Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Но «Где найти Христиан?» 22.06.2015 Александр
 Уважаемый, Дмитрий Владимирович!
Вам был задан вопрос от Сергея (15.04.2015), которому начала открываться истина Христианства, которому вдруг блеснул луч света среди этих безводных источников, облаков и мглы, гонимых бурей, которым приготовлен мрак вечной тьмы. Он начал отличать детей заблуждения от Христиан, и, вместо того, чтобы поддержать этот росток истины, Вы даете ему такой совет, опять вернуться к находящимся во мраке, которые бегут от Света.
Разве напрасно Павел говорит: «какое общение праведности с беззаконием? что общего у света с тьмой?» (2 Кор. 6, 14-18). Или из-за срока давности эти слова потеряли силу?
Или не к нам относятся неоднократные предупреждения Господа, что многие придут под Его именем и многих прельстят? (Мф. 24, 5; Мк. 3, 8; Лк. 21, 8). Или мы забыли, что сам сатана принимает вид Ангела Света, а его служители принимают вид служителей правды? (2 Кор. 11, 14-15; Мф. 7, 15-16; 2 Пет. 2, 14-22)
Разве Апостолы не предупреждают нас, что нельзя верить всякому духу, или мы считаем, что обольстители исчезли, или мы считаем, что нужно верить всем, кто говорит: «Господи! Господи!»? Неужели не нас касается, что нужно испытывать духов? (Мф. 7, 15-23; 1 Ин. 4, 1)
Разве не о всех этих право-, лево-, прочеславных, а также протестующих различного разлива предупреждает Апостол Иуда, брат Господен по плоти? (Иуд. 1, 19)
Или мы не верим Господу, что количество Христиан уменьшается, их все меньше и меньше (Лк. 18, 8). Их и раньше было не густо. Тесны врата и узок путь... (Мф. 7, 13-14).
В Евангелии от Фомы Господь говорит, что изберет одного из тысячи и двух из десяти тысяч (Фом. 23). Как ты думаешь, кого Он имеет ввиду?
Хочется сказать Сергею: единомышленников ты можешь и не найти вблизи. Мало тех, кто ищет Истину, но только они составляют стадо Христово, а находиться с теми, кто во лжи и бежит от истины и лицемерить перед ними нельзя. Истина вызывает у них злобу и ненависть. А кто освящает оружие, ракеты «сатана»... Какое знамение!
Но надежду не теряй: «просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Лк. 11, 9).
В духовном, в поисках Истины не может быть компромиссов, следуй указанию Павла (Тит. 3, 10).
Скажу еще: Церковь Христову составляют Христиане, а не право-, лево-, прочеславные, баптисты и прочие протестующие.

С уважением, Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Вы привели ряд цитат, в которых, однако же, говорится о явных нечестивцах, а не о людях той или иной конфессии. Так, во II Кор. 6, 14–18 сказано о «неверных» (ст. 14), т. е. — неверующих; о служителях Велиала (ст. 15), т. е. сатанистах; об идолопоклонниках (ст. 16), т. е. — язычниках. В Иуд. 1, 18–19 говорится о «ругателях», т. е. хулителях Истины, и т. д.
В ваших словах вижу осуждение и неприятие различных течений и мнений в Христианстве. Чувствую и ревность, но… «не по рассуждению», и — «усилия поставить собственную праведность» (Рим. 10, 3). Одного только не нашёл я (хотя и искал!) в Вашем послании: того единственного признака, по которому узнаются ученики Иисуса. А признак этот, им самим указанный, — любовь друг ко другу (Иоанн. 13, 34–35). О ней у Вас — ни слова! Потому и не имею, пока что, оснований признать Вас — его учеником. Если же таковые основания есть, — приведите их!

Одесную и ошую 10.06.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, Сын сидит одесную 0тца, а кто – ошую? если верить "Успению Исайи", там место Гавриила, видимо он тот 3ащитник, которому доверена Церковь, пока Иисус на небе. Вы как считаете?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

«Одесную и ошую» — см. III Цар. 22, 19. Сын — возглавляет «десное воинство»: Откр. 12, 7–9 и 19, 11–16.

Эманация Бога 07.06.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, почему о Слове говорится как о Сыне, ведь предсуществующая Мудрость представлена как женщина? это разные эманации? и как правильнее воспринимать эманацию Бога – как ЕГО САМОГО в мире или атрибут?
и когда Иисус стал Христом, и сколько раз – Слово вселялось в него неоднократно?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Премудрость — Хохма́ — считается Матерью Слова, как мысль — «матерью» по отношению к речи. Иисус был Мессией с самого своего рождения (см. Лук. 2, 11), а полноту силы Духа получил при крещении Иоанновом (Лук. 3, 21–22). «Эманация» — это «истечение» той самой субстанции, которая эманирует, никак не другой…

Откр. 19:19-21 и 20:7-10 06.06.2015 Иван
 Здравствуйте, амилленаристы считают что в Откр. 19:19-21 и 20:7-10 одни и те же события, но с разных сторон (сатан наказан одновременно со зверем и лжепророком а не после), а вы как думаете?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Откр. 19, 11–21 и 20, 7–10 описывают войну Гога и Магога.
У Пророков нет указаний на два последних сражения, но — на одно: Иез. 38–39. После разгрома Гога — Господь открывается воочию, изливает Дух Свой на Израиль (39, 29) — и восстанавливается Храм (гл. 40 и далее). Из этого можно заключить, что и в Откровении дважды, в разных аспектах, описано одно последнее сражение.

Два Храма 27.05.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, Вы пишете, что описание Храма в Откровении — обобщённо-поэтическое, а у Иезекииля — подробно-реалистическое…
Как же так, если Иоанн прямо сказал, что НЕ ВИДЕЛ храма - видение о ГОРОДЕ, в отличие от Иезекииля, у которого четко разграничены ГОРОД и Храм! Храм у ИОАННА – это 0тец и Сын, не думаете же, что Бог стал тварным – строением! Притом Иисус сказал, что в Царстве грядущем не женятся, замуж не выходят, а в видении Иезекииля браки и деторождение определенно подразумеваются.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Храм Иезекииля будет возведён руками человеческими — и для этого сообщены все его планы, чертежи, измерения (Иез. 40, 4; 43, 10–12). В видении же Иоанна новый Иерусалим сходит «от Бога с неба приготовленный» (Откр. 21, 2), а не строится. И даже если это — «низводимый свыше» план построения земной жизни, то всё же – не рукотворное здание.
По всему видно, что Храм Иезекииля возводится в период, предшествующий нисхождению «нового Иерусалима»: это две разные эпохи.


Земля Пелиштим (Палестина) 21.05.2015 Иван
 Уваважаемы Дмитрий Владимирович, почему Бог отдал евреям и землю Пелиштим? Ведь ее жители не из сынов Кнана, которым было определено рабство у евреев.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Филистимляне не только самовольно заселили часть Святой Земли, которую Бог даровал потомству Патриархов, но и по своей инициативе нападали на израильтян и порабощали их. Действия последних против филистимлян были ответными, оборонительными.

Монотеизм и Буддизм 19.05.2015 Salim
 Здравствуйте глубоко уважаемый Дмитрий!

Я мусульманин, также глубоко почитаю Библию и изучаю. Благодаря вашим выступлениям расширяю свое познание!!!
Когда я принимаюсь что-либо изучать, стараюсь применять, можно сказать примерять на себе...

Я глубоко размышлял также о буддизме, так как он притянул меня в связи с балансом учения и проповеди о морали...
Просматривая разные литературы и видео о разной практиках буддизма, я наткнулся на практику, где пробуждают кундалини.

Определение из википедии:
Кундалини (कुण्डलिनी) (санскрит) означает «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи». В йоге, эзотерике — представление об энергии, сосредоточенной в основании позвоночника; существуют различные методы и практики, цель которых заключается в том, чтобы «пробудить змею», осуществив подъём энергии по позвоночнику.

Прежде чем задать вопрос, хочу написать свой опыт о кундалини.

(Чтобы было понятно читателям, так как я читаю задаваемые вопросы Д.В. Щедровицкому - вопрос серьезный "Я всегда применяю также метод психоанализа, и учитываю психосоматическое состояние, чтобы не отойти от здравомыслия и чтобы не быть недопонятым).

Выполнял практику пробуждения кундалини, впервые оно пробудилась в 3 часа ночью. Когда пробудился ото сна, сознание наблюдало, позволил энергии его движение: тело начало двигаться, руки начали выворачиваться как будто кошка исправляет и выпрямляет тело, шейные позвонки также каким-то образом выпрямлялись. Я впервые увидел такие движения.
Вторую ночь в 3 часа также пробудила эта энергия, сначала также выпрямились руки, далее шея, потом в сознании появилась сильная осознанность, появилось превосходство, не говоря уже о телесном ощущении. Как будто сознанием овладела какая-то энергия. Далее чаще появлялось в дневные часы, люди казались людишками, это энергия высоко поднимала, также влияло на мысли и деятельность, энергия претендовала на свою значимость... и таким образом в периоды спокойствия размышлял о пережитых опытах, они начали все чаще появляться... далее в одну ночь опять пришло это ощущение, пробудило меня, опять эта энергия показала свою силу, она была тоталитарна, превосходна... Я в другие разы не молился при ощущении этой энергии, но в этот раз помолился, она в тот же миг ушла...
Состояние фана и бакы (эзотерическое видение) отличается от этой энергии... Ахвал также совсем другое состояние сознания, в состоянии Ахвал вмешивается другое сознание, более высокое, и оно как родитель отвечает на любые вопросы - можно также в переживаниях пророков увидеть... И каждый раз, когда появлялось, то молился, то нет... и когда молился оно исчезало...

В исламе говорится о джихаде, большом, среднем, и малом. Большой джихад как говорится в исламе - это борьба со своим нафсом (с видами эгоизма), средний со своим шайтаном, и малый зашита от внешних угроз. Некоторые духовные ученые ислама говорят, что видели своего шайтана и т.д.
В психоанализе говорят энергия ид назидание (либидо) и разрушения (мортидо), в даосизме инь янь.... и т.д.
Но кундалини не относится к этим энергиям...

Прежде чем задать вопрос, ссылка на Библию:
Бытие 3:1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог....
Бытие 3:14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми, ТЫ БУДЕШЬ ХОДИТ ВО ЧРЕВЕ ТВОЕМ, И БУДЕШЬ ЕСТЬ ПРАХ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ.

Вопрос: Можно ли привести параллель между молитвой буддистов с ползанием и молитвой сатане: "Ты будешь ходит во чреве т.е. ползать..)?

Сатана духовное создание, он должен оспорить владычество Бога, также духовно (украсть самосознание верующего, или отвести от монотеизма, от начала...). У Буддистов есть специально отведенное учение, чтобы пробудить кундалини.

В начале написал о морали, мораль есть во всех учениях, и даже у тех по природе, кто не верит ничему... здесь оспаривается превосходство Аллаха тем, что нету Бога, а есть Будда, стань Буддой, стань Богом и т.д.

Буду очень рад услышать ваш ответ по поводу этого предположения.

С глубоким уважением,
Салим







Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим!

Человеку потенциально дано очень много различных возможностей — духовных и душевных, в т. ч. он обладает таинственными энергиями, «ключ» к которым до времени от него сокрыт. Опыты, направленные на овладение этими энергиями, если они проходят не под руководством опытного наставника (хранителя данной традиции) — очень опасны. Они не только возбуждают гордыню («люди казались людишками»), но и способны повредить физическое и другие тела человека — и даже свести с ума. Хорошо, что Вы вспомнили и помолились…
Да хранит Вас Бог от подобных «практик»!

Закон Моисея и Закон Божий 13.05.2015 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Услышал в проповеди некоторые утверждения, касающиеся закона, скажите правильные ли они.

1) Закон Моисея - это закон, исправляющий человеческие несовершенства и ограничивающий греховность.
2) Есть большая пропасть между Законом Моисея и Законом Божьим.
3) Бог живет не по закону Моисея, Он живет по другим законам.
4) Божий Закон не говорит о Его святости, Голгофа говорит о Его святости (в доказательство этого утверждения задается вопрос: разве может закон о чистой и нечистой пище говорить о Его святости, ведь Бог не ест мяса?).

Еще один вопрос: в Лев.19,2 говорится: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш. Как связать повеление «святы будьте» с утверждением «ибо свят Я». Говорят ли слова «ибо свят Я» о том, что Бог тоже соблюдает заповеди?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Проповедь странная.

1) Закон Божий дан для стяжания Жизни вечной, а не для «ограничения греховности», о чём сказал сам Иисус:

…Если…хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. (Матф. 19, 17)

2) Закон Моисеев и есть Закон Божий и никакой «пропасти» между двумя названиями одного и того же Закона — нет:

…Если будешь слушать гласа Господа… соблюдая заповеди Его… написанные в сей книге закона... (Втор. 30, 10)

Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. (Втор. 33, 4)

Моисей — посредник при передаче Закона Божия народу: Втор. 31, 24.

3) То, что Закон дан человеку, а не Богу, — само собой разумеется.

4) Божий Закон говорит о Его святости:

…Ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят… (Лев. 11, 44)

Закон о пище освящает человека, т. е. приближает его к жизни духовной, отдаляя от крайне плотской (I Кор. 2, 14–15; 3, 1); и этим — приближает к Духу Божьему.

5) Лев. 19, 2: соблюдение заповедей очищает дух человека, что и даёт ему возможность ощущать чисто духовного Бога («Бог есть Дух» — Иоанн. 4, 24) и служить Ему духом.


О покрытии головы 04.05.2015 Поп Михайло М.
 Здраствуйте! Скажите, нужно ли покрывать голову женщинам, ведь апостол пишет, что нужно. И почему он в Послании к Коринфянам пишет, что мужчина покрывающий голову - постыжает себя, ведь евреи всегда покрывают голову, да и многие другие христиане и мусульмане. Объясните.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Поп Михайло М.!

Покрывало символизирует завесу, сокрытость: «Покрывало лежит на сердце…» (II Кор. 3, 14).
«Глава мужу — Христос» (I Кор. 11, 3); в следующем (4 м) стихе сказано, что, если от мужа скрыта («покрыта») его «глава», т. е. Христос, — то такой муж «постыжает Христа» («свою голову»), молясь или пророчествуя.
«Глава» же жене — муж (там же, ст. 3), и если она думает, молясь, не о Боге, но о муже («с открытой головою») — то «постыжает голову свою», т. е. мужа, не научившего её, как должно молиться.


Внешний вид женщины 04.05.2015 Поп Михайло М.
 Здраствуйте! Как должна внешне выглядеть истинно верующая девушка и женщина? Подходят ли нормы Ислама по внешнему виду?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Поп Михайло М.!

Верующие женщины призваны являть «сокровенного сердца человека» (I Петр. 3, 1–6), т. е. жить духовной жизнью, «что драгоценно пред Богом». «Внешнее» же понимание как Писания, так и жизни — свойственно тем, кто «приняли дух мира сего» (см. I Кор. 2, 12–16).

Иисус=Михаил 01.05.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, как ангельское предсуществование Иисуса (например ессеи верили в мессию-архангела) согласуется с тем, что он ДАВИДОВ потомок? Получается хранитель евреев покинул их и после воскрешения Иисус вернулся в ангельскую форму Михаила.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Мессия «во плоти» — прямой потомок царя Давида — ясно предсказан: II Цар. 7, 12–16; Деян. 2, 29–32.
Закономерно приводится и родословное древо Иисуса, восходящее к Давиду (Матф. 1; Лук. 3). Другой вопрос — какой и чей дух воплотился, приняв облик Мессии из дома Давидова…

День воскресения Йешуа 29.04.2015 Ривка
 Здравствуйте. Прочитав ваши исследования, я все же не поняла на каком основании вы делаете вывод, что "Иешуа воскрес в субботу, а женщины ко гробу пришли в воскресенье"? В евангелиях говорится, что женщины пришли на рассвете первого дня недели или же в субботу первую, как ещё переводят. То есть как я понимаю, говорится об одном дне. Как же тогда задействуются два – и суббота и воскресенье? Буду благодарна за ответ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ривка!

В субботу завершать погребение женщины не могли, т. к. любая работа запрещена («в субботу остались в покое по заповеди» — Лук. 23, 56). С ароматами они пришли по прошествии субботы, на рассвете первого дня (Лук. 24, 1; Марк. 16, 1, 2). «Суббота первая» (греческий и церковнославянский текст) — это перевод еврейского «эха́д ба-шабба́т», т. е. «первый день недели». «Шаббат» — по традиции название не только священного Седьмого дня, но и недели в целом. Например, «шейни ба-шаббат» — это «второй день недели».


Римлянам 11:25-26 28.04.2015 Федор Манов
 Здравствуйте уважаемый Дмитрий Владимирович. Мне с определенного времени, не дает покоя указанное место Рим. 11:25-26. Особенно в плане "полное число язычников", и тут же "и так весь Израиль спасется". Традиционное комментарий о том, что Евангелие должно распространиться по всему миру, прежде чем Израиль будет спасен, скажем так, не совсем вписывается в канву этой главы (на мой взгляд). Напрашивается вывод, что здесь речь идет не только, а может быть и не столько о язычниках, как о будущем Израиля. Не могли бы Вы высказать по этому поводу свою мысль.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Фёдор!

Апостол Павел цитирует пророка Исайю:

И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия... (Ис. 59, 20)

Но в предыдущем стихе Исайи сказано:

И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца... (Ис. 59, 19)

Здесь явно имеются в виду языческие народы. Следовательно, и Исайя утверждает, что обращение язычников должно предшествовать «искуплению Сиона и сынов Иакова». Искупитель — это, конечно, Мессия. У Павла (Синодальный перевод) он назван Избавителем (Рим. 11, 26) — это два перевода одно и того же слова «гоэ́ль» (Исайя, 59, 20). «Геула́» — «избавление», «искупление» (ср. Лев. 25, 24–26, где «геула́» — «выкуп земли», а «гоэ́ль» — близкий родственник, выкупающий проданный удел собрата; см. также Быт. 48, 16, где «гоэ́ль» — это «Ангел, избавляющий… от всякого зла»).
Таким образом, в Рим. 11, 26 говорится о «геуле» — полном «искуплении», «выкупе» Израиля, т. е. о восстановлении его «царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6). Это — возвращение «удела Господа» (там же, ст. 5).
Но ведь священник нуждается в пастве (так же, как и паства — в пастыре). Следовательно, священнослужению Израиля должно предшествовать обращение народов…


Где найти христиан? 15.04.2015 Бунин Сергей
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович! Спасибо Вам за Ваше творчество. С большой радостью открыли (я и жена) для себя Ваши книги. Раньше мы были в православии. Затем, путем изучения Писания, пришли к выводу, что Христос – это Сын Божий, человек, Мессия из рода Давида, а не вторая ипостась Троицы. Я думаю, что нужно быть в обществе христиан, хотя бы ради детей. Но православные друзья от нас отвернулись, а мои знакомые баптисты верят в Троицу. Мы живем в небольшом селе и пока у нас нет единомышленников. Христос заповедал совершать хлебопреломление, но как его совершать, если мы не в общине?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Как Вы думаете — учение Евангелия умножает любовь к ближним или уменьшает, гасит её?! А ведь из Вашего описания скорее следует второе. Вот Вы разошлись с «бывшими» единоверцами, другие люди Вам не подходят… А как тогда понимать слова:

…Знание надмевает, а любовь назидает. (I Кор. 8, 1) – ?..

Вот, узнал я «побольше», «получше» — да и со всеми перессорился…
Разве этому учит Слово Божие? Не следует ли ещё сильнее полюбить тех верующих, в среде которых Вы были? И делиться с ними тем из Вашего нового понимания, что для них приемлемо, — не входя в споры, а избирая темы, приносящие всем радость и утешение? Только тогда Вы и «найдёте христиан» — и в самом себе, и в ближних, и в окружающих! А иначе… Где гарантия, что, узнав ещё что-то новое, Вы не отвернётесь и от недавно приобретённых единоверцев, этого нового не приемлющих?!..

Помощь 14.04.2015 Ирина из Омска
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Я узнала о Вас от своего знакомого. Сейчас меня очень тревожит судьба моего сына. Раньше он поступил в институт с хорошей успеваемостью и связался с молодым человеком, начал курить спайс и пошел воровать. В армию его не взяли, потому что поставили на учет. Потом он познакомился с девушкой, которая привела его в секту Хаббарда. Под влиянием этой секты он перестал наркоманить. Занимается движением "Молодежь против наркотиков". Очень этим гордится и вносит туда все свои денежные средства. Открыто показывает отношение отречения от семьи, от сестры и от матери. Сестра просила его помогать, но он, будучи обеспеченным, отказывается. У него есть дом, который он получил по наследству от отца. И у меня есть подозрение, что он намеревается дом или его цену отдать в эту секту. Даже по внешнему виду мне кажется, что он ведет себя неадекватно под влиянием этой секты. Меня беспокоит, что он отрекается от матери и не стремится к нормальной семейной жизни. Подскажите, что сделать, как повлиять, как убедить, чтобы он оставил секту сайентологов? Его зовут Максим.

Спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

Полагаю, что за Вашего сына надо непрестанно молиться, к чему Вас и призываю. Если возможно, уговорите его делиться с Вами своими воззрениями, причём постепенно «переведите стрелки» на чтение и изучение Евангелия. «Истинность» его убеждений тогда выявится сама собой. Но это зависит от Ваших с ним отношений. Повторяю: «если возможно»…

помогите научить жену вести быт

Грех 13.04.2015 Олег Ниолаевич
 Как вы прокомментируете смысловое значение слова грех, как в еврейском, так греческом переводе?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Олег Николаевич!

На иврите «грех» именуется по-разному: «аво́н» — «искажение», «хет» — «проступок», «ашма́» — «промах», «пэ́ша» — «мятеж» и др. Греческое — «аноми́а» — «беззаконие», «хамарти́а» — «ошибка», «заблуждение» и др. Всё это сводится к концепции, согласно которой грех — нарушение заповеди, воли Божьей («мятеж», «проступок»), а также искажение истинного пути («промах», «ошибка») и глупость («заблуждение»).

Псалтирь 12.04.2015 Поляков Вячеслав Олегович
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Не первый год изучаю книгу Псалтирь. Читал её на церковнословянском, древнегреческом, латинском. Вопросов множество. Очень много трудных для понимания этих текстов. Знаком с русскими комментаторами 19-го века. Но с ними – особый разговор. Когда же, наконец, появится современная грамотная книга о Псалтири? Что Вы думаете о переводах Селезнёва и Грилихиса? В Ваши планы не входит создать такую книгу?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав Олегович!

Псалтирь переводить — чрезвычайно ответственное дело. Ведь, помимо понимания «духа и буквы», надо чувствовать высокое поэтическое вдохновение! Ведь это — величайший шедевр мировой поэзии! Думаю, у каждого переводчика — свои удачи. Я же на столь возвышенное дело пока не решаюсь…

Биография 04.04.2015 Alan Person
 Добрый день, Дмитрий. Не могли бы Вы рассказать о себе, а именно: где Вы учились? А то, к сожалению, в википедии и на Вашем сайте нет никакой информации о Вашем пути в сфере образования. Насколько мне известно, Вы позиционируете себя как культуролог, часто опирающийся на филологический и исторический методы изучения священных текстов. И конечно, хотелось бы также получить ответ на аналогичный вопрос относительно Вашего знания языков.

Заранее спасибо.
Alan Person

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Alan Person!

Относительно своего образования предпочту ответить Вам стихами:

Больше я учился у деревьев,
Их молчанью придавал значенье,
Понимал и принимал — скорей их,
Чем людские поученья.

Эта школа — в жизнь мою длиною:
Выше мысли, в целый мир широ́ки —
Воздеванье их ветвей весною,
Прозелени первые уроки!

Мой учебник — не листы, а листья,
Только жаль, что ученик я слабый:
С кроной бы пора — измерить высь мне,
С корнем — бездну мне познать пора бы…

Неемия и Зоровавел 31.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, я слышал, что Неемия и Зоровавел – одно лицо. Есть ли тому внутрибиблейские подтверждения или опровержения? Спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Зоровавель и Неемия названы рядом в Ездр. 2, 2. Зоровавель — сын Салафиила (Шалтиэля) из дома Давида (Агг. 2, 2), «глава изгнания». Неемия — сын Ахали (Хахалии) – Неем. 1, 1, виночерпий царя Артаксеркса (Неем. 1, 11–2, 1).


Каким образом множество людей слушало Иисуса Христа 31.03.2015 Дербаремдикер Григорий Моисеевич
 Я бы хотел добавить к тому, что уже написано. Я был на том месте, где Иисус Христос давал Нагорную проповедь, там находится потрясающий природный Амфитеатр. Мы туда ездили с группой людей, которых готовили в пасторы общин в Израиле. Когда руководитель группы был наверху, мы были все внизу. Он брал бумагу и наверху рвал ее, и мы все это слышали. Тем более слышно, если говорить проповедь: там потрясающая природная акустика. Вот так все слушали проповедь Иисуса Христа.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Григорий Моисеевич!

Спасибо Вам за очень интересную и важную информацию по нашей теме, благодаря которой разрешаются все сомнения относительно «слышимости» Нагорной проповеди!

1 Посл. к Тимофею 31.03.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникли вопросы по 1 Посл. к Тим.
Вопрос 1. 1 Тим 3,16. Начало этого стиха у меня вопросов не вызывает. Здесь говорится о тайне обитания Духа Святого во плоти человека. Но вот дальше никак понять не могу. Что значит "оправдал себя в Духе"? и "показал себя Ангелам"? Идет ли здесь речь о небесных ангелах или о посланниках-апостолах?
Вопрос 2. 1 Тим.4,14. Здесь апостол говорит, чтобы Тимофей не нерадел о пребывающем в нем даровании. Что это за дарование? И почему сказано, это дарование дано Тимофею с возложением рук священства? Это получается, что священники, сыны Аарона в Храме возлагали на Тимофея руки? Или что-то иное здесь? Вопрос 3. 1 Тим.5,3. Здесь говорится о вдовицах. О том, что они должны почитаться. То есть, если я правильно понимаю, Церковь при определенных условиях брала их на свое содержание. А были ли у них какие-то обязанности?
Вопрос 4. 1 Тим. 5,6. Тут говорится "что сластолюбивая заживо умерла". Как понять этот стих?
С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

1. Заданный Вами вопрос относится к «великой благочестия тайне» (в том же стихе). Проясняется он каждым ищущим, по мере его «эусебейя» — «благочестия» — и держится в тайне, поскольку относится к познанию духовному, далеко не всем доступному — см I Кор. 2, 12–15.

2. Тимофей имел дар духовной проповеди (I Кор. 4, 17), относящийся к дарам Духа — см. I Кор. 12, 8: «слово мудрости», «слово знания»; а также дар веры — I Кор. 12, 9: «иному вера» — ср. II Тим. 1, 5. «Рук священства» — в Синодальном переводе, в греческом — «рук пресвитерства», т. е. пресвитеров Церкви, среди которых были и сам Павел (II Тим. 1, 6). Позже пресвитеры в Церкви стали именоваться священниками, что и отразилось в русском переводе.

3. Вдовица имела большое попечение:
а) о своей семье — I Тим. 5, ст. 4, 10;
б) о странниках — I Тим. 5, 10;
в) о святых — там же;
г) о бедствующих — там же;
д) о совершении добрых дел — там же;
е) о том, чтобы постоянно за всех молиться — I Тим. 5, 5.

3. «Сластолюбивая», т. е. живущая развратно, «заживо умерла», т. е. погибла духовно ещё во время своей земной жизни.

Заветы 29.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, по вашим словам всего 7 заветов евреев с Яхве – а как же заветы при Эзре, Иодае, Езекии – они у вас почему-то вне тех семи остались!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Семь Заветов охватывают историю авраамических религий. Каждый из них открывает новую её эпоху. Но есть ещё моменты «возобновления Завета», когда ничего принципиально нового не вводится, а народ «вспоминает» и раскаивается. К таким «возобновлениям» и относятся перечисленные Вами.

Вопросы по суре Корова 29.03.2015 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возникли вопросы по суре Корова.
Вопрос 1. В аятах 63-66 говорится, что Всевышний повелел народу Израильскому заколоть корову. И говорится, какая должна быть эта корова. Сначала я подумал, что это та сама рыжая корова, о которой говорится и в Торе. Но, потом я засомневался. Ведь дальше сказано, что частью этой заколотой коровы был воскрешен убитый человек (аяты 67-68). Но ведь в Торе о подобном ничего не сказано. Так это та корова или другая?
Вопрос 2. В аяте 67 сказано, что они убили душу и препирались о ней". То есть выходит, что это какие-то израильтяне убили кого-то из своего народа и не хотели признаваться в этом? И для того, чтобы убитый указал на своих убийц он был и воскрешен этой частью коровы? Или как-то здесь по-другому?
Вопрос 3. В аяте 96 упоминаются два ангела, Харут и Марут, которые обучали людей какому-то вредоносному знанию. Но я не могу понять. Ведь они же предупреждали людей "Мы искушение, не будь же неверным"! То есть они предупреждали людей верующих, а те все равно у них обучались. Ну, было бы понятно, если бы эти ангелы подошли к людям с каким-то лукавством, а тут предупреждали, а те все равно им внимали. Как это понять? И в этом же айате сказано, что они (эти люди) знали, что получая эти знания они лишаются доли в будующей жизни. И тут же сказано: "Плохо то, что они покупали за свои души,– если бы они знали!". Так не понятно знали они или не знали?
Вопрос 4. В аяте 100 говорится, что Всевышний может отменить какой-то стих или заставить его забыть..." О чем же здесь говорится? Ведь если о стихах Корана, то как же он может отмениться. Ведь это слово Всевышнего, и если оно дано, то навечно? Как тут понять?
С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

1–2. «Рыжая телица» была предназначена для искупления греха убийства, когда убийца неизвестен. По одному из преданий, после принесения этой жертвы убийца чудесным образом опознавался. Об этом как раз и рассказано образно в Коране.

3. Падшие ангелы, по преданию, должны предупреждать о вреде и погибели тех, кто за ними последует. Считается, что так происходит и доныне. Только люди призваны быть повнимательнее…

4. В Исламе существует целое учение об «отменённых аятах» Корана. Ведь некоторые повеления ниспосылались «ситуативно» — только в применении к определённым событиям. Этим они отличались от незыблемых заповедей Торы.

Психика Иисуса 29.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, в Иисусе две личности (центра самосознания) – от земных предков и та, что вселилась в него (Мудрость, Слово)? Поправьте, если ошибаюсь!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

«Дух Божий живёт в вас» (I Кор. 3, 16) — это относится ко всем по-настоящему верующим. В Мессии это обитание Духа совершается в полноте — см. Ис. 11, 1–5. Отчасти — общение с Духом свойственно всем пророкам (II Петр. 1, 21), в некоторой степени — и всем духовным людям (I Кор. 2, 12–15). Никакого отношения к «проблемам с психикой» это не имеет. Речь идёт о высших состояниях духа, несравненно превосходящих психические (душевные) процессы в человеке.



Саул во пророках 28.03.2015 Иван
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, в I Цар. 10 и 19 даны аналогичные версии происхождения вопроса о «Сауле во пророках» – первая относится к началу его правления, вторая ближе к концу, получается хронист толком не знал которая точная?
И как понять – с одной стороны сказано что
И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее(2Пар.17:6).
А с другой:
Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих(2Пар.20:33).
Так были отменены при Иосафате высоты или нет?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

1. В I Цар. 10 говорится о первом общении Саула с пророками — когда душа его была светла. В I Цар. 19 — о том, что и в затемнённом состоянии иногда у него наступало просветление, — встречи с пророками тут уже нет. Два разных события. В 19, 24 присловие, которое уже давно сопровождало Саула, вспоминается в связи с повторением ситуации, — временным просветлением его сознания.

2. II Пар. 17, 6 и 20, 33: Иосафат отменил, но… «не были отменены высоты»… Очевидно, его указ не везде выполнялся, и причина приведена:

...Народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу... (II Пар. 20, 33)

Вопрос по лекции 13 книги Исход 28.03.2015 Галина
 Цитата: Таково же влияние Духа Святого на дух человеческий, соединившийся с Ним: Дух Божий сохраняет, смягчает и лечит (Римл. 8, 16), см. "Введение в Ветхий Завет", с. 568-569). Вопрос: возможно имеется в виду Римл. 8, 26?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!

Спасибо за поправку: можно было бы сослаться и на эту цитату, но имеющаяся ссылка — правильная. В ней говорится именно о свидетельстве и соединении Духа — с духом.

«Грех», значение слова 27.03.2015 Олег Николаевич
 Как Вы обясните смысловое значение слова «грех» в еврейском и русском понимании.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Олег Николаевич!

Русское «грех» означает нарушение воли Божьей, заповеди; шире — нанесение вреда другим, нарушение устоев данного общества.
На иврите «хет» — «проступок», «упущение», «отступление»; «аво́н» — «искажение»; «авера́» — «преступление»; «пэ́ша» — «мятеж», «восстание». Есть ещё целый ряд библейских названий, — исследование «потянет» на целую книгу. В общем же, суть ясна: грех — это злодеяние, большое или малое.

Идоложертвенная пища 14.03.2015 Дмитрий
 Шалом! Дмитрий Владимирович, помогите разобраться в следующем вопросе. В книге Деяний 15:19 есть предупреждение об осквернении идолами. Что это значило тогда и имеет ли место быть в наше время? И как понимать апостола Павла в 1 Кор. 10, 27-33, где говорится, что не нужно исследовать пищу на идоложертвенное? Актуальна ли эта заповедь в наши дни и как ее правильно соблюдать? Заранее спасибо! С уважением, Дмитрий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Буквальный смысл идоложертвенного: пища, посвящённая языческим богам, или та, над которой произнесены их имена. Аллегорическое значение: «вкушение», т. е. восприятие с одобрением учений или их фрагментов, содержащих языческие идеи.
И то, и другое актуально и поныне.
I Кор. 10, 27: «неверный» — это не язычник, но тот, кто не верует в Евангелие. Пища в его доме — кошерная (разрешённая по Торе). Опять же, аллегорический смысл — в том, что сильный в вере способен воспринимать языческие идеи без вреда для себя; слабый же может поколебаться и пасть духовно — ср. I Кор. 8, 9-13.

Исайя 22: 22 07.03.2015 Левинец Григорий
 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.
Что это? Как ключ выглядел? У иудеев встречаются ключи дождя, ключи воскресения. Как это понимать? Благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Григорий!

В Ис. 22, 22 речь идёт о царедворце Елиакиме, который заступит на должность отвергнутого Севны (ст. 15-21). Придворный носит буквальные ключи – отворяет двери покоев; символический смысл ключа – управление городом и страной, разрешения («отворит») и запреты («запрёт»). О каких-либо чудесных способностях Елиакима не сказано.

Четыре Евангелия 06.03.2015 Наталья П.
 Дмитрий Владимирович, когда я перечитываю Евангелия Апостолов, возникает вопрос: почему так много отличий в описании событий? Отличий на мой взгляд значительных. Раньше я думала, что Евангелия дополняют друг друга. Но сегодня меня осенила одна догадка: это четыре параллельных мира. Конечно это всего лишь предположение моего женского сознания... и есть еще неканонические Евангелия, в которых изложены тайны учения, а не описание событий.
Но в нашем каноне все же четыре. Чего еще у нас четыре? Бытие 2:10 Из Эдема выходила река для орошения и потом разделилась на четыре реки. Иезекииль 1:4-28 (описание колесницы): четыре крылатых существа, у каждого четыре лица (человек, лев, телец и орел - так принято в православии изображать евангелистов). И каждое животное движется по направлению лица своего. Еще четыре праматери. Ну и еще много можно найти аналогий.
У Матфея разбойники, распятые со Христом, поносили его. А у Луки один из двух разбойников заступался за Иисуса и просил помянуть его. Что это? Покаяние и исправление.
Завеса в храме в одном случае разодралась сверху до низу, в другом – посередине. Ко гробу приходил разный состав женщин. Обратите внимание. И в двух Евангелиях Ангел у гроба один. А в двух других: два. И видят их разные люди. Мария Магдалина в Евангелии от Иоанна наклоняется и видит двух Ангелов, сидящих – одного у главы, а другого у ног. На что похоже? На Ангелов на крышке Ковчега. Но почему такое явление только в одном Евангелии?
И много-много всего разного... и вот можно проследить как в одном Евангелии что-то происходит, а в другом это исправляется. Покаяние и милость Бога! И в этих параллельных реальностях можно различить мосты между ними. И все сходится к одной точке: Голгофа и воскресение.
И вот вопрос: а в какой реальности мы? Или мы многомерны?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!

Ваша мысль, полагаю, интересна и плодотворна. Но различие в описании разбойников можно объяснить и по-другому. Покаявшийся разбойник заговорил позже, в ответ поносившему (Лук. 23, 29–40). У Матфея и Марка говорится только о первом разбойнике: «духовная история» второго не входит в план их повествований. Поскольку же голос поносившего был слышен стоявшим поодаль, а прозвучавший позже голос покаявшегося был тих и обращён только к распятым рядом с ним, — возникало сперва впечатление, что «распятые (множ. число!) поносят» (Марк. 15, 32).
Всё это побуждает нас не относиться поверхностно к любой наблюдаемой нами духовной ситуации, но — «вслушиваться», и тогда откроется её глубина…


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |