Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Пророчества 29.08.2012 Виктория
 Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за ваши обучающие ответы. Радуюсь, что есть такой сайт и такой Человек. Спасибо! Помогите.

О крещении — «Дух Божий будет сходить, как голубь». Как понять, когда он сойдет? Как я узнаю? И, когда будет крещение Огнем?

О «Вавилоне великом» (Откр. 17, 5) — это Рим и тайная сатанинская религия, уже существовавшая в нём при Нероне. «Семь царей» (ст. 10) — это светские правители: в церковной иерархии «царей» нет. Прошу пояснить (из пророчества Даниила) истукан, представляющий государства Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим, Великобританию и США? (ноги из железа и глины «Царство будет частично крепкое и частично — хрупкое»). Поясните, какая власть дана последнему багряному зверю с семью головами, называемому «восьмым царем», который разорвет блудницу «Вавилон Великий?» И почему Рим? Потому что Британия — часть Римской империи в прошлом? Почему не ООН? Что за времена это будут и как понять — заключение мира и безопасности?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Виктория!

Об исполнении сердца Духом Божьим:

…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Римл. 5, 5)

Вот это излияние любви Божьей в сердце и есть главное свидетельство. Если этого нет, —

…Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме... (I Иоан. 2, 11)

О каком же Свете Божьем, Духе Божьем может идти тогда речь?!..
На остальные Ваши вопросы я постарался ответить в книге «Пророчества Книги Даниила», стр. 22–55 и другие места.

О двух человеческих духах и о двух духовных переживаниях 28.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Во-первых, не могу не поблагодарить Вас за хороший лаконичный ответ по существу моего вопроса.

Я согласен с Вами, что Адам был сотворён не слепым, а зрячим, т.е. рождённым свыше, и Вы это правильно подметили. Но один момент, как мне кажется, Вы всё-таки не учитываете.

В Библии о человеческом духе говорится в двух аспектах, то есть, в Библии говорится о двух совершенно разных человеческих духах:

Первый человеческий дух - это сотворённый орган. Этот человеческий дух имеет совесть, интуицию (орган познания) и т.н. орган общения с Богом. О сотворении Богом такого человеческого духа говорится в стихе Зах.12:1:

Захария 12:1 Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит...

Именно наличием этого тварного органа (человеческого духа) и отличается человек от всех прочих тварей, а по значению сотворение Богом человеческого духа сопоставимо, как видим из стиха Зах.12:1, с образованием неба и "основанием земли".

Этот человеческий дух был, конечно, у Адама, есть он и у всех его потомков. В день грехопадения Адам духовно ослеп, в него вошло лукавство (духовная смерть), и он утратил связь с Источником Жизни, его дух перестал функционировать должным образом, что привело к его духовной смерти. Исполнилось Божье пророчество, и в результате грехопадения Адам умер, а в нём умерло и всё человечество.

Прообразом этой духовной (т.е. истинной) смерти является человеческая слепота. Возможно, инициировал это ослепление сам Адам, когда решил скрыться от лица Божьего среди деревьев рая. А чтобы получить исцеление от этой слепоты и снова стать зрячим (духовно живым), человеку нужно возродиться, т.е. родиться заново, "родиться свыше":

Ин.3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Но одно только наличие у людей этого органа (человеческого духа), даже оживотворённого Богом, ещё не делает людей Божьими детьми. Уверовав в Божье искупление, грешник рождается свыше, обретает духовное зрение, но это прозрение ещё не рождает в нём новую вечную нетварную жизнь (зоэ). Умственная вера только оживляет ветхого духовно мёртвого человека (оживляет его мёртвый дух), но она не рождает в нём новую истинную вечную нетварную Жизнь.

Логично спросить: а что же рождает эту Жизнь?

- Смерть, одна только смерть рождает Жизнь!!! Без добровольных и сознательных усилий самого человека Божья жизнь (зоэ) не рождается! Человек должен добровольно распять в себе ветхого Адама, и только после этого в нём родится Христос.

Только так рождается новый человек, только так Бог создаёт человека по образу Божьему, только так грешник становится Божьим сыном, становится новым (истинным) человеком во Христе Иисусе.

Ин 3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Рождение от воды и Духа подразумевает смерть и воскресение. Образом этого является переход евреев через море (крещение в смерть) и их переход через Иордан (символ воскресения). На то же самое указывает и практика менять имя служителя при его посвящении в духовный сан: ветхий человек умер, а служит Богу новый человек.

Как видите, Дмитрий Владимирович, в Библии есть два совершенно разных человеческих духа:

первый дух - это тварный орган (Зах.12:1),
второй дух – это новая нетварная личность, рождённая от Духа Божьего (Ин.3:6).

Мне кажется, что на эти два аспекта человеческого духа толкователи Библии своего внимания не обращают...

* * *

Вывод:

Человек был сотворён для того, чтобы ему быть живым Божьим домом (местом Божьего обитания) и действующим Божьим храмом (местом поклонения Богу в духе и истине).

Адам был сотворён «душею живою», он имел временную тварную душевную жизнь (псюхе), но в нём изначально не было духовной нетварной вечной жизни (зоэ), Адам не принял в себя плод от дерева жизни, в сердце Адама не обитал Бог Духом Святым(!), как Он обитает ныне в сердцах детей Божьих. Изначально Адам не был ни Божьим домом, ни Божьим храмом!

Поэтому, я считаю, неправомерно говорить об этом Адаме, что он был сотворён по образу Божьему. Сегодня, чтобы стать образом Божьим, человек должен вначале возродиться, т.е., родиться свыше (прозреть духовно). Потом человеку надо родиться от Святого Духа, приняв в себя вечную нетварную жизнь зоэ (рождение от воды и Духа – это не рождение свыше, это не одно только прозрение ветхого человека, но это есть смерть в Адаме и воскресение во Христе). После этого, взирая открытыми глазами на славу Господа, дети Божьи преображаются в тот же образ (2Кор.3:18), преображаются по образу Создавшего их (Кол.3:10), преображаются по образу Божьему (Быт.1:27). Таков, вкратце, Божий план относительно человека!

* * *

Да, из второканонических книг Ветхого Завета можно вывести доказательство, что первый Адам всё-таки был рождён от Духа, но ведь это противоречит каноническому Писанию. Во-первых, это противоречит Первому Посланию Апостола Иоанна:

1Иоан.3:9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

1Иоан.5:18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Кроме этого, не учитывается ещё один важнейший момент. Вы пишете:

"Отсюда следует, что «дыхание Бога», т. е. Дух Святой, было «вложено» в Адама от создания его, т. е. Адам был рождён от Духа, ведь рождение от Духа — это соединение духа человеческого с Духом Божьим (Римл. 8, 9, 11, 15, 16).
Адам слышал голос Божий и не страшился Его — а это признак рождённого от Духа (Иоан. 3, 8)".

Но давайте спросим себя: о каком именно Духе говорит Христос в Ин.3:8 и Апостол Павел в Рим.8:9,11,15,16? О том ли самом Духе, который когда-то «носился над водой» (Быт.1:2)?

- Нет! Апостол Иоанн в Иоан.7:37-40 говорит, что до времени прославления Иисуса Христа ДУХА ЕЩЁ НЕ БЫЛО!!!

37 В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.
38 Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.
39 Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:37-40, пер. Кассиана)

Если во времена Иисуса Христа ДУХА ЕЩЁ НЕ БЫЛО, то во времена Адама Его, тем более, не могло быть. Таким Духом Христос стал только в Своём воскресении:

1Кор.15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть ДУХ ЖИВОТВОРЯЩИЙ (!)

Следовательно, быть рождённым от этого Животворящего Духа Адам, ясное дело, никак не мог. Ничто тварное не вечно. Всё, что однажды появилось в видимом мире, в один прекрасный день обязательно должно умереть. Разве это надо доказывать?

Но чтобы наследовать спасение и жизнь вечную, тварный человек должен верой умереть в Адаме и родиться во Христе. Никаким другим способом перейти из времени в вечность, из смерти в жизнь, из плоти в дух, из Адама во Христа, из земли Египетской в землю Ханаанскую, я считаю, невозможно.
Следовательно, быть рождённым от этого Животворящего Духа Адам, ясное дело, никак не мог. Ничто тварное не вечно. Всё, что однажды появилось в видимом мире, в один прекрасный день обязательно должно умереть. Разве это надо доказывать? Но чтобы наследовать спасение и жизнь вечную, тварный человек должен верой умереть в Адаме и родиться во Христе. Никаким другим способом перейти из времени в вечность, из смерти в жизнь, из плоти в дух, из Адама во Христа, из земли Египетской в землю Ханаанскую, я считаю, невозможно.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

Относительно слов: «Духа ещё не было» (Иоан. 7, 39). Из контекста следует, что правильное понимание — «ещё не было на них Духа Святого» (так в ряде древних греческих рукописей). Ведь Дух Святой, сходивший на избранных Божьих, существовал изначально (ср. Числ. 11, 25–29 — Дух пророчества, имеющий те же свойства и дающий те же дары, что и в Новом Завете — см. I Кор. 12, 8–11. Пророки Ветхого Завета предсказывали, исцеляли, вразумляли, оживляли мёртвых — ср. деяния Илии, Елисея, Исайи и др.). И сам Иисус, всегда точный в слове, говорит о Духе Святом в третьем лице, а не в первом, по отношению к будущему проявлению Духа Божия в апостолах:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Иоан. 14, 16–17)


В третьем лице Дух упомянут здесь несколько раз.
Ср. так же:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Иоан. 14, 26)

И ещё:

…пошлю Его к вам… (Иоан. 16, 7) ;

…И Он, придя, обличит мир… (Иоан. 16, 8) ;

Когда же приидет Он, Дух истины... (Иоан. 16, 13) ;

наконец,

Он прославит Меня... (Иоан. 16, 14) .

Из всех этих мест ясно различие между «Я» и «Он», многократно подчёркиваемое Иисусом.

Вопрос по Корану 27.08.2012 Кучерявая Амира
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, здравствуйте.
Прежде всего выражаю благодарность за Ваш труд. Мне близко все, что Вы пишите и потому хочу узнать Ваше мнение по следующим строкам из Корана:
56(51). О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они- друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!
...62(57). О вы, которые уверовали! Не берите друзьями тех, которые вашу религию принимают как насмешку и забаву, из тех, кому до вас даровано писание, и неверных. Бойтесь же Аллаха, если вы верующие!
63(58). И когда вы зовете к молитве, они принимают это за шутку и забаву. Это потому, что они - люди, которые не разумеют.

Хочу добавить, что изучая Коран, ощущаю, что все писания есть одно целое.
Но моей интуиции явно недостаточно для понимания этих строк. Прошу помощи.
Спасибо Вам.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Амира!

Приведённые Вами аяты из суры 5 («Пища») едины по смыслу. В них содержится запрет вступать в дружбу с теми, кто издевается над верой (аят 57); именно в этом контексте следует понимать аят 51. «Не брать себе в друзья» следует тех, кто «принимает религию… как насмешку», а не всех иудеев и христиан. О том, что в каждой из авраамических религий содержится Истина и есть путь спасения, говорят многие места Корана, например:

Воистину, те, кто веруют, и иудеи, и сабии, и христиане — все, кто веруют в Бога и в Последний день и творят добро, — они не будут бояться и не будут опечалены. (Коран 5, 69)

А следовательно, с искренними верующими разных религий дружить можно и нужно.

Образ и подобие в Библии 27.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Здравствуйте. Прошу передать этот текст Дмитрию Владимировичу.

=================================================================
Лексикон Стронга подтверждает, что "ОБРАЗ" - это, можно сказать, картина, изваяние, изображение.

В 15-ти стихах Ветхого Завета упоминается это слово, и всякий раз - именно в таком значении…

Слово "ПОДОБИЕ" указывает на некое сходство объектов или субъектов.
25 раз это слово встречается в Книгах ВЗ, и чаще всего оно переведено тем же самым русским словом…

=================================================================

Видимым образом невидимого Бога является, как известно, Божий Сын Иисус Христос – воплотившееся Слово, Логос.

Бог – это дух, не имеющий ни вида, ни формы. До воплощения в Иисусе Христе видеть Божий образ для людей было «технически» невозможно. И сегодня, чтобы увидеть в Богочеловеке Иисусе Христе образ Божий, необходимо духовное прозрение, которое Сам Христос назвал «рождением свыше».

Подобие же человека Богу заключается в его таинственном троичном устроении.
Никого, кроме человека, Бог не создавал троичным (трёхчастным). Благодаря своей третьей "составной части" (благодаря своему человеческому духу) каждый человек имеет возможность общаться со своим Творцом (триединым Богом), и взирая духовными очами на славу Христа, христиане, как написано в Библии, преображаются "в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

Цель Бога – сотворить человека по образу Божьему (Быт.1:27). Образом же Бога делает человека Сам Бог, Которого человек должен верой принять в своё сердце.

Таким образом, стихи первой главы Бытия (разумеется, с первыми тремя стихами, оказавшимися во второй главе) во время их написания были, я считаю, не повествованием о событиях глубокой древности, но они были пророчеством о будущем.

Применительно к нам, людям, понятия "Божий образ" и "Божье подобие", скорей всего, взаимоисключающие. Богоподобие (трёхчастность) необходимо человеку только для того, чтобы он смог преобразовать свою душу по образу Создавшего его. После того как это произойдёт, когда человек уже станет новым творением во Христе Иисусе и преобразится из образа перстного в образ небесного, из образа Адама в образ Иисуса Христа, после этого понятие "Божье подобие" утратит для него всякий смысл и значение.

Поэтому Библия и не говорит об Иисусе Христе, что Он имел Божье подобие, но что Он всегда был только образом Бога невидимого. Поэтому в первой главе Бытия, которая является пророчеством о Христе и Церкви, и не написано, что человек был сотворён по подобию Божьему, но написано, что человек был сотворён только по образу Божьему.

О том, что человеку нужно каким-то образом приобретать Божье подобие, во всей Библии нет ни одной заповеди, и даже намёка нет на то, что такая необходимость для людей существует, потому что Божье подобие Адам и все его потомки имели всегда, имели от самого начала их земной жизни.

Богоподобие дано людям для того, чтобы они могли стать Божьими детьми и обрести образ Своего Небесного Родителя – образ Иисуса Христа (т.е. образ Божий), а ставшее расхожим выражение: "человек был сотворён по образу и подобию Божьему", - скорей всего, не имеет смысла...

Образ - это то, что может нами зрительно восприниматься (причём, зрение может быть и духовным), а подобие - это всего лишь сходство в каких-либо свойствах чего-то с чем-то (или кого-то с кем-то).

Не может подобие существовать само по себе (в отличие от образа). Любая живая личность имеет свой собственный образ, унаследованный от своих родителей, но никакая личность не имеет никакого так называемого своего собственного «подобия». Всякое подобие появляется только тогда, когда сравниваются разные предметы, и оно зависит только от наличия у этих предметов какого-либо сходства.

Как правило, видимые предметы имеют много всевозможных подобий. Также и человек может быть подобен Богу и способностью мыслить, и наличием у него свободной воли, и наличием творческих способностей, но дело в том, что всеми этими способностями в разной мере обладают и другие сотворённые Богом существа. УНИКАЛЬНЫМ же подобием человека Богу является его трёхчастность, т. е., подобие в самом непостижимом сегодня для нас устроении и Бога, и человека.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

1. Конечно, описание Дней творения имеет многослойный символический смысл, о чем я сказал во «Введении в Ветхий Завет» (стр. 39 и др.). Однако же всё, сотворённое «в начале», в буквальном смысле существует по сей день (небо, земля, светила, живые существа). То же, конечно, относится к образу Божию в человеке — в совершено прямом смысле. Ведь ясно сказано:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)

Сравните это с:

И создал Бог два светила великие… (Быт. 1, 16)

Как Солнце и Луна были созданы тогда и существуют по сей день, так и образ Божий в человеке (о котором говорится в прошедшем времени, и притом трижды — «сотворил») присущ человеку доныне. После Потопа Бог сказал Ною:

…Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… (Быт. 9, 6)

Если бы «создание по образу Божию» относилось только к будущему, к «воссозданию во Христе», — какой смысл имели бы в те времена эти слова? И как соотносились бы они с почитанием именно образа Божия в человеке, с уважением к жизни каждого носителя этого образа?

2. О подобии Богу: неоднократно звучит в Писании призыв «уподобляться Ему. Например: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11, 44–45; ср. Лев. 19, 2; 20, 7, 26). Приводятся конкретные примеры этого «уподобления» — подражания Богу:

…Бог ваш…
…Любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.
Любите и вы пришельца... (Втор. 10, 17–19),


— вплоть до призыва Иисуса: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 45–48).



Крест 27.08.2012 Гайдук Виктория Андреевна
 Дмитрий Владимирович, верно ли то, что Иисус распят на столбе, а не на кресте? В Библии нигде не сказано, что нужно носить крест, отчего он оберегает? Поясните, пожалуйста!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Виктория Андреевна!

Греческое «стаурос» — нечто «прямо поставленное» (ср. русское «ставить») — может означать и столб, и крест. Преступников-рабов в Риме распинали, пригвождая их руки к поперечной перекладине креста.
Обычай носить крест как символ принадлежности к христианству и/или оберег появился позже, в Новом Завете не упомянут.

Соломон и Адония 18.08.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос по 3 Книге Царств 2:13-25. Никак не могу понять, почему так резко отреагировал Соломон на просьбу Адонии, чтобы ему была дана в жены Ависага Сунамитянка? В чем заключалось здесь коварство со стороны Адонии? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Ависага была последней женой царя Давида. Женитьба на ней упрочила бы за Адонией право на престол.

Завещание Давида о Семее 18.08.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня еще один вопрос по 3 Книге Царств 2:8-9. Здесь, перед смертью, Давид дает завещание Соломону о Семее. Почему же он говорит своему сыну, чтобы тот не оставил Семея ненаказанным? Ведь если Давид от сердца простил ему, то почему он опять вспоминает об этом, и наказывает сыну, чтобы тот, хоть и по мудрости, но все же наказал его? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Давид отложил наказание Семея — ради праздника победы, и поклялся, что тот не умрёт при его жизни (II Цар. 19, 21–23), однако не простил его. После смерти царя клятва перестал действовать — и Соломон осуществил кару. Ведь Семей лжепророчествовал, говоря:

…Предал Господь царство в руки Авессалома... (II Цар. 16, 8);

а лжепророк повинен смерти (Втор. 18, 20).



Почему Соломон дал Хираму такие города? 18.08.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам еще вопрос по 3 Книге Царств 9:10-14.Там сказано, что по окончании строительства Храма, Соломон дал Хираму двадцать городов. А города эти почему-то ему не понравились. Интересно почему? Ведь вроде бы он помогал Соломону. Почему же Соломон дал ему плохие города? Или может быть Соломон дал хорошие города, а Хирам был неблагодарен. Помогите разобраться в этом. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Хирам был царём приморской страны, занимавшейся международной торговлей, и города, расположенные вдали от моря, «не понравились ему». Всё же, из почтения к Соломону, он купил их (III Цар. 9, 14). Они находились в Северной Галилее и были населены ханаанеями (Суд. 1, 33; Иис. Н. 19, 32–39 и 21, 32), поэтому, видимо, Соломон легко расстался с ними.

Религии, истинные и ложные 18.08.2012 Гайдук Виктория Андреевна
 Добрый день,Дмитрий!

Я изучаю библию уже продолжительное время со свидетелями Бога... Ваши
лекции интересны и глубоки, но есть несколько вещей, которые не дают мне
покоя, пож-та, ответьте:
-как относится к мусульманству и буддизму, ведь есть утверждение,что это
ложные религии,
(работая на Востоке,я не раз читала коран,ведь те же призывы к единобожию
и духовному росту),
-надо ли креститься в воде, если Иисус сказал апостолам, что будете крестить
Святым Духом,
-ложная религия Вавилон Великий - это ложные религии с их атрибутами, традициями
и суевериями? Из Откровений ясно сказано, что зверь (земные
правительства) растерзает ее.
Подскажите, что прочитать на эту тему и каким образом отделиться от
нее, сжечь книги, иконы, кресты?
-как вы относитесь к рейкам (у меня два посвящения), как узнать от кого эта
энергия?
ведь думать сейчас (в последние дни) о здоровье и счастье - кощунство.
Можете ответить однозначно, я пойму.

С глубоким уважением к Вам, Виктория.
Киев, авг.2012

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Виктория!

1) С какими «свидетелями Бога» вы изучаете Библию? В чём заключается их «свидетельство»?

2) О мусульманстве — читайте на этом сайте мою книгу «Сияющий Коран».

О буддизме — см. Втор. 4, 19: Господь уделил «всем народам» поклонение высшим силам, от Него отличным (образно — «солнцу, луне и звёздам»). Познание Господа было даровано только Израилю (там же, ст. 20), а много позже, в виде Христианства и Ислама, распространилось, по воле Его, повсюду.

3) Иисус велел апостолам крестить в воде (Деян. 2, 38–41; 8, 12–17, 36–38), а Духом Святым крестил сам — по своём вознесении (Матф. 3, 11; Иоан. 16, 7).

4) «Вавилон великий» (Откр. 17, 5) — это Рим и тайная сатанинская религия, уже существовавшая в нём при Нероне. «Семь царей» (ст. 10) — это светские правители: в церковной иерархии «царей» нет! Поэтому «Вавилон великий» — это не церкви, возводящие себя к Иисусу и апостолам.

5) Ни в коем случае не сжигайте то, что верующие считают святыней и на чём, хотя бы «косвенно», наречено Имя Божье. Совершающих подобное ждёт тяжкая кара!

6) «Рейки» и т. п.: внимательно читайте Писание — и Вы поймёте, может ли «энергия» такого рода исходить от Божественного источника.

…Испытывайте духов, от Бога ли они... (I Иоан. 4, 1)



Пророк Илия 17.08.2012 Иракли
 Мир вам Дмитрий Владимирович! Исследуя Писание я натолкнулся на очень странный случай. Это касается пророка Илии, когда он был взят в небо на огненной колеснице. Побудила меня к рассмотрению одна статья «Куда был взят пророк Илия?», привожу ее почти полностью:

«Среди множества необычных явлений и событий, описанных в Библии, особого внимания заслуживает случай, с пророком Илией, когда он был взят, как утверждают представители некоторых церквей, в огненной колеснице на небо. Вот как это событие описывается в 4-й книге Царств 2:11:
«Когда же они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо».
Русская Православная Церковь (РПЦ) утверждает, что именно таким образом Илия был вознесён на небо, и использует этот случай, как основание для празднования дня «святого пророка Ильи» (отмечается 2 августа).
Многие безапелляционно относят этот случай как очевидный факт вознесения ветхозаветного праведника на небо к Господу. Так, «Информационно-аналитический портал Саратовской епархии» сообщает:
«… Наконец на огненной колеснице Илия вознесен был живой на небо, после чего сугубую благодать от Бога получил Елисей. (4 Цар. 2). По выражению Церкви, Илия "с плотию сый бессмертен уверяет мертвых восстание". Через 7 лет по взятии Илии на небо, он ревность свою по Бозе явил и с небес. Он послал Иораму, царю Иудейскому, писание обличения и наказания за идолослужение (2 Парал. 21:12-20)».
Подобное утверждение можно найти и на сайте «Православие и Мир»:
«Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице».
Таким образом, исходя из этих, и других, им подобных цитат, получается, что Илия был вознесён на огненной колеснице на небеса к Богу, и на этом его земное служение закончилось.
Но у внимательного исследователя может возникнуть несколько вопросов по поводу этого события. Если Илия действительно был вознесён на небо, как тогда это согласуется со словами Иисуса Христа: «К тому же, никто из людей не восходил на небо, кроме сошедшего с неба Сына человеческого»? (Иоанна 3:13, перевод НМ). Также возникает вопрос в отношении письма к царю Иораму:
? Откуда Илия написал это письмо и когда?
? Имеются ли в других местах Библии подтверждения того, что Илия вознёсся на небо к Богу?
? И согласуется ли такая трактовка этого события с остальными сообщениями Библии?
Не подвергая сомнению само вознесение, давайте разберёмся в том, что действительно произошло с пророком Илией: когда и куда он был вознесён, и где проходила его деятельность после этого вознесения. Так как вопросы, связанные с вознесением Илии – Библейские, то, согласно словам апостола Павла из 1 Коринфянам 2:13, ответы на них находятся в Библии. Чтобы найти эти ответы, рассмотрим ситуацию в контексте событий, описанных в 3 Царств 22 главе, и 4 Царств 1 и 2 главы, а также из параллельных сообщений 2 Паралипоменон 20 и 21 главы.
Сопоставление сообщений 3-й и 4-й книг Царств и 2-й книги Паралипоменон у неискушённого исследователя может вызвать путаницу. В книгах встречаются одинаковые имена разных царей, правивших в разное время. Поэтому, для удобства проведения такого исследования было бы целесообразно провести вычисления времени правления израильских и иудейских царей. За основу хронологических вычислений дат исследуемых событий был взят 539 г. до н.э. – год завоевания Вавилона персидским царём Киром II. Это общепринятая дата в истории Древнего Востока, и эту дату в качестве исходной точки отсчёта некоторые исследователи Библии используют для составления Библейской хронологии. Развитие событий в истории Иудейского, а также Израильского, царства следует считать в обратном порядке – с момента возвращения иудеев из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до н.э. и до года воцарения израильского царя Ахава.<...>
Деятельность пророка Илии происходит во время правления израильского царя Ахава (правил 940-919 гг. до н.э.). Ахав умирает от тяжёлого ранения в битве при Рамофе Галаадском (3 Царств 22:1-3,37,38). Царём Израиля становится его сын Охозия (возможно, он уже начал править вместе с Ахавом с 920 г. до н.э.). В любом случае, согласно древнеизраильской традиции, первым годом его правления считается 919 г. до н.э. В это время в Иудее правит Иосафат (правил 937-911 гг. до н.э.). Охозия, будучи на втором году своего правления, после несчастного случая (упал через решётку), тяжело заболел и умер. В это время (917 г. до н.э.) Илия ещё служил в Израиле. Но, как видно из сообщений 4-й книги Царств 1-я и 2-я главы, именно этот год - 917 г. до н.э. - был последним годом служения Илии в 10-ти коленном царстве Израиль.
Непосредственно перед чудесным вознесением Илии на огненной колеснице, с необычной просьбой к пророку обратился его ученик Елисей. Он попросил дать ему святого духа вдвое больше, чем было у самого Илии. На это пророк ответил ему: «трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет» (4 Царств 2:9, 10). Итак, уже Илия знал - должно произойти что-то необычное, и предупредил об этом Елисея. Отметим, что он сказал: «Если увидишь, как я буду взят от тебя». Понятно, что Елисей должен был увидеть не направление - «куда», а каким образом будет вознесён Илия. Хотя дальше и сказано, что «понёсся Илия в вихре на небо», больше ни в одном стихе Библии не подтверждается, что Илия был вознесён к Богу на небеса. Елисей увидел, как Илия был вознесён и получил от Иеговы дар святого духа в двойной мере. Сразу после этого он продолжил своё служение в Израильском царстве вместо Илии. Следует отметить, что, несмотря на эмоциональную реакцию Елисея на это событие, он не оплакивал ни исчезновение Илии, ни его смерть (сравните 4 Царств 13:14).
Через некоторое время после своего вознесения, пророк Илия написал грозное письмо царю Иораму. Содержание письма свидетельствует о том, что Илия был прекрасно осведомлён о событиях, происходивших в Иудейском царстве в течение нескольких лет - как до так и после смерти царя Иосафата (2 Пар. 21:12-15). Как мы уже видели, по словам портала Саратовской епархии, «он ревность свою по Бозе явил и с небес» (курсив автора). Хотя во 2 Паралипоменон 21:12 прямо не сказано, откуда Илия писал своё послание, это не уменьшает интереса к вознесению Илии – куда же он был взят огненной колесницей? И когда он написал своё письмо? Обратимся снова к истории.
В 917 г. до н. э. Охозия умирает (судя по всему, бездетным), и его место занимает Иорам, сын Ахава. Но уже в это время в Иуде вместе со своим отцом Иосафатом 2-й год правит Иорам. Также, с помощью брака между своим сыном Иорамом и дочерью Ахава – Гофолией, Иосафат установил политический союз с Ахавом. Официально Иорам, сын Иосафата стал соправителем в 913 г. до н.э. Именно с этого года начинается отсчёт его 8-летнего правления. Приблизительно в это время его отец стал поддерживать родственные отношения с отступником – израильским царём Охозией. Брак с Гофолией, недальновидная внешняя политика отца, оказали отрицательное влияние на Иорама (4 Царств 8:16-18). Через два года, в 911 году, Иосафат умирает, и Иорам становится единоличным правителем Иудейского царства. Своё самостоятельное правление Иорам ознаменовал убийством всех своих братьев и введением идолопоклонства в Иудейском царстве (2 Пар. 21:1-7). Судя по всему, через короткое время после этих событий, Илия написал своё письмо, приведенное во 2 Паралипоменон 21:12-15. Раз Илия знал об отступничестве Иорама, логично заключить, что с помощью колесницы Бог переместил его в Иудейское царство. <...> Перемещение Илии было своевременным. Правление Иорама началось уже с 913 года, и Его дальнейшие действия повергли Иудейское царство в ещё больший упадок, а сам царь был поражён Богом мучительной болезнью, от которой и умер через 2 года, и был похоронен, как обычный иудей (2 Пар. 21:16-20). Следовательно, в период самостоятельного правления Иорама (911-906 гг. до н.э.), пророк Илия находился в Иудее, а не на небесах. И в этот период он написал своё письмо царю Иораму. Итак, служение пророка Илии можно условно разделить на два периода: 1-й – в Израильском царстве – приблизительно с 940 по 917 гг. до н.э., и 2-й период – в Иудейском царстве – с 917 по 906 гг. до н.э.
Необычное перемещение пророка Илии из одного царства в другое согласуется с сообщениями о перемещении пророка Иезекииля (Иезекииль 11:1), а также с сообщением о благовестнике Филиппе, который был перенесён ангелом из района возле Иерусалима в город Ашдод (Деяния 8:39, 40). Как видно из этих случаев, Бог использовал ангелов для перемещения своих пророков из одной области (и даже страны) в другую, но не для восхищения на небеса.
Использование Библейской хронологии помогло нам установить точную дату этого события – 917 г. до н.э. Также мы узнали приблизительное время написания пророком Илией письма царю Иораму – 911-906 гг. до н.э. <...>
Таким образом, исследовав несколько мест Писания, описывающих подобные события, а также с помощью Библейской хронологии, мы выяснили, что пророк Илия был взят небесной огненной колесницей и перемещён на ней из Израильского в Иудейское царство. И там он продолжил своё служение. Для христианина, доверяющего Библии, как Слову Бога, трактовка этого события, как буквального вознесения Илии на небо, является недопустимой. Такое объяснение противоречит словам Иисуса Христа (Иоанна 3:13), и не согласуется с остальными книгами Священных Писаний (1 Коринфянам 15:50), а также противоречит верованиям и обычаям древнеизраильского народа».

Прошу, помогите разобраться. С уважением!




Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!

Ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями... (Сир. 48, 9–10)

Илия за великую ревность по законе взят даже на небо. (I Макк. 2, 58)

Иезекииль перенесён был в Иерусалим только в видении, а не материально (Иез. 11, 1); апостол Филипп «был восхищен» бесшумно, а не «на огненной колеснице» (Деян. 8, 39). Так что для «перенесения Илии из Израиля в Иудею» столь великое знамение было бы излишне…
Елисей очевидным образом оплакал Илию:

…Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!.. (IV Цар. 2, 12)

После этого Елисей

…Схватил он одежды свои и разодрал их... (там же)

— в знак траура (ср. Быт. 37, 34). Письмо к Иораму могло быть послано ещё при жизни Илии — ведь в IV Цар. во 2-й главе хронология точно не прослежена.
I Кор. 15, 50: при вознесении Илия воспринял ангельскую природу — ср. Пс. 103, 4: служитель Бога с пылающим сердцем — стал ангелом.
Иоанн. 3, 13 — здесь сказано о свидетельстве того, кто лично был на небесах, и потому доподлинно знает о небесном (ср. ст. 11 и 12); нельзя толковать это место в общем смысле (Енох и Илия — восходили на небо!), но — только в контексте речи Иисуса.



Был ли первый человек Адам Божьим сыном? 17.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Настоящим сыном своего отца является только тот человек, который не сотворён своим отцом (подобно сказочному герою Буратино), но который от своего отца рождён. Только рождённые дети наследуют образ своего родителя. Если бы первый человек Адам был Божьим сыном, он должен был бы быть не только сотворённым Богом, но также и рождённым от Него. Однако Библия нигде не говорит о том, что Бог родил перстного человека Адама! Говорится только о его сотворении из праха земного:

Бытие 5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

Бытие 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

* * *

Кроме того, если бы первый перстный душевный человек Адам изначально был Божьим сыном, тогда он не смог бы даже и согрешить, ибо написано:

1Иоан.3:9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

1Иоан.5:18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Однако Адам, как известно, не хранил себя от грехопадения - через Адама грех вошёл во всех людей и грехом смерть:

Рим.5:12-21 … одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.

1Кор.15:22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…

Следовательно, если Адам смог согрешить, значит, он не был рождён от Бога, а если Адам не был рождён от Бога, значит, он и не имел живой (т.е., рождённый от Бога) дух:

Иоан.3:6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Поэтому первый перстный человек Адам был не духом, а плотью (душой), и все его дети – это тоже не дух, а плоть, все они являются людьми не духовными, а душевными. Духовно же все они мертвы!

А разве мёртвое может быть образом Живого?
Разве плотское может быть образом духовного?..

- Сегодня считается, что может! Любой грешник, любой духовный мёртвец – это неплохой образ Того, Кто есть путь, и истина, и жизнь, потому что человек, дескать, сотворён по образу и подобию Божьему, а Божий образ в человеке хотя и «помрачён», но полностью не утрачен…

Но так ли это на самом деле?..

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

На вопрос о том, был ли Адам до грехопадения водим Духом Святым, отвечают девтероканонические книги Библии:

Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа? (Прем. Солом. 9, 17)

Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один… (Прем. Солом. 10, 1)

Итак, Адаму был ниспослан Дух Премудрости, т. е. Дух Святой, Который хранил его… О Боге сказано:

Он сотворил человека… и вложил в него дух, жизнь и разум
И дыхание Бога всемогущего, Который сотворил все и созерцает все сокровенное... (III Ездр. 16, 62–63)


Отсюда следует, что «дыхание Бога», т. е. Дух Святой, было «вложено» в Адама от создания его, т. е. Адам был рождён от Духа, ведь рождение от Духа — это соединение духа человеческого с Духом Божьим (Римл. 8, 9, 11, 15, 16).
Адам слышал голос Божий и не страшился Его — а это признак рождённого от Духа (Иоан. 3, 8).

Два Адама 15.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Библия ни от кого не требует преображаться "по подобию Божьему". По подобию Божьему Бог создал первого человека Адама ещё в Едемском саду:

Бытие 5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

С тех пор на земле все потомки этого Адама рождаются по его образу и по его подобию: по образу Адама (по образу перстного) и по подобию Адама (по подобию Божьему):

Бытие 5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Иакова 3:9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

Однако этот ветхий Адам никогда не обновлялся по образу Создавшего его. По образу Божьему, по образу Иисуса Христа, обновляется только новый человек, в которого надлежит облечься всем детям Божьим:

К Колоссянам 3:8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость...
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его...

От ветхого человека не требуется никакое обновление. От него требуется только одно: уверовать во Христа, выйти из Египта, креститься в море и умереть в пустыне. Всё!

Из Египта выходит ветхий человек, в пустыне он умирает, а в обетованную землю (во Христа) может войти только новый человек, который и создаётся пока ещё Духом Святым по образу Божьему.

1Кор.15:50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Рим.6:3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

А кого же Бог сотворил в первой главе Бытия, разве не Адама?..

- Адам (человек по имени Адам) во второй главе Бытия и адам (человек) в первой главе Бытия - это два разных человека (адама).

Два адама... Ветхий создан по подобию Божьему, новый создаётся по образу Иисуса Христа. Подобие человека Богу заключается в его таинственном троичном устроении, образом же Бога делает человека поселившийся в нём Христос.

А без Бога в душе человек может быть гораздо хуже животного...


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

Из Вашего текста я так и не понял, что же конкретно является «образом», а что — «подобием».
Кроме того, Адам был создан не только по подобию, но и по образу Божию (Быт. 1, 27)!

ВЕЛИКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ 14.08.2012 АКУЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
 СПАСИБО ВАМ!!!! КАК ЗДОРОВО, Я ВОСХИЩАЮСЬ ВАШИМИ ЗНАНИЯМИ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Владимировна!

Благодарю за Ваш сердечный отзыв, желаю Вам помощи свыше во всём добром.

Зачем столбам в Храме были даны имена? 12.08.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос по 3 Книге Царств 7:21. Там сказано, что Хирам, который производил работы в Храме, поставив столбы к притвору, дал имена этим столбам. Одному - Иахин, другому - Воаз.
Скажите, а для чего он это сделал? Какой смысл в этом наименовании? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Колонны именуются: «Иахин» — «Он да утвердит» и «Воаз» (Бооз) — «В Нём сила». Их имена свидетельствуют о Боге, чьей творческой силой и могуществом, как «столпами», поддерживается бытие вселенной.


От Редакции:
Поэтический образ символического значения этих колонн см. в стихотворении Д. Щедровицкого «Между колонн Боаз и Йахин…».


Первая глава Книги Бытия 11.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Мир Вам, брат Дмитрий. В книге "Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево" Вы говорите:

«Первоначальный Адам, прообраз всех вещей, впоследствии был назван мистиками «Адам Кадмон» — «древний Адам». Адам Кадмон воплощает в себе благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога».

Позвольте высказать Вам несколько отличное мнение:

Первая глава Бытия - это пророчество о Христе и Церкви или, можно сказать, план Божьего новозаветного домостроительства.

День 1 – Воплощение и житие Христа (Свет истинный озарил землю).
День 2 – Смерть и погребение Христа (почему и не сказал Бог в этот день: «хорошо»).
День 3 – Воскресение и вознесение Христа (третий день Творения не может не означать воскресение Иисуса Христа).
День 4 – Крещение Церкви Святым Духом (Церковь – светило меньшее для управления ночью).
День 5 – Переживание верующими смерти Христа (переход евреев через море).
День 6 – Переживание верующими воскресения Христа, сообразование со Христом (переход евреев через Иордан, овладение истинной землёй, которая обозначает воскресшего Христа).
День 7 – День Господень (вечер – время судов Божьих, утро – вечное Царство на новом небе и новой земле).

Первый Адам – это земля Египетская, последний Адам – земля Ханаанская. Переход евреев из Египта в Ханаан означает переход человека из Адама во Христа, из смерти в жизнь, из плоти в дух, из тварности в нетварность.

Другого пути, другого способа для тварного (а значит, невечного) человека перейти из времени в вечность, видимо, не существует: человек должен умереть в Адаме и родиться во Христе.

* * *

Мои предположения

1. Я считаю, что ни Новый Завет, ни Ветхий не говорят о том, что Бог сотворил первого человека Адама по образу Божьему, а различные заблуждения на этот счёт основываются на неправильных толкованиях первой главы Бытия.

2. Подобно Колоссу на глиняных ногах этот великий обман держится на двух неверно истолкованных стихах из первой главы Книги Бытия (Быт.1:26,27).

3. Слова Бога, сказанные Ною, о том, что «человек создан по образу Божию» (Быт.9:6), на самом деле относятся не к ветхому человеку, а к новому, который в ковчеге (во Христе) прошёл через воды потопа (через Божий суд, осудивший ветхое творение) и, родившись таким образом от воды и духа, стал новым творением во Христе Иисусе.

4. Перевод первого стиха Библии «В начале сотворил Бог небо и землю» не соответствует оригинальному тексту, ибо он явно противоречит библейскому принципу первого упоминания.

5. В первый день Творения во втором стихе Бытия Бог всего лишь констатировал факт грехопадения человека:

«В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ (нового) НЕБА И (новой) ЗЕМЛИ, КОГДА (старая) ЗЕМЛЯ (человечество в Адаме) БЫЛА (т. е. стала) ПУСТА И НЕСТРОЙНА (отделённой от Бога – Источника жизни), И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ (отвержение Бога ввергло человечество в духовную тьму), А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ (когда духовная смерть поразила всё человечество, ибо сделанный грех рождает смерть), СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВЕТ» (т. е. «у Марии родится Сын»); И СТАЛ СВЕТ».

Такова, я считаю, была последовательность событий в первый день Творения.

* * *

Отк.22:1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов.

Слышал у У.Ли, что это две одинаковые спирали, исходящие из одной точки (от престола Бога и Агнца), но вторая (истинная виноградная Лоза) сдвинута относительно первой (относительно реки воды жизни) на полшага.

Таким образом, одно и то же дерево (разумеется, если им является истинная виноградная лоза), по мнению Уитнесса Ли, может в одно и то же время расти на двух разных берегах одной и той же реки…

С уважением, С.Ф.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

Символические толкования не могут отменить буквальный смысл Писания. Например, толкование: «Да будет свет» (т. е. «у Марии родится сын»), которое Вы привели, подразумевает существование «земли и неба», человека — и всех предков Марии, начиная от Адама. Именно о начале творения и говорится в приведённом стихе — в совершенно буквальном смысле.

Является ли Христианство религией Антихриста? 08.08.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Сейчас все чаще можно услышать такие фразы, что христианство в его ныне существующих религиозных формах является ничем иным, как религией Антихриста.Это рассуждение подкрепляют тем, что традиционное христианство основано римскими политиками во главе с Константином, что оно основано на почве антисемизма, что оно отменило Законы Б-жии, ввело свои праздники , календарь и. т.д. Как Вы считаете, можно ли согласится с подобными утверждениями? И если согласится нельзя, то обьясните почему? С уважением Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Учитель обещал Церкви, что

…Врата ада не одолеют ее… (Матф. 16, 18)

Поэтому необходимо отличать Церковь, основанную на его Учении, от «врат адовых», желающих её поглотить. Смешивать эти два явления — смерти подобно…


Мнение о понимании еврейских и греческих слов и выражений 31.07.2012 Метревели Иракли
 Мир вам, дорогой Дмитрий Владимирович! Продолжая исследования Писания, я обратил внимание на то, что Иисус в Новом Завете назван дважды Богом с определенным артиклем перед словом Бог. Из этого со временем произошла доктрина, а далее и последующие "символы веры" о "троице". Однако я убежден, что это произошло из-за отрыва от Еврейских Писаний, т.к. в Еврейских Писаниях слово Элоhим, которое в Септуагинте звучало, как Тхеос не всегда имело отношение к Богу-Творцу. Я нашел, что это слово употреблялось, кроме Творца и к ангелам и к людям, которые несли в себе наделенную власть от Бога-Творца. А в 1-ом послании Петра я заметил, как Апостол даже дает определение этого слова, другими греческими словами, которые раскрывают внутреннюю и внешнюю сущность характера этого слова 1-е Петра 3:22 "Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы." То есть те, которым некогда была дана способность нести в себе Бога или Его определенную миссию, покорились человеку, который в своей жизни усовершился быть достойным тому, который в свое время будет владычествовать над всем человечеством и который своим примером показал, как нужно приходить к Творцу, Который и дал Иисусу власть на небе и земле. Хотя некоторые в этом увидели некую небесную иерархию и продолжая высасывать из пальца, то чего нет на самом деле в Писаниях. Пусть Бог Всемогущий приведет их к познанию Истины и осознанию тех нелепых ошибок, которые допустили наши праотцы. Благодарю Бога Вседержителя за труды людей Божьих и принесенный вклад в возобновлении и продолжении поклонении Единому Творцу! Жду вашего внимания и быть может какие-то другие места Писания по этому мнению. Благослови вас Отец Небесный!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!

Есть в Писании темы, требующие не только духовных и интеллектуальных усилий, но и помощи свыше для своего уразумения. То, что Вы с благоговением над такими темами размышляете, несомненное благо. Лишь бы при этом сохранялись кротость и молитвенное общение с Отцом Небесным…

Иеремия 12:5 31.07.2012 Талаев Владимир
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Пожалуйста помогите понять слова: Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? (Иеремия 12:5) С уважением, Владимир

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Словами Иер. 12, 5 Господь отвечает пророку на его жалобу о притеснениях со стороны знатных сановников (ср. Иер. 12, 1–4 с 5, 15 и 18, 18–20):

Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями?... (Иер. 12, 5)

Под «пешими» подразумеваются родственники Иеремии, которые «вероломно поступают» с ним (ст. 6); а под «конями» — богатые и знатные враги-царедворцы: именно они ездили на конях, бедные же ходили пешком. Если «пешие» — родственники — ненавидят пророка, то тем паче «конные»…

…И если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? (Иер. 12, 5)

Чем более приближалась вавилонская угроза — «наводнение», тем тяжелее становилось пророку, обличавшему знатных соплеменников. «Безопасен» он был только в мирное время, в преддверии же войны его обвиняли в содействии противникам и подвергали страданиям (Иер. 20, 2; 37, 15 и др.).

Письмо 22.07.2012 Иванов Валерий Максимович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович.
Прочитал Вашу книгу «Сияющий Коран», увидел самый крупный бриллиант в мире «Слеза Будды». Это сокровище находится у Вас на острие пера.
С Христианской благодарностью.
Иванов Валерий Максимович г. Екатеринбург


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Валерий Максимович!

Приношу Вам благодарность за добрый и искренний отзыв о моей книге.

Кто же кого оклеветал? 21.07.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Читаю 2 Кн. Царств и никак не могу разобраться в следующем. Когда Давид был вынужден покинуть Иерусалим к нему присоединился Сива, слуга Мемфивосфея, сына Ионафана. И на вопрос Давида, почему с ним нет Мемфивосфея, Сива ответил, что он мол не захотел поддержать царя Давида. А после возвращения Давида Мемфивосфей сказал, что слуга оклеветал его. Так все-таки кто же здесь кого оклеветал? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

С одной стороны, Сива доставил нуждавшемуся царю Давиду продовольствие (II Цар. 16, 1–2) и поэтому заслужил его благодарность. С другой стороны, он действительно оклеветал своего господина. Ведь у того не было причин ожидать от Авессалома какой-либо помощи, от Давида же он получил пожизненную поддержку (II Цар. 9, 1–13). Поэтому он был всем обязан Давиду, а падение власти последнего отнимало у него, калеки, надежду на будущее. Мемфивосфей
скорбел и молился о победе Давида (II Цар. 19, 24–27). У Сивы же был план воспользоваться моментом и забрать земли своего господина; когда же обман Сивы открылся, он получил только половину владений Мемфивосфея, поскольку имел, всё же, заслугу перед Давидом — ср. II Цар. 16, 4 с 19, 29.



Был ли Вольф Мессинг пророком? 21.07.2012 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Я давно хотел у Вас спросить про Вольфа Мессинга. Сейчас есть и документальные, и художественные фильмы про него. Каково Ваше мнение, был ли он действительно пророком или вокруг его личности просто много легендарного? Извините, что вопрос не по Писанию. Но если сможете, ответьте. Хотелось бы услышать Ваше мнение. С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

С Вольфом Мессингом я в ранней юности встречался и могу засвидетельствовать его паранормальные способности.
Однако пророком, в библейском смысле, его назвать никак нельзя: признаки пророка перечислены во Втор. 18, 18–19; и первый из них — то, что пророк говорит от имени и во имя Господа.


Иудеи и христиане 19.07.2012 Карташева Анна
 Уважаемый Дмитрий Щедровитский,

сегодня прослушала проповедь одного христианского пастора и очень расстроилась, поскольку он утверждал, что евреи не принявшие Иисуса Христа, не увидят спасения и привел конечно же веские для христиан места писаний, такие как "ибо нет другого имени под небом..." и другие. Я еврейка и судьба моего народа для меня очень важна. Пишу вам потому, что ваше мнение для меня имеет вес. Разве пасхальная жертва приносилась за весь мир? Тогда Ему следовало прийти на Йом Кипур!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анна!

Словам упомянутого Вами проповедника следует противопоставить пророчество апостола Павла:

…Весь Израиль спасется...
…В отношении к избранию [израильтяне] возлюбленные Божии ради отцов.
Ибо дары и призвание Божие непреложны. (Римл. 11, 26–29)


Главы 9–11 Послания к Римлянам посвящены проблемам спасения иудеев и язычников и всеобщему спасению:

Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Римл. 11, 32)

О пасхальном агнце: те египтяне, которые совершили пасхальную жертву, вышли из Египта, присоединившись к евреям (Исх. 9, 20–21; 12, 38, 49). Здесь — прообраз жертвы Мессии, ср.:

…Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Иоан. 1, 29)

Жертва Агнца спасает всякого, кто лично участвует в ней, как израильтянина, так и «египтянина».
А в Йом Киппур приносились как раз жертвы только за Израиль (Лев. 16, 21–22: беззакония сынов Израилевых возлагались на козла отпущения). Зато на Суккот (Кущи) приносились 70 тельцов за все 70 народов мира (Числ. 29, 12–34).



Разница в разделении захваченного у Мадианитян? 19.07.2012 Дима Л.
 Мир дому вашему, уважаемый Дмитрий! Помогите понять правильно разницу между приношением воинов и общества в Бемидбар 31:25-30. Почему с воинов 500-ю часть, а с общества 50-ю потребовал Он? Почему воинам - священнику, а обществу - левитам отдать приношение нужно было? И домашний скот добавлен у общества. Какой духовный смысл несёт в себе этот текст? И еще - война с Мадианитянами - это прообраз борьбы с прелюбодеянием и блудом? Заранее благодарю за помощь. Благословений!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дима!

В Числ. 31 воины, готовые отдать жизнь за народ, получают в награду половину добычи, хотя их число — малая часть народа. По той же причине они отделяют в пользу Скинии гораздо меньше, чем остальные. Священников-ааронидов было немного, по сравнению с левитами, поэтому последние получили существенно больше.
Сама же война против Мадианитян — прообраз борьбы с идолопоклонством, к которому часто «подвигают» людей «моавитянки» и «мадианитянки» (Числ. 25, 1–2, 6).

В продолжение темы об искажениях... 06.07.2012 Борис
 В ответ на "Чем, на Ваш взгляд, отличаются приведённые Вами доводы от вопроса библейского змия: «Подлинно ли сказал Бог…»?" и т.д.:
мои слова отличаются от процитированных вами тем, что я не говорю «Подлинно ли сказал Бог…», я спрашиваю - правильно ли люди передали?..
На самом деле спорить мне хочется меньше всего, если вы считаете, что абсолютно все библейские и коранические заповеди - "ОТ БОГА", то это, конечно, ваше право.
Я просто хотел узнать, в каких именно книгах, по вашему мнению, содержится больше всего искажений.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Борис!

Ваш вопрос об «искажениях» в Писании — по отношению к поэзии звучал бы так: «Какие произведения А.С. Пушкина наиболее антипоэтичны?» На последнее я ответил бы: «Пушкин гениален во всех своих творениях, и любое из них — образец высочайшей поэзии».

Нефеш-терапия 30.06.2012 Алексей
 Дмитрий Владимирович! Только сегодня, наконец, добрался до Вашей книги о Нефеш-терапии. Был портясен. Я так боялся того, что это какое-то совершенно не поддающеся логике мистическое учение. Мне стало стыдно, когда прочитал. Наверное мои сомнения были во многом из-за того, что работаю врачом. Часто наблюдаю явление, когда "плацебо-эффект" выдают за древнее исцеляющее средство или методику (например для меня это иглорефлексотерапия, гомеопатия, лечение мумие...) Понял, что нефеш-терапия это совершенно другое. И все же мне интересно Ваше мнение, по поводу того, как могут сосуществовать традиционная медицина и Нефеш-терапия. Для меня уже понятно, где могут быть конфликты. Но, думаю, у Вас есть неповторимый опыт общения с моими коллегами. Приведу также цитату, которая очень сильно повлияла на мою жизнь. Думаю она Вам тоже хорошо знакома. Интересен Ваш комментарий. 2 Пар. 16,12: "И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей".

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алексей!

Нефеш-терапия нигде и никогда не входит в противоречие с традиционной медициной, но только дополняет её и усиливает оздоровительные влияния, ею производимые. Приведённая Вами цитата (II Пар. 16, 12) — лучшее тому подтверждение. Сначала нужно взыскать Господа, а уже потом, взывая к Нему, — прибегать к помощи врачей.

Вопросы о реинкарнации 28.06.2012 Леонид
 Доброго вам здоровья, Дмитрий Владимирович!

Передаю вам вопросы от библеиста Алексея Прокопенко, возникшие после прочтения вашего ответа Галине: вопрос "Реинкарнация" от 19.10.2009:

1. Объясните, пожалуйста, слова о "вечной жизни" и "вечном поругании и посрамлении"(Дан. 12:2).
2. Что означают слова: "пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф. 25:48)?
3. Что означают слова: "...так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:17)?
4. Слова о прекращении смерти: "...поглощена смерть победою" (1 Кор. 15:54)?
5. Как можно понять слова о том, что воскресения всего два: одно к оправданию, другое к осуждению (Откр. 20), и после этого одного-единственного для каждого человека воскресения "...смерти не будет уже" (Откр. 21:4)?

Как вы относитесь к распространённому мнению, что учение о перевоплощении души(гилгуль) раннему христианству вообще было чуждо?

Заранее большое спасибо за ответы!
С уважением и благодарностью, Леонид

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Леонид!

1. Дан. 12, 2. Вечная жизнь — это состояние, а не длительность.
Ср.:

…Верующий… имеет жизнь вечную… перешел от смерти в жизнь. (Иоан. 5, 24)

Это сказано о человеке физически смертном, живущем на земле. Ср. также:

…Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам… (I Иоан. 1, 2)

То же относится к «вечному поруганию». Добавим, что «ола́м» (в Синодальном переводе «вечный») может относиться к длительному состоянию, имеющему предел:

…И он останется рабом его вечно. (Исх. 21, 6),

— но человек физически смертен, и навсегда рабом остаться не может.

2. Мф. 25, 48 — тоже о состоянии душ, а не о «бесконечном пребывании».

3. I Фес. 4, 17: «Оставшиеся в живых» — т. е. утвердившиеся духом в состоянии жизни вечной (см. выше, п. 1). Они уже неразлучны с Богом и Мессией (ср. I Иоан. 1, 3: «Наше общение — с Отцом и Сыном Его…»).

4. I Кор. 15, 54 — речь идёт о переходе на более высокий уровень существования, когда «духи, достигшие совершенства» (Евр. 12, 23) не будут уже нуждаться для своего исправления в прохождении через тление и смерть.

5. Откр. 20, 4 — сказано о тех, которые «ожили», т. е. достигли состояния жизни вечной (см. п. 1); 20, 12 — о тех, кто остался «мёртвым», представ на суд Божий. Эти последние будут судимы «сообразно с делами своими», т. е. получат участь не общую, но каждый свою — «меру за меру» (см. Матф. 7, 2). Все эти события относятся к окончанию перевоплощений на Земле:

…Бежало небо и земля, и не нашлось им места. (Откр. 20, 11),

— т. е. пространство («место») исчезло как таковое или преобразилось….
«Смерти не будет» — см. п. 4.

6. Поскольку учение о перевоплощении душ было свойственно древнему Иудейству, ранее Христианство, связанное с ним своими корнями, не могло быть «чуждым» этому учению. Реинкарнацию признавали Климент Александрийский, Ориген и др.


Как душа попадает к детям? 24.06.2012 Валерий
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! 1. В Адама душу вдунул Бог. Как душа попадает к детям? Где это можно найти в Библии? 2. Почему дети умирают в младенчестве? Он не согрешил. За грехи родителей не несет ответственности. 3. Почему нет свободы выбора религии? Если ребенок родился в мусульманской семье – он будет мусульманином (вероятность более 90%), если в христианской семье – он будет христианином (вероятность более 90%). То есть не сам человек выбирает религию, а семья или общество, за редким исключением. Валерий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Валерий!

Дух и душа:

Я был отрок даровитый и душу получил добрую;
Притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое. (Прем. Солом. 8, 19–20)


Здесь представлены дух, душа и тело (ср. I Фес. 5, 23); «я» — это дух, который «душу получил добрую», а затем, вместе с нею, «вошёл и в тело чистое».
Следовательно, душа, прежде вселения в тело, уже является доброй (или недоброй), что связано с её развитием в иных существованиях (см. Иоан. 9, 2: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Здесь грех совершается до рождения, т. е. — в прежней жизни). Эта истина относится и к детям, умирающим во младенчестве. Они наказываются за прошлые поступки, как Бог объяснил Иову:

…Ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. (Иов. 38, 21)

Многократность вселений духа (с душой) в тела описана апостолом Павлом:

…Водворяясь в теле, мы устранены от Господа…

…И желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными… (II Кор. 5, 6–9)


Что касается рождения в семье той или иной религиозной традиции, — Бог определяет каждой душе следующее воплощение, исходя из её состояния. Условия рождения и воспитания призваны совершенствовать эту душу, поскольку жизнь имеет педагогический смысл.

Об искажениях в писаниях 22.06.2012 Борис
 Дмитрий, я почитал немного ваши работы, и у меня сложилось впечатление (может быть - ошибочное?), что вы верите, если можно так выразиться, в истинность и святость буквально каждой строчки Библии, Корана...

Но вам, наверно, известно, что Коран при жизни Мухаммеда вообще практически не записывался, есть мнение, что Левит был написан лет через триста после Моисея, а Евангелие от Иоанна, насколько я помню - лет через сто после Иоанна и т.д. Обо всём этом можно спорить, но есть же и очевидные вещи: например, первые две главы Библии о сотворении мира противоречат друг другу, в книге Иезекииля явно описываются аппараты каких-то деструктивных пришельцев, выдававших себя за "Бога". Многие справедливо полагают, что в Ветхом Завете вообще описываются ПОД ВИДОМ ОДНОГО РАЗНЫЕ БОГИ, как минимум один из которых, похоже, совсем даже и НЕ БОГ, а скорее наоборот - т.к. он наделён в основном отрицательными, мягко говоря, совсем не Божественными качествами. И ВСЕ ЭТИ БОГИ/НЕ БОГИ перекочевали в том числе и в Коран, и в какой-то мере даже в Новый Завет.

Что вы обо всём этом думаете? Есть ли с вашей точки зрения в Библии, Танахе, Коране искажения? И если есть - то какие? Где, в каких местах, в каких книгах их больше всего?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Борис!

1. Коран заучивался слушателями наизусть. Эпическая традиция арабов, сохранение слова в слово предшествующей устной поэтической традиции гарантирует аутентичное воспроизведение текста и дальнейшую запись без искажений. Тем более, что слушателей-передатчиков было много.

2. Книга Левит не отличается лексически, стилистически и т. п. от остального текста Пятикнижия. «Библейские критики» в этом и подобных вопросах опровергают друг друга.

3. Идейное и художественное единство Евангелия от Иоанна в последнее время получило новые, пожалуй — неопровержимые, подтверждения.

4. Первые две главы Бытия дополняют и объясняют одна другую. Об этом я написал достаточно подробно во «Введении в Ветхий Завет».

5. Начало Книги Иезекииля не описывает «космические аппараты», а излагает глубокие духовные тайны. Что именно показалось Вам «деструктивным» в этом изложении?

6. О ком это Вы говорите, что он «наделён отрицательными качествами»? Каковы эти «качества»?

7. Чем, на Ваш взгляд, отличаются приведённые Вами доводы от вопроса библейского змия: «Подлинно ли сказал Бог…»?
Как Вы думаете, может ли «змий» привести в защиту своей позиции аргумент лучший, чем «ниспровержение» Божественного авторитета Писания? Какие доказательства могли бы побудить Вас изменить своё мнение?

8. Искажения и несоответствия могут относиться к переводу и/или пониманию Писаний, но ведь не к духу же и букве Божественного Слова (II Петр. 1, 19–21; II Тим. 3, 15–17)!

От Редакции:
Уважаемый Борис!

Обсуждение поднятой Вами темы можно услышать также в беседе Д.В. Щедровицкого «Критика библейской критики».

Царь и христианство (уточнение) 21.06.2012 Лидия
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Я имела в виду земного царя. Земной царь может быть христианином?

С уважением, Лидия

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лидия!

Иисус посылал учеников для свидетельства пред царями (Марк. 13, 9; Деян. 9, 15) — не с тем, чтобы они перестали царствовать, но чтобы осуществились пророчества о «святом новом Иерусалиме»: «Цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21, ст. 2, 24; ср. Ис. 60, ст. 3, 10–12, 16). Цари, соответствующие этим пророчествам и внемлющие этим призывам, несут служение, вверенное им свыше.

Почему верующие не могут 20.06.2012 Юлия
 Здравствуйте Дмитрий Владимирович. Спасибо вам за ответы и комментарии. Почему сейчас верующие люди (в Иисуса Христа) не могут того, о чем Христос сказал в Ин.14:12-14 "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду".? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!

Смысл упомянутых Вами слов Иисуса проясняется из контекста. Перечитайте внимательно Иоан. 14, ст. 11, 15–16, 17, 21; 15, 1–8, и Вы получите ответ на свой вопрос.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |