Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Бог в трех лицах или в одном лице 08.07.2011 Вад
 В книге Второзаконие 5:4 сказано: Господь лицом к лицу говорил с сынами Израиля, а в 7стихе Бог говорит: да небудет у тебя других богов пред лицом Моим. Из этого выходит, что Бог имеет лицо. А в книге Исход, где Господь показал славу Свою Мойсею, там в оригинали сказано: ЛИЦА МОЙ. Итак мой вопрос таков: у Бога одно лицо или три лица Отец-Сын-Святой Дух, в которые повелевал Иисус крестить Матфея 28:19, а также Павел в Коринфянах писал: Бог проявил славу свою в лице Иисуса Христа? Как все это правильно понимать вы бы немогли прояснить чтобы истиное познание иметь.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вад!

Слово «лицо» — פנים <пани́м>, буквально «ли́ца» (множественное число) употребляется в Писании в различных значениях. По отношению к Богу оно означает обычно «явление», «откровение», а в смысле физическом (как часть тела) пониматься не может. «Ли́ца» (явления) Бога во множественном числе (פני <пана́й>, буквально — «Ли́ца Мои») упоминаются в Исх. 33, 14 (в Синодальном переводе «Сам Я»). Бог проявляется «многообразно» (Евр. 1, 1).

Вопросы по Новому Завету. 08.07.2011 Марина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,
большое спасибо за ваш труд.
Мой вопрос по Новому Завету.
Матфей 1:17.
Если посчитать количество родов от переселения в Вавилон до Христа,
то получается 13, а не 14.
Может быть я ошибаюсь?
Возможна ли ошибка в Писании?

Спасибо.
Марина.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!

Почему, «проверяя» счёт родов от переселения в Вавилон до Христа, Вы «упустили» самого Христа? Ведь он же четырнадцатый!

ЖЕНА Бога и жена Агнца 08.07.2011 ЯН ДАВ
 Вы бы не могли прояснить, как следует понимать, кто такая жена? В книгах пророков Ешаягу и Еримиягу сказано, что жена Бога-это сыны Израиля а в Новом Завете говорится что жена это церковь и она жена Агнца. Как это совместить дабы правильно понимать - ведь как в жену Бога входили еврей так и прозелиты обращеные из язычников, так и в жену Агнца должны наверно входить еврей и язычники, но обращеные ли в прозелиты или только потомки Ноаха соблюдающие только семь Законов Ноя нынишние христиане? Многие комментаторы богословие христианства обьясняют, что жена Бога - это в Ветхом Завете а жена Агнца - от времени Нового Завета все верующие из иудеев и христиан. Правильное ли это обьяснение, вы бы немогли как библеист прояснить этот вопрос вашим ответом. Спасибо за то что вы можете найти время для ответов.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ян Дав!

Ясно, что «жена», о которой Вы пишете, — одна и та же (Иер. 2, 1; Ос. 2, 16; Откр. 19, 7). Отличие новозаветного образа от прежних в том, что

…Жена Его приготовила себя. (Откр. 19, 7)

А уж кого сочтёт Бог приготовленным, — это Его решение! Как раз и может оказаться, что

…Будут первые последними, и последние первыми. (Матф. 19, 30)

Особенно это относится к уверенным, что они лучше, праведнее других и уже спасены.

Возможно ли Перевоплощение в Новом Завете 07.07.2011 Лоци
 Вы немогли бы прояснить такие места с Евангелия, где Иисус говорит об Илие своим ученикам: если хотите принять он есть Илия, тоесть Йоанн Креститель Мафтея 11:14. В другом месте говорится, что пришел в духе и силе Илии. Моя бабушка бабтистка передала мне веру, что Иисус Сын Божий пришел с неба и принял плоть человеческую. Но мог ли это и Илия, как Иисус, воплотится второй раз в Йоанна? Такого учения бабтисты неучат а вы как библеист чтобы могли ответить на это.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Лоци!

Бог обещал послать именно Илию (Мал. 4, 5), а не кого-то другого, пусть даже на него похожего. Пришествие именно Илии подтверждает сам Иисус (Матф. 17, 10–13; Марк. 9, 13).

Почему люди писания не признают Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует) 05.07.2011 расул
 Почему люди Писания не признают Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует)?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Расул!

Богословы разных религий внесли в Учения, первоначально исходящие от Единого Бога, множество толкований, часть которых запутала людей и привела их ко взаимной вражде. Например, они объявили, что учения Библии и Корана взаимно несовместимы.

Сын Человеческий 03.07.2011 Собко Василий Анатольевич
 Когда появился, когда рождён Сын Человеческий?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Василий Анатольевич!

Мессия — Сын Человеческий (Дан. 7, 13–14) родился в Вифлееме от Иосифа и Марии во дни Ирода (Матф. 2, 1; Лук. 2, 41). Однако дух его сошёл с небес (Иоанн. 3, 13; 6, 62): он был изначально предопределён к своему служению (Ис. 49, 5–6; Мих. 5, 2) и существовал в вышнем мире, откуда и нисходил (II Цар. 23, 1–3; I Кор. 15, 45).


Шаббат 27.06.2011 Ярослав (Киев)
 Здравствуйте!
У меня к вам два вопроса по поводу шаббата.
Когда я читаю о шаббате, то везде встречаю следующее: 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой….
И понимаю это так: «шесть дней работай» – это то, что относится к вопросам работы для пропитания и устройства жизни. В современном мире – можно было бы так сказать: шесть дней ходи на работу и зарабатывай на хлеб. « …делай всякие дела твои» - это какие-то бытовые дела, можно сказать суетные, обычные, земные, которых в нашей жизни множество.
1-й ВОПРОС: поясните, какое отношение к шббату имеют такие действия: включать или не включать в шаббат чайник; пользоваться или не пользоваться лифтом; ездить на собрание в автомобиле или идти 10 км пешком, и т.д. и можно ли сказать, что все подобные постановления являются верными по Писанию?

2-й ВОПРОС: Имеет ли значение, что шаббат должен проходить именно в календарный день суббота? Ведь как известно, все христиане собираются на собрания и служения в воскресение. Можно ли воскресный день, если он посвящен Господу, назвать шаббатом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!

1) Перечисленные Вами ограничения деятельности в Субботу предписаны иудейской традицией, реагирующей на изменения в быту (в т. ч. технические); по смыслу эти ограничения коренятся в Писании (ср. Исх. 35, 2–3; 16, 29; Деян. 1, 12).

2) Священный семеричный счёт времени (Исх. 20, 9–11; Лев. 23, 15–16; 25, 3–4 и 8–10) не должен быть изменён:

…И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный… (Исх. 31, 16)

— ср. Матф. 5, 18:

…Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона... (Матф. 5, 18)

Определение духа и души 27.06.2011 Руслан
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Спасибо Вам за вашу работу.

Не могли бы Вы дать определение духа и души?
дух - мысли
душа - чувства
То есть муж управляет женою значит, что мысли управляют чувствами? Но как это соотносится с тем, что Бог есть любовь?




Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

О духе и душе — см. «Введение в Ветхий Завет», стр. 51–52. Мысль и чувство — это свойства, атрибуты как духа, так и души (см. I Кор. 2, 14–15), также и «плоти» (там же, 3, 1; Евр. 5, 13–14). У человека есть все три «тела» — духовное, душевное, плотское (I Кор. 15, 44–48; I Фес. 5, 23), и каждому из них свойственно своё мышление, чувствование и восприятие, а также и свой уровень любви.

Кто такой единородный сын Йоана 3:16 26.06.2011 Лоци
 В книге Йова сказано о Сынах Божих, а в Исаия 9:6 сказано, что сын дан нам, а в Евангелии – единородный. Как это понимать, единородный и оком, это говорится, что Бог отдал Своего единородного сына? И как этот сын был ли он рожден или сотворен? вы не могли бы прояснить это, ибо христиане учат, что это говорится о человеке Иисусе, который был Богочеловек.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Лоци!

Сын в Ис. 9, 6–7 — это Мессия, прямой потомок Давида:

На престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить… судом и правдою... (там же) ,

иначе говоря — Иисус по своём втором пришествии:

…Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
И будет царствовать над домом Иакова во веки... (Лук. 1, 32–33)


Сыны Божии в Книге Иова (1, 6; 2, 1; 38, 7) — это ангелы.
Единородный Сын в Иоан. 3, 16 — это Слово Господа, Которым всё сотворено (Быт. 1, 3; Пс. 32, 6; Прит. 8, 22–23 и 30, 4). Поэтому он назван Единородным — единственным Сыном, в Которого необходимо верить (Иоан. 3, 18). Сын этот одновременно восходит на небо, сходит с небес и пребывает на небесах, т. е. — вездесущ (там же, ст. 13). Он пребывает всегда «в недре Отчем» (Иоан. 1, 18), т. е. — «в глубине», «внутри» Самого Бога. Подобно этому мысль — «внутреннее слово» — пребывает внутри человека (I Кор. 2, 10–11).
Слово Божие и Дух Его действуют всегда вместе, они неразлучны (Быт. 1, 2–3; Пс. 32, 6; II Цар. 23, 2). Этим Словом «небеса и земля составлены и содержимы» (II Пет. 3, 5, 7), т. е. сотворены и поддерживаются в своём бытии. Это Слово говорило в пророках (Евр. 1, 1) и обитает в Мессии как в Своём Храме (Евр. 9, 11; Иоан. 14, 10, 23).

Нечистота 23.06.2011 Йигаль
 Что означает "нечист будет до вечера"?
Что НЕ МОЖЕТ делать человек, будучи нечистым?
Я подразумеваю не время существования Храма, а настоящее время, то есть в духовном смысле.
И что МОЖЕТ делать человек и при этом не подпасть под большее осуждение?
Благодарю за ответ.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

Очевидно, что «нечистый до вечера» не должен входить в Скинию (Мишкан) и прикасаться к священным предметам (по аналогии с Лев. 12, 4; запрет прекращается после полного омовения и по окончании дня — когда стемнеет). Поскольку же сказано: «Я буду для них малым святилищем [или храмом — «микдаш мэат»] в тех землях, куда пошли они» (Иез. 11, 16), то некоторые законы чистоты относятся к молитвенному дому (синагоге, кенассе). Надо стараться избегать при нечистоте посещения дома молитвы, прикосновения к свиткам Торы, вызова к Торе и т. п.
В духовном же смысле — внутренне очищаться, готовиться перед вхождением в Присутствие Его — молитвой, изучением Писания и т. п.

Родословная 2 20.06.2011 Йигаль
 Благодарю за ответ.
Но тогда получается, что "непорочное зачатие" лишь благочестивая сказка.
Как тогда объяснить, описанные в Евангелии события и переживания Иосифа, в связи с этим обстоятельством?
Ведь в Евангелии от Луки 1;34 говорится, что она еще не замужем и затем идут слова о силе Господней и ...сразу после этого (39 ст) она отправляеся к Елишева, которая произносит слова о благословении плода чрева Мирьям.
Что имеется ввиду? Грядущее зачатие или уже осуществившееся?
Почему Иосиф, узнав что она беременна, хотел отпустить её? Что это значит?
Ведь в Матф 1:18 говорится, что она была берменна до брака и явно не от Иосифа.
Если возможно, объясните пожалуйста подробнее.
Является ли усыновление Иосифом Иисуса основанием говорить, что он родился от семени Давидова по плоти?
Или я чего-то недопонял?
Заранее благодарю.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

Евангельское повествование — не «сказка», но совершенная истина. Необходимо понять, что означает — «иметь во чреве от Духа Святого» (Матф. 1, 18). Подобное встречаем в Иоан. 1, 12–13:

…Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1, 12–13)


Такое «рождение не от мужа, но от Бога» означает не плотское зачатие и беременность, но — духовное рождение от Духа Божьего, ср.:

…Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия... (I Петр. 1, 23)

См. также:

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе... (Иоан. 7, 38–39)


Итак, «иметь во чреве от Духа» — означает не физическую беременность, но обитание Духа Божьего внутри человека («бэ-кэ́рев» — «внутри» и «во чреве»).
Именно так и было с Мирьям, будущей матерью Иисуса «прежде, нежели сочетались они» (Матф. 1, 18). Она не была беременна, но — пророчествовала, ведь в ней жил Дух Святой (см. Лук, 1, 46-55 — пророчество Мирьям). Если бы праведный Иосиф (Матф. 1, 19) действительно узнал, что она беременна, то либо должен был бы «покрыть её грех», т. е. объявить ребёнка своим, либо, следуя Торе, провозгласить её прелюбодейной женой — со всеми последствиями (см. Лев. 20, 10). А «тайно отпустить» (Матф. 1, 19) — совершенно не выход: ведь прелюбодеяние, с рождением ребёнка, всё равно обнаружится, а все знали, что Мирьям была обручена с Иосифом, и т. д. Но если Иосиф думал, что Мирьям «не того духа» (что-то странное говорит, необычно молится), то мог отпустить её «тайно», не разглашая — и без последствий…
Однако Ангел явился ему и всё объяснил (Матф. 1, 20), после чего он, уверенный в благочестии жены, «принял жену свою» (там же, ст. 24), т. е. соединился с ней и родил сына-первенца от неё (там же, ст. 25) — по закону. «И не знал её, как наконец она родила»: по ессейскому обычаю, упоминаемому Иосифом Флавием, муж, узнав, что жена беременна, более «не познавал её» — до рождения ребёнка и очищения (см. Лев. 12, 1–6).
Итак, от духа не рождается младенец во плоти (в т. ч. и от Духа):

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
…Должно вам родиться свыше. (Иоан. 3, 6–7)


Если какие-то места Евангельских описаний рождения Иисуса после сказанного остаются непонятными, — продолжим диалог.

Аврам; Авраам 20.06.2011 шилин олег алексеевич
 Если Аврам вышел из Ура, то ясно, что проживал он в Вавилонии. Кто он был по национальности? не еврей, ясно. Иуды еще тоже не было. Так - кто?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Олег Алексеевич!

Вы совершенно правы: выйдя из Ура, Авраам оставался шумером («земля Шинар» (Сеннаар — Быт. 11, 2) — это Шумер) или шумеро-аккадцем (носителем аккадского семитского языка и шумерской культуры). Однако он же называется Авраам Еврей (Быт. 14, 13) — как потомок Евера (Быт. 11,14, 16, 26; также 10, 21 и далее), а также как «перешедший реку» («авар» — переходить, «иври» — «перешедший» — Евфрат?), а в символическом смысле — «перешедший» от многобожия к поклонению Единому Богу.

По Вашей книге "Пророчества Книги Даниила" 19.06.2011 Михаил
 Интересует вопрос: при написании книги Вы ознакомились с книгой Жака Дукана «Стенания земли»? эта книга той же тематики, что и Ваша.
Я заметил расхождения комментариях к главе 8 (и немного 9).

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михаил!

Названную Вами книгу не читал. Если пришлете тексты, вызывающие у Вас интерес и содержащие иные интерпретации, — можем поговорить.

Христос в Библии и Коране 17.06.2011 Иса Ибрагимов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович.

Знаю, что вы и Библию, и Коран рассматриваете в качестве Священных Писаний. В целом тут трудно возразить: оба текста ясно призывают к верности Богу, к упованию на Него, к любви к ближнему, к сотворению благих дел, к покаянию в грехах, и т.д.

Но не смущает ли вас следующий момент?
В Коране ничего не сказано о крёстной жертве Христа!

Вообще об Иисусе там говорится немало, и исключительно в добрых и уважительных словах - как об истинном пророке, посланнике Божьем, как о глашатае истины, и т.д. Но о крёстной жертве - ни слова.

Насколько я понял Коран, верующий может надеяться на спасение, уповая на милость и милосердие Божье. В том числе и опомнившийся грешник, ибо Бог милосерден (об этом в Коране говорится очень много).

Получается, что Богу просто не нужно \\\"использовать\\\" мученическую жертву Христа как \\\"инструмент\\\" с целью спасения человеков - достаточно Его (Бога) любви и милосердия.

Нет ли тут противоречия между Библией и Кораном? Может ли спастись верующий праведник-единобожник (или раскаившийся грешник), исповедуя Христа только как пророка, как передатчика Божественной истины? Но не как мученика \\\"взявшего на себя грех мира\\\"?

Коран, 4:157. Здесь, если я правильно понимаю, отрицается сам факт распятия?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иса!

Коран, как Вы знаете, не излагает последовательно события Священной истории, а только «напоминает» их для проповеди определённых Божественных истин. Основное же в «Писаниях прежних», в том числе в Инджиле (Евангелии), принимается Кораном. Поэтому подробно изложенное в Евангелии учение об искупительных страданиях Исы (Иисуса) никак не отрицается, а признаётся «по умолчанию».
Что касается суры 4, 157 («ма салабу ху» — «не распинали его»), то там сказано, что Иисуса не убили, но только «показалось это им». Действительно, если убитый оказался жив, то «остаётся ли в силе» его убийство?
Считать ли Иисуса после воскресения убитым, или живым? Смысл айята выходит далеко за пределы исторически предложенных интерпретаций. Он не только не противоречит Евангелию, но полностью его подтверждает (ср. следующий, 158 айят — о вознесении Исы к Аллаху после его воскресения).

женское пение 11.06.2011 Попова Татьяна Дмитриевна
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, с большим интересом прослушала Вашу аудиолекцию, в кот. Вы сравниваете првоначальную христ. церковь и современную. С удивлением узнала, что по установлению Божию женского пения в церкви не должно быть. Ваш аргумент в этом отношении -"женщина в собрании да молчит" показался мне не очень убедительным.Но по некотором размышлении я вспомнила, что певцами при Храме Бог назначил именно мужчин - левитов и никогла не менял это указание. И если осмысливать христианство в рамках иудаизма, то в самом деле, певцами в наших христианских синагогах должны быть только мужчины.Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Относительно пения: Филон Александрийский упоминает мужские и женские «полухория», звучавшие на рубеже н. э. в собраниях терапевтов (особенно в ночь Пятидесятницы). Это — не храмовое служение. Но именно оно могло лечь в основание позднейшей практики Церкви…

Христос в современном иудаизме 11.06.2011 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, как осмысливается личность Христа в современном иудаизме?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Вопрос Ваш требует не краткого ответа, но объёмистого исследования.
Отношение настолько различное — от признания пророком, великим учителем, мудрецом, и даже (скрыто, намёком) — Машиахом, — и до полного отвержения, — что просто диву даёшься… Подробнее — поищите в Интернете.

Уточнение к ответу Рахели 11.06.2011 Людмила
 Шалом, Дмитрий!

На вопрос Рахели от 05.05.11 г. вы отвечаете:
"Уважаемая Рахель! Не в первый раз уже нарушено — Втор. 22, 5. Ну, да ладно…"

Уточните пожалуйста, почему вы дали такое замечание.
Спасибо за ответ!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

Текст Втор. 22, 5 содержит запрет не только переодеваться в одежду другого пола, но и выдавать себя за представителя такового.

Родословная 08.06.2011 Йигаль
 Из какого колена Мария, мать Иисуса? Левина или Иудина?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

Мирьям — из колена Левия, она — родственница Элишевы из рода Ког̃аним (Лук. 1, 5, 36). Слова Лук. 1, 27 «из дома Давидова» относятся к Иосифу (см. там). Наследие престола Давида, в любом случае, происходит по мужской, а не женской линии (см. II Цар. 7, 12; Римл. 1, 3). По женской — только если нет мужского потомства (Числ. 27, 8), но у царя Давида в поколении Мирьям был мужской потомок — Иосиф (Матф. 1, 16, 20).

Логос в Евангелии от Иоанна 07.06.2011 Игорь Валентинович
 Мир вам Дмитрий Владимирович!

У меня возникло некое предположение или вопрос, который я хотел бы предложить вам к рассмотрению.
В еврейской традиции говорится, что Тора была до сотворения мира и мир творился согласно ей.
Тора, по преданию - всегда была в духовных мирах, т.е. еще до сотворения мира.

Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен Он». Принято в миру, что царь из плоти и крови строит дворец не по своему разумению, а по разумению мастера, но и мастер строит не по своему разумению – пользуется он черновиками и табличками, чтобы делать комнаты и двери. Так и Святой, благословен Он, глядел в Тору и творил мир. А Тора говорит: «В начале сотворил Б‑г»; «начало» – это не что иное, как Тора (Берешит раба, 1:1).

В иудейской традиции, в поэзии, Тора часто называлась "Словом".
"Поклонюсь храму святому Твоему и восславлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, потому что возвеличил Ты СЛОВО Твое больше имени Твоего". (Пс.138:2)

Во времена Давида, не было еще Платона, Гераклида, Филона ......
Да и вообще, тогда греческая культура была в самом своем зачатии.
А вот Тора уже имела силу, и влияла на все аспекты жизни иудеев.
В том числе и поэзию.

Маловероятно, что учение Филона Александрийского о Логосе имело хождение между последователями Мессии до конца первого века, когда были написанны основные послания Нового Завета ("В начале было Слово").
Его учение о Логосе, стало популярно тогда, когда элинское большинство завладело властью в церкви, и начало обожествлять Иешуа.
И тут как раз кстати, подвернулось учение еврея Филона Александрийского, который хотел примерить Иудаизм с греческим учением о Логосе.
Ну, а дальнейшая история нам уже известна.

Филон же хотел наиболее ярко и красноречиво (а возможно и наиболее успешно) высказать результаты адаптации иудейской теософии к языку греческой философии.
Но имел успех только у елинов и евреев, придерживающихся елинской философской мысли.
Иначе говоря у тех, кто оторвался от иудейских корней, или у тех у кого иудейские корни очень ослабли.

Но мне кажется к Иоанну это не относится. Восточные церкви, были более проиудейские, нежели западные. Павел более почитался на западе, а Иоанн на востоке. Для него "Слово" - это не "Логос", а "Тора". Именно так называлась Тора в иудейской поэзии, того времени.

Не могло ли случиться так, что когда Иоанн написал свое Евангелие, где говорится о Логосе, то он подразумевал все же не философское понятие, а именно Тору?
Тогда бы, возможно, это открыло нам более ясное представление о значении Торы в учении Иисуса и жизни церкви.






Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!

Да, Тора! Но Тора — именно как Хохма́ (Премудрость), персонифицированная, «ипостазированная»:

«…Господь имел меня началом пути Своего…
От века я помазана...
Я родилась, когда еще не существовали бездны…
Я была при Нем художницею, и была радостью…» (Прит. 8, 22–30)


Живой и личный Логос (древнееврейское «Маамар», арамейское «Мэмра») но — не Книга или некий План миротворения:

В Нем была жизнь... (Иоан. 1, 4)

— сказано о Слове.

Конфессиональная принадлежность 06.06.2011 Сюткин Дмитрий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Насколько я смог понять, Вы не принадлежите ни к одной конкретной религиозной группе (церкви, общине и пр.). То есть Вы не называете себя ни иудеем, ни христианином, ни мусульманином, исповедуя при этом веру в Единого Бога и руководствуясь в равной степени как Библией, так и Кораном. Скажите, как Вам это удается? Например, как Вы молитесь? Ведь мусульманин совершает обязательную пятикратную молитву-намаз, православный христианин читает молитвенные правила, протестант молится своими словами и т.д. Как Вы решаете этот вопрос для себя? Спасибо за ответ! С уважением, Дмитрий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий Игоревич!

Истинно верующий человек ощущает присутствие Бога повсюду, — в т. ч. и в каждой конфессии, исполненной благочестия. Поэтому, сказал бы я, совсем не «ни… ни», но, напротив — «и… и»:

Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого... (Еккл. 7, 18)

Что же касается молитвы, — у нас есть хороший совет:

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых… (Еф. 6, 18)


Как различать слова Логоса, то есть Сына Божия от Духа Мессии? 02.06.2011 ВЕРА
 Почему все богословы утверждают что Логос Сын Бога – это и есть сам Мессия Иисус, а вы как учите? никто из отцов церкви даже не знал о таком. Что вы, умнее всех? разве Логос Сын Бога – это не Дух Христа Бога троицы? прочтите Иоан. 17 как человек Иисус говорит о Себе, что Он имел славу прежде у Отца. Вам знакома эта слава нашего Господа Спасителя или вы только знаете унижать нашего Спасителя Христа, не претендуете ли вы на Его место, ибо вы такой знаток великий унижать славу Спасителя своей философией. Ведь Апостол Павел говорит ИМ ИИСУСОМ Мессиею сотворено все видимое и невидимое и Ему покорились все Ангелы и силы, и власти. Кому это покорились и кому все будет покорено, не Иисусу, которого вы только человеком изображаете или это покорится Логосу Сыну Бога, который не имеет дух-душу-тело, или Иисусу? ответьте, если можете или на такое вы не отвечаете? Лицемер, перестань умалять славу нашего Спасителя, покайся.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Вера!

Слово «лицемер» означает того, кто говорит одно, а думает другое. Я же пишу открыто то, что думаю; в чём же здесь лицемерие?
Спасается человек любовью к Богу и ближнему:

…За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. …Пошлет им Бог действие заблуждения… (II Фес. 2, 10–11)

В Ваших же словах я что-то не заметил любви…
Апостол Пётр наставляет:

…Будьте всегда готовы всякому… дать ответ с кротостью... (I Петр. 3, 15)

Также апостол Павел учит

…Быть приветливым ко всем… незлобивым,
с кротостью наставлять противников… (II Тим. 2, 24–25)


Если я — противник, почему же преступаете заповедь апостола? Известно, что сам Иисус никого лично не оскорбил, но говорил о «лицемерных книжниках и фарисеях» в целом (Матф. 23, 13–29). Вы же поступаете противоположно Иисусу… Ваши слова: «Не претендуете ли Вы на Его место» совершенно безосновательны. Ни в одном письменном или устном моём выступлении никто не найдёт ни малейшего намёка на подобное! Говоря так, Вы показываете, кому следуете: ведь он «когда говорит… ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44). Верующим запрещено даже воздавать «ругательством за ругательство» (I Петр. 3, 9). Вы же готовы оскорблять тех, кто не сказал Вам ничего злого.

Теперь перейду к ответам.

Иоан. 17, 5:

И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. (Иоан. 17, 5)

Это устами Иисуса произносит Логос, которым сотворён весь мир (Быт. 1, 3):

…Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою… (II Петр. 3, 5)

Из чего видно, что это говорит не человек? — Из предыдущего стиха! —

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне... (Иоан. 17, 4)

«Совершил» — греческое «тэле́йосас» — «закончивший» (в некоторых рукописях — «этеле́йоса» — [я] закончил). Однако человеческая природа Иисуса в момент произнесения этих слов ещё не закончила своей земной миссии: ещё не было ни Голгофы, ни даже Гефсимании! Кто же «до Креста» мог сказать: «Я совершил (т. е. закончил) на земле… дело, которое Ты поручил»? Конечно, Логос — Слово Божие! Потому что проповедь Его была уже завершена!

I Петр. 3, 22:

…Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. (I Петр. 3, 22)

Это сказано о Мессии, воскресшем из мёртвых (см. предыдущий стих). «Покорились» — после его восшествия на небо, следовательно — с определённого момента. Если бы всегда были покорны, то не имели бы нужды покоряться в связи с восхождением и восседанием одесную Бога.
Ср.:

Дана Мне всякая власть на небе и на земле. (Матф. 28, 18)

Это Иисус сказал после своего воскресения. Но то, что человек имел всегда, он не должен получать заново. Следовательно, «дана» — с определённого момента!

Теперь о Кол. 1, 13–20, откуда Вы привели неправильную цитату. Здесь сначала говорится о Слове Божьем, Логосе: «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари, потому что в Нём (греческое «эн ауто́», в Синодальном переводе — неточно: «Им») было создано всё…» А затем, со стиха 18, говорится о Мессии, в котором поселился Логос: греческое — «о́ти эн ауто́ эудо́кесен пан то плэ́рома катойке́сай», буквально: «ибо в нём (т. е. Мессии) Он (т. е. Бог) одобрил (благоволил) всей Полноте (т. е. Логосу) (дать) поселиться (стих 19). Синодальный перевод:

…Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота… (Кол. 1, 19)
Перевод — очень приблизительный: не «всякая», а «вся» («пан»), а «полнота» — «Плерома», т. е. Полнота Слова (Логоса). Но даже из перевода видно, что Полнота обитает в нём: есть и Обитающий (Слово), и Его обитель — человеческая природа Мессии.
Ср. Евр. 9, 11:

…Христос… придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною… (Евр. 9, 11)

Т. е. Мессия стал Скинией, Храмом Слова (Логоса), созданным не человеческими руками; ведь его дух, душу и тело создал не человек, а Бог!

В заключение отметаю ещё одно Ваше лжесвидетельство: «Вы только знаете унижать нашего Спасителя Христа…» Напротив, великий подвиг и несравненное мужество Мессии выявляются именно при понимании его человеческого естества. Ибо Богу было бы совсем нетрудно страдать (или сделать вид, что мучается), ведь Бог вездесущ, и если бы в какой-то «точке творения» Он и страдал (что, однако, невозможно по определению), то во всех остальных «пространствах бесконечных» — блаженствовал бы (ср. «блаженный и единый сильный Царь царствующих… – I Тим. 6, 15), а в таком случае блаженство настолько перевесило бы страдание, что последнее стало бы совершенно незаметным… Но Мессия, обладая человеческой природой, поистине страдал за весь род человеческий, испытав как известно, даже страшнейшее — Богооставленность:

…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Матф. 27, 46)

Поэтому —

Достоин Агнец закланный принять… честь и славу и благословение (Откр. 5, 12)!


Триединство Бога 30.05.2011 Розин Евгений
 Судя по всем высказываниям Бог-Отец и Бог-Сын Иисус - две различные личности. Не противоречит ли это доктрине триединства Бога? Понимание Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, несмотря на множество мест в Писании, где разделяются эти "образы" Всевышнего, остается в силе?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!

О Слове Божьем и Духе Божьем говорит всё Писание (Быт. 1, 2–3; Пс. 32, 6; Ис. 63, 11–14; Матф. 3, 16 и мн. др.).
Иисус же — Мессия, и Богом в Писании не назван. Сам он сказал:

…Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога... (Иоан. 8, 40)

Словосочетания «Бог-Сын» в Писании нет. Название Сын Божий относится к: праведнику — Втор. 14, 1; ангелу — Иов. 1, 6; Мессии — Матф. 26, 63.

Мухаммад в библии 30.05.2011 Расуль
 Большое спасибо за ответ! Но последний вопрос остался! Есть ли в библии указанине на нашего пророка Мухаммада с.а.с ?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Расуль!

На Ваш вопрос я ответил в книге «Сияющий Коран» (помещена на этом сайте), стр. 44–48.

Зачатие человека 29.05.2011 Юлия Николаевна
 Здравствуйте Дмитрий Владимирович. Объясните пожалуйста, почему в Библии говорится о мужчине, что он родил сына или дочь, тогда как известно, что человек начинает формироваться от слияния обоих (мужской и женской) клеток? Даже большую долю вкладывает женщина: носит 9 месяцев и фактически рождает, претерпевая различные "мучения" на всех стадиях вынашивания и рождения ребенка. Как надо понимать слова о том, что "мужчина родил"? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия Николаевна!

Поскольку отец участвует в рождении и именуется одним из родителей, а родословие в Библии прослеживается по мужской линии, то ничего странного в выражении «отец родил» нет.

Вебинар 28.05.2011 Глазкова Валентина
 Дмитрий Владимирович!
Благодарю за возможность просмотра записи вебинара! Очень познавательно!
Просто до глубины души! Благодарю Бога за то, что Вы есть!
И за то, что Сергей Николаевич Лазарев посоветовал Вас своим слушателям!!!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Валентина!

Благодарю за добрые слова. Да поддержит Вас Тот, Кто «даёт мудрость; из уст Его — знание и разум».

О церковных служениях доникейского периода Христианства 27.05.2011 Алексей Ижик
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Хочу поблагодарить Вас за работу, которую Вы делаете, за блестящие выступления и книги. Вы как-то рассказывали о церковном служении в доникейский период Христианства, хочу попросить изложить эту информацию более подробно (если сие представляется возможным).
Заранее благодарю, с глубоким уважением, Алексей

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алексей!

Тема, Вами затронутая, очень обширна. В общем и целом следует сказать, что Богослужение первохристианских (иудеохристианских) общин совпадало с общеиудейским (главным образом, в ессейском варианте) настолько, что их собрания именовались синагогами (Иак. 2, 2 — в Синодальном переводе «собрание ваше», хотя в других местах Нового Завета то же самое слово всюду переводится как «синагога» — Матф. 4, 23; Деян. 9, 20 и многих других). Ученики Иисуса мыслились как неотъемлемая часть Израиля (см. Иак. 1, 1; I Петр. 1, 1). Повеления законоучителей выполнялись — Матф. 23, 2–3. Но это древнее иудейское служение сопровождалось проявлениями духовных даров во всём их многообразии — см. I Кор., гл. 12 и 14.

Новый завет о том, кто может войти в Царствие небесное 27.05.2011 Глазкова Валентина
 Ап. Павел, Гал. 5:21 (убийцы, пьяницы не наследуют Царствия Небесного).
Лука 23:42-43(Разбойник распятый с Иисусом говорит: помяни меня в Царствии своем). И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.)
Если Иисус только вспомнит о том человеке, который просит, то человек окажется в раю вместе с Иисусом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Валентина!

Текст Гал. 5, 21 говорит о нераскаявшихся грешниках. Ср. I Кор. 6, 9–10, где перечислены те же и подобные грехи, но далее сказано:

И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. (I Кор. 6, 11)

Разбойник же на кресте покаялся и потому получил прощение. Покаяние его видно из слов:

…Или ты не боишься Бога?..
…Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... (Лук. 23, 40–41)


Признание своей вины, справедливости наказания и страх Божий — всё это ясные признаки покаяния.

Рукоположение и священство Нового Завета 20.05.2011 Сергей
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Объясните пожалуйста о священстве в Новом Завете, так как я запутался в этом вопросе. Послания и деяния упоминают пресвитеров и епископов. Какие функции у новозаветного священника? Кто может быть им? Верно ли, что для дара священства необходима преемственность рукоположения от апостолов до наших дней? Рукополагали ли в священство апостолы крестившихся из язычников и (еще) необрезанных?

Православная церковь и ряд других утверждают, что только они имеют право истинно священствовать, ибо имеют рукоположение непосредственно от апостолов, но согласуется ли эта точка зрения с евангельским текстом?

Спасибо Вам большое!
С уважением,
Сергей

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

«Прэсбю́терос» (пресвитер) — эквивалент древне-еврейского «заке́н» — «старейшина», «старец», а институт пресвитеров в Новом Завете соответствует институту старейшин в Ветхом Завете. В Исх. 24, 1, 9, Числ. 11, 16 упоминаются 70 старейшин, это — архетип 70 учеников Иисуса, к которым восходит пресвитерство — Лук. 10, 1, 17, Деян. 15, 2.
«Эпи́скопос» (епископ) — буквально «назидающий» — эквивалент древнееврейского «шотэ́р» — «распорядитель». То, что первоначально старейшины и были надзирателями, подтверждается текстом Числ. 11, 16:

…Семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его… (Числ. 11, 16)

Помимо старейшин, были, однако, и другие надзиратели:

…Старейшины ваши, надзиратели ваши… (Втор. 29, 10)

— это в ряду перечислений рангов «по нисходящей линии».
Точно так же и в Новом Завете:

…Чтобы ты… поставил по всем городам пресвитеров

Ибо епископ должен быть непорочен… (Тит. 1, 5–7)


Здесь пресвитер и епископ — одно и то же лицо. Но, как в Ветхом Завете, могли существовать и епископы, не являющиеся пресвитерами.
Более поздние установления о священстве зависят от конфессиональных традиций тех или иных Церквей.

Вопрос о пророках 19.05.2011 Расуль
 Мир вам! Д. Щедровицкий, у меня один вопрос! По библии Иисус – а.с. [мир над ним!] – печать пророков или там такого нету? После Иисуса (по библии) не прекратилось пророчество?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Расуль!

Пророчество после Иисуса не прекратилось. Один из даров Святого Духа — дар пророчества:

Одному дается Духом слово мудрости…

Иному чудотворения, иному пророчество... (I Кор. 12, 8–11)


Имеющий дар пророчества «назидает церковь» (там же, 14, 4). Как и в древние библейские времена, во дни апостолов Иисуса было много пророков (ср. I Цар. 10, 5–6 и I Кор. 14, 29–31; Деян. 20, 23; 21, 4, 8–11).

Не произноси имени Бога напрасно 13.05.2011 Людмила
 Шалом, Дмитрий! Как следует понимать третью Заповедь Исх.20:7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Какое Имя нельзя произносить напрасно, и что значит напрасно, в суе?
И имеются ли примеры из Священного Писания наказания, которое получали за нарушение этой Заповеди.
Спасибо Вам огромное за ответы предыдущие и предстоящие!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

Третья Заповедь запрещает, прежде всего, клясться именем Божьим ложно. Им клялись на суде (Втор. 6, 13). За нарушение этой заповеди был тяжко наказан, например, царь Седекия (II Пар. 36, 13; IV Цар. 24, 5–7). Кроме того, имя Божье запрещено употреблять попусту, «к слову», в суетных речах, а также совершать зло, «нося» при этом звание служителя Божия (принадлежа к народу, «наречённому этим Святым Именем» — Лев. 18, 21; 19, 12; 21, 6; 22, 2; Втор. 28, 58). С этим связано различие между Исх. 20, 7 и Втор. 5, 11: в первом случае запрещено произносить «ла-шав» («прилагать к суете»), во втором — «ла-шэ́кер» («прилагать ко лжи»). В наше время произношение любого имени Божьего, на любом языке, подпадает под эти запреты.



[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |