Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

[ ] [ ]

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
без темы 27.02.2010 Павлик Татьяна Алексеевна
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, мне в руки попала Ваша замечательная книга "Введение в Ветхий завет". Но там сказано, что она состоит из 8 томов, а имеются только 3. Очень хотелось бы приобрести остальные 5 томов. Подскажите пожалуйста, как это сделать. И да хранит Вас и всю Вашу семью наш замечательный Господь Бог.

:
Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Кроме «Пятикнижия Моисеева» вышли также комментарии к Книге Иова («Беседы о Книге Иова…») и к Книге Даниила («Пророчества Книги Даниила…»); в дальнейшем, по-видимому, они войдут в многотомник «Ведение в Ветхий Завет». Работа над многотомником не прекращается; надеемся, что мы увидим, с Божьей помощью, комментарии Дмитрия Владимировича и к другим книгам Библии.

Средневековая Греческая поэзия 27.02.2010 Штыков Филипп Гениевич
 Добрый день!
Подскажите пожалуйста есть ли у Вас какая либо информация о средневековой греческой поэзии: ссылки, книги, статьи?

С уважением,
Филипп


. . :
Уважаемый Филипп Гениевич!

Книг на упомянутую Вами тему предостаточно, притом на разных языках. Советую Вам поискать список в Интернете по ключевым словам. — Д. Щ.


Бессмертна ли все-таки душа «нефеш»? 27.02.2010 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

В своем ответе Ярославу из Киева на тему Существует ли душа? (27.12.2009) Вы пишете:

Все три уровня души — нешама, руах, нефеш — являются бессмертными, ибо духовная сущность не подлежит распаду и разложению. Если же говорится о смерти души, то имеется в виду одно из двух: или прекращение её связи с телом и, следовательно, возможности воздействия на материальный мир (Иис. Нав. 11, 14 — «не оставили никакой нешамы»), или — прерывание её связи с более высоким духовным уровнем и потоком жизни свыше:
…Душа [нефеш] согрешающая, та умрет. (Иез. 18, 4);
…Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. (Откр. 3, 1)
Учение же об «исчезновении из бытия» какой–либо части человеческой души проистекает от непонимания смысла Писания.

В то же время в Вашем «Введении в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево» на с. 51 нашел следующий фрагмент:

Слово «жизнь» в обороте נשמת חיים ‹нишма́т хайи́м› имеет форму двойственного числа, и весь оборот можно перевести как «дыхание [двух] жизней», что указывает прикровенно на вечную жизнь, коей наделена «нешама» — высшая душа, или разумный дух человека. Ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, духовная. При слове же «нефеш» слово «жизнь» поставлено в единственном числе, ибо животная душа человека, входящая в состав «нефеша» и оживляющая плоть, не переходит после смерти тела в духовный мир.

Как примирить эти Ваши утверждения между собой? Бессмертна ли все-таки душа «нефеш», вечно ли ее существование, сохраняется ли она в процессе «гильгулей нешамот»?

Всего доброго!
Александр

. . :
Уважаемый Александр!

Каждый уровень духовного состава человека подразделяется на своего рода «ступеньки», или подуровни. Так, нефеш (душа) включает в себя как «высшую» часть, примыкающую к руаху (духу), так и «низшую», примыкающую к гуфу (физическому телу). Наименование «животная душа» относится именно к этой «низшей» части нефеша. Бессмертна «высшая» часть нефеша, в то время как «низшая» в момент смерти физического тела «отпадает» от своего «ствола», как засохшая ветвь, и умирает. Вот почему о нефеше говорится то как о смертном, то как о бессмертном. — Д. Щ.

изучение Библии продолжение 26.02.2010 Алексей
 Доброе время суток, я уже задавал вопрос по поводу исследования библии и Свидетелей Иеговы. Опять же мне непонятно как должен вести себя человек, который стремится исследовать библию, на данный момент не могу согласиться ни с одной из конфессий, так как считаю что они далеки от библии, кроме Свидетелей, или подскажите как должен действовать человек, который стремится к Богу, где он может найти единомышленников? Насчет имени Бога, что значит всуе, ведь если бы находились в древнем Египте, Греции и т.п. где множество Богов, как бы вы рассказали об истинном Боге не произнося его имени, ведь читаем же, "да святится ИМЯ Твое" , "Именем твоим" и т.д.

С уважением, Алексей.

. . :
Уважаемый Алексей!

В учении «Свидетелей», наряду с позитивными воззрениями библейского и общехристианского характера, содержится немало заблуждений. Это, например, проповедь о «смертности души»; мнение относительно ста сорока четырех тысяч «искупленных от земли» израильтян, которые названы «девственниками, не осквернившимися с жёнами» (Откр. 7, 4; 14, 4) — что в их число, якобы, входят женщины и представители языческих народов, и многое другое.
В этом учении имеется также целый ряд несбывшихся, т. е. ложных, «пророчеств».
Что касается Имени Божьего, то оно традиционно заменяется словом Адонай (Господь) или Г̃а-Шем (Имя), и спутать Его с каким-либо другим именем невозможно. — Д. Щ.

Читали ли Вы Священные Писания Индии, Египта, Южной Америки? 22.02.2010 Gene
 Очень интересна Ваша позиция изучать религии совместно. Нашли несколько Ваших ответов насчет индуизма, о каком идолопоклоничестве может идти речь в Тех Писаниях?... Очень советуем лично Вам ознакомиться с Бхагавад Гитой и Бхагавата Пураной(только без обработки сектанта Прабхупады, этот вариант очень распространен в сети), из переводов лучше брать Смирнова либо Неаполитанского. ВСЕ Книги говорят об одной Истине и даны Единым Источником (конечно во всем человек есть приемник и фильтр), идолопоклоники это люди совсем непонимающие сути, принимающие тонкий намек за жесткое правило, таких и среди христиан и любой конфессии, как правило, большинство собственно говоря.

. . :
Уважаемый Gene!

Как специалист по сравнительной истории религий я, конечно, знаком с Писаниями великих культур. Несомненно, многое в них написано выдающимися мудрецами-поэтами и философами. Однако это коренным образом отличается от непосредственного вдохновения Свыше, под воздействием которого была создана Библия:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности… (II Тим. 3, 16)

Бросим взгляд на историю Индии с такими чертами её традиционной культуры, как жёсткая кастовая система с угнетением «шудр» и третированием «неприкасаемых»; как сожжение живыми вдов на погребальных кострах их мужей…
Вспомним «наставление» Кришны — Арджуне в Бхагавад-Гите о том, что «дхарма» (долг) велит ему истребить в бою всех своих родственников (в чём сам Арджуна поначалу сомневается, находясь в смятении, но потом, «вразумлённый» своим «богом», приступает к действию)…
Вспомним систему жертвоприношений в Южной Америке…
И поймём, что, наряду с прекрасным и разумным, в человеческих Писаниях (в отличие от дарованных Единым истинным Богом) содержатся также и ошибки, заблуждения, а порой — и вовсе неприемлемые, вредоносные, демонические «указания».
Вот почему Библия учит нас:

Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. (Исх. 23, 13)

Д. Щ.

Нефеш-терапия 19.02.2010 Елена
 Где можно приобрести книгу "Нефеш-терапия"?

:
Уважаемая Елена!

Книгу «Нефеш-терапия» по издательским ценам можно будет приобрести в среду 24 февраля после лекции Д.В. Щедровицкого в Центре лечебной педагогики (см. анонс от 19.02.2010 в рубрике «Новости, события, анонсы» на главной странице сайта).
В дальнейшем постепенно (в течение двух-трех недель) появится возможность приобрести книгу в Интернет-магазинах и торговых точках, указанных в подразделе «Приобретение книг» раздела «Справочная информация».

слепой священник 18.02.2010 Наталья
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Помогите правильно понять. В книге «Левит» Гл. 21 говорится: «…никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, 19/ ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, 20/ ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; 21/ ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу…»
Сейчас очень многие священники русской православной церкви постоянно носят очки уже в среднем возрасте – и это не является препятствием их священству. Но разве это не «недостаток на теле»? или же под «слепотой» имеется в виду «полная слепота»?
Дмитрий Владимирович, Вы, зная оригинал, помогите понять, согласно Писанию является ли препятствием священству нарушение зрения, требующее постоянное ношение очков? И если да, то как правильно относиться к таким священникам?

С благодарностью,
Наталья

. . :
Уважаемая Наталья!

В Новом Завете предписания о слепоте понимаются уже духовно (ср.: «фарисей слепой!» — Матф. 23, 26; «может ли слепой водить слепого?» Лук. 6, 39). Но и при буквальном понимании слабость зрения не лишает права священствовать: Илий продолжал быть священником, когда зрение его очень ослабло (I Цар. 4, 13–16, 18). — Д. Щ.

Иисус - Бог и Сын Божий 17.02.2010 Лилия Королёва
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Прочитав Ваш ответ на вопрос "Про Отца, Сына и Святого Духа", хочу уточнить: считаете ли Вы Иисуса Богом (т.е. - ипостасью Единого Бога) или нет (в этом случае - кем Вы его считаете)?

Буду признательна за ответ в любой удобной для Вас форме - в гостевой книге или на e-mail.

С уважением,
Лилия

. . :
Уважаемая Лилия!

Ответ на Ваш вопрос — в Иоан. 14, 10–11:

…Я в Отце и Отец во Мне… Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела... (Иоан. 14, 10)

Необходимо различать Божественное Присутствие (Иоан. 1, 1, 9–12, 16; Евр. 1, 1–13) от человеческой природы, проявляющейся в рождении (Матф. 1, 25), питании (Матф. 9, 11), ограниченности сил (Иоанн. 4, 6; Лук. 22, 42–44) и знаний (Лук. 8, 45–46; Марк. 13, 32), страданиях, страхе (Марк. 14, 33–34; Лук. 22, 44) и смерти (Лук. 23, 46).
Писание учит отличать Обитающего во Храме от самого Храма (Евр. 9, 11–12, ср. I Кор. 6, 19–20). — Д. Щ.

Purim 15.02.2010 Dmitriy
 Шалом!!! Какое место в пророческих праздниках о Мессии занимает Пурим, есть ли о нём упоминание в Новом завете? Благодарю за ответ.

. . :
Уважаемый Дмитрий!

Пурим, как известно, не входит в число Праздников Господних (Лев. 23) и был установлен по поводу особого события в VI веке до н. э. Согласно второканоническому тексту (см. в Православной Библии), он указывает на то, что «устроил Бог два жребия», один — для праведных, другой — для нечестивых: Есф. 10, дополнение, стихи д)–з). Это следует сопоставить с Матф. 25, 31–46:

…И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других… (Матф. 25, 32)

Д. Щ.

третий храм 15.02.2010 Олег
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, почему в третьем храме (Иез.) будут приноситься в жертву за грех животные? Заранее благодарен за ответ.

. . :
Уважаемый Олег!

В Третьем Храме животных будут приносить в жертву во искупление грехов, вновь совершаемых теми, кто был прощён и очищен от прежних преступлений. Сказано:

…Возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею…
За согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм. (Иез. 45, 19–20)


То же — у Исайи:

…Не услышится в нем [Иерусалиме] более голос плача...
…Столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. (Ис. 65, 19–20)


— следовательно, грешить ещё будут.
И если до наступления Седьмого Тысячелетия (Субботы) «не остаётся более жертвы за [произвольные] грехи, но некое страшное ожидание суда» (Евр. 10, 26–27), то в эпоху Третьего Храма это положение будет исправлено, и жертвы за грехи (Лев. 4–7) возобновятся. —  Д. Щ.

Пр Отца, Сына и Святого Духа 09.02.2010 Смольников Игорь Михайлович
 Хотелось бы добавить к приведенным стихам Дм.В. о Троице, еще один стих из Отк.3:12. На вопрос Андрея Романовича.
Христос уже вознесен от земли, Он в славе! Он уже не сын человеческий. И вот что Он говорит: "Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего..." и далее это повторяется еще три раза. Оказывается у Христа есть Мой Бог.
Дмитрий Владимирович, правильно ли я понимаю этот стих?

. . :
Уважаемый Игорь Михайлович!

Приведённое Вами свидетельство из Откр. 3, 12 предварено ещё и Откр. 3, 2 — «пред Богом Моим». Кроме того, здесь же (Откр. 2, 27 — «получил [власть] от Отца Моего»; 3, 14 — «Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия», и др.) — многократно говорится о зависимости Сына от Отца, как и в местах Нового Завета. — Д. Щ.

"Запечатанная книга" и ЙОМ АДОНАЙ -2 08.02.2010 Виктор Коваленко
 Доброго здоровья, Дмитрий Владимирович!

Я опять о Дне Господнем, – все пытаюсь понять, о чем говорил Апостол Иоанн, и как многие, рассчитываю на вашу помощь (особенно в переводах).

1.
Исх. 20:10, 11 называет субботу не Днем Господним, а днем покоя (основное значение слова шаббат – покой?):
«а день седьмой – суббота (шаббат) Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний (ДЕНЬ ПОКОЯ) и освятил его».

Ис. 58:13 тоже называет субботу (шаббат) не Днем Господним, а святым днем (я, извините, только по Стронгу):
- «Если ты удержишь 07725 08686 ногу 07272 твою ради ШАББАТА 07676 от исполнения 06213 08800 прихотей 02656 твоих во СВЯТЫЙ 06944 ДЕНЬ 03117 Мой, и будешь 07121 08804 0 называть 07121 08804 0 ШАББАТ 07676 отрадою 06027 , СВЯТЫМ 06918 днем (? – нет слова «день») ГОСПОДНИМ 03068 , чествуемым…».
(шаббат – святой день, покой - отрада, покой – святой Господень /по Евр. 4:1, покой Его/).

2.
Библия называет шаббат отрадою, покоем, в который нужно стремиться войти.
А вот, что написано в Ам. 5:18–20 о Дне Господнем:
«Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.
«Горе желающим дня Господня» - разве горе желающим покоя Господня?

3.
Вы пишете: «Я не знаю случая, чтобы по отношению к пророческому видению было сказано, что пророк оказался «в таком-то дне» (в смысле временного периода, эпохи)».
Но разве нельзя видеть «тот» день, - день о котором столько написано, и, соответственно, как бы побывать в том времени?
Если бы вы дали определение значения слов «быть в духе», было бы проще.
Если «быть в духе» значит видеть видения Божии и/или слышать голос Божий, значит, Апостол Иоанн писал, что ему было видение Дня Господня (ведь все было в образах) и слова Божии о Дне Господнем (и что «было» до Дня Господня /хотя этого «было» еще не было, когда Апостол Иоанн был на Патмосе/, и что будет после Дня Господня).

«Я был в духе в День Господень», - написал Апостол Иоанн.
А вот, что писал Апостол Павел:
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к ВИДЕНИЯМ и ОТКРОВЕНИЯМ Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне /КРОМЕ, ПОМИМО/ ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне /КРОМЕ, ПОМИМО/ тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» /2 Кор. 12:1–4/.
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним» - если Апостолу Павлу было видение новой земли, и он слышал откровения Господа о новой земле, значит, Апостол Павел был там в духе…

(Если бы было более-менее четкое определение пребывания в духе, то многие «говорящие» на иных языках прикусили бы свои плотские, потому что абсолютное большинство говорит не видя видений и не слыша голоса Божия, и не знают, славит Бога их плоть или хулит…)

4.
И еще: какой смысл упоминать Апостолу Иоанну о пребывании в духе именно в субботний день?
Разве только по субботам любимый ученик Господа имел общение с Богом?

5.
И такой вопрос: можно ли считать слова «я был в духе в День Господень», как бы только названием рассказа о масштабном видении, а слова «и слышал» - началом самого рассказа о видении? (исходя из предлагаемого «определения» «быть в духе», я так читаю.)
В Библии встречаются отдельные фразы, которые можно читать, как название главы.
Например, в конце второй главы книги «Бытие» написано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», а потом пошел рассказ, как и кто довел их до бесстыдства.
Так и в «Откровении» - «я был в духе в День Господень», а потом пошел рассказ от слов «и слышал»…

Вы пишете:

1:
- «Однако предположим, что Ваше объяснение верно. Тогда центром возвещённого Иоанну окажется «день гнева», - так и есть.
- «в то время как не менее важно и то, что говорится о грядущем спасении (гл. 21)» - да. Поэтому Апостолу Иоанну и было сказано: «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СЕГО» /Отк. 1:19/, то есть, после Дня Господня.
Только о грядущем спасении говорится и в 16–20 главах.
1-й же стих 21:1 главы должен завершать в 20-й рассказ о спасении, а остальные возвращают читающих к началу 1000-летнего царства.

2:
- «почему именно события времён «снятия шестой печати» должны быть поставлены во главу угла?! Ведь есть ещё шесть печатей, а число «6» никак не назовёшь «центром» семиричного исчисления. И, кроме снятия печатей, описано ещё очень многое…»
События шестой печати не стоят во главе угла.
События шестой печати всего лишь знамения. Их не сразу поймут, но когда людям объяснят, что они означают начало великого дня гнева Божия, тогда и начнут прятаться. А что прятаться? Знаменательные события уже произошли и все пошло снова своим чередом. Единственное, что произойдет – выйдет закон от Сиона, для исправления путей, для объявления новых постановлений о Богослужении и новых заповедей о священстве Израиля.
Окончится День Господень другим знамением – ВИДЕНИЕМ Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою /Мат. 24: 30/. В Отк. 19 Апостол Иоанн увидел Того, чье имя Слово Божие, силою и славою великою - на белом коне во главе небесных воинств.

Каждое знамение говорит об окончании одного пророческого периода и начале другого.
Знамения шестой печати говорят об окончании времени проповеди Евангелия и начале великого дня гнева Божия.
Знамение Сына Человеческого на небе говорит об окончании Дня Господня и начале времен отрады, когда наступит час овладения святыми Всевышнего царством земли, когда евреи станут царственным священством и будут царствовать, доколе Сам Господь сойдет с неба. Чтобы под руководством этих святых разрушенная в день гнева земля «изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда» /Иов 38:14/.

Я тут задумался: за пояснениями моего понимания не потеряются вопросы по «Запечатанной книге»?
Если много написано, отделите на что можете ответить. Хотя бы по Ис. 58: 13 и Ам. 5: 18: 20.

С уважением и извинениями,
Виктор Коваленко.


. . :
Уважаемый Виктор!

О том, что Иоанн Богослов был перенесён в видениях в будущее, свидетельствует вся его книга. Однако же в стихе 1, 10 выражение «быть во дне» немыслимо грамматически (а не фактически!). Правильный перевод с греческого — «был в Духе», а далее — уточнение: «в такой-то день».
Теперь — об Ис. 58, 13:

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним… (Ис. 58, 13)

Здесь суббота называется «день Мой» — в первом лице, отсюда логически следует, что в третьем лице — «день Его», т. е. «день Господень». Вы правы, слова «день» нет в Масоретском тексте; но в Септуагинте оно есть (эн тэ хэме́ра тэ хаги́а — «в день святой»), ведь «Откровение» дошло до нас на греческом!
В Ам. 5, 18–20 говорится не об эсхатологическом «Дне», но о каре, которую Бог наведёт «вскоре», т. е. о выселении Северного царства («остатка Иосифова» — ст. 15):

…И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя…
Разве день Господень не мрак, а свет?...

…Я переселю вас за Дамаск… (Ам. 5, 17–27)


И в ряде других случаев «день Господень» — обозначение разных «посещений» Господом людей. Например, Иез. 13, 5:

В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа. (Иез. 13, 5)

Это сказано в настоящем времени и относится ко лжепророкам — современникам Иезекииля; следовательно, «день Господень» здесь — время посещения Богом Иудейского царства в конце эпохи Первого Храма. То же в Иез. 30, 3–4:

…Близок день… Господа

И пойдет меч на Египет… (Иез. 30, 3–4)


— далее поясняется, что это осуществится «рукою Навуходоносора» (ст. 10), т. е. относится к VI в. до Р. Х.
Примеры можно умножить. Конечно, во многих пророчествах (например, Ис. 13, 9) «день Господень» указывает именно на конец времён…
«Приурочивание» Откр. 1, 10 ко «дню Господню» как периоду конца и грамматически, и исторически неверно. «Откровение» говорит не только о «последних днях», но и о целых эпохах истории…
На Ваш вопрос (пункт 5) отвечаю: «названия рассказов» как в Ветхом, так и в Новом Завете приводятся совсем по-другому, и разбивать единое высказывание никак нельзя. Ссылка на Быт. 2, 25 дела не улучшает: этот стих — не «название» следующей части, но и по смыслу, и по форме примыкает к предыдущей. Сопоставьте сказанное тут «не стыдились» с «убоялся, потому что я наг, и скрылся» (3, 10) — и увидите нестыковку в предложенном толковании… — Д. Щ.


Нет пророка в своем отечестве 08.02.2010 Кирилюк Андрей
 4-я глава Луки:

После искушения в пустыне Иешуа вернулся в Галилею, где мы видим успех:
15 и учил Он в синагогах их, прославляемый всеми.

Затем возвращение в Назарет, где реакция слушателей поначалу благосклонная:
22 И все свидетельствовали Ему и удивлялись словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не сын ли Он Иосифа?

Но потом, после разъяснений Иешуа, картина резко меняется:
28 И исполнились все ярости в синагоге, услышав это,
29 и встав, выгнали Его вон из города, и повели до обрыва горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его.

Затем Капернаум, где вновь успех:
32 и они изумлялись учению Его, ибо слово Его было с властью,

42 ... народ искал Его и нашел Его, и удерживал, чтобы Он не уходил от них.

На фоне явного успеха мы вдруг видим негативную реакцию в городе «где был воспитан». Хорошо бы понять, что же произошло в Назарете, что именно вызвало такое отношение слушателей? И что с этим пониманием делать, чему оно может нас научить?


. . :
Уважаемый Андрей!

Рассказ Лук. 4 показывает пример «массовой психологии»; параллель — отношение толпы к Иисусу при входе в Иерусалим — и во время суда Пилата (ср. Иоанн. 12, 12–18 с 18, 40 и параллельные места). В Лук. 4, 20–22 описана реакция присутствующих на приемлемые и приятные для них слова Иисуса, а далее (ст. 24–27) — на обличительные и неприятные. Ведь он предсказал прямо, что в родном городе («в своём отечестве» — ст. 24) его не примут, что и осуществилось через несколько минут (ст. 28–29); притом намекнул и на «неизбранность» тех, кто его отвергнет, несмотря на принадлежность их к избранному народу, — и сказал, что в других народах есть избранники Божии (Сарептская вдова-финикиянка и Нееман-арамеец).
Всем этим Иисус учит нас, что радостная внешняя реакция при начале благовествования — далеко не признак искреннего приятия Слова; только истинное покаяние в ответ на обличение может говорить о готовности сердца обратиться к Богу. —  Д. Щ.

Так все же судим? 05.02.2010 alex.K
 Господь сказал не судите и все же судите (определите кто они псы или свиньи)? Иаков говорит (2;4), предостерегая нас, чтоб мы не были судьями с худыми мыслями. Господь сказал (Мтф 5;14,15), что мы свет, должны светить и не скрывать ни от кого? Так? Простите мне мое непонимание.

. . :
Уважаемый Алекс. К.!

Иисус сказал:

Не судите по наружности, но судите судом праведным. (Иоан. 7, 24)

Итак, он повелел судить, но — праведным судом! Слова же:

Не судите, да не судимы будете… (Матф. 7, 1) ,

— говорят о неправедном суде, т. е. о таком, когда человек к себе самому подходит с одной мерой, а к остальным людям — с другой. Потому далее сказано:

…Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Матф. 7, 2)

А у Луки (6, 37) «не судите» — высказано в контексте заповедей милосердия:

…Будьте милосерды...
…Не судите… прощайте, и прощены будете… (Лук. 6, 36–37)


Если бы существовал общий запрет «судить» (т. е. высказывать своё суждение, а также осуждать), то как бы мы могли вообще определить, кому запрещено «давать святыню», — и различить «псов и свиней» (Матф. 7, 6) «лисиц» (Лук. 13, 32), «безумных и слепых» (Матф. 23, 17, 19) или «змий, порождений ехидниных» (там же, ст. 33)?! А ведь Иисус повелевает различать! Если же не различать — то надо взять слепого в поводыри, чтобы вместе с ним свалиться в яму (Матф. 15, 14)! Кроме того, Иисус «пришёл не нарушить, но исполнить» (Матф. 5, 17–19), а ведь сколько места уделено в Законе и Пророках праведному суду (Исх. 22, 9; Лев. 24, 22; Втор. 1, 17; 25, 1; Ис. 56, 1; Иер. 21, 12 и мн. др.)!
Иаков говорит о «судьях с худыми мыслями» (Иак. 2, 4), но этим он осуждает худые мысли, а не само свойство судить…
Предписанием Матф. 5, 14–16 о добрых делах суд не отменяется, а утверждается, как сказал Господь через Иеремию:

…Производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте... (Иер. 22, 3)

Ибо добро должно быть деятельным, а добрые дела — результативными, спасительными для жизни, здоровья и достоинства людей («спасайте»)! Если это верно по отношению к буквальному суду (юридической процедуре), то тем более — по отношению к способности судить, в смысле выносить суждение.

Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом… (Ис. 5, 20)

Значит, необходимо судить, т. е. и рассуждать, и принимать решения. Не так ли?!.. — Д. Щ.

отношение к Талмуду 05.02.2010 Алена третьяк
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Для меня очень важно знать Ваше мнение и отношение к такому фундаментальному еврейскому своду Законов как Талмуд.
Спасибо.

. . :
Уважаемая Алена!

Талмуд — произведение многовековое и очень сложное по составу, в нём содержатся как мудрые постановления и толкования, проистекающие от высокого духовного опыта, так и чисто человеческие мысли и мнения. Приведу примеры как того, так и другого. Трактат Авот дэ-рабби Натан (версия 1), гл. 3 (начало): «…И поставляйте побольше учеников. Ибо школа Шаммая говорит: учить должно лишь человека умного, смиренного, благородного происхождения и богатого, а школа Гиллеля говорит: учить должно всех людей, ибо в Израиле было много грешников, которые приблизились к изучению Торы и стали праведными, благочестивыми и годными».
Кажется, лучше не скажешь о духовной обязанности проповедовать слово Божие всем — и о благе, от этого проистекающем!
А теперь — пример другого рода: Сифре Реэ 111–112 (на Втор. 15, 1–3): «…Подобно тому как “семь лет” для раба еврея исчисляются для каждого отдельного раба, так и здесь семь лет для прощения должны исчисляться для каждого должника особо». Речь идёт о библейском постановлении:

В седьмой год делай прощение.
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа… (Втор. 15, 1–2)


Поскольку же имеется предписание не сеять и не жать в каждый седьмой год (Лев. 25, 2–7), а также заповедь отпускать раба на свободу в седьмой год (Исх. 21, 2), то понятно, что речь идет в трех случаях об одном и том же: именно в Субботний год следует и землю оставлять «под паром», и долги прощать, и отпускать рабов на свободу. В рабство попадали главным образом за долги; прощая же долги, тем самым аннулировали рабство. Например, царь Седекия, вразумлённый пророком Иеремией, велел всем рабовладельцам одновременно отпустить рабов на свободу, во исполнение заповеди; следовательно, тогда наступил Субботний год (Иер. 34, 8–15).
В приведённом же месте из Сифре Реэ сказано противоположное: что годы рабства, как и годы долга, должны исчисляться «для каждого должника особо», — раб отпускается через шесть лет, считая от времени порабощения; должнику прощается долг на седьмой год, считая от взятия взаймы. Этим заповеданный Богом Субботний год… аннулируется! Последствия такого «постановления», как религиозно-исторические, так и социально-политические и экономические, — неисчислимы…
Приведённые примеры показывают, сколь разный по духовной ценности материал содержится в Талмуде. Этим талмудическая литература отличается от Священного Писания, где всё записано пророками и вдохновлено Духом Божиим:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности… (II Тим. 3, 16)

К Талмуду же как великому культурно-историческому памятнику следует подходить выборочно, отделяя то, что помогает пониманию и исполнению заповедей Божьих, от того, что принадлежит к «учениям и заповедям человеческим» (Матф. 15, 9).
К Талмуду как нельзя более относится совет апостола:

Все испытывайте, хорошего держитесь. (I Фес. 5, 21)

(Цитаты приведены по переводу Н. Переферковича «Талмуд, Мишна и Тосефта», СПб, 1902, т. 1, с. 182 и т. 4, с. 491. Это репринтное издание — пока единственное доступное русскоязычному читателю, содержащее Мишну в полном объёме.) — Д. Щ.

Про Бога. 03.02.2010 Андрей Романович
 Уважаемый Д.В. Щедровицкий!!!
Заранее попрошу вас отвечать четко на поставленный вопрос, а не отвечать как дипломат...мол дальше сам догадывайся!!!
Вопрос 1: Кто такой Иисус Христос - Бог или не Бог? Цитата из Библии которая однозначно говорит об этом, пож-ста.
Вопрос 2: Кто такой Святой Дух - Бог или не Бог? Цитата из Библии, которая однозначно говорит об этом, пож-ста.
Вопрос 3: Кто такой Отец - Бог или не Бог? Цитата из Библии, которая однозначно говорит об этом, пож-ста.
Вопрос 4: Есть ли иерархия между этими личностями? Цитата из Библии, которая однозначно говорит об этом, пож-ста.
Вопрос 5: Если Отец-Бог, Сын-Бог, Святой Дух-Бог, то какая иерархия возможна между 3 Богами? ведь Богу возможно все, значит как Сыну так и Отцу, так и Духу Святому возможно все, равенство прослеживается из этого...
Если ваши ответы будут нечеткими, то есть не будут отвечать на поставленный вопрос - я тогда смею предполагать, что вы не знаете ответа на поставленный мною вопрос!
Благодарю вас.

. . :
Уважаемый Андрей Романович!

Попытка решить духовный вопрос с помощью математических уравнений (в Вашем случае: а = b; с = b; d = b; следовательно, а = с = d) далеко не всегда бывает успешной. Если Вы интересовались историей Церкви, то знаете, что проблеме «соотношения Лиц Троицы» были посвящены самые бурные дебаты ряда Соборов — соответственно, со множеством взаимных анафем, а также с частыми вмешательствами государственной власти и жестокими репрессиями…
Один из наиболее удачных образов «соотношения Ипостасей», предложенных ранними толкователями, — это, как мне представляется, образ Солнца, его света и тепла. Свету уподобляется Логос (= Сын), Который есть «Свет истинный», Он «рождается от Отца»; теплу — Дух, Который «взращивает и согревает» всё сотворённое, подобно солнечному теплу, Он «исходит от Отца». Теперь спрошу Вас: дозволительно ли луч солнечный, достигающий Земли, и несомые этим лучом свет и тепло — считать равными самому Солнцу, хотя они и одной с ним природы?
Есть ли иерархия между Солнцем — и, соответственно, светом и теплом, от него идущими?.. — Д. Щ.

Какого города описание Иез. 40-48 ? 01.02.2010 Айваз Олег
 Вопрос к Дмитрию Владимировичу: Иез.40-48, Описание земного или небесного города там? Если это небесный город, то почему там будут приноситься жертвы, а если земной - почему описание его похоже на описание Откр. 21-22? Буду благодарен за ответ!


. . :
Уважаемый Олег!

У Иезекииля (гл. 40–48) описан земной Иерусалим будущего, эпохи Третьего храма. Перед описанием сказано, что Бог привёл пророка «в землю Израилеву» (40, 2). Храм должны, по указанным «чертежам», построить люди: 40, 3 — «возвести дому Израилеву» и 43, 11 —

…Покажи им вид храма… и все очертания его… чтобы они сохраняли… и поступали по ним. (Иез. 43, 11)

Описаны границы 12 колен, восстановленных в Ханаане, и распределение земли (47, 13–48).
Что касается Откр. 21–22, то там тоже описан Храм на земле:

…Город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба... (Откр. 21, 2)

Куда сходящий? Очевидно, что на землю! «Сходящий» — можно понять как построенный на земле по предначертаниям свыше — ср.:

…Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. (Откр. 21, 10)

Только описание в Откровении — обобщённо-поэтическое, а у Иезекииля — подробно-реалистическое…
Желаю Вам от души благословения свыше как духовного, так и душевного и физического! — Д. Щ.

Не судите 28.01.2010 alex.K
 Скажите пожалуйста как вы понимаете Мтф. 7:6. Заранее благодарен.

. . :
Уважаемый Алекс. К.!

По поводу Матф. 7, 6: кого же Иисус подразумевает под «псами» и «свиньями»? Царь Соломон сказал:

Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. (Прит. 26, 11)

Ничем не вразумляемые, а также невежды, лентяи, жадные и корыстолюбивые (Ис. 56, 10–12) — все они объединяются под названием «нечестивые беззаконники» и сравниваются с псами (Пс. 58, 6–7). Со свиньёй сопоставляется безрассудная женщина (Прит. 11, 22); однако свинья, в отличие от пса, не нападает обычно на человека; потому предупреждение «растерзают вас» (Матф. 7, 6) скорее говорит о сравнении с кабаном или вепрем. С последними же сравниваются разрушающие дело Божие и терзающие народ Его (Пс. 79, 14). Перед людьми, подходящими под упомянутые определения, Иисус не советует «метать бисер» т. е. возвещать им слово Господне или открывать своё сердце. — Д. Щ.

Как это понять? 28.01.2010 Пашков Кирилл Васильевич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Мир Вам. У меня вопрос по следующим местам Писания – Исход 23:19; Исход 34:26. Что Бог подразумевал под запретом не варить козлёнка в молоке матери? Меня интересует не только буквальный аспект, а также духовный. Спасибо, да хранит Вас Бог Израиля.

. . :
Уважаемый Кирилл Васильевич!

О «козлёнке в молоке матери» говорится во «Введении в Ветхий Завет», с. 465. — Д. Щ.




Духовный смысл 24.01.2010 Alex.K
 Приветствую Вас, уважаемый Дмитрий Владимирович. Скажите, каков духовный смысл Ноева потопа, все погибло кроме рыб, что это значит для нас сегодня и что это означало тогда, как вы это видите? Благодарю.

. . :
Уважаемый Алекс. К.!

Думаю, что ответ на вопрос о Ноевом потопе Вы найдёте во «Введении в Ветхий Завет», с. 86–103. — Д. Щ.

Иерархия, равенство или единство 21.01.2010 Виталий Петрович
 Уважаемый Д.В. Щедровицкий!!!

Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой - это 3 равных между собой Бога или между ними есть иерархия?.. А может это один Бог?..

. . :
Уважаемый Виталий Петрович!

Мысль Втор. 6, 4 повторена совершенно ясно в Марк. 12, 29 — это о Единстве Бога.
Иерархия же (соподчинение) – явление совсем другого ряда. Например, человек есть единое существо, однако же все органы подчиняются головному мозгу, и т. п. Также тело — душе, душа — духу. Луч не равен солнцу, хотя от него исходит и одного с ним состава… Не так ли?!. — Д. Щ

:

обезглавленные 19.01.2010 Цой Алексей Павлович
 Мир вам, меня интересует такой вопрос по Откровению...
"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою".

Меня интересует слово "обезглавленные".
Значит ли это, что за то, что христианин откажется принимать чип - его будут обезглавливать?

. . :
Уважаемый Алексей Павлович!

Указанные в Откровении «1260 дней» (12, 6, 14; 11, 2; 13, 5) означают «дни» символические, т. е. годы (см. Числ. 14, 34). Это — период преследований и казней истинных верующих, и никаких «чипов» в те времена не знали. «Начертание на правую руку» — это руководство в делах, а «на чело» — в мыслях (Откр. 13, 16–17; ср. Втор. 6, 6–8; Прит. 3, 3). Суть этого «начертания или имени зверя» очень проста — это звериный, а не человеческий образ действия и мышления… Ведь вот в следующем по порядку стихе (14, 1) тоже сказано о «написании на челе», но не о «чипе» же идёт речь, а о сознании человека! — Д. Щ.

Дословный перевод 13.01.2010 брат Кирилл
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, мир вам!
Подскажите на ваш взгляд, каким словарем, еврейско-русским, лучше всего пользоваться начинающему читателю Ветхого Завета на еврейском языке. И второй вопрос могли бы вы дословно перевести Исаии 11 глава 2 стих, начало 3 стиха (... Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; 3 и страхом Господним исполнится, ...), а также дать транскрипцию.
Да хранит вас Бог. Спасибо.

. . :
Уважаемый брат Кирилл!

Я рекомендовал бы словарь О. Н. Штейнберга «Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета», Вильна, 1878 г., где прослеживаются корневые основы, дается образ развития языка.

Ис. 11, 2–3:

«Вэ-наха́ ала́в Ру́ах Адона́й, ру́ах хохма́ у-вина́, ру́ах эца́ у-гвура́, ру́ах да́ат вэ-йира́т Адона́й. Ва-г̃арихо́ бэ-йира́т Адона́й…

«И успокоится на нём [опустится на него, почиет на нём] Дух Предвечного, Дух мудрости и понимания, Дух совета и силы, Дух знания и благоговения перед Вечным. И Он [Дух] заполнит его [в смысле заполнения Храма ароматом благовонного курения] благоговением перед Вечным…» (Другое понимание последних слов: «И его наслаждение — в благоговении перед Вечным…».)
Это — один из возможных переводов, не исключающий другие акценты и оттенки понимания… — Д. Щ.

"Запечатанная книга" и ЙОМ АДОНАЙ 12.01.2010 Виктор Коваленко
 Доброго здоровья, Дмитрий Владимирович!
Если можно, очередной вопрос по «Запечатанной книге»:

Вы пишете:
- «Мы начнем наше беглое (за недостатком места) знакомство с некоторыми идеями, метафорами и пророчествами Апокалипсиса с четвертой главы этой Книги, поскольку именно с нее начинается «пророческий обзор» грядущих мировых событий»;
- «И вот Иисус начинает открывать Иоанну то, что произойдет в будущем».

Как-то, извините, расплывчато и очень неопределенно, о каком будущем идет речь.
А Апостолу Иоанну было сказано конкретно:
- «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» /Отк. 1: 18/.
То есть, подразумевался строго определенный и всем известный пророческий период времени, в котором "был" (находился, потому что «оказался») Иоанн.
А он "был" (в духе) в ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ и должен был написать, что видел до ДНЯ ГОСПОДНЯ, что в ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ, и что будет после ДНЯ ГОСПОДНЯ.

Можете ли вы добавить, чтобы читателям было понятнее (конечно, если это правильно), что означает по Библии ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (ЙОМ АДОНАЙ)? По Соф. 1: 14 – 18, - «день гнева, день скорби и тесноты, день опустошення и разорения, день трубы и бранного крика». То есть, тот день, о начале которого возвестили знамения шестой печати…

И еще цитата – о шестой печати:
- «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор… (Откр. 6, 15)
…тут возникает интересный вопрос. Дело в том, что при обычном землетрясении люди как раз не прячутся в укрытиях, а наоборот, выбегают из жилищ на ровные места, чтобы на них не обрушились стены и своды. А в данном случае они, напротив, сбегаются в какие-то подземные жилища. Значит, они боятся чего-то другого. Чего же именно? В XX веке можно дать ясный ответ на этот вопрос: они боятся облучения, боятся страшнейших болезней, вызываемых радиацией, предпочитают мгновенную смерть от обвалов медленной и мучительной смерти от облучения…
Поэтому следующий стих звучит так:
…И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца… (Откр. 6, 16)
Значит, эти люди действительно предпочитают смерть от «упавших камней»:
…Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6, 17)

Здесь видно некоторое противоречие между словами Библии и вашими пояснениями.
Люди, по Библии, будут бояться именно дня гнева (больше, чем атомного оружия), и попытаются скрыться (из-за своих грехов, наивно, как Адам) от лица Сидящего на престоле.
Это значит, что люди БУДУТ ЗНАТЬ о начале великого дня гнева Божия.
Это значит, что тогда о делах Божиих БУДУТ ГОВОРИТЬ ТЕ, КОМУ ВВЕРЕНО СЛОВО БОЖИЕ.

Если дать определение ДНЮ ГОСПОДНЮ, ясно об означить начало и завершение его соотвествующими знаменнями, будет более понятно о каком будущем в том или ином месте «Откровения» говорит Апостол Иоанн.

Если я опять не прав, то что означает «ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ?

С уважением,
Виктор Коваленко


. . :
Уважаемый Виктор!

1. Насколько мне известно, выражение «быть в таком-то дне» нигде в Писании обнаружить нельзя. Древнееврейское «ба-йо́м», как и греческое «эн тэ хэмэ́ра», чаще всего означает «в такой-то день», в смысле дня недели или числа месяца (см. Быт. 2, 17; 7, 11; 8, 4; 15, 18; 21, 4; Исх. 12, 3; Матф. 13, 1; 17, 23; 22, 23; Марк. 14, 12; Откр. 18, 8 и мн. др.). Я не знаю случая, чтобы по отношению к пророческому видению было сказано, что пророк оказался «в таком-то дне» (в смысле временного периода, эпохи). Поэтому и в Откр. 1, 10, согласно контексту, сказано о «дне Господнем», т. е. субботнем дне, посвящённом Богу:

…А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… (Исх. 20, 10),

— тем более что рядом с указанием времени (дня недели) пророческого откровения находим и указание места:

Я… был на острове, называемом Патмос…
Я был в духе в день Господень… (Откр. 1, 9–10)


Если Иоанн перенёсся только во времени, но не в пространстве, — придётся признать, что всё описанное далее должно произойти в границах Патмоса. Или же придётся истолковать само название «Патмос» символически…
Однако предположим, что Ваше объяснение верно. Тогда центром возвещённого Иоанну окажется «день гнева», в то время как не менее важно и то, что говорится о грядущем спасении (гл. 21). И почему именно события времён «снятия шестой печати» должны быть поставлены во главу угла?! Ведь есть ещё шесть печатей, а число «6» никак не назовёшь «центром» семиричного исчисления. И, кроме снятия печатей, описано ещё очень многое…
Выражение же «День Господень» относится не только к периоду наказания; «День Мой», «День Господень» — так Сам Бог называет Субботу еженедельную:

Если ты удержишь ногу твою ради субботы… во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним… (Ис. 58, 13)


2. Что касается Откр. 6, 15–17, то, согласно Вашему пониманию, люди «попытаются скрыться… от лица Сидящего на престоле» — видимо, буквально?! Но ведь в таком образе Бог являлся лишь пророкам, да и те едва выносили славу подобного видения (см. Ис. 6, 1–5)!
У Вас же получается, что все люди узрят Сидящего на престоле… Но тогда бы они все как один умерли:

…Человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх. 33, 20),

— в то время как согласно Иоанну жизнь на Земле продолжается: см. Откр. 7 и далее…
Другое дело, что ужасные события на Земле люди начнут осознавать как кару Господню. Узреть же «великий Престол» многие смогут в конце — Откр. 20, 11–13.

3. О том, кому вверено слово Божие: есть немало самозваных толкователей, заявляющих, что слово вверено именно им, вопреки Римл. 3, 1–2.
Однако чем они это докажут?!.. См. Иер. 14, 14; 23, 21–22; 27, 14–15; 29, 8–9).
«Откровение Иоанна» — сложнейший духовно-пророческий текст. И, конечно, я не претендую на то, что моё понимание способно исчерпать хотя бы тысячную долю его многогранных смыслов… — Д. Щ.

Comment 05.01.2010 Levin
 Прочитал десяток твоих комментариев в разделе ответы на вопросы 2007-9 - должен сказать, что ты во многом сильно заблуждаешься, и для оправдания своего заблуждения скользишь между слов, а на самом деле ты запутался весьма крепко. Желаю тебе смелости и мудрости отвергнуть нечистоту своего учения.

. . :
Уважаемый господин Левин!

Благодарю Вас за наставление и желание исправить «многие заблуждения»! Прошу объяснить поконкретнее — в чём именно они заключаются и по каким прописям надлежит их исправлять. — Д. Щ.

О всеобщем спасении (часть 6) 29.12.2009 Кирилл
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Благодарю Вас за ответ. Но, как Вы наверное и ожидали, моё мнение относительно всеобщего спасения и бессмертия души осталось прежним. И в отношении этого вопроса с Вами я категорически не согласен.

Давайте пока обратимся к Отк. 6:9-11.
Если Вы понимаете это повествование буквально, а не так как было описано в моём предыдущем письме, то разъясните, пожалуйста, следующие вопросы.

Вопрос 1.
Раз Вы говорите, что в вышнем мире существует и жертвенник медный, то как Вы можете объяснить, обрисовать, охарактеризовать пребывание этих праведников (душ) «под жертвенником». Что они там могут делать? Разве они не должны быть в раю? Ведь они претерпели мученическую смерть за слово Божие и, согласно учению о бессмертии души, должны находиться в раю. Но они почему-то под жертвенником. Почему самые достойные из праведников (мученики) по-вашему находятся под этим медным жертвенником?

Вопрос 2.
Почему эти души убиенных вопят громким голосом и взывают о мщении? Ведь все прелести рая должны просто затмить всю боль прошлых гонений и лишений. И в раю не должно быть воплей.

Вопрос 3.
Почему эти души убиенных вопреки наставлению Иисуса молиться за своих гонителей (Мат. 5:44), не только не молятся за них, но требуют ещё и мести? Праведники получаются какие-то жестокие, желающие насладиться возмездием над нечестивыми и очень возбуждённые, вопиющие громким голосом.

Вопрос 4.
После смерти, согласно учению о бессмертии души, грешники оказываются в аду и терпят там ужасные мучения. И убийцы этих праведников должны оказаться именно в аду. Но почему души убиенных, зная это (!), проявляют такое нетерпение? Ведь в своё время убийцы получат своё наказание.

Вопрос 5.
Если Вы буквально, а не как аллегорию, воспринимаете притчу Иисуса о богаче и Лазаре, то почему души убиенных, видя попадающих в ад их убийц, не получают полного удовлетворения от созерцания их пыток и стонов, и продолжают взывать о мести?

Итак, если понимать это повествование (Отк. 6:9-11) буквально, а не так, как было описано в предыдущем моём письме, то души убиенных можно охарактеризовать следующим образом. Они не только не следуют наставлению Иисуса (Мат. 5:44), но и поступают вопреки ему. Они вопят громким голосом, что характеризует их как не терпеливых и не смиренных. Они жестоки, т.к. требуют не вразумления убийц, а мести. И успокоятся они видимо только тогда, когда насладятся полным отмщением. Подобная характеристика соответствует тем, кто должен быть в аду, но ведь они названы праведниками.

Вопрос 6.
Также прошу Вас объяснить, что в истинной скинии является её внешним двором, который топчут язычники (Отк. 11:2), и где он находится?

По поводу книги Еноха. Это апокрифическая книга, не вошедшая в канон. Апокрифы писались, скорее всего, сторонниками гностицизма, докетизма, язычества и т.п., чтобы как-то сохранить своё учение, маскируя и выдавая его за истину. Поэтому в нашей с Вами переписке прошу не ссылаться на какие-либо апокрифы. А Иуда 14 абсолютно не является ссылкой на этот апокриф.

По поводу моего якобы противоречия самому себе. Если Вы внимательно читали моё предыдущее письмо, то должны были прочесть мои слова о том, что повествование из Отк. 6:9-11 не следует понимать буквально. Поэтому никаких противоречий в моих словах нет.

Благодарю Вас за ответы.
Божьих Вам благословений.
С Богом!

. . :
Уважаемый Кирилл!

Отвечаю Вам.
Вопрос 1. В Откр. 6, 9–11 не идёт речь о пребывании душ под жертвенником, но лишь о том, что Иоанн увидел их там (ст. 9 — «я увидел»). Оказавшись после мученической смерти под жертвенником (знак их жертвенной смерти во освящение Имени Божьего), эти души сразу же после вопля — обращения к Богу (ст. 10) получают одежды белые (ст. 11), знак убеления–очищения–прощения. Души в белых одеждах видит Иоанн и далее — и там объясняется, что пребывают они уже не под жертвенником, но пред престолом Божиим:

…Взглянул я, и вот, великое множество людей… стояло пред престолом… в белых одеждах
…Они… убелили одежды свои...
За это они пребывают… перед престолом Бога и служат Ему... (Откр. 7, 9–15)


Они восклицают (7, 10) — а после мученичества своего возопили (6, 10); они служат Богу «день и ночь в храме Его» (7, 15) — а служение в храме несовместимо со смертью, забвением, небытием. Агнец пасёт и водит их «на живые источники вод» (7, 17) — а мертвецов на живые источники водить как-то несообразно…
Далее:

…И сказано им, чтобы они успокоились... (Откр. 6, 11)

— следовательно, они «возопили» лишь непосредственно после мученической смерти, более же не «вопили». «Успокоились» — т. е. вошли в покой Божий (Евр. 3, 10–11), в святой чертог:


…Служат Ему… в храме Его... (Откр. 7, 15);

прообразом этого покоя и служит день субботний (Евр. 3, 9). Праведники в вышнем мире покоятся (а не пребывают в беспамятстве или вне бытия!):

…Праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис. 57, 1–2)

Если же у Исайи идёт речь о «покое» в смысле могилы, — то чем, в таком случае, отличается упокоение «ходящих прямым путём» от упокоения нечестивых?! Почему праведник тогда отходит к миру?!..

Вопрос 2. Мы уже сказали: «возопили» души не в раю, а перед тем как получили одежды белые и успокоились. В раю же воплей нет, а есть лишь славословие и служение Богу «в храме Его» (Откр. 7, 10, 15). Таким образом, в гл. 7 Иоанн продолжает описание участи тех душ, которые он увидел ранее (гл. 6).

Вопрос 3. Во–первых, и праведные души непосредственно после казни совей, в первые мгновения, могут находиться в смятении — они ещё не «успокоились» (Иоанн. 6, 11). Во–вторых, описаны души убитых «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6, 9). Это души евреев, убитых во время Холокоста, в годы Второй мировой войны. Не сказано, что убиты они за имя Иисуса Христа, — оно здесь не упомянуто. Слово Божие вверено Иудеям (Римл. 3, 1–2), свидетелями Бога названы израильтяне (Ис. 43, 1, 10, 12). Вот за эти «слово Божие и свидетельство» претерпели мученическую смерть 6 миллионов евреев в 1939–45 годах, что описано в Откр. 6, 4–8 («снятие четвёртой печати»): смерти и аду была дана власть «над четвёртою частью земли». Советский Союз — это шестая часть суши, плюс все страны, участвовавшие в военных действиях, — вот и получается четверть земли. «Мечом» умерщвляли на войне, «голодом и мором» — в осаждённых городах, «зверями» — в концлагерях (травили овчарками)… Вот после всего этого и раздаётся «вопль» замученных. Евангелия они не знают (иудеи признают только Ветхий Завет), поэтому заповеди молиться за гонителей не научены…

Вопрос 4. Убийцы этих мучеников в момент их «вопля» ещё живут на земле, а не «оказались в аду». Некоторые нацистские палачи, как известно, живы и до сих пор!.. Именно о возмездии им и просят души убитых:

…Доколе… не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 10)

Однако им даётся ответ, что другие души, «сотрудники и братья» мучеников, должны «дополнить число» (6, 11). Вспомним историю второй половины XX века — вплоть до сего дня…

Вопрос 5. Убиенные не «продолжают взывать о мести», но «возопили» единожды (6, 10) — и «успокоились» (6, 11). «Возопили» же именно потому, что убийцы их ещё «живут на земле» (ст. 10), а не сошли в ад!
Итак, повествование Откр. 6, 9–11 свидетельствует, что души убиенных не следуют словам Иисуса (Матф. 5, 44), ибо исповедуют только Ветхий Завет (ст. 8–9). Они вопят громко только в первые мгновения после казни, будучи в крайнем смятении, а затем успокаиваются (ст. 11). Они требуют наказания убийц, которые пока всё ещё «живут на земле безнаказанно» (ст. 10). Они получили спасение и причислены к праведникам («одежды белые» — ст. 11) за свою мученическую смерть во освящение Имени Божьего (см. Римл. 11, 25–31).

Вопрос 6. Когда Иоанн получил повеление:

…Измерь храм Божий…
А внешний двор храма… не измеряй… он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. (Откр. 11, 1–2),


то он сам находился на земле:

…Пойди, возьми… книжку из руки Ангела, стоящего… на земле. (Откр. 10, 8)

Также и начало гл. 11 — это пророчества «о народах и племенах и языках и царях» (10, 11), т. е. — о грядущих земных событиях. Следовательно, и храм, о котором сказано в Иоанн. 11, 1, должен находиться на земле, а не на небе. Этот символический храм объединяет истинных поклонников Бога, участвующих в духовном, жертвенном служении («храм… и жертвенник»). Язычники же не поклоняются и не приносят жертв, но попирают святыню, хотя и допущены на внешний двор храма (11, 2).
Этот символический «внешний двор» объединяет тех, кто принял веру формально, внешним образом, не склоняется пред волей Божьей и не готов на жертву. «Попирание (топтание) дворов Храма» — означает тщетное и беззаконное служение:

…Кто требует… чтобы вы топтали дворы Мои?
Не носите больше даров тщетных… беззаконие — и празднование! (Ис. 1, 12–13)


Таковы те, которые не присоединились духом к Израилю Божию (Гал. 6, 16), но, внешне приняв Христианство, остались язычниками. Так что к небесному Храму сказанное в Откр. 11, 1–2 не относится. Новый Иерусалим, сходящий с неба (21, 2), измеряется не простой тростью (как в 11, 1), а золотой, и не Иоанном, а Ангелом (Иоанн. 21, 9, 15–17).

О Книге Еноха. Именно цитирование какой–либо книги, притом с приведением имени автора, называется ссылкой на данную книгу. Как раз такую ссылку мы имеем в Иуд. 1, 14–15. Приведена точная цитата из Книги Еноха (так же цитируют апостолы и книги Ветхого Завета). Книга Еноха обнаружена на иврите в Кумранских пещерах. Доказано, что она была широко читаема в Иудее на рубеже н. э. и оказала, в числе прочего, влияние на стиль и образы некоторых апостольских посланий (Иуды, II Петра).

Кстати, по вопросу о жизни души после смерти не было единого мнения у ранних адвентистов. Многие авторитеты адвентизма верили в бессмертие души, и лишь позже возобладало человеческое учение о её смертности.
Прилагаю сведения об этом из адвентистской «Настольной книги служителя» (Настольная книга служителя: Учение и принципы жизни адвентистов седьмого дня / Ред. Н. Н. Либенко. – М., 1989). Мой вопрос: были ли, по Вашему мнению, сам Миллер и всё руководство тогдашнего адвентизма, верующие в бессмертие души, агентами сатаны? — Д. Щ.

:
С более подробным комментарием к Откровению Иоанна можно ознакомиться в статье Д. В. Щедровицкого «Запечатанная книга» (подраздел «Статьи, выступления, комментарии» раздела «Теология и религиоведение»).

Как жить? 28.12.2009 Царева Галина Григорьевна
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Спасибо за полный ответ на предыдущий вопрос. В связи с этим у меня другой вопрос: христиане, обращенные из язычников,стали частью Израиля. Как теперь жить: по заповедям Ноя или законам Моисея во всей его полноте? Заранее благодарю за ответ.
С Новым годом Дмитрий Владимирович Вас и Вашу команду:
"Да благословит вас Господь и сохранит вас!"
"Да призрит на вас Господь светлым лицом Своим и помилует Вас!"
"Да обратит Господь лицо Свое на вас и даст вам мир!" (Числа 6:24-26)

. . :
Уважаемая Галина Григорьевна!

Благодарю за добрые пожелания!
«Обращающиеся из язычников», т. е. только начавшим новый духовный путь, предписаны заповеди сынов Ноевых (Деян. 15, 19–20). По мере же внутреннего возрастания человеку открываются для соблюдения всё новые заповеди закона Моисеева (там же, ст. 21), в том числе — духовное исполнение Субботы (Евр. 4, 9–11), «обрезание Христово» (Кол. 2, 11; ср. Еф. 2, 11–18), праздники Господни, в том числе Пасха «с опресноками чистоты и истины» (I Кор. 5, 7–8), День Очищения (Йом Киппур) по Новому Завету (ср. Лев. 23, 27–32 с Евр. 9, 6–14), вкушение только чистой пищи — «чистого словесного молока» (I Пет. 2, 1–3) и мёда (Пс. 118, 11), а затем уже и пищи твёрдой (Евр. 5, 12–14).
Это и есть «закон Моисея во всей его полноте», как Вы сказали. Это — исполнение закона (Матф. 5, 18–20), закон духа жизни во Христе Иисусе, освобождение от закона греха и смерти, жизнь по Духу, (Римл. 8, 2–10), закон любви (Римл. 13, 8–10). — Д. Щ.






Существует ли душа? 27.12.2009 Ярослав(Киев)
 1. Сегодня среди представителей нескольких конфессий активно проповедуется учение относительно того, что душа человека не существует. Мол после смерти человека, человек «засыпает» на определенный срок, то есть до воскресения, и отсутствует как в материальном так и духовном мире. Основное место, на котором строится учение это Псалом 145:
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
Очевидно и ясно, и между прочим так комментируют это место многие еврейские мудрецы и современные исследователи, что тут имеются ввиду помыслы или замыслы человека, которые он хотел совершить в этом мире.
И тем не менее…
Дмитрий, что скажете вы относительно учения об отсутствии души человека? Приведите пожалуйста несколько аргументов на основании Священного Писания относительно того существует ли душа? Есть ли еще ссылки на существовании души кроме Рахили, Ефрема, Авраама и богача?

2. В иудаизме сущесвтует учение относительно 3 составляющих человеческой души: «нефеш, руах и нешама».
«Нефеш» – животная душа. Тут инстинкты, желания, страсти, плотское.
«Руах» – «я» человека, эмоции
«Нешама» – возвышенная душа. Тут интеллект, мудрость, разум.
Насчет «нефеша» и «руаха» – ясно. Есть много ссылок на места из писаний относительно того, где можно встретить эти слова.
Вот с «нешама» – сложнее. Еще ни разу не встречал.
Насколько это учение библейское?
Где в библии можно встретить понятие «нешама»? Если это возможно в рамках этого вопроса – то приведите все существующие места из писаний относительно «нешама».
Насколько это можно согласовать с учением Павла – о духе, душе и теле?

Заранее: благодарность!
Бог в помощь!


. . :
Уважаемый Ярослав!

Относительно Пс. 145. Ясно, что упомянутые здесь «помышления его» (др. – евр. «эштонота́в» — «намерения», «соображения») относятся к жизни во плоти, ведь после смерти «сына человеческого» на него нельзя уже надеяться именно в земных делах:

Не надейтесь… на сына человеческого… он возвращается в землю… в тот день исчезают… помышления его. (Пс. 145, 3–4)

Итак, здесь ничего не сказано о будущности души. Теперь — о «нешама». Впервые это понятие встречаем в Быт. 2, 7:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его «нишма́т хайи́м» [нешаму жизней (множ. число)]… и стал человек «нефеш хайя» [нефешем живым (ед. число)]. (Быт. 2, 7)

Таким образом, вещественный состав человека («из праха земного») оживляется нешамой, действующей через нефеш. Из других мест следует, что нешама сообщает жизнь нефешу посредством руаха (Иов. 12, 10; 32, 8 и др.). Выражение «нишмат хайим» указывает на то, что жизнь присуща нешаме изначально, поскольку нешама исходит из «глубин Божьих» (ср. I Кор. 2, 10–11) и черпает бессмертное бытие из Его сущности (ср. учение о высших уровнях нешамы — «йехида» и «хайя»).
Каковы же свойства нешамы? Она именуется «нишма́т-ру́ах хайи́м» — «нешама руаха жизней» (Быт. 7, 22; Синодальный перевод — «дыхание духа жизни»), т. е. источником, из которого уровень души, называемый «руах», получает энергию жизни. Нешама не может умереть («исчезнуть из бытия»), она способна лишь покинуть земную оболочку — «не остаться» в ней (Иис. Нав. 11, 11; III Цар. 17, 17). Нешама призвана восхвалять Всевышнего — свой Источник (Пс. 150, 6 — «каждая нешама да восхваляет Господа»). Нешама через руах вразумляет человека (Иов. 32, 8) — следовательно, является в нём источником и причиной разума («бина»); она же постоянно оживляет его (Иов. 33, 4), сообщая ему жизнь от Всемогущего; поэтому именуется «нишма́т Шаддай» — «нешама Шаддая (Всесильного)» (там же). Вообще, нешама одним «концом» коренится в Боге, другим — оживляет весь состав человека, в связи с чем называется как «нешамой человека» («адам» — в собирательном смысле), так и «светильником (“нэр”) Всевышнего»:

Светильник Господень — дух [нешама] человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)

В оригинале — «хофэ́с коль–хадре́й–ва́тен» — «исследует все комнаты внутренности», т. е. наблюдает за всеми «подразделениями», проявлениями интеллектуальной и эмоциональной жизни нашего внутреннего человека, который и озаряется светом этого «светильника разумения».
Итак, основные атрибуты нешамы — жизнь, бессмертие, разум. О вечности нешамы говорит, например, следующий стих:

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу.. иначе изнеможет предо Мною дух [руах] и всякое дыхание [нешамот — множ. число!] Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)

Если бы руах и нешама были смертны, — какой смысл был бы в словах о том, что они «изнемогут» от вечно продолжающегося гнева? Они бы и так умерли в свой срок…
О бессмертии души в целом говорит Матф. 10, 28 и Лук. 12, 4–5, все описания посмертной участи душ (например, Ис. 14, 9–16; Иез. 32, 21, 31; Лук. 16, 23–31) и другие места (II Кор. 5, 1–10; Филипп. 1, 23–24 и мн. др.).
Все три уровня души — нешама, руах, нефеш — являются бессмертными, ибо духовная сущность не подлежит распаду и разложению. Если же говорится о смерти души, то имеется в виду одно из двух: или прекращение её связи с телом и, следовательно, возможности воздействия на материальный мир (Иис. Нав. 11, 14 — «не оставили никакокой нешамы»), или — прерывание её связи с более высоким духовным уровнем и потоком жизни свыше:

…Душа [нефеш] согрешающая, та умрет. (Иез. 18, 4);

…Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. (Откр. 3, 1)

Учение же об «исчезновении из бытия» какой–либо части человеческой души проистекает от непонимания смысла Писания. — Д. Щ.

почему Иуда, а не Иосиф? 23.12.2009 Наталья
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Пожалуйста, помогите понять, почему Христос произошел не от Иосифа, а от Иуды (имею в виду сыновей Иакова). Ведь Господь был с Иосифом, ведь Иосиф был любимый сын Иакова, ведь Иосиф был праведником... Кажется, так логично, что Христос должен был произойти от него. А Иуда? Достаточно вспомнить его неугодных Господу сыновей, события с Фамарью... да и если не ошибаюсь, ведь именно он предложил продать Иосифа в Египет. Почему же от него Христос? Чем Иуда лучше Иосифа, что он заслужил такое благословение в очах Господа??
Спасибо за Вашу помощь.

С уважением,

Наташа.

. . :
Уважаемая Наталья!

Духовной истиной является тот факт, что раскаявшийся грешник может подняться выше праведника, не имеющего нужды в покаянии. Именно таким раскаявшимся грешником стал Иуда, брат Иосифа, когда предложил себя в рабы вместо Вениамина (Быт. 44, 18–34). Сказано:

И подошел Иуда к нему [к Иосифу]… (Быт. 44, 18)

То есть — духовно приблизился к Иосифу через покаяние, стал с ним рядом (наравне). Именно после этого Иосиф открылся братьям (там же, 45, 1), ибо целью всех его усилий было — привести Иуду, предложившего некогда продать его, к покаянию (а также и остальных братьев, которые пришли под начальством Иуды).
Поэтому уже в Быт. 49, 8–12 Иаков пророчествует об Иуде, к которому возвратилось царственное достоинство, как о праотце Мессии. — Д. Щ.

Про Отца и Сына и Святого Духа. 22.12.2009 Андрей Романович
 Здравствуйте, Уважаемый Д.В. Щедровицкий. Сказано Отец есть Бог( не буду приводить цитаты из библии, так как весь новый завет говорит об этом) , Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. А какой иерархии может идти речь? Бог=Богу=Богу---не так ли?

. . :
Уважаемый Андрей Романович!

Сами имена Отца и Сына свидетельствуют об иерархии:

Отец Мой более Меня. (Иоан. 14, 28);

там же:

Я умолю Отца… (Иоан. 14, 16)

а умоляют того, кто выше саном…

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос… а Христу глава — Бог. (I Кор. 11, 3)

Здесь греч «кефалэ́» — «глава» — в смысле главенства, начальства. Апостол подчёркивает: он хочет, чтобы мы это знали!

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог… (Откр. 1, 1)

а дающий и посылающий главнее получающего и посылаемого…

Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса... (Деян. 2, 36)

Соделавший — выше соделываемого.
Сам Иисус просит Отца:

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. (Иоан. 17, 17)

Не принимающий истины слова Божьего — остаётся без освящения… — Д. Щ.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |