Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Макияж 20.10.2008 master
 Уважаемый Д.В., исходя из того, что в первом томе Введения вы цитируете книгу Еноха - вы считаете её заслуживающую доверия как данную Богом. На стр. 78 (мягий пер.) вы цитируете место где сообщается , что Азазел научил людей .....употреблению белил и румян и украшению бровей и употреблению драгоценностей и всяких цветных материй и металлов для украшения. Значит ли это что вся эта "бабская дурь": макияж, висюльки-колечки, бантики-рюшечки - дела не "богоугодноу" и мягко говоря "прогиб под бесятинку"? как миниму к Богу ни фиа не приближающая и духовному росту не способствующая - а соответственно входит в разряд "бесплодных дел ... тьмы", то есть душевного - то есть бесовского, как свазано где то в Новом Завете?
Ваш ответ очень важен для сохранения мира в семье.
С благодарностью за ваши труды.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Мастер!

Взаимное притяжение полов рождает желание усиливать свою привлекательность, чему способствуют косметика, ювелирные украшения, и т. п. Поэтому, если не избирать путь монашества, необходимо примириться и с тем, что Вы назвали «макияжем», и не упрекать своих ближних за естественное желание выглядеть приятнее.
Однако в Книге Еноха описано беззаконное использование косметики и украшений для обольщения, прелюбодеяния, колдовства, о чём говорит сам контекст: упомянуты особые магические приёмы заклинания и общение с тёмными духами.
Вот это-то и страшно, это-то и погибельно, а украшать себя для мужа или жениха и производить приятное впечатление на окружающих — действие вполне Писанием одобряемое (см., например:

Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях;
Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. (Песн. П. 1, 9–10)


И, конечно, не случайно именно склонность женщин к украшению своей внешности дала апостолам повод призывать их к не меньшей (по крайней мере!) заботе о красоте своего внутреннего человека (I Петр. 3, 3–6; I Тим. 2, 9–10). — Д. Щ.

Притчи Иисуса Христа 17.10.2008 Вячеслав
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Не могли бы вы прокомментировать притчу Иисуса Христа о десяти девах.

С уважением!
Вячеслав

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!

Притча о десяти девах (Матф. 25, 1–13) чрезвычайно глубока по смыслу.
Почему дев 5+5? Соотнесём это с Пятым днём Творения (Быт. 1, 20–23), когда были созданы пресмыкающиеся в воде (символ плотских душ, погружённых в материю) — и птицы (символ духовного полёта). Так же и по отношению к Пяти Книгам Моисея (Торе): мудрыми именуются исполняющие Заповеди Торы (Втор. 4, 6), а «потерявшими рассудок» — отвергшие Заповеди (Втор. 32, 28). Разумные девы (души) отличаются тем, что «взяли масла в сосудах своих» (стих 4), т. е. имеют собственный источник для питания света (огня) (ср.:

…Духом пламенейте… (Римл. 12, 11)

Этот источник — пребывание Духа Святого во внутреннем святилище человека:

…Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Иоан. 4, 14)

Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой. (Иоан. 7, 38)

…Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас... (I Иоан. 2, 27)


У неразумных дев (душ) светильники горели, доколе не кончилось масло («зажигание» сердца от внешнего внушения, проповеди и т. п., отсутствие внутреннего Источника Света), поэтому они просят, чтобы им одолжили масло мудрые девы.
Не успевшие получить внутренний Источник Света окажутся перед закрытыми дверьми в день Второго Пришествия (Матф. 24, 30 — «восплачутся»; врата правды отворяются только для праведных — Пс. 117, 19–20; Ис. 26, 2).

Сказанным, конечно, смысл притчи не исчерпывается… — Д. Щ.

жертвы 16.10.2008 Иша
 Шалом! Можете ли вы объяснить, что олицетворяют сегодня каждая из семи жертв, описанных в Торе, в свете жертвы Мессии Иешуа.
За ранее благодарна.
Ирина.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

Мне приходилось уже говорить о жертвах животных, описанных в Книге Левит, об их символическом, прообразном, мессианском значении («Введение в Ветхий Завет», стр. 608-633). Если что-либо из изложенного там требует дополнительных пояснений, то постараюсь их привести. — Д. Щ.

праздник 16.10.2008 Дмитрий
 Примите сердечное поздравление с праздником Кущей!!! Лев.23,43.


О праздновании Субботы 16.10.2008 Евгений М.
 Мне очень близка теология Щедровицкого.
Осознание празднования Субботы пришло давно, но исполнять заповедь не получается в одиночку.
Подскажите где и как я мог бы приобщиться к чествованию Дня Покоя.
С уважением,
Евгений.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!

«Святить день субботний» (Исх. 20, 8), очевидно, следует там же, где мы святим Самого Бога:

Господа Бога святите в сердцах ваших... (I Петр. 3, 15)

Разве же возможно «святить субботу» — без Богообщения?! А оно совершается в сердце:

Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»... (Пс. 26, 8)

Апостол учит, что соблюдение субботы — это вхождение в покой Божий, т. е. пребывание с Ним:

…Для народа Божия еще остается субботство.
Ибо, кто вошел в покой Его... (Евр. 4, 9–10)


Уверен, что, стараясь соблюдать заповедь в сердце своём, — Вы, по милости Отца Небесного, обретёте и духовное братство, в котором сможете исполнять эту заповедь и внешним образом. — Д. Щ.

крест изображенный в адресной строке 12.10.2008 Д.В. Тезка
 Здравствуйте, что за крест изображен в адресной строке сайта (2 горизонтальные линии и 2 скрещенные)? Первый раз вижу подобный крест, поэтому и решил сразу спросить у первоисточника.
Я не религиовед, просвещаюсь как могу, поэтому не будьте строги к моему незнанию.
Совсем недавно открыл для себя ваше творчество и вместе с ним глаза на многое происходящее вокруг. Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Д. В. Тезка!

Изображение, о котором Вы спрашиваете, представляет собой традиционный символ Древа Жизни (Быт. 2, 9; Откр. 22, 14) с его десятью «сферами» («сефирот») – мудростью, знанием, разумом (Прит. 2, 6), величием, могуществом, славой, победой, великолепием, всецелостью и царством (I Парал. 29, 11). Иначе оно называется «древом сефирот» и означает нашего «внутреннего человека», восстанавливаемого по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26; Еф. 3, 16; II Кор. 4, 16). — Д. Щ.

Размышления о Шма 12.10.2008 nahshon
 Читая Тору и размышляя о Шма, я подумал, если Всевышний задумал о сотворении человека по образу своему и подобию своему, то где-то это должно ещё раз отражено в Торе. И увидел это как раз именно в Шма. Т.е. если брать Элокейну как приземлённое присутствие Б-га, а именно Его действие в людях, то это и есть конечный продукт Б-жьего промысла. Это Его триумф и слава, когда всё человечество, как единое целое будет Б-га на земле. Уважаемый Дмитрий Владимирович, что вы думаете по этому поводу?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Нахшон!

Ваша мысль о том, что слово «Элокейну» («Бог наш») в призыве «Шма» («Слушай, Израиль» — Втор. 6, 4) можно понимать как указание на образ и подобие Божие в человеке (Быт. 1, 26), интересна и плодотворна для духовного развития. Ведь именно соединение Божественной искры в человеке с её Источником — Господом Всевышним — является целью творения. — Д. Щ.

суббота 11.10.2008 ирина
 Я баптистка. Прошу разьяснить по поводу субботы: имеет ли значение суббота? Мы собираемся по воскресеньям, а нужно ли нам продолжать еврейскую традицию или это только для народа Израиля? Спасибо

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

В Послании к Евреям сказано:

…Для народа Божия еще остается субботство.
Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
Итак, постараемся войти в покой оный…(Евр. 4, 9–11)


В то же время, для «обращающихся к Богу из язычников» (Деян. 15, 19), т. е. для находящихся на стадии обращения, в самом начале духовного пути, апостолы сформулировали правила поведения, совпадающие с предписаниями для всех потомков Ноя (Быт. 9, 1–7; Деян. 15, 19–21, 28–29). Поэтому ответ на ваш вопрос зависит от духовного уровня тех, для кого этот ответ предназначается — Евр. 5, 12–14. — Д. Щ.

праздник 09.10.2008 дмитрий
 Поздравляю сотрудников сайта и лично Дмитрия Владимировича с праздиком Господним, днём очищения, искупления: к Евр.9, 11-15. Мир и благодать со всеми вами.


Судный день 09.10.2008 Екатерина
 Дорогой Дмитрий, как Вы считаете, должны ли православные христиане поститься в Судный день, иначе Йом Кипур, вместе с родственниками-нехристианами ? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Екатерина!

Полагаю, что ответ на Ваш вопрос уже дан Учителем в словах:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона
(Торы), пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей
(Торы)… (Матф. 5, 17–19),

— сравните эти слова из Нагорной проповеди с Лев. 16, 29–34. — Д. Щ.

вопрос 02.10.2008 Елена
 Добрый вечер Дмитрий Владимирович. Давно ищу ответ, почему ап. Павел в 1 Кор. 11:4, 1 4 говорит, что для мужчины позор длинные волосы. Но ведь в Вет. Зав. есть постановление о назареях и им предписывалось не стричься. Если бы Павел написал нам, я бы его поняла, у нас так принято. Но в те времена и евреи молились с покрытой головой, а Павел сам был иудей из иудеев. Если возможно, объясните эту тонкость. С женщинами как бы понятно.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Попытаюсь ответить на Ваш вопрос о «длинных волосах» — I Кор. 11, 1–16. Апостол Павел в том же Послании неоднократно напоминает, что его слова имеют не буквальный, но духовный смысл — I Кор. 2, 13–14; 14, 37–38 и др. Так и в вопросе «покрытия головы» надо обратить внимание на иносказание, заключающееся в 11, 3–4:

…Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж... (I Кор. 11, 3)

Греческое слово «кефалэ» означает и «голова» («часть тела») и «глава» («начальствующий»). Следующий стих:

Всякий муж, молящийся… с покрытою головою, постыжает свою голову. (I Кор. 11, 4),

— тесно связан с предыдушим: мужу глава — Мессия, и если во время молитвы «глава» этого мужа — Христос — от него «сокрыт» (образ «покрытия головы» означает здесь «сокрытие главы — Мессии»), то такой молящийся «постыжает голову свою» («голову» в буквальном смысле, поскольку его мысли не получают должной молитвенной направленности к Отцу через Мессию — ср. I Тим. 2, 5). В то же время, «жене глава — муж» (11, 3), поэтому — «всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову» (11, 5). Когда для жены во время молитвы «открыт» её муж, являющийся её «главою», т. е. она думает о нём, а не о Боге, — то она «постыжает свою голову» (в буквальном смысле, т. к. её мысли направлены на земное — ср.: замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу» — I Кор. 7, 34). При ином, буквальном, понимании слов о «покрытии головы» теряется всякая связь между стихами 3 и последующими…

Теперь — о «волосах». Они растут из головы физически, но мысли — тоже «растут» из неё, в переносном смысле, поэтому волосы символизируют мысли: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». При буквальном понимании не только «упраздняется» обет назорейства (который, между прочим, исполнял одно время и сам Павел — Деян. 21, 18–24), но и становится непонятным традиционное изображение самого Иисуса, а также Иоанна и др. апостолов с длинными волосами…
Почему же, если муж «растит волосы» (т. е. умножает собственные мысли), то это — «бесчестье для него»? Разве самостоятельно размышлять плохо?! Но здесь речь продолжает идти о молитве или пророчестве (ср. стих 4), а не об обыденной ситуации мышления; а во время общения с Богом следует стараться отсекать посторонние мысли, ибо даже «мудрость мира сего» Бог «обратил в безумие» (I Кор. 1, 20), и рационально мыслящий («душевный») человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь…» (там же, 2, 14). Вот такой «растящий мысли» муж и получает, в духовном смысле, «бесчестье».

Более глубокий уровень понимания 11-й главы связан с учением о «муже» (Адаме) как человеческом духе, и о «жене» (Еве) как человеческой душе. — Д. Щ.

как можно попасть на Ваши лекции 01.10.2008 Оксана
 Уважаемый Дмитрий Владимирович. С большим удовольствием смотрю видеозаписи с Вашими беседами и узнаю много нового для себя. Можно ли попасть на Ваши лекции. Большое Вам спасибо за Ваш труд.
С уважением, Оксана

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемая Оксана!

Встречи Дмитрия Владимировича со слушателями проходят в последнее время в Центре лечебной педагогики (Москва) по адресу: ул. Строителей, дом 17 Б (здание детского сада неподалеку от м. «Университет»). Встречи происходят обычно по средам, в 18‑30, приблизительно раз в месяц-полтора. Объявление о встрече обязательно появляется на нашем сайте в рубрике «События» за 2 – 3 дня до нее; о грядущей встрече отныне будет сообщаться в рассылке сайта. Ваш адрес, так же как и адрес всех, написавших в Гостевую книгу, включается в рассылку сайта (от последней можно отказаться).

Предыдущая встреча с Д. В. Щедровицким была в сентябре; мы надеемся на очередную встречу в конце октября или ноябре.

О единстве Бога 16.09.2008 Ася Тихонова
 Дорогой Дмитрий Владимирович!
Объясните, пожалуйста, о единстве Бога. Эхад. Мне очень важно рассказать правильно моим собратьям-евреям. Я хочу правильно понимать этот вопрос.
Спасибо за ответ на моё предыдущее послание. Убраха!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ася Тихонова!

Меня несколько удивляет, что именно носителям первоначального Единобожия требуется, как Вы говорите, объяснять учение о Едином Боге. Впрочем, в нашу поразительную эпоху, кажется, уже пора перестать чему-либо удивляться…
Напомню Вам некоторые места из Писания, отвечающие на заданный Вами вопрос: Втор. 6, 4–5; Марк. 12, 28–30; Зах. 14, 9; Иак. 2, 19; 4, 12; I Тим. 2, 5; Откр. 15, 3–4; Пс. 148, 13; Иоан. 5, 44; 17, 3, I Кор. 8, 4; Евр. 2, 11–13; Иов. 9, 8; Пс. 135, 4; Матф. 19, 17; 23, 9; Римл. 3, 30; Гал. 3, 20; Еф. 4, 6. Если учение, содержащееся в приведённых местах, Вам не вполне понятно, — продолжим обсуждение этой темы. — Д. Щ.

святоотеческая литература 13.09.2008 SKY
 Дорогой Дмитрий Владимирович!
Очень бы хотелось узнать Ваше отношение к святоотеческой литературе. Считаете ли Вы ее авторитетной, если да, то почему никогда не ссылаетесь на опыт святых отцов в Ваших книгах?

С любовью,

Наташа.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наташа!

В святоотеческой литературе содержатся важные и ценные толкования на книги Священного Писания; однако обращение к древнееврейскому тексту Ветхого Завета встречается в ней крайне редко, можно сказать — в единичных случаях: за основу, практически всегда, берётся текст Септуагинты. Именно поэтому мне в процессе комментирования древнееврейского оригинала Писания пока не приходилось обращаться к святоотеческим трудам (что, конечно, не исключает подобных обращений в будущем). — Д. Щ.

имя 12.09.2008 Виктор, Кривой Рог
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В Торе 4-хбуквенное имя Всевышнего пишется с огласовками. Насколько точны огласовки в данном месте? Ведь если они не точны, то Тора в таком виде по-еврейски некашерна.
Благодарю за ответ. Виктор, Кривой Рог.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

В свитке Торы, со времён самого Моисея употребляемом евреями, текст записан без огласовок. Огласовки введены масоретами в VII–X веках н. э., что, как Вы понимаете, произошло примерно на 25 столетий позже дарования Торы. На написание самого свитка Торы это никак не повлияло. Огласовки применяются в молитвенниках, различных трактатах, поэтических произведениях, учебниках и т. п. — Д. Щ.

неожиданный вопрос 07.09.2008 Сергей Логвинов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю за предыдущий ответ.
Хочу задать Вам вопрос, на первый взгляд напрямую не связанный с Вашей профессиональной деятельностью, но в конечном счете вытекающий из самого духа Священного Писания.
Как Вы считаете, если бы тварный мир, созданный Богом, и проклятый за человека (т.е. надо понимать бедственно изменившийся и лишившийся возможности общения с человеком) нас не поглощал в конце нашего жизненного пути, но любил нас - в этом случае мыслима ли смерть?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Хотелось бы уточнить Ваше описание физической смерти: «нас» т. е. бессмертные души, временно обитающие в физическом теле, тварный мир не может «поглощать в конце нашего жизненного пути» — это «поглощение» относится лишь к материальной оболочке:

…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Матф. 10, 28)

Судя по формулировке вопроса, Вы связываете физическую смерть с некой «нелюбовью» к нам тварного мира (коль скоро я правильно понял слова: «если бы тварный мир… нас не поглощал… но любил»). Писание говорит о совсем иной причине телесной смерти — она есть следствие греха (Быт. 2, 17; 3, 19). Именно грех привёл человека как к обретению плотного вещественного тела — «одежд кожаных» (Быт. 3, 21; Иов. 10, 11), так и к последующему расставанию с этим телом, которое именуется «физической смертью» (Римл. 5, 12; 6, 23). Так что смерть телесная не зависит от «любви» или «нелюбви» тварного мира, но причиной её является смерть духовная — отпадение от Бога (Быт. 3, 17–19). Возвращение же к Нему Адама как совокупного человечества (Римл. 5, 5–19; I Кор. 12, 12–14; 15, 42–49) преодолеет и упразднит смерть, как таковую (Откр. 21, 3–4; 22, 3, 14). — Д. Щ.

Вопрос по книге Плач Иеремии 02.09.2008 Вячеслав
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Огромное спасибо за возможность задавать Вам вопросы.
В книге Плач Иеремии есть такие слова:

(21) Радуйся и веселись, дочь
Едома, обитательница земли Уц!
И до тебя дойдет чаша; напьешься
до-пьяна и обнажишься.
(22) Дщерь Сиона! наказание за
беззаконие твое кончилось; Он
не будет более изгонять тебя; но
твое беззаконие, дочь Едома,
Он посетит и обнаружит грехи твои.
(Плач. 4, 21-22)

Что означают данные слова? Это просто "плач" Иеремии или это пророчество?
Если пророчество, то как в исторической перспективе реализовались данные слова?

Заранее спасибо, благодарю Вас за Ваши усилия на поприще Слова!

Вячеслав

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!

Приведённые вами слова пророка Иеремии сказаны в определённом историческом контексте: жители Эдома (Идумеи) злорадствовали по поводу разрушения Иерусалима вавилонянами и участвовали как в разграблении города, так и в продаже в рабство его жителей (Пс. 136, 7–8; Иез. 25, 12; 35, 1–5; Авд. 1, 8–14; Ам. 1, 11). Согласно же предостережению Всевышнего, —

…Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. (Авд. 1, 15)

— и поэтому не только Иеремия, но и другие пророки предрекают Эдому весьма печально будущее (Авд. 1, 1–9; Иез. 25, 13–14; 35, 1–15; Иер. 49, 7–22). Эти предсказания осуществились во времена Маккавеев (II в. до н. э.), когда Эдом навсегда утратил самостоятельность, а впоследствии исчез как народ.
Разумеется, надо учитывать и наглядно-символический смысл пророчеств об Эдоме, о чём мы сказали выше (Авд. 1, 15). — Д. Щ.

Здравствуйте!!! 31.08.2008 Alex
 Возникает вопрос: как урегулировать разности(противоречия) в повествованиях евангелистов-синоптиков и Иоанна Богослова по поводу последней вечери, разнятся даты? Может, подскажете литературу? Заранее благодарен!!! Думаю, что ответ будет таким же великолепным, как и ваши книги!!!!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

Согласно синоптикам, Тайная вечеря совпала с празднованием Пасхи (Матф. 26, 17–18; Марк. 14, 12; Лук. 22, 7), согласно же Иоанну — состоялась за день до Пасхи (Иоан. 13, 1–2).
Различие связано с тем, что Иоанн подразумевает общеиудейское (фарисейское и саддукейское) празднование, что подтверждается контекстом (Иоанн. 18, 28; 19, 14), а синоптики — ессейское (календарь ессеев отличался от общеиудейского — см., например: И. Д. Амусин. Кумранская община. — М.: Наука, 1983. — С. 130–134). Однако дата празднования Пасхи не могла отличаться более чем на одни сутки, поскольку праздник выпадает на полнолуние (Исх. 12, 6; Лев. 23, 5–6) — и, следовательно, может отмечаться как в предыдущий, так и в последующий вечер, если Луна достигает полноты в светлую часть дня (когда она не видна). — Д. Щ.

термин "проклятие" 26.08.2008 Сергей Логвинов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Отличается ли в иврите термин "проклятие", употребленный в отношении земли после человеческого грехопадения, от термина "херем"?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

В Быт. 3, 17 о земле сказано — «арура» («проклятая»), а таковое определение влечёт за собой бедственные перемены (ср. Втор. 28, 15–20). «Херем» же означает отделение, отвержение, изгнание (Числ. 21, 2; Лев. 27, 21; Втор. 7, 26; 13, 17 — в Синодальном переводе всюду — «заклятое», «заклятие») и не предполагает внутренних изменений к худшему самого объекта, подвергшегося «херему». — Д. Щ.

Приобретение книг 26.08.2008 Sumika
 Моя подруга очень хочет купить Ваши книги "Введение в ветхий завет". Мы живем в Минске. Возможно ли их выслать по почте наложенным платежом?
С уважением к Вам. Минчанки.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемые Минчанки!

Заказать получение книг наложенным платежом можно, зайдя по ссылке svetslova.narod.ru, а также через Интернет-магазины.

Подробности о заказе и приобретении книг Д. В. Щедровицкого Вы можете прочитать в рубрике «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» (в верхнем меню нашего сайта).

Доброго вам чтения!

о книгах 24.08.2008 serzh
 как можно заказать каталог ваших книг и как можно получить книги?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемый Сергей!

Каталог религиозно-исторических книг представлен на сайте издательства «Теревинф». Порядок заказа и приобретения книг Вы можете прочитать в рубрике «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» (в верхнем меню нашего сайта).

Доброго Вам чтения!

по обетованию наследники... 01.08.2008 Дмитрий
 Благодарю за разъяснение!Хочу показать коментарий Давида Стерна к Гал.3,29.
Евреи или язычники,если вы принадлежите Мессии,вы семя Аврагама.
Имеется в виду три аспекта:
1)Вы едины с Мессией,который является "семенем".(мидраш к ст.16)
2)Имея ту же верность и то же доверие,что и Аврагам,вы подтверждаете тем самым,что являетесь его духовными потомками(ст.7,9).
3)Вы присоединились к Израилю(6:16),который является физическим семенем Аврагама.Следовательно,вы наследники,в соответствии с обещанием стихов Гал.3:8,18.
Да благословит вас Всевышний!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Комментарий Давида Стерна, Вами приведённый, нуждается в уточнении. «Имея ту же верность и то же доверие, что и Авраам»… Да вы вдумайтесь только в эти слова (которых нет в Послании к Галатам!) — и представьте себе высоту подвига праотца, которая, мягко говоря, «мало для кого» достижима в последующих поколениях. (Быт. 22, 2, 9, 10)! В том-то и дело, что оправдание в Новом Завете даруется по вере, благодаря заслугам Мессии, а не высоте души и подвига самого верующего (Гал. 3, 3, 11–14). Из слов же Д. Стерна можно сделать другой вывод (хотя, быть может, он просто не совсем точно выразился, «требуя» от верующих «верности и доверия», равных Аврамовым). — Д. Щ.

церковь 01.08.2008 света
 Здравствуйте! Вы на литургию в церковь ходите? Причащаетесь?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Света!

Если Вы поделитесь своим духовным опытом о том, что значит «сделаться причастным Христу» (Евр. 3, 14) и «соделаться причастниками Духа Святого» (Евр. 6, 4), и как это связано с «вкушением дара небесного» (там же), и что такое — «вкусить благого глагола Божия и сил будущего века» (там же, ст. 5), то буду Вам очень благодарен за разъяснение этих вопросов о Причастии!.. — Д. Щ.

Что означает "Шма"? - ваше мнение. 31.07.2008 nahshon
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, изучая Тору, и в часности задумываясь над "Шма", я пришёл к выводу, что "Шма" - это начало и конец Б-жьего промысла. Хотелось бы узнать ваше мнение на эту тему.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Нахшон!

Как мне представляется, «начало и конец Божьего промысла» — это всё Писание в целом. Если бы всё это заключалось в «Шма», то зачем был бы записан весь Танах от начала до конца?!..

Д. Щ.

Спасибо и еще один вопрос 31.07.2008 Марина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Спасибо за подробное объяснение. Я предполагала, что там должно быть о Мессии, но не сильна в гематрии.
Ссылаясь на Матф.7:8 "просите, и дано будет вам", хочу задать еще один вопрос. Не можете ли Вы кратко объяснить духовный смысл каждой из 42 стоянок Израиля в пустыне, отталкиваясь от названий?
Спасибо,
Марина

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!

42 стана сынов Израилевых (Числ. 33) символически соответствуют духовному восхождению души, о чём я кратко упомянул во «Введении в Ветхий Завет» (стр. 883–885). Там же сказано: «Каждой следующей стоянки человек достигает только после прохождения предыдущей — и “странник” сам понимает, в каком месте пути он находится» (стр. 884). Вряд ли имеет смысл читать университетский курс по классической филологии — первоклассникам… Попробуйте осознать, на какой «стоянке» духовного пути находитесь лично Вы, — и мы постараемся описать следующую, предстоящую Вам «стоянку»… — Д. Щ.

О седьмом тысячелетии 28.07.2008 Виктор
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Почему в седьмом тысячелетии будут умирать юноши и именно столетними (Исайя 65:20), почему столетний грешник будет проклинаем, если "блаженны имеющие участие в воскресении первом, над ними смерть вторая не имеет власти..."?
Виктор, Кривой Рог

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Мессианское — седьмое — тысячелетие послужит приготовлением к переходу всех душ в иное, новое состояние — I Кор. 15, 42–54. Поэтому в течение этого «субботнего тысячелетия» души должны окончательно очиститься, пройдя, если нужно, через физические рождение и смерть.
Слова же о «воскресении первом» относятся к обретению того же состояния, что и описанное в I Кор. 15, 42–54. А «вторая смерть» (Откр. 20, 6) означает не физическую кончину, как в Ис. 65, 20, но ввержение в «озеро огненное» — Откр. 20, 14–15.

Д. Щ.

С чего начать? 23.07.2008 Сергей Луговик
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Помогите, пожалуйста, разобраться в учебной литературе по ивриту. У меня сейчас учебник Костенко "для начинающих", однако он по современному ивриту и ориентирован на разговорную речь.

О тех изменениях, которые произошли с языком не сказано ни слова, да и вообще каких-то глубоких знаний по истории языка получить по нему нельзя. Что и понятно, но как мне кажется, скорее всего возикнут вопросы при чтении текстов.

Возможно, я рано задаю этот вопрос и стоит начать изучение с современной модификации языка?

Подскажите, есть ли в Москве специализированные магазины с книгами на иврите, с учебными материалами по этому вопросу. Может быть, Вы можете что-нибудь порекомендовать? (учебники, тексты для начинающих, какие-нибудь курсы, словари)

С уважением,
Сергей Луговик.

PS Спасибо огромное Вам за Ваши книги!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Каким бы учебником Вы ни воспользовались, советую Вам, наряду с этим, сразу начать читать Писание в оригинале, «на ходу» изучая правила чтения, переводя слово за словом и постигая первые основы грамматики. Это принесёт настоящую пользу в изучении Торы — с первых же попыток. — Д. Щ.

От Редакции:

Из доступных учебников библейского иврита, изданных в последние годы в России, можем порекомендовать следующий:

Ламбдин Т. О. Учебник древнееврейского языка / Пер. с англ. Я. Эйделькинда. Под ред. М. Селезнёва. — М.: Российское Библейское Общество, 2003. — 509 с. ISBN: 5-85524-213-7

либо предыдущие его издания.

Есть также прекрасный учебник по библейскому ивриту для англоговорящих:

J. Weingreen. A practical grammar for classical Hebrew.

Мы поместили его электронную версию на ftp:
http://narod.ru/disk/2157790000/Weingreen.pdf.html
(в этом месте он будет лежать в течение месяца, и с каждым скачиванием этот срок будет продлеваться).
Может быть, его удастся найти также в какой-либо библиотеке.

Среди словарей выделяются словарь Шапиро и словарь Штейнберга, но, к сожалению, они давно не переиздавались. Возможно, их удастся найти в Интернете или библиотеках.

Нам кажется, что изучать современный иврит с целью читать Библию в оригинале имеет смысл на самой начальной стадии и по возможности под руководством учителя, который объясняет, чем современный иврит отличается от библейского.

В Москве хороший магазин в синагоге на Бронной, тел. 8 (499) 130‑55‑49. Есть также магазины в МЕОЦе в Марьиной роще и в Хоральной синагоге в Спасоглинищевском переулке. Во всех этих местах (либо на их сайтах) можно узнать и о курсах, а также о библиотеках, где могут оказаться хорошие учебники или словари.

Доброго Вам чтения!

добро и зло 19.07.2008 Сергей Логвинов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю за обстоятельный и глубокий ответ на мой предыдущий вопрос. Но тема, конечно же, не исчерпана. В ее развитие у меня еще одна просьба. Оцените, пожалуйста, такое высказывание о. Александра Меня:"Грехопадение это и был первый момент, когда в человеке восторжествовала воля к власти, потому что, я подчеркиваю, познание добра и зла в библейской символике означает не знание интеллектуальное, а владение, ибо глагол "даат" означает "близкое соприкосновение" и употребляется в применении к владению мастерством, к супружеским отношениям и другим подобным вещам. А термин "добро и зло" является идиомой, "тов ве ра" - это короткое слово означает добро и зло и не имеет ничего общего с моральными категориями, потому что "тов" означает добротное, приятное, полезное, а "ра" значит мерзкое, ядовитое - это два полюса бытия, идиома, которая означает просто все бытие как таковое, природа как таковая, мир как таковой."

Александр Мень
Беседа об искуплении

//МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. - М.: Фонд имени Александра Меня, 1995. 2-е изд.: 1997.
Особенно интересно Ваше мнение по поводу идиомы "добро и зло".
Заранее благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Словосочетание «тов ва-ра» — «добро и зло» — означает не только то, о чём сказал о. Александр Мень, но имеет и нравственный смысл. Это видно, например, из слов пророка Амоса «диршу-тов вэ-аль-ра» — «стремитесь к добру, а не к злу» (в Cинодальном переводе «ищите добра, а не зла» — Ам. 5, 14): такое противопоставление внутри чисто идиоматического выражения представляется немыслимым. Следовательно, уже в древние времена (VIII век до Р. Х.) «тов ва-ра» воспринималось также и как описание моральных категорий.
Таргум Онкелоса (арамейский перевод–толкование Торы II в. н. э.) так «передаёт» Быт. 2, 9: «И дерево, вкусившие от плодов которого (становятся) мудрыми (различая) между хорошим и плохим». Такой комментарий прекрасно иллюстрирует восприятие стиха в те времена, когда древнееврейский, наряду с арамейским, был ещё разговорным языком в Иудее.
А «стремление к власти», которое упомянул о. Александр Мень, выражено не столько в желании «знать добро и зло», сколько в ложном обещании: «будете как боги» (ср. Втор. 1, 39; Ис. 7, 15, где словосочетание «даат тов ва-ра» не указывает на какие-либо амбиции). — Д. Щ.

наследники 16.07.2008 Дмитрий
 Спасибо за ответы! Вернусь к Гал.3,29 Настаивает ли Павел на полном равенстве уверовавших в Мессию язычников и евреев

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Гал. 3, 29: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Выше (3, 28) говорится: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского...» Если буквально всё это понимать,— свадьбы в церквах совершаться уже не должны, ибо разделение на мужчин и женщин отменено! То же относится и к рабам и свободным; с чего бы вдруг Павлу писать: «Рабы, повинуйтесь господам…» (Еф. 6, 5), коль скоро упразднилось разделение на рабов и господ?! Однако же свадьбы справляются, а в первые века н. э. (да много где и гораздо позже!) в среде христиан сохранялось рабство… И вот только бедным иудеям всё повторяют, что теперь их якобы нет, и напрасно они сохраняют свою обособленность,— пора, мол, исчезнуть, раствориться в среде язычников. А мужчинам почему-то всё медлят проповедать, что пора и им «раствориться» среди женщин (или наоборот?)…
Так в чём же дело? Различия национально-культурные, социальные, половые — исчезают «во Христе Иисусе», т. е. — на уровне Духа: пророчествовать, например, могут (если Бог повелит!) равно мужчины и женщины, свободные и рабы, евреи и не-евреи (Иоиль 2, 28-29; Числ. 22, 7-9; 24, 2). На остальных же уровнях сознания и бытия различия между иудеем и язычником, как и между мужчиной и женщиной, остаются (Римл. 3, 1-2; I Кор. 11, 3).
Если же Вы спрашиваете о полном равенстве в человеческих правах между израильтянами и другими народами, то об этом ясно говорится: «…Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца…» (Исх. 12, 49); «один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца...» (Лев. 24, 22); «…пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя...» (Лев. 19, 34). — Д. Щ.

Вопрос о рыжей телице 16.07.2008 Марина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарение Господу за Ваш труд на Его ниве. У меня такой вопрос: какова гематрия слов "пара адума" и что она означает. И еще, пожалуйста, сообщите где можно приобрести вашу книгу "Введение в Ветхий Завет.Пятикнижие Моисеево" в Нью Йорке.
Большое спасибо, с Господом,
Марина,
www.thegospel-truth.org

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!

Гематрия словосочетания «пара адума» («рыжая телица») = 335. Эта гематрия совпадает с гематрией одного из написаний «Шило» (Быт. 49, 10; в русском переводе — «Примиритель», одно из имён Мессии). В Масоретском тексте «Шило» пишется с «йод» и имеет поэтому гематрию 345, а в Самаритянской Торе — без «йод», и его гематрия — 335. Так же, без «йод», пишется название города «Шило» (Силом) в Иис. Нав. 18, 1, 9; 22, 12; Суд. 21, 12; I Царств 1, 3; 2, 14; 4, 4, 12; 3 Цар. 14, 2, 4 и в др. местах (возможно, и название города связано с пророчеством Быт. 49, 10).
Что же касается книги в Нью-Йорке,— ответить не могу, но «ищущий находит» (Матф. 7, 8) — Д. Щ.
___________

От Редакции сайта:

Уважаемая Марина!

По вопросу приобретения книг Д. В. Щедровицкого: советуем ознакомиться с информацией, размещенной в подразделе «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» сайта.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |