Дмитрий Владимирович, в продолжение давно начатого разговора обращаюсь к Вам за разъяснением "простенького" стиха 1,19 из Евангелия от Матфея:
"Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее".
Праведность иудея - это жизнь по Закону Моисея. Поэтому Иосиф, будучи праведен, должен был отвести Марию на суд старейшин. Но он, якобы из благих намерений, решил этого не делать.
Вопрос: На каком основании Матфей, еврей и знаток Закона, употребляет в данном контексте слово "праведный"?
Еще более трудно понять смысл слов "хотел тайно отпустить ее". Трудно представить, что молоденькая еврейка, воспитанная в иудейской общине рубежа двух эр, подобно какой-нибудь авантюристке, бежит в дальние края. А если не бежит, то через несколько месяцев ее беременность откроется, и она будет побита камнями. А, между тем, христиане толкуют намерение Иосифа как акт великодушия.
Вопрос: Как в тексте Евангелия могли возникнуть такие смысловые противоречия? Трудно поверить в то, что Матфей не знал, о чем писал.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!
Вы верно сформулировали свой вопрос. Но дело вот в чём: Иосиф обнаружил, что жена его «имеет во чреве от Духа Святого» (Матф. 1, 18). Это не означает, что она носила во чреве ребёнка из плоти и крови. «Иметь во чреве от Духа» — значит иметь Духа Святого внутри себя, принять в себя Духа пророчества:
Кто верует в Меня, у того…из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе... (Иоан. 7, 38–39)
…Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа… (I Кор. 6, 19)
Древне-еврейское <кэ́рев> переводится и как «внутренность» (в т. ч. внутренний человек), и как «чрево», «утроба». Так что Иосиф обнаружил, что его жена имеет духовный дар — пророчествует (ср. Лук. 1, 46–55 — пророчество Марии). Но Иосиф не был уверен, от Бога ли этот дар, пока Ангел не подтвердил ему это (Матф. 1, 20).
Позвольте рассказать какое объяснение этой притчи принесло однажды мир в мое сердце в определенных обстоятельствах. Это не контраргумент, но, скорее, взгляд под иным углом.
Сокровище праведное (истинное) - это сокровище, принадлежащее не вещественным началам, но миру невидимому - Царствию Небесному. Это то, что не портит ни ржа, ни моль (Мф.6:19-21). Соответственно, неправедное - богатство мира сего. Совершенно необязательно украденное (чтоб быть неправедным). Все от Бога! Неправедное здесь - невзаправдашнее. Не принадлежащее Вечности.
И если я (например) на своем автомобиле могу отвезти в больницу слабенькую пожилую сестру в Господе, а она, в свою очередь, кроме как доброй молитвой отплатить не может (и слава Богу!), то притча эта как раз и объясняет назначение всех богатств этого мира и их истинную ценность. Как и важность наших искренних молитв друг за друга.
Так богатства "неправедные" трансформируются в богатства праведные-истинные - молитвы святых и их производные.
Дмитрий Владимирович, корректно ли такое понимание?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
Ваше понимание «неправедного богатства» говорит об ещё одной грани этой притчи.
Шалом вам!
У нас на форуме (http://jesus-forum.com/viewtopic.php?f=82&t=1419) возник небольшой спор о слове "Дева" из Исаии.
В Септуагинте написано слово "дева". Я знаю, что в иврите стоит слово "alma"
Но почему-то в Новом завете используется слово "parthenos" Не мог же Матфей ошибаться...
Я предположил, что это слово было взято из Септуагинты. Но в Талмуде в трактате Мегила 9а, написано, что в Септуагинте была переведена только Тора и не содержала пророческих книг.
Один из участников написал, что при открытии Кумрана, в пещерах нашли одновременно свитки рукописей (в частности Книги Исаии) как в масоретской версии, так и в версии, совпадающей с переводом Септуагинты.
Александр Мень в своей книге "История религии - том 5" утверждает: "Рукописи книги, найденные в пещерах у Мертвого моря, совпадают с Книгой Исайи, которая входит в нашу Библию".
Так были ли в Септуагинте пророческие книги (меня больше интересует Исаия) или это позднейшая вставка кого-то? А если были, то как это доказать???
У меня не хватает знания на эту тему...
Спасибо! Это очень важно...
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Шимон!
Относительно греческого перевода Поздних Пророков есть разные мнения — вплоть до теории их вхождения уже в первоначальный текст септуагинты. Например, во введении к «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» (132 г. до Р. Х.) уже говорится о «Законе, Пророчествах и остальных Книгах» на греческом языке. В I Маккав. 7, 17 имеется цитата из греческого перевода Пс. 78, 2–3. Есть и другие свидетельства, что уже в середине II в. до Р. Х. греческая Библия существовала.
Что касается слова «партэнос», то в Септуагинте оно употреблено уже в Быт. 34, 3 как перевод древнееврейского <наара> — «отроковица», «юница»:
И прилепился он [Сихем] душой к Дине, дочери Иакова, и он полюбил эту девицу [<тэн>, <партэ́нон>]... (Быт. 34, 3)
Но ведь перед этим Сихем совершил насилие, и Дина перестала быть девственницей. Как же она здесь именуется «партэнос», если это слово означает именно «девственницу»?! Этим вопросом надеюсь добавить Вам некоторое новое «знание на эту тему»…
Спешу поделиться тем, что со мной произошло…
Меня беспокоил хронический цистит. Обострения происходили все чаще и чаще. Я лечилась сильными медикаментозными средствами, которые снимали только обострение, но полного улучшения не было. В период обострения в марте 2010 года начала лечение по методу нефеш-терапии с полным соблюдением всех предписаний: заваривала все травы, выпивала до 7 стаканов в день мелкими глотками через каждые 15 минут. Облегчение наступило уже к концу первого дня лечения. Курс лечения составил один месяц. После окончания лечения и по сегодняшний день обострений нет. Также провела курс лечения от бессонницы. Сон нормализовался, заметно улучшилось состояние нервной системы. С 21 года(сейчас мне 63) страдала ревматизмом, имела порок сердца. В апреле провела курс нефеш-терапии по лечению кровообращения. Мое состояние значительно улучшилось.
Благодарю Д.В. Щедровицкого за книгу "Нефеш-терапия".
Светлана Васильевна
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Светлана Васильевна!
Сердечно рад, что Создатель помог Вам улучшить здоровье посредством занятий Нефеш-терапией. Да поддержит Он вас во всём добром!
Здравствуйте. Моя старшая дочка (ей 6,5 лет) периодически меня спрашивает откуда "берутся" дети. Я ей каждый раз очень примитивно объясняла. Некоторое время назад снова читала о том "откуда" и "как берутся" дети. Возникает ощущение, что спермотозоиды - живые существа: движутся "наперегонки", живут до 5 суток, притаиваются, ждут появления яйцеклетки, если та еще не вышла, и при ее появлении к ней спешат... Уже в каждом из них содержится душа будущего человека? На какой стадии "творения" человек уже душа живая: во время оплодотворения яйцеклетки или уже в сперматозоиде, который яйцеклетку оплодотворит только? Спрашиваю, потому что развивающийся в утробе ребенок живой и насколько-то понимающий.
Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия Николаевна!
Что касается души, — она не «содержится в клетках тела» (в т. ч. и половых), но — вселяется в формирующееся тело из Вышнего источника:
Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым я вошёл и в тело чистое. (Премудрость Соломона 8, 19–20)
В приведённой цитате царь Соломон сначала отождествляет себя с телом («я… душу получил»); а затем уже — с бессмертной душой, предшествующей образованию тела в утробе («я вошёл… в тело»).
Этим мудрый царь указывает на развитие у человека истинного самопонимания — от плотского к духовному.
Половые же клетки формируют только «одеяние души», её земной «скафандр» — физическое тело.
Дмитрий Владимирович, спасибо большое за присланные книги. С большим интересом прочитала "Нефеш-терапию". Узнала много нового и полезного. Начала пить воду, насыщенную солнцем и субботними псалмами. Еще у меня есть давний вопрос: правомерно ли относить переливание крови к запрету на вкушение крови (Лев.17,14)?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!
Буду очень рад, если Нефеш-терапия принесёт Вам оздоровление, да поможет в этом Господь! Что касается переливания крови, — в Лев. 17, 14 содержится запрет вкушать кровь, а не переливать её для спасения жизни. К донорам, напротив, в полной мере относится заповедь: «Не стой (т. е. не бездействуй) при крови (т. е. при опасности для жизни, в т. ч. при потере крови) ближнего твоего» (Лев. 19, 16, в Синодальном переводе — «не восставай на жизнь ближнего твоего»).
Читая в недельной главе Лех Леха о том, что Авраам, придя в Египет сказал жене своей, чтобы та назвалась сестрой его для египтян, возникает вопрос про поведение Авраама. Если понимать буквально, то поведение его, по человеческим меркам, весьма неприглядное: и по отношению к Сарре и по отношению к фараону. Почему Авраам не был уверен, что Бог не защитит его и его не убьют за жену, скажи он правду? Читая различные комментарии буквального толкования, воспринимаю их как попытку оправдать Авраама и "преткновение" об это место остается. Может, здесь надо понимать не буквально?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия Николаевна!
Историю Авраама в Египте я постарался объяснить во «Введении в Ветхий Завет», стр. 129–130. Там же говорится и о символическом смысле описанных событий.
Скажите пожалуйста, как понимать по Вашему мнению притчу, заканчивающуюся словами: "Приобретайте друзей богатством неправедным"?
Благодарю.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Лук. 16, 1–9 — притча о нашей жизни. Каждый человек, согрешая, «расточает имение» Господина своего (ибо, не приумножая в мире любовь, свет, добро, мы как бы «расточаем» их). Всё, что имеем мы, в т. ч. материальные блага, — не наше, но Его, а потому является как бы «богатством неправедным» (т. е. не нам принадлежащим). Однако, пользуясь этим «богатством» для помощи «должникам Господина», т. е. другим людям, тоже грешным, но столь нуждающимся в милосердии (кто — в куске хлеба, а кто — и в добром слове, см. Ис. 58, 7, 10), мы тем самым удостаиваемся «похвалы Господина».
Когда «обнищаем», т. е. уйдём из мира сего, то ходатаями за нас могут стать и те, кому мы здесь помогли — не так ли? — См. Матф. 25, 34–40.
Реально (не просто вежливое обращение!) уважаемый, Дмитрий Владимирович,
давно читаю (и перечитываю) ваши книги ("Введеие в Ветхий Завет" особенно: каждый год начиная с Симхат Тора) и читал, что многожество Б-г не осуждает и грехом не считает. И сефардские евреи практикуют это и сейчас, а вот ашкеназские евреи и их мудрецы в средних веках (только начиная со средних!) постановили запретить это Б-гом дозволимое дело.
Вопрос: на основании чего и с какого перепуга мудрецы решили отменить то, что Б-г дозволил? Не является ли это решение "прогибом" под "мир сей средневековый". Ведь благодаря многоженству и разводов было бы меньше, и разбитых семей, и детей-безотцощины. Да и проституток меньше было бы, если молодых девушек брали бы в жены до того как они "испортятся". Ведь первый "могожёнец" появился ещё при Адаме и Адам его не пожурил за такое "непотребство". К тому же этот человек был вроде близким родственником Ноя. Не мог же праведник Ной родиться от "безобразника", попирателя нравственности Божьей? Да и Иисус Христос не сказал: У кого есть две жены - одну отдай тому, у кого нет ни одной. Только апостол Павел постановил ограничение в количестве жён только для тех, кто епископства желает или иного служения. Так с какого перепуга и современные христиане чураются многожёнства как вещи страшной и греховной? Когда и от кого такое повелось: быть святее и праведнее Самого Творца?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр Николаевич!
Живя среди христианских народов, европейские иудеи окончательно установили моногамию — в том числе и для того, чтобы не выделяться резко своим семейным бытом и не навлекать на себя дополнительное поношение.
Однако ведь уже у Адама жена была одна (Быт. 3, 20); у Ноя и его сыновей — по одной (Быт. 7, 13). Перечень можете сами продолжить (конечно, немало и случаев полигамии — их и приводить излишне). В евангельскую эпоху в Иудее господствовала моногамия, подтверждённая самим Иисусом (Матф. 19, 3–6; ср. Лук. 1, 5; I Кор. 9, 5 и др.). Так что — вопрос не столь уж однозначный…
Пожайлуста, ответьте, рейки, это божественная энергия, как о ней говорят или что-то другое, не имеющее к Богу никакого отношения? Благодарю. Елена.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена Владимировна!
Вот признаки Духа Божия («Божественной энергии», как Вы условно выразились): это — Дух Истины, и мир Его не может принять, потому что не видит Его и не знает. Он — Утешитель, посылаемый Отцом по молитве Сына.
Он учит тому, что говорил Иисус Христос, и напоминает об этом (Иоанн, 14, 16, 17, 26). Сопоставьте эти евангельские свидетельства с тем, о чём Вы спросили, — и сделайте вывод…
Что говорит Библия о поклонении святым мощам и изображенииях Бога, которыми расписываются купола и стены в православных церквах.
С благодарностью за ответ и Ваш труд.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!
Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли. (Прит. 17, 24)
Находясь пред лицем Божьим, пребывая в молитве, надо не обращать внимание на внешнее, но сосредоточиться на внутреннем, ища Отца Небесного. Двери внешних восприятий должны быть затворены (Матф. 6, 6). Но
…Внешним все бывает в притчах… (Марк. 4, 11),
— для видящих лишь внешнюю сторону, людей плотских и душевных (I Кор. 2, 14; 3, 1), полезно созерцать библейские идеи хотя бы в настенных росписях и изображениях. Иначе в их сознание может вообще не войти ничего, кроме эгоистических желаний и проезжающих автомобилей.
Мир вам. Слушал ваши лекции, вы сказали, что Ахитофел – советник Давида, был дедушкой Вирсавии. Скажите, где это написано. Второй вопрос по книге Песн. Песн.4:16. Там она зовет возлюбленого своего в сад СВОЙ, а до этого это был сад ее. Скажите пожалуйста, Ваше мнение, в трактовке (деруш) и (сод), если можно. Благодарю.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс К.!
Ахитофел — дед Батшевы (Вирсавии) — ср. II Цар. 11, 3: «Вирсавия, дочь Елиама» — со II Цар. 23, 34: «Елиам, сын Ахитофела, Гилонянин». Подробнее — в Талмуде: Сангедрин 69в и 101а.
Песнь П. 4, 16: сад возлюбленной стал «садом Его», т. е. Возлюбленного. По отношению к народу Израиля: Земля обетованная — «сад, дарованный Всевышним» — должна стать обителью Бога — Возлюбленного, «садом Его». По отношению к душе: наш внутренний человек — наш «сад», который мы призваны «возделывать» (Быт. 3, 23) — тоже должен стать обителью Бога — «садом Его» (гано́) — I Кор. 3, 9, 16, 17.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
По профессии я вертолетчик. В 1986 году участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной станции. Последствия: высокая доза облучения. Через два года после аварии мне была прооперирована щитовидная железа с двух сторон. Очень беспокоила печень: больше двадцати лет высокий холестерин и билирубин в крови.
Провел курс лечения печени и щитовидной железы по методу нефеш-терапии: использовал указанные травы и читал соответствующие моему заболеванию псалмы. Все анализы пришли в норму. Мой лечащий врач был очень удивлен.
С благодарностью,
Марченко В.И.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Иванович!
Слава Богу, что вам помогает метод Нефеш-терапии. Да поддержит Вас Отец Небесный!
Здравствуйте! Как раз материальную помощь я и имела ввиду.
Есть какой-то счет, куда можно перечислять средства или другой способ?
От Редакции:
Уважаемая Людмила!
Еще раз благодарим Вас за очень актуальное предложение: любая сумма приближает нас к выпуску новой книги Дмитрия Владимировича или необходимому переизданию.
Средства на издания можно передать через международную систему денежных переводов CONTACT www.contact-sys.com Перевод осуществляется на имя сотрудника издательства Петра Николаевича Цыплакова. После осуществления перевода свяжитесь с ним, пожалуйста, по тел.: +7 (495) 585 05 87 или +7 926 236 71 78; эл. почта d35@terevinf.ru Естественно, Петр Николаевич ответит на любые возникшие вопросы.
Другой возможный способ – взнос на счет издательства:
Некоммерческая организация благотворительный фонд «Теревинф»
ИНН 7736209195 КПП 773601001
р/с 40703810000000000122
в СБ БАНК (OOO)
115035, г. Москва, ул. Садовническая, 5
БИК 044579918
к/с 30101810 600000000918
В назначении платежа необходимо указать «Благотворительный взнос на уставную деятельность».
Просим Вас сообщить о сделанном перечислении по адресу d35@terevinf.ru
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Не могли бы Вы дать конкретные рекомендации по Нефеш-терапии для больного шизофренией. Какие Псалмы используются каждый день недели. Буду признателен за дополнительные рекомендации, если они есть.
Может у Вас будут какие-то советы в этой ситуации.
С уважением,
И. Андреев
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валерьянович!
Следует читать Псалмы, начиная с первого, по три в день — утром, днём и вечером — над водой с добавлением лимона и//или граната (в таком количестве, чтобы вкус ощущался; если фруктового сока будет больше, — тем лучше). Через 50 дней, когда все Псалмы будут прочитаны, надо начинать сначала.
Этот вопрос возник при чтении Книги Еноха (Эфиопская версия).
Насколько я знаю, эта Книга в какой-то степени послужила основанием для создания целого учения: демонологии.
Я читала, что в иудаистике демон Саммаэль – это злой дух и что согласно Мидрашу Рабба к Второзаконию 11:10 Саммаэль – глава всех сатанов.
Согласно "Пирке рабби Елиэзир"(21) Каин был зачат Евой от Самаэля.
Согласно Каббале демоны обитают в мире Асия, мире материи и оболочек умерших.
То есть могут принимать облик умерших людей.
Иисус говорил, что нельзя служить одновременно Богу и маммоне.
Я случайно прочитала, что Маммона - это не просто слово, а сирийский бог материальных благ.
В Каббале якобы он упоминается в качестве демона.
Много литературы на эту тему.
Мне хотелось бы понять: что соответствует реальному учению, а что является вымыслом, сказкой и фантазией людей.
Спасибо за внимание.
Марина.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!
Апостол Пётр говорит:
…Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте… (II Петр. 1, 19)
Эти слова относятся к Священному Писанию.
Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. (Ис. 8, 20)
Те сведения о духовном мире (в том числе и о падших духах), которые содержатся в Писании, — истинны. Другие источники могут содержать как правду, так и вымысел, носить легендарный характер.
Тема эта весьма обширна.
Здравствуйте, Дмитрий! На страничке "о сайте" сказано, что можно принять участие в издании ваших книг. Напишите, пожалуйста, каким образом можно это сделать.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!
Спасибо за предложение. Мы с издательством готовим к выпуску очередные книги, и обычно помощь выражается в пожертвовании некоей суммы на печатание тиража. Если Вы имеете в виду иной вид помощи, — сообщите об этом.
Рассуждая о жизненных ситуациях со своими знакомыми, мы задались вопросом, который хотелось бы прояснить, чтобы избежать невежественного, с точки зрения Торы, понимания и отношения. Подскажите, пож-ста, считается ли мамзером ребенок мужчины от незамужней женщины, с которой он не состоит в официальном браке? Будет ли он считаться мамзером в такой же ситуации, если у мужчины есть другая официальная жена? И третий вариант: считается ли он мамзером, если рожден замужней женщиной не от мужа?
И есть ли в современном мире отдельные указания насчет мамзера, влияющие на духовную судьбу такого человека? И если уж совсем не затруднит, подскажите, пож-ста, насколько заповедь о мамзере относится только к еврейскому народу, может ли она духовно отражаться на неевреях или смешанных браках? Спасибо!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый NRN!
Мамзер — это тот, кто родился от замужней женщины, зачавшей не от своего мужа (Лев. 18, 20); и ещё тот, кто родился от запрещённой Торой близкородственной связи (Лев. 18, 6–7).
Все остальные случаи отношения к рождению мамзера не имеют.
В будущем заповеди Торы распространятся на всё человечество (Ис. 2, 3–4; Соф. 3, 9), но и теперь постановления о мамзере актуальны для всех сынов Ноя (см. Быт. 9, 7; 10, 1–32). Мамзеру запрещено вступать в брак с не-мамзером (Втор. 23, 2).
1. Мк. 1:23. Как в синагоге был одержимый?
2. Мк. 2:9. А по-моему и то, и другое легко сказать? Что Иисус хотел сказать этим и какой духовный смысл?
3. Мк. 4:12. Почему они не обратятся, а им прощены будут грехи?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Alex K.!
Мк. 1, 23: пребывание в синагоге (а также любом другом молитвенном собрании — церкви и т. п.) само по себе не избавляет от нечистого духа. См. Иез. 8, 3–16: крайние беззакония, увы, могли совершаться даже в Храме… Мк. 2, 9: cказать языком легко что угодно. Речь о том, что болезни — это наказание за грехи. Если прощаются грехи, то должны исчезнуть и следствия их — болезни. Сказав: «Прощаются грехи», — Иисус претендует на особые полномочия. Исцелив же этими словами от болезни (конечно, по воле Бога), Иисус подтверждает этим и свою власть прощать грехи. Так что слово «сказать» следует воспринимать в контексте всего иудейского мировоззрения той эпохи. Мк. 4, 12: cледует понимать: «Да не обратятся, и [поэтому не] будут им прощены грехи» — ср. Ис. 6, 10: «И не обратятся, чтоб Я исцелил их».
СоЧувствую Наталье и понимаю смятение душ, ищущих Истину. Вопрос о Сущности Спасителя: Кто Он? Или – Их несколько? Ведь это вопрос принципиальный. Возможно, вопрос жизни и смерти. Наверное, нам просто надо признать, что постигать и познавать Невидимого и Бесподобного невозможно плотским умом, что все мы – не достаточно духовны для этого, плотские. А плотской ум требует для понимания и поклонения подобного себе бога. Человеческого. Земную "картинку". "И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку..." (Рим.1:23). Может здесь "изменили" – тот же случай, как и с "несмысленными" Галатами (лекция о Законе в Новом Завете), которые после познания Истины "вернулись"? Так и тут: что можно изменить, если у римлян-язычников и до Павла были "образы, подобные..."? Что им было менять?
Мы не "видим" Невидимого, пока мы не родились от Его Духа. До этого "получаем питание" из "пустышки", вместо - "бутылочки с молоком", от того нет Роста. Первое условие для рождения свыше – осознать свою нужду в этом рождении, признать себя плотским существом – не возрожденным от Духа. А ведь, если мы признаём Иисуса Мессией (это нам чего-то стоит?), то предполагаем, что это и есть Оно ("...никто не может назвать ...как только Духом Святым.."). Но для подобного исповедания достаточно и Начатка от Бога (зародыша Духа), который есть в каждом человеке. К тому же эта фраза совсем иначе звучит "внутри иудаизма". Да и "бесы веруют...".
Тогда чем отличается поклонение Плоти Учителя, ставшей проклятием за нас и принесённой в Жертву, от поклонения язычников образам, подобным человеческому? Поклонников в Его Духе ищет Отец!
Надо "развенчать" Сына человеческого, дабы всю Славу отдать Его "полноте Божества"! И в себе полюбить Начаток от Бога, чтобы успешно противостоять своей Плоти. И научиться различать в себе их голоса.
Трудно отказаться от полюбившегося "образа супермена"(простите, не нашла другого сравнения), который Всё сделает за меня и вместо меня, в обмен на Что-то эфемерное и, заведомо, болезненное. Но это и есть: Кто хочет душу свою сберечь (плотскую, вместе с её привязанностями), – потеряет её..."(Мф.10:39). Спасение во Христе Иисусе есть сораспятие своей плоти, подобно, как Он распял Свою, и возрастание в Его Образ пред Отцом. Из молитвы в Йом Кипур -" ...кто уподобится Тебе, о, Владыка, умерщвляющий и оживляющий, взращивающий Спасение...".Будем стучать, - и Отворит.
Замечательный сайт – отдохновение для ищущих душ! Привалы с подкреплением ))). Благодарю сердечно!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
Присланное Вами содержит интересные и необычные мысли и образы, отражающие, на мой взгляд, существенные стороны обсуждаемой темы.
Спасибо.
Благодарение Господу, Дмитрий Владимирович, за ваш ответ на вопрос о действии окрика Господнего. Теперь "всё встало на свои места". И этим самым Вы меня вдохновили и дальше продолжить разгонять "царство тьмы" в моём познании Слова Божьего с вашей помощью. Псалмы Давида я использую как своего рода "молитвослов" и многие псалмы от всей души и от ума могу повторять за Давидом как свои собственные чувствования. Или хотя бы как нейтральный и посторонний исследователь Псалмов.
Но! .... после прочтения (вслух)14 стиха из 38 псалма я когда про себя, а порой и вслух добавляю: "ну уж фигушки, Господи, тут я с Давидом не согласен совсем и категорично: не отступай от меня!: я без Тебя ни то что "подкрепиться", а загнуться совсем могу!"
Так вот вопрос-то в этом и есть: как и чем Давид собрался подкрепляться, когда Господь отступит от него? Или всё же тут "горбушки" с переводом? Ни одно место из псалмов во мне не вызывало такого неприятия как это. И "младенцев о камень" могу как-то духовно понять и "псы кровь врагов лизать" как-то аллегорически укладывается, а вот чтобы просить чтобы Господь отступил от меня .........ну это уж фигушки. Не отступи от меня Господи, ибо в Тебе моё подкрепление!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений Владимирович!
Вы совершенно правы. И даже В. Даль своё собрание русских пословиц открывает всем нам общеизвестным — «Без Бога — ни до порога!» Но в Пс. 38, 14 «отступи» — имеет смысл «отврати Свой гнев», а совсем не «оставь меня». Сравните — там же, ст. 11:
Писание умалчивает об этом. Среди комментаторов одни считают, что всё происходило в течение одного дня — Шестого, т. е., по-нашему, пятницы. Вся же человеческая история — это ночь с пятницы на Субботу (см. Ис. 21, 11–12; Мал. 4, 2). Другие же (авторы апокрифов) считают иначе, например: «В первую седьмину был сотворён Адам и ребро — жена его. Во вторую седьмину показал ему её Бог… И не было у них сыновей до первого юбилея…» (Книга Юбилеев, 3, 63, 78). Здесь, как видим, счёт идёт на седмины (семилетия) и юбилеи (пятидесятилетия).
По-видимому, время до грехопадения первых людей (в раю) исчислялось совсем иначе, чем теперь. Потому и взгляды также разные (см. Пс. 89, 5).
Здравствуйте, Дмитрий.
У меня к вам есть ряд вопросов:
1) В Евангелии от Иоанна написано: "В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть и без Него ничего не начало быть, что начало быть."
Далее, от Иоанна 1:14 И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца."
Из данного контекста мы видим, что Слово - есть Иисус Христос, также из данного контекста мы видим, что Иисус Христос - Бог.
Вы же говорите, что Иисус Христос - не Бог. Так как же вы тогда прокомментируете вышенаписанное?
2) От Иоанна 10:33 "Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить тебя камнями, но за богохульство и за то, что ты будучи человек, делаешь СЕБЯ БОГОМ."
Это контраргумент на ваши слова (дословно): "Иисус Христос не называет Богом себя, но – Отца". Из приведенного отрывка мы видим, что Иисус делает себя равным Богу, и именно за это евреи хотели побить его камнями! А равным Богу может ли быть человек??
Как вы прокомментируете этот момент?
3) От Матфея 22:41-46 "Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Что вы думаете о Христе? чей он сын? Говорят ему: Давидов." (То есть Иисус Христос - человек).
"Говорит им: как же Давид по вдохновению называет его Господом когда говорит:
"Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих?"
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
И НИКТО не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его."
Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Как вы ответите на это вопрос, Дмитрий?
Итак, исходя из вышенаписанного, вы по-прежнему считаете, что Иисус Христос человек?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!
1. В Иоан. 1, 1–3 сказано не о человеке Иисусе, родившемся «в Вифлееме во дни царя Ирода» (Матф. 2, 1), но о Божественном Слове, посредством которого были сотворены миры:
И сказал Бог… (Быт. 1, 3)
— о Слове, Которым Бог творил.
Иоанн. 1, 14: греческий текст «Кай о ло́гос… эске́носен эн хэми́н» — буквально: «И этот Логос (Слово, Разум, Смысл)… обитал в скинии в нас». Греческий глагол «скена́о» означает «разбивать шатер»; в Септуагинте «скенэ́» — «скиния», перевод древнееврейского «мишкан»; то же значение — в Новом Завете.
Итак, Логос «обитал в скинии в нас», а не «с нами» (ср. церковнославянское «вселися в ны» — «вселилось в нас»). Подобное выражение:
…Тела ваши суть храм живущего в вас [греч. <эн хюми́н>] Святого Духа… (I Кор. 6, 19)
— ясно показывает, что в обоих случаях речь идёт об обитании Божественного начала (Логоса или Духа Святого) в нас, т. е. в нашей природе, в нашей личности. Личность же и природа человека состоят из духа, души и тела — (I Фес. 5, 23). Логос (Слово), обитая в Иисусе Христе как в Скинии, «вселился» в его естество, взятое в целом. Имея полностью человеческую природу, Иисус обладал духом человеческим (в момент смерти «испустил дух» — Марк. 15, 37, 39; ср. «испустил Исаак дух» — Быт. 35, 29; Сапфира «упала… и испустила дух» — Деян. 5, 10); обладал и душою человеческою (душа его «скорбит смертельно» — Матф. 26, 38; «возмутилась» — Иоанн. 12, 27). То, что Иисус обладал телом человеческим, надеюсь, доказывать не надо…
Так что — Логос не «для вида» предстал в человеческом обличьи, но — ещё раз подчеркнём — вселился как в Скинию во всецелого человека Иисуса, состоящего из духа, души и тела.
Так «Слово… обитало в нас» — т. е. Логос обитал в человечестве, именно — в человеке Иисусе (см. I Тим. 2, 5). Воскликнув на кресте словами Псалма 21:
…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Матф. 27, 46)
— Иисус засвидетельствовал, что был оставлен Логосом, в нём обитавшим, — миг перехода от жизни к смерти (там же, ст. 50). Но, «быв умерщвлен по плоти», он «ожил духом» (I Петр. 3, 18): Логос, возвратившись, оживил его дух, — и тогда он возымел силу сойти в «темницу духов» для проповеди (там же, ст. 19–20). А затем получил силу и восстать из мёртвых. Есть множество указаний в Писании, что Иисуса воскресил Бог: Деян. 2, 24; 2, 32; 3, 15; 4, 10; 5, 30; 10, 40; 13, 30; 13, 34; 13, 37; I Петр. 1, 21; Римл. 4, 24; 8, 11; 10, 9; I Кор. 6, 14; 15, 15; II Кор. 4, 14; Еф. 2, 6; Кол. 2, 12; I Фес. 1, 10 и др.
В Деян. 4, 10 сказано, что Бог воскресил из мёртвых «Иисуса Христа Назорея». Так что Бог — не Иисус Христос, но Тот, Кто воскресил Иисуса Христа!
2. Иоанн. 10, 33. Оппоненты Иисуса предъявляли ему и другие обвинения, например:
…Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? (Иоан. 8, 48)
Должны ли мы согласиться с ними? Когда это Иисус, будучи человеком, «делал себя Богом»?
Другое дело, что Бог, вещая устами Иисуса, как Он говорил и через других пророков (Евр. 1, 1), должен был узнаваться Своим народом (Втор. 13, 4 — «гласа Его слушайте»). Но во дни Иисуса люди отучились внимать пророкам, даже учителя́ Израиля не знали истину (Иоанн. 3, 10). Потому могли думать, что пророк якобы вещает от собственного лица («делаешь себя Богом»). Это обвинение с начала и до конца ложно.
3. Матф. 22, 41–46. В древнееврейском оригинале Пс. 109, 1 в первом случае — «сказал Господь» — значится Непроизносимое Имя (Тетраграмматон), а во втором — «Адони», т. е. «Господин мой». Предок, по древнееврейскому обычаю, не может называть потомка своего господином (Пятая Заповедь — «чти отца»), а Давид назвал Мессию «господином». «Как же он (Мессия) сын ему (Давиду)?» По плоти — действительно сын (потомок) (Матф. 1, 1 — «Родословие Иисуса Христа, сына Давидова»). Но — в Иисусе, как в Скинии, обитал Логос (Божественное Слово), Который был «помазан от века» (Притч. 8, 22–31). Конечно, Логос (Премудрость Божия, Сын Его — Притч. 30, 4) — не сын Давида. Вот почему различаем мы «помазанного от века» (Притч. 8, 23) — от Машиаха земного, потомка Давида — Иисуса. Первый — Логос — обитает во втором — Иисусе — как в своём Храме. Именно Слово Божие — Логос — и назвал Давид «Господином своим», — о чём его оппоненты не догадывались (Матф. 22, 46).
Здравствуйте, Дмитрий! Синодальный перевод на русский язык стихов из книги Шмот 13:13 и Шмот 34:29 не соответствует оригиналу (в синодальном не сказано о том, что осленку надо проломить затылок). Напишите, пожалуйста, ваш перевод. Зараннее благодарна.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!
В указанных Вами местах употреблён глагол ערף <ара́ф>, одно из значений которого — «обращаться затылком», «поворачивать(ся)». Речь идёт о «повороте» — «отчуждении» ослёнка, расставании с ним при отдаче его в пользу Храма (как тягловое животное осёл употреблялся для перевозок). Альтернатива — замена ослёнка ягнёнком. Иудейское толкование относительно «проламывания затылка» могло появиться лишь в позднюю эпоху, — ведь причинять животным мучения запрещено Торой. Однако подобное понимание, к сожалению, вошло в современные иудейские переводные издания.
Только, на мой взгляд, мы пришли к противоречию в Библии, которого, как мы с Вами понимаем, быть не может.
Вы пишете: Иисус Христос не называет Богом себя, но — Отца (Иоанн. 6, 27; Откр. 3, 2, 12.)
Но как же тогда: "Тогда сказали Ему: КТО ЖЕ ТЫ? Иисус сказал им: ОТ НАЧАЛА СУЩИЙ, как и говорю вам" (Ин 8:25)
Кроме того, почему апостолы называют Иисуса Христа Богом?
Апостол Иоанн: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. СЕЙ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ БОГ и жизнь вечная" (1Ин 5:20)
Апостол Павел: "их и отцы, и от них Христос по плоти, СУЩИЙ НАД ВСЕМ БОГ, благословенный во веки, аминь" (Рим 9:5)
Апостол Фома: "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и БОГ МОЙ! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин 20:27-29)
Дмитрий Владимирович, апостолы ошибаются? или ошибаемся мы, пытаясь ТАЙНУ Святой Троицы объяснить по-человечески: «Царь же не может быть «рабом самому себе», «У Бога не может быть двух противоположных воль…»? Как часто Вы же сами говорили, что тот мир нельзя мерить категориями этого мира!
Далее, мне кажется, что речь о полноте Божественного Присутствия во Христе выводит нас на понимание Святой Троицы.
Насколько мне известно, Вы признаете единство и иерархичность Святой Троицы: луч и солнце едины, но луч не есть солнце. Другими словами, Вы считаете, что все, сотворенное Иисусом Христом, - это проявление Единого Бога. И тут мне видится достаточно тонкий момент: чем отличается ВСЯ ПОЛНОТА БОЖЕСТВЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ от САМОГО БОГА? Если бы речь шла просто о Божественном Присутствии, то понятно: сегодня Оно есть, завтра Его нет. Но когда речь идет о ВСЕЙ ПОЛНОТЕ присутствия, нельзя ли поставить здесь знак равенства с Тем, Кто присутствует?
Приведу еще слова: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18) - СУЩИЙ В НЕДРЕ ОТЧЕМ, не означает ли это "вечно существующий внутри Бога»?
Странное у нас дело получается, Дмитрий Владимирович, с одной стороны, Вы приводите немало цитат, подтверждающих Человеческую природу Иисуса Христа, а с другой стороны, есть достаточно цитат, подтверждающих Его Божественную природу. Вот еще одна из них: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: БОГ ЯВИЛСЯ ВО ПЛОТИ, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16).
А ведь Святые Отцы православной традиции давно упразднили это противоречие, признав две природы Иисуса Христа: Божественную и Человеческую.
На самом деле я не хотела с Вами спора.
У меня даже есть личная догадка, что Вам по каким-то своим причинам Иисус Христос близок именно Таким, «одолевшим себя», «покорившимся воле Отца»… И я, хотя каждый раз и спотыкаюсь о такое Ваше отношение, не могу не уважать Вас, потому что Вы так относитесь к Христу, воплощающему для Вас полноту Божественного Присутствия, как далеко не каждый относится к Христу, называя Его Богом.
И все-таки, дорогой Дмитрий Владимирович, обратите внимание на вышеприведенные слова апостола Павла «великая благочестия ТАЙНА»…
С уважением,
Наталья.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!
Часть поднятых Вами вопросов я постарался охватить в ответе Анатолию на его письмо от 18.09.10. Дополняю здесь тем, что непосредственно интересует Вас.
Иоан. 8, 25: греческое <тэн архэ́н хо ти кай лало́ хюми́н> — буквально «то, что с начала и говорю вам» (т. е. — Иисус уже сказал ранее, кто́ он: «Я свет миру» — там же, ст. 12).
Но, при любом переводе и понимании, следует всегда различать речь Логоса, обитающего в человеческой природе, и личности Иисуса-человека. Можно сравнить это с тем, как Бог говорил через пророков, обитая в них Духом Своим. Например, устами Исайи Всевышний изрёк «Я первый и Я последний» (44, 6). Однако ведь никто не подумал, будто Исайя это говорит о себе. На каком же основании станем мы приписывать подобные слова человеку Иисусу — а не Логосу, живущему в нём как в Храме?
Апостолы не называют Иисуса Христа Богом!
…Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. (I Иоан. 5, 20)
Бог истинный ведь дважды здесь упомянут, а Иисус — назван Его Сыном. Прочитайте внимательно этот стих!
Восклицание
…Сущий над всем Бог, благословенный во веки... (Римл. 9, 5)
— завершает предыдущее рассуждение.
Благословение Бога встречается не раз в посланиях Павла (II Кор. 1, 3 — «Благословен Бог…»; Еф. 1, 3 — «Благословен Бог…»; ср. у Петра — I Петр. 1, 3). Вообще, молитвенная формула «Бару́х Г̃ашем» — «благословен Господь» — одна из самых известных у иудеев, в т. ч. в евангельскую эпоху; и воспринимать её в Римл. 9, 5 как относящуюся к Иисусу — «смелое начинание»!
Иоанн. 20, 27–29. Следует заметить, что неверие Фомы относилось к воскресению Иисуса из мёртвых, а совсем не к тому, что «Иисус — Бог». Последний вопрос даже близко не обсуждался (см. выше, ст. 24–25). Какое же основание было у Фомы, удостоверившегося, что Учитель ожил из мёртвых, — объявлять его Богом? Ведь вот пророк Илия, даже не умирая, вознёсся на огненной колеснице на небо, — однако же никто не принял его по этой причине за Бога?!..
Восклицание Фомы: «Господь мой и Бог мой!» — это выражение радости, удивления, восхищения, благодарности Богу за то, что Он воскресил Иисуса. А отнюдь не признание Богом самого Иисуса… «Иисус говорит ему: ты поверил…» — во что? Да в то самое, во что раньше не верил: в восстание Учителя из мёртвых!..
Кол. 2, 9. Заметим, что выражение «в Нём обитает» — предполагает разделение на того, в ком обитает, и на Того, Кто обитает. Если в доме живёт хозяин, то сам дом хозяином не является. Логос («полнота Божества») обитает «в нём» — в Иисусе. Однако же Иисус — Храм Логоса, но не сам Логос! «Вся полнота Божества» — т. е. настолько, насколько личность и природа человека могут вообще вместить. Логос проникает весь состав Мессии — дух, душу и тело. А если бы Бог всецело «помещался» в Иисусе, — Его (Бога) не было бы более нигде. А ведь Он — вездесущ!..
Иоан. 1, 18 — относится к Сыну, Логосу, Единородному, а не к человеку Иисусу.
…Бог явился во плоти… (I Тим. 3, 16):
Бог здесь — Логос. А под «плотью», как мы видим во всём Писании, подразумевается полный состав человека — дух, душа и тело:
…Да благословляет всякая плоть святое имя Его... (Пс. 144, 21)
— плоть как тело, без духа и души, ведь не может молиться и благословлять?!
Итак, Бог явился в человеческой природе и личности Иисуса как в Храме:
…Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
…Он говорил о храме тела Своего. (Иоан. 2, 19–21)
Конечно, тела, одухотворённого духом и душой человеческими!
Я не сразу решилась Вам написать по поводу Вашего ответа, что Иисус Христос не Бог. Но все-таки решилась.
Вы пишете: «Бог не человек… и не сын человеческий... (Числ. 23, 19)», а Иисус Христос называет себя Сыном Человеческим.
"Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения" (Пс. 145, 3)
Дмитрий Владимирович, в Иисусе Христе «несть спасения»?
Я давно слежу за Вашим творчеством, и мне кажется, что Вы так не считаете.
Иисус Христос называет себя Сыном Человеческим и Сыном Божьим.
Вы пишите: «Необходимо различать Божественное Присутствие (Иоан. 1, 1, 9–12, 16; Евр. 1, 1–13) от человеческой природы, проявляющейся в рождении (Матф. 1, 25), питании (Матф. 9, 11), ограниченности сил (Иоанн. 4, 6; Лук. 22, 42–44) и знаний (Лук. 8, 45–46; Марк. 13, 32), страданиях, страхе (Марк. 14, 33–34; Лук. 22, 44) и смерти (Лук. 23, 46).» Можно еще добавить к Вашим словам: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» - Вот и ушло Божественное Присутствие?
Если речь только о Божественном Присутствии, то чем Иисус Христос отличается от пророков? Может быть тем, что Он – Сын Божий? А что такое «быть Сыном Божьим»?
Смею предположить, что «быть Сыном Божьим» – это быть одинаковым по природе с Богом. Но иметь Божественную Природу и ощущать Божественное Присутствие, согласитесь, это ведь разные вещи.
Вы пишете: «Человеческую природу смешивать с Божьей и Богу присваивать человеческое имя — заблуждение.» То есть Вы опять говорите, что «Бог не человек…», но разве Сам Иисус в Писании, называя себя, то Сыном Божьим, то Сыном Человеческим не говорит Вам, что Он имеет двойственную природу, что Он ВОЧЕЛОВЕЧИВШИЙСЯ БОГ?
Дмитрий Владимирович, я Вас очень люблю и уважаю. Знаю, что Вы тверды в своих ответах и никто Вас никогда не переубеждает (см. Гостевую книгу), а я являюсь всего лишь женщиной, знающей гораздо меньше Вас, поэтому чувствую все дерзновение и скорей всего безуспешность своего обращения к Вам.
Но Дмитрий Владимирович, если Иисус Христос не Бог, то в Нем нет и не может быть спасения, потому что
Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более (Пс. 61, 2-3).
Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение (Ис. 12, 2)
В Библии нет противоречий.
Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ с вечною славою (2Тим. 2:10)
С бесконечной благодарностью за все Ваши труды,
Наталья.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!
В Иисусе Христе есть спасение!
Почему? —
Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир… (II Кор. 5, 19).
Потому что
…Бог во Христе простил вас. (Еф. 4, 32).
Потому что — Бог во Христе пребывает:
…Отец во Мне… (Иоан. 10, 38; ср. 14, 10, 11).
Если же мы любим друг друга, то
…Бог в нас пребывает… (I Иоан. 4, 12).
Тогда — «Он в нас» (там же, ст. 13):
…Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (I Иоан. 4, 16)
Чем же отличается пребывание Бога в Иисусе Христе — от Его пребывания в нас? — Тем, что
…В Нём [т. е. Мессии] обитает вся полнота Божества телесно… (Кол. 2, 9)
«Телесно» — значит, в Его теле, а есть тело духовное, душевное, физическое — I Кор. 15, 44.
Это высказывание апостола согласуется с пророчеством Исайи о Мессии: «Ва-гарихо́ бэ-йира́т Адона́й» —
И [Дух] одухотворит его благоговением пред Господом… (Ис. 11, 3).
Мессия вмещает Божественное Присутствие как самая совершенная Скиния, в полноте — ср.:
…Придя с большею и совершеннейшею скиниею… (Евр. 9, 11)
А наш внутренний человек как «малое святилище» (Иез, 11, 16, в Синодальном переводе — «некоторое святилище») вмещает Божественное Присутствие лишь в некоторой мере:
…Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас… (I Кор. 3, 16)
…Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа… (I Кор. 6, 19)
…Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... (II Кор. 6, 16)
Надо понимать, что Мессия — не только сын Божий (Пс. 2, 6–7), но и раб Божий, о чём учат Пророки (Ис. 49, 3–6; 53, 11; Иез. 34, 23–24; 37, 25). Царь же не может быть «рабом самому себе». Иисус Христос не называет Богом себя, но — Отца (Иоанн. 6, 27; Откр. 3, 2, 12.)
Он отказывается даже от атрибута благости, который принадлежит Богу (Матф. 19, 17). В Гефсимании его душа не сразу покоряется Божьей воле; в том-то и состоит его заслуга и праведность, что, одолев себя, он всецело покоряется воле Отца (Матф. 26, 39 — «не как Я хочу, но как Ты»). У Бога не может быть двух противоположных воль…
Иисус в детстве «преуспевал в премудрости» (Лук. 2, 52) — т. е. успешно учился, усваивая премудрость. Он
…С сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его… (Евр. 5, 7)
— т. е. сам нуждался в спасении — «и услышан был за Своё благоговение» (там же). Он «страданиями навы́к [т. е. научился] послушанию» (там же, ст. 8).
К Богу это всё относиться не может. Это — о человеке, Мессии, ставшем ходатаем (заступником) за нас пред Богом (Ис. 53, 12).
Бог
…Вождя спасения… совершил через страдания. (Евр. 2, 10)
«Совершил» — в греческом оригинале «усовершенство-вал» («теле́йосай» — «довести до совершенства»). Бог же совершенен во всём, и в «усовершенствовании» не нуждается…
Итак, Иисус Христос есть совершеннейшая Скиния (Евр. 9, 11), в которой обитает Бог, дарующий спасение. Вы же сами привели эти слова о Боге: «Только Он… спасение моё…» (Пс. 61; 2–3).
Читала в какой-то литературе, что имена людей соответствуют каким-то цифрам (в древности так считали), если это так, то тогда какому имени соответствует число зверя 666 из книги Откр., если Вы это знаете. Спасибо. Надя.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Надя!
Сказано:
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя... (Откр. 13, 18)
Итак, требуется и мудрость, и ум: желающему узнать — надлежит самостоятельно «счесть» («тот сочти…»). Поэтому кому это даётся свыше, — тот и знает точно…
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Спасибо за Ваши книги и внимание к людям!
У меня есть друзья (которые пока являются атеистами). Я по мере возможности делюсь с ними своими скромными и одновременно великими открытиями в области изучения Священного Писания. Они, к сожалению, являются растаманами (курят наркотические травы, едят психотропные семена и грибы). Один из них даже цитировал мне Бытие, где говорится, что Господь даёт человеку в пользование всякую траву, сеющую семя, и поэтому употребление не противоречит Библии.
Мои предположения о том, что эти растения, вероятно, призваны служить для медицинских целей, не находят подтверждения в Священном Писании (либо я невнимательна).
Душой я склоняюсь к тому, что употребление любых, даже естественных, наркотиков, изменяя состояние сознания, отдаляет человека от Бога. Я прошу Вас помочь мне разрешить этот вопрос.
Я люблю этих людей, мне жаль видеть их зависимыми, хотя они не признают и искренне не осознают этого.
Заранее благодарна!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!
В Писании есть запрет:
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство… (Еф. 5, 18)
Это значит, что человек не должен терять самообладание под действием вина.
Язычники же ходят «к безгласным идолам — так, как бы вели их» (I Кор. 12, 2), т. е. — находятся под властью чуждых духов, иными словами — не властны над собой. Всё это категорически осуждается:
…Пьяницы… Царства Божия не наследуют. (I Кор. 6, 10; ср. Гал. 5, 21)
Тем более это относится к наркотической зависимости, воздействие которой сильнее, чем алкогольной.
Что же касается Быт. 1, 29, то нужно читать внимательно:
…Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу… (Быт. 1, 29)
Речь идёт о пище, поддерживающей жизненные силы, а под травой имеются в виду съедобные злаки. Эта трава сопоставлена с деревом, приносящим плоды для пищи. Злаки, овощи, фрукты — основа питания (вегетарианского, до Потопа); а отнюдь не средство «выходить из себя» и попадать под власть Змия и его служителей — злых духов. «Семя жены» (потомство Евы, т. е. человечество и каждый из людей) призвано «поражать Змия в голову» — воевать против него и побеждать (Быт. 3, 15)
Очень бы хотелось услышать Ваше разъяснение о знамении данном Каину. Существуют различные мнения. Но возможно Вы сможете приоткрыть еще одну сторону? Заранее благодарю.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!
Можно перевести так:
…И поставил Господь для Каина в знак, что не убьёт его каждый встречный. (Быт. 4, 15)
Ведь Каин покаялся: «Велик грех мой (<авони́>)» (в Синодальном переводе — «наказание»). После этого кара для него отменилась (или отложилась), ему дан был шанс исправиться, — очевидно, неиспользованный, почему впоследствии он и погиб от руки Ламеха («я убил мужа» — Быт. 4, 23–24).
В том, что за покаянием следует отмена (или смягчение) наказания, и заключался «знак» (<от>) для Каина. Этот «от» (древнееврейское «знамение», «прообраз») относится и ко всем последующим преступникам, раскаивающимся в содеянном, но впервые он предназначался «для Каина».
Раши же утверждает, что Бог поместил на челе Каина одну из букв Своего Имени, чтобы на Каина не нападали звери, вышедшие из повиновения человеку после братоубийства (ср. Иез. 9, 4–6).
Противоречия между этими интерпретациями нет, они высвечивают разные грани смысла.