When is the rational soul infused into human embryo by God? At what stage of pregnancy?
I will really appreciate if you'll help me to understand this extremely difficult Biblical issue.Thank you very much for your kindness, help and time.
With love in Jesus Christ,
Vitalie Rotaru
P.S. I am studying Bioethics as part of Health Care Chaplaincy course at St.Mary University, London. This issue is very controversial. Please help me to understand!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виталий Ротару
У души появляется связь с зарождающимся во чреве матери телом с самого зачатия — см. Иер. 1, 5; Пс. 21, 11; 57, 4; Ис. 48, 8; Прем. Сол. 8, 20. Вот эти места говорят, что свойства души начинают воздействовать на тело с самого начала его формирования. Именно тогда и устанавливается связь разумного начала с его проявлением — физическим организмом.
Полное же «вхождение» души в тело (отождествление с ним) наступает в момент рождения.
Дорогой Дмитрий Владимирович!
Благодарю Вас за ответы и всё же я не разумею, как отцем Иисуса Христа мог быть Иосиф,когда в Евангелии Матфея утверждёно написано: 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Буду благодарен за Ваш ответ.
Божьих Вам благословений!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!
Смею Вас уверить, что я знаком с процитированным Вами рассказом Евангелия. Все дело в понимании его. «Родившееся от Духа Святого» (ст. 20) — это не младенец, потому что
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан. 3, 6)
От Духа Святого «рождается» (пробуждается, воскресает) дух человека, становится способен истинно молиться, пророчествовать (Лук. 1, 41-42), наполняется любовью (Римл. 5, 5), получает духовные дары (I Кор. 12, 8-11). О Духе Иисус сказал:
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе... (Иоан. 7, 38–39)
Вот именно в таком смысле Мария имела во чреве от Духа Святого (Матф. 1, 18). Это духовное дарование уже родилось в ней, когда Ангел явился Иосифу: «Родившееся в ней есть от Духа Святого» (ст. 20). А значит, Мария необычайно сильно молилась вслух, пророчествовала (ср. Лук. 1, 46–55).
Удивленный и устрашенный этим Иосиф, не зная, что это действие Святого Духа, думал, что Мария повредилась в рассудке. Он «хотел тайно отпустить ее» (Матф. 1, 19). Если бы Мария была беременна, — какой смысл «тайно отпускать» ее? Ведь беременность позже все равно обнаружится, и тогда ее объявят блудницей, а ребенка — сыном блудницы… Как же здесь сохранится тайна («тайно отпустить»)?! И разве праведный Иосиф мог хотеть такого?! Но если речь шла о «странностях поведения» — громкой молитве и т. п., то он мог не разглашать этого, а расторгнуть помолвку, ничего не афишируя…
Выражение же «принял жену свою» (Матф. 1, 24) говорит о супружеском сожитии: один и тот же др.-евр. глагол «лаках» означает «взять» и «принять» — Быт. 38, 6; Исх. 2, 1; 6, 20, 23, 25; Лев. 20, 14, 21; 21, 7, 13, 14; Втор. 21, 11 и др.)
…И не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына... (Матф. 1, 25)
У ессеев был обычай не сходиться с женой, если она беременна. Поэтому после зачатия Иосиф не приближался к жене вплоть до рождения сына.
Постарайтесь понять эту точку зрения и ход приведенных рассуждений!
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Помогите разобраться со следующей проблемой: в кораническом рассказе об Иисусе подтверждается факт его непорочного зачатия, который Вы не принимаете: вот цитата из суры "Семейство Имрана": 45. Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. 46. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников ". 47. Она сказала: "Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина ". Он сказал: "Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” - как это сбывается. ... 59. Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: "Будь! " – и тот возник. 60. Истина – от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся. (перевод Кулиева) Или в суре "Марьям " 16. (16). И вспомни в писании от Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное 17. (17). и устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека. 18. (18). Она сказала: "Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен ". 19. (19). Он сказал: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого ". 20. (20). Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей ". 21. (21). Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня – легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием ". Дело это решено ". (Пер. Крачковского).
А с другой стороны, достоинство Иисуса, на мой взгляд, сильно умаляется: 45. (И ты, о Посланник, не был там) когда сказали ангелы: «О, Марьям! Поистине, Аллах радует тебя вестью о слове от Него [о сыне, который явится в бытиё по Его Слову], имя которому – Мессия Ииса, сын Марьям. Он будет почтенным в этом мире и (в) Вечной жизни и будет одним из приближенных (к Аллаху) (в День Суда). (Семейство Имрана) Ведь Мессия не один из приближенных, а "Путь, истина и жизнь ", и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, и никто не видел Отца, но Христос явил. Иисус – это образец для всего человечества, Сын, восседающий одесную Отца, новый Адам, только посредством него можно исполнить Закон в истине. В этом контексте кораническое знание о Христе, на мой взгляд, слишком скупо и обрывочно, что, если учесть отсутствие в Коране призывов к чтению других Откровений "с различением " меня смущает. Действительно: все эпитеты Христа никак не разъясняются, оставаясь как бы названиями, унаследованными от других традиций.
Заранее спасибо, Сергей
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
Вряд ли нужно искать в Коране полное изложение событий, рассказанных в Евангелиях. Коран только упоминает о них, как «общеизвестных», сопоставляя Мухаммада с прежними пророками…
Теперь — о Ваших вопросах.
1. В Коране не говорится о непорочном зачатии. В суре «Марьям» сказано, что Ангел явился ей в образе красивого юноши (аят 17), она испугалась, что у него опасные намерения (18), и слова «я послан, чтобы даровать ее чистого ребенка» (19) были восприняты как «нескромное предложение»; поэтому она подчеркнула, что «к ней не прикасался мужчина, и она не была блудницей» (20) — как бы взывая к совести явившегося, ср. с апелляцией к его богобоязненности (18).
Но когда Ангел передал прямую речь Аллаха, — она всё поняла. Далее говорится, что она забеременела (22), притом ни о чём необычном не упоминается. А значит, всё произошло естественным образом, от соития с мужем. В суре «Семейство Имрана» тот же разговор с Ангелом передан более кратко, и слова Марии: «Ко мне не прикасался никто из мужчин» (47) сказаны в той же ситуации, что и в суре «Марьям». Эти места Корана перекликаются не только с апокрифами, но и прямо с Лук. 1, 28-38. Здесь тоже Мария не сразу поняла, кто перед ней («смутилась… и размышляла» — ст. 29; сказала, что «не знает мужа» — ст. 34), и только потом уверилась, что это Ангел (ст. 38).
2. Теперь — о статусе Исы в Коране. «Одним из приближенных к Богу» Иисус является в том смысле, что Ангелы, Патриархи, Пророки и праведники тоже близки к Нему. Ср. в Откр. 4, 4, 5, 6 — «о семи духах», «24 старцах» и «4 животных», близких к престолу Божию. Слова же о том, что «Единородный Сын, сущий в недре Отчем», явил Бога (Иоан. 1, 18) относятся к Слову (Логосу), Свету (ст. 1-3, 9), а не к человеческой природе Мессии. То же верно и по отношению к «Пути, истине и жизни» — Иоан. 14, 6.
Кстати, и в Библии говорится о Мессии:
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть... (Ис. 53, 12)
Здравствуйте Дмитрий Владимирович. У меня вопрос по 1 посланию Иоанна, 5 гл. с16-ого стиха: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти". Какие грехи "к смерти"? Это те, за которые побивали камнями, или надо как-то по-другому понимать? И почему нельзя молиться за людей, согрешающих грехом к смерти? Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!
«Грех к смерти» — это сознательное кощунственное противление Божьей воле, Его заповеди:
Если же кто… сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та… (Числ. 15, 30)
…Хула на Духа не простится человекам;
…ни в сем веке, ни в будущем. (Матф. 12, 31–32)
…Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия… и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10, 29)
Что же касается грехов, которые согласно Торе караются смертью, — в Новом Завете, при покаянии, они могут быть прощены:
…Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. (Деян. 13, 39)
Уважаемый Дмитрий Владимирович! сегодня при проведении вечери в некоторых церквях используется квасной хлеб. Но ведь символ всегда должен точно отражать суть символизируемого. Может ли квасное символизировать чистоту и непорочность? Ваша точка зрения на это? Анатолий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
На Тайной вечери вкушали опресноки:
…Приготовили пасху.
…
И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
…
И когда они ели, Иисус взял хлеб... (Матф. 26, 19–26)
Во время же Пасхи —
…Семь дней не должно быть закваски в домах ваших…
…Ешьте пресный хлеб. (Исх. 12, 19–20)
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Я написал о конкретных словах И. Христа из Евангелия, о том, что не должно СТОЯТЬ на святом месте... А ОНО стоит!, пусть даже и без идолов. Но зато с умалением Сына Божия и Его учения. Кроме того, налицо виден плагиат и своеобразная интерпретация Торы и Евангелия. Что вы можете предложить или какое событие могло произойти по Мат. 24;15 и Мар.13;14, обозначенное Христом? Учитывая Дан 9;27, о прекращении жертвы и приношении в середине седьмины /20-30г./ - это одно, а затем на крыле святилища будет мерзость запустения - это другое событие не имеющее отношение к разрушению, к римскому разорению в 70 году. Это было бы вполне очевидно, потому Христом и дано пояснение - читающий да разумеет... P.S. о построении мечети Аль-Акса /или другого какого-либо храма/ на святом месте нет никаких повелений и пророчеств как в Торе, Евангелии, так и в Коране. Выходит, что это сделано по желанию человеческому.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!
1) Не сказано — «ничего не должно стоять». Ведь должен стоять — Храм! Сказано, что «мерзость запустения» будет там, где не должно…
2) Книга И. Бессонова, на мой взгляд, — очень интересное самостоятельное исследование. Подробный разбор оставим на более подходящее время.
Уважаемый Дмитрий Владимирович,
большое вам спасибо за ваш благородный труд.
Часто читаю ваши статьи и с удовольствием слушаю ваши лекции.
У меня есть один вопрос, на который мне никто не дал ответа.
После греха Давида и Вирсавии Бог умертвил младенца, зачатого во грехе.
Скажите пожалуйста, чем виноват младенец в данной ситуации, когда по закону дети не отвечают за грехи отцов?
Втор.24:16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
Однако:
2 Цар.12:13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
То есть получается, что младенец ответил за грех отца.
Я конечно согласна, что наши жизни в руках Господа, и Он решает жить нам или умереть, но ведь и Закон есть Закон. Или Закон только для людей?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!
Младенец умер на седьмой день (II Цар. 12, 18), его не успели ввести в завет Авраамов и наречь ему имя (Быт. 17, 12). Почему же спросил Давид: «Не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (ст. 22). Почему — «меня», а не «дитя»? Дело в том, что в таком возрасте душа еще не осознаёт свое пребывание в мире вещественном. Но наказание постигает того, кто способен его осознать, в данном случае — Давида (ст. 16–17). Узнав же, что дитя умерло, Давид поблагодарил Бога («пошел в дом Господень и молился» — ст. 20), потому что духовно узрел блаженное состояние ребенка в мире ином (см.: «Почивал Святой Дух на Давиде» — I Цар. 16, 13).
Так что физическая кончина — не всегда и не для всех наказание…
Есть гении в науке, в литературе, в живописи, и так далее. Вы – гений богословия. И я считаю так совершенно искренне, читая Ваши книги и Ваш сайт.
Отмечу ключевые для многих Ваши убедительные выводы с ясной аргументацией.
1. Прояснение ситуации с пророком Мухаммадом, которого Вы исповедуете как истинного Посланника Божьего. Соответственно проясняется и статус Корана как монотеистического Священного Писания.
Кстати, Ваш замечательный труд-исследование «Сияющий Коран» я бы охотно распространял бы среди рядовых верующих мусульман и даже среди иных имамов мечетей, - чтобы они глубже, объёмнее, тоньше понимали смыслы собственного Писания. И чтобы ислам не ассоциировался с сухим набором примитивных запретов «туда ходи, сюда не ходи», равно как не ассоциировался для кого-то с дикостью и мракобесием.
2. Вы вполне аргументировано сняли ложные (кажущиеся) противоречия между Торой, Евангелием и Кораном. Соответственно снимаются, если у кого они и были, сомнения об Источнике этих священных текстов. Это Слово Божье, и Источник у них один.
3. Очень важно и учение-уточнение о том, что совершенно не противостоят друг другу «законничество» (то есть строгое подчинение Богу в соблюдении Его заповедей) и любовь к ближнему.
Быть добрым, но не «добреньким» (!); милосердным к людям, но строгим к своим (прежде всего) и к социальным порокам; любить ближнего и по мере сил быть полезным окружающему миру, но не обожествляя никого и ничего, ибо нет божества кроме Бога Единственного. Понять всё это очень помогают Ваши труды, Дмитрий Владимирович.
4. Для людей, выросших в лоне библейской культуры, очень важен Ваш вывод о том, что понятия «сын Божий» и «Бог-Сын» НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ! Вроде бы это и так понятно, но чтобы это убедительно обосновать на текстах Библии, нужна ваша глубокая эрудиция, мудрость, знание и «чувствование» священного текста.
Кстати, Дмитрий Владимирович, а ведь термина «Бог-Сын» вообще нет в Библии! И в Коране его нет, разумеется.
Само это понятие – «Бог-Сын» - способно смутить любого размышляющего монотеиста. Это как же: есть Бог-Отец, а есть отличный от Него Бог-Сын (другая Личность, ещё одно Лицо Бога?!).
При этом Бог-Сын молится Богу-Отцу, утверждает его верховенство над собой (то есть Лица в Боге различны по иерархиям?), сообщает о своей зависимости от Отца (зависимый Бог?), противопоставляет своё «незнание Часа» всезнанию Бога-Отца, и многое другое.
И все эти тяжёлые размышления и смущения снимаются ясным осознанием, что нет никакого «Бога-Сына». И это не самоуспокоительная инъекция, не ещё одна ересь; это ясная истина в Писании – нет в его тексте такого понятия!
И сразу проясняется всё остальное – единство Бога, статус Христа, учение Корана о Христе-посланнике-Мессии (но не Боге), и ещё многое важное.
Что касается библейского понятия «сын Божий», «сыны Божии», то технически оно может обозначать людей вообще, ангелов, верующих праведников, в определённом единственном числе – Мессию. Но без угрожающего сползания к новоизобретённым понятиям типа «Бог-Сын», который якобы является самостоятельным субъектом (Личностью), отличным от Бога-Отца, но тоже истинным Богом (!).
И это только то, на что я уже обратил внимание, - при том, что продолжаю знакомиться с Вашими трудами
Да поможет Вам Господь во всех Ваших благих начинаниях.
Не думаете ли Вы о фундаментальном издании «Введение в Новый Завет»?
Не считаете ли, что акцентированное разъяснение о НЕтождественности понятий «сын Божий» и «Бог-Сын» требует отдельного Вашего труда-исследования (пусть небольшого объёма)? Равно как и напоминание о той простой истине, что весьма распространённое понятие «Бог-Сын» вообще отсутствует в Писании…
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Илья!
Спасибо за добрые отзывы и пожелания!
Но Соломон строго предупреждает:
Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. (Прит. 27, 14)
Ведь мы достаточно нагляделись на всевозможных политических «гениев всех времён и народов»… А научно-технические «гении», придумавшие, как истреблять людей миллионами?! И тут, впридачу, — «гений богословия»!.. Кем же тогда назвать истинного Богослова с большой буквы — любимого ученика?!..
И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день… (Ис. 2, 17)
У меня же только одно желание — познавать Истину и прославлять Создателя:
…Убойтесь Бога и воздайте Ему славу... (Откр. 14, 7)
Что же касается списка важных тем Писания, — он Вами точно и ясно составлен. О дальнейших своих работах могу сказать лишь одно:
… «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»… (Иак. 4, 15)
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович.
Я писал: "Утверждают, что массоретский текст есть "исправленный ", "улучшенный ", особенно в местах, связанных с мессианством. А септуагинта соответствует изначальному тексту – это подтвердилосъ, когда нашли кумранский текст и сравнили его с септуагинтой и массоретким текстом. Можно узнать Ваши коментарии по этому поводу, и какой текст Вы предпочитаете использовать в своих работах?" Вы ответили: "В Кумране найдены рукописи, отдельные места которых соответствуют и Масоретскому тексту, и Септуагинте (являясь её прототипом), и Самаритянскому Пятикнижию. Сейчас ряд исследователей склоняется к версии, по которой библиотека Кумрана состояла из книг разного происхождения, спрятанных во время Иудейской войны. Каждое расхождение, конечно, требует изучения. Однако ведь очевидно, что Масоретский текст сохранился на языке оригинала, а Септуагинта — перевод на язык, принадлежащий даже к другой семье. Если бы до Вас дошла рукопись, скажем, Шекспира, пусть даже с некоторыми пропусками или описками, – и одновременно перевод этой рукописи на китайский язык, — скажите: какой из этих текстов Вы сочли бы основным, а какой — «дополнительным»? "
Я извиняюсь за то, что не указал источника описанных мною утверждений. Источник: http://www.aosipov.ru, аудио-лекции, aпoлoгeтика 2007-2008 МДА, Иcтoки aпoлoгeтики аудио 00:52:00.
Получается, что был оригинальный текст А, с которого сделали перевод (скажем на китайский язык) Б , потом оригинал "исправили " и так получился текст В (масоретский). Поэтому "китайский " текст Б получается ближе к оригиналу А, чем масоретский В. ...И тут я очень нуждаюсь в Ваших пояснениях.
Спасибо Вам за книги, они теперъ на моем рабочем столе в Ирландии:) и - счастья Вам и удачи на Вашем пути к Богу! С уважением, Казимерас
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Казимерас!
Согласно масоретской традиции, в Торе каждая буква — на своём месте. Сосчитаны все буквы, слова, стихи… Можно ли подобное сказать о Септуагинте? А ведь важен каждый знак священного текста. Когда, как и зачем «исправили» масореты первоначальный текст? Кто бы осмелился произвести такую «правку»? Это могли бы сделать только неверующие. Не так ли? Утверждать, что каждая буква свята, и при этом — изменять слова и целые стихи?! Психологически — исключается…
Да поддержит Вас Бог Всемогущий!
Мир Вам! Перечитывая вопросы и ответы о Божественности Иисуса Христа, я задался размышлением и исследованием мест из Писания. Да, действительно, на мой взгляд Отцы Церкви составили Символ веры в защиту от разного рода ереси и разномыслия, в том числе развили идею о природе, сущности и божественности Христа. Да, Писание говорит, что Иисус есть человек, но Он же не имел земного отца. Как Вы говорите Святой Дух — это Бог, проявляющий Своё Присутствие в определённых обстоятельствах (см. Деян. 5, 3–4: «…солгать Духу Святому… для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал… Богу»). Поэтому Иисус был рожден от Бога, а не от Иосифа - мужа Марии, как вы отвечаете на вопросы некоторых читателей. Также сказано в Писании 1 Кор.15:45-49. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
Пожалуйста разрешите этот вопрос поподробней, как настоящий библеист.
С уважением, Иракли
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!
Если Иисус не сын Иосифа, то не имеет права на престол Давида, передающийся по мужской линии:
…Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу...
…Престол царства его на веки.
…Он будет Мне сыном… (II Цар. 7, 12–14)
Итак, Мессия — сын Бога по усыновлению и сын Давида по плоти, т. е. потомок по мужской линии:
…Родился от семени Давидова по плоти
И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни… (Римл. 1, 3–4)
По женской линии престол не передаётся, если есть мужское потомство:
…Если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его… (Числ. 27, 8)
Но у Давида в поколении родителей Иисуса был сын — прямой потомок — Иосиф (Матф. 1, 6–16). Следовательно, от него, а не от Марии только, и должен был родиться Мессия!
В I Кор. 15, 45 продолжается мысль стиха 44: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное…»:
Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. (I Кор. 15, 45)
Здесь описана духовная эволюция каждого человека — от состояния душевного («душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» — I Кор. 2, 14) до состояния духовного («духовный судит о всём» — там же, ст. 15).
I Кор. 15, 47: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господин с неба» (греческое «кю́риос», но не в смысле Всевышний, потому что «Бог — не человек и не сын человеческий» — Числ. 23, 19). «Господин с неба» — это дух Мессии, который существовал испокон веков (Иоанн. 8, 58) и получил земную жизнь от родителей —Иосифа и Марии (Лук. 2, 41 — «Каждый год родители его ходили в Иерусалим…»). В этой земной жизни он «страданиями навык к послушанию» (Евр. 5, 8), «достиг совершенства и стал для всех послушных ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 9).
Вот потому и говорится: «Будем носить и образ небесного» (I Кор. 15, 49) — будем достигать совершенства по образцу Мессии и идти ко спасению вечному.
Но Всевышний — совершенен изначально и не нуждается ни в совершенствовании, ни в том, чтобы «страданиями учиться послушанию»: ведь Он — превыше всего!
Итак, «Господин с неба» — дух (личность) Мессии — это посредник между Богом и человечеством (I Тим. 2, 5).
Мир вам! Расскажите пожалуйста о церковной преемственности, о которой учит Православная церковь. И хотелось бы услышать ваш взгляд на этот очень щепетильный вопрос в межденаминационных кругах.
Благослови Вас Бог!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!
Иисус указал на единственный признак, по которому можно узнать его истинных учеников:
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан. 13, 35)
А если так, то всякая неприязнь, тем более — ненависть, автоматически исключает «верующих» той или иной конфессии из числа учеников Иисуса! О какой тут «преемственности» тогда говорить?!.. От кого — преемственность ненавидящих, проклинающих, изгоняющих, убивающих (Иоан. 8, 44 — «вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца…»)?! Преемственность — только по духу:
…Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Римл. 8, 9)
А Дух Христов — это Дух любви:
…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Римл. 5, 5)
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Каково Ваше толкование 1 Кор 12.3: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым".
И в связи с этим, что Вы скажите о Христе?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!
Иисус — именно Господин (Кю́риос), а господин для служителя — непререкаемый авторитет. Он — образец для подражания (I Кор. 11, 1), Глава (т. е. наставник и руководитель — там же, ст. 3), Пастырь и Блюститель души (I Петр. 2, 25). Мы должны соблюдать его слово, которое он заповедал (I Петр. 2, 1–5), а это слово —
…Любите друг друга; как Я возлюбил вас... (Иоан. 13, 34)
Он же возлюбил нас любовью жертвенной, отдав за нас свою жизнь:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… (Иоан. 15, 13–14)
Мы соединены с ним великой любовью, если соблюдаем заповеди его:
Если заповеди мои соблюдёте, пребудете в любви моей, как я соблюл заповеди Отца моего и пребываю в Его любви. (Иоан. 15, 10).
Через него приходим к Отцу и пребываем в Нём:
…Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... (Иоан. 17, 21)
Поскольку же любовь изливается в сердце Духом Святым (Римл. 5, 5), то, получив свыше и приняв эту любовь, мы можем называть Иисуса — Господином.
просто хочу вам выразить свою признательность за ваш очень важный труд. И еще заметить, что несмотря на то, что я согласна не со всеми вашими интерпретациями, в целом меня потрясли ваши исследования и очень мне помогают на пути становления.
Наверное также как нельзя познать нашего Создателя до конца, так и нельзя быть абсолютно во всем правым. Но благодаря вашим трудам, я думаю, у многих приоткрылись сердца, и это здорово, что есть такие глубокие мыслители, как вы.
Да хранит вас Господь, а вы чистоту помыслов...
Доброго вам пребывания!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Свона!
Благодарю за добрый отзыв! Вполне разделяю Ваше мнение, что «согласие со всем» — скорее признак отсутствия собственного поиска, чем единомыслия с понравившимся автором.
Желаю Вам открытий и откровений в исследовании Писаний!
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! После прочтения у меня появилось два вопроса. 1. Многие задавались вопросом; зачем еще одна религия, которая не вносит ничего нового, основанная на мотивах Торы и Евангелия, даже наоборот, умаляет достоинство Христа, как сына Божия? Который на порядок возвысил Свое учение по сравнению с другими религиями, привнеся в его Благодать и возможность жить по духу. 2. Мы обходим пророчество Христа о мерзости и запустении, реченное через Даниила; стоящую на святом месте /где не должно/- читающий да разумеет, - Мат.24;15 и Мар13;14. Речь несомненно идет о построении на святом месте сначала молельного дома, потом мечети Аль-Аксы, а затем купола Скалы. Все это начало быть в середине 7 века от Р.Х. С чего и начинаются пророчества Даниила о 1290 и 1335 днях. Христос вполне определенно высказал свое пророчество о мерзости и запустении. Как мы должны воспринимать это пророчество в свете сегодняшних событий? Поэтому мое мнение о вашей книге неоднозначно. Хотя само появление Корана для арабов было шагом вперед и ваш труд прежде всего указывает на зависимость аятов от стихов Писания с чем нельзя не согласиться.
С уважением. Игорь
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Михайлович!
Никак не могу согласиться с тем, что якобы «мерзость запустения» относится к Куполу Скалы. В Дан. 9, 27 стоит древнееврейское «шикуци́м мэшомэ́м» — буквально «мерзости опустошителя». Это могут быть только идолы «шикуц» — «мерзость» — обычная «кличка» идола в Писании — ср. III Цар. 11, 5, 7; IV Цар. 23, 13; Ис. 66, 3 и др.). Притом эти идолы должны быть воздвигнуты на месте Храма именно опустошителем («мэшомэ́м»), т. е. полководцем, разрушившим Храм и город (или, шире, языческим царством, сделавшим это, т. е. Римом).
Но Купол Скалы, во-первых, не содержит идолов: идолослужение вообще строжайше запрещено исламом! Во-вторых, Купол Скалы воздвигнут не римлянами, разрушившими Храм, но мусульманами, и притом в память Святыни Соломона! Войдя в Иерусалим, мусульмане как раз расчистили территорию Храма, которую до этого византийские власти сделали свалкой нечистот. Купол Скалы был воздвигнут над Святым Святых («Эвен штия́») — «краеугольный камень» всей Земли) для защиты святыни во славу Бога, а совсем не для поругания…
Трактовка слова " различения " /Кр/2,53 могла бы изменить смысл аята. Если бы " различение " истолковывалось бы буквально. К примеру; в различии к Евангелию, которое не приняли арабы в 1 веке, по свойству своего характера и складу души, исходящих от родословия Измаила. Тогда многое бы сложилось, в том числе и Авторство учений.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Михайлович!
В Коран. 2, 53 «различение» означает «распознавание», «понимание», «способность разуметь Писание»: «Вот Мы даровали Моисею Писание и различение». «Различие» от Евангелия здесь не может подразумеваться. Тем более, что, обратите внимание, «различение» даровано не Мухаммаду, а Моисею (!).
Спасибо за ответ. Позвольте еще раз злоупотребить Вашим терпением: дело в том, что хотя Ваша позиция прояснилась, ее обоснование по-прежнему непонятно.
О Лк 3:23 ("Иисус, начиная...был лет 30"). Прежде чем переходить к мистическим толкованиям этой фразы, естественно предположить: евангелист рассчитывал, что читатель поймет из непосредственного контекста, при каком именно "начале" Иисусу было 30 лет. Каков же непосредственный контекст? Крещение у Иоанна, после чего через считанные недели началась публичная проповедь! А на литературном уровне - началось подробно повествование Луки о служении Иисуса. Почему не понять этот отрывок наиболее естественным образом?
При Вашем же толковании фраза о 30 годах, во-первых "провисает" вне контекста. Сейчас-то она хорошо вписана в контекст: евангелист сообщает, что Иисус вышел на проповедь, достигнув возраста зрелости (ср. Быт 41:46; Числ 4:3, 23; и особенно 2 Цар 5:4-5). Генеалогия также хорошо вписана в контекст, - через упоминания о богосыновстве Иисуса (Лк 3:22, 38) и о единстве его с человеческим родом (Лк 3:21, 38); попутно в связи с важной в соседних отрывках темой богосыновства, евангелист оговаривает, что Иисус не был физическим сыном Иосифа (Лк 3:23). Во-вторых, у Вас получается, что Лука дает хронологическую привязку, но не говорит, к чему! Вы же сами пишете, что не знаете, к чему она относится ("на фоне каких событий...остается открытым вопросом"). Тем самым, информация о 30 годах становится фактически ненужной, поскольку не сказано, к чему она привязана. В-третьих, у Вас выходит, что Лука не указывает возраст Иисуса при ключевых событиях, о которых сообщает, но указывает его возраст при неизвестном событии, о котором даже не упоминает. Зачем?! В-четвертых, если Вы правы, и Лука не имел в виду возраст Иисуса при крещении, то он крайне неудачно выразился, направив последующую многовековую экзегезу по неверному - до Вас - пути.
Есть и любопытные внеканонические источники. Скажем, в иудеохристианском Евангелии от эбионитов написано: "Был человек по имени Иисус. Было ему около 30 лет, когда он избрал нас". (Это не Священное Писание, но как минимум не хуже, чем делать далеко идущие выводы на основании слов собеседников Иисуса в Ин 8:58!)
О Квиринии. Да, о датировке Квириния спорят, но историки не предлагают в ходе "пространных сопоставлений и рассуждений", что Квириний мог править ок. 15 года до н.э. Собственно, спор ведется вокруг того, мог ли он править до 6 года н.э.! Вроде есть лазейка в районе 10 года до н.э. (и то под вопросом), но еще на пять лет раньше - ни в какие ворота, тем более что к этому времени придется относить и перепись. Слишком многое придется ломать, а для этого нужны серьезные основания.
Поэтому я и хотел бы снова попросить уточнить основания. Из приведенных фактов создается впечатление, что Вы сначала пришли к выводу про 50 лет и раннюю дату Рождества, а уже задним числом попытались истолковать Лк 3 так, чтобы не было противоречия с Вашей концепцией. (Ибо сложно представить, чтобы экзегет начал читать Лк 3:23 с предположения, что речь идет о начале духовного возрастания Иисуса!) Но на каком основании Вы так поступили? Ведь не может же быть, что на основании Ин 8:58! Это совершенно несерьезно. Должны быть какие-то более веские причины предпочесть стандартной в церковной и секулярной науке хронологии (ок. 7 до н.э. - ок. 30/33 н.э.) свою крайне необычную хронологию. Вот, собственно, желая понять, "есть ли еще что-то", я и отнимаю у Вас время своими расспросами...
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
В названных Вами случаях возраст обозначен в связи с чётким определением конкретного события: «Иосифу было тридцать лет… когда он предстал пред фараоном»; «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился». Об Иисусе же сказано, что «кай ауто́с эн Иэсу́с архо́менос осе́и э́тон триа́конта» — «и сам был Иисус начинающим около лет тридцати». Получается, что период «начинания» (т. е. подготовка ко всецелому служению Богу) длился у Иисуса три десятка лет. Но ведь «начинал» он в сознательном возрасте — следовательно, к моменту крещения Иоанном (т. е. перехода на высший уровень служения после «начального») ему должно было исполниться как минимум 43 года (13 — время «совершеннолетия», требуемое для начала служения, плюс 30). Лука указывает здесь на тот же, процесс, что упомянут в 2, 52 («проэ́коптен» — «развивался», «продвигался», «совершенствовался»). Об этом же свидетельствует Павел в Евр. 5, 8–9 («научился послушанию и сделался совершенным»).
Кстати, Лука ни в коем случае не «оговаривает», будто Иисус не был сыном Иосифа (при таком мнении рушится всё родословие Сына Давидова): выражение «хос эноми́дзето» — «как считалось» — относится к расхождению в родословиях самого Иосифа (Матф. 1, 15–16 и Лук. 3, 23–24 и далее), что объясняет Евсевий Кесарийский, исходя из правил левиратного брака.
В вашей книге "Введение в Ветхий Завет" вы пишите, что возможное происхождение древнееврейского слова "адам", от глагола "адамэ" - "(я) уподоблю". Не могли бы вы подсказать, где в тексте Ветхого Завета употребляется данный глагол "адамэ". Заранее благодарен за ответ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!
«Адамэ» — форма 1-го лица единственного числа глагола «дама» — «уподоблять». Форма «адамэ́» встречается в Плач. 2, 13: «Ма адамэ́ лах» — «чему уподоблю тебя» (в Синодальном переводе — «с чем сравнить тебя, дщерь Иерусалима?»).
Здраствуйте ! У меня вопрос на счет Откровенний Иоанна: Почему когда перечисляютса попечатание колена Израиля , нету колена Ефраима , а в место етого названо колено Иосифа ?
Спасибо
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!
В Откр. 7, 8 — «Иосиф» стоит вместо «Ефрема», поскольку Ефрем получил первородство (Быт. 48, 14–20) и как бы замещает отца — Иосифа. Манассия же упомянут отдельно (Откр. 7, 6).
И в Ветхом Завете имена Иосиф и Ефрем иногда взаимозаменяемы (см. Иез. 37, 16).
Здраствуйте! Хочу чтобы вы прокоментировали пророка Йехезкеля ету главу :И было слово Г-сподне ко мне сказано: (16) А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нем: "Йеуде и сынам Йисраэйля, объединившимся с ним". И возьми посох другой и напиши на нем: "Йосэйфа, посох Эфрайима и всех сынов Йисраэйля, объединившихся с ним". (17) И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей. (18) И когда скажут тебе сыны народа твоего, говоря: "Не скажешь ли нам, что это у тебя?" (19) Скажи им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру посох Йосэйфа, который в руке Эфрайима и колен Йисраэйля. объединившихся с ним; и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей. (20) И будут посохи, на которых напишешь ты, в руке твоей пред глазами их. (21) И скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру сынов Йисраэйля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. (22) И сделаю их народом единым в стране той, на горах Йисраэйля. И царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства. (23) И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и всякими преступлениями своими, и спасу (выведу) их из всех поселений их, где грешили они. И очищу их, и будут Мне народом, а Я буду им Б-гом. (24) И слуга Мой Давид – царь над ними, и пастырь один будет у всех них. И установлениям Моим будут следовать они, и законы Мои соблюдать и выполнять их. Как вы думаєте что ето за: посох Йосейфа в руке Ефраима?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!
В Северном царстве Израиля главенствовало колено Эфраима, а «посох» (скипетр) — знак царской власти. Таким образом, посох (в оригинале «эц» — «дерево», т. е. деревянный жезл, скипетр) Северного царства («Иосифа», в отличие от Южного — «Иуды») держит главное его колено — Эфраим. Поскольку же Десять колен (бывшего Северного царства) рассеяны среди народов, смешались с ними и забыли о своём происхождении (в отличии от Иуды), пророчество свидетельствует: они вспомнят, возвратятся ко Всевышнему и составят один народ с иудеями. Но это не всё: слово «эц» — «дерево» — имеет и буквальный смысл. Пророк берёт два «родословных древа» — Иуды и Иосифа — и они срастаются в одно (стих 17), т. е. родословия двух стволов объединяются в будущем.
Надписи на жезлах-«деревах»: сравните с расцветшим жезлом Аарона — Числ. 17.
Можно ли сказать, что суть христианства во фразе "Милосердие выше справедливости"? Мое понимание милосердия - Иоанн 8:7. Или все-таки закон выше?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!
Евангелие подтверждает заповеди Торы (Матф. 5, 17–18), в т. ч. — и о справедливом суде. Милосердие прекрасно там, где оно не ведёт к дальнейшим злодеяниям. Предпочтите милость и прощение наказанию насильника и убийцы — и представьте себе последствия этой «милости»! Древнеиндийский афоризм гласит: «Милосердие к преступнику — это жестокость к его жертвам»…
…Милость превозносится над судом. (Иак. 2, 13),
но и —
…К одним будьте милостивы, с рассмотрением;
А других страхом спасайте… (Иуд. 1, 22–23)
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Я хотела бы спросить об отрывке из главы "Ки теце" Втор. 24:1-4. Почему мужчине в ситуации, когда второй муж его бывшей жены умер или развелся с ней (то есть она стала свободной от обязательств перед своим вторым мужем), запрещено брать ее обратно? Почему она "лишилась чистоты" перед ним, но не перед, скажем, потенциальным третьим мужем?
Заранее спасибо.
С уважением, Анна.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анна!
В случае возвращения разведённой жены к первому мужу её связь с другим мужчиной могла бы рассматриваться как разновидность прелюбодеяния (временное «вторжение» третьего мира в отношения супругов) и давать прецедент для такового. К третьему же мужу это не относится.
Для спасения души достаточно соблюдать во Христе 10заповидей как учат христиане или нужно 613 как учит иудаизм.Вы как библеист обясните пожалоста на основание Писания.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михайл!
Спасаются люди «любовью истины» , т. е. истинной любовью (II Фес. 2, 10).
Не любящие противятся Духу Святому, который изливает в сердце любовь (Римл. 5, 5) и «подвизаются» напрасно (I Кор. 13, 1–3). Без любви все «подвиги», а не только «исполнение заповедей» (будь то 10, 613 или другого числа), не приносят никакой пользы, следовательно — и не спасают, ибо спасение — великая польза!
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… (I Иоан. 2, 10),
а Бог есть свет! Заповеди всего две: любить Бога и ближнего (Марк. 12, 31), остальное — разъяснения…
Как Вы это место Писания можете обяснить внем Иисус назвал Себя Богом учат христиане.Обратите на слова Иисуса где же девять прокаженых почему не возвратились воздать славу Богу здесь Иисус называется Богом обратите на стихи 17-18 Самарянин возвратился имено к Иисусу и воздал славу Иисусу как Богу разве не так как Вы это место Писания можите обяснить.Неужели и здесь не говорится о божествености Христа неужели нет ни одного места в Писаниях Ветхого и Нового Завета Вы как библеист проясните это пожалоста.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михайл!
Лук. 17, 15–16: исцелённый прославил Бога, даровавшего ему здоровье рукою Праведника. Точно так же Нааман, исцелившись, возвратился к Елисею и прославил Бога Израилева (IV Цар. 5, 15). Однако ведь это не значит, что он принял за Бога… Елисея?!
Однажды на вашем сайте я вышла на страницу, где выложены вопросы на библейские темы и ответы на них. Но это не Гостевая книга. Объясните, пожалуйста, как снова зайти на эту страницу.
От Редакции:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!
Вероятно, Вы имеете в виду комментарий Д. В. Щедровицкого «Закон и заповеди в Новом Завете», размещенный в подразделе «Статьи, выступления, комментарии» раздела «Теология и религиоведение».
Дмитрий Владимирович, всегда с интересом читаю Ваши маленькие проповеди-комментарии, которые Вы присылаете накануне субботы. Но вызывает некоторую досаду то, что не переведены на русский язык заголовки этих проповедей. Ведь заголовок - это некий символ того, что сказано под ним. Часто именно этот символ помогает лучше запоминать написанное.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!
Названия субботних (еженедельных) глав Торы — традиционные, и Вы в Интернете можете легко найти переводы этих названий.
В Изекиила 1 и 10 главы говорят о колеснице и духе что это все означает Вы как библеист можите ли это прокоментировать и обяснить очем здесь говорится.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Савл!
И не подумаю объяснять Иез. 1: это «тайна Колесницы», о которой уже в древности было запрещено распространяться.
Что-то Вы слишком «любознательны»…
Вы как библеист со своей точки духовности как понимаете Премудрость и Логос это лица Бога это личности божественой Иерархии они сотвореные или рожденые и чем они отличаются от Бога и от Его Сына Мессию Иисуса проясните пожалоста если можите все это.За рание выражаю Богу и Вам благодарность что Вы есть Тот кто в состояние отвечать на вопросы жителей планеты сей Земля.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Савл!
Премудрость, Слово, Разум — свойства и проявления Бога (Прит. 3, 19; Пс. 32, 6). Мессия — человек, потомок Давида, в котором, как в Храме и Скинии, обитает Бог (Евр. 9, 11; Иоанн. 2, 19).
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович,
при чтении вашей книги "Пятикнижие Моисеево" книга "Исход", 4 лекция "Исход из страны рабства", возник вопрос. Пасха как преодоление смерти. Вы толкуете слово "закваска", "которая кладется в тесто, в каком-то смысле «портит» его. А пресный хлеб — символ неиспорченности, чистоты.
И приводите такие слова из Нового Завета: "…Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. (Лук. 12, 1)". Но в Евангелие от Матфея 13:33 есть такие слова: "Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все..."
Здесь уже слово "закваска", похоже, имеет другой оттенок. Не могли бы Вы прокомментировать этот момент, чтобы лучше разобраться.
Огромное спасибо за Ваш бессценный труд!!!
С искренним уважением,
Алексеева Ольга.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга!
Конечно, в различных контекстах библейские образы имеют разный смысл.
Точно так же заквашенный хлеб отнюдь не запрещён и даже приносится иногда в Храм (Лев. 23, 17). И пресному, и квасному есть время и место — как при буквальном, так и при символическом «вкушении».
Современная жизнь.Кто то говорил: я видел Иисуса или во сне. Разве то правда? но Библия говоря:
1 Тим 6:16. Что вы думаете? вообще я сам глухой. Я иду к Иисусу!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!
Сны бывают как провидческие, так и ложные (сравните Быт. 28, 12–16 с Иер. 23, 25–28).
В I Тим. 6, 16 сказано, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может». Это относится к видению Самого Бога, по существу Его; но «видение подобия славы Господней» (Иез. 2, 1) пророки лицезрели (Исх. 24, 10–11; Ис. 6, 1; Иез. 1, 26–27 и др.)
Ви́дение же Иисуса — это ви́дение Сына Человеческого (Дан. 7, 13–14; Матф. 24, 30).