К сожалению, Вы повторяете слова, сказанные сатаной Еве: "Нет, не умрёте". Люди, читающие Ваши книги, и, принимающие Ваше толкование о всеобщем спасении, вольно или невольно начнут с пренебрежением относиться к Закону Божьему, а значит творить беззаконие. Потому что они всё равно спасутся! Многие говорят: "Мы живём здесь и сейчас и хотим многое попробовать в этой жизни, а там уж как-нибудь прорвёмся!" Ваше толкование о спасении успокаивает многих людей, ввергая их в холодное или, что ещё хуже, в тёплоё состояние. Как известно, всех тёплых Бог извергнет из уст Своих (Отк. 3:16).
Что же, по-Вашему будет с сатаной и его ангелами? Как известно, он увёл за собой третью часть ангелов, а это огромное количество. Если Вы говорите, что спасутся ВСЕ, тогда и сам дьявол со всеми падшими ангелами должен также спастись?! Вы ведь приводите тексты: "Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться"... и т.д. Дьявол с его ангелами, также как и люди, являются Божьим творением. Следовательно, по Вашей версии, они также должны будут быть спасёнными. Но тогда получается какой-то абсурд. Дьявол с падшими ангелами знают, что они будут когда-нибудь спасены, но продолжают делать свои губительные дела. И чём ближе пришествие Христа с тем большей силой они стараются увести людей от Бога. Зная при этом и то, что, уведённые ими люди, также будут спасены. К чему тогда весь этот «маскарад»? Получается, что цель дьявола – это как можно больше людей увести от Бога, чтобы они как можно дольше мучались в аду? При этом сам он, помучаясь, будет спасён и будет жить в любви и мире с Богом и со всеми остальными небесными жителями? Ерунда какая-то.
Далее.
Я согласен, что история о богаче и Лазаре – это притча. Если бы это было происходящей (или произошедшей) реальностью, каков же тогда получается рай? Когда те, кто в раю будут слышать тех, кто в аду!? А также жители рая будут иметь возможность разговаривать с находящимися в аду, где будет плач, стоны и скрежет зубов. Но ведь написано, что ни плача, ни вопля уже не будет. Вот уж где будет депрессия (о которой писал Вячеслав к теме «Спасутся все» от 16 июня) у тех, кто будет наблюдать мучения своих любимых. Как Вам такая перспектива?
Кстати, Вячеслав, скажите, постоянно ли находятся в хронической депрессии те, кто потерял своего ребёнка или очень близкого и любимого человека? Правильно, не постоянно. Через некоторое время они также как и все могут смеяться, радоваться и т.п. К тому же написано (Отк. 7:17; 21:4) – «И отрёт Бог всякую слезу с очей их…» Поэтому Ваша, Вячеслав, версия о бесконечной хронической депрессии неуместна!
У Малахии 4:1-3 говорится о том, что огонь попалит нечестивых как солому. И «будут они прахом под стопами ног ваших» - ясно говорится о полном уничтожении нечестивых, которые не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65:17). А вы (рабы Божьи) будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю… (Ис. 65:18).
Далее.
Вы, Дмитрий Владимирович, обращая внимание на настоящее время некоторых глаголов, делаете вывод, что ***«возведение из преисподней» — факт не только будущей истории, но и нынешней, событие, свершающееся часто.*** Тогда скажите, пожалуйста, для чего было умирать Христу? Исходя из Вашего толкования следует, что некоторые перешли из преисподней в рай ещё до распятия Христа. Т.е. они оправдались пролитием собственной крови? И пролитая кровь Христа для них не понадобилась? ДЛЯ ЧЕГО УМЕР ХРИСТОС?
О чём Вам говорят тексты из 1 Ин. 5:11-13? Не о том ли что не имеющий Сына Божия НЕ имеет жизни? О чём Вам говорят тексты из 1 Пет. 1:3-5? Не о том ли, что только благодаря жертве и воскресению Иисуса мы имеем упование к вечной жизни? Только ПОСЛЕ Его жертвы и воскресения, а никак не до! Вечность уготована только тем, кто верит в Иисуса и искренно старается жить по Его Слову. А спасение готово открыться в последнее время (стих 5), а не раньше.
Далее.
Если многие уже находятся в раю, а некоторые перешли из ада в рай, то для чего им воскресать при втором пришествии Христа??? Написано, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Тексты ясно говорят о воскресении мёртвых после пришествия Христа. Только участь их разная. Зачем, по-Вашему, воскресать тем, кто уже находится в раю и наслаждается «множеством мира» и другими благами рая? При этом слыша глас Сына Божия в гробах?! Зачем воскресать для осуждения тем, кто уже находится в аду?!
Состояние человека после его первой смерти Библия называет сном (безсознательное состояние). Об этом также говорил и Иисус. Как известно, Иисус воскресил нескольких человек. Почему ни один из них после своего воскрешения ничего не рассказал о жизни после смерти? Или это «вырезано»? Например Лазарь был мёртв 4 дня… Обратите внимание на Ин. 11:24 – Марфа утвердительно сказала, что Лазарь воскреснет в воскресение в последний день. А до этого дня Лазарь находился бы в бессознательном состоянии, как и все эти 4 дня.
Быт. 37:35 – «… с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю».
Так Иаков оплакивал своего сына Иосифа, которого он считал погибшим насильственной смертью. Как Вы думаете, что Иаков подразумевал под словом «преисподняя»? Думал ли он, что он сойдёт в огненный ад? Если об Иакове Бог говорит, что Он, Бог Авраама, Исаака и Иакова, то, можем ли мы представить себе, что Иаков мучается в преисподней? Абсурд. А если Иаков под словом «преисподняя» подразумевал рай, то почему он говорит о том, что он с печалью сойдёт туда? Не должно ли ему было радоваться, ведь он увидел бы там сына своего? В этом тексте Иаков под словом «преисподняя» подразумевал смерть, небытие или бессознательное состояние, и что последние дни его перед смертью, будет печаль. Не так ли?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!
1. Я не только не повторяю «слова, сказанные сатаной Еве», но, напротив, последовательно и постоянно опровергаю их. Суть «первого выступления» змия в Писании — в том, чтобы представить Бога и замысел Божий относительно человека в искаженном виде:
Нет, не умрете;
Но знает Бог, что… откроются глаза ваши, и вы будете, как боги… (Быт. 3, 4–5)
Змий изображает Бога недоброжелательным, враждебным по отношению к людям. Такой взгляд целиком противоречит истине:
…Бог есть любовь…(I Иоан. 4, 16) …Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… (I Иоан. 4, 12)
А теперь посмотрим, как «плевелы», посеянные «врагом человеков», взошли между пшеничными колосьями, и какой плод они принесли. Учение, будто Отец Небесный обрек б́ольшую часть человечества на «вечные муки» (или, по «смягчённому варианту» адвентистов и др. — на «вечное уничтожение»), — это учение о Боге — любящем Отце, или же учение змия о Боге, ненавидящем людей?! Ответ однозначен! Ведь спасенных получается горстка, а обречённых — подавляющее большинство! О какой любви Всеведущего (то есть изначально знавшего о грядущей участи миллиардов душ) и Всемогущего (то есть имевшего полную возможность спасти все эти души) в таком случае можно говорить?! Одно из двух: вычеркните из своего вероучения либо слова «Бог есть любовь», либо утверждение о том, что Он обрек миллиарды душ на «вечные муки» (вариант: на «вечное уничтожение»). Если уж Сам Творец изображается жестоким и безжалостным, — то и человек подражает такой жестокости!
2. Вы пишете, что принимающие учение о всеобщем спасении «вольно или невольно начнут с пренебрежением относиться к Закону Божьему». Бросим взгляд на историю Европы: многие ли, принимавшие учение о вечной погибели в аду, исполняли Закон Божий?! Устрашило ли сонмы убийц, насильников, грабителей — учение о вечном аде?! Предотвратило ли это учение тысячи войн, увенчавшихся Первой и Второй мировыми — с погибелью десятков миллионов людей (Откр. 6, 8)?!
А инквизиторам, верившим в вечный ад, — помешала ли их вера сжигать живьем тысячи и тысячи людей, которые, по взглядам палачей, после смерти как раз и отправлялись на вечные муки?
Так исполняются слова Учителя о дьяволе:
Он был человекоубийца от начала… ибо он лжец и отец лжи. (Иоан. 8, 44)
Повторяя ложь о Боге и Его замысле относительно людей, став отцом лжи по этому вопросу, змий тем самым практикует человекоубийство. Изображая жестоким отца — Бога, — он ожесточает человека против брата его…
3. …Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться… (Ис. 57, 16) ,
— это не я «привожу тексты»: это — слова Самого Бога, высказанные устами пророка Исайи! Попробуйте объяснить их с точки зрения «вечной погибели»!
Вы пишете: «Получается какой-то абсурд. Дьявол с падшими ангелами знают, что они будут когда-нибудь спасены, но продолжают делать свои губительные дела…» Скажите: а если они «не будут никогда спасены», — разве приобретают тогда смысл «губительные дела»?
4. «Что же… будет с сатаной и его ангелами?» — Сказано о конце времен:
…Будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 28)
Как Вы думаете: будет ли Он пребывать в мучающихся в аду, или в «погибших навсегда»? Возможно ли помыслить такое?! А если нет, — останутся ли тогда какие-либо духи в состоянии вражды, или же — покорятся и покаются? Сказано:
…Доколе низложит всех врагов под ноги свои. (I Кор. 15, 25)
Низложенные враги — это враги покоренные и подчиненные!
5. Авраам и богач беседовали друг с другом не в конце времен, а незадолго до рассказа о них Иисуса (у богача остались на Земле братья, которые могли покаяться).
…Ни плача… ни вопля… уже не будет… (Откр. 21, 2–4) ,
— сказано о будущем Иерусалиме, а это совсем другое время.
6. Мал. 4, 1–3: говорится о победе праведных над нечестивыми (ср. Авд. 1, 15–18), а совсем не о конечном уничтожении душ.
7. Ис. 65, 17: сказано, что «не придут на сердце» прежние небо и земля, а это не означает уничтожения их прежних жителей: когда дом разрушают, жильцов переселяют, а не казнят.
8. Вы задаете вопрос: «Для чего умер Христос?» В Писании содержится ясный ответ:
…Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми. (Римл. 14, 9)
Если физически мертвые суть прах, то что же — Христос владычествует «над прахом»? Сказано — «над мертвыми и над живыми», то есть царство (или мир) мертвых сопоставлен на равных с царством (или миром) живых! «Умер» — чтобы владычествовать над мертвыми, «воскрес и ожил» — чтобы владычествовать над живыми!
…Христос… пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… (I Петр. 3, 18–19)
Да — сошел в царство мертвых, то есть в преисподнюю («темницу духов») — и проповедал томящимся там духам прощение и искупление, спасая их и выводя из ада («так и нас ныне… крещение… спасает» — там же, ст. 21). А если в преисподней «спят», превратившись в прах, тогда каков же смысл слов:
…Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних… (Флп. 2, 10) ?!
Неужели прах может преклонять колена пред Иисусом — да еще и «языком исповедывать» его Господом (там же, ст. 11)?!
9. I Иоан. 5, 11–13 говорит о жизни вечной, которую уже сейчас получают те, кто «имеет Сына Божия», то есть веруют Ему и соединены с Ним. Это относится к настоящему времени. То же — в I Петр. 1, 3–5: верующие уже «возрождены из мертвых». Теперь вчитаемся:
…Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную… перешел от смерти в жизнь…
…Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (Иоан. 5, 24–25)
Оживление мертвых настало уже во дни земной жизни Иисуса! Речь идет о находящихся «в гробах» — но не деревянных, а «в гробах» своей плотско-бездуховной закоснелости (ср.: «уподобляетесь окрашенным гробам» — Матф. 23, 27–28).
10. Что касается состояния после смерти, — яснее описать его, чем в Лук. 16, 19–31, кажется, и невозможно. Только — «есть у них уши, но не слышат…»
11. Вы подняли важный вопрос: были ли рай и ад обиталищем праведных и нечестивых — до рождества Иисуса?
Помимо Лук. 16, 19–31, обратимся к Посланию к Евреям:
…Вы приступили… к небесному Иерусалиму…
К торжествующему собору и церкви первенцев… и к духам праведников, достигших совершенства… (Евр. 12, 22–23)
Из сказанного ясно, что в небесном Иерусалиме в настоящее время тоже торжествует собрание праведных духов — «Церкви первенцев», то есть святых ветхозаветной эпохи. Адресатам же апостола Павла предстоит «взойти на гору Сион» (там же, ст. 22) и присоединиться к ним. Духи праведных названы «достигшими совершенства». Послание к Евреям написано в I веке. Прошло слишком мало времени, чтобы из учеников Иисуса, отошедших в мир иной, составилась целая Церковь первенцев, целый торжествующий в небесах собор. За какой же период «достигли совершенства» упомянутые духи праведников? — Разумеется, за всю ветхозаветную эпоху. «К народу своему», то есть духам праведным, прилагались патриархи (например, Авраам — Быт. 25, 8), пророки (например, Моисей – Втор. 32, 50), а также все праведники (Ис. 57, 1–2). Итак, рай был открыт для праведных всегда!
Нечестивые тоже всегда сходили в ад (Ис. 14, 9–11 — царь Вавилона; Иез. 32, 21–31 — множество тиранов, включая египетского фараона).
Искупив грехи живых и мертвых («за всех умер» — I Кор. 5, 15), Христос открыл как погибающим во грехах, так и мучающимся в преисподней возможность скорейшего покаяния, исправления, спасения — разрушил власть смерти и ада над ними. Он — «имеющий ключи ада смерти… отворяет, и никто не затворит» (Откр. 1, 18 и 3, 7): Мессия отворяет врата ада!
12. Относительно Иакова и Иосифа — привожу выдержку из «Введения в Ветхий Завет» (с. 259–260): «…Лишь в мире ином надеется Иаков встретиться с любимым сыном… Иаков говорит, что сойдет к сыну в «преисподнюю» — ‹шео́ль›, т. е. в ту часть загробного мира, где страдают, искупая свои грехи, нечестивцы (ср. Иов. 18, 5–14; Пс. 17, 5–6; 106, 10–11; Ис. 14, 9–15; Иез. 32, 21–31)… Почему же Иаков решил, что Иосиф находится именно там? Очевидно, он предполагал, что столь страшная и неожиданная смерть — от хищного зверя — была послана Иосифу не иначе как за какой-либо страшный грех. А любовь Иакова к сыну была столь велика, что он и по смерти не мыслил разлуки с Иосифом и желал, отказавшись от блаженства в кругу праведных духов своих отцов, пребывать с Иосифом в мрачной преисподней, разделяя с ним его скорбную участь… Таким решением Иаков предвосхищает просьбу Моисея изгладить его из Книги жизни ради спасения израильского народа (Исх. 32, 32) и желание Иисуса Христа «умереть за нечестивых» (Римл. 5, 6–9), а также его сошествие в «темницу духов» (I Петр. 3, 18–20)».
Добавлю здесь: под «сошествием к сыну в преисподнюю» Иаков не мог подразумевать погребение: во-первых, Иосиф вообще не был погребен; во-вторых, сознательная «встреча» двух мертвых тел — невозможна, а поэтому выражение «сойду к сыну моему» не имело бы смысла… — Д. Щ.
Здраствуйте,
Хочется задать вопросы о вашем понимании некоторых духовных вопросов.
1. Соблюдаете ли вы седьмой день недели Субботу?
2. Верите ли вы, что Сын Бога предсуществовал до рождения от Марии???
3. Как вы понимаете тринитарную формулу крещения Матф. 28:19??
С ув.,
Старейшина Церкви Бога (7-го Дня) - Юрий Андреев
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!
1. Четвёртая Заповедь никогда и никем отменена не была и отмениться не может. Она соблюдается во веки веков («завет вечный» — Исх. 31, 16; «из субботы в субботу» будут приходить на поклонение на «новой земле» под «новым небом» — Ис. 66, 22, 23; в Новом Завете «остаётся субботство» — Евр. 4, 9).
2. Сын Божий предшествовал сотворению мира (Прит. 30, 4), ибо Он есть Слово Божие (Быт. 1, 3; Пс. 32, 6; Евр. 1, 2). Сын Марии был рождён во дни «кесаря Августа» (Лук. 2, 1, 7).
3. Формулу крещения в Матф. 28, 19 я понимаю буквально и не считаю «позднейшей припиской», она отражает то учение о Божестве, которое содержится уже в Торе (ср. Исх. 33, 14 — «Пана́й йеле́ху ва-г̃анихо́ти лах» — буквально: «Лица Мои пойдут, и Я успокою тебя», в Cинодальном переводе — «Сам Я пойду и введу тебя в покой».). В Новом Завете эта тема всесторонне изложена (Иоанн. 1, 1–5; 14, 23; 15, 1, 26 и многие другие места). – Д. Щ.
"И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских." (Быт 8, 4).
В одной из своих лекций Вы утверждаете, что речь тут идет о 17 ниссана - дате воскрешения Иешуа.
А на стих
"В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились" (Быт 7, 11).
есть комментарий РАШИ: "Раби Элиэзер говорит: "Это мархешван" Раби Йеошуа говорит: "Это ияр" [Рош а-Шана 116]".
Если согласится с первым вариантом - действительно получается, как Вы говорите. А если со вторым - не получается.
Поясните, пожалуйста, на чем Вы основываете свое утверждение.
Андрей Кирилюк,
Москва
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!
Потоп не мог начаться одновременно в два разных срока, поэтому верен только один из описанных взглядов. В пользу хешвана (второй осенний месяц) свидетельствует то, что счёт месяцев с весны (с нисана) был предписан только перед Исходом, в память спасения в этом месяце. До этого, по преданию, как годы, так и месяцы отсчитывались от тишри (ср. Исх. 12, 1, 2). – Д. Щ.
Дорогой Дмитрий Владимирович. Я рад вашим словам, с которыми полностью согласен:
***Итак, сделаем, наконец, ясный вывод: нечестивые до тех пор не наследуют Царство, покуда пребывают в своём нечестии. Покаявшись же и очистившись — наследуют Царство! ***
И тут важно вспомнить, что очищение невозможно без Крови не возможно. /22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. (К Евреям 9)/
То, что при жизни есть возможность покаяться и получить прощение грехов и очищение, мы с вами сходимся.
***Остаётся только вопрос о возможности очищения и покаяния после смерти тела. ***
А вот после смерти, это когда? После суда Божьего? Согласен:
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, (К Евреям 9)
Судить будет Христос, когда явиться: /…Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тимофею 4)/
Христос будет судить живых, который будут жить в момент Его пришествия, и мертвых, которых Господь поднимет из могил: /…будет воскресение мертвых, праведных и неправедных… (Деяния 24)/
Нас интересует участь неправедных, которые умерли не праведниками. Об этом ясно говорит Библия: /28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. (К Евреям 9)/
Вот вам и ответ на вопрос, возможно ли очищение после смерти, после того, как будет суд. Очищения греха после второго пришествия Христа – не будет.
Кстати сказать, не просто в рассказе, а в притче (неубедительны ваши аргументы, словно вы только что придумали определение притчи) «о богаче и Лазаре» так же говорится, что существует пропасть и нет возможности ее преодолеть. На это стоит в большей степени обратить внимание, это одно из ключевых мест, которые вы своим тезисом: «спасутся все», просто безосновательно опровергаете.
Кроме того, за счет чего и кого произойдет очищение, если во-второе пришествие милости от Господа уже не будет для грешников? Чья кровь искупит? А если кровь не нужна, тогда каково значение Голгофы? Неужели вы хотите сказать, что без жертвы Христа возможно спасение? Что не важно, грешил и попирал ли закон Божий человек, пренебрегал великой Жертвой, все равно ему дорога в Рай? И сатана там же окажется? Эти вопросы требуют ответа!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Вы правильно процитировали:
…Христос…во второй раз явится… во спасение. (Евр. 9, 28),
— заметьте: не сказано — «на погибель» кому бы то ни было! Только спасение это для одних (праведных) произойдёт сразу (Матф. 25, 34), а для других (нечестивых) — будет отложено, пока они не отплатят «мерой за меру» (Матф. 7, 1) и не очистятся в «плавильной печи» геенны (Матф. 25, 41; ср. Ис. 1, 25; Мал. 3, 2–4).
Заметьте, что в Евр. 9, 28 слова «не для очищения» в Синодальном переводе набраны курсивом, так как их нет в оригинале. Греческий текст буквально переводится так: «…Вторично без греха (хо́рис хамарти́ас) явится (точнее: “станет видим”). Если в первый раз Мессия подъял и нёс на себе грехи человечества (Ис. 53, 5–6; Евр. 9, 28), то вторично он явится уже не под ношею грехов, но во славе («без греха»). Так что здесь совсем не сказано, что после второго пришествия Мессии — «не будет очищения греха»!
Относительно пропасти между адом и «лоном Авраамовым» я уже ответил: говорится, что «хотящие перейти отсюда к вам не могут, и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16, 26) — оба глагола даны в настоящем времени и описывают нынешнюю ситуацию, а не будущую. В будущем это положение отменится, так что у смерти и ада не останется никакой победы:
…Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (I Кор. 15, 54–55)
Если бы в аду к тому времени осталась хотя бы одна-единственная душа — это и было бы победой ада! Если бы смерть навсегда поглотила хотя бы одну-единственную душу — это и стало бы победой смерти! Однако Писание утверждает, что смерть и ад будут лишены какой бы то ни было победы!!! Итак, «пропасть» между спасёнными и погибающими тогда исчезнет; ибо Мессия имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18), и не только затворяет ад, но и отворяет его, выпуская оттуда души (Откр. 3, 7; II Петр. 3, 8–21).
Что же касается искупления, — оно совершается по милости Божьей, посредством жертвы и крови Мессии (Ис. 53, 8, 10–12). Но ведь жертва его была принесена за нечестивых (Римл. 5, 6), притом за всех:
…Если один умер за всех, то все умерли.
А Христос за всех умер... (II Кор. 5, 14–15)!
Или Вы думаете, что хотя бы за одного человека он «умер напрасно», так что тот не спасётся (Гал. 2, 21)? Вы задаёте резонный вопрос: неужели, если человек «грешил и попирал закон Божий», то «всё равно ему дорога в рай»? — Нет, ни в коем случае! Пока он не искупит в геенне свои грехи и беззакония, — дорога в рай ему будет закрыта! Об этом апостол пишет:
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (I Кор. 3, 15)
«Дело сгорит» — это значит, что дела его были нечестивы. Они уподоблены дереву, сену, соломе — в противоположность делам праведным, которые сравниваются с золотом, серебром, драгоценными камнями — там же, ст. 12; ср:
…Собирайте себе сокровища на небе… (Матф. 6, 20)
Почему же сказано — «спасётся как бы из огня»? Очевидно, потому, что огонь геенны — это не вещественный огонь; многие духовидцы свидетельствовали, что «огнём ада» именуются жгучие муки совести (ср. слова о «сожжённых в совести своей» — I Тим. 4, 2). Претерпев такие адские муки, нечестивый, по слову апостола, в конце концов всё же спасётся (хотя и «как бы из огня»)!!!
Обратите, пожалуйста, внимание и на интересные аргументы из письма Вячеслава по поводу нашего с Вами диспута. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!О каком грехе Иосифа идёт речь в Псалме 81
Я ответил тебе громогласно,хотя и знал,что согрешишь ты у вод Меривы
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!
В Пс. 80, 6 имя Иосифа упомянуто как одно из названий народа Израиля — по коленам Ефрема и Манассии (ср. там же — «Бог Иакова», ст. 2 и 5). В таком же собирательном смысле имя Иосифа прилагается к народу в Пс. 76, 16 и 79, 2, а также в Ам. 6, 6 и Авд. 1, 18. Нередко «дом Иосифов» или «Иосиф» — название Северного царства, в противоположность Южному (напр. Пс. 77, 67, 68; Зах. 10, 6). К самому праотцу Иосифу описанное в Пс. 80 относиться не может: ведь он не выходил из Египта (ст. 6), не стоял у Синая и не был у вод Меривы (ст. 8), — всё это происходило с народом («народ Мой» — ст. 9). Грех же народа описан в ст. 12 и 13. – Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!Я православный священник, изучить арамейский язык мне сложно, в связи с загруженностью.Хотелось бы, чтобы прихожане услышали язык Христа.Можно ли прислать мне русскую транскрипцию арамейского текста Ин.1,1-17, либо сообщить мне о Вашей возможной форме помощи.Сердечно благодарю Вас за "Введение в Ветхий Завет".
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый отец Андрей!
Вообще говоря, до сего дня не прекращаются дискуссии об оригинальном тексте Евангелия от Иоанна — был ли он изначально греческим, древнееврейским или армейским (а равно и о родном языке самого Иисуса Христа — говорил ли он на еврейско-мишнаитском диалекте своей эпохи или на арамейском). Уточните, пожалуйста, в связи с этим, нужно ли Вам именно арамейское звучание Ин. 1–17, или же древнееврейское?
После изучения Кумранских текстов стало ясно, что именно иврит продолжали в эпоху земной жизни Иисуса использовать для публичных проповедей — тем более, для записи священных текстов, в том числе, вновь создаваемых (Евангелий). — Д. Щ.
У меня, если позволите, реплика по поводу дискуссии "Все спасутся" между Вами и Владимиром и вопрос.
Легко показать, что спасение может быть или общее или никакого.
В самом деле, что же это будет за спасение, если "спасенные" будут вечно помнить о том, что многие из тех,
которых они любили, которые им являлись родителями, возлюбленными, коллегами и просто знакомыми, исчезли
навсегда? Это будет не спасение, а существование близкое к хронической депрессии, причем БЕСКОНЕЧНОЕ !!!
Если обратиться к писанию, то как же тогда "любовь никогда не перестанет"?
Получается либо писание не верно и она перестанет, либо не перестанет, но любовь будет к тому чего уже больше нет,
либо всетаки спасутся все.
В соответствии с требованиями которые устанавливает Писание к кандидатам в спасенные, таковых будет не
так уж много, заведомо меньше чем неспасаемых. Владимир, Вы видимо относите себя к категории спасенных,
скажите как вы себя будете чувствовать в вечности? Лично Вам такое спасение нравится?
Может быть Владимир Вы не отдаете себе отчет, но Вы своей трактовкой писания уготовили полное уничтожение
не одному-двум отпетым злодеям, а огромной массе современников и жителям прошедших поколений, ведь даже в
христианском мире в наш атеистический век ожидать, что большинство покается не приходится, чего уж говорить
про нехристианские цивилизации ...
Дмитрий Владимирович, с Вашей точки зрения, корректна ли такая апология?
С Уважением!
Вячеслав
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!
Спасибо Вам за «эмоциональную затронутость» темой всеобщего спасения, а также за страстное по форме и верное по духу выступление в защиту той точки зрения, которая соответствует общей идее Писания. – Д. Щ.
Добрый день, Дмитрий Владимирович!
Хотелось бы узнать Ваше мнение. Если кто-то
опубликует Ваш перевод в блоге (сообществе) без Вашего разрешения, как Вы это оцениваете, с юридической, этической точки зрения? Допустим этот перевод из книги, его нет в сети. С одной стороны, теоретически, это может "мешать" продажам книг, с другой -
это ведь реклама! Есть ли разница, старый перевод или новый? Что думают по этому поводу
другие переводчики?
Павел Владимирович.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Уралец!
Лично я не имею ничего против публикации моих переводов где бы то ни было (конечно, с правильным указанием авторства и при выверенном тексте). Что касается других переводчиков, — об этом следовало бы спросить каждого из них лично. — Д. Щ.
На данный момент существует много переводов книг Библии (Ветхого и Нового Заветов) на русский язык. Какие именно переводы вы могли бы порекомендовать как наиболее точные и близкие к оригиналам. В частности, что вы думаете о переводе "Радостная Весть" В. Н.Кузнецовой и о так называемом "Буквальном переводе".
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вильям!
Любой квалифицированный перевод Писания, конечно же, имеет свои достоинства и недостатки. В том числе и названные Вами переводы — в них, при уточнении значения ряда слов и выражений, теряется некая (порой трудно уловимая и объяснимая) поэтичность языка, присущая, скажем, Синодальному переводу, а также переводу Британского Библейского общества. Ведь Писание — не академический труд, но Слово Божие, выраженное на человеческом языке максимально поэтично и музыкально. Так что порекомендовать я могу только сличение нескольких переводов — для нахождения «общего знаменателя» и приближения к духу и букве, смыслу и музыке оригинала. — Д. Щ.
*Куда уж яснее?!..*
Простите, Дмитрий Владимирович, но мне все же не ясно. Может быть вам все ясно, но контр аргументировать слова Павла о том, нечестивцы Царство Божье НЕ наследуют, так и не смогли.
***Рассказ Иисуса Христа о богаче и Лазаре в Писании нигде не назван «притчей» — см.:
Некоторый человек был богат... (Лук. 16, 19)***
Снова предлагаю Вам смотреть в контексте приводимые Вами отрывки. Вы легко заметите, что Иисус начал рассказывать притчи в 15 главе. Вам должно быть известно, что деление на главы это уже явление ближе к современности. Лука Евангелие на главы не делил. И по всему видно, что главы 15 и 16 – это не разные даты календаря.
Так что, Дмитрий Владимирович, это притча все же.
Далее:
***Господь… низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар 2, 6)***
Снова нужно видеть контекст. Никто не спорит, что умершие будут воскрешены!
8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; (1 Царств 2)
Настанет такой день. Но и тут далее говорится о двух категориях людей, о двух участях. Будто бы в ответ на Ваше возражение: ***Вы привели слова о «тьме внешней» (Матф. 22, 13), но Иисус не сказал, что брошенный «во тьму внешнюю» останется там навсегда.*** дается и ответ:
9 Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме ИСЧЕЗАЮТ; (1 Царств 2)
Думаю, это понятно предельно… исчезают - это значит пропадают навсегда.
Далее: отрывок Матфея 5:25, 26 мне лично, не понятно, каким образом Вы вычленили, что там говорится о сроках? Если уж и сопрягать эту метафору с участью осужденного на Божьем суде, то уместнее сказать не о сроках, а о размерах (кодрант – это не единица измерения времени). А все – это значит все.
Во всяком случае, есть места в Библии, где не двусмысленно говорится об участи и нужны столь же ясные контр аргументы для опровержения. Иначе не понятно.
Далее:
***…Имея все усердие писать вам об общем спасении,... (Иуд. 1, 3)***
Чуть раньше надо было начать цитировать. Там есть обращение, к кому апостол говорит: к возлюбленным, которые освещены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом. Для них, кто записан в книге жизни, как это говорится в Откровении, и будет всеобщее спасение. В день, когда явится Господь. Все правильно. Как правильно и то, что будет и другая категория, которые отправятся за сатаной в озеро огненное, во тьму внешнюю, где будет смерть вторая, чему были в пример Содом и Гоморра. Смотрим в контексте.
Далее:
Вы приводите стих
***…Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание... (Ис. 57, 16)***
Но если мы будем рассматривать чуть шире, чем Вы выхватили, то видна опять таки разная участь у разных категорий людей. Стихом выше мы видим к кому гнев будет не вечен:
15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. (Исаия 57)
Еще выше описываются ужасные преступления. И Бог может простить любой, самый ужасный грех тем, кто смирится перед Богом. Вы, конечно, можете сказать, что это смирение может произойти в пламене ада. Но не спешите, заканчивается глава так:
20 А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. 21 Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. (Исаия 57)
О таких говорил Иисус, что не будет им прощения не в сем веке, ни в будущем. (Мф 12 31 Лк 12 10)
Вот это, о чем говорит Библия, предельно понятно…
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Вы совершенно правы — сказано: «Нечестивые Царство Божие не наследуют». В состоянии нечестия его невозможно наследовать по двум причинам. Во-первых, «Царство Божие внутри вас есть», а внутри нечестивых его быть не может. Во-вторых, наследуют владение отца — его дети, нечестивые же не признают Отца Небесного своим Отцом, ибо не рождены от Него по духу — им, по словам Учителя, «должно родиться свыше» и уподобиться Богу, Который «есть любовь». Иначе они совсем на Него не похожи — а какой же сын полностью лишён сходства с отцом?!..
Но заметьте, что далее сказано: «…Такими были некоторые из вас…» И следуют слова об их очищении, омовении, прощении…
Итак, сделаем, наконец, ясный вывод: нечестивые до тех пор не наследуют Царство, покуда пребывают в своём нечестии. Покаявшись же и очистившись — наследуют Царство!
Остаётся только вопрос о возможности очищения и покаяния после смерти тела. Вот им понемногу и займёмся, следуя за Вашими контраргументами.
Рассказ Учителя о богаче и Лазаре Вы считаете притчей. Обратите внимание на то, что в своих притчах Иисус говорит только о вещах и событиях реальных, возможных, общеизвестных — о земледельческих трудах, торговле, рыболовстве и т. п. Он нигде не приводит никаких фантастических, сказочных и тому подобных сравнений и уподоблений. Делаем вывод: в «притче» о богаче и Лазаре речь также должна вестись о реальности, в данном случае — «потусторонней», но доступной по опыту тем, кто её после физической смерти переживает. Следовательно, реально существуют и ад, и «лоно Авраамово», то есть рай.
«Низводит в преисподнюю и возводит». Если бы речь шла о единичном событии — грядущем воскресении мёртвых на Страшном суде, то, очевидно, было бы употреблено будущее время — «возведёт». А здесь — настоящее!!! Вся песнь Анны повествует о повторяющихся событиях («обедняет», «обогащает» и т. п.). Следовательно, «возведение из преисподней» — факт не только будущей истории, но и нынешней, событие, свершающееся часто. А именно: отбыв в преисподней наказание по принципу «мера за меру», душа возводится из неё и освобождается от мучений!..
То же относится и к словам этой Песни: «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего… престол славы даёт им в наследие». Всё это — в настоящем времени! Теперь — о выражении: «Беззаконные во тьме исчезают». Когда мы говорим: «Наш собеседник удалился и исчез во тьме», — мы подразумеваем, что он исчез из виду, то есть скрылся от нашего взгляда. Тьма «поглотила» его, он перестал для нас быть видимым. Однако мы не сомневаемся, что в самой-то этой «тьме» наш собеседник не «растворился»! Примените это к рассматриваемому — «во тьме исчезают»: есть ли разница в смысле?..
…В Евангелии от Матфея говорится:
…Не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта. (Матф. 5, 25–26)
Если бы было сказано — «не выйдет никогда», это свидетельствовало бы о вечности адских мук (символизируемых темницей — ср. «темница духов»), или же об «окончательной смерти» души. Однако же выражение «покуда не отдаст» ясно указывает как на «расплату» — страдания за совершённое зло, так и на ограниченный срок этих страданий («покуда не…»).
Об «общем спасении» в Послании Иуды: сравните с выражениями: «умер в своё время для спасения всех», «во Христе все оживут», «чтобы всех помиловать» — и т. п., о чём подробнее мы уже говорили.
Что касается Содома и Гоморры, — о них Учитель сказал, что им «отраднее будет в день суда», чем некоторым другим городам. Почему, спросим? Не потому ли, что они уже получили своё наказание, которое, как мы свидетельствуем, в любом случае имеет конечный, ограниченный характер, соответствуя Божьей справедливости и милости?!..
Слова же Исайи:
…Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание. (Ис. 57, 16),
— имеют, несомненно, абсолютный, а по отношению ко всем наказаниям, исходящим от Бога, — также и догматический смысл. Он не желает, чтобы «дух и всякое дыхание» не только уничтожились, но даже и изнемогли! Ведь «Бог есть любовь». Приписывают Ему желание уничтожить навсегда «дух и дыхание» — те, кто утверждает, что подавляющее большинство сотворённых Им душ Он на последнем суде навсегда погубит. А говорят, что Он вечно будет держать в «изнеможении» (страдании) то самое большинство душ — сторонники учения о «вечном аде».
А нечестивые — как море взволнованное... Нет мира нечестивым... (Ис. 57, 20–21)
И снова скажем: здесь, как и в прочих местах, говорится о воздаянии нечестивым только до тех пор, пока они пребывают в нечестии.
Нечестие — не постоянная характеристика духа, но описание его состояния, которое может измениться. Ведь есть грех, который «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12, 32). Понятно, что некоторые грехи «в сем веке» прощаются (то есть за них не карают), а некоторые — нет. Из сопоставления очевидно, что и в «будущем веке» некоторые грехи прощаются, а некоторые — нет! Иначе не было бы сказано, что определённый грех — «не простится в «будущем [веке]». Что следует за «непрощением» в «веке сем»? — Наказание! А что — за «непрощением» в «веке будущем»? — Разумеется, тоже наказание! Где оно осуществляется? — В геенне, преисподней, аду! Вечно ли длится? — Ответ на это содержится во всей нашей с Вами переписке!.. — Д. Щ.
Вопрос по поводу авторства КНИГИ ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА.
В статье А. Мень.Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. —2002
написано следующее:
"По единодушному мнению совр. библеистов, Прем была написана в сер. 1 в. до н.э. одним из мудрецов александрийской диаспоры. Имя Соломона поставлено им в заглавии, чтобы подчеркнуть свою связь с традицией хокмических писаний, идущей от Соломоновых времен."
В других источниках доступных в Интернет написано примерно то же.
Как современный библеист, согласны ли вы с такой информацией об авторстве данной книги?
Где, когда, кем и на каком языке была написана данная книга? Найдена ли она в Кумране? Считать ли ее Богодухновенной?
С уважение!
Вячеслав
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!
Обнаружено несколько древнееврейских рукописей «Премудрости Соломона», в том числе С. Шехтером — в Каирской генизе. Так что оригинал найден уже давно. Надо думать, что мнение об этой книге как о псевдоэпиграфе возникло из-за «эллинистического» звучания перевода, который раньше принимали за оригинал и который по стилю и лексике испытал влияние греческих философских текстов. Истинный же оригинал оказался гораздо ближе библейской традиции притч, и нет причины отрицать авторство царя Соломона (составившего гораздо больше книг, нежели вошло в канон Танаха под его именем — III Цар. 4, 32–33). Богодухновенной эта книга считается издавна, хотя и признана «девтероканонической»:
И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. (III Цар. 10, 24)
Дмитрий, восхищён Вашими переводами Хопкинса!
Хотелось бы поговорить о русских переводах
Хопкинса вообще. Их мало в сети, надо бы собрать их в одном месте. Павел.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!
Спасибо за добрый отзыв о моём переводе. Хопкинс — поэт весьма интересный и непростой для понимания, а тем более — для перевода. «Собрать переводы» — Вам и карты в руки! — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович,одна из сильных сторон Вашего "Введения в Ветхий Завет"-это русская транскрипция иврита и арамейского языка, что позволяет прочувствовать мелодику языка.Есть ли у Вас возможность помочь мне с русской транскрипцией арамейского текста Ин.1,1-17.для пасхального чтения в церкви.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!
Поскольку до следующей Пасхи «время ещё есть», напишите, какие у Вас трудности с арамейским текстом — и какая форма общения и помощи Вам требуется. — Д. Щ.
Уважаемый Д.В!! Какое отношение у Вас к книгам Сведенборга,если Вы их читали? О аде и Небесах.Ангельская мудрость.И ещё вопрос. Сколько раз в году принимать причастие? И когда?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Гиллел!
Сведенборг — оригинальный и во многом экстравагантный мистик, и его «откровения» нередко противоречат Писанию. Впрочем, изучение его книги может расширить кругозор взыскующего духовных истин.
Что касается традиций причастия — они, как известно, разные в различных конфессиях. Согласно же Писанию, по времени и форме эта священная трапеза совпадает с Пасхальным Седером и отождествляется с ним, являясь «духовной интерпретацией» вкушения Афикомана, «раскрытием» его сути в Новом Завете (Матф. 26, 18-30; I Кор. 11, 20-28, особенно ст. 23 — «в ту ночь»; I Кор. 5, 7-8 — после очищения дома от «старой закваски» вкушается «с опресноками». А это происходит, как известно, раз в году). — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович, вопрос о существовании загробного мира не внесет никакой ясности в подтверждение тезиса "все спасутся". Даже притча о Богаче и Лазаре, что является вообще-то иносказанием, говорит, что между богачом и Лазарем лежит пропасть, которую невозможно преодолеть. И богач для предупреждения, чтобы кто не повторил его участь, просил упредить живых(!), дабы они своевременно могли избежать ее.
***…Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Римл. 11, 32)
Если не все будут помилованы, то и не все были в непослушании: здесь дважды употреблено одно и то же слово — всех!***
А это место, как и любое другое открывает своей смысл только в контексте. Думаю, вы согласны с таким подходом исследования. И речь там шла не обо всех людях живших когда либо на земле, но Павел в этом месте говорил, что народ Божий приткнувшийся дал ход распространению Евангелия для язычников. Некогда враги Божьи заняли место избранного народа. Иисус говорил об этом в Своей притче, где хозяин пира зазывал на пустые места всех проходящих на дорогах.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не
были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный
пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и
злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. (От Матфея 22)
Но и там, далее в притче, Господь показывает, что не переодетый по достоинству будет выгнан с пира:
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека,
одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он
же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и
бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; (От Матфея 22)
Увы, Дмитрий Владимирович, этимология слов может дает представление о шеоле, что можно оспорить, если бы был полноценный форум, но не дает подтверждение тезису "спасутся все"
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Рассказ Иисуса Христа о богаче и Лазаре в Писании нигде не назван «притчей» — см.:
Некоторый человек был богат... (Лук. 16, 19)
К тому же в притчах Иисус нигде не называет имён действующих лиц, здесь же мы видим человека по имени Лазарь. Поэтому рассказ, скорее всего, относится к реальному событию, а не «является иносказанием». Что касается пропасти между спасёнными и осуждёнными, о ней ясно сказано (Лук. 16, 26), однако ни слова не говорится о её вечности. Напротив, описание: «Хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» — дано в настоящем времени, то есть фиксирует нынешнюю, но не будущую ситуацию. В будущем это положение может измениться:
Господь… низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар 2, 6)
Неужели всё, описанное в Библии, имеет вечный характер (например, пребывание Даниила во львином рву)? Откуда же тогда мнение, что пропасть утверждена между раем и адом навсегда? Ведь сказано — «не переходят», но не сказано — «никогда не перейдут»!
Вы привели слова о «тьме внешней» (Матф. 22, 13), но Иисус не сказал, что брошенный «во тьму внешнюю» останется там навсегда. Напротив, претерпев наказание, он сможет получить новую возможность для исправления. Это следует с полной ясностью из слов:
…Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Матф. 7, 2)
Человек получает наказание соразмерно своим грехам — не больше и не меньше («такой же мерой»). Конечно, вечное наказание не сопоставимо с временной сутью земных грехов. Но точно так же не сопоставима с земной виной — и вечная смерть, уничтожение души, «вычёркивание из бытия».
Мы читаем, что из «темницы» (ада) согрешивший не выйдет, пока не отдаст «до последнего кодранта» (Матф. 5, 25, 26), то есть — пока не избудет всех грехов через страдание. Так что — наказание в аду имеет свои сроки!
Что касается всеобщего спасения (в конце веков, после того как каждый получит воздаяние за грехи!), — то о нём пишет апостол Иуда:
…Имея все усердие писать вам об общем спасении,... (Иуд. 1, 3)
Через Исайю Сам Господь ясно обещает:
…Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание... (Ис. 57, 16)
Итак, вечного гнева, то есть вечных мук, не будет. Но разве уничтожение души навеки это не «вечный гнев» на неё? Бог даже не хочет, чтобы «изнемог» дух пред Ним; следовательно, Он тем менее желает, чтобы дух был совсем и навсегда уничтожен, а дыхание — навеки прекращено. Куда уж яснее?!.. — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович, на форуме одного христианского сайта было одно сообщение, что, цитирую: "Но ув. профессор отвергает Христа как Спасителя" (речь шла о вас http://otveti.my1.ru/publ/36-1-0-1955 ). Вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение? Заранее благодарю за ответ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Мила!
Об Иисусе Христе предсказано:
…Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф. 1, 21)
Поэтому он называется Спасителем. О смысле и значении Голгофской жертвы, о её ветхозаветных прообразах написано много в книге «Введение в Ветхий Завет», текст которой помещён на данном сайте. Приведённое Вами мнение высказано человеком, либо не читавшим эту книгу (точнее, даже не бравшим её в руки, ибо смысл, противоположный его высказыванию, буквально «вопиет» с каждой её страницы!), либо — человеком недобросовестным, намеренно распространяющим дезинформацию (см. Иоанн. 8, 44 — об «отце лжи»). — Д. Щ.
Мир Вам! Дорогой Дмитрий Владимирович. Иисус Христос в Мф. 18,1-6 говорит , что нужно стать ка дети. Как известно дети по своей природе эгоистичны, неспособны ещё отдавать, а больше принимают. Ясно , что верующий должен принимать в себя Слово Божье ,дабы потом научится отдавать, жить жертвенной жизнью подражая Христу.Можно много об этом сказать. Иисус преподаёт ученикам урок смирения , не возвышатся об этом он говорит и у Лк 14,11 и др. подобных местах Писания. Ученики Христа в 1 ст. 18 гл . чем то напоминают детей споря кто больший в Царстве Божьем . Иисус берёт дитя и ставит среди них и произносит знаменитые слова. Понятно , что ребёнок меньше их ростом и разумом ,это конечно яркий пример как не возвышатся над другими , ну ещё многое можно взять в пример от детей . тема обширная.Хотелось бы чтобы вы её развили. очень интересны сихи 5 и 6 .Что подразумевал Христос под принятием ребёнка во имя Его срвнивая дитя с верующим т.е. обращающимся, или он имел ввиду буквально детей .хотя неисключается и буквальный смысл этих стихов. И о каком соблазне идёт речь , что даже лучшебы потопили того человека который соблазнит одного из малых сих. Прокомментируйте пожалуйста эти стихи в контексте с 1 по 6 + если можно с паралельными местами Евангелия. Спасибо! Поздравляю вас, всех ваших близких и сотрудников сайта с приближающимся праздником Шавуот ,желаю всем крепкого здоровья и радости в Духе Святом . Благодорю Бога что вы есть.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Юхневич!
Из сопоставления Матф. 18, 6 с Марк. 9, 42 следует, что под «малыми сими» подразумеваются не только дети, но и все верующие:
…Соблазнит… верующих в Меня… (Матф. 18, 6)
А из этого следует, что и слова о «принятии» ребёнка распространяется на любого верующего, чья душа чиста, искренна — и, может быть, находится на начальной стадии веры, как у детей (см. разделение верующих на «детей» и «совершенных», то есть взрослых, в Евр. 5, 13, 14). С этой точки зрения, «принять дитя» — значит взять под опеку духовную (а зачастую и материальную) ребёнка, но также и взрослого верующего, нуждающегося в таком попечении, и наставлять его в учении Мессии («примет… во имя Моё»). Что касается «соблазна», то он должен здесь пониматься как желание посеять сомнение в Мессианстве самого Иисуса и в истинности его учения. Соблазнить, то есть пошатнуть в вере или совсем отвести от веры, можно (не дай Бог!) не только ребёнка, но и взрослого. Сам Иисус предупреждает:
…Каким судом судите, таким будете судимы... (Матф. 7, 2)
К чему же «присуждает» соблазнитель в вере — соблазняемого, какое состояние духа у него вызывает? Теряющий веру подобен человеку, на которого взвалили несносную тяжесть — представление о том, что жизнь не имеет смысла и заканчивается полной и окончательной смертью. Эта тяжесть подобна «мельничному жернову на шее». И соблазнённый в вере — погружается полностью в «бурные воды» материальной жизни, духовно «тонет» в суете и пороке («глубине морской»). Вот почему и наказание соблазнителю — «утопление с жерновом на шее», то есть — «мера за меру». — Д. Щ.
В связи с вопросом: «Буду, Который Будет». Не могу не задать следующий вопрос: в «Истории западной философии» Бертран Рассел одной строкой упоминает, что существует некая эволюционная теология. И все никакой больше информации нет.
Дмитрий Владимирович, расскажите пожалуйста, об этом направлении более подробно.
С уважением,
Alex.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!
Могу предположить, что под «эволюционной теологией» подразумевается учение о проявлении замысла Божьего в эволюции, типа философии Тейяра де Шардена. Соглашаясь с теорией эволюции (дарвиновской, с прибавлением позднейших её модификаций), такие философы усматривают, однако, вышнюю цель в развитии жизни — совершенствование разума. В этом смысле, человек и для них «венец творения». — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
На вопрос Моисея: «Кто ты»?
Бог ответил: «Ейе ашер ейе» (иврит) – дословно: буду, который буду.
В самом общедоступном комментарии Торы на русском языке: в издании Сончино комментатор отмечает, что это весьма трудное для понимания выражения Бога. Однако, в следующим же выражении ссылается на неких талмудических мудрецов, которые утверждают, что таким образом Бог хотел выразить неизменность своей природы.
Возможно это так, но о какой же неизменности можно вести речь, если и субъект, и предикат высказывания стоят в будущем времени. Разве что о неизменности незавершенности, не состоявшемся состоянии, но вечной будущности.
Я не специалист, пробовал искать другие комментарии в сети и Яндекс выдал всего 3 совпадения, которые мало что могут прояснить. Неужели человечество и мыслители-теологи обошли вниманием прямое высказывание Бога о своей природе. Это кажется немыслимым.
Не могли бы Вы рассказать подробней об истории изучения этих слов Бога.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!
Приведённые Вами слова из Исх. 3, 14 послужили на протяжении столетий поводом для огромного числа комментариев. Привести здесь хотя бы часть их — невозможно, их изучение требует глубокого проникновения в филологию, философию, историю экзегетики. Отметим, что в рассматриваемом Имени речь идёт о бытии как таковом (глагол «̃гайя» — «быть») и о времени (будущем, или длящемся), то есть — о сотворении и возобновлении всей совокупности бытия во времени. Создатель всего и всех, и Он же Творец времени — произнесением этого Имени манифестирует Свою абсолютную власть над мирами и Свою волю, проявляющуюся во временн́ых потоках бесконечной жизни. Глубина смысла этого Имени и стоящих за ним понятий и сущностей превосходит возможности человеческого постижения. — Д. Щ.
Дорогой Дмитрий Владимирович !Очень рад,что увидел и услышал ваши лекции и вас благодоря вашему сайту в интернете. Вы делаете большой труд на ниве Божией!Хочу пожелать вам крепкого здоровья, Божьего благословения в ваших трудах.Пусть Всевышний оберегает вас и направляет всегда Святым Духом!Очень важную тему вы затронули о вере и спасении.Заранее благодорю вас за ответы на заданные мной некоторые вопросы по Писанию .Понимаю,что во всей полноте в нескольких словах не дашь полный комментарий. И всё же, можно сказать многое как бы направить человека к дальней шему размышлению над Словом Божьим.Хотелось бы услышать ваше толкование к стихам из Первого послания к Фессалоникийцам 4,13-18.Многие проповедники говорят,что речь идёт о Вознесении Церкви , будет явление Мессии перед Вторым пришествием и Он Восхитит одних а других оставит для великой скорби.( Вы конечно же знакомы с такими толкованиями, понимаете о чём я).Но мне думается, что современные толкователи несовсем сами понимают о чём в этих стихах написал ап. Павел.Интересно как понимали эти стихи ранние Иудеи-христиане? И ещё один вопрос.Если можно, дайте свой перевод с оригинала к Ис.9,6-7.и комментарий 0собенно слова "Бог крепкий, Отец вечности, князь мира.Жду скорейшей всречи с вами Дмитрий Владимирович! Духовно и мысленно всегда нахожусь рядом с вами и благодорю Бога за то ,что Он нас познакомил ! Всего вам наилучшего в ваших трудах и жизни . Ждём в гости ! Крым.Владимир.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Благодарю Вас за добрые отзывы. В Фес. 4, 13–18 ничего не говорится о «великой скорби», а только о воскресении из мёртвых — для утешения скорбящих (ст. 18), чтобы они всегда сохраняли надежду на будущую встречу со своими ушедшими близкими.
Ис. 9, 6–7 — буквальный перевод: «ибо мальчик родился нам, сын дан нам, и будет власть на плече его, и наречёт ему имя — “Чудо-Советник” — Бог сильный, Отец вечный, Владыка мира [примирения]. Для увеличения власти и мира [примирения] бесконечного на троне Давида и над царством его, для утверждения его и для поддержки его судом и справедливостью отныне и навсегда — ревность Всевышнего Воинств совершит это».
Принятое иудейское толкование относит это пророчество к царю Езекии, во дни которого процвело благочестие и совершилось чудо («Чудный») — была поражена ангелом ассирийская армия; но весь строй речи говорит о Мессии — ведь во дни Езекии «бесконечный мир [шалом]» не наступил, а трон Давида не укрепился навсегда. Не утвердилась и вечная справедливость. Всё это, согласно самому Исайи, произойдёт во дни Мессии — Ис. 11, 1–10. К тому же, Езекия вряд ли может быть назван «П́эле-Йо́эц» — «Чудо-Советник», ведь у него мы особых советов людям не находим. Такое имя замечательно подходит к Иисусу Христу, который дал в своём учении наилучшие ответы — как устроить жизнь по воле Божьей!
Теперь — о понимании слов «Ва-йикра шмо п́эле йо́эц Эль гибор Ави-ад Сар-шалом». «Ва-йикра» — означает «он нарёк», или «он наречёт». Следовательно, далее должно быть сказано, кто именно наречёт имя. Из контекста следует, что Сам Бог наречёт его. Нарекаемое младенцу имя — «П́эле-Йо́эц», то есть «Чудо-Советник». Остальные же слова — «Бог сильный, Отец вечный, Владыка мира [шалом]» — относятся к Нарекающему имя, то есть к Богу, небесному Отцу младенца. Есть и другие интерпретации, как мне представляется, менее убедительные… — Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович,известно, что после поражения северного царства,10 колен Израиля были рассеяны по Земле, и о них больше нигде в Библии не упоминается, вплоть до книги "Откровение",в которой,кстати, прропущено колено Дана.Как Вы можете это прокоментировать? Спасибо Вам огромное за Ваш труд.С уважением-Александр.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
Существует целая литература об «исчезновении и новом обретении» 10 колен, следы которых находят в истории ряда народов, в том числе в начальной истории Руси. Недавно вышла об этом книга А. Майстровой и М. Котлярского «Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен» («Феникс», Ростов-на-Дону, 2008). Тема судьбы 10 колен затронута также и мною в книге «Введение в Ветхий Завет», с. 755–757. Что касается колена Данова, пропущенного в Откр. 7, 4–8, то число 12 складывается и без него, поскольку упомянуто колено Манассии отдельно от Иосифова (ср. Исх. 1, 1–5). На тему «отвержения» целого колена (из которого, якобы, произойдёт антихрист) написаны целые тома. Ср. Втор. 33, 22, где Дану даётся особое благословение, Быт. 49, 16–18. — Д. Щ.
Приношу сердечную благодарность за организацию и проведение семинара в Центре лечебной педагогики, которая состоялась 13 мая.Получила огромное удовольствие от общения
с Дмитрием Владимировичем Щедровицким.Меня восхитила истинная скромность Дмитрия Владимировича, терпимость к разным мнениям, желание помочь каждому в понимании вопроса, доброе отношение к людям. Большое спасибо! Буду рада посещать подобные семинары.
С уважением, Горелова Оксана.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:
Уважаемая Оксана!
Благодарим Вас за сердечный отзыв. О следующих семинарах будем обязательно сообщать.
Здравствуйте,Дмитрий Владимирович!
Сейчас 5769-й год. Как правильно посчитать 7-й год, год шмиты? В какой год распят был Иисус по библейскому исчислению и по человеческому, и был ли этот год годом шмиты, когда "Деян 2:44 Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. "?
Благодарю Вас за труд.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!
Существует несколько систем библейской хронологии, и «год шмиты» — «субботний год» — отсчитывается по-разному. Ортодоксальная иудейская система считает первым годом этого счёта поселение народа на Святой земле; Книга Юбилеев утверждает, что счёт должен вестись от Сотворения мира. Та же неоднозначность существует и по отношению к дате Распятия, которая, согласно пророчествам, приходится на 14 Нисана 34 г. н. э. Всё это требует сопоставлений и серьёзных исследований. — Д. Щ.
Здравствуйте! В «Введение в Ветхий Завет» Вы пишете, что Бог заключил (или заключит) с людьми 7 заветов. Шестой – Новый Завет Христа, седьмой – будет при Царстве Божьем. А что же такое Коран? Разве это не «договор» Бога с людьми тоже? В «Введение в Ветхий Завет» Вы пишете, что сохранившиеся, написанные в разное время и в разных местах свитки Библии идентичны (передаю смысл, а не буквальные фразы), в «Сияющем Коране» Вы пишете, как бы соглашаетесь с одним искажением касательно монашества и не конкретно говорите о многих искажениях. У меня сложилось впечатление, что к Библии Вы относитесь с чувством, с любовью, как к своему ребенку, а к Корану – как к пасынку, только умом понимая его достоинства. Что Вы видите в Библии такого, чего нет в Коране. Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галия!
Исповедующие Ислам находятся в Завете с Богом, заключённом Им с Авраамом по линии Исмаила. Вы смешиваете два различных понятия: Завета и Писания. Коран — это Священное Писание Ислама, но Писание не идентично Завету и не всегда его сопровождает. Например, Заветы с Адамом, Ноем, Авраамом и др. не были первоначально связаны с дарованием особых Писаний.
Вы также приписываете мне слова, которых я никогда не произносил. Ни о каких «искажениях» в Писании я не сказал ни слова. Институт монашества не установлен Писанием, но сложился позднее. Впечатление, будто я по-разному отношусь к Библии и Корану, ошибочно.
Наконец, в Библии содержится очень и очень много такого, «чего нет в Коране» (например, подробное описание Сотворения мира, множество пророчеств, Псалмы, последовательная история человечества, и т. д., и т. п.); и наоборот — в Коране много того, что отсутствует в Библии. Создатель не повторяется, даруя Свои Писания человечеству. — Д. Щ.
Вы повторяете, к сожалению, трафаретную и кочующую из книги в книгу ошибку.
В Даниэль 9-23 - ведь указаны ДВА СРОКА Пришествия Машиаха ( у христиан - Христос), через 7 и второй раз - через 62 седьмины.
Именно таков перевод.
Вычисления неверные.
Верное вычисление - по этой ссылке, но очень кратко.
http://shalman.livejournal.com/
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михаил!
В стихе Дан. 9, 26 ясно сказано, что «по истечении шестидесяти двух (а не семи!!!) седьмин» предан будет смерти Христос» (древнееврейское «йикарет Машиах» — «отрезан [т. е. казнён] будет Мессия»). По приведённому же Вами «счислению» его казнь («карет») совершится только через 4774 года! Какое же, в таком случае, событие здесь предсказано?! Поясните — какой именно библейский текст даёт основание понимать седьмину как 77 лет?
«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою», но только по благодати Духа Святого (II Петр. 1, 20-21). — Д. Щ.
Добрый день! Все мы находимся в различных душевных и духовных состояниях /весовых категориях/, отсюда исходят и наши представления о Воскрешении. Если посмотреть проще на этот вопрос, как писал Ап.Павел: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать". И другое 1-Пет.3;19. Вопрос, не думается ли вам, что речь здесь идет о земле, которая символически олицетворяется с темницей и адом, где переплавляются человеческие сердца? Христос, сошедший с небес, проповедовал душам, в том числе и непокорным во времена Ноя. С уважением, Игорь.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!
В том, что Земля в её нынешнем «падшем» состоянии (Быт. 3, 17) являет собой один из «миров исправления» и, в этом смысле, отчасти сближается с «темницей», — я согласен. Однако же в I Петр. 3, 19 говорится, что Христос «находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал». «Сойти» — означает спуститься вниз. Откуда? — Выше сказано, что это произошло, когда Мессия, «быв умерщвлён по плоти, ожил духом» (там же, ст. 18). Где был он умерщвлён? — На Голгофе, на Земле. Куда оттуда можно «сойти»? — Только в преисподнюю. Когда он «сошед, проповедовал»? — Когда был мёртв по плоти, то есть период между казнью и воскресением («три дня и три ночи»). — Д. Щ.
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Своевременную тему раскрыл Вам Г-сподь: все спасутся. Если верно развить эту тему используя всё Писание, можно многих людей освободить от соблазна "я грешен, нет мне прощения, всё равно погибну". Легко говорить "погибну" и всё... А если не погибнешь никогда, но пройдёшь такую "чистку", что мало не покажется, тогда задумаешься, стоит ли служить Творцу и быть у Него в послушании. Не лучше ли, пока жив, уменьшить тяготы очищения.
Вопрос: кого в новозаветних книгах символизирует "козел, отправленный к азазелю"?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!
Действительно, Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (II Пет. 3, 9). А если Он, Всемогущий, не желает, может ли кто противостать Его воле?! Другое дело, что к покаянию Он приводит души разными путями, — кого-то и через муки ада:
О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня… пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!.. Во все дни определенного мне времени я ожидал бы… И Ты закрыл бы вину мою. (Иов. 14, 13–17)
Так говорит Писание об избывании вины через заключение в аду…
Что касается козла «для Азазела» (в Cинодальном переводе — «для отпущения» — Лев. 16, 8, 10), на которого в День очищения возлагались грехи всего народа (там же, 21–22) и который затем низвергался со скалы в пустыне, то он символизирует виновника зла, «обольщающего всю вселенную», который низвергается с неба (Откр. 12, 9–10; Лук. 10, 18). — Д. Щ.
Скажу то, что говорит слово Божье!
Утверждение "все спасутся" в корне не верно, потому что Павел говорит, неправедные Царства НЕ наследуют. И призывает не обманываться! Все рассуждения, а можно ли покаяться укладываются только до того великого дня, пока Христос не явится или до смерти человека. А во второй раз, как известно, Господь придет не для милости, а для суда.
Праведными становятся люди не сами по себе, а в результате прощения, которое без Крови не бывает. Я согласен, что при жизни люди имеют возможность покаяться и быть прощенными ради Христа. И всякий грех Бог простит, только грех хулы на Духа Святого не проститься, как сказано, не в этом веке, ни в будущем. Да и покаяться как может человек, если есть Псалом 145:4 (в тот день исчезают ВСЕ помышления его)? Если после смерти возможно посмертное покаяние, то как быть с этим: Екк. 9:4,5,6,10? Как он может покаяться, если у него нет НИКАКИХ помышлений? Далее Псалом 6:6. Исаия 38:18-19.
Библия ясно учит, что будет жизнь вечная для спасенных. Очевидно, что спасутся не все. Очевидно, что НЕ спасенные – это те же люди, кто не наследует Царство, кто отверг Духа Святого, через Который Бог обличает и наставляет на путь истины. Это те, кто вместе с сатаной будет брошен в озеро огненное и сгорят там - это смерть вторая. Может быть, и сатана тогда будет переплавлен? Кто же тогда, исходя из тезиса "спасутся все" идет широкими вратами и пространным путем? Напрасно "пугает" нас апостол и Господь, что якобы есть смерть? Слышал это, еще в Эдеме эта философия возникла.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
…Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Римл. 11, 32)
Если не все будут помилованы, то и не все были в непослушании: здесь дважды употреблено одно и то же слово — всех! Поэтому утверждение «все будут помилованы» — непреложно, оно содержится в слове Божием!
Теперь вернемся к состоянию духа после смерти тела:
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его. (Пс. 145, 4)
Здесь употреблено древнееврейское слово «эштонотав» — «замыслы его» (от глагола «ашат» — «замышлять», «намереваться»). Когда человек умирает физически, становятся невыполнимы все замыслы, намерения его относительно земного мира. Но это не значит, что сам процессмышления прекращается. После смерти продолжают мыслить пророк Самуил (I Цар; 28, 11–19), праматерь Рахиль (Иер. 31, 15–16; Матф. 2, 17–18;), праотец Ефрем (Иер. 31, 18–20), праотец Авраам (Лук. 16, 25, 26, 29, 31), осуждённый в аду богач (там же, 23, 24, 27, 28, 30), языческие цари в преисподней (Ис. 14, 9–11) — и все без исключения люди вообще.
Обратимся к Еккл. 9, 4, 5, 6, 10: здесь под «мёртвыми» разумеются не физически умершие, а нечестивые — «духовно мёртвые»; ср. Матф. 8, 22:
…Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. (Матф. 8, 22)
Из чего это видно? С начала 9-й главы Книги Екклесиаст говорится о «праведных и мудрых»:
На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией… (Еккл. 9, 1)
Итак, глава посвящена исследованию о праведных и мудрых, а не о живых и мёртвых в физическом смысле:
…Одна участь праведнику и нечестивому… как добродетельному, так и грешнику... (Еккл. 9, 2)
(Какая участь — мы узнаём только в конце книги:
…Ибо всякое дело Бог приведет на суд... хорошо ли оно, или худо. (Еккл. 12, 14))
От «праведников и нечестивых» текст переходит к «живым и мёртвым» (ст. 3–5), из чего видно, что «живыми» здесь именуются праведники, а «мёртвыми» — нечестивые. Иначе нарушается смысловая связь между началом и продолжением главы. Поэтому ст. 4:
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда... (Еккл. 9, 4)
— следует понимать в отношении праведников («живых»): ср. слова того же царя Соломона:
Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. (Прит. 10, 28)
Древнееврейский оригинал Еккл. 9, 4 содержит глагол «йевухар» — «кто будет избран» («приобщён по избранию» к живым) — в Синодальном переводе «находится между живыми»; приобщается же «по избранию» человек именно к праведникам, а не к физически живым. Отсюда понятны выражения «мёртвые ничего не знают», поскольку от нечестивых сокрыты определения Божии (ст. 5); «в шеоле (царстве мёртвых, а не «в могиле», как в Синодальном переводе)… нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (ст. 10); но ведь в шеол (преисподнюю) попадают нечестивые, а не просто умершие… Что же касается темы посмертного состояния человека, в Книге Екклесиаста она выражена ясно:
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. (Еккл. 12, 7)
Сам царь Соломон в другом месте (Прит. 20, 27) сообщает, что дух человека «испытывает все глубины сердца», т. е. мыслит (ибо «испытывать», т. е. исследовать, неразумное начало не может). Следовательно, дух, возвращающийся к Богу, есть дух мыслящий. Апостол Павел тоже подтверждает, что дух человека является мыслящим («знает, что в человеке» — I Кор. 2, 11). Потому же и в псалме сказано:
…Во гробе [древнееврейское «в шеоле», т. е. «в преисподней»] кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6)
Одно из наказаний, постигающих грешников в преисподней, — забвение о Боге и Его милости и невозможность славить Его. Там они испытывают мучения, а отнюдь не восторг Богопознания или радость молитвы (Ис. 14, 11; Марк. 9, 43–48).
То же говорит и Исайя:
«…Ибо не преисподняя славит Тебя…
Живой, только живой прославит Тебя.…» (Ис. 38, 18–19)
Под «живым» подразумевается как раз тот, кто славит Бога, т. е. — идущий путём праведности. В другом месте тот же пророк наглядно описывает преисподнюю и муки в ней (Ис. 14, 9–20). — Д. Щ.
От Редакции сайта:
Уважаемый Владимир!
Более подробно эта тема раскрыта в лекциях «Тема спасения в Ветхом Завете», «Тема спасения в Новом Завете», «Спасение рода Адама», вошедших в цикл бесед Д. В. Щедровицкого «Тема спасения и Закон Моисеев в Ветхом и Новом Заветах».
Здравствуйте Дмитрий Владимирович! Спасибо Вам за Ваши книги, приобрела все кроме стихов. Дай Вам Бог Любви, здоровья, таланта для написания новых книг.Хочу спросить, когда выйдут новые книги по Библии (на титульном листе написано, что их будет 8 книг)? Очень понравились суфийские притчи.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галия!
Благодарю Вас за добрые отзывы. Что касается новых комментариев на Библию, «человек предполагает, а Бог располагает». Надеюсь, что Вы их ещё увидите.— Д. Щ.
Вы тут сказали, что смела можете сказать, что Мухамад ( САлалалоху Алайи ва салам) не прарок и коран не свяшеная книга!? Я так зол что были бы вы сейчас рядом, я б вас убил! не критикуй ту веру в которую не вериш. ПРИДУРАК
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Маджахед!
В книге «Сияющий Коран» я ясно и многократно подтвердил, что Мухаммад является пророком, а Коран — священной книгой. Прочитайте — и убедитесь в этом! — Д. Щ.