Здравствуйте уважаемый Дмитрий Владимирович!Спасибо за Ваш труд,сайт и возможность задавать вопросы.Пожалуйста раскройте место Писания Мих.4:9-13 в буквальном и духовном смысле.Заранее спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!
Ответ на Ваш вопрос выскажу кратко. Мих. 4, 9–11 предсказывает страдания народа перед Вавилонским пленением, само пленение и спасение после него («там искупит тебя…»), т. е. возвращение в Святую землю и построение Второго Храма.
Мих. 4, 12–13 в буквальном смысле можно понимать как пророчество о грядущих победах Маккавеев над врагами («многими народами») и посвящение Храму их богатств. В духовном же плане здесь описана великая победа Единобожия над язычеством в эпоху Второго Храма, и прежде всего — распространение Христианства. Действительно, в результате этого «стяжания и богатства» народов, прежде всего духовные, были посвящены Господу, Который и открылся множеству народов как «Владыка всей земли». Проповедь сравнивается в Евангелии с жатвой (Лук. 10, 2–3), а у Михея — с молотьбой, т. е. пророк имеет в виду более поздний этап проповеди, духовное «перерождение» народов, подобное очищению зерна при молотьбе. — Д. Щ
Я не только не обиделся на Вас, но ИСКРЕННЕ очень Вам благодарен за то, что Вы публикуете все мои сообщения. Надеюсь, что многие, читающие нашу с Вами переписку, сделают правильные выводы.
А теперь о самом интересном.
Отк. 6:9-11
Да, истинная скиния находится на небесах. И в скинии, как известно, есть два жертвенника. Один – это жертвенник всесожжений, на котором приносились жертвы, а другой – жертвенник благовонных курений, который находился пред завесой в Святое Святых. Какой именно жертвенник здесь имеется в виду? В приводимых Вами текстах об этом жертвеннике сказано, что он находится ПРЕД ПРЕСТОЛОМ (Божиим), а также сказано, что этот жертвенник ЗОЛОТОЙ. А каким был жертвенник всесожжений? Он был МЕДНЫМ (обложен медью) – Исх. 38:1-2.
Именно золотой жертвенник курений находится пред престолом Божиим, а жертвенник всесожжений находится во внешнем дворе скинии.
Присутствуют ли оба эти жертвенника в истинной небесной скинии? Да, присутствуют. Только жертвенника всесожжений на небе НЕТ! А что ему там делать? Жертвенник предназначен для того, чтобы на нём приносились жертвы. А кто на небе, в безгрешном мире, может приноситься в жертву?
В Отк. 11:1-2 Иоанну предложено измерить храм, но БЕЗ ВНЕШНЕГО ДВОРА, т.к. его топчут язычники. А жертвенник всесожжений находится во внешнем дворе скинии. И откуда на небе взяться язычникам?
Поэтому явно, что внешний двор небесного храма – это земля. И жертвенником небесного храма является земля, где на голгофе был принесён в жертву наш Господь Иисус.
Теперь ещё раз о душах убиенных.
Согласно Торе, жертвоприношения сопровождались излитием крови в подножие жертвенника. А согласно Лев. 17:11 – душа тела в крови (или душа тела – кровь, т.к. в оригинале нет предлога «в», так?). Кровь выливалась в подножие жертвенника, символизируя кровь Иисуса Христа, невинно пролитую. Эти люди были также невинными жертвами политических репрессий, которые проводила всем нам известная церковь, вместо проповеди Слова Божьего, искореняя еретиков. Кровь этих людей невинно пролилась на землю, образно выражаясь, в подножие жертвенника. Это время реформации. Поэтому и сказано «под жертвенником», т.е. их прах покоится под землёй, ожидая воскресения.
Ещё раз напоминаю текст из Быт. 4:10, где подобным образом кровь Авеля вопиёт от земли к Богу.
Если земля – это жертвенник небесного храма, а душа тела – кровь (Лев. 17:11), то становится понятна эта метафора, которую не следует понимать буквально. В Торе записано, что умышленно убивший ближнего, должен пролить свою кровь. И его не спасают города-убежища. Вот почему эти души убиенных задают вопрос: «Когда это будет?». А в стихе 11 им даётся ответ и сказано, чтобы они успокоились – ещё один текст, говорящий о состоянии мёртвых (находятся в покое до первого или второго воскресения).
Неправильное понимание истинной скинии заставляет Вас ошибочно принимать за истину некоторые ложные моменты учений о всеобщем спасении и бессмертии души. Поэтому Вам и приходится переворачивать некоторые вещи с ног на голову.
Да, Бог открывает истину Духом Своим. Простите, но дух, который вторит словам дьявола (нет, не умрёте и т.п.) – это не Божий Дух, а дух другой личности.
Вы обвиняете меня в том, что я душевный, а не духовный человек. Ну что ж, Бог нам судья.
Теперь коротко об остальном.
То, что дух Самуила вымолил у Бога разрешения явиться Саулу – это из той же серии, что и отрывок из Вашей книги, который Вы мне процитировали, касаемо мыслей Иакова. Это Ваше воображение, благодаря которому Вы «прибавляете к словам Его».
Смотрите, что происходит. Бог называет мерзостью спиритические сеансы и предупреждает людей об осквернении от подобных действий. НО! При этом, по-вашему, Бог разрешает Самуилу участвовать в том, что Сам же называет мерзостью. Нормально?
Сейчас на ТВ уже, по-моему, несколько лет идёт передача «Битва экстрасенсов». Многие экстрасенсы обращаются к умершим, чтобы разрешить какой-либо вопрос. Скажите, это мерзость пред Господом? Можно ли по-вашему каким-то способом узнать, вымолил ли тот или иной умерший разрешение у Бога, чтобы явиться им и дать какую-либо информацию или нет?
ВСЕ вызыватели мёртвых поступают вопреки Слову Божьему! Вы спрашиваете: «Как же «отец лжи» возвестил истину?». Отвечаю. Заметьте, все ли эти экстрасенсы говорят неправду? Нет, не все. Поэтому, хоть дьявол и является лжецом и отцом лжи, но возвещать истину он всё-таки может. Разве он врал, когда, искушая в пустыне Иисуса, цитировал Слово Божье? Разве он врал, когда, искушая Еву, говорил, что они (Адам с Евой) познают зло? Узнали Адам с Евой после вкушения запретного плода, что такое зло? Да, узнали. Ложь, смешанная с правдой будет наилучшим образом замаскирована. Дьявол и сейчас действует также, искусно маскируя свой обман.
По поводу Пс. 98:6. Ещё раз повторю, что я не владею древнееврейской письменностью, но:
1. Допустим, что в стихе 6 глаголы стоят в настоящем времени. Тогда и в последующих текстах некоторые глаголы логично было бы перевести так же в настоящем времени, но они опять-таки переведены в прошедшем времени.
2. На сколько мне известно, в древнееврейском языке глаголы вообще не имеют времён и могут, в зависимости от контекста, обозначать разное время.
3. Мы, люди, говоря (что-то рассказывая) о ком-то уже умершем, можем говорить о нём в настоящем времени. Например: «Он говорит …» и т.п.
Поэтому Ваш аргумент как-то не очень…
Вы пишите, что опровергли ссылками на Писание учение о двух смертях, которое изложил. Так я то же самое могу сказать и о себе в отношении Вас. Ваши «опровержения» только доказывают противоречивость учений о бессмертии души и всеобщем спасении.
По поводу 99,9%.
1. Вы, да и все мы прекрасно знаем, что большинство право НЕ всегда. Примеров масса. И это не аргумент.
2. Величину этого процента Вам тоже дух подсказал? Даже если взять одних адвентистов, то этот процент будет всё-таки чуть ниже.
3. Если опросить население и даже священнослужителей, если почитать мнения на различных форумах, то мы увидим, что некоторое количество верующих людей (в том числе и некоторые священнослужители) вообще не могут по данной теме сказать что-либо определённого и ответить утвердительно.
Поэтому цифра в 99,9% не отражает существующую реальность.
Моё высказывание о том, что Вы обидели все конфессии, считая, что там существуют различные натяжки и заблуждения, основывается на Ваших же словах.
Однажды Вы написали: «Учение, будто Отец Небесный обрек б́ольшую часть человечества на «вечные муки» (или, по «смягчённому варианту» адвентистов и др. — на «вечное уничтожение») …». Кого, кроме адвентистов, Вы имели в виду под сокращением «и др.»? Вы этого не раскрыли, но определённо имеете в виду другие конфессии. Говоря о заблуждении «адвентистов и др.», вспомните текст из Ис. 5:21.
Божьих Вам благословений!
С Богом!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!
На ваши слова: «Простите, но дух, который…» — отвечаю: прощаю, но опасаюсь, как бы не сбылись на Вас слова из Матф. 12, 31–32. Да не вменит Вам Всевышний, снисходя к недопониманию Вашему…
Теперь — о жертвенниках. На Ваш вопрос: «А кто на небе, в безгрешном мире, может приноситься в жертву?» — Писание отвечает:
Итак, образы небесного должны… очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. (Евр. 9, 23)
Заметьте: само небесное должно очищаться жертвами (множественное число!) Зачем же очищаться тому, что, по Вашим словам, «безгрешно» — и, следовательно, в очищении не нуждается?! А ведь сказано, что Бог «и в ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов. 4, 18)…
Относительно скинии земной, со всеми её принадлежностями, говорится:
…Всё… как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. (Исх. 25, 9)
Образец был показан на горе, т. е. в горнем мире (там же, 25, 40; 26, 30). Следовательно, в вышнем мире существует и жертвенник медный как один из сосудов скинии. Этим жертвенником не может быть земля; она, в лучшем случае, есть лишь символическое подобие его —
…Сделай Мне жертвенник из земли… (Исх. 20, 24)
Далее: Лев. 17, 11 — «ки не́феш га-баса́р бада́м» — «ибо душа плоти в крови». То, что я нахожусь в доме, не означает, что я — дом. Так и душа — в крови, но не кровь! Если же прах мучеников покоится под землёй, а души их «заснули» вместе с прахом, то кому, собственно, сказано, «чтобы они успокоились ещё на малое время» — Откр. 6, 11? По-вашему, эти слова должны быть обращены или к апостолу, пишущему Книгу, или к нам — её читателям. Говорить что-либо мёртвым — разве не бессмысленно? Но текст свидетельствует: «И сказано им» (там же)! Следовательно, они должны были услышать и понять сказанное, т. е. обладать после смерти слухом и сознанием!
Что касается Быт. 4, 10, то уже древняя Книга Еноха (на которую ссылается Иуда 1, 14) объясняет, что речь идёт о душе Авеля, которая сознательно взывает к суду, требуя наказания Каина и всех будущих братоубийц.
Да и сами Вы, себе противореча, пишете: «Вот почему эти души убиенных задают вопрос: “Когда это будет?” А в стихе 11 им даётся ответ…» Задавать же вопрос и получать ответ — возможно ли в совершенно бессознательном состоянии?..
Что до спиритизма, — отношения между душой Самуила и Саулом выходят далеко за рамки спиритических сеансов и представляют собой явление единственное в своём роде, о чём уже говорил.
Скажем мягко, что рассуждать о Пс. 98, 6, не зная оригинала, — затея довольно отважная. Вам не кажется?..
Относительно Ис. 5, 21 — прочитайте стихом выше. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович, очень хотелось бы знать ваше мнение, почему на определенном этапе жизни Аврам и Сара были переименованы Богом в Авраама и Сарру?
С уважением,
Татьяна
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Петровна!
Ответ на Ваш вопрос см. во «Введении в Ветхий Завет», с. 144–147. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Освятите пожалуста, по возможности, вопрос десятины в Новом завете. В Ветхом завете Господь сказал: "Принесите десятину в Храм Мой". Сейчас Храм разрушен... Остались только пожертвования? Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина Григорьевна!
…Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона... (Матф. 5, 18)
Заповеди о десятине остаются в силе и в Новом Завете (Евр. 7, 8). Первая десятина отделяется для посвящения Господу (Лев. 27, 30–33), а вторая — принадлежит бедным (Втор. 14, 28–29). Итак, в общей сложности, отдаётся пятая часть всех доходов. А уж как, в наше время, распоряжается каждый верующий десятинами, — это дело его совести. Добровольные пожертвования («милостыня») даются сверх десятин. — Д. Щ.
От Редакции:
См. также ответ Дмитрию на вопрос от 15.11.09 «10%».
Уважаемый Дмитрий. Я очень впечатлен мудростью данной вам Всевышним! Благодарю вас за ваш труд. Ваши ответы и толкования очень согласуются со свидетельствами людей, переживших околосмертный опыт (клиническая смерть с присущими ей переживаниями), особенно в том, что вы считаете наиважнейшим - ЛЮБОВЬ. Не переживали ли вы сами ОСО? Если нет, то как вы относитесь к таковым многочисленным свидетельствам?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тимофей!
К свидетельствам получивших «околосмертный» опыт следует, конечно, относиться с большим вниманием, — тем более, что таких свидетелей много, —
…При словах трех свидетелей состоится [всякое] дело. (Втор. 19, 15)
Особенно важно, что подобные свидетельства совпадают со сказанным в Писании (Лук. 16, 22–31). — Д. Щ.
Не надобно ли современным последователям Учения Христова "обновить" "Символ Веры", с учётом искажений Пути за минувшие века? Или "Апостольского" достаточно и сейчас? Как в двух словах "дать отчёт в своём уповании" не посвящённому, но интересующемуся, чтоб не нарываться на - "хочешь под проклятие Закона"?
"Отвергнись себя" стало ни на что не сподвигающим штампом,- в каждой конфессии под своим предлогом. Как, с помощью краткой формулировки, правильно наметить Цель и облегчить муки исканий стремящемуся к Истине? Как сформулировать ёмкое определение того, что сейчас происходит в среде Верующих во всём мире? Понятие "возвращение к корням", к сожалению, тоже становится брендом. Наверное,пытаюсь объять необъятное...А может нужен манифест?)))
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
Священное Писание не содержит ни «кратких формулировок», ни «манифестов», — всё это появилось куда позже и есть «изделие рук человеческих» (а если не так, — почему же на Соборах спорили по поводу чуть ли не каждого слова?!). Ап. Павел пишет ученику:
…Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение…
Все Писание богодухновенно… (II Тим. 3, 15–16)
Имея богодухновенное Писание, умудряющее и указующее путь спасения, — стоит ли прибегать к человеческим неспасительным и «малоумным» манифестам?!.. — Д. Щ.
В среде христиан широко распространено мнение, что Третий Храм построят евреи в Иерусалиме и в нём воссядет антихрист.Я не нашла пророчеств об этом в Слове,а те места Писаний , на которые ссылаются сторонники этой концепции, я понимаю иначе.Да и Третий Храм вижу как духовное сооружение ( указания на это недвусмысленны).Уважаемый Дмитрий Владимирович, могли бы Вы прокомментировать тему Третьего Храма?(возможно она уже обсуждалась, но я не всё ещё прочитала).
Спасибо Вам большое за всё! Учюсь у Вас терпению и терпимости.Слава Богу!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
О восстановлении Иерусалимского Храма в последние времена есть немало пророчеств. В девтероканонической Книге Товит они как бы обобщены:
…И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно, и дом Божий восстановлен будет в нем на все роды века,… здание величественное, как говорили о нем пророки. И все народы обратятся и будут истинно благоговеть пред Господом Богом, и ниспровергнут идолов своих… (Тов. 14, 5–6)
Здесь говорится о третьем Храме, поскольку Второй Храм описан здесь же, выше, как созидаемый после Вавилонского плена
…Дом Божий…
…Не такой, как прежний... (Тов. 14, 4–5)
Третий Храм не будет разрушен никогда («на все роды века»), и в его эпоху всё человечество вернётся к единой вере в Господа («все народы обратятся»).
Известнейшее пророчество Исайи (2, 2–5), повторённое у Михея (4, 1–4), указывает, что «в последние дни» именно «гора дома Господня» (т. е. гора Мория в Иерусалиме) «будет поставлена во главу гор», т. е. учение Господне будет превознесено над всеми другими учениями — в глазах всего человечества. И тогда «потекут к ней все народы». Будет ли отстроен тогда Третий Храм? —
Пророк прямо говорит об этом:
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям... (Ис. 2, 3)
Следовательно, в дом Божий (Третий Храм) можно будет прийти, и он отстроится к тому времени!
Иеремия, оплакавший разрушение Первого Храма, предсказал сооружение Второго (30, 18) и славу Третьего Храма, о котором сказал:
…Город [Иерусалим] устроен будет во славу Господа [т. е. отстроится Храм]…
…Не разрушится и не распадется вовеки. (Иер. 31, 38–40)
Когда
…Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно…
…У священников-левитов не будет недостатка в муже… во все дни возносящем всесожжение... (Иер. 33, 16–18),
т. е. — в эпоху Третьего Храма возобновится храмовое служение при всеобщем мире, ср.: «Иерусалим будет жить безопасно» с:
…Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Ис. 2, 4)
Захария, описывая эпоху объединения всех народов в единой вере и поклонения их Господу, говорит о Третьем Храме:
…И котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем. (Зах. 14, 20)
Наиболее подробно Третий Храм, о котором Всевышний сказал:
…Я буду жить среди них [т. е. сынов Израилевых] во веки. (Иез. 43, 9),
— описан у Иезекииля (гл. 40–48): там указаны детали богослужений и приношений, размеры Храма и т. п.
Множеству пророчеств о Третьем Храме как месте грядущего воцарения Господа над всеми народами противопоставляют одно место из II Фес. 2, 3–12, где в ст. 3–4 ап. Павел говорит о «сыне погибели», который «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога». В этом тексте употреблено греч. слово. «нао́с» — «внутренняя часть храма», а не «иеро́с» — «святилище», как обычно именуется Иерусалимский Храм в Новом Завете. Во внутренней части языческих храмов помещалась статуя божества, часто в сидящей позе. Во Святое же Святых Иерусалимского Храма мог раз в году входить только первосвященник для очищения (Евр. 9, 3, 7), и там никто не «сидел». Так что описание «сына погибели, который сядет как Бог» скорее относится к языческому храму.
Таковы выводы из сравнения различных пророчеств о Третьем Храме. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю Вас за ответ. Стало немного легче. Дмитрий Владимирович, помогите пожалуйста найти ответ. Зачем наказание смертью? Я имею в виду при жизни. Ну, грешили бы себе люди до последнего вздоха, а там по заслугам бы получили воздаяние. Ведь справедливости или равновесия и так нет на земле. То, что одним "нельзя, ибо смерть", другим - одумайтесь и придите! Ведь правда, что праведники живут и так не ахти как (в большинстве своём). А вот беззаконники очень даже и ничего. Так в чем тогда смысл смертушки? Лишь в институте государственности и религиозном культе? Ой, ай, ни-ни, низя….. да и то... как-то выборочно…? Заранее благодарен Вам!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
О какой смерти задали Вы вопрос: о смерти, посылаемой свыше (преждевременной, мучительной и т. п. — за грехи), или о смертной казни? Уточните! — Д. Щ.
Но скажите, как в свете окончательного вывода этой лекции прокомментировать подборку стихов, с которой лекция начинается?
И как в этом же свете понимать стихи о горшечнике и горшке из 9 главы послания к Римлянам?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!
В Римл. 9, 15–16 не объясняется, кого именно Всевышний «хочет» (ст. 18) миловать и жалеть. Это объясняется в других местах Писания. Например:
Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. (Пс. 24, 10)
и
…Уповающего на Господа окружает милость. (Пс. 31, 10)
И ещё:
…Хранящий завет и милость любящим Тебя …(Дан. 9, 4)
Есть много других подобных мест. Провозвестие ап. Павла в Римл. 9 не может восприниматься вне контекста всего Писания, но только в контексте. Тогда почему же —
…Кого хочет, милует... (Римл. 9, 18)?
Этими словами апостол указывает, что смысл воздаяния в земной жизни часто сокрыт от нас, поскольку нам неизвестны прежние пути душ — и заслуженное ими. Разумеется, Создатель «властен над глиною» (ст. 21). Но Его решению предшествует всякий раз свободный выбор души, на что намекают слова о сосудах, «которые Он приготовил к славе» (ст. 23). Как же готовит Бог души к славе? — Через научение, руководство, испытания и т. п., о чём говорит вся Библия.
Итак, сосуды милосердия Он ранее подготовил к славе, т. е. научил, испытал, руководил ими — в предшествующие времена, которые часто сокрыты от нашей памяти:
…Потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. (Иов. 38, 21)
Напротив, сосуды (души), противившиеся прежде Богу («сосуды гнева» — ст. 22) сами приготовили себя к проклятию («готовые к погибели» — ст. 22), а не Он их приготовил. Это тоже произошло в предшествующее время (когда же подобное свершается в нынешней жизни, всё само собой ясно, и этот вариант мы здесь не рассматриваем).
Так что желание Божье («хочет» — ст. 18) не противоречит свободе выбора человека. — Д. Щ.
Здравствуйте, Уважаемы Д.В. Щедровицкий! В псалме 81 стихе 6 написано: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; От Иоанна 10 : 34,35: Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание.
Получается человек Бог?Я имею ввиду, что выходит - человек бог ,но бог относительный- абсолютный Бог только одни. Я правильно понимаю?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей Романович!
Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6)
А далее:
…Но вы умрете, как человеки... (Пс. 81, 7)
Одно из значений слова «элохим» («боги») — бесплотные духи, ангелы (множеcтвенное число) — см. Пс. 96, 7.
В Псалме же 81-м содержится намёк на то, что первые люди имели природу, подобную ангельской, а потом стали смертными, ибо согрешили. Но между Богом и ангелами («элохим») — разница несказанная!
Да и то говорится, что люди только были подобны «элохим», а затем и это подобие утратили… — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
У меня сложилась такая ситуция меня попросили сделать небольшое сообщение на тему:,,Ной после потопа,,.
Я случайно в интернете нашел Ваши лекции и более обьективного ответа на поставленную мне задачу я не нахожу.
Но когда я попытался понять почему бывший преподователь теологии сейчас находится (мягко говоря под критикой РПЦ)я ни чего не понял
Дело в том что сообщение мне порученно сделать в православной школе .
Я конечно далеко не специалист,но пока ничего криминального в Ваших лекциях не нахожу.
Может Вы поможете мне понять почему и в чем расхождения у Вас и РПЦ?
Мне очень интересно изучать Ваши лекции
С Уважением Григорий
P/S
Простите меня, может за некректный вопрос
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Григорий!
Не понимаю, о каком «расхождении» Вы говорите. Критика же со стороны частных лиц — дело понятное, без неё, кажется, никто никогда не обходится.
Как библеист и исследователь религий, я стремлюсь к правде, миру и достижению лучшего взаимоотношения между различными конфессиями, согласно сказанному:
…Правды, правды ищи... (Втор. 16, 20) ,
а также:
И делом правды будет мир... (Ис. 32, 17)
Через познание правды о своих первоначальных библейских истоках разные деноминации, имеющие общие корни, могут успешнее сближаться. — Д. Щ.
Уважаемый Д.В. Щедровицкий! Вы писали: << Уважаемая Надя!
Слово «р́уах» — «дух» — в древнееврейском языке действительно женского рода, что говорит о главенстве над духом более высокого начала (подобно тому как «жене глава — муж» — I Кор. 11, 3). По отношению к человеку более высокий, чем «руах», уровень — это «нешам́а» (в Синодальном переводе — «дыхание»: Быт. 2, 7); в иерархии Божественных Лиц над Духом главенствует Отец Небесный (Иоан. 15, 26).>> О какой иерархии вы здесь говорите? Иоан 15, 26: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; ....Если Дух от Отца исходит - это вовсе не значит что <<над Духом главенствует Отец Небесный>>. Я правильно говорю? Если не правильно- то скажите что! Заранее благодарю вас!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей Романович!
Библейское учение о Духе Божием таково: Бог посылает Дух Свой:
…Пошлешь дух Твой — созидаются... (Пс. 103, 30);
изливает Его:
…Доколе не излиется на нас Дух свыше... (Ис. 32, 15);
кладёт Его:
…Положу дух Мой на Него… (Ис. 42, 1);
влагает Его:
Вложу внутрь вас дух Мой... (Иез. 36, 27)
Иисус говорит, что Дух Святой посылается Отцом:
…Дух Святый, Которого пошлет Отец... (Иоан. 14, 26),
а апостолы — что Дух даётся Богом:
…Дух Святый, Которого Бог дал. (Деян. 5, 32)
Дух подаётся:
…Чрез возложение рук Апостольских подаётся Дух Святый… (Деян. 8, 18)
Всё описанное ясно говорит, что Дух подчиняется Отцу Небесному. Так, например, посылаемый зависит от посылающего, который выше него (как царь — выше посла). Также сказано, что Дух ходатайствует за нас:
…Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Римл. 8, 26, 27)
Т. е. Дух уподобляется как бы придворному, допущенному к Царю («по воле Его») и заступающемуся за кого-то перед Ним…
Сказанное вполне проясняет вопрос об «иерархии».
Да и в стихе Иоанн. 15, 26 — «Дух истины, Который от Отца исходит» — есть уподобление: как человек властен над своим дыханием — так и Бог — над Своим Духом! — Д. Щ.
Здравствуйте, Уважаемый Д.В.Щедровицкий! Меня очень интересует ответ на один вопрос и мне интересно ваше мнение. Вопрос: Все ли предопределено в жизни человека и как библия отвечает на этот вопрос(желательно привести цитаты из Библии...). Заранее вам благодарен.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей Романович!
Признание «полного предопределения» уничтожает возможность выбора со стороны человека. А если так, — то не может быть ни личной праведности, ни личного нечестия, и человек оказывается чем-то вроде куклы на сцене (у Омара Хайяма имеется пародия на такую точку зрения). Писание же строго и однозначно говорит об ответственности человека за выбор своего жизненного пути:
Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь... (Втор. 30, 19)
В Новом Завете апостол Иаков предупреждает:
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4, 17)
Следовательно, человек свободен делать — или не делать! Впрочем, всё Писание от начала до конца об этом говорит — от заповеди, данной Адаму и произвольно им нарушенной (Быт. 3), до «права на древо жизни», получаемого теми, «которые соблюдают заповеди Его» (Откр. 22, 14). Ведь «Царство Небесное силою берётся» (т. е. постоянным усилием) — Матф. 11, 12. — Д. Щ.
Здравствуйте, Уважаемый Д.В. Щедровицкий! Меня интересует ваше мнение на данный вопрос: в Библии сказано не лжесвидетельствуй, не убей...А как относиться Библия ко лжи во спасение или убийству на войне?( если бы не я его убил то он меня, хотя я его убивать вовсе не хотел..)Заранее благодарю вас за ответ!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей Романович!
Десять Заповедей (Исх. 20) подробно комментируются библейским текстом — вплоть до Книги Второзакония. Традиционно таких комментариев насчитывается 613. Так, например, имеются подробные наставления о поведении во время войны:
Когда выйдешь на войну… (Втор. 21, 10) ,
что уже само по себе опровергает понимание заповеди «не убий» как относящейся к любой ситуации. Кроме заповеди: «Не произноси ложного свидетельства» — есть предписание:
…Не восставай на жизнь ближнего твоего… (Лев. 19, 16) ,
т. е. — не будь бездеятелен, если ближнему грозит смертельная опасность. В последнем случае для спасения человеческой жизни (например, невинного, которого ложно обвиняют в смертельном преступлении) — годятся порой совсем неординарные средства… Вот почему сказано:
…Правды, правды ищи, дабы ты был жив... (Втор. 16, 20) ,
— правду Закона и жизни надлежит всегда искать, а не считать её заранее и навсегда найденной!
Никакая заповедь не может быть правильно исполняема «вне» тех двух, на которых «утверждается весь закон и пророки» — заповедей о любви к Богу и ближнему (Матф. 22, 37–40). — Д. Щ.
Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину – тоже». что говорит писание по этому?спасибо רַב תוֹדוֹת
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!
Иисус не отменил, но утвердил Закон (Матф. 5, 17–20). О десятине апостол пишет:
Получающие священство… имеют заповедь — брать по закону десятину с народа…
И здесь десятины берут человеки смертные... (Евр. 7, 5–8)
Обратите внимание на настоящее время употреблённых глаголов: оно — свидетельство тому, что заповедь о десятине не отменена. — Д. Щ.
праздник Ханука что о нём говорит новый завет,и есть ли в нём намек(,пророчество) о Мессии ? Благословен Господь Б-г даровавший вам мудрость.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий (2)
Иисус праздновал Хануку, как и другие праздники (и «полупраздники», к которым Ханука относится):
Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. (Иоан. 10, 22–23),
Итак, в Хануку мы видим Иисуса молящимся в Храме. Конечно, Ханука имеет мессианский смысл — ср.:
…Я свет миру. (Иоан. 9, 5),
— ведь этот праздник связан с очищением и обновлением Храма, дома Божия.
…А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы... (Евр. 3, 6)
…Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... (II Кор. 6, 16)
Д. Щ.
От Редакции:
О непреходящем значении и прообразном смысле праздника Хануки можно прочитать также во «Введении в Ветхий Завет» в Лекции 5, комментирующей Книгу Левит, на с. 720–721.
Иеремии 23:6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
Вопрос: В оригинале "Господь оправдание наше!" звучит как «ЯХВЕ оправдание наше!»
Как вы считаете, можно ли на основании этого сделать вывод, что одно из Имен Мессии – ЯХВЕ?
(В книге автора Ристо Сантала «Мессия в Ветхом завете в свете раввинистических писаний » есть ссылка на Талмуд, что рабби считают именно так – Masekhet Baba Bathra 75b)
Что скажете вы?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!
Как известно, очень многие библейские имена имеют теофорную основу, т. е. содержат Имя Божие (или часть его) и являются, по сути, сокращёнными «сообщениями» о свойствах и деяниях Бога. Например, Йишайяху (Исаия) — «спасёт Господь», Нетаниэль (Нафанаил) — «данный Богом», Йехоханан (Иоанн) — «Господь помиловал», и т. п. Разумеется, никто из обладателей теофорных имён не носит «общее имя» с Богом, а только свидетельствует о своей зависимости от Него. То же относится к имени Мессии: «Господь — оправдание наше [цидке́ну]» (Иер. 23, 6). Через Мессию Всевышний прощает грехи, оправдывая кающихся грешников:
…Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. (Деян. 4, 30)
…Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан. 14, 10)
Если же считать, что Мессия носит названное Вами Имя Господне, то следует отнести то же самое и к целому городу:
…А имя городу с того дня будет: «Господь там». (Иез. 48, 35)
Ясно, что имена как города, так и Мессии указывают на свойства того и другого (проявления Бога в них и через них).
Названный Вами автор, по-видимому, ошибся «в интерпретации»… — Д. Щ.
Почему в Танахе не отражен факт исчезновения Ковчега Завета?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!
Действительно, в описании разграбления Храма вавилонянами среди похищенных ими предметов отсутствует Ковчег Завета (IV Цар. 25, 13–17)… Согласно II Макк. 2, 4–8, пророк Иеремия сокрыл Ковчег в пещере горы Нево (см. Втор. 34, 1), где он и пребудет, доколе не возвратится полностью благоволение Господа к Его народу — «и тогда Господь покажет его [ковчег]»… Возможно, летописец, говоря о разграблении Храма, не хотел сосредотачивать внимание будущих читателей на тайне судьбы Ковчега, чтобы те не занимались (бессмысленными до времени) поисками… — Д. Щ.
Хотелось бы узнать Ваше мнение: могут ли ошибаться Святые Отцы? Часто общаясь с близкими людьми, я слышу такое мнение: Святые Отцы ни в чем не могли ошибаться, все, что ими написано, написано под Святым Духом.
Но тогда получается, что все, что написано Святыми Отцами, по своей истинности чуть ли не приравнивается к Библии, а правомерно ли это?
И все-таки даже Святые были людьми, а безгрешен, как известно, только Бог. Так могут ли Святые в оставленных ими писаниях ошибаться? Прокомментируйте, пожалуйста.
С Любовью,
Наташа.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья Владимировна!
Как само Писание, так и практика церковной жизни настолько многогранны и неисчерпаемы, что никакое мнение, даже и святых, не может быть единственным и окончательным. Всякое толкование или предписание имеет свои смысловые, временны́е или другие границы. Св. Отцы во многих случаях, толкуя те или иные места Писания, высказывают противоречивые мнения. Это не значит, что кто-то из них не прав: просто они говорят по-разному, имея в виду разные аспекты единой Истины (см. о «разномыслиях» I Кор. 11, 18–19).
Разные подходы к Писанию наблюдались уже у древних иудейских учителей. Показательно, что, например, в Мишне эти «противоречия» мирно уживаются рядом, показывая альтернативные подходы к первоисточнику. — Д. Щ.
К вопросу о квасном на тайной вечере. В современной церковной практике присутствует даже квасной хлеб, что не соотвествует ни ветохозаветним, ни новозаветним постановлениям.
6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит
все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так
как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с
закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1 Коринфянам 5)
Кроме того, вино может быть и не броженным (Иер. 40:10, 12; Неем. 13:15), а значит и не квасным.
Сможете ли Вы, Дмитрий Владимирович, принять эту объективную позицию, основанную на Библии?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Что же мешает принять объективные свидетельства Писания? Ведь общеизвестно, что ученики Иисуса следовали заповедям Торы (Матф. 5, 17–19; Деян. 21, 20) — а значит, праздновали Пасху с опресноками и, возможно, с неперебродившим вином (Исх. 12, 14–15; Матф. 26, 17–28). Другое дело, что при вкушении этой ежегодной Пасхальной трапезы они совершали воспоминание о страданиях и смерти Учителя (Лук. 22, 15–20). Следовательно, опресноки (маца), кроме первоначального значения (указывающего на Исход из Египта), получили новый смысл («преломления», т. е. страдания, тела Мессии), а вино рассматривалось как символ пролитой им крови. Однако это воспоминание (Лук. 22, 19; I Кор. 11, 24–25) возобновлялось (как и всякий день памяти об умершем) лишь однажды в году — в годовщину его страданий («в ту ночь, в которую предан был» — I Кор. 11, 23), что и совпадает с празднованием Пасхи тоже однажды в году — вечером 14 Нисана. По-видимому, впоследствии в церковной практике это ежегодное воспоминание слилось с часто проводимыми общиной братскими трапезами («агапэ»), что и привело потом к практике частого причащения. Но это могло произойти, когда церковь стала отходить от своих первоначальных библейских уставов. — Д. Щ.
Доброго здоровья и терпения, Дмитрий Владимирович!
И прошу прощения, что вновь возвращаюсь к тому же вопросу.
Я ищу и чаще всего нахожу гармонию в книгах Ветхого и Нового заветов.
У пророка Иезекииля в 1-й главе написано:
- "И я видел... подобие четырех животных...
на земле подле этих животных по одному колесу пред четырьмя лицами их...
Над головами животных было подобие свода...
А над сводом, который над головами их, было подобие престола...
а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем".
Здесь все понятно: над землей животные, над животными свод (то есть, животные "между" землей и сводом). Над сводом престол на престоле Сидящий.
Животные находятся ниже свода и "вокруг" престола, но не непосредственно под престолом, а чуть дальше, потому что площадь свода больше площади престола, и размеры крыльев животных достаточно велики.
Почему же вы делаете вывод, что у Апостола Иоанна получается иначе?
С какими местами Библии гармонирует ваш вывод?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор Викторович!
Мы уже рассмотрели с Вами значение греческих слов в интересующем Вас месте Откровения Иоанна. Смысл однозначен: животные — одновременно и «посреди», и «вокруг» престола (4, 6). Это не я «делаю такой вывод», а таково содержание самого текста. Конечно, кого-то это может «не устраивать», поскольку хочется непостижимое небесное свести ко вполне понятному земному — и строить на этом дальнейшие свои выводы.
Заметим, что описание Престола в Откровении далеко не во всём совпадает со сказанным у Иезекииля.
Например, у Иезекииля нет ещё 24 престолов вокруг, на которых восседают «старцы» (Откр. 4, 4). У Иезекииля каждое животное имеет 4 разных лица (1, 10), а в Откровении у животных по одному лицу, и все лица разные (4, 7). У Иезекииля животные четырёхкрылые (1, 6), а в Откровении — шестикрылые (4, 8). У Иезекииля «очей исполнены» ободья колёс (1, 18), а в Откровении — сами животные или их крылья (4, 8). Есть и другие отличия, так что видение Иоанна сходно с видением Иезекииля, но не повторяет его: любимый ученик видит Престол в небесах, а пророк — на земле («меркава», т. е. передвигающаяся колесница — Иез. 1, 4–5). Поэтому «корректировать» Откровение, исходя из Иезекииля, «не корректно» (извините за тавтологию). Слова же о том, будто у Иезекииля «всё понятно», представляются мне, мягко говоря, преждевременными (так считало во все века множество исследователей этого мистического описания «Божественной колесницы», в котором усматривали символическое описание того, как управляет Бог вселенной). — Д. Щ.
Является ли грехом онанизм? В случае, когда мужчина или женщина одиноки? Если да,то оскверняется ли только тело до вечера или страдает и душа? Имеет ли это влияние на детей этих людей? Просьба дать подробный ответ
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Гиллель!
Единственное место, на которое ссылаются в связи с данной темой, — это Быт. 38, 8–10. Но его неправильно понимают: речь там идёт о «прерванном половом соитии» («когда входил к жене…»). И умерщвлён был Онан не за физическое действие, а за вражду к умершему брату, которому не хотел дать возможность иметь потомство. О последствиях же упомянутой Вами ситуации говорит Лев. 15, 16 и 18 — «нечист будет до вечера». Остальное относится к позднейшим добавлениям и мнениям различных конфессий. — Д. Щ.
Рад появлению моего вопроса Пурим и "геноцид персидского народа" в Гостевой книге, однако убедительно прошу восстановить потерявшиеся гиперссылки - они принципиально важны.
Александр
От Редакции:
Уважаемый Александр!
Привлекли специалистов техподдержки, нашли и восстановили потерявшиеся ссылки. Спасибо за замечание.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Вызывает очевидную трудность понимание данного высказывания Йешуа из Иоан.6:53. Ведь запрет на поедание плоти (тем более человеческой) и употребление в пищу крови - это претит логике здравомыслящего еврея. Пшат здесь полагаю неуместен. Но о чем тогда в данном случае речь? Заранее благодарю Вас за ответ. ШАЛОМ!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
Завершая интересующую Вас притчу, Иисус говорит:
Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Иоан. 6, 63)
Этим он объясняет смысл сказанного выше: буквальное плотское понимание («плоть») бесполезно («не пользует нимало»); «дух и жизнь» заключены в словах, им говоримых. Его слова оживляют духовно, подобно тому как хлеб и вино оживляют физически. И потому его слова, исполненные духовного смысла, уподоблены хлебу живому, т. е. дающему жизнь (стихи 48–51) для плоти и крови (стихи 51–58), и этот символ развит и продолжен им во время Тайной вечери (Матф. 26, 26–28). Тогда же он уподобил себя лозе, а учеников своих — её ветвям, питающимся тем же соком — «кровью лозы» (Иоанн. 15, 1–5); ср. Втор. 32, 14:
…Вино, кровь виноградных ягод. (Втор. 32, 14)
Итак, речь идёт о «пребывании в Нём» — Его слове, Его духе (Иоан. 15, 4). — Д. Щ.
В популярной литературе, касающейся библейских тем, нередко можно встретить слова о «жестоком геноциде персидского народа», якобы совершённом древними иудеями во главе с Мардохеем и Есфирью. Так, в вышедшей большими тиражами книге «Как делают антисемитом» известного православного публициста о. Андрея Кураева задаются риторические вопросы по поводу библейского праздника Пурим (Есф. 9:20-32): «…как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств?» Но Православная Церковь причислила имевшую самое непосредственное отношение к установлению этого праздника царицу Есфирь к лику святых: день ее памяти отмечается в Неделю Святых Праотец (незадолго до Рождества Христова), ее имя внесено в Месяцеслов — неужели до сих пор Церковь ошибалась, считая ее праведницей, а профессор богословия (кстати, не имеющий почему-то при таком серьезном титуле научных трудов) решил вернуть Церковь на путь истины и произвести переоценку ценностей?
Другой пример: есть такой писатель и член Евразийской партии А.М.Буровский. В своей книге «Вся правда о российских евреях», недавно вышедшей в крупнейшем российском издательстве «Эксмо», этот писатель вторит Кураеву: «…именно в честь такого славного, в высшей степени героического события, как погром и резня… был установлен праздник Пурим в 14 день месяца Адара (за месяц до Пасхи). <…> Насколько мне известно, еврейский народ — единственный в истории народ, который превратил память об одном из учиненных им погромов в праздник».
Возникает вопрос: если и правда был «геноцид беззащитных персов», то почему же эти самые персы настолько уважительно относятся к Мардохею и Есфири, что даже в современном Иране — главном, пожалуй, сейчас враге Израиля — могилы этих двух библейских героев объявлены национальным достоянием! Что же такое знают персы (нынешние иранцы) о событиях Книги Есфирь, чего не знают или не хотят знать кураевы-буровские? Ведь не стали бы иранцы почитать своих губителей — такое на Востоке вообще трудно представить, а в современном Иране — и подавно! Не могли бы Вы ответить на этот вопрос как библеист?
Всего доброго!
Александр
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
Интересующая Вас тема послужила причиной моего личного письма к г. Буровскому. В связи с актуальностью данной проблемы считаю нужным опубликовать это личное письмо, которое ниже и прилагаю. — Д. Щ.
_________________________
Многоуважаемый г-н Андрей Буровский!
Прежде всего, спешу выразить Вам благодарность за очень интересные, умные и информативные книги! Они, несомненно, способствуют сглаживанию национально-религиозных противоречий, угашению фанатичных страстей, примирению народов и конфессий. «Блаженны миротворцы...» (Матф. 5, 9).
Я же обращаюсь к Вам в связи с темой, которая, по глубокому моему убеждению, есть важнейшая в деле умиротворения несогласий вероисповедных, межкультурных и т. п. Речь идёт о смысле некоторых библейских текстов, которые объяснены в Ваших книгах совершенно неверно. Коснусь лишь двух вопросов.
Вот первый. В книге «Вся правда о российских евреях» Вы пишете:
«…Сказав Аврааму: «Отдам на пропитание все племена земные», Бог, как следует из этого текста, дал потомкам Авраама нас с вами в пропитание. Хочется верить, что имелось в виду не прямое поедание… Но что «все племена земные» перечислены в том же контексте, что и звери и птицы — это факт» (стр. 75).
Как библеист, смею Вас уверить, что… слов, на которые Вы ссылаетесь, в договоре Бога с Авраамом, нет и следа! Нет даже ничего, что хоть отдалённо напоминало бы подобное «обещание»! Можете сами проверить это по любой библейской симфонии или компьютерной Библии! Вы же сами несколько ранее приводите подлинные слова завета Господа с Авраамом (стр. 49):
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли… (Быт. 18, 18)
Ещё о взаимоотношениях Авраама и его будущих потомков с «племенами земными» сказано дважды:
…Благословятся в тебе все племена земные. (Быт. 12, 3)
и:
…Благословятся в семени твоем все народы земли... (Быт. 22, 18)
И это всё! Ни на какое «пропитание» или «поедание» нет и намёка! Откуда вообще вы это взяли?!
А ведь некритичное заимствование подобного взгляда из Ваших книг, мягко говоря, не послужит примирению религий и народов…
Теперь второй вопрос. Ему посвящена в упомянутой книге целая главка — «Мордухайство». Вот цитаты из неё: «…Кого вешали иудеи на другой день — трупы уже убитых… или они убили ЕЩЁ десять сыновей Амана? Тем более непонятно — кого конкретно убили в эти страшные дни?.. Существовали какие-то списки этих обречённых «зложелателей»?.. Под нож шли… целые слои общества, целые толпы людей … «виновных» лишь в том, что они родились не иудеями, а персами, и оказались поблизости от… толп, опьянённых кровью и собственной безнаказанностью. Погром стал возможен… К счастью Мордухая и Эсфири, им удалась похабная гаремно-политическая интрига… Именно в честь такого… события, как погром и резня… был установлен праздник Пурим… Это проживает каждый еврейский ребёнок, каждый год… духовно присоединяясь к убийству 75000 человеческих существ… Охотно выслушаю возражения (с аргументацией, желательно)… Насколько мне известно, еврейский народ — единственный… который превратил память об одном из учинённых им погромов в праздник. Я ошибаюсь?..» (стр. 69–73).
Да, Вы глубоко ошибаетесь! Чтобы понять события, описанные в Книге Есфирь, в правильном свете, — нужно просто… внимательно прочитать эту книгу!
Суть в следующем. Согласно приказу, составленному Аманом и скреплённому царской печатью, истребление иудеев по всей Персидской империи должно было осуществляться местными жителями в каждой области — разумеется, теми из них, кто иудеев ненавидел или просто хотел поживиться за счёт грабежа:
…К каждому народу на языке его… посланы были письма… во все области… чтобы убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день… и имение их разграбить…
Список… отдать в каждую область, как закон… для всех народов, чтобы они были готовы к тому дню. (Есф. 3, 12–14)
Когда Мардохею (не «Мордухаю»!) и Эсфири удалось свергнуть Амана, они обратились к царю, чтобы приказ об истреблении иудеев был отменён. Но оказалось, что по законам Персидской империи
…Письма́ написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить. (Есф. 8, 8)
А это значит, что и после казни Амана составленный им указ оставался в силе во всех областях царства. Этот самый указ давал основание всем желающим «на законной основе» напасть на иудеев с целью их истребления и грабежа. Единственное, что на этом фоне мог позволить царь Эсфири и Мардохею, сводится к следующему:
…Напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя и скрепите царским перстнем... (Есф. 8, 8)
Что же они сочли возможным написать? —
…Что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить… (Есф. 8, 11)
Увы, Синодальный перевод данного места крайне неточен. Может быть, именно эта неточность и даёт не очень внимательным читателям основание для вывода о якобы имевшем место «погроме персов»? Привожу более точный перевод Шимшона Мидбари из книги: «Кетувим» («Писания»). — Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1978, с. 208: «О том, что царь разрешил Йеудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них, — с детьми и жёнами, и разграбить имущество их».
Я перевожу более точно: древнееврейское «хейл ам» (в Синодальном переводе — «сильных в народе») буквально означает «армия народа», или «народное ополчение».
Итак, речь идёт не о «погроме» каких-то «сильных в народе», но совершенно однозначно — о боевом противостоянии вооружившихся ополчениям, которые напали на иудейские кварталы по всем городам и местностям империи, следуя первому, неотменяемому, указу. Речь идёт об оборонительной войне!!!
Разумеется, женщины и дети на иудеев не нападали, но — одни лишь вооружённые мужчины. И в оригинале стиха Есф. 8, 11 говорится не о позволении Иудеям «истребить всех сильных в народе… детей и жён, и имение их разграбить» (как в Синодальном переводе), но совсем наоборот — о разрешении иудеям «истребить… все народные ополчения, которые сражаются с ними, с детьми и жёнами их (иудеев!), [чтобы] имущество их (иудеев!) разграбить».
Ни о каких «погромах мирного населения» в Книге Есфирь нет и речи, но — только о победе над ополчениями вооружённых врагов! Ни на какую «резню», да притом ещё «детей и женщин» персов, нет и намёка: всюду упомянуты только военные победы над напавшими на иудеев мужчинами (глава 9, стихи 6, 12, 15 — всюду слово «иш» (мужчина), и нигде «иша» — (женщина) или «таф» (ребёнок)!
И неоднократно подчеркнуто, что, победив полчища врагов, иудеи «на грабёж не простёрли руки своей» (гл. 9, стихи 10, 15 и 16). Кстати, и сыновья Амана названы в числе нападавших: видимо, они, желая отомстить за казнь отца, возглавляли ополчения, двинувшиеся на иудейские кварталы (гл. 9, стихи 5–10: здесь 10 сыновей Амана названы среди «побеждённых мечом» — см. стих 5). Именно их трупы (а не «ещё каких-то 10 сыновей Амана») на другой день повесили на дереве (гл. 9, стихи 13–14): тело преступника, по библейскому (да и по общеближневосточному, до сих пор соблюдаемому) обычаю, вывешивается на всеобщее обозрение — до вечера, после чего его хоронят (ср. Второзаконие 21, 22–23).
Итак, согласно истинному смыслу библейского рассказа, иудеи, избежавшие, во главе с Эсфирью и Мардохеем, полного истребления, — праздновали в Пурим военную победу над вооружённым врагом. Этот библейский праздник был установлен как День победы, а отнюдь не «в честь такого… события, как погром и резня» — как Вы написали…
Я надеюсь, что, без предвзятости вникнув в приведённые «аргументы и факты», Вы с ними согласитесь. И буду очень Вам признателен, если, согласившись, внесёте соответствующие изменения в будущие издания Ваших книг. Ведь Вам, как благородному человеку и честному историку, надлежит всегда и во всём следовать библейской заповеди:
Здравствуйте уважаемый Дмитрий!Спасибо за ответы,и за возможность задавать Вам вопросы.
Извините. т.к я недавно стала посещать Ваш сайт, хотелось бы более подробно услышать разъяснения на вопрос Сергея " о рождении Иисуса от Духа или семени", если я правильно поняла Ваш ответ,то Иисус родился от семени(тогда от какого?),а рождение от Духа произошло во время крещения,то как понимать тогда Мф.1:18-25.Заранее спасибо.
А теперь у меня к Вам личный вопрос.Читая Вашу книгу "Введение в Ветхий завет" понимаешь,что это не просто знания и размышления человека,а насамом деле духовное зрение,в связи с эти мне бы хотелось спросить Вас о Вашем духовном пути.Когда он начался?У Вас была личная Встреча с Христом? При каких обстоятельствах, или как ,у Вас открылся дар толковани,или духовное понимание Библии? Как Вы молитесь? Что есть молитва верующих в глазах Бога? Извините ,но мое любопытство абсолютно искренне.Как научиться понимать Бога сердцем? Понимать Его почерк или знаки,которые Он расставляет на пути жизни?Как иметь с Ним живое общение,и возможно ли это на земле,а если возможно,то когда это приходит(я имею ввиду,на какой духовной ступени?)? Как читать Слово,когда духовное зрение еще не открыто?Мой подход к Слову своеобразен,я читаю много комментариев,но многие из них имеют свои кофессиональные взгляды,и я понимаю,что это определенная ступень,но надо, да и хочется подниматься выше,и как не попасться в сети религии или легкости.Я не скажу,что у меня нет ответов на молитвы,есть и даже чудесные,но это больше молитвы прошения.Не могу сказать,что я совсем не понимаю Бога,нет,иногда внутреннее ощущение очень сильное,но все равно это,если объяснить образно,как в дымке.Но я люблю своего Отца,своего Творца и хотела бы радовать Его сердце,хочу исполнить свою миссию на этой земле.Да и еще,объясните пожалуйста выражение"пребывать в воле Бога",это означает исполнение Его заповедей,или что-то еще? Очень надеюсь,что Вы поняли на основании заданных вопросов мое внутреннее состояние,заранее спасибо,буду с нетерпением ждать ответа.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!
Об Иисусе сказано:
…Родился от семени Давидова по плоти… (Римл. 1, 3)
Под «семенем» в Писании всегда подразумевается прямое потомство (Матф. 1, 1–16).
Вы задали много вопросов — и сами же определили их как «любопытство». Напомню Вам совет мудрейшего царя:
Мудрость разумного — знание пути своего... (Прит. 14, 8)
Именно своего!
На Ваши вопросы о приближении к Создателю отвечает апостол Иоанн:
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (I Иоан. 4, 20)
Полагаю, что это — важнейшая проблема: учиться соблюдать заповеди о любви к ближним. По мере такого научения — постепенно открывается и доступ к духовному пониманию. — Д. Щ.
Здравствуйте! Я читала такое мнение, что во время Тайной вечере причастие свершалось не вином, а виноградным соком, так как на пасхальной вечере было запрещено употреблять все квасное. Так ли это? Если так, то как объясняется то, что сейчас в таинстве используется вино?
Я понимаю, что вино имеет символичское значение. Так же как и притча повествующая о том, как Иисус на свадьбе претворил воду в вино, когда гости уже выпили все припасенное хозяевами. Прискорбно бывает читать о том, что в Библии чуть ли не поощряется пьянство, когда эти места толкуются таким образом... Хотелось бы узнать истинное толкование.
И спасибо вам за "Беседы о Книге Иова".
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Мария!
Вино не относится к «квасному» (в библейском смысле), поскольку на Пасху израильтянам запрещалось вкушение только заквашенного хлеба (Исх. 12, 8, 15, 18–20, 39).
Вино и теперь употребляется, по иудейскому обычаю, во время Пасхального седера (обряда воспоминания об Исходе).
Что же касается Тайной вечери, — возможно, что на ней пили виноградный сок, ещё не перебродивший в вино, хотя это — вопрос дискуссионный (см., например, о «молодом вине», а также Лук. 1, 15, где «вино» сопоставлено с «сикерой», и Деян. 2, 13, где в связи с «вином» говорится об опьянении. — Д. Щ.
Ув. Дмитрий Владимирович!
Меня давно мучает один вопрос. Может, для многих он являеться достаточно легким, но для меня он достаточно сложнен. Суть его состоит в следующем. Почему Бог, который есть абсолютная неизменнная Любовь ко всем, так часто говорит о жестоком истреблении в Ветхом Завете? Как в этом разобраться?
Я доверяю вашему гению. Помогите мне разобраться. Заранее благодарю!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
В Ветхом Завете нет никаких призывов к «жестокому истреблению». Первую смерть принёс человечеству Каин, не внявший увещанию Бога и убивший брата (Быт. 4, 6–12). Впоследствии народы Ханаана дошли в своём богоотступничестве до человеческих жертвоприношений и кровавых оргий (Втор. 12, 31). Поэтому Создатель предписал сынам Израилевым положить конец человеконенавистнической ханаанской цивилизации, завоевав её земли и уничтожив места поклонения демоническим силам (Исх. 34, 13–15). Самим же хананеям предоставлялся выбор между поклонением истинному Богу — и продолжением прежнего кровавого идолослужения. Подчинившиеся заповедям правды и милосердия между ними — присоединялись к израильтянам и получали равные с ними права (Исх. 12, 49; Лев. 19, 34; Числ. 15, 16). Те же, кто не желал следовать Божьим заповедям, изгонялись из пределов Святой земли как чёрные маги и убийцы детей (что израильтяне чаще всего не исполняли, навлекая на себя Господень гнев — Суд. 1, 21, 27, 29–31, 33; 2, 1–3). Изгнание проходило «под угрозой меча» (а не «избиением остриём меча», как неправильно переведено в ряде мест).
Когда же говорится о «поражении мечом», то имеются в виду военные действия против вооружённого врага, а не истребление покорённого или мирного населения (Втор. 20, 10–14). Есть случаи предания городов «заклятию», что означает не убиение, но выселение из них жителей (там же, ст. 16–18).
Подробнее см. «Введение в Ветхий Завет», стр. 467–478, где детально разобрано неверное представление о якобы жестокостях, предписанных Библией.
Всё это относится к заповедям Божиим. Конечно, в Ветхом Завете есть и описания действительных жестокостей, которыми буквально кишит вся история древнего мира (а впрочем, к сожалению, и всех последующих времён); но убийства и несправедливости такого рода не заповеданы свыше, — напротив, категорически запрещены! Они — следствие замыслов нечестивых отступников от Бога и Его Закона (например, IV Цар. 21, 16 и 24, 3–4). — Д. Щ.
Доброго здоровья, Дмитрий Владимирович!
Еще один отрывок из «Запечатанной книги»:
"И тот мир, в котором (или из которого) созерцает Иоанн величие Господа, имеет совсем иные закономерности (в том числе и пространственные), чем наш физический мир:
…И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и ПОСРЕДИ престола и ВОКРУГ престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. (Откр. 4, 6)
Мы видим, что эти животные находятся ОДНОВРЕМЕННО И «ПОСРЕДИ ПРЕСТОЛА», и «ВОКРУГ ПРЕСТОЛА».
В нашем мире ни одно твердое тело не может находиться одновременно в двух разных местах. Здесь же, в высшем мире, это возможно".
Можно ли и здесь вместо слова «посреди» использовать «между»?
Тогда получится, что МЕЖДУ престолом и стеклянным морем находились стоящие крУгом животные. То есть престол был приподнят (возышен) выше стеклянного моря на высоту животных.
На Сидящего на престоле можно смотреть только снизу вверх…
«и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца» /Отк. 15: 2/, глядя на Сидящего на престоле снизу вверх.
Или такой перевод неверен?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор Коваленко!
Предложенный Вами вариант перевода искажает идею подлинника. В Откр. 4, 6 сказано именно о таких реалиях, которые непостижимы в рамках привычного земного восприятия. — Д. Щ.