуйте!
Благодарю вас за ваши рассуждения, многое становится на свои места.
Но у меня к вам просьба, если можно, коротко осветите "закон" как "детоводителя и стража", есть ли меж ними разница и что имеется в виду, когда говорится:
- он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].Так и мы, доколе были в детстве, были
порабощены вещественным началам мира (Гал4: 2-3)
Что это за назначенное время? и чему мы были порабощены?
И что значит "доколе были в детстве"?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Гал. 4, 1–2: «порабощены Вещественным началам мира» — т. е. материализму (в мышлении) и идолослужению (в действиях) — см. ст. 8–9. Но не Закону, ибо Закон — духовен, а не веществен (Римл. 7, 14)!
«До срока, Отцом назначенного» — т. е. до уверования народов в Единого Бога через проповедь апостолов (Матф. 28, 19).
«Детство» — это начальный уровень сознания, неумение отличать добро от зла (см. Евр. 5, 12–14).
«Попечители и домоправители» — это внешние формы религии: для язычников — позитивные элементы их веры (философия, моральные устои — ср. Втор. 4, 19 о «всех народах»). Для иудеев — Закон Божий, воспринимаемый первоначально как набор внешних указаний и написанный на скрижалях каменных, а не на сердцах (Иер. 31, 33; II Кор. 3, 3); или, иначе, — на сердце «каменном», а не «плотяном» (Иез. 36, 26–27).
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Долгое время своей жизни я верил, что Закон Божий отменён, а для христианина главное любить ближнего. Но в недавнее время стал понимать, что Закон Божий – вечная истина. Писание стало для меня новой книгой, всё что вижу теперь раньше как будто не замечал. Но также пришли и трудности в отношениях с близкими братьями и сёстрами моей общины, т.к. в "евангельском вероучении" с законом Моисея покончено или почти все "исполнено-отменено". В наше время много есть информации о Законе в Новом Завете, но вся она неоднозначная и полна различных примесей. А поэтому прошу вас помочь; очень нужно толкование 2-ой главы Галатам с 12 стиха и до конца главы. А именно таких моментов: 1)почему в ст. 12 сказано, что "закон не по вере" и что это значит? 2) об одном ли законе или об одинаковых его частях идет речь с 12 по 17, в 19, 21, 23, 24-м стихах? Только ли о "жертвенном, ритуальном законе" идет речь или и о "нравственном, гражданском", и как к этому прийти или понять, т. к. у Павла словом "закон" обозначается многое. 3) ст. 19 через каких Ангелов преподан и связанно ли это с Деян.7:38, 53? 4) что значит 20 стих? 5) 22 ст. какое писание заключило всех под грехом? и как? 6) 23 ст. что значит"до пришествия веры"? Её что раньше не было? И как это "были под стражей закона" и о каком законе речь? Что это за "время открытия", что раньше вера сокрыта была? 7) ст. 24 и 25 – каким образом "закон был для нас детоводителем ко Христу" и кем он теперь для нас является, если мы уже не под его руководством? что за пришествие веры, где она раньше была? разве не верой оправдывались в древние времена? Дай Бог Вам мудрости. С уважением, Владимир
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
О «неудобовразумительном» у Павла (II Пет. 3, 15–17). Прежде всего, подражайте Павлу (I Кор. 4, 16). Он был «для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом» (там же, 9, 21). С теми, кто отвергает, выбирайте темы, обоюдно приемлемые, укрепляющие братолюбие. Иначе верующие перестают быть учениками Иисуса (Иоан. 13, 35)! А что познаёте, — «оставьте расти» внутри себя (Матф. 13, 30)…
О 3-й главе Послания к Галатам.
«Закон не по вере» — имеется в виду вера в искупительную жертву Мессии: в ст. 6–9 сказано, что Авраам верил в пришествие Семени, в котором благословятся все народы — ср. Быт. 22, 18, а Семя — это Мессия: Гал. 3, 16. Закон же дан позже обетования о Семени — и ранее пришествия самого Семени (Мессии).
…Но кто исполняет его, тот жив будет им. (Гал. 3, 12)
Однако исполнить целиком, т. е. «быть святым» (Лев. 19, 2) — мало кому дано… Для нарушителей Закона назначены жертвы за грехи — «закон [жертв]» «дан… по причине преступлений [закона Божьего]» — Гал. 3, 19. «Закон [жертв]» «преподан чрез Ангелов [а́нгелос — греч. «посланник»], рукою посредника». Посланниками — посредниками между человеком согрешившим и Богом — были священники, приносившие жертвы своими руками (а не небесные Ангелы).
Итак, «кто исполняет... тот жив» (ст. 12), следовательно, кто нарушает, — умирает духовно. Жертв животных было недостаточно для удаления корня греха из сердца. Поэтому постигало грешников проклятие — «клятва закона» (ст. 13; ср. Втор. 28, 15 и далее). От этой клятвы (проклятия) и искупил нас Мессия (ст. 13), поэтому благословение, связанное с его приходом, распространилось на все народы (ст. 14). Это благословение, связанное с прощением грехов, привело к излиянию Духа на уверовавших (ст. 14 — «чтобы нам получить обещанного Духа — верою»). Именно Дух пишет закон на сердце (Иез. 26, 26–27; II Кор. 3, 3), наполняя его любовью:
…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Римл. 5, 5)
А «любовь есть исполнение закона» (Римл. 13, 10), она соединяет наше сердце с Богом и ближним (Марк. 12, 29–31).
Напишите, что осталось неясным в Гал. 3.
В повествовании о предках Иисуса можно разобрать следующее: «…Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля…»
И вот, наконец, спустя долгие-предолгие годы, после смены множества поколений появился Иосиф, потомок Иоакима.
Казалось бы, вся эта информация не представляется особо интересной.
Но все не так просто.
Потому что в греческом оригинале можно натолкнуться на удивительное открытие.
Почему-то в оригинале сказано, что Иосия родил Иоакима и его братьев уже во времена вавилонского пленения.
И только после освобождения из вавилонского плена Иехония родил Салафииля.
Согласно переводам, Иисус – потомок Иоакима, а согласно греческому оригиналу, он выходец из дома Иехонии.
Но важной данная информация становится только если вспомнитmь, что сказал пророк Иеремия о роде Иехонии:
«Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? Или он – сосуд непотребный?
За что они выброшены - «он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?..
Так говорит Господь:
„Запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее“».
Совершенно ясно, что после такого пророчества ни один потомок Иехонии не взойдет на трон царя Давида.
Может быть, поэтому упоминания об Иехонии постепенно исчезли из Евангелий?
Потому что слова пророчества гласят: вряд ли Иисус сможет владычествовать в Иудее.
Ибо согласно пророку Иеремии, Иисус относится к кругу персон нон грата, не имеющих права сидеть на престоле царя Давида.
А ведь Евангелия пытались утвердить следующую мысль:
Иисус есть Мессия, потому что, как потомок Давида, имеет право на царское наследство.
Однако есть пророчество, исключающее Иисуса из круга Мессий. Это пророчество постараются вычеркнуть из Нового Завета, а царя Иехонию заменить в генеалогическом древе Иисуса на Иоакима.
А другие слова пророчества, не имеющие к Иисусу никакого отношения, как бы вклиниваются в текст Евангелий:
«…да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется».
И все-таки вернемся еще раз к царю Иехонии.
Согласно Книге Царств, Иехония был сыном Иоакима.
Но если Иоаким был отцом Иехонии, то Иисус автоматически является потомком и того и другого царя.
А ведь об Иоакиме у пророка Иеремии есть вполне конкретное высказывание:
«Так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском:
„Не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной“».
Напрашивается вывод: существовало два пророчества Иеремии, исключающих Иисуса из наследников трона царя Давида.»
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игаль!
Зерубавель — прямой потомок Иоакима и Иехонии (I Пар. 3, 16–19) — возглавил возвратившихся из Вавилона как потомок Давида (Ездр. 2, 2; 3, 2).
К нему обращался Сам Бог, называя его по имени (Зах. 4, 6–10; Агг. 1, ст. 1, 14; 2, ст. 2, 4, 21–23). Бог возбудил дух Зоровавеля (Агг. 1, 14), избрал его (там же, 2, 23). Как согласовать это с отвержением его предков — Иоакима и Иехонии (Иер. 22, 18–19 и 24–30)?
Об Иехонии сказано:
…Если бы Иехония… был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя… (Иер. 22, 24)
А о Зоровавеле — прямо противоположное:
В тот день… Я возьму тебя, Зоровавель… и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя... (Агг. 2, 23)
В обоих случаях в оригинале — перстень с печатью (хота́м), которым запечатывались царские указы (см. Есф. 8, 2). У Иехонии власть издавать указы отнята, Зерубавелю — возвращена: он, по воле Божьей, восстановлен как полноправный потомок Давида.
Но и сам Иехония был освобождён из темницы и стал сотрапезником вавилонского царя (IV Цар. 25, 27–30). Еврейские комментаторы говорят, что Иехония покаялся, и Бог отменил Свой приговор (Иер. 22, 30). Отрицающий это («подкапываясь» под родословие Иисуса) «лишает правомочий» не только Зерубавеля, но и экзилархов в Вавилоне. А также и «грядущего Машиаха»! См. II Цар. 7, 14–16.
Дмитрий Владимирович, обьясните пожалуйста, разве Евангелие от Иакова не перекликается с Сурой Семейство Имран??? Например: о кидании жребия тростей священников в воду; о том, что Мария питалась в святилище ангельской пищей? Если Евангелие от Иакова ложное, то почему так много у него совпадений с Сурой Семейство Имран?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
Сходство в деталях совсем не обязательно означает сходство по сути.
«Первоевангелие Иакова» — апокриф, а в таковых писаниях сохранилось немало и истинных черт древних событий.
Как понять слова Христа, когда он говорит, что когда все будут говорить, я Христос, то не верьте?
Как понять тогда происхождение ислама спустя 400 лет от христианства, да еще Вы говорите, что Коран истинен? Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас Николаевич!
Пророк Мухаммад нигде и никогда не сказал: «Я Христос». Так что вопрос Ваш мне непонятен.
Мне, будучи христианином, в какую сторону молиться после откровения ниспосланного Мухаммаду относительно киблы??? Или это откровение было ниспослано только для его общины???
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
Конечно, кибла установлена для мусульманской общины — физических и/или духовных детей Исмаила, что подчёркнуто в рассказах о возведении Каабы Авраамом и Исмаилом.
И сказано, что Бог мог бы создать единую общину, но создал три (иудейскую, христианскую, мусульманскую) — чтобы соревновались в добрых делах.
Тогда куда делось физическое тело Илии в момент вознесения его на огненной колеснице???
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
От земли до неба – неблизко, и за время этого вознесения тело Илии, чтобы не сгореть (колесница-то огненная!), преобразилось (см. Филипп. 3, 20–21). Ведь Илия — не тело, но дух, достигший совершенства (Евр. 12, 23).
Дорогой Дмитрий Владимирович! Благодарность Всевышнему за вас и ваши отзывы и помощь в ответах. Большая просьба, дайте ваш комментарий на это учение. http://www.youtube.com/watch?v=coxctMLbJc0 Находите ли вы какие либо расхождения с Писанием. Ждем вашего ответа и заранее благодарим.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!
Я не работаю на компьютере, текст набирают мои друзья-сотрудники.
Пришлите для отзыва «самое главное» – и как можно короче.
Добрый день, уважаемый Дмитрий Владимирович.
С большим интересом знакомлюсь с Вашими книгами. Премного благодарна.
Как я поняла, реинкарнация или перевоплощение имеет место быть как в иудаизме, так и в христианстве. В исламской вере такой темы нет, если я правильно поняла. Поясните, пожалуйста, этот момент. В исламе есть последний день, а жизнь на земле дается только один раз?
Спасибо Вам за то, что находите время для ответов на сайте.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Амира!
В Коране есть аяты, которые прикровенно указывают на реинкарнацию. Верили в неё и целые направления в Исламе – например, часть мутазилитов, см.: Аш Шахрастани. Книга о религиях и сектах, часть 1. – М., 1984, с. 67. О такой же вере у части шиитов см.: Ан Наубахти. Шиитские секты. – М., 1973, с. 138–146.