Здравствуйте! Меня интересует классификация грехов, какие жертвы за них приносились и как искупался грех. Какая схема прощения греха сейчас. За какие грехи нельзя было приносить жертву (пример, грех прелюбодеяния)в Старом Завете и как искупался грех и какой принцип прощения грехов в наш час.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!
Согласно Торе, различается искупление греха против заповеди предписывающей («делай»), заповеди запретительной («не делай»), заповеди «к смерти» (за которую полагается смертная казнь) — и, наконец, заповеди, запрещающей оскорбление Божьего Имени.
Вообще, любое искупление греха происходит только в случае покаяния, без чего грех остаётся непрощённым (Иез. 18, 30–32).
Во времена существования Храма покаяние сопровождается жертвой за грех (Лев. 4, 1–7, 7); когда же Храм разрушен, чистосердечное покаяние принимается с заменой жертвы молитвой (Ос. 14, 3) и делами милосердия (Дан. 4, 24). Согласно Нагорной проповеди,
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф. 5, 7)
Так вот, в случае нарушения заповеди предписывающей («делай») прощение наступает сразу после покаяния и жертвоприношения (Лев. 4, 27–31). При нарушении заповеди запретительной («не делай») раскаяние и жертва только «отдаляют» наказание, полное же прощение наступает в День Очищения (Йом-Кипур — Лев. 16, 29–31; 23, 27–32). Если же нарушена заповедь «к смерти», то не только раскаяние с жертвоприношением, но также и Йом-Кипур лишь «отдаляют» (отсрочивают) наказание, окончательное же искупление приходит через страдания в земной жизни (Лев. 26, 14–28; Иер. 46, 28). Наконец, если произошло оскорбление Божьего Имени, то после раскаяния и жертвоприношения, очищения в Йом-Кипур и перенесения земных страданий, искупление даруется только в день смерти.
Но, как сказано в Матф. 12, 31–32, осознанное, намеренное оскорбление Духа Святого не прощается и в день смерти, кара за это посылается и «в будущем веке».
Итак, за исключением последнего случая, любой раскаивающийся грешник, старающийся искупить свою вину добрыми делами, получит искупление в течение земной жизни — и избежит адских мучений.
Согласно же Новому Завету, искупление и прощение грехов для верующих наступают посредством жертвы Мессии (Матф. 1, 21; Деян. 2, 38; 3, 19; 13, 38–39; I Петр. 2, 24, I Иоанн. 1, 8–9 и многие другие места); это учение пронизывает собой все новозаветные тексты и требует подробного и всестороннего объяснения. — Д. Щ.
Здраствуйте Дмитрий.Пожалуйста разъясните тему многоженства в Ветхом завете. И почему Бог допускал многобрачие, если в 10-ти заповедях сказано "не прелюбодействуй".
И второй вопрос о переселении души,если душа(дух) Адама была создана Богом,то откуда взялись души(духи) Каина, Авеля.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:
Уважаемая Галина!
Ответ Д.В. Щедровицкого на этот вопрос смотрите в тексте ответа к вопросу на тему «Реинкарнация» от 19.10.09.
Здраствуйте Дмитрий!Спасибо за Ваш интересный труд,и как всегда много вопросов.Прочитав Ваши ответы на вопросы о реинкарнации и ссылки в Библии,хотелось бы узнать Ваш комментарий к стиху Евр.9;27:"И подобно тому,как умирают только один раз и предстают перед судом,Христос принес себя в жертву только однажды ....."(стих современного перевода Библии).Спасибо,буду ждать с нетерпением.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!
Книга Абдрушина мне, к сожалению, неизвестна.
В Евр. 9, 27 употреблено греческое наречие «апакс», означающее «однажды». Имеется в виду — «однажды умереть, после же того — суд». Действительно, каждая человеческая жизнь (независимо от количества возвращений души к земному существованию) заканчивается физической смертью, после чего следует воздаяние:
…Водворяясь в теле, мы устранены от Господа… и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа... стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными… чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. (II Кор. 5, 6–10)
Заметим также, что и в Евр. 9, 28 за «апакс» — «однажды» произошедшей жертвой Христа — следует «во второй раз», однако событие — уже другое. Так и события каждой человеческой жизни — уникальны, на следующем витке бытия они уже не повторяются.
О многоженстве. Оно допускалось в библейские времена (Втор. 21, 15), широко распространено и ныне — например, среди мусульман и в ряде общин восточных евреев.
Прелюбодеяние же — это соединение с женой другого человека (Лев. 18, 20; 20, 10; 22, 22).
Что касается духов, — они существовали до сотворения вещественного мира, который создан как раз для их воплощения, испытания, очищения. Когда Господь «полагал основания земли», то «все сыны Божии восклицали от радости» (Иов. 38, 4–7) — следовательно, они присутствовали при событиях, описанных в Быт. 1, 1–2. О Слове Божьем, через которое «все начало быть», сказано:
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Иоан. 1, 4),
— значит, при создании видимого мира «человеки» (т. е. духи) уже жили во свете. Бог избрал нас «в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира» (Еф. 1, 4): мы, духи, ныне обитающие в человеческих телах, были прежде материальной вселенной. — Д. Щ.
Отрывок из "Запечатанной книги":
- "Самого же Мессию, Иисуса Христа, Иоанн описывает так:
…ПОСРЕДИ престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный… (Откр. 5, 6)...
Если мы обратим внимание на положение Агнца, то заметим: Он «стоял ПОСРЕДИ престола», а ведь на престоле был Сидящий (Откр. 4, 2–3 и 5, 6)! Значит, Агнец, отнюдь не сливаясь воедино со Всевышним, сидящим на престоле (ср. 5, 7), находился на том же самом месте! В физическом мире невозможно, чтоб два тела, не сливаясь, не совмещаясь и не вытесняя друг друга, одновременно занимали одно и то же пространство. В мире же высшем, очевидно, это возможно, там действуют иные, непредставимые для земного человека, законы…"
А вы не пробовали перевод со значением "между"?
То есть, "между престолом и старцами" стоял Агнец, ну, как Посредник, например?
Так все просто и понятно.
Если такой перевод не подходит, то почему?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!
Перевод не подходит потому, что «посреди престола и вокруг престола» стоял не Агнец, а «четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр. 4, 6). Греческое «эн мэсо» означает — «в середине», а «кюкло» — «вокруг». — Д. Щ.
Вчера в интернете появилась вот какая информация:
"Эллен Ван Уольд, 54-летняя профессор из Рэдбаудского университета в Нидерландах, весьма успешно занимается текстовым анализом Библии. По ее словам, авторы Священного писания даже не попытались предположить, что Бог не был творцом мира, а лишь населил Землю животными и людьми.
Ван Уольд защитила в родном университете диссертацию по этой теме. Она повторно проанализировала оригинал библейского текста на древнееврейском и поместила его в контекст Библии в целом. Исследователь объяснила, что глагол "bara", который можно встретить в первом же предложении первой книги Ветхого Завета "Бытие", означает совсем не "творить" или "создавать", а "пространственно разъединять" что-либо. Получается, что первое предложение в Библии теперь следует читать как "В начале отделил Бог небо от земли".
По мнению коллег профессора Ван Уольд, ее интерпретация Завета — это поистине новое слово в истории религии. Ученые говорят, что привычный образ Бога-Создателя может теперь рухнуть..."
Издание "Свободная Пресса" (svpressa.ru) обращается к вам с просьбой прокомментировать вот эту новость (устно, по телефону).
Спасибо! С уважением ответственный редактор Александр Бушев. 8-916-544-81-80
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
«Объяснение» названной Вами исследовательницы является неверным. Так, например, глагол «бара» употребляется в следующих стихах Книги Бытия:
И сотворил Бог рыб больших... (Быт. 1, 21)
— и:
И сотворил Бог человека по образу Своему... (Быт. 1, 27),
— в последнем стихе глагол употреблён трижды. О каком «пространственном разъединении» может идти речь в повествовании о сотворении рыб — а также человека «по образу Божию»?! Конечно же, глагол «бара» означает — «создавать впервые». Он употребляется по отношению к сотворению всего универсума (Быт. 1, 1), жизни как таковой (1, 21) и человека как существа, наделённого разумом (1, 27). Также и в других книгах Писания этот глагол применяется только для описания творческого акта Создателя. Например, в Ис. 42, 5:
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их... (Ис. 42, 5)
и в Ис. 43, 1:
Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков... (Ис. 43, 1);
ср. также Ис. 43, 7:
«…Каждого… кого Я сотворил для славы Моей.…» (Ис. 43, 7)
и Амос 4, 13:
…Ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер... (Ам. 4, 13)
Из сказанного очевидно вытекает ошибочность «открытия» профессора Ван Уольд. — Д. Щ.
Очень прошу о возможности получить благословение (или рекомендацию: не публиковать вообще) на издательство небольшой книжки под названием "Сад"(29 страниц А4).Тема - "Проблемы современной женщины и поиск решений их в Законе".
Если это возможно, - буду ждать ответа сколько надо.
Простите за дерзость, но мне видится это очень важным.С глубоким уважением.Татьяна.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
Благодарю Вас за добрые отзывы и пожелания. Если речь идёт о консультации по поводу Вашей книги — постараюсь дать совет, как только ознакомлюсь с текстом. Пришлите его на адрес info@d35.ru.
Что касается мировоззрения Любавического Ребе, — он, как мне представляется, в приведённых Вами цитатах целиком основывается на традиционной иудейской образности. Остальное — дело воображения читателя. — Д. Щ.
1. "...это не даёт ему покоя,искра внутри него вопиёт: "Это не то, чего я хотел на самом деле! Я не хочу этого мира! Не хочу никаких миров(Ган Эдена и Грядущего)! Я хочу только Его одного!" Это означает раздавить маслину ради её масла.Масло растекается и проникает в каждую клеточку существа. Цадик зажёг его. и теперь всё в человеке начинает пылать.И сияет источник света, который нельзя ни погасить, ни затемнить.Это свет Мошиаха."
2. Осень1991 года,за несколько месяцев до рокового удара."После 3307 лет всё необходимое сделано.Стол для трапезы Мошиаха сервирован,старое вино,Левиафан и бык на столе - и мы ждём.Осталось только открыть глаза и увидеть."
Последние слова я записал, но не понял(говорит составитель сборника высказываний Ребе).Если бы понял,вероятно,не нужно было бы ему говорить"открой глаза".
3. "Если хотите увидеть лицо Мошиаха, - просто посмотрите на детей...".
Разве не о Духе говорит Ребе и не о том же ли - Лк.17:20,21? Он общался с Кадури. Может быть всё же и он знал?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:
Уважаемая Татьяна!
Ответ Д.В. Щедровицкого на этот вопрос смотрите в тексте ответа к вопросу на тему «Просьба» от 13.10.09.
Дорогой Дмитрий Владимирович!
Ваша книга "Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево"меня захватила, не могу оторваться. Мы много чего не понимаем в Библии. После Ваших объяснений наступает перелом в сознании и укрепляется вера. Я начала читать Вашу книгу в библиотеке АиФ, а сейчас нашла Ваш сайт. Там я читала "Пророчества Книги Даниила".
Господь Бог помог мне найти Ваш сайт, теперь я смогу прочесть все Ваши произведения. Меня Ваши книги потрясли.
Я перевела деньги по мобильному телефону в Аиф, но у меня не получилось скачать книги. Я живу в Тбилиси. Сегодня пошла в религиозный магазин, там было много религиозной литературы на русском языке, но, к сожалению, Ваших книг не было. Поэтому я несказанно счастлива, что Бог меня надоумил найти Ваш сайт.
Пусть Господь благославит Вас и Ваш талант.
Ваша благодарная читательница,
Марина Ахвледиани
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!
Благодарю Вас сердечно за добрые отзывы о книгах. Очень хотелось бы, чтобы в Вашем древнем и славном Тбилиси к этим книгам получили доступ все интересующиеся Писанием. Вместе с ними будет радоваться и моя душа. - Д. Щ.
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович!
Хочу задать Вам некоторые вопросы, на которые я пока не нахожу ответов, читая Библию.
Как понимать описание причин Потопа, слова, что всякая плоть извратила свой путь на земле? Каким образом свой путь на земле могли извратить животные? За что тогда пострадали они?
Далее Господь говорит об истреблении всякой плоти, в которой есть дух жизни (Быт. 6:17). В таком случае должны были погибнуть и обитатели морей. Мог ли Потоп погубить и их? Каким образом?
Наконец как удалось пережить Потоп рефаимам, если кроме семьи Ноя никого не осталось?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
Под «всякой плотью» в Быт. 6, 12 подразумеваются те, кто способен совершать нравственный выбор, т. е. люди. См. выше:
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… (Быт. 6, 5)
Итак, речь идёт о мыслящих существах! Животные же пострадали из-за людей: ср. сказанное Адаму:
…Проклята земля за тебя… (Быт. 3, 17) ;
см. также о мучении всего живого на Земле по вине человека:
…Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… (Римл. 8, 19–22)
Далее. О водных животных и пресмыкающихся сказано, что у них есть душа (нефеш) — Быт. 1, 20–21. Дух же (руах) присущ человеку и животным, обитающим на суше («дыхание жизни» — Быт. 2, 7);
В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. (Иов. 12, 10) ;
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21) ;
в последнем случае ясно, что говорится об обитателях земли, а не воды). Вот почему Быт. 6, 17 не относится к морским животным.
Что же до рефаимов, то это — один из послепотопных народов (Быт. 14, 5; 15, 20), и они совершенно отличны от «нефилим» («исполинов» — Быт. 6, 4), истреблённых потопом. — Д. Щ.
Благодарю Вас за Ваш ответ, который абсолютно чётко даёт понять, на чём именно строится учение о всеобщем спасении и бессмертии души, которое Вы так усердно защищаете.
Давайте посмотрим.
Говоря о том, что после физической смерти душа облекается в эфирное тело, которое якобы имеет определённый вид, какие тексты Вы приводите в подтверждение своей точки зрения?
1 Цар. 28:11-14.
Какое событие здесь происходит?
А происходит здесь спиритический сеанс, который также приводится некоторыми в качестве свидетельства существования жизни после смерти (т.е. что душа сразу после смерти попадает в ад или рай). Но вот несколько аргументов в пользу обратного.
1. Волшебство, описанное в этих стихах, каралось смертью и было запрещено в Израиле (1 Цар. 28:3; Лев. 20:27), а также Лев. 19:31; Ис. 8:19-20.
2. В этих текстах мы читаем такие слова: «выходящего из земли» и «выходит из земли» (ст. 13, 14). Скажите, а где находятся умершие праведники? В земле? Где находится ад? И где по-Вашему находилась душа Самуила?
3. Самуил описан как престарелый человек, одетый в длинную одежду. Значит, такой вид имеют бессмертные души, облечённые в эфирные тела? Если да, то эфирное тело имеет такое свойство, что на него можно одевать одежду? Т.е. оно имеет определённую плотность, чтобы на нём держались одежды? Или Вы скажете, что там такие специальные одежды?
4. Призрак Самуила сказал Саулу: «… завтра ты и сыны твои будете со мною …» (ст. 19). Откуда Самуил мог знать, что Саул со своими сынами будут с ним? Причём Самуил уверенно назвал день, когда это случится – завтра. Но как он может знать это, если Вы сами же соглашаетесь в том, что умершие не знают, как живут люди на земле?
5. Здесь не сказано, что Саул видел Самуила. Он получил сведения из вторых рук – от колдуньи. И о том, что это был Самуил, он сделал вывод только с её слов. Истина же заключается в том, что дьявол обманул эту порочную женщину, а та невольно обманула Саула. Это был всего лишь, проведённый дьяволом, спиритический сеанс.
6. Масштабы греха Саула раскрываются в следующем тексте: «Так умер Саул за своё беззаконие… за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его…» (1 Пар. 10:13,14).
Мог ли этим «приведением» быть действительно Самуил? Конечно же нет.
Из всего вышеперечисленного совершенно ясно, что событие, описанное в 1 Цар. 28:11-14, является сатанинским обманом и спектаклем. А Бог это называет мерзостью. И Вы, Дмитрий Владимирович, абсолютно чётко показываете, что Ваши суждения (относительно этой темы) основаны на сатанинском обмане, на мерзости, поэтому они не могут быть верными. Это в очередной раз доказывает, что учение о всеобщем спасении и бессмертии души – это сатанинское лжеучение.
Давайте теперь разберём текст из Отк. 6-9-11.
Приводя этот текст, Вы почему-то намеренно опустили фразу «под жертвенником» (ст. 9). На основе этого символического повествования можно прийти к некоторым выводам:
1. Эти души убиенных изображены не на небесах, а под жертвенником.
2. Вопреки наставлениям Иисуса молиться за гонящих вас (Мат. 5:44), эти души как бы требуют возмездия для своих гонителей.
3. По некоторым признакам видно, что они не просто несчастны, но и испытывают мучения. По-Вашему же эти души должны находиться в раю, т.к. они ведь мученики. Но почему они вопят и имеют некоторое беспокойство? Ведь они в раю! И Бог должен утереть им всякую слезу. А все прелести рая должны просто затмить всю боль прошлых гонений и лишений.
4. Это пример персонификации, когда предметам придаются личностные качества. Подобным же образом вопияла от земли кровь Авеля. В этом смысле и жизни убитых изображены вопиющими о мщении.
5. Если этот текст следует понимать буквально и если речь действительно идёт о бесплотных душах, то каким образом они носят одежду?
Вполне очевидно, что эти стихи не имеют никакого отношения к так называемым «бессмертным душам» мёртвых.
Теперь о смертях и воскресениях.
Опять Вы переворачиваете всё с ног на голову, говоря о том, что счёт смертей и воскресений ведётся с конца. Из Вашего объяснения я понял следующее (если я что-то напутал, прошу меня простить, и если что не так, прошу меня поправить).
СМЕРТЬ 1 – духовная, т.е. потеря общения с Богом (при земной жизни).
СМЕРТЬ 2 – духовная, т.е. отлучение от лица Божия для исправительных очищений в аду.
ВОСКРЕСЕНИЕ 1 – возвращение душ мучеников к жизни на новой Земле.
ВОСКРЕСЕНИЕ 2 – воскресение из духовно мёртвых (при земной жизни), т.е. человек «исходит из гроба» своей прежней духовной мертвенности, бесчувственности (Ин. 5:25,28).
Но тогда вопрос. Какая смерть является физической смертью? И каким воскресением в Вашем понимании является воскресение праведников и нечестивых? Получается уже три смерти и три воскресения.
Теперь о смерти Адама.
Да, я полностью согласен, что Адам умер в течение 1000-летнего дня Божия. А вот с тем, что Адам якобы умер духовно, не согласен. Что значит умереть духовно? Не верить в Бога? Не общаться с Ним через молитвы? Не верить в Бога Адам просто не мог – это очевидно. И умер он первой смертью, прожив более 900 лет. Подробнее я писал об этом в прошлом письме. Дополню лишь следующим.
Представьте, что на крыше 9-ти этажного дома стоит самоубийца, готовый спрыгнуть вниз. Очевидно, что если он спрыгнет, то он погибнет. НО! После того, как он спрыгнет, он будет ещё жить несколько секунд, пока будет лететь все эти 9 этажей. И погибнет он лишь в момент удара об асфальт. Так же и Адам, вкусив запретный плод, начал своё падение к первой смерти. И, прожив 930 лет (долетев до асфальта), Адам умер. Будет ли вторая смерть (вечная погибель) иметь над ним власть? Это будет решать только Бог.
В письме к Владимиру Вы написали, что ***мы на Земле лишь «отчасти знаем», и наше частичное знание зачастую нуждается в коррекции…***
Истина, которую нам открывает Бог, в коррекции не нуждается, т.к. она сама по себе есть истина. Возможно, что в коррекции могут нуждаться какие-то мелкие детали, но основные Библейские доктрины и истины в правке не нуждаются. А в коррекции нуждается только подделка под истину. Поэтому и приходится Вам переворачивать многие вещи с ног на голову, вести счёт смертей с конца, а не с начала и т.п. А когда называешь вещи своими именами, тогда складывается вполне понятная картина, не противоречащая Библии. В Вашем понимании, тоже, казалось бы, складывается определённая картина, только некоторые истины перевёрнуты с ног на голову. Кстати, я вроде бы никогда не писал о том, что якобы Вы говорили, что можно не соблюдать заповеди. Нет. Я имел ввиду, что об этом могут подумать те люди, которые примут за истину учение о всеобщем спасении и бессмертии души, ведь получается, что как бы они не жили, они всё равно спасутся.
Лук. 12:5 «… бойтесь более того, кто по убиении может ввергнуть в геенну…»
И где здесь сказано о том, что СРАЗУ после смерти тела, душа может быть ввергнута в геенну? Опять Ваше творчество… Да и как можно бояться адских мук, если они по-Вашему являются всего лишь мучениями совести? Ну как? Это опять происки сатаны, чтобы ввергнуть людей в тёплое и безмятежное состояние (Отк. 3:16). Но Слово Божие призывает нас наблюдать за собою, бодрствовать!
К рассуждению по теме об Иакове и Иосифе хочу Вас спросить относительно текста из Пс. 93:17 «… вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания». Что понимается здесь под страной молчания?
Согласно контексту можно сделать вывод, что если бы Господь не был помощником автору псалма, то его убили бы злодеи и делающие беззаконие, а душа его вселилась бы в страну молчания. Куда? В ад? Или в рай? Может ли быть молчание в раю? Однозначно нет! Может ли быть молчание в аду? Тоже нет. Ведь там плач и скрежет зубов. Тогда куда же? А душа его попадёт в небытие, в бессознательное состояние, в сон без каких-либо сновидений до первого (к жизни вечной) или второго (к смерти вечной) воскресения.
Дмитрий Владимирович, Вы пишите, что выбираете Библейскую Истину, а не конфессиональные натяжки и заблуждения. Вот Вы наконец-то и ответили на вопрос Kohena от 28 июля 2009 г., который тогда Вы полностью проигнорировали. Вопрос был такой:
«Скажите, Вы православный христианин? Сейчас читаю Вашу книгу "Введение в Ветхий Завет" и думаю, что Вы - сами по себе».
Kohen был прав, предполагая, что Вы – сами по себе, т.к. считаете что в различных конфессиях – натяжки и заблуждения. Ну вот Вы взяли и обидели все конфессии… Но Бог не ведёт какого-то одного человека. Он ведёт народ, соблюдающий Его заповеди. Не даром именно на эту категорию людей и рассвирепел дьявол (Отк. 12:17).
Благодарю Вас, Дмитрий Владимирович, за пожелание! Я также желаю и Вам стремиться к лучшему уразумению Истины Божьей! Буду благодарен Вам за ответы. С Богом!
P.S. Вижу, что уже другие люди Вам задают вопросы о всеобщем спасении (вопрос Андрея от 21 сентября 2009 г. «Озеро огненное»). Видимо Ваши объяснения этой темы кажутся им странными, не соответствующими Библейской Истине.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!
Отвечаю — о посмертном явлении Самуила Саулу. Самуил до конца своей земной жизни скорбел об отпадении Саула (I Цар. 15, 35). Разумеется, дух Самуила и после выхода из тела продолжал молиться о спасении Саула — как и все духи праведников молятся за близких, оставшихся на земле (например, Рахиль — Иер. 31, 15, 16).
Обращаю Ваше внимание на особую силу молитвы Самуила пред Господом. В Пс. 98, 6 (буквальный перевод с древнееврейского оригинала) сказано:
Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывают
(<кор'и́м > — настоящее время!)
к Господу, и Он ответит им. (Пс. 98, 6)
(Синодальный перевод неточен: «взывали» и «внимал» — в прошедшем времени). Ясно, что как Моисей с Аароном, так и Самуил ко времени написания Пс. 98 уже не жили на земле, и взывали они к Богу из обители «духов праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 23). Заметим, что не всякая молитва их принималась:
…Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему... (Иер. 15, 1)
— Иеремия свидетельствует ещё через пять веков после Давида, что Моисей и Самуил предстают пред лице Божие с ходатайством за народ…
Так вот, дух Самуила, продолжая умолять Бога о спасении Саула, получил разрешение явиться Саулу перед его гибелью. Для чего? — А чтобы возвестить ему искупление грехов посредством предсмертных наказаний:
И предаст Господь Израиля, вместе с тобою, в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною… (I Цар. 28, 19)
Откуда Самуил это знал? — Да ведь он и в земной жизни был пророк! Остался таковым и в мире духов —
Ибо дары и призвание Божие непреложны. (Римл. 11, 29),
т. е — неотменимы; а пророчество — это и дар, и призвание!
Итак, Самуил и в мире духов — пророк, видящий будущее! Теперь рассмотрим исполнение этого пророчества. Первая его часть — о том, что воинство Саула, вместе с ним и его сыновьями, будет предано «в руки Филистимлян». Ужасающе осуществилось это! Войско Саула было поражено (I Цар. 31, 1), его сыновья были убиты у него на глазах (там же, ст. 2), сам же Саул дважды пытался покончить с собой, чтобы не надругались над ним филистимляне: один раз пал на свой меч (там же, ст. 4), другой раз — на своё копьё (II Цар. 1, 6), но оба раза остался жив и, истекая кровью, обратился к проходящему кровному врагу - амалекитянину, моля убить его (там же, ст. 7 - 10). Таково было духовное наказание Саула — он узрел окончательное, как он думал, крушение всего дела своей жизни. О физических же его мучениях перед смертью излишне и говорить…
Теперь спросим: кто предсказал это с такой точностью? Сам пророк Самуил — или, как Вы предположили, дьявол? Но о последнем сказано, что он «лжец и отец лжи» (Иоанн. 8, 44); пророчество же, возвещённое Саулу, было абсолютно истинным! Как же «отец лжи» возвестил истину?! Теперь: Писание ясно сообщает — «И сказал Самуил Саулу...» (I Цар. 28, 15); и второй раз: «И сказал Самуил…» (там же, ст. 16). А вы подставляете на место Самуила — сами знаете, кого… Но если так, — на место любого, кто назван в Писании своим именем, можно подставить кого-то другого… Бог будет обличать извращающих Его слово:
Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. (Прит. 30, 6)
Теперь — о второй части пророчества Самуила:
…Завтра ты и сыны твои будете со мною... (I Цар. 28, 19)
Непреложно и исполнение этих слов: Самуил находится в вышнем мире и туда же, согласно его обещанию («будете со мною»), войдут после смерти Саул и его сыны. Для искупления же тягчайших грехов — перед смертью — царь претерпит ужасные муки. Такую участь вымолил Самуил для Саула — искупление его души через страдания.
А может ли искупить человек своей смертью тяжкие грехи, если он покаялся? — Посмотрим! Сказал Иисус Навин согрешившему Ахану:
…За то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его… камнями... (Иис. Н. 7, 25)
За грех Ахана Бог навёл на него беду в день сей — но не далее: его казнь стала искуплением греха, и затем он, очистившись, взошел в мир светлых духов. А покаялся ли Ахан? — В ответ на призыв Иисуса Навина:
…Сделай пред Ним исповедание... (Иис. Н. 7, 19)
(т. е. пред Богом исповедуй свой грех), — Ахан сказал:
…Точно, я согрешил пред Господом Богом… и сделал то и то… (Иис. Н. 7, 19–21)
Да и смысл смертной казни, по Торе, состоит именно в очищении души, чтобы она, наказанная в сем веке, не страдала в будущем (Матф. 12, 32).
А покаялся ли Саул, чтобы, как и Ахан, очиститься через предсмертные муки? — Очевидно, покаялся в последний миг! См. слова Давида о Сауле, где он и после смерти последнего именует его «помазанником Господним» (II Цар. 1, 14-16). Ещё подтверждение: Саул получил удел со своим праведным сыном:
Саул и Ионафан… не разлучились и в смерти своей... (II Цар. 1, 23)
— т. е. они вместе вошли в райские селения…
Теперь — о Вашем вопросе относительно одежд духа Самуила. Обратите внимание, что ангелы (которые, конечно, не имеют физических тел!) тоже описаны как облаченные в одежды — см., например, Иез. 9, 2; Дан. 10, 5; Матф. 28, 2, 3; Марк. 16, 5; Лук. 24, 4; Деян. 1, 10; Откр. 1, 13. Ответьте сами теперь на свой вопрос — по отношению к ангелам: их тело «имеет определённую плотность, чтобы на нём держались одежды»?! Неужели Вы не знаете, что есть «ризы спасения» и «одежда правды» (Ис. 61, 10) — и что без этих «белых одежд» явившиеся на «брачную вечерю Агнца», мягко говоря, допущены не будут (Матф. 22, 11-13)?
О, как бы кое-кому «и одетым не оказаться нагими» (II Кор. 5, 2-3)!..
Далее. Саул сам слышал голос Самуила — а не в пересказе волшебницы:
И сказал Самуил Саулу… (I Цар. 28, 15–16)
Остался вопрос: почему Самуил «выходил из земли» (там же, ст. 13 и 14)? Ответ — в древнееврейском оригинале. Привожу буквальный перевод стиха 13: «И сказал ей царь: не бойся; ибо что ты видишь? И сказала та женщина Саулу: («эло̃гим» я видела, поднятых над землёю». Стих 14: «И он сказал ей: каков облик его? И она сказала: муж старый поднялся, и он окутан ризой…» Как видим, речь идёт в ст. 13 о многих духах («эло̃гим» — название духовных существ вообще, см. Пс. 96, 7 — «поклонитесь Ему все («эло̃гим», в Синодальном переводе — «боги»). Эти духи «подняты над землёй», т. е. как бы парят в пространстве над ней, а не «выходят из земли», как в Синодальном переводе. В стихе же 14 о «земле» вообще не говорится, и «муж старый» просто «поднялся», т. е. парит в воздухе.
Причина же того, что Самуил смог явиться Саулу как бы «по призыву» волшебницы, указана выше: Бог не отвечал нечестивому царю
…Ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. (I Цар. 28, 6)
— какой же способ явиться Саулу мог ещё избрать Самуил?..
Итак, слова о якобы «сатанинском обмане» не соответствуют истине. Вы написали: «Ваши суждения… основаны на сатанинском обмане». Напомню Вам:
…Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? (Матф. 10, 25)
— сказал Иисус о себе и своих учениках. Вот это самое обвинение Вы и повторяете….
Теперь об Откр. 6, 9–11. Вы заблуждаетесь, думая, что на небесах нет жертвенника. Он есть, ибо истинная скиния (по образу которой была воздвигнута земная при Моисее) — находится на небесах (Евр. 8, 2, 5; 9, 23, 24; 10, 19, 20). Особенно ясно и часто говорится об этом небесном жертвеннике в Откровении — «жертвенник, который пред престолом» [Божиим] — Откр. 8, 3; «наполнил её [кадильницу] огнём с жертвенника — 8, 5; «я услышал один голос от… золотого жертвенника, стоящего пред Богом» — 9, 13; «и иной Ангел… вышел от жертвенника» — 14, 18; «и услышал я другого от жертвенника» — 16, 7.
Заметим, что и души под жертвенником описаны в той же книге Откр. 6, 9. Так почему же мы должны думать, что имеется в виду другой, не небесный, жертвенник?! Души в Откровении не мучаются, а взывают о мести (ст. 10). Но ведь не сказано, что они пострадали за принадлежность к Новому Завету: они убиты «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (ст. 9) — это души израильтян, хранивших Тору (слово Божие) и свидетельство завета Аврамова, и убиты эти люди не индивидуально, а массово на «четвёртой части земли», убиты «мечом и голодом и мором и зверями земными» (6, 8), — что соответствует эпохе Холокоста…
Писание подробно описывает состояние и слова этих душ:
…Возопили… громким голосом… чтобы они успокоились... (Откр. 6, 10–11)
Что касается «двух смертей» и «воскресений» — повторяться не буду — ведь я уже опроверг ссылками на Писание то учение о «двух воскресениях», которое Вы излагали.
Что же до «смерти Адама» духовной, — и теперь немало людей умом верит в существование Бога, но духовно они мертвы. Никодим верил и в Бога, и в то, что Иисус послан Богом; тем не менее, ему надлежало «родиться свыше» — иначе он не мог, при всей своей «вере», ни войти в Царство Божие, ни даже увидеть его (Иоанн. 3, 2–8). То же относится и к Адаму, прятавшемуся от Бога (Быт. 3, 8–10).
Друг мой! Истину Бог открывает Духом Своим (I Кор. 2, 10). А различные человеческие построения этой истиной быть не могут:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием... (I Кор. 2, 14)
Вот и Вы пишете, будто я «переворачиваю всё с ног на голову», т. е. обвиняете меня в безумии, тем самым свидетельствуя о своём душевном, а не духовном, восприятии Писания — «от человеческой мудрости изученными словами» (там же, ст. 13)…
Относительно Лук. 12, 5 — снова подчёркиваю: сказано —
…По убиении, может ввергнуть в геенну... (Лук. 12, 5);
У Вас же получается — «по воскресении нечестивых»! Разница есть?!..
К тому же, этот стих следует сопоставить с параллельным Матф. 10, 28:
…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Матф. 10, 28);
У Вас же выходит, что как тело, так и душа — убиты вместе до грядущего воскресения! Почему? — Да потому, что — одинаково лишены возможности до этого времени действовать — как тело, так и душа. А раз тело убито на время, то и душа убита на то же время — (до воскресения). А сказано — «души же не могущих убить»! Это — слова самого Иисуса, яснее ясного выразившего эту истину!
Вы приводите Пс. 93, 17:
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. (Пс. 93, 17)
Место «молчания» — это ад. Сравните Пс. 113, 35: «Не мертвые восхвалят Господа, ни все сходящие в молчание [«дума́» — одно из древнееврейских названий преисподней] — буквальный перевод. Итак, под «молчанием» имеется в виду не безгласность при адских муках, но — невозможность восхвалять Господа в аду. По смыслу стих Пс. 93, 17 соединён со следующим — 93, 18:
Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня. (Пс. 93, 18)
«Колеблется нога» — т. е. человек уже сомневается, готов отступить от истины, и лишь милость Божья удерживает его — ср.:
…Избавил… ноги мои от преткновения... (Пс. 114, 8)
Псалмопевец говорит, что, если бы Сам Бог не был ему помощником, то он мог бы отступить бы от Закона Божьего — и за это сошёл бы в ад («страну молчания»). Ни о каком «бессознательном состоянии» нет здесь и речи…
Об Откр. 12, 17. Сказано об «имеющих свидетельство Иисуса Христа». Далее объясняется:
…Свидетельство Иисусово есть дух пророчества. (Откр. 19, 10)
Это не то, чтобы некую книгу или её автора стали называть «духом пророчества». Нет! Имеется в виду — пребывание Духа Святого во всех членах Церкви, как Тела Христова, и дарование Им Церкви многих даров, в числе которых — и пророчество: вчитайтесь в I Кор. 12, 4–13 (в стихе 10 — упомянут дар пророчества)!
Наконец, на обвинение: «Ну вот Вы… обидели все конфессии…» — отвечаю: я уважаю все конфессии и желаю каждой из них достигать совершенства, всё более приближаясь к Божественной Истине Писания. А вот Вы, написав чёрным по белому: «Учение… о бессмертии души — это сатанинское лжеучение», — глубоко оскорбили 99,9 процентов всех верующих! Ибо веры в бессмертие души придерживается именно столько христиан, а также иудеев, мусульман и других. И Вы, конечно же, «обиделись» далеко не «за все конфессии». Поэтому решайте сами — кому и на что обижаться… — Д. Щ.
Здравствуйте Дмитрий Владимирович.
Прочитал в интернете обсуждение обстоятельств рождения Иисуса. Не могли бы вы прокомментировать.
(автор темы - Руслан Хазарзар)
Перепись Квириния
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2 = Mоḵāh.5:1), — это изречение пророка Михея (Мики) толковалось в том смысле, что Мессия должен родиться в Вифлееме Иудейском — в том селении, в котором родился царь Давид (Ин.7:42). Однако было известно, что родители Иисуса были из Назарета и что в Назарете рос и воспитывался сам Иисус. Поэтому первый евангелист решил, что родители до рождения Иисуса жили в Вифлееме и лишь после рождения Основателя перебрались в Назарет. Третий евангелист, наоборот, говоря о родителях Иисуса, отмечает, что исконным и постоянным местом их жительства был Назарет и что лишь ввиду переписи (ценза) Иосиф и Мария оказались в Вифлееме, где и родился Иисус (Лк.1:26; 2:4-8,39).
Однако народная перепись была произведена Квиринием после низложения Архелая, т. е. спустя, по крайней мере, десять лет после рождения Иисуса1. И это была именно «первая перепись (ἀπογραφὴ πρώτη) в правление Квириния Сирией» (Лк.2:2), поскольку именно по низложении Архелая Иудея вошла в состав Сирии и перешла под непосредственное управление Рима (Josephus. Ant. Jud., XVII.13:5). Именно при этой первой переписи 6-7 гг. н. э. — «αἳ ἐγένοντο τριακοστῷ καὶ ἑβδόμῳ ἔτει μετὰ τὴν Ἀντωνίου ἐν Ἀκτίῳ ἧτταν ὑπὸ Καίσαρος» (Josephus. Ant. Jud., XVIII.2:1) — и произошло восстание Иуды Галилеянина (Josephus. Ant. Jud., XVIII.2:1; Bell. Jud., II.8:1; Деян.5:37).
Но может быть, перепись была произведена в Иудее 10-12 годами раньше?2 И в этом случае нам приходится развести руками. Ценз в Иудее не мог произойти одновременно при Квиринии, правителе Сирии (Лк.2:2), и при Ироде I, царе Иудеи (Мф.2:1), так как Квириний был назначен наместником в Сирии много лет спустя после смерти Ирода; к тому же, и это главное, Иудея, Самария и Идумея были присоединены к Сирии лишь после смещения Архелая в 6 году н. э., и поэтому перепись в Иудее не могла быть проведена никаким сирийским правителем — вне зависимости, имел ли Квириний какие-либо полномочия в Сирии при Квинтилии Варе или не имел3.
Если все же, вопреки всякому смыслу, представить, что в Иудее при Ироде I по приказу Августа была произведена какая-то перепись, то и здесь мы сталкиваемся с неразрешимыми трудностями, ибо римляне при цензах преследовали статистико-финансовые цели, а не руководствовались при этом родо-племенными соображениями. Даже если допустить, что Иосиф был потомком Давида, ему незачем было отправляться из Назарета в Вифлеем, где родился его великий пращур. Сверх того, по закону Сервия Туллия, римский гражданин вовсе не был обязан приводить на перепись своих жен и детей, а должен был лишь заявить о них; личного привода женщин не требовал римский закон также и от областей провинций4. Так что Марии, которая, кстати, согласно каноническим Евангелиям, вовсе и не являлась потомком Давида5, не имело никакого смысла отправляться на перепись в Вифлеем, тем более на последнем месяце беременности.
Если бы производилась не римская, а иудейская перепись, то Иосифу при условии, что он был потомком Давида, действительно пришлось бы отправляться в Вифлеем, ибо иудейская государственность — по крайней мере, в древности — покоилась на родовых и племенных началах. Но и при иудейских переписях, согласно Ветхому завету (Чис.1:2,20,22; 3:15,22,28,34,39-40; 2 Цар.24:9; 1 Пар.21:5), женщины постоянно игнорировались, т. е. опять же Марии незачем было отправляться в Вифлеем.
______________________
1 Тертуллиан, пытаясь избавиться здесь от противоречия, приписывает исполнение ценза не Квиринию и даже не Квинтилию Вару, а Сентию Сатурнину: «Census constat actos sub Augusto nunc in Iudaea per Sentium Saturninum» (Tertullianus. Adversus Marcionem. IV.19:10).
2 Одно время даже пытались доказать факт двух переписей Квириния на основе надписи inscr. lat. № 623 в сборнике Иоганна Каспара фон Орелли (Inscriptionum Latinarum selectarum amplissima collectio, ad illustrandam Romanae antiquitatis disciplinam accommodata. Vol. 1. Edidit Io. Casp. Orellius. Turici: Typis Orellii, Fuesslini & Sociorum, 1828. P. 159): «Q. AEMILIVS Q. F. || PAL. SECVNDVS || CASTRIS DIVI AVG. || P. SVLPITIO QVIRINO LEG. || CAESARIS SYRIAE» etc. К счастью, подложность надписи была вскоре установлена и конфуз исчерпан — см. комментарий к этой надписи Вильгельма Гензена в третьем томе (Lib. cit. Vol. 3. Edidit Gvilielmus Henzen. Turici, 1856. P. 58).
3 Т. н. titulus Tiburtinus (Corp. inscr. lat. № 3613) гласит: «... SENATV[...] || SVPPLICATIONES BINAS OB RES PROSP[...] || IPSI ORNAMENTA TRIVMPH[...] || PRO CONSVL ASIAM PROVINCIAM OP[...] || DIVI AVGVSTI ITERVM SYRIAM ET PH[...]», что не противоречит всем известным историческим данным: действительно, Квириний был и консулом, и имперским легатом в Сирии. Кроме того, Квириний был правителем Галатии и именно в этот период он, вероятно, и одержал победу над гомонаденсиянами, о чем говорит Тацит: «impiger militiae et acribus ministeriis consulatum sub divo Augusto, mox expugnatis per Ciliciam Homonadensium castellis insignia triumphi adeptus, datusque rector G. Caesari Armeniam optinenti» (Tacitus. Annales, III.48).
4 Brunt P. A. Italian manpower 225 B. C. – A. D. 14. Oxford, 1971. P. 113 sqq.
5 Сам же Лука утверждает (Лк.1:5,36), что Мария имела непосредственное отношение к священническому роду Аарона (колено Левия), а никак не к царскому роду Давида (колено Иуды).
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Леонид!
В тексте Лук. 2, 2 не говорится, что Квириний правил Иудеей, но ясно сказано: «В правление Квириния Сирией». Что касается переписи (Лук. 2, 1), то она, по всей видимости, была местной, организованной иудейскими властями как предварительная — для будущего отчёта об общей численности населения. Вот почему перепись проводилась по генеалогическому принципу, характерному для иудейской ментальности (Лук. 2, 3-4). Причина же, по которой Мария (принадлежавшая к колену Левия, а не к потомству царя Давида) отправилась вместе с Иосифом, — ясно указана в тексте: Мария «была беременна» (стих 5). Очевидно, Иосиф не хотел оставлять её перед родами вне своего попечения, крайне беспокоясь о ней и о будущем ребёнке (ср. Матф. 1, 20-21). — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович,
является ли грехом изучение астрологии?
С уважением, Лена.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лена!
О связи светил с человеком царь Давид сказал:
Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8, 4–5)
Как именно «взирал» псалмопевец на звёзды, как сопоставлял их движение с жизнью человека?.. Несомненно, Сам Творец соотнёс движение светил со свойствами человеческих душ. Изучение этих вопросов с благоговением и с верой во всемогущество Бога, Который чудесным образом может изменить нашу жизнь «вопреки» негативным астрологическим предначертаниям, — такое изучение является отнюдь не грехом, но познанием премудрости и славы Божией в Его творениях. Грехом же является «служение» светилам (Втор. 4, 19), т. е. — признание их якобы определяющей силы, «непобедимого» влияния. Это в корне противоречит вере во всемогущество Господа. Именно так поступали древние зведочёты:
…Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе.
Вот они, как солома... (Ис. 47, 13–14) ,
— речь идёт о тех астрологах, которые утверждали, будто воздействие светил незыблемо, и Бог якобы «не может» изменить их предначертания… Грехом же является также и поклонение планетарным духам и т. п., выдаваемым за самостоятельные независимые от Господа божества — ср.:
…И пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному… (Втор. 17, 2–3)
Итак, признание самостоятельной силы светил — есть грех многобожия. Отрицание же их влияния на нашу жизнь, направляемого волей Божией — похоже на отрицание психологии как таковой. — Д. Щ.
Огромное спасибо Вам за книги и лекции! Вопрос у меня, наверное, не очень обычный. Моя бабушка (крещеная в православии) выразила свою волю быть кремированной, так как хочет быть похороненной в могиле родителей (в другом городе и даже в другой стране). Мне дорога ее воля и я хочу ее исполнить, но, читая духовные книги, прочла, что это не одобряется. Получается, что исполняя ее волю, я беру грех на душу? Или, наоборот, выполняя ее волю, я поступаю правильно? Что первично с точки зрения Закона Божьего в данном случае?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!
Вопрос Ваш — не простой. Однако же сказано:
…Даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. (Гал. 3, 15)
Это — слово апостола. Любой человек вправе распоряжаться своими останками; Ваша же бабушка — человек верующий, и, очевидно, взвесила все «за» и «против», так что, исполняя её волю, Вы от себя ничего не прибавляете и не изменяете. В Писании описаны случаи кремации даже царей иудейских (II Парал. 16, 14 и 21, 19), и такие похороны не рассматриваются там как осуждаемые. — Д. Щ.
Шлм, ув. Дмитрий. Я внимательно прочитал ваши утверждения о всеобщем спасении. Но мне не понятно, каким образом вы объясняете озеро огненное, ведь написано в книге Откровения, что туда будет брошен диавол, Антихрист, лжепророк (конкретные личности), смерть и ад. А также все, чьи имена не были записаны в книге жизни у Агнца. Также сказано, что это смерть Вторая, и сказано, что дым мучения их будет восходить во веки веков пред Агнцем и ангелами. Жду с нетерпением Вашего детального объяснения этого вопроса.
Андрей.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!
«Озеро огненное» — это место не уничтожения, но очень длительных страданий:
…Будут мучиться день и ночь во веки веков. (Откр. 20, 10)
Греческое «айон» — «век» в смысле некоего «замкнутого в себе мироустройства», обладающего собственными пространственно-временны́ми характеристиками. В Новом Завете «айон» — калька с древнееврейского «олам», употребляющегося в том же смысле. «Айон» — очень долог, но преходящ: «Жатва есть кончина века (айона)» — Матф. 13, 39 (ср. Матф. 24, 3; 28, 20). Его сменяет следующий за ним «айон», где обитают «сподобившиеся достигнуть того века» (Лук. 20, 35). Живущие в определённом «айоне» именуются «сынами века сего» (Лук. 16, 8).
«Айонов» — много, является ли их число конечным — вопрос дискутируемый («прежде всех веков, ныне и во все веки» — Иуд. 1, 25). Все эти «айоны» сотворены Словом Божьим (Евр. 1, 2 и 11, 3), и Бог царствует над ними всеми:
Царство Твое — царство всех веков [«оламим»]… (Пс. 144, 13)
Бог назван «Царём веков» (I Тим. 1, 17).
В связи со сказанным, выражение «во веки веков» («тус айонас тон айонон») означает «совокупность айонов» (ср. «тысяча лет как один день» — Пс. 39, 5 и II Петр. 3, 8 и представьте себе «тысячелетие», состоящее само из таких «тысячелетних дней» — нечто подобное индуистским «кальпам»). В этих «айонах айонов» на очень долгие сроки будут заключены души, которые не удостоились записи в Книге жизни (Мал. 3, 16; Откр. 20, 12 и 15). Таковые души отправляются заново на «переплавку» (Ис. 1, 25; Мал. 3, 2–3; Пс. 65, 10) — в миры, вновь образуемые («сгущающиеся» из пламенного состояния — ср. образование новых звёздных систем). В этих будущих айонах, представших пророческому взору Иоанна в своём первоначальном виде как море огня («озеро огненное»), упомянутые души станут вновь воплощаться. Из очищенного же мира нашего («не войдёт… ничто нечистое» — Откр. 21, 27) будут удалены и дьявол, и смерть, и ад — и отправлены, для дальнейшего существования, в место «переплавки» осквернённых душ… — Д. Щ.
Здравствуйте дорогой Дмитрий Владимирович. Поздравляю вас и всех сотрудников сайта с праздником Рош-а-Шана. Желаю сладкого нового года, здоровья и самое главное всех благословений Всевышнего , дабы вы и далее несли Свет людям в познании Его Слова . Да укрепит вас Господь Бог ! (Владимир. Крым))
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
От души благодарю Вас за добрые пожелания и желаю Вам милости свыше во всех сферах бытия — для духа, души и тела (I Фес. 5, 23)! — Д. Щ.
…Родился от семени Давидова по плоти… (Римл. 1, 3) ,
а также:
Помни… Иисуса Христа от семени Давидова… (II Тим. 2, 8)
О рождении Иисуса от Духа Святого сказано:
…И увидел… Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный... (Матф. 3, 16–17 и параллельные места)
В некоторых древних списках приведены другие слова:
«…Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…» (Пс. 2, 7)
Сам Иисус учит:
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан. 3, 6)
Впрочем, прекрасно известно, сколь долго и многопланово разбирались эти вопросы на церковных Соборах (в ином, «догматическом», преломлении). — Д. Щ.
Благодарю Вас за ответ. Да, теперь Ваш ответ по поводу спасения дьявола и его ангелов вполне конкретен и понятен.
По поводу Вашего вопроса относительно Мат. 10:28, даю ответ чуть ниже. Кстати, я никогда не говорил о смерти души вместе с телом. Возможно, я неправильно выразился или Вы неправильно поняли, но об этом чуть ниже.
Итак, подытожим то, о чём говорит (чему учит) учение о всеобщем спасении (которое я ни в коем случае НЕ поддерживаю):
1. Каждый человек, каким бы он грешником ни был, в конечном счете, спасётся. Кто-то попадает сразу в рай, а кому-то придётся пройти адскую чистку.
2. Также спасён будет и сам дьявол, и все его падшие ангелы.
3. После того как Бог создаст новую землю и новое небо (после Своего очередного пришествия), то останутся ещё грешники, за которых необходимо будет приносить жертвы, чтобы окончательно искоренить грех.
Также, по всей видимости, должны спастись и все животные, т.е. все, кто имеет дыхание – ведь все они творение Божие. Я правильно Вас понимаю?
ВОПРОС 1.
Куда, в соответствии с учением о всеобщем спасении, в случае с животными, уходит их дух? В рай? В преисподнюю?
Прочитал Ваш ответ Владимиру о смерти Адама и трёх уровнях души. Честно говоря, мне это напомнило компьютерные игры, где герой имеет несколько жизней.
Что касается Адама, то Вы пишите, что он умер двумя смертями: ***Первая смерть Адама – отпадение от Бога (духовная); вторая – смерть физическая.***
ВОПРОС 2.
Говоря об этих двух смертях, Вы имеете в виду те же две смерти, описанные в Откровении?
Если да, то в Вашем толковании получается ерунда полная, т.к. над имеющими участие в первом воскресении вторая смерть (т.е. по Вашему это физическая смерть) не имеет власти – Отк. 20:6
Если Вы имеете в виду не эти смерти (из Откровения), тогда:
ВОПРОС 3.
Объясните, пожалуйста, о каком первом воскресении и второй смерти говорится в Отк. 20:4-6 и Отк. 21:8? И что тогда подразумевается под первой смертью?
Теперь по поводу трёх уровнях души.
Я не силён в древнееврейском и древнегреческом языках, но могу сослаться на Институт перевода Библии, созданный в 1993 г.
Цитирую: «Душа (греч. psyche, евр. nephesh) на русский язык переводится в Библии словами: 1) дыхание (жизни); дух; душа; сознание; 2) жизнь; 3) внутренний человек, сущность (человека), истинная человеческая личность, сам (человек); сердце, ум, сознание; 4) существо, личность, человек».
Ко всему этому я бы добавил ещё и характер, хотя это и так видно из приведённых перечислений. В Библии огромное количество текстов со словом душа и понимание этого слова в разных случаях как раз и соответствует вышеперечисленным вариантам. Или Вы считаете, что сотрудники Института ошибаются?
Из другого источника: «В Новом Завете слову «дух» соответствует слово «пнеума». От него происходят, например, такие слова, как пневмония – респираторное заболевание, пневматика или пневматическая шина, которая надувается воздухом».
В нашей с Вами переписке я никогда не говорил о смерти души вместе с телом. В Быт. 2:7 нам дана своеобразная формула:
ЗЕМНОЙ ПРАХ + БОЖЕСТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ = ДУША ЖИВАЯ
Уберите что-нибудь из левой части уравнения и живой душе не будет. Она не умрёт – она просто перестанет существовать. Давайте разберём пример с такой полезной вещью как табуретка. Что такое табуретка? Это доски скрепленные гвоздями. Т.е.:
ГВОЗДИ + ДОСКИ = ТАБУРЕТКА
Уберите гвозди или доски и отдайте их плотнику, который сделал эту табуретку. И что с ней тогда станет? Она не сгорит, не сгниёт, не умрёт, её не съедят термиты – она просто перестанет существовать.
В еврейском языке часто используется литературный приём «пареллелизм» (можно прочитать описание в энциклопедиях), в котором первая фраза что-то констатирует, а вторая фраза раскрывает это. Например, Иов говорит нам, что значит дух Божий: «Доколе ещё дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов 27:3). Здесь дух приравнивается к дыханию.
Бог вдохнул в человека дыхание жизни – животворный дух, который возвращается к Богу после физической смерти человека. А тело, состоящее из различных земных минералов и химических элементов, возвращается в землю и превращается в прах.
«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его». Еккл. 12:7
И не сказано, что Бог будет разделять кого в рай, а кого в ад. Здесь под словом дух можно понимать слово «характер» (внутренний человек, сущность человека), который человек воспитал в себе в земной жизни и который Бог возвратит человеку при его воскресении.
Давайте сравним с приводимом Вами текстом из Прит. 20:27
«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца». Здесь также имеется в виду личность, характер человека, испытывающий все глубины сердца, т.е. работающий над собой человек, пытающийся жить праведно, старающийся не поддаваться на какие-либо искушения, которые могут исходить от сердца – сравните с Прит. 4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни». И только такой человек является «Светильником Господним» - сравните с Матф. 5:14 «Вы – свет мира…»
Иов. 32:8 «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение».
Да, человек становится мыслящим, развивает мышление и накапливает знание, мудрость (а некоторые, к сожалению, и глупость). Из несмышленого младенца возрастает в разумного человека с уникальным характером.
По Вашему получается, что разумный дух, который даётся человеку Богом, в последствии может противиться Ему же? Т.е. Бог даёт человеку нечто разумное, что является в человеке источником разума, в последствие может Самому же Богу противиться? Странно как-то…
Теперь Ваш вопрос и текст (который, кстати, говорит НЕ в пользу учения о всеобщем спасении):
Матф. 10:28 «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Ну и заодно уж Лук. 12:5 «Но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто по убиении может ввергнуть в геенну…»
О геенне.
Геенна – ещё одно название долины Гинном, располагавшейся за стенами Иерусалима. Сюда, где никогда не затухал огонь, выкидывали всевозможный мусор, трупы животных. То, что избегало действия огня, постепенно уничтожалось червями, поедавшими трупы животных и т.п. Геенна символизирует место полного уничтожения.
Давайте здесь же приведём и текст от Марка 9:43,44 «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». В этом тексте Иисус учит о том, что никто не может погасить пламя ада. Исаия сказал: «Не избавили души своей от пламени» (Ис. 47:14). Однако в этом же стихе он замечает: «Не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним». Таким образом, неугасимый огонь иссякнет после того, как пожрёт нечестивых как солому.
Пламя и черви геенны символически представляют полное уничтожение и стирание с лица земли греха и грешников. Имея такой наглядный пример, как огонь геенны, Иисусу не нужно было подыскивать для фарисеев более яркое выражение, чтобы описать окончательное и полное уничтожение нечестивых.
Уважаемый, Дмитрий Владимирович, те, кто приводит эти тексты в качестве доказательства теории о бессмертии души, встают перед неразрешимой проблемой. Почему? Да потому, что огонь и черви поедают не бестелесные души, а плотские тела. Согласно учению Иисуса, низвергаемые в озеро огненное, пойдут туда в телесной оболочке. И текст Марк. 9:43,44 подтверждает эту истину. В стихах предшествующих и последующих говорится о руках, ногах и телах тех, кто будет гореть в геенне огненной. А в Матф. 5:30 Христос сказал, что «всё тело» будет ввержено в геенну.
Убивающий тело, не может убить душу, т.е. отнять возможность вечной жизни, которую Бог дарует Своему верному народу. Только Бог может погубить и душу и ТЕЛО в геенне. Дьявол с его помощниками (если это допустит Бог) может убить только тело. И если человек достоин вечной жизни, то он не может её отнять у него. Обратите внимание на текст от Матф. 10:39. Об этом же говорится и в Лук. 12:5 – после физической смерти, при воскресении все нечестивцы в ТЕЛЕ будут ввергнуты в геенну.
Говорится ли в этих текстах о бессмертии души? Нет! Напротив, Бог предупреждает, что всех недостойных Он лишит вечности. Вспомните, какой наказ давал Давид Соломону:
1 Пар. 28:9 «…Если будешь искать Его, то найдёшь Его, а если оставишь Его, Он ОСТАВИТ ТЕБЯ НАВСЕГДА». А также 2 Тим. 2:12 «Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он ОТРЕЧЁТСЯ от нас».
Согласен с Вами в том, что зверь с 7-ю головами и 10-ю рогами не являются существами физически реальными. Но они являются пророческим отображением вполне реальных происходящих (и происшедших) событий. Если хотите, подробнее могу описать в следующем письме. В Отк. 13 описываются лжетроица, которая всеми силами старается заменить собой Истинную Божью Троицу. И придёт время, когда эта реальная лжетроица будет уничтожена в реальном огне (Отк. 19:20).
ВОПРОС 4.
Отк. 2:11 «… побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». О каком вреде от второй смерти, по-Вашему, здесь говорится?
А вред от второй смерти – это полное и окончательное отсутствие жизни.
ВОПРОС 5.
Отк. 12:12 «… Горе живущем на земле и на море, потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени!». Немного времени остаётся ему до какого события? До очищения, до мучений совести? Как по-Вашему?
А времени немного ему остаётся до полного уничтожения в огне. И, зная это, он в сильной ярости старается увести от Бога как можно больше людей, чтобы и они были погублены. И делает это он, в том числе и с помощью лжеучения о бессмертии души, которое Вы проповедуете.
Вы пишите: «смерть – не окончательное исчезновение, но перемена условий бытия». Скажите об этом людям, которые хотят покончить жизнь самоубийством – и пусть они порадуются, а заодно и дьявол вместе с ними. И пусть смелее сделают они этот шаг к смерти!
Моя супруга имеет высшее педагогическое образование. Она рассказывала мне, что на одном из предметов им рассказывали об одном учёном, который мог последовательностью логических умозаключений доказать, что белое – это чёрное, и наоборот. Или, например, что дважды два не равно 4, а равно 5. Простите, но Ваши суждения мне напоминают именно этот случай.
Бог говорит: «Смертию умрёшь», Вы говорите: «Нет, не умрете».
Смерть – это полное отсутствие жизни, а Вы говорите, что это перемена условий бытия.
Бог говорит, что жертвы животных НИКОГДА не могут истребить грех, а Вы говорите, что могут, что они будут возобновлены на новой земле.
Бог сказал, что жертвы Иисуса достаточно, чтобы победить грех, а Вы говорите - нет, не достаточно, потом нужно будет ещё приносить в жертву животных.
Давид сказал Соломону: «…если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда», а Вы говорите: «нет, не навсегда».
Бог говорит: «все нечестивцы сгорят как солома», а Вы говорите, что не сгорят, их просто будет мучить совесть.
Еф. 5:5-6 «… никакой блудник … не имеет наследия в Царстве Христа и Бога», а Вы говорите, что ВСЕ имеют наследие.
И т.д. и т.п.
Другими словами, Вы выдаёте тьму за свет, доказывая, что чёрное – это белое.
Теперь о жертвах на новой земле под новым небом. Простите, но это вообще какая-то ересь.
Владимир в своём письме (от 18 июля 2009) привёл тексты из Евр. 10, которые, кстати говоря, Вы почему-то не прокомментировали. В Евр. 10:11 ясно сказано, что жертвы животных НИКОГДА не могут истребить грехов. А Вы говорите, что эти жертвоприношения будут возобновлены.
Вы спрашивайте меня: «какое право я имею называть слова Иисуса ложными?». Нигде я не сказал об этом, т.к. Бог не может врать. По поводу нищего, отнесённого на лоно Авраамово – так это притча. И я подробно написал о ней в своём предыдущем письме и повторяться здесь не вижу смысла. Кстати, Вы сами уже описываете эту историю частично притчей, говоря, что перст, огонь, язык – вовсе не буквальные. Т.е. по-Вашему получается, что это частично притча, и частично правда?
ВОПРОС 6.
А вот Вы, Дмитрий Владимирович, какое имеете право принижать жертву Иисуса, принесённую за каждого из нас, и представлять лживыми Его слова о единократной и достаточной жертве за грех? Причём тут возобновление приношений животных в жертву? Ведь они не могут истребить греха! Только жертва Иисуса уже сделала это! Так кто же из нас с Вами представляет Иисуса лживым?
Первый Храм, второй, третий … Иез. 39 – о чём здесь говорится? Сравните с Отк. 20:7-9. В обоих случаях говорится о времени уничтожения дьявола и нечестивцев.
Иез. 39:29 «И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог». Здесь Вы понимаете буквальный Израиль. А на самом деле под Израилем здесь понимается весь Божий народ – народ, верный Своему Богу, независимо от национальности. Сравните с Рим. 2:28,29. В Иез. 39:29 под Израилем понимается весь Божий народ, «кто внутренне таков» - «семя Авраамово» (Галл. 3:29), а также Евр. 2:16. Сравните Иез. 39:29 «… Я изолью дух Мой на дом Израилев» с Галл. 3:14.
Итак, ясно, что в Иез. 39, так же как и в Отк. 20, имеется в виду время уничтожения дьявола с нечестивыми и наследование праведниками новой земли под новым небом (Отк. 21:1). Да, согласен с Вами, что в учении Бога нет противоречий!
И снова скажу, что учение о всеобщем спасении представляет Бога жестоким! Пишу это не в полемическом пылу, как Вы предположили, а в совершенно спокойном состоянии. И подробно я писал об этом в своём письме от 20 июля 2009. Ещё раз задам Вам вопрос Вашими же словами! *** О какой любви Всеведущего (то есть изначально знавшего о грядущей участи миллиардов душ) и Всемогущего (то есть имевшего полную возможность спасти все эти души) в таком случае можно говорить?!***
Получается, что учение о всеобщем спасении представляет Бога таким, который насильно будет спасать людей, подвергать их мукам и т.п., но Который не предотвратил ещё в начале этот развивающийся великий ужас, когда в Люцифере зародился грех. Ведь Бог знал, сколько будет мучений, но всё-таки допустил эти беззакония. А потом всех насильно будет спасать от того, что Сам мог предотвратить ещё в самом начале. Нет, Дмитрий Владимирович, каждую личность Бог создал свободной. Поэтому Он не одёрнул сатану в своё время, не отвел от запретного дерева за руку Еву. Бог даровал нам свободу выбора. Он умер за нас, давая нам возможность каждому получить жизнь вечную, полную счастья и радости. Каждому человеку остается только принять это. Но некоторые выбирают жизнь без Бога и оставляют Его. И таких Бог с сожалением оставит навсегда.
Вы правы – не нужно выдавать свет за тьму. Аминь!
Давайте теперь разберём текст Иов 14:21-22 «В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нём болит и душа его в нём страдает».
На первый взгляд в стихе 22 как будто говорится о том, что тело мёртвого человека продолжает чувствовать боль и что его душу можно опечалить. Хотя очевидно, что со смертью прекращаются все телесные ощущения, ведь тело умерло и превратилось в прах. В древнееврейской поэзии разум, личность и чувства иногда приписывались чему-либо, что на самом деле не обладало этими свойствами (например Суд. 9:8-15). Иов очень выразительно описывает разрушительное действие смерти. По мере распада тела, все черты человека в ужасном состоянии разложения как бы искажаются гримасой боли. А в английской Библии стихи 21 и 22 вообще переставлены местами и переводятся следующим образом: «Плоть его на нём чернеет и источник жизни его высыхает в нём. В чести ли его сыновья – он не знает, в унижении ли – он не замечает» (или Вы считаете, что переводчики глубоко ошибаются?). В стихе 12 совершенно чётко описывается состояние человека после смерти: «Так человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего». Таким образом, эти тексты находятся в полном согласии со словами Христа, Который впоследствии описывал смерть как бессознательный сон (Ин. 11:11; кстати, все прекрасно знают, что сны снятся не всегда – это краткий комментарий к Вашему комментарию к этому тексту).
Более того, приводя эти тексты, и, трактуя их так, как Вы их понимаете, тем самым Вы противоречите сами себе. Вы говорите, что, находящиеся в аду, среди всего прочего, смотрят и видят и могут сочувствовать живущим на земле, приводя в подтверждение своих доводов Лук. 16:27-28. НО! О чём пишет Иов? О том, что умерший человек не знает и не замечает, унижены ли его дети или в чести они. Слова Иова свидетельствуют о том, что умерший человек не может ни радоваться, ни печалиться о живущих на земле, потому что он не знает о них. Так где же правда и истина? А правда в том, что история о богаче и Лазаре – это притча. И текст Иов 14:21 подтверждает это.
Далее.
Записанное в Ис. 57:16 относится ко всем людям – и к принявшим, и к непринявшим жертву Иисуса. Повторюь, что если бы Бог гневался «до конца», то всё человечество давно бы прекратило своё существование. Но Бог многомилостив. И из Своей любви к нам «… отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную». В Иисусе нам дарована вечность. Каждому человеку остаётся только принять этот дар, но, к сожалению, многие его не примут. А очищение возможно только кровью Христа, а не адскими мучениями или мучениями совести, и уж тем более не приношением животных в жертвы, как пишите Вы.
Рим. 14:9 «Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми».
Без жертвы Христа грех и смерть не могли бы быть побеждены. Но Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми. Тело умершего человека превращается в прах, но у Бога на сохранении находится дух каждого умершего физической смертью человека. И этот дух Бог вернёт человеку при его воскресении. Таким образом, Бог владычествует и над живыми, и над мёртвыми, чей дух находится у него и которых, когда придёт время, Он воскресит.
Далее.
Христос умер на кресте и был погребён. Затем Он воскрес и впоследствии на облаке был восхищен на небо. Также и все праведники при втором пришествии Христа в первое воскресение будут воскрешены, а потом и оставшиеся в живых, вместе с ними будут восхищены на облаках для встречи с Господом. А если не так, то:
ВОПРОС 7.
Как понимать тогда 1Фес. 4:16,17 «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»? О каком времени, по-Вашему, здесь говорится?
О каком времени говорится в 1Кор. 15:52 «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»?
А говорится здесь о том же самом времени, что и в Отк. 20:4-6 и Отк. 21:7.
Как видно из этих текстов в первом воскресении имеют участие только праведники (не имеется в виду безгрешные люди, все мы грешники) – верный Богу народ. Участь остальных записана в Отк. 20:7-9 и Отк. 21:8. Те нечестивцы, которые встретят второе пришествие Христа живыми, не смогут вынести Его явление и погибнут. И будут они «навозом на лице земли» Иер. 25:33; Иер. 16:4. И этими нечестивцами напитаются досыта (и даже до опьянения) «всякого рода птицы и все звери полевые» Иез. 39:17-20.
Если я правильно Вас понимаю, то под «воскресением к жизни» и «воскресением к осуждению» Вы понимаете соответственно: оживающий от проповеди Иисуса человек («воскресение жизни», НО! Как же тогда могли воскресать (так, как это описываете Вы) те, кто жил задолго до пришествия Христа и Его проповедей?) и человек, творивший зло, в котором пробуждаются муки совести (воскресение осуждения).
Именно так Вы понимаете воскресение жизни и осуждения, записанные в Ин. 5:28-29 «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Но тогда, опять же, напрашивается мой ВОПРОС 3. А также:
ВОПРОС 8.
Лк. 14:14 «… ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Какое время подразумевается здесь под воскресением праведных?
А имеется в виду здесь первое воскресение (Отк. 20:6).
На Ваше понимание и комментарий к Ин. 5:28-29 привожу текст из 2Тим. 2:16-18 «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они ещё более будут преуспевать в нечестии. И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филлит, которые отступили от истины, говоря, ЧТО ВОСКРЕСЕНИЕ УЖЕ БЫЛО, и разрушают в некоторых веру». К сожалению, Вы, Дмитрий Владимирович, говорите, что воскресение было и происходит, тем самым, разрушая во многих веру – всё равно ведь все спасутся, можно и не верить, не соблюдать заповеди…
Теперь отвечу на Ваше возражение о 1Пет. 3:18-19.
Мы знаем, что Бог триедин: Отец, Сын и Святой Дух. Они – одно, едины. Поэтому я и написал, что под духом имеется в виду Святой дух. Да, Святой Дух никогда не нуждался в том, чтобы ожить. И Вы правы, говоря, что в оживлении нуждается лишь тот, кто умер! Как раз Христос, умерший на кресте, и нуждался в оживлении. И посредством Святого Духа Он был оживлён. Так же и все умершие будут оживлены, когда получат от Бога свой дух, который, изначально данный им Богом при рождении, возвратился к Нему после их физической смерти.
Подробное описание 1Пет. 3:18-19 из прошлого своего письма дополню лишь тем, что смерть Христа пришлась на вечер пятницы, т.е. на время наступления субботы. И Сам Иисус и все остальные в субботу оставались в покое по заповеди – Лк. 23:54-56. Иисус не мог нарушить Свой Закон и в субботу проповедовать нечестивцам, находящимся якобы в преисподней, т.е. в аду. Вспомните сотворение. Бог в шесть дней создал наш мир, и после окончания всей работы Он почил, т.е. оставался в покое, дав нам заповедь о субботе. Христос, также окончив свою миссию на земле, покоился в субботу по заповеди.
Теперь о 1Кор. 15:44 – о душевном и духовном теле. Под душевным телом понимается человек, живущий на земле, а духовное тело – тело, облечённое в нетление (1Кор. 15:53). Вот перевод, данный Институтом перевода Библии, слов «душевное тело» (от греч. psychikos): душевное, т.е. не духовное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования. Вы же говорите, что тело душевное – это эфирное тело, т.е. живой нефеш. Одновременно с этим, Вы пишите, что нефеш является смертным. Т.е. эфирное тело смертно что ли? Опять же Вы противоречите сами себе. В различных местах Библии слово нефеш нужно понимать как человек (см. варианты переводов выше). Поэтому в Иов. 14:21-22 под плотью понимается не эфирное тело, а человек, хоть и умерший. Называя в этих текстах плоть эфирным телом – это очередная попытка доказать, что черное – это белое.
Об Иакове и Иосифе.
«Сойду … к сыну моему … в шеол». Конечно, там они никогда не встретятся. НО, повторю ещё раз – Иаков желал смерти от горя – от потери своего любимого сына.
Несколько месяцев назад в подъезде дома, где я живу, со второго этажа из окна выпал 4-х летний мальчик. Он упал на асфальт и казалось, что он разбился насмерть. Его бабушка выбежала к нему на улицу, упала рядом с ним и, рыдая, кричала, что сегодня ночью она умрёт вместе с ним (в это время я был рядом). Была ли она уверена в том, что, умертвив себя, она встретится со своим внуком на том свете? Нет. Она просто не могла пережить возможную смерть своего внука, за которым она не доглядела.
Из всего вышесказанного понятно, что учение о всеобщем спасении и бессмертии души полностью противоречит Писанию и являются ложными. Родоначальником этих учений является лжец и отец всей лжи (Ин. 8:44). Также хочется сказать Вам, чтобы Вы, Дмитрий Владимирович, исповедуя имя Господа, отступили от неправды – 2Тим. 2:19.
А вообще я благодарен Вам за общение, т.к. это заставляет активней и глубже разбираться в Библии, что ведёт к большему познанию, возрастанию и утверждении в истине.
Жду ответов. С Богом!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!
Начнём с Ис. 57, 16. Совершенно очевидно, что здесь описано не ситуативное, но вечное и постоянное намерение Господа. Ведь Бог Сам Свое обещание «не вечно вести тяжбу и не до конца гневаться» обосновывает тем, что «иначе изнеможет… дух и всякое дыхание». Создатель не желает доводить до изнеможения каждый, любой из сотворённых Им духов («дух и всякое дыхание, Мною сотворённое»). Отсюда следует, что ни на один дух не будет Бог «до конца гневаться» (т. е. не уничтожит его «навеки»), а также ни с одним духом не будет Он «вечно вести тяжбу» (т. е. вечно мучить его в аду). Так что — никакой «увёртки» в толковании этих слов Самого Бога, увязку их с какой-либо преходящей, случайной ситуацией мы не потерпим, пока не будут приведены ясныедоказательства обратного.
Ответ на вопрос 1.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21)
И для человеческого духа, и для духа животных возможен путь как восхождения («вверх»), так и нисхождения («вниз»). Но если о критериях суда над людьми мы знаем:
…Чтобы каждому получить согласно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. (II Кор. 5, 10) ,
— то о критериях суда над животными можем лишь догадываться…
Ответ на вопрос 2. Адам «дважды умер» — согласно словам Бога:
…В день, в который ты вкусишь от него [древа познания добра и зла], смертью умрешь. (Быт. 2, 17)
Буквально в день нарушения заповеди Адам умер духовно, т. е. потерял общение с Богом в Духе Святом. Восстановление этого общения с Богом Писание именует воскресением из [духовно] мёртвых:
…Представьте себя Богу, как оживших из мертвых... (Римл. 6, 13)
«Другой смертью», физической, Адам умер через 930 лет — в течение 1000-летнего «дня Божия»:
…Пред очами Твоими тысяча лет, как день... (Пс. 89, 5)
Так двояко сбылось предупреждение Бога:
Однажды сказал Бог, и дважды слышал я… (Пс. 61, 12)
Ответ на вопрос 3. В ответе на вопрос 2 мы сказали о «двух смертях» Адама — духовной и физической. Соответственно этому, существуют и «два воскресения» — духовное и физическое. Какое из них названо «первым»? И какая смерть именуется «второй»?
Прежде всего, отметим, что души мучеников за слово Божие (Откр. 20, 4) никогда не были буквально мертвы, чтобы им нужно было буквально оживать, т. е. возвращаться в сознательное состояние из бессознательного. Ведь о них уже прежде было сказано:
…Я увидел… души убиенных за слово Божие и …возопили они громким голосом… И даны были каждому из них одежды белые… чтобы они успокоились... (Откр. 6, 9–11)
Те, кто находится в бессознательном состоянии (буквально мертвы), не могут «вопить громко», не могут облачаться в другие одежды, не могут «успокоиться» (они и так покойники). Следовательно, «воскресение первое» — это возвращение душ (в данном случае мучеников), никогда не терявших сознательной духовной жизни пред Богом, — к жизни на Земле в преображённом виде — I Кор. 15, 42–54. Потому и сказано:
…Они ожили... (Откр. 20, 4)
— в телах духовных.
Что касается «смерти второй» (Откр. 20, 14), то это — смерть духовная, — отлучение от лица Божия для исправительных очищений в аду (I Цар. 2, 6).
Заметим: по окончании тысячи лет царствования праведников (Откр. 20, 6) произойдёт не воскресение нечестивых, а обольщение и собирание злым духом «народов, находящихся на четырёх углах земли, Гога и Магога» (там же, ст. 7). «Народы» — это живущие на определённых территориях этнополитические сообщества, на «воскресших из мёртвых» они совсем не похожи! Поход этих народов против Израиля описан у Иезекииля, в 38-й и 39-й главах, где не сказано ни слова о том, будто эти народы — воскресшие нечестивцы… Воскресение же остальных — тех, кто не претерпел мученичества за слово Божие, — описано позже. Среди этих «остальных» есть и спасаемые («записанные в Книгу Жизни»), и погибающие. Все они воскреснут не до, а после войны Гога и Магога — Откр. 20, 12–13. Эти ожившие мёртвые «стояли пред Богом» на Суде (ст. 12), а не соединялись для войны против «стана святых» (ср. ст. 12 со ст. 8)…
Подведём итог. Адам пережил сначала смерть духовную (в тот же день), потом — физическую (в течение «тысячелетнего дня»). Смерть и воскресение в Откровении перечисляются в обратном порядке по отношению к тому, что произошло с Адамом. «Смертью второй» названа духовная смерть (отлучение от лица Божия — ср. I Фес. 1, 8, 9), а «воскресением первым» — возвращение к жизни на Земле). Счёт смертей и воскресений ведётся «с конца», поскольку возвращение происходит в порядке, обратном уходу (Адама и каждого человека).
Далее. Все цитаты о душе и духе, Вами приведённые, ничего не сообщают о бессмертии или смертности души, поэтому к нашей теме они не подходят…
О «табуретке»: кроме гвоздей и досок, существует ещё «идея табуретки», мысленный образ, следуя которому, плотник может изготовить новую табуретку. Этот образ, уж если продолжить сравнение, как раз и соответствует понятию о бессмертной душе. «Убрав» гвозди или доски, мы никак не повредим самой «идеи табуретки».
И разве Вы не видите, что в словах: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить», — противопоставляется душа — телу? Ведь в последнем случае, убив тело, убили бы и душу (она перестала бы существовать), а Учитель говорит именно о том, что её не могут убить, убив тело!..
Теперь об Еккл. 12, 7. Если речь идёт о дыхании, то оно возвратится в окружающую атмосферу; здесь же сказано — «возвратится к Богу»; речь идёт о бессмертном духе человека. Глоток воздуха до престола Всевышнего вряд ли дойдёт…
Иов. 32, 8. Вы неточно поняли выражение «дух в человеке»: это не какой-то отдельный, «дополнительный» дух, но — духовное ядро самой человеческой личности, сердцевина нашего «я», разумная бессмертная душа.
Касательно геенны. Одно из названий ада (преисподней, шеола) в Новом Завете — геенна. Но это не значит, что имеется в виду свалка за стенами Иерусалима. Это слово только употребляется для обозначения ада; подобно этому, сказано:
— но ведь не буквальный же светильник, с лампадками и елеем, а — источник духовного света. И если в буквальной долине сынов Енномовых мусор сжигался, то в аду — не сжигаясь, горит («огонь их не угасает»).
Ис. 47, 14 говорит не о гееннском огне, но о языческих «наблюдателях небес и звездочётах», живущих на земле (ст. 13), которые исчезли:
Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась... (Ис. 47, 15)
К аду это неприменимо. Адские муки описаны действительно как физические. Я уже говорил о том, что они воздействуют на эфирное тело, облекающее душу после физической смерти. Оно имеет определённый вид и способно испытывать страдания (I Цар. 28, 11–14; Откр. 6, 9).
Матф. 10, 39. «Потерявший душу свою ради Меня» — т. е. отдавший тело на смерть, обрекший душу на разлуку с телом, —«сбережет ее» для жизни во свете в мире духовном.
Лук. 12, 5 — обратите внимание:
…Бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну...
Совсем не то после «второго воскресения» — «воскресения нечестивых», а по убиении — т. е. сразу после смерти тела! Но ведь тело умерло, ему не больно. Чего же бояться? — А именно адских мук души после смерти тела!
Так что — именно «с руками и ногами», «в телах» (эфирных) — ввергаются преступники в адский пламень…
Ответ на вопрос 4. Ответ уже дан выше: «вторая смерть» — отлучение от Лица Божия для исправительного очищения муками ада.
Ответ на вопрос 5. Откр. 12, 12 — «немного остается времени злому духу — для деятельности против рода человеческого (ср. ст. 9–11). О жертвах животных в будущем, в эпоху Третьего Храма, учу не я, а Господь через Своего пророка Иезекииля (гл. 40–46), и этой теме посвящено столько места в его книге! Опровергая это, вы спорите не со мной, а с Ним!
Ответ на вопрос 6. В Евр. 10, 11–14 и в Иез. 43, 18–26 говорится о разном. Иисус принёс единократную жертву для уничтожения грехов —
…Навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евр. 10, 14)
Его жертва спасает не от последствий грехов, а от самих грехов:
…Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф. 1, 21)
— не от наказаний за грехи, а от желания грешить! Жертвы же животных в Третьем Храме приносятся для искупления от последствий грехов — «жертвы за грех» — Иез. 43, 19, 21.
Иез. 39, 29. Конечно, верующие из язычников присоединяются к коленам Израиля Божия:
…И они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями… В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его... (Иез. 47, 22–23)
Да и в святой Иерусалим все народы входят только через 12 врат Израилевых колен,— другого входа нет (Откр. 21, 12)…
Иов. 14, 21–22. Синодальный перевод точно следует древнееврейскому подлиннику, и переставлять слова — значит подменять смысл.
Что касается «противоречия», замеченного Вами между Лук. 16, 27–28 и Иов. 14, 21–22, то его… вовсе нет! Находящийся в аду, согласно Иову, не знает, каково положение его близких. Богач, описываемый Иисусом, тоже не знает, как сейчас живут его братья, — однако он помнит о них и может способствовать их спасению — очевидно, хорошо представляя себе их поведение, подобное его собственному и приводящее в ад…
Ответ на вопрос 7.
I Фес. 4, 16–17. Здесь говорится, о том же «воскресении первом», что и в Откр. 20, 4.
Бессмертные души «воскреснут» — в смысле возвращения в новых телах к земной жизни. А не в том смысле, что якобы к ним вернётся сознание после бессознательного состояния.
В Иер. 25, 33 говорится о поражении земных народов (ср. ст. 17–27), а не воскрешённых нечестивцев!
В Иер. 16, 4 сказано о современниках Иеремии — жителях Иудеи, которых поразят вавилоняне (ср. ст. 1–3), а не об оживших грешниках.
В Иез. 39, 17–20 пророчествуется о судьбе поражённых воинов Гога, а не об оживших для «второй смерти»!
Как «оживали духовно» люди, с верой внимавшие Иисусу, так «воскресали духом» и верившие прежним пророкам, — ибо тот же Дух Божий говорил устами Иисуса, и тех посланников…
Ответ на вопрос 8.
…Воздастся тебе в воскресение праведных. (Лук. 14, 14)
— не имеется в виду «первое воскресение», потому что в нём принимают участие только мученики за слово Божие (Откр. 20, 4), а не просто праведники. Праведникам воздастся за их добрые дела позже (Откр. 20, 12), когда вместе будут судимы праведные и нечестивые (Матф. 25, 32–40)!
2 Тим. 2, 16–18. Именей и Филит, говоря, что «воскресение уже было», могли ссылаться на воскресение некоторых праведников вместе с Иисусом — см. Матф. 27, 52–53. По-видимому, упомянутые люди утверждали, что последующего воскресения уже не будет, чем и разрушали веру в воскресение всеобщее.
Я же ничего такого не говорю, поэтому Ваше обвинение безосновательно. И когда это я говорил, что «можно не соблюдать заповеди»?!
I Пет. 3, 18–19. Если бы Иисус проповедовал духам, заключённым в преисподней, даже и в субботу, — он тем самым не нарушил бы заповедь о субботе. В этот день запрещены дела, а не проповеди!
Опять Вы — об Иов. 14, 21–22! Уже яснее быть не может: «плоть болит» и «душа страдает» именно у того, кто отослан из земной жизни — в жизнь посмертную:
Теснишь его до конца… и отсылаешь его. (Иов. 14, 20)
«Смерть» эфирного тела — это отлучение от Бога для исправительных, очистительных страданий в аду «смерть вторая». Никакого противоречия здесь нет! Об Иакове и Иосифе. Почему же Вы столь уверенно утверждаете, что Иаков не надеялся встретить сына в Шеоле?
Ведь узнавали же в шеоле царей разных стран (Ис. 14, 9–11; Иез. 32, 21–31)! Почему бы было и Иакову не надеяться встретить и узнать там сына?! Писание говорит — «к сыну моему», а Вы утверждаете обратное!
Конечно, я выбираю Библейскую Истину, а не конфессиональные натяжки и заблуждения.
Желаю и Вам, и всем стремиться к лучшему уразумению Истины Божьей! — Д. Щ.
Шалом, уважаемый Дмитрий! Я стал читать ваши книги, и хочу в первую очередь поблагодарить Вас за труды.
Я работаю над осмыслением учения о гилгуле, о том, как оно может сочетаться с истиной Нового Завета и Танаха. И у меня возникает ряд трудностей. К сожалению, ресурсы Иудаизма то слишком сложны и непонятны, то уклончивы и противоречивы. Есть ли у вас упорядоченное изложение этого учения в лекции или же в отдельном материале?
По поводу Иова 38 главы. Это действительно хорошее место. но возможно Б-г использует сарказм, хотя это было бы достаточно резко с Его стороны, учитывая состояние Иова.
И еще: вы могли бы порекомендовать какие-то коментарии или источники более вразумительные, чтобы эту тему понять?
Спасибо, Андрей.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей Гринчак!
Насколько мне известно, основополагающие труды о гилгуле — такие как «Сефер ̃га-гильгулим» («Книга переселений душ») — на европейские языки не переводились.
Несколько примеров, иллюстрирующих библейскую концепцию гилгула, я привёл во «Введении в Ветхий Завет» (стр. 915–919). — Д. Щ.
Здравствуйте дорогой Дмитрий Владимирович !
Возвращаясь теме о Каббале и М. Лайтмане. Услышал в одном из его интервью как он перевёл слова из книги Зоар : « Бог = Природа » (такой математический перевод). Примерно понятно, что сам Лайтман имеет ввиду , его понимание мне кажется подобно,как у Спинозы , который утверждал , якобы «Бог это и есть сама природа » . Примерно такой взгляд на суть вещей и у Лайтмана. Но хотелось бы спросить , правильно он перевёл слова из книги Зоар, и если он правильно перевёл то ,может из этих слов вытекает совсем другой смысл ,не такой как утверждает Лайтман? Ибо он утверждает , что:- «Бога нет» , а есть только Силы за нашим восприятием пятью органами чувств ,надо только открыть в себе шестой орган чувства, и человек начнёт познавать и ощущать эти Силы ,но он не понимает , что этими Силами управляет Создатель , Который есть Личность , а не просто какая то главная Сила . Такой взгляд М. Лайтмана в его биокибернетическом понимании(он оказывается биокибернетик по специальности) . Но как говорит не от себя, а от Духа Святого наш Псалмопевец Давид , (который был куда мудрее Лайтмана) : «Сказал безумец в сердце своём :– «нет Бога» ». (Пс. 13,1)Так вот , может Зоар имеет ввиду совсем другое, чем то , что утверждает Лайтман , если уж там есть такие слова , (как их перевёл Лайтман) , то может имеется ввиду смысл как у апостола Павла в послании к Рим.1, 20 . ?
Дорогой Дмитрий Владимирович , хотелось бы узнать ваше авторитетное мнение по этому поводу ?
Да благословит вас Всевышний в ваших трудах и в борьбе с силами тьмы !
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Пантеистическое отождествление Создателя с природой выводится некоторыми философами из того факта, что древнееврейские слова «Элогим» и «Га-тэва» — «Бог» и «Природа» — имеют одинаковое числовое значение — 86. Однако на самом деле из «одинаковости числа» следует лишь то, что Бог проявляет Свою силу, «открывается» в природе. Книга Зогар также не содержит того учения, которое приписывает ей М. Лайтман. Она вообще очень сложна для понимания. Но старания «вычитать» из неё атеистические постулаты — напрасны. Ведь эта книга, будучи мистическим комментарием к Пятикнижию, должна пониматься в духе самой Торы, а также основных её толкований, принадлежащих мудрецам, которые жили до Шимона бар Йохая — автора Зогара (II в. н. э.). А дух и буква этих толкований — глубоко теистичны. — Д. Щ.
У меня вопрос находиться в Книге Притчи 8 гл., стихи 22-26 и,наверное, до конца главы. Кто такая Премудрость? Что это за Личность, если она умеет делать различные действия? Заранее благодарю за ответ. Божьих Вам благословений.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Надя!
Сказано:
Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом… (Прит. 3, 19)
В начале Книги Бытия описывается творение мира Словом Божиим («и сказал Бог…» — Быт. 1, 3, 6, 9 и т. д.).
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их… (Пс. 32, 6)
Именно это Слово, оно же — Божественная Премудрость, описано в Прит. 8, и в Иоан. 1, 1–5. У Иоанна сказано:
…Слово было Бог. (Иоан. 1, 1)
У Соломона Премудрость говорит:
«…Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони…» (Прит. 8, 22)
Итак, Премудрость обитала у Бога и с Богом до сотворения мира. Она не создана («прежде созданий»), но родилась:
«…Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
Когда еще Он не сотворил… начальных пылинок вселенной.…» (Прит. 8, 25–26)
Апостол Павел пишет:
…Мы проповедуем… Христа, Божию силу и Божию премудрость… (I Кор. 1, 23–24) ,
и далее:
…Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… (I Кор. 2, 7)
Нам Бог открыл это Духом Своим... (I Кор. 2, 10)
Таково учение Библии о Слове, Премудрости, Духе Божием, посредством общения с Которым человек возвращается к Богу и пребывает с Ним (I Кор. 3, 16, 17). — Д. Щ.
По каким критериям будет определяться Творцом деятельность человека в день суда, которые пребывали на земле до возникновения какой-либо религии.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Илгизар!
Согласно Священным Писаниям, люди, начиная от Адама, никогда не жили без религии. Первый человек непосредственно собеседовал с Богом (Быт. 2, 16–17; 3, 9–23); Бог открывался даже Каину (Быт. 4, 6, 9–16), тем более — праведным Еноху (Быт. 5, 22–24), Ною (Быт. 6, 13–22) и другим пророкам. О том же свидетельствует Коран (например, 2, 29–35 — о беседе Бога с Адамом; 21, 76–77 и вся сура 71 — с Ноем, и т. п.).
Так что измышления о «безрелигиозной эре» человечества — всецело на совести атеистов, подтверждений исторических этому нет. — Д. Щ.
Прочел ваш перевод
"Послание апостола Петра к апостолу Иакову"
Любопытный документ. Петр четко понимал,
что одно и тоже слово может иметь много значений,
но лишь одно из них верное. Об этом он и предупреждал Павла.
Жаль что прилагавшиеся к письму книги канули а Лету.
Александр.
П.С.
Вы переводите:
Для того же, чтобы так же было и у нас, ты передай семидесяти братьям нашим (пресвитерам) 3 книги моих проповедей во время таинства рукоположения,
чтобы (в дальнейшем) и они уделяли дары тем, кто готов будет перенять право учительства, для передачи (его) последующим.
Но "и они уделяли дары тем, кто" звучит странно. Смысл мне ясен, но легко спутать. Дары - это не обязательно те дары что Петр послал Иакову. (Книги)
Я бы сказал: "и они передавали книги тем, кто" Ведь речь идет именно об этом.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
В оригинале «Послания апостола Петра к апостолу Иакову» говорится о передаче даров, а не книг. Поэтому о книгах можно сказать лишь в комментарии, а не в переводе. Впрочем, о каких конкретно дарах говорится, — вопрос дискутируемый… — Д. Щ.
Здравствуйте дорогой Дмитрий Владимирович!
Недавно решил просмотреть в Интернете если какие материалы по Каббале, и был поражён тем, что весь Интернет заполонил такой деятель как Михаэль Лайтман. Я долго слушал его различные лекции , интервью и т.п. Мне стало интересно как он относится к Святому Писанию и услышал в одном из его ответов (ему люди задают вопросы , а он на них отвечает), что Пятикнижие Моисеево для него учебник а не Святая книга, и надо её воспринимать только в свете каббалы а если буквально верить тому , что там написано то это сказки и т.п.,а сам Моше просто из одних величайших каббалистов и не больше того . Я конечно был поражён такой интерпретацией к Величайшей Книге и Величайшему пророку Моисею! И у меня возникает вопрос : Как же такие древние учителя Каббалы как АРИ , рабби Акива, рабби Шимон и др. (которых как я понял признаёт М. Лайтман ) неужели Тору, да и в общем ТаНаХ не признавали Святой книгой и её авторов пророками , быть такого не может ?!
Мне интересно, сам Лайтман имеет отношение к тем каббалистам Хасидского направления и другим Иудейским направлениям, и как относятся к Лайтману каббалисты , которые признают Библию Священной книгой а не как просто один из учебников по Каббале ? Дело в том , что у него очень много учеников и те кто ему верят , таким образом Лайтман может многих людей убедить в том, что Библию надо воспринимать как какой то учебник например по Физике ?(Не дай Бог !)
Сама Каббала это просто наука или учение дарованное Свыше ?
Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу таких каббалистов как М. Лайтман и ему подобные , которые смешивают учение Каббалы с теорией эволюций Дарвина и Тору воспринимают как учебник ?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Конечно, авторитетные учителя Каббалы всегда были людьми глубоко верующими и соблюдающими Заповеди.
М. Лайтман делает много странных заявлений — видимо, в расчёте на популярность в кругах неверующих, сомневающихся и т. п. Само собой понятно, что отрицающий (или даже ставящий под сомнение) Первую Заповедь — о существовании Бога и Его непосредственном отношении к человеку («Я Господь Бог твой») не может претендовать на преподавание Торы Моисея и всех последующих Писаний. Каббалистические же тексты суть комментарии именно к Торе (Зогар — последовательное, глава за главой, толкование Торы в духовно-мистическом плане). Поэтому тот, кто не обучает благоговению перед Создателем, молитве и вере в Писание — не является и истинным проповедником Каббалы. — Д. Щ.
7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
Дмитрий Владимирович, что вы можете сказать относительно этих стихов? Есть мнение, что Павел был женат, так как был членом Сангедрина, которые обязательно становясь членами должны были состоять в браке. Правда ли это? Если да, то не могли бы вы дать ссылку на трактат Талмуда. Или все же у него никогда не было жены?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!
Известно, что членом Синедриона был раббан Гамалиил, учитель ап. Павла. Относительно же самого апостола об этом нигде в авторитетных источниках не сказано.
О своём безбрачии он достаточно ясно заявляет в I Кор. 9, 4–15 (ср. стихи 5 и 15). — Д. Щ.
Добрый день!
Дмитрий Владимирович, прокомментируйте пжлст, дайте свою реценизию, оценку по каждому из переводов Торы на русский язык:
1. Синодальный перевод
2. Тора. Комментарий Сончино издательство Гешарим
3.Тора. Комментарий РаШИ. Швут Ами. пер Фримы Гурфинкль
4. Танах издательства "Мосад Рав Кук" - в переводе Давида Йосифона
5. Тора. Перевод Гурфинкль по Ш.Р. Гиршу
Интересует ваше мнение о качестве, точности, стилистике перевода. Какой из переводовы вы бы рекомендовали для постоянного изучения? Каким переводом постоянно пользуетесь вы?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!
Я не пользуюсь переводами, а читаю в оригинале. Каждый из названных Вами переводов имеет свои достоинства и недостатки; описывать их подробно — отдельный большой труд. Наиболее поэтичен, конечно, традиционный Cинодальный перевод, оказавший (наряду с церковнославянским текстом) немалое влияние на русский язык в целом. Остальные переводы содержат важные уточнения, порой в них находишь удачные обороты речи. В общем — «двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их» (Еккл. 4, 9 — Cинодальный перевод!). В приложении к нашей теме: лучше пользоваться двумя или несколькими переводами («двоим лучше») для уточнения смысла оригинала («доброе вознаграждение в труде»). — Д. Щ.
СКАЖИТЕ ХЛЕБО ПРИЛОМЛЕНИЕ МОЖНО ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ТОЛЬКО В ПАСХАЛЬРУЮ НОЧЬ И МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ПАСХУ НЕ ПРИНЯВ ВОДНОГО КРЕЩЕНИЕ ЗАРАНИЕ СПАСИБО ЧТО ВЫ ОТВЕЧАЕТЕ НА МОИ ВОПРОСЫ СЕРГЕЙ
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
Согласно всем Евангелиям, Тайная вечеря происходила в Пасхальную ночь. При этом древний традиционный обряд с опресноками и виноградным соком был разъяснён как прообраз жертвы Мессии:
…Очень желал я есть с вами пасху сию… (Лук. 22, 15); …Сия чаша есть новый завет… (Лук. 22, 20); …В ту ночь, в которую предан был… когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию…(I Кор. 11, 23–26)
Каких-либо указаний на возможность перенесения этой даты и этого обряда Новый Завет не содержит.
Что касается второго вашего вопроса, — на него есть ответ в Римл. 6, 3–7 и I Кор. 11, 26–28. Как же может «возвещать его смерть» (здесь же, ст. 26) тот, кто не пережил её духовно?.. — Д. Щ.
Есть ли такая легенда, О том как однажды одна девочка превратится в Белую Волчицу и спасёт мир от ниминуемой смерти????
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Белая Волчица!
Подобная легенда мне неизвестна. Кажется, такой мотив вписывается в круг преданий об оборотнях. Последние же традиционно приравниваются к нечистой силе. Поэтому «спасения», а тем паче всемирного, от них ожидать не приходится… — Д. Щ.