Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
О непорочном зачатии и воплощении 27.03.2013 Галабурда Павел Александрович
 ...и как понимать: "посланник от Аллаха и Его Слово, которое в Марьям Он воплотил" в Коране? Слово стало плотью – в Евангелии? Иса для Аллаха таков же как и Адам; Он сотворил его из праха, потом сказал ему "Будь" – и тот возник" опять же в Коране. О чем конкретно здесь говорится??? Слово (Сын Божий, Маамар) превратилось в плоть??? Пожалуйста, объясните что подразумевается под словом "Будь" и "воплотил"(стало плотью)??? Заранее благодарю за ответ!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

В Коране: «Слово Его, которое передал Он Марьям» (4, 169 [171]) — слово предшествующих пророчеств о явлении Иисуса, которое осуществилось через его рождение от Марьям. «Истинно, Иисус пред Богом подобен Адаму: Он сотворил его из праха, потом сказал ему: «Будь!» — и он стал» (3, 52 [59]). Согласно Корану, не только Адам, но и каждый человек сотворён из праха ( «из праха, потом из семени, потом дал образ человека» — 18, 35 [37]; «Он создал вас из праха» — 30, 19 [20]; «Мы сотворили вас из праха, потом из семени, потом из сгустка крови, потом из куска плоти…» — 22, 5). Поэтому «сотворение из праха» Иисуса относится к формированию его тела в утробе (т. е. зачатию и развитию, как и прочих людей — «из праха, потом из семени» — 18, 35 [37]). А «сказал ему: “Будь!” — и он стал» — описывает духовное формирование, которое происходит потом (!) после появления на свет.



Заклание пасхального агнца 25.03.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к вам такой вопрос. Если Иисус с учениками отмечали пасхальный Седер по ессейскому календарю, то как и где они заклали пасхального агнца? Ведь в Храме агнцев закалали 14 нисана, то есть тогда, когда уже Иисус был распят. А здесь получается, что заклание у них было раньше. И как это все сочетается с Законом? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Существовала система скрытых связей между ессеями, включая тайные знаки и пароли (ср. Марк. 14, 12–15). В Храме у ессеев были свои священники и левиты, приносившие пасхальные жертвы в должный срок (cм. описание жертв и песнопений в связи с ессейским календарём в Текстах Кумрана).

Бог един 25.03.2013 Бурштын Игорь Дмитриевич
 Добрый день, Дмитрий Владимирович, мир Вам!
Благодарю Бога за Ваш бесценный труд, и то с какой любовью вы его передаете.
Много раз хотелось написать Вам, но понимая ценность Вашего времени и находя ответы для себя, в Ваших ответах другим вопрошателям, откладывал на следующий раз.
Особое спасибо хочется сказать людям, которые работают на вашем сайте!
Разные ощущения испытываю с того момента когда познакомился с Вашим творчеством, сопоставляя себя то с блудницей Раав, то с теми кому достаются крохи, падающие со стола господ, но в любом случае это благодатные ощущения и спасибо Вам!
Хотелось бы узнать Ваше мнение на мои рассуждения по вопросу, что такое «триединство».
«Троебожие» и «триединство» Бога это разные термины.
Узнав откуда берет свои корни «троебожие» и что оно не сопоставимо с Словом Божьим, где говорится: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть…» (Втор.6:4) и Мр.12:29, 1Тим.2,5-6, можно сделать вывод, что такой термин выдуман людьми с определенной целью. А вот правильно ли будет сказать, что Бог триедин?
В Ваших ответах для себя я пометил, что слово един, оно есть и единство. «Лица Мои пойдут, и Я успокою тебя!» (Втор.33,14). А слово «троица» - «паним» («лики», «проявления», «ипостаси» в Едином).
Правильно ли говоря, Господь един есть, понимать, что это - Бог Отец, Бог Отец в Сыне (Слово), Бог Отец который в Сыне, вместе с Сыном Он и в человеке, как в храме. (Бог Отец, Слово, Святой Дух = единство)?
Благословений Вам от Всевышнего!
С Песахом вас!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Дмитриевич!

Спасибо за добрые отзывы и пожелания.
Тема Ипостасей («Паним»), т. е. проявлений и Ликов Божьих, лежит в основе иудейской мистики (каббалистическое учение о «Сефирот»). Несомненно, раннехристианские взгляды тесно связаны с иудейской теософией.

Недельный раздел Торы и предназначение человека 24.03.2013 Кудряшов Анатолий Игоревичi
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Известно что Тора разделена на недельные разделы с тем, чтобы за год верующие могли бы прочитать ее полностью. И недавно я прочитал также о том, что когда человек появляется на свет, его рождению соответствует чтение того или иного раздела Торы, причем этот раздел отражает судьбу и предназначение человека. Не могли бы Вы мне помочь определить какой именно раздел Торы соответствует моему рождению (11 марта 1967 г.), и что он может отражать в моей судьбе. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Вы родились в субботу 29 числа Адара Первого, и Ваш жизненный путь «зашифрован» в 7 и 8 отделах главы «Пэкудей» Книги Шмот (Исхода). Исследование этого текста имеет смысл только в оригинале и может проводиться исключительно при личном общении.

Освобождение царя Иехонии 24.03.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос по 4 Кн. Царств гл 25, ст 27-30. Там говорится о том, что царь Вавилонский освободил из темницы плененного царя Иехонию. Мало того, он его еще и всячески облагодетельствовал. И вопрос, почему же царь Вавилонский это сделал? В чем причина того, что царь Вавилонский переменил свое отношение к Иехонии и сменил гнев на милость? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Благоприятные перемены в жизни человека (в данном случае царя Иехонии) часто связаны с покаянием.


Метемпсихоз - Илия 17.03.2013 Зверьков Сергей Александрович
 А может быть, Господь и вернул Илью на землю как Иоанна Крестителя, потому что он испугавшись угроз Иезавели, не исполнил полностью все то, что хотел от него Бог, хотя Господь и забрал Своего пророка в огненной колеснице?
Спасибо Вам.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Зверьков!

Если уж сам пророк Илия «не исполнил полностью», то что уж говорить о простых людях?!.. Напрашивается вывод, что им тем более необходимо возвращаться — и «довершать»…

Полное число язычников 16.03.2013 Иракли
 Шалом Вам! Хотелось бы поделиться интересным отрывком из статьи(http://www.josephsdreams.us/dreams) и узнать мнение библеиста.

Приветствуем тебя, читатель! Ты наверняка помнишь историю об одном из сыновей Иакова, который носил разноцветную одежду? Его звали Иосиф... Он был мудрым человеком, многое повидал и через многие испытания прошел в своей жизни. Именно от его имени будет вестись повествование в этих коротких рассказах, объединенных названием «Сны Иосифа». Каждый отдельный сон – это как маленькое путешествие в одну из библейских сокровищниц Истины, тем не менее, все они объеденены общим видением и целью: вернуться к утраченным истокам чистого Божественного Слова и Знания, отыскивая их среди вековых заблуждений и человеческих доктрин. Итак, приглашаем тебя последовать за Иосифом!
ТАЙНА ПАВЛА
Друг мой, я рад встрече с тобой! Поверь, ты оказался здесь не случайно. Если ты ищещь мудрости – ты будешь почтен Всевышним, и Его Святой Руах направит тебя в русло Живой Истины! Так было со мной, так было с моим отцом Иаковым, и с дедом моим Исааком, и с прадедом Авраамом. И так же происходит с потомками нашими, с теми, которые выше обладания материальными ценностями избрали приобретение мудрости: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, -- потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.» Притчи 3:13-15.
Я делился мудростью со своими детьми и внуками; вот и ты, друг мой, – потомок моего прадеда Авраама и родственник мне, и мои знания, дарованные мне Великим Творцом, и моя опытность – итог многих лет жизни моей, – да послужат тебе к приобретению мудрости! Я открою тебе сокрытое, ибо, возлюбив более всего желаемого мудрость, ты возлюбил Всевышнего и коснулся самого Сердца Его, потому и получил доступ к великим тайнам, которые Он открывает только жаждущим и взывающим: «...воззови ко Мне -- и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.»(Иеремия 33:3.)
Сегодня я расскажу тебе о ТАЙНЕ Павла, – апостола, который от юношеских лет был глубоко погружен в мудрость Всевышнего. До конца дней своей жизни он не переставал восхищаться бесконечной премудростью Божьей! Он был посвящен Духом в сокрытые тайны, и вся его жизнь-служение была как нескончаемая песнь хвалы Творцу: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римлянам 11:33). Более 50 раз в своих посланиях раввин Шауль, который более известен как апостол Павел, говорит о мудрости! Как тут не вспомнить слова царя Соломона: «Главное -- мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.» (Притчи 4:7.)
Я поведу тебя к тайным источникам знания, и там, на берегах Реки Жизни, мы будем упиваться Живою Водою Вечного Слова! Помнишь ли ты слова Павла, написанные для верующих в Риме: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о ТАЙНЕ сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет ПОЛНОЕ [ЧИСЛО] ЯЗЫЧНИКОВ»?
Почему-то так сложилось, что преобладающее большинство верующих в Яхушуа, те, которых Павел назвал привитой маслиной, считают себя язычниками. Правильно ли это, если определение слова "язычник"означает «НЕверующий, запутавшийся БЕЗбожник»? Считаешь ли ты, что представители Дикой Маслины, возрожденные от Духа Божьего -- заблудшие или запутавшиеся БЕЗбожники? Тогда в чем же тут дело?
Давай начнем с самого начала.
Римлянам 11:25 «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о ТАЙНЕ сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет ПОЛНОЕ [ЧИСЛО] ЯЗЫЧНИКОВ» (Иврит. «Мело-Ха-гоим»).
Ключ к разгадке тайны, о которой учил рав Шауль в Римлянам 11:25, – а, по сути, это ключ к пониманию всей Библии, – находится в книге Бытие 48 главе, где Иаков благословляет сыновей Иосифа. Мы прочитаем этот отрывок так, как читали его древние евреи, чтобы не пропустить ничего важного! А слова, которые особенно важны и на которые я хотел бы сделать акцент, будут выделены прописными буквами.
Бытие 48:8-20 «8 И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?
9 И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их.
10 Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть [ясно. Иосиф] подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их.11 И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих.12 И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли.13 И взял Иосиф обоих, Ефрема в ПРАВУЮ свою руку против ЛЕВОЙ Израиля, а Манассию в ЛЕВУЮ против ПРАВОЙ Израиля, и подвел к нему.14 НО Израиль простер ПРАВУЮ руку свою и положил на голову ЕФРЕМУ, хотя сей был МЕНЬШИЙ[!], а ЛЕВУЮ на голову Манассии. С НАМЕРЕНИЕМ[!] положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да БЛАГОСЛОВИТ отроков сих; да будет на них НАРЕЧЕНО ИМЯ МОЕ и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да ВОЗРАСТУТ ОНИ ВО МНОЖЕСТВО[!] посреди земли.17 И увидел Иосиф, что отец его положил ПРАВУЮ руку свою на голову ЕФРЕМА; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы ЕФРЕМА на голову Манассии,18 и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это -- ПЕРВЕНЕЦ; положи на его голову ПРАВУЮ руку твою.19 НО отец его НЕ СОГЛАСИЛСЯ[!] и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; НО МЕНЬШИЙ его брат будет БОЛЬШЕ[!] его, и от семени его произойдет МНОГОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД – на иврите: МЕЛО-ХА-ГОИМ.20 И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема ВЫШЕ[!] Манассии.»
Итак, Иаков пророчески благословил младшего сына, Ефрема, быть многочисленным народом, «Мело-Ха-гоим», что в переводе с еврейского есть «ПОЛНОТА НАРОДОВ» (в русской Библии -- язычников), и обозначает буквально: Остаток, родившийся ВНЕ земли Израиля.
Давай посмотрим, что написано в комментариях к «Восстановленным Писаниям»:
"Иаков требует, чтобы Ефрем и Манассия, рожденные вне Израиля – в Египте, и все их следующие поколения, считались и назывались Израилем, или Израильтянами, - тем же именем, что и его собственные дети. “Мело-Ха-гоим” в переводе с еврейского – “полнота язычников”. Позже семя Ефрема, собранное в десяти коленах Северного царства, произведёт эту самую полноту язычников. Потрясающее откровение заключается в том, что, по сути, большинство так называемых "язычников" являются физическими детьми Израиля! Конечно же, им всё ещё требуется искупляющее кровью Мессии спасение, чтобы стать истинным искупленным Остатком Израиля.
Апостол Павел говорит об этом откровении как о ТАЙНЕ, и не ставит никакого разделения между язычниками и Израилем. Напротив, он утверждает, что полнота язычников и есть недостающая часть самого Израиля, и по этой причине, на время, спасение Израиля было отсрочено. Недостающее звено, состоящее из полного числа рассеянных 10 северных колен, есть необходимое и достаточное условие ПОЛНОТЫ ИЗРАИЛЯ для его спасения! Римлянам 11:25-26 «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.»
Все Евреи (Иудеи) -- Израиль, НО НЕ весь Израиль -- Иудеи (Евреи). Очень ВАЖНО научиться различать разницу между ДВУМЯ Домами, из которых состоит Израиль. Вместе оба Дома называются ДОМ ИАКОВА, который также известен нам под именем ИЗРАИЛЬ:
Бытие 32:28 "И сказал: отныне имя тебе будет НЕ Иаков, А ИЗРАИЛЬ, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь."
Бытие 35:10 "... и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты НЕ будешь называться Иаковом, НО будет имя тебе: ИЗРАИЛЬ. И нарек ему имя: ИЗРАИЛЬ."
Теперь давай вспомним, что произошло после смерти царя Соломона, во время правления его сына Ровоама (примерно 931 до.н.э.): Царство Израиля (или же Дома Иакова) РАЗДЕЛИЛОСЬ на ДВА царства >> Южное -- Дом Иудин, и Северное -- Дом Израилев. Об этом событии рассказывает историческая книга Библии 3-я Царств 11 глава 29-32 стихи, и 12 глава этой же книги, стих16.
К Дому Иудину относятся: колено Иудино, колено Бенжамина и половина колена Левия.
К Дому Израиля относятся все остальные колена: Рубен, Симеон, Исахар, Завулон, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иосиф (а также 2-я половина колена Левия). Важно помнить, что Дом Израилев (Северное царство), состоящий из 10-ти колен, также встречается в Писании под именами ЕФРЕМ, Дом Иосифов или Гоим, что на иврите означает "Народы" (племена).
А далее, друг мой, следует печальная история нашего народа, о которой подробно повествует Библия. Из-за своего НЕпослушания Завету (Торе), оба царства были изгнаны Богом из Обетованной Земли. Дом Израилев, Северное царство, было захвачено и окончательно переселено в плен Ассирийским царём в 721 до н.э.. А Южное царство, Дом Иудин, попал в Вавилонский плен между 597-586 до н.э., который продлился 70 лет, после чего они возвратились домой, о чем нам повествуют книги Неемии и Ездра.
С тех пор все племена Северного царства -- Дома Израилева, были рассеяны Ассирийцами по четырём концам земли и затерялись между языческими народами. По этой причине их и называют 10-тью потерянными коленами, или одним понятием - ЕФРЕМ. Сефардские евреи были переселены в Испанию, ашкеназы в Россию и Европу, колена Даново и Гада -- в Эфиопию, Судан, Бенин (Африка), иные двинулись в Индию, Японию, Китай, Америку... и т.д. Кстати, первым островом, который открыл Кристофер Колумб, был Сальвадор(!), а сам Колумб был евреем и бежал от испанской инквизиции.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!

В присланной Вами статье есть интересное истолкование образа «полноты язычников». Благодарю Вас.

Вера 15.03.2013 Альберт
 ....возьми свой крест и иди за мной... какой смысл слова крест.
Мира вам и благословений.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Альберт!

Крест как орудие казни («цэлива́») упомянут в Талмуде, где «нести свой крест» — означает терпеливо принимать мучения за веру.
Таков же контекст упоминания о кресте в Новом завете (Матф. 16, 24–27).

Афикоман 14.03.2013 Tanya
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, расскажите пожалуйста по возможности подробнее об Афикомане. Как перевести указания hАгады о нём? И что Вы думаете о Пятой чаше вина?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Tanya!

Первоначально Тайная вечеря (трапеза Нового Завета) была не только тесно связана, но и идентична Пасхальному седеру. Так, в Лук. 22, ст. 17, 20 упомянуты две «чаши» (кубка) — «кос» (из 4 или 5?), традиционно выпиваемых; сказано об «обмакивании хлеба [мацы]» — очевидно, в блюдо с тёртыми «горькими травами» (Иоанн. 13, 26 — «марор»), и т. п. Мессианское истолкование получили «афикоман» — опреснок, которым завершается трапеза (Лук. 22, 19) и последняя (5-я?) чаша (там же, ст. 20) — как символы Мессии, принимающего мученическую смерть за народ (Машиах бен Йосеф).

"Замена" Субботы 08.03.2013 Kатерина Грейсон
 Ответ Д.В. Щедровицкого: Уважаемая Ольга Александровна! Празднование Субботы было официально «заменено» празднованием первого дня недели во время придания Христианству статуса государственной религии в первой четверти IV в., при императоре Константине.

У меня вопрос. Какое право имеет кто-либо заменять то, что написано в Библии?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Катерина!

Вот и я спрашиваю: какое право имеет кто-либо «отменять» учение Иисуса о спасении верой, любовью и делами милосердия (I Петр. 1, 9; II Фес. 2, 10; Иак. 2, 14–17; I Кор. 13, 1–3)?!..

О женщине и мужчине 08.03.2013 Семкина Вера Петровна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Я сейчас читаю "Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия" и мне хотелось бы кое-что уточнить (я искала в уже заданных вопросах, но так и не нашла ответа, который бы меня удовлетворил). Вы пишите, что мужественное начало - дух, интеллект/разум, а женственное - душа, чувство. О каком духе и о какой душе, каких чувствах идет речь? Если вспоминать ап.Павла, то он явно ставит выше человека "духовного", в то время , как "душевный" человек близок плоти, страстям, материи, глубоко пораженным грехом. Если речь об этих духе и душе, то женщина изначально, по сотворению, скажем, не так хороша, как мужчина, особенно в условиях жизни, которую мы живем, жизни "после грехопадения" со всеми вытекающими. Однако мне (а я являюсь женщиной) невозможно представить, чтобы Бог отдавал предпочтение одному полу перед другим, одному Своему созданию, перед иным Своим созданием. И в своей книге, комментируя первый рассказ о сотворении человека ("мужчину и женщину сотворил их") Вы пишите, что они одинаково драгоценны для Бога. Но как же всё-таки в свете и Старого и Нового Завета понимать существование человека как мужчины и женщины и приписываемые Вами им качества (одному - дух и разум, другой - душа и чувство)? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Вера Петровна!

Не следует путать символическое разделение каждого человека на «мужчину и женщину» (дух и душу) с биологическими половыми различиями.

…Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал. 3, 28)

«Быть во Христе» — это значит пребывать в одном с ним Духе:

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... (I Кор. 12, 13)

По отношению к духовным вопросам («во Христе») нет разницы между мужчиной и женщиной.

Метемпсихоз 08.03.2013 Зверьков Сергей Александрович
 Прослушал Вашу лекцию о страданиях. Действительно Библия говорит о повторном приходе пророка Ильи на землю и Сам Иисус Христос назвал Иоанна Ильей. С Божьим словом не спорят, действительно, такое возможно. Но в Новом Завете значительно больше для нас сказано о жизни человека во Христе и о тех привилегиях, которые дарованы нам через смерть и воскресение Христа в общении с Творцом. 2Кор. 14:3 говорит нам, что пророчествующий "говорит людям в назидание, увещание и утешение". Не очень верится христианину, что прав был Владимир Семенович в своей известной песне про "хорошую религию". Подумать над темой метемпсихоза, безусловно, хорошо, но каково практическое применение этого знания? Каковы назидание, увещание и утешение в этом?
Спасибо за ответ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Александрович!

Учение о неоднократности земной жизни позволяет принять как назидание слова Иисуса:

…Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Матф. 7, 2)

Ясно поняв, что с ним поступят точно так же, как он поступает, — не убоится ли человек делать зло? В этом — и увещание воздерживаться от зла и творить добро, и утешение, состоящее в том, что справедливость Божия воздаст всем по заслугам.

Буква в букву или О волах ли печется Бог-4? 08.03.2013 Анатолий
 Мир вам, уважаемый Дмитрий Владимирович.

1. Вы уж определитесь, пожалуйста, с законом: либо ни одна йота не прейдет и как вы мне советовали в одном из сообщений «исполнители закона оправданы будут»... либо … «многие заповеди Торы невозможно исполнять». Согласитесь там чуть-чуть и там чуть-чуть — это не совсем ясная позиция. Считать кашрут и соблюдение праздников и то не по уставу исполнением закона — это, мягко говоря, наивно.
И потом, ведь не все же сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя, и без жертвы, без жертвенника?
Рим. 11:7 …избранные получили, а прочие ожесточились.
Следовательно избранные сыны Израилевы и с царём, и с жертвенником, и с жертвой и т.д. Вы с какой группой себя отождествляете? И если все же с той, которая с Царем, то каким же образом вы можете исполнить закон, многие заповеди которого по вашим же словам исполнить невозможно (см. выше), и каждую йоту которого соблюсти всё же дОлжно (см. Матф. 5:17)? Вопрос, который не может не возникнуть, если исследовать ваши материалы и учения, где вы постоянно напоминаете о Матф. 5:17 и важности соблюдения всех предписаний Закона, а теперь сами же говорите о невозможности исполнения многих??? Прошу прощения если вопрос кажется тавтологичным, но он ведь логичный!

2. То же касается и вопроса о прошедшем – настоящем времени: помилуйте, Дмитрий Владимирович, но как может скиния быть образом настоящего времени, а Христос будущего, когда скинии с её обрядами и постановлениями нет, а Христос как Первосвященник благ уже «вошел во Святилище и приобрел вечное искупление»???!!!
Давайте прочтем внимательно неудобовразумительные обороты Павла: он пишет и сравнивает два завета с двумя скиниями, одна из которых Святилище, а другая Святое Святых и сравнивает их с Законом Моисея и Учением Христа, с Первым Заветом и Новым Заветом. Павел описывает всё действо так как если бы он перенес себя в прошлое и как бы находясь под заветом Моисея и глядя с точки зрения Первого Завета на второй Будущий Завет, от того у него такие обороты. Но если беспристрастно смотреть, то ассоциации, а не только контекст будут не на вашей стороне:

Скиния первая -------------------------------- Скиния вторая
Первый Завет --------------------------------- Второй Завет
Кровь животных ------------------------------- Кровь Христа
Моисей --------------------------------------- Христос
Прообразы небесного (тени) ------------------- самоё Небесное
Рукотворное святилище ------------------------ нерукотворенное святилище
Жертвы и приношения Ты не восхотел ----------- но тело уготовал Мне
Отменяет первое ------------------------------ чтобы постановить второе

И как итог: настоящее время — и будущее время.

Итак, в каком времени, в какой скинии, под каким Заветом вы находитесь?
Теперь вы понимаете, в каком ключе говорил Павел? И подтверждение всему этому являются слова, которые идут прямо за всеми этими высказываниями:
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
(Евр.10:1)
Закон — тень будущих благ. Будущие блага — это благословения, которые принес Христос. Ведь ясно противопоставляется:
омытие кровью животных, которые не могут сделать совершенными в совести приносящими их, и в то же время кровь Христа, которая одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

Шалом.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

1. Закон говорит, что царь должен иметь свиток Торы и изучать его (Втор. 17, 18–19). Эта заповедь не могла быть исполнена прежде воцарения Саула. Однако сей факт никого не подвиг объявить весь Закон отменённым. Также все заповеди о владении землёй, десятинах, урожае, доле бедных, первых плодах и многие другие не могли исполняться в течение 40 лет в пустыне и далее — до полного покорения Святой Земли Иисусом Навином:

Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем…
Ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе. (Втор. 12, 8–9)


Но невозможность исполнять всё это не отменяла Закон в целом! Да и впоследствии служение в Храме прервалось на 70 лет… Чем же, по-Вашему, отличаются эти ситуации от нынешней? Да ничем! Сроками, скажете? – Но у Бога «тысяча лет, как один день»… При отсутствии Храма выполняем ту часть заповеди, которая гласит:

Берегись приносить всесожжения… на всяком месте… (Втор. 12, 13)

2. Я, конечно, рад был бы убедиться, что уже настало «время исправления» (Евр. 9, 10), т. е. — Царство Божие на Земле… Но, увы, пока лишён такой радости. Народы ещё далеки от решения «учиться ходить по стезям» Господним и не торопятся «перековать мечи на орала» (Ис. 2). «Время исправления» — в будущем, и ни Павел, ни евреи, к которым он обратил Послание, не обманывались в этом и не пели: «Всё хорошо, прекрасная маркиза», — в то время как страна их стонала под римским игом… Вчитаемся же в Послание.
О настоящем времени Павел говорит:

…Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено… (Евр. 2, 8)

Также и диавол, «имеющий державу смерти» (2, 14), ещё не лишён силы (иначе и смерть бы прекратилась, не так ли?). Избавление и полное спасение — в будущем, почему Христос назван «Первосвященником будущих благ» (9, 11). И это не случайно (якобы Павел смотрит из прошлого в настоящее), а закономерно: в этом — суть всей его вести!
Ведь настоящее время апостол сопоставляет с тем «ныне» , которое предшествует вступлению в символический «покой Божий» : «покой» этот — в будущем (3, 7–11). «Ещё остаётся обетование войти» — 4, 1, и мы не вошли, а только «входим в покой» — 4, 3. Вошедший в покой Его «и сам успокоился от дел своих»; а разве кто-либо из живущих на Земле таков?.. «Итак, постараемся войти» (ст. 11 – в будущем войдём, а теперь ещё только стараемся)…

Итак, схема такова:









На землеНа небе
Земной первосвященник «поставляется» (настоящее время!) на служение — 5, 1, служит временно — 7, 23, по чину Аарона — 5, 4. Священник вовек — 5, 6, всегда жив — 7, 24–25. Служит вечно, по чину Мелхиседека — 7, 11.
Длится левитское служение, не достигающее совершенства, т. е. исчезновения греха как такового — 7, 11. Происходит служение совершенное, уничтожающее грех как таковой — 10, ст. 14, 17–18.
Скиния земная, (имеющая, в своём устроении и намёк на сокрытую, небесную скинию — «Святое святых»: 9, 1–3), в которую входят (настоящее время!) священники и которая есть образ настоящего времени— 9, 9. Святилище нерукотворённое, являющееся образом, архетипом земного — 9, 24.
Закон Моисеев, по которому грех очищается (настоящее время!) кровью жертв. Животных — 9, 22, не может (настоящее время!) с помощью жертв сделать совершенными приносящих — 10, 1. Служение Христа очистит (будущее время!) совесть нашу — 9, 14, чтобы мы в будущем получили обетование — вечное наследие – 9, 15. Спасение — в будущем, оно — ожидается — 9, 28.
Жертвами напоминается (настоящее время!) о грехах. Священник стоит и приносит (настоящее время!) жертвы по-прежнему — 10, 11. Сам Павел участвует в этом земном служении, покорен Закону — Деян. 21, 26. В небесной Скинии отменяется приношение животных, постановляется жертва Мессии —10, 8–9, принесшего её единократно — 10, 12. К этому небесному святилищу мы ещё только приступаем – 10, 22 — в течение земной жизни, ещё только входим — 10, 19. Мы лишь приступим к горе Сиону и ко граду Бога — 12, 22, т. е. — стои́м у подножия
Творение колеблемо – 12, 27. В будущем — пребудет творение непоколебимое — (12, 26–28).


Итак, вывод: есть два служения — небесное и земное, две скинии, два первосвященника… Земное — «образ и тень небесного», но так ведь было и во дни Моисея — 8, 5. Существование небесной скинии, небесного Иерусалима, однако же, никогда не отменяло скинии земной и Иерусалима земного. И то, что временно отсутствует Храм в Иерусалиме, никак не свидетельствует об отмене Закона, в т. ч. и храмового служения на Святой Земле.
Разобрались?..

Вопрос о принятии Иисуса 06.03.2013 Kатерина Грейсон
 Дмитрий Владимирович! Вы лично приняли Иисуса своим Спасителем??? И знаете ли Вы Его лично????
Это не совсем понятно, поскольку ислам, это лжерелигия, ибо нет другого имени под небом, которым надлежит спастись всем человекам, кроме имени Иисуса Христа и всякое колено приклонится пред Ним. Христианам надобно открывать это мусульманам – только Кровь Иисуса имеет цену, Она искупила всех, а вы говорите, что по делам. Делами не оправдается ни одна плоть. Я только приехала из Стамбула и в их Голубой мечети взяла брошюру об исламе, Иисус там всего лишь представлен как целитель, доктор... Ислам наступает на христианство и подумайте какая ваша заслуга в этом...

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Катерина!

1. Да, Иисус — целитель! Он исцеляет души от ненависти, в т. ч. межрелигиозной, и учит, что

…Бог нелицеприятен,
Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. (Деян. 10, 34–35)


Сказанное о «всяком народе» относится и ко всякой религии:

…Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! (Римл. 2, 10)

Вы же, в нарушение учения Иисуса, назвали одну из великих ветвей древа Аврамова «лжерелигией», умножая этим вражду и ненависть между людьми. А вот апостол, обращаясь даже к многобожникам, не произнёс укоризненного суда, но назвал их «как бы особенно набожными» (Деян. 17, 22). «Блаженны миротворцы…»

2.

…Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян. 4, 12)

Само ли имя спасает, или следование учению Иисуса? Если только имя, зачем же сказано:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное...
...Отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Матф. 7, 21–23)


Итак, не всякий, кто признаёт его Господином, будет спасён… Но только тот, кто «слушает слова мои сии и исполняет их» (там же, ст. 24)
Каждое учение носит имя своего основателя. Из этих учений спасительно то, которое проповедовал Иисус и которое носит его имя. Бог спасает тех, кто исполняет это учение: тех, кто кормит голодных, утешает страдальцев (Матф. 25, 31–46), а не прикрывающихся лицемерно именем Иисуса.


Буква в букву или О волах ли печется Бог-3? 03.03.2013 Ана†олий
 Мир вам, уважаемый Дмитрий Владимирович.

Прочёл ваши ответы на мои вопросы. Ваши аргументы нашел очень и очень неубедительными. И это в лучшем случае, а в худшем — они могут оказаться лжеучением, искажением Евангелия или иным Евангелием, со своими добавками и «убавками». Давайте рассмотрим...

1. Вот вы говорите, что жертвы животных принести нельзя, потому что храма нет!? Вы же здесь сами себе противоречите, потому что говорите вроде бы о каждой и всякой йоте (!) Закона и тут же утверждаете что «некоторые йоты» все же были упразднены на две тысячи лет. И что это за Закон и Завет, где некоторые постановления как бы нельзя пока исполнить?
Опять же говоря «некоторые» постановления я оговариваюсь, потому что если вникнуть — то из Моисеева Закона по сути как раз и можно исполнить только лишь некоторые постановления: в это входит кашрут, праздники, суббота, обрезание и скорее всего — ВСЁ !!!
Ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь вступился скажем за такие йоты закона как побивание камнями, сожжение, повешение неверных, ворожей, буйных детей, скотоложников, не слышал, чтобы кто-то стал бы практиковать закон о назорее, закон о рыжей телице, закон об очищении чистым нечистого живою водою, очищение прокаженных, имеющих истечение, семеноточивых, осквернившихся от прикосновения к мертвым так как это записано у Моисея йота в йоту, ни разу не замечал чтобы злословящего отца или мать или того, кто занимается волхованием, пророка или сновидца, уговаривавшего отступить тебя от Господа — кто то по Матфею 5:17-19 предал смерти — неужели перевелись на свете ревнители и исполнители закона? Или йоты йотам рознь и действуют лишь «избранные» йоты?
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным....
8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9 но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
(Втор.13:6-10)

Я уж не говорю о том, что большой пласт заповедей выпадают не только из-за отсутствия храма, но и из-за отсутствия левитского священства, а без храма и священства что можно соблюдать? Правильно, только некоторые йоты. Вот и получается ситуация, когда отцеживают комара, а верблюда поглощают. Это именно тот случай, комментарий на который был дан Павлом:
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
(Гал. 6:12-16).

И кстати, это касается и соблюдения праздников Господних: как же их можно соблюсти до йоты, если при всяком празднике необходимо приносить жертвы животных и порой в течении семи дней (Лев.23:8), приносить снопы священнику ( какие снопы и каким священникам? — Лев.23:10), приносить по два кислых хлеба и вместе с ними в жертву агнцев, тельцов, волов и козлов, причем священник должен это потрясти пред Господом (кто это, где это и как это?)

37 Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день...
(Лев.23:37)
Праздники без всесожжений, хлебных приношений, закалаемых жертв и возлияний, каждых в свой день какие то обрезанные получаются, вы не находите??
И вот еще на закуску — законы, которые ..."пока нельзя исполнить" (по крайней мере не видел чтобы кто то ратовал за эти "йоты"):
1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце;
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
16 Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
23 а если будет вред, то отдай душу за душу,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
(Исх.21:1-36)

Еще нельзя исполнить закон о ....
37 Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной,
38 который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их.
(Лев.7:37,38)

Также нельзя "пока" исполнить законы:
- о родившей младенца мужеского или женского пола.
(Лев.12:5-7)
- о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять ее чистою или нечистою.
(Лев.13:59)
- о прокаженном, когда надобно его очистить (Лев.14:2)
- о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка.
(Лев.14:32)
- о всякой язве проказы и о паршивости,
55 и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о пятнах, -
56 чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.
(Лев.14:54-56)
- о нечистоте мужа от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;
(Лев.15:3)
- об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым,
33 и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистою.
(Лев.15:32,33)
- о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
(Чис.5:29)
- о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания,
(Чис.6:13)
- о назорее, который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое, кроме того, что позволит ему достаток его; по обету своему, какой он даст, так и должен он делать, сверх узаконенного о назорействе его.
(Чис.6:21)
- о левитах: от двадцати пяти лет и выше должны вступать они в службу для работ при скинии собрания,
25 а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более не работать:
(Чис.8:24,25)

--------------------------
2. Священники в храме нарушают субботу — это прямые слова Христа, а вы Дмитрий Владимирович взяли и поставили их в скобки, мол Христос сказал в переносном смысле как бы говоря: «В таком случае и священники, по-вашему, нарушители».Так вольно как вы поступаете с учением Христа и словами Евангелия поступать нельзя. Нельзя подходить к Слову методом Прокруста и растягивать места Писания для того чтобы придать им свой размер, или обрубать то, что кажется лишним и не входит в тот или иной образ.
---------------------------
3. «Если можно» — разве относимо к вечной и нерушимой заповеди? Я не разу не встречал Слов Творца, говорящих: если можете соблюдите заповеди, или будьте святы если это возможно или так мол, хорошо что у вас получилось исполнить то -то и то-то..И потом, я же говорил что Павел годами не был в Иерусалиме и естественно тем самым нарушал заповеди о жертвоприношениях (ведь Храм еще был),о праздниках, начатках, приношениях и прочее. Каша в общем получается с йотами: то можно - то нельзя, то все - то не все, "тут немного, там немного"..(Ис.28:13)
-----------------------------

4. *** «Итак, никто да не осуждает вас за… праздник… или субботу». Вот вы предлагаете мне заметить что сказано не за нарушение праздника или субботы, а «за праздник… или субботу».А я предложу вам заметить что сказано также и не за соблюдение праздника...или субботы.
Сам по себе праздник или суббота является камнем преткновения, причиной осуждения колоссян, а уж соблюдение или несоблюдение их здесь оговаривается самим контекстом, о котором я вам упоминал ранее. Рассмотрим:
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.
(Кол.2:16,17).
Павел связал праздники, новомесечья, субботы, пищу и пития с тенью (это есть тень, тень будущего).На тот момент когда они давались Моисею и через Моисея они были пробразом Мессии, Его тенью, а когда пришел Сам Образ в лице Мессии, то они как тень уже не так важны, важен Сам образ - тело, а тело - во Христе. Итак слова Павла (неудобовразумительные для некоторых) звучат так:
праздники, новомесечья, субботы и разные обряды с яствами и питиями, и различными омовениями, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Они являлись тенью того, что должно было прийти, детоводителем ко Христу.По пришествии нашем ко Христу, к Нему как Первосвященнику настоящих благ, мы уже не под руководством детоводителя. Мы уже не должны держаться теней и осуждать нас за это не стоит (никто да не осуждает вас за эти праздники, новомесячья, субботы - это тени)..
Для закрепления этой мысли и этого материала прочтите Послание к Евреям и послания к Галатам, где Павел пишет о том же соотношении двух заветов, Моисея и Христа, буквы и духа, закона Моисеева и закона Христова как о соотношении тени и самого образа: Галатам глава 3, Евреям главы 9 и 10. (Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя .... Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей и т.д..)
Суммирую слова Павла: праздники, новомесячья, субботы, обряды с явствами и питиями и прочее были тенью будущего, детоводителем к .. , прообразом будущих благ.По пришествии же Самого образа, тела, Мессии, Нового Завета — мы уже не должны быть в тенях, в прообразах, под руководством детоводителя… Именно это говорил Павел: прав он был или не до конца точен в этих взглядах и учениях — это уже другой вопрос, но перекручивать его слова и придавать им совершенно другой смысл — это называется превращением, о котором писал Петр в 2Пет. 3:16..

Вот вы пишите, что Иудеи не стали бы осуждать колоссян, имевших нееврейское происхождение, за то, что они не соблюдают Субботу !? Как же так, ведь все в точности наоброт? Разве в Писании мало случаев когда не только простые иудеи, но и даже сами апостолы в лице Варнавы и Петра делали нечто, за что им выговаривал Павел говоря: для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
- А заявления некоторых, пришедших из Иудеи, учащих братьев-неевреев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. (Деян.15:1)??
- А восстание некоторые из фарисейской ереси уверовавших и говоривших, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. (Деян.15:5)???
- А слова того же Петра, который говорил о том, что иудеи искушают Бога, желая возложить на выи учеников закон Моисеев и отвращают их от веры в Христа и благодать Божью?
- А большинство посланий апостола Павла, которые об этом только и кричат: не возвращайтесь под иго закона, а ищите свободы и веры во Христе. Кроме Павла я честно говоря нигде не встречал того, как вы говорите что мол кто то осуждал язычников в их следованию обрядам Моисеева закона. Но ведь Павел же не враг народа… Хотя у многих иудейских течений он как раз таковым и выставляется. И это немаловажный знак в пользу их правильного прочтения его посланий. Так что вы уж Дмитрий Владимирович определитесь с его посланиями, а не пытайтесь нарисовать свой собственный Павлов образ.
--------------------------------------
5. Вот вы пишите, что символический смысл Пасхи не отменяет его буквального празднования !? А что значит буквальное празднование Пасхи, скажите мне пожалуйста? Не буквальное ли празднование Пасхи - это взять агнца по семействам, заколоть его и сьесть испеченного на огне с горькими травами? Вы уж выбирайте что то одно Дмитрий Владимирович - или Христа как символического Агнца Божьего или буквальное празднование с жертвенным животным... А так, вас честно говоря трудно понять какие именно буквальности вы отстаиваете.
--------------------------------------

Немного ранее мы коснулись такого места как:
Кто различает дни… Кто ест… кто не ест... (Римл. 14, 6)

Вы сказали что мол "по контексту видно, что речь идёт о днях постов, назначенных для себя самим человеком, а не о вечных Праздниках, предписанных Господом (Лев. 23, 21)"???
Позвольте с вами, Дмитрий Владимирович, снова не согласиться: по контексту нигде не видно что это говориться о днях постов, ибо во первых речь идет о том, что иной думает что можно есть всё, а иной — что не всё — поэтому один ест(всё),а другой не ест(всего).При чем здесь посты к вопросу можно или нельзя того или иного?
Здесь ясно что вопрос касается веры в чистое и нечистое… Поэтому Павел развивая свою мысль продолжает и суммирует об этом так:
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
(Рим.14:14,15).
Здесь контекст его слов открывает проблему соотношения заповедей Ветхого Завета, где пища различалась на чистую и нечистую и период Нового Завета, где Господь очистил пищу и дал в этом вопросе свободу… Из-за этого одни верили так как Павел говоря что мол он уверен в Господе, что нет ничего нечистого в этом вопросе, а другие оставались верить что есть нечто нечистое… Поэтому из-за вопроса пищи возникали разного рода недоразумения и разделения. Так что о постах здесь нет и намека.
-------------------------------------------------------------
Вот вы пишите мне:
Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут… (Римл. 2, 13) ****

читайте далее слова Павла о том же и что он имеет ввиду под этими словами – Не буквальные понятия, не внешние, а сокровенные.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:25-29)
--------------------------------------
Желаю вам всего наилучшего в настоящем и грядущем веке по благодати Господа нашего Иисуса Христа.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

1. Почти все Ваши возражения разрешаются пророчеством Осии:
Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника...

После того обратятся… и будут благоговеть пред Господом… в последние дни. (Ос. 3, 4–5)

Да, многие заповеди Торы невозможно исполнять, когда Храм разрушен, а государство, основанное на следовании Завету, не восстановлено, — даже праздновать Пасху с агнцем. Ведь вот —

Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих…
Но только на том месте, которое изберет Господь… (Втор. 16, 5–7)


Но всё это не значит, что Завет отменён, а Закон — упразднён. Согласно Иез. гл. 40–44, Храм будет восстановлен, государственность теократического характера возобновится, и тогда Тора, понимаемая в свете истинного учения Мессии, полностью будет соблюдаться:

А раб Мой Давид будет Царем над ними… и они будут ходить в заповедях Моих…
И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову...
И заключу с ними… завет вечный… и поставлю среди них святилище Мое на веки. (Иез. 37, 24–26)


В этом обетовании Вы найдёте свидетельство и о вечности Торы, и о Новом Завете, и о Третьем Храме…

2. Об апостоле Павле: я уже высказал свою точку зрения, как и Вы — свою. Напомню только, что в Евр. 9, 9–11 сказано иначе, чем Вы понимаете. Ведь скиния «есть образ настоящего времени», а не прошедшего (ст. 9)! Обряды установлены «до времени исправления» (ст. 10), а посмотрите вокруг: всё ли, мягко говоря, «исправлено»?! Вот поэтому и сейчас Христос остаётся Первосвященником «будущих благ» (ст. 11), а не настоящих, и эти блага будут дарованы при исправлении всего, в грядущем веке (Откр. 21, 3–5). Вы же почему-то полагаете, что всё уже исправлено, всё прекрасно вокруг и глубоко духовно… Интересна мне психологическая причина такого Вашего понимания…

Спорные вопросы 02.03.2013 Руслан
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.
Спасибо огромное за Ваши работы, начинаю понимать писание по-новому.

Сейчас вошло в моду критиковать Библию, пожалуйста прокомментируйте следущую статью http://mi3ch.livejournal.com/2237560.html, судя по всему ее прочитало более 1 млн человек, извините, если отвлекаю Вас.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

В названной Вами статье выражено мнение человека, знакомого с Писанием, однако неверующего. Сказано:

…Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Римл. 10, 17)

Если к голосу Бога человек глух, то какая польза в беседе? Но обличение стяжателей, лицемерно прикрывающихся религией, справедливо. Если бы все верующие являли любовь, то неверующих было бы меньше…

Духовная Нищета 28.02.2013 Штыков Филипп
 Добрый день, Дмитрий.

Три вопроса:
Что такое с Вашей точки зрения Духовная Нищета?
Cуществуют ли на Ваш взгляд в Иудаизме представления о Духовной Нищите?
Если Да, то дайте пожалуйста ссылки на источники?

С уважением,
Филипп

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Филипп!

1. «Нищие духом» (Матф. 5, 3) — это смиренные, осознающие свою полную зависимость от Бога, как буквальные нищие целиком зависят от подающих им. Греческое «птохо́й то пнэ́умати» — «нищий [по отношению] к духу»; близкие по смыслу выражения — в Пс. 33, 19 («смиренные духом»), Прит. 16, 19 («смиряться духом с кроткими»).
Ис. 66, 2 (в оригинале — «ани у-нхэ ру́ах», т. е. «нищий и сокрушённый духом»), в текстах Кумрана (игра слов: «анвэ́й-руах» — «кроткие духом» и «анпэ́й-руах» — «нищие духом»).

2. В иудейских источниках повсеместно говорится о необходимости смирения перед Богом, например: «Весьма, весьма будь смирен («шефаль» — «низко находящийся», т. е. невысокого мнения о себе) духом, ибо будущее человека — [могильные] черви» (Пиркей Авот, 4, 4).


Куда делось тело Христа? 28.02.2013 Alex K
 Мир вам. Помогите понять: если вы в беседах говорили, что физические тела остаются как прах, то куда делось тело Христа?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

Иисус ожил и духом (I Пет. 3, 18), и телом (Деян. 2, 24–32: «Не оставлена душа его в аде, и плоть его не видела тления») .


Время распятия 27.02.2013 Игаль
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Объясните, пожалуйста, о несоответствии времени распятия Иисуса Христа в Иоанн.19:14-15; Марк.15:25; Марк:15:33.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игаль!

Выражения «час третий», «час шестой» могли употребляться в разном смысле, указывать и на промежутки времени, и на точный момент. Так, «час третий» — это и 9 часов утра (по-нашему), и время от 9 до 12 часов (до «часа шестого»). При втором понимании показания евангелистов сходятся. Да и относительно «часа шестого» имеются «расхождения»: у Иоанна в это время только ещё выносится приговор, за которым следуют приготовления к казни (19, 13–18), а у Луки «около шестого часа дня» Иисус уже был распят. Всё согласуется при понимании, нами рассмотренном.

Книга Есфирь 27.02.2013 Шимон-Кривенко Настя Сергеевна
 Доброго времени суток, уважаемый Дмитрий!
Хочу спросить, простите за такой, возможно, некорректный вопрос: почему Эстер пошла к Ахашверошу, нарушив заповедь "не прелюбодействуй", как это понять, ведь эта заповедь не должна нарушаться даже под страхом смерти?
Спасибо, с уважением, Настя

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Настя Сергеевна!

«Не прелюбодействуй!» — заповедь, относящаяся к сожительству с чужой женой, к посягательству на законность потомства другого человека. В упомянутом же Вами случае ничего такого не было (ср. Лев. 20, 10, где содержится объяснение заповеди).

Эмбриогенез 23.02.2013 Елена
 Уважаемый Дмитрий Владиирович!
Ещё в школе всем нам преподавали теорию эволюции Дарвина, которая на сегодня практически полностью опровергнута исследованиями в области палеонтологии, археологии, генетики и пр., подтверждающими Сотворение. Вопрос, который не даёт мне покоя, - эмбриогенез. Его понятно и логично объясняла дарвиновская концепция, но было ли у предыдущих ВЕРУЮЩИХ поколений знание об эмбриогенезе? В своей книге "Нефеш-терапия" Вы раскрываете взаимосвязь дней творения с системеми и органами человеческого тела. Эмбриогенез, протекая как бы "в той же последовательности", наверняка тоже связан с днями творения. Но не понятно, почему человеческий зародыш принимает вид рыбы, затем земноводного и т.д.? Какое этому может быть духовное объяснение?

С глубоким уважением и благодарностью, Елена

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

В буквальном смысле человеческий зародыш не принимает образа рыбы и т. п. — хотя бы потому, что он теплокровен. Однако человек, «вмещая» в себя вселенную, объединяет в себе и свойства всех существ:

Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир [«олам» — вселенную] в сердце их... (Еккл. 3, 11)

Вспомните державинское:

Я — связь миров повсюду сущих,
Я — крайня степень вещества,
Я — средоточие живущих,
Черта начальна Божества…


Соблюдение Субботы и малыши 23.02.2013 Елена
 Дмитрий Владимирович!
Предусмотрены ли какие-либо "послабления" в соблюдении Субботы для многодетной мамы. Всё же ведь в Заповеди сказано: "ни ты, ни сын твой, ...", жена не указана. Как быть с детишками, ведь их нужно кормить, мыть и ни на секунду не упускать из виду (т.е. быть сосредоточенной на них, хотя Заповедь подразумевает сосредоточение на молитве и Слове). Совесть замучала, разъясните, пожалуйста...

Спасибо Вам!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Забота о человеке, тем более о ребёнке — непременная составляющая соблюдения Субботы:

…Суббота для человека, а не человек для субботы… (Марк. 2, 27)

…Итак, можно в субботы делать добро. (Матф. 12, 12)

Какой духовный смысл? 22.02.2013 Alex.K
 Мир вам Д.В. Помогите понять 1 Кор 5,5. Что значит 1) Измождение плоти 2) Как это предать сатане 3) Чтобы дух был спасен.
И еще Ис 43, 3-4. 1) Кому Господь отдал выкуп и зачем 2) где и когда это в истории было или будет.
Огромное спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

1. В I Кор. 5, 5 речь идёт о совместной молитве (ст. 4) во спасение духа совершившего грех, который описан в стихе 1. Для покаяния и очищения человеку посылается болезнь, не дающая ему далее сожительствовать с женой отца (см. Лев. 18, 18; 20, 11). Болезнь, по повелению Бога, наводит сатана (Иов. 2, 7).

2. Ис. 43, 3–4 — Мидо-Персидское царство за освобождение Израильтян из Вавилонского плена («за тебя») получит во владение Египет, Эфиопию и Савею.

Что значит?.. 22.02.2013 Alex.K
 Мир вам Д.В. Помогите понять 1Кор 6, 2-3. Что значит 1) судить мир 2) судить Ангелов 3) Каких Ангелов? Огромное спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

I Кор. 6, 2–3 — святые будут участвовать в Божьем суде над миром (Дан. 4, 14; 7, ст. 9, 27; Откр. 20, 4). Отступившие от Бога «падшие» ангелы (Быт. 6, 2–5; II Петр. 2, 4; Иуд. 1, 6) тоже будут судимы святыми, ибо святые, при всех искушениях, остались верны Завету. В то же время, ангелы, возжелавшие земной жизни, чтобы доказать возможность её безгрешности и тем осудить сынов Адама, — впали в беззакония (так гласит Мидраш).


О герах. О родословии Иисуса. 21.02.2013 Игорь
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович! Спасибо за Ваш колоссальный труд.
Скажите пожалуйста, в Торе очень много раз говорится о герах. Раввины утверждают, что есть два вида геров, гер тошав, и гер цедек. Вчитываясь в текст, мне кажется, что человек признавший Б-га и сделавший обрезание, имеет такой же статус как и еврей. А понятие разделения на два гера, по мне, позднейшие комментарии раввинов.
Еще пожалуйста, читал у Руслана Хазарзара, что в трех синоптических евангелиях около десяти ошибок по родословной Иисуса. И по его таблице сравнений, родословная не верна. Я могу прислать отрывок, если нужно. Но меня интересует Ваше мнение. Если можно с каких-то источников. Спасибо! С уважением, Игорь

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

1. Вошедший в завет Авраамов исполняет Синайский закон вместе со всем потомством трёх праотцев (Быт. 17, 9–14; Исх. 19, 7–8) — это «гер цедек», прозелит праведности. А исполняющий заповеди, полученные Ноем (Быт. 9, 1–11) именуется «гер тошав» — «прозелит поселившийся» [рядом, вблизи].

2. Родословие Иисуса Христа у Матфея дано в общем виде, не подробно. У Луки — подробно. Согласно Евсевию Кесарийскому (со ссылкой на древние источники), отец Иосифа, отца Иисуса, женился после смерти единоутробного своего брата на его вдове. Поэтому два родословия восходят к разным сыновьям царя Давида.

О смоковнице 17.02.2013 Елена Владимировна
 Уважаемый Дмитрий Владимирович. Простите, что опять возвращаюсь к заданному мною вопросу о смоковнице от 13.12.2012. Видимо плохо я изложила свою мысль.
Вопрос был:
Почему Иисус проклял смоковницу, если еще не время приносить плоды? В чем виновато дерево бездушное? О чем говорит этот эпизод? Какой духовный смысл изложенного?»
Вы ответили: «Проклятие смоковницы символически указывает на человека, «не приносящего духовных плодов» в своей жизни – ср. …Приносит плод… во время свое... (Пс. 1, 3)»

Также объясняют этот эпизод большинство христианских толкователей. Вам этот вопрос я задала потому, что Ваше утверждение, что в Библии нет лишних слов и что внимательно надо относиться к контексту, легло мне на сердце. А при трактовании, что человек должен приносить плоды, выпадает значение слов «ибо еще не время было», а в Псалме, на который Вы ссылаетесь говорится «во время свое».
Далее в повествовании эпизода идет пояснение Иисуса о силе веры и о прощении, ни слова о плодах. И еще. Это единственный эпизод в Новом завете, где Иисус произвел карающее действие, везде он милосерден, заботлив, терпелив и т. д.
Как Вы думаете, каков духовный смысл изложенного?
С уважением, Е.В.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена Владимировна!

Вопрос в переводе c греческого «хо гар каиро́с ук эн сю́кон» (Марк. 11, 13) — можно понимать и как «ко времени [надлежащему] не было смокв», и как «не был [надлежащий] срок смокв». В обоих случаях (второй соответствует Синодальному тексту по смыслу) подразумевается отсутствие плодов в нужный момент. В Матф. 21 про срок вообще не говорится; у Марка же Иисус подходит, желая найти (ст. 13), но не находит — «к сроку нет смокв», «это не срок [находимых здесь, сейчас] смокв».
Иное понимание не совпадает с общим смыслом рассказа.

Мой голубой рояль (стихи Эльзы Ласкер-Шюлер) 11.02.2013 Вайханский Борис Семёнович
 Уважаемый Дмитрий! Когда-то в Вашем переводе мы открыли для себя Эльзу Ласкер-Шюлер. Сейчас, ежегодно выступая с концертами в Германии, мы включаем это стихотворение "Мой голубой рояль" во все свои программы. Вот аудио-ссылки. Послушайте песню на её стихи в русском переводе и на языке оригинала.
http://video.yandex.by/users/galina-vajkhanskaya/view/21/#
http://video.yandex.by/users/galina-vajkhanskaya/view/22/?ncrnd=9508#

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Борис Семёнович!

Очень рад получить от Вас это сообщение. Желаю Вам творческих успехов и сердечной радости!

Крещение 09.02.2013 Сивакова-Васина Ольга Александровна
 Здравствуйте,
раскройте пожалуйста определение - крещение, что это для человека?
Благодарю за ваше творчество.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Александровна!

Крещение, или омовение в знак покаяния, было известно древним иудеям до пришествия Иисуса: см. Лев. 14, 9 — об омовении прокажённого. Поскольку же греховность символически сопоставляется с «проказой духовной», вошло в обычай, исповедуя грехи, погружаться затем в воду:

И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн... И дам вам сердце новое, и дух новый...
Вложу внутрь вас дух Мой... (Иез. 36, 25–27)


В приведённом пророчестве омовение в воде при покаянии уже соединено с дарованием Духа Божьего, как впоследствии в Евангелии:

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым… (Матф. 3, 11)

В иудейской традиции такое погружение в воду, сопровождаемое исповедью и связанное с очищением от грехов, сохранилось и поныне — это миква. В традиционных христианских конфессиях обряд претерпел различные изменения, но суть осталась той же.

День воскресный 09.02.2013 Сивакова-Васина Ольга Александровна
 Здравствуйте,
суббота уважаемый день в Православии, проходят Богослужения, но воскресение празднуется и почитается больше, как объясняет священник, по причине воскресения Христа в воскресенье. Мне трудно понимается такая замена, ведь заповедь была про субботу. Или я неправильно что-то поняла?
Есть в писании места, раскрывающие эту тему? Если нет - приоткройте, пожалуйста, мне завесу в истории: дня посвящения Богу в Православной традиции воскресению.
Спасибо большое.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Александровна!

Празднование Субботы было официально «заменено» празднованием первого дня недели во время придания Христианству статуса государственной религии в первой четверти IV в., при императоре Константине.


"Ваш отец – дьявол" 02.02.2013 Игорь
 Помогите пожалуйста разобраться в сути конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями.
Иоанна гл. 8
Он говорит им, что "ваш отец – дьявол".
На основании этих слов, многие считают иудаизм религией дьявола, а иудеев его слугами.
Прокомментируйте, пожалуйста, эту главу.
Что же имел ввиду Иисус? Почему они "уверовав" тут же восстали на Него.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус. На вопрос самарянки:

…Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев. (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться (т. е. поклоняться)» он признаёт спасительным. Да и сам он именует себя «царём Иудейским»:

…Он говорил: Я Царь Иудейский. (Иоан. 19, 21)

2. Он указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. <...>
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)


Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа, нередко — людей, относящихся к религиозной элите:

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям). Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества. Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

— и они, его оппоненты, далее именуются «иудеями». Имеются в виду авторитетные учителя народа, наделённые властью, — ср. «книжники и фарисеи» (ст. 3), «фарисеи» (ст. 13) — и «иудеи» (ст. 22, 31, 48, 52, 57). Многие из этих авторитетных людей «уверовали в Иисуса» (ст. 30).
В чём же заключалась их «вера»? Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян:

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем… удалился... (Иоан. 6, 14–15)


Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.
Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической, и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31). Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан. 8, 31–32)


Здесь он призывает вникать в его учение, познавать истину, им возвещаемую. Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины. Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания, в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.
Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства, которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала... (Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию (Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).




[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |