В псалме 75, стих 7 псалмопевец сообщает, что от прещения (окрика) Божьего "вздремали (заснули) и колесница и конь". Под колесницей я полагаю имеется в виду не сама конструкция, а возница (управляющий), но как они умудрились заснуть от окрика Божьего для меня непонятно. Как же так надо крикнуть, чтобы окружающие задремали от этого окрика? Какой-то убаюкивающий окрик получается, что ли? Дмитрий Владимирович, может есть какое-то духовное толкование этому стиху или это неточности переводов Тегилима и Псалтыря?
Когда от прещения Божьего гибнут (Пс.79:17) или бегут (Пс. 103:7) это понятно, а вот чтобы вздремать?! Каждый раз "претыкаюсь" на этом месте при ежедневном чтении этого псалма, после чего всякая чушь в голову лезет по этой теме. Помогите от чуши избавиться - пролейте луч света на это тёмное для меня место.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений Владимирович!
Пс. 75, 7 — Cинодальный перевод буквален, но по смыслу не точен. «Ми-гаара́тха… нирда́м» — это «от угрозы твоей… лишился чувств», или «упал в обморок». Потому что глагол «рада́м» — «крепко засыпать» — имеет ещё и значения «впадать в беспамятство», «терять сознание».
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Метод, описанный в книге "Нефеш-терапия", помог мне в этом году за трое суток вылечиться от болезни, с которой я в прошлом году промучился три недели! Это чудо, ей-Богу! =)
Данил
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Данил!
Очень рад, что Вы получили свыше помощь. Желаю крепкой веры и доброго здоровья.
Уважаемый Дмитрий Владимирович! Обращаюсь к Вам с вопросом, т.к. очень ценю Ваше мнение как знатока Слова Божия. Знакомы ли Вы с проповедями Гарольда Кемпинга(Семейное радио), где он очень уверенно и убедительно говорит о том, что Судный День наступит 21 мая 2011г., а через 153 дня (21 октября)-конец Света? Основывает свои доводы, в том числе, на ст.1-5 1-го Послания Фессалоникийцам 5 гл. (Если Вы не знакомы с проповедями Г.К., то ознакомиться с ними можно здесь http://www.familyradio.ru/ Дай Вам Бог здоровья и успехов в Вашем труде! С уважением, Александр.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр Тимофеевич!
Лжепророков хватало в любое время — Матф. 7, 15. Прежде чем мы поверим какому-либо пророчеству, мы должны по предыдущим исполнившимся предсказаниям данного человека увериться, что он истинный пророк — Втор. 18, 20–22. О времени же Второго пришествия названный Вами «предсказатель» откуда-то знает больше, чем сам Сын Божий — см. Матф. 24, 36.
Здравствуйте.
Читая отрывок из недельной главы Ки-Тецей, вызвал вопрос вот этот отрывок:
"(13) Если кто возьмет жену и войдет к ней, и возненавидит ее, (14) И возведет на нее умышленные нарекания, и пустит о ней худую молву, и скажет: "жену сию взял я и вошел к ней, и не нашел у нее девства", (15) То пусть возьмет отец отроковицы и мать ее и вынесут (признаки) девства отроковицы к старейшинам города, к вратам; (16) И скажет отец отроковицы старейшинам: дочь мою отдал я человеку этому в жену, и он возненавидел ее, (17) И вот, он возводит умышленные нарекания, говоря: "не нашел я у дочери твоей девства; но вот признаки девства дочери моей". И расстелют одежду пред старейшинами города. (18) Тогда пусть возьмут старейшины того города человека этого и накажут его, (19) И наложат на него взыскание в сто сребреников, и отдадут (их) отцу отроковицы, за то что тот распустил худую молву о девице Исраэйльской; а ему да будет она женою: не может он развестись с нею во все дни его".
Если мужу стала она ненавистна, то зачем же она должна быть во все дни его его ему женой? Можно предположить, что она будет нелюбимой женой, женщине и так плохо, если он возвел на нее "навет", так еще и быть всю жизнь у него ненавистной ему. Не лучше ли ее отпустить, эту и так "несчастную" женщину? Можно ли как-то объяснить это повеление Господа?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия Николаевна!
В древности отношения между супругами были иными, чем в наше время. Муж обязан был кормить и одевать жену (Исх. 21, 10), поэтому она была материально зависима от супруга. Зависимость эта простиралась и на область душевно-духовную, в т. ч. даже на некоторые проявления отношений женщины с Богом (например, на её обеты — Числ. 30, 7–17). Замужняя женщина пользовалась в обществе совсем другим положением, нежели незамужняя: её гораздо больше уважали, к её словам прислушивались.
Именно поэтому муж, глубоко оскорбивший жену своим наветом (Втор. 22, 13–19), обязан был возместить нанесённый её чести ущерб не только материально — заплатив отцу её сто сиклей серебра и содержа её саму всю оставшуюся, но и морально — оставшись её супругом до конца дней.
Д. Щ.
Вопрос 1. 1Кор. 15:50 "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." Воскрешение Иисуса произошло во плоти Лука 24:3 "И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса". Воскресшие во плоти после смерти плотской не являются наследниками Царства Божия?
Вопрос 2. Если распятие Иисуса 14 Нисана выпадало на среду, как соотнести события, произошедшие 18 Нисана (в воскресенье) Лука 24:21 "... но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло." Первый день-среда, второй день-четверг, третий день-пятница, но никак ни воскресенье, когда состоялся этот диалог Лука 24:1 и там же 24:13. Получается, что распятие было 14 Нисана, что выпадало на пятницу, а Песах и Суббота совпали и поэтому день тот был "Великим". Тогда и Закон соблюдается полностью Исх. 34:25 "Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра." В пятницу распяли, а воскрес в Субботу, не переночевав при этом. Относительно трех дней- в Библии нигде не написано, что Христос провел три дня и три ночи в гробу. Но возможно, имелось ввиду два дня предшествующих событий: Мф.17:22-23. и Воскресение в третий день...
Вопрос 3. Можно ли придти к Вам на Субботнее собрание, чтобы вместе послужить Господу в «Духе и истине» и присоединиться к церкви верующих в Христа и исполняющим Закон?
Заранее благодарна за ответ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!
Ответ на первый Ваш вопрос содержится далее, в том же тексте — I Кор. 15, 51–55. «Изменение» (преображение) как раз и позволит «плоти и крови» (т. е. людям — Еф. 6, 12; Евр. 2, 14), которые раньше не могли наследовать Царствие Божие, — теперь войти в него.
Второй вопрос: «В Библии нигде не написано…» А Евангелие от Матфея к Библии относится? —
…Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Матф. 12, 40)
Относительно Лук. 24, 21 — греческое «три́тен та́утен эме́ран а́гэй» можно понять так: «[от] третьего этого дня ведёт [дальше]»… Похороны — перед наступлением четверга: наступала Пасха, солнце заходило, и погребение не довершили (Марк. 16, 1). Первый день — четверг, второй — пятница, третий — суббота; первый день недели («воскресенье») — «[от] третьего этого дня ведёт [дальше]…» Почему «третий день» назван «этим»? — Здесь скрытая ссылка на мессианское пророчество Ос. 6, 2:
«…Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас…» (Ос. 6, 2)
Ожидали воскресения Мессии на третий день, но «этот» третий день уже прошёл — длился четвёртый…
…Вы верно вспомнили, что «поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине» (Иоан. 4, 24).
Д. Щ.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
С помощью книги "Нефеш-терапия" мне удалось быстро вылечиться от болезни.
Слава Богу за исцеление и спасибо большое Вам за то, что Вы указали верный путь к нему!
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Читая вопросы, присланные в гостевую книгу и ваши ответы на них, увидела ответ про кожаные одежды, которые Адам и Ева получили при изгнании из Эдема, т.е. плоть, физическое тело, которое мы сейчас имеем. Это я ранее читала у других авторов, но вопросов никогда не возникало, а вот на днях прочитала на вашем сайте и тут же возник вопрос:
если Адам и Ева в Эдеме имели тело не физическое (материальное), то как надо понимать повеление Бога о том, чтобы возделывать сад Эдемский? Что это значит? Также появляются вопросы о том, как люди должны были плодиться и размножаться? животные, видимо тоже были без "кожаных одежд"? Видимо надо все понимать не буквально?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!
Всё в Писании изложено притчеобразно.
«Возделывать и хранить» порученное человек призван был и в Эдеме, и после изгнания из него (ср. Быт. 2, 15 и 3, 23), однако речь идёт не о буквальном земледелии: иначе Авель, занимаясь скотоводством, не оказался бы угоден Создателю (Быт. 4, 2, 4).
О «плодитесь и размножайтесь» по отношению к духовному миру, а также о жизни животных до появления смерти (а следовательно, и хищности, и взаимного поедания — Быт. 1, 31; 2, 17) мы можем судить только по намёкам, содержащимся у пророков (например, Ис. 11, 6–9).
Д. Щ.
Приветствую Вас, Дмитрий Владимирович! Как Вы думаете, чем можно объяснить несоответствие некоторых мест в Писании. Например, каким по счету родился Давид (то, что он был меньшим из сыновей Иессея это ясно)? Ведь в Библии многие цифры имеют символический смысл. Вот и становится интересно сравнить два места Писания: 1Царств 16:10-11 и 1Пар 2:12-15.
Интересно, что в 1Цар. 17:12-14 получается, что Давид – восьмой. Тогда кого из сыновей и почему не вписали в 1Пар 2:13-15? Чем обусловлено это несоответствие количества сыновей? Благодарю за ответ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!
Привожу перевод традиционного комментария «Мецудат Давид» («Крепость Давида») к I Пар. 2, 15: «Давид — седьмой. И не упомянут восьмой, именно — Элигу, которого поставил Давид управителем Иудеи. И сказано верно, потому что Элигу был от другой жены, а Царуйя и Авигаиль были сёстрами по отношению к тем семи братьям только по матери, но не по отцу. И если бы был упомянут с ними Элигу, то нельзя было бы сказать: “И сёстры их Царуйя и Авигаиль” (см. ст. 16), ведь для Элигу они не были сёстрами ни по отцу, ни по матери».
Если невеста Агнца - это Церковь Христа, то кто такие гости на брачном пире?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!
О «гостях на брачном пире»: Вы, наверно, имеете в виду Откр. 19, 9 —
…Блаженны званые на брачную вечерю Агнца... (Откр. 19, 9)
Но ведь образ «жены Агнца» (там же, ст. 7), «невесты» (21, 2) — имеет собирательный смысл. Жена облечена в «виссон», который есть «праведность святых» (19, 8), и Бог будет «обитать с человеками» (21, 3), которые и составят совокупно «жену» и «невесту» — «тело Христово» (I Кор. 12, 12–14). Таким образом, «званные на брачную вечерю» вместе и образуют «невесту». Ни о каких других «гостях» здесь не сказано.
Мир вам. Что означает ходатайство Святого Духа "Воздыханиями неизреченными"?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс. К.!
О «воздыханиях неизречённых» (Римл. 8, 26): во время духовной молитвы (Иуд. 1, 20; Еф. 6, 18) молится не только дух человека («дух мой молится» — I Koр. 14, 14–15), но и Сам Дух Божий ходатайствует за молящегося. Сказано:
…Дух Отца вашего будет говорить в вас. (Матф. 10, 20)
Однако говорит Дух Отца, посылая пророчество. При молитве же на [незнакомых] языках — молится дух человека, руководимый и направляемый Духом Господним —
…Кто говорит на незнакомом языке… говорит… Богу… он тайны говорит духом… (I Кор. 14, 2)
А Дух Отца в это время неслышно («неизреченно», т. е. не словами) заступается («ходатайствует») за молящегося.
Всё это относится только к тем, кто понимает слова:
…Все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом. (I Кор. 12, 13)
Понятно, что Пятикнижие содержит все 613 заповедей. Но существует ли текст, который содержит только перечень этих заповедей (возможно, с краткими комментариями)? Где можно приобрести или по крайней мере посмотреть этот текст? Возможно он есть на Вашем сайте, а я плохой пользователь и не могу найти его.
Татьяна
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
Заповеди записаны в Библии в таком порядке и контексте, какой предусмотрен Самим Богом. Но существуют разные перечни их, притом в различном изложении. Для примера, на русском языке: «Краткая книга заповедей» (составил Хафец Хаим), Иерусалим, изд-во «Лев Самеах», 2000 год.
Если человек неоднократно возвращается на Землю для того, чтобы путем страданий очиститься от грехов и достигнуть Света, то в чем тогда смысл голгофской жертвы, которая, как известно, совершилась для спасения людей от грехов их?
Татьяна
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!
Смысл Голгофской жертвы:
…Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. (Иоан. 12, 32)
Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (I Тим. 2, 4) — а кто противостанет желанию Всемогущего?!
Поэтому и человек Христос Иисус «предал Себя для искупления всех» (там же, ст. 5–6), выполняя волю Отца. А поскольку не все готовы и согласны принять спасение, то о Мессии (Христе) и предсказано:
…Внезапно придет в храм Свой… Ангел завета... Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, И сядет переплавлять… и очистит… и переплавит их… чтобы приносили жертву Господу в правде. (Мал. 3, 1–3)
«Сядет» — где? Одесную Отца — Пс. 109, 1; I Кор. 15, 25–27. А что такое «переплавка»? — Очищение душ в процессе их перевоплощения! — См. Ис. 1, 24–26.
Вот какова связь между Голгофой и переселением душ!
Дмитрий Владимирович, у меня к вам вопрос относительно тела и плоти. Исследуя Писания нахожу, что понятия плоти и тела это как бы разные совершенно субстанции. Более того, обратившись к подстрочным переводам, нашел, что эти понятия имеют совершенно разные слова в греческом языке:
1. сАркс - плоть, труп, мясо, греховная природа человека
2. сОмА - тело, труп
Тогда как большинством людей под плотью понимается именно тело как организм.
К примеру слово сОма встречается в таких местах:
Иакова 2:16 А кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела (соматос): что пользы?
Жена не властна над своим телом (соматос), но муж; равно и муж не властен над своим телом (соматос), но жена.
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле (сомАтос), не смел произнести укоризненного суда,
но сказал: "да запретит тебе Господь ".
Слово же саркс встречается весьма много у Павла в его посланиях, когда он рассуждает о грехе. И представляется, что под плотью он имеет в виду как раз греховную природу человека, его склонность к неправде.
Но есть некоторые места, которы понять весьма трудно, если придерживаться того, что сома - это тело, организм человека, а саркс - это плоть, греховная природа человека.
Вот, например:
Рим 12 Итак, братия, мы не должники плоти (сарки), чтобы жить по плоти (сарка);
13 ибо если живете по плоти (сарка), то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские (СОМАТОС!!!), то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Или:
Рим 9:1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти(САРКА!!!),
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти(САРКА!!!), сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Как это понять? Поясните, пожалуйста, как это, что мы не должники ПЛОТИ, чтобы жить по ПЛОТИ, но духом должны умервщлять дела ПЛОТИ (ТЕЛА)?
Как это понять, что братья Павла по ПЛОТИ, и уж тем более Христос по ПЛОТИ?
Как понять значения этих слов с точки зрения грамматики, этимологии греческого языка?
Как понять эти понятия с точки зрения богословия Нового завета?
Дайте свое определиени понятия "плоть", как вы видите его из НЗ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!
В тексте Писаний слова «саркс» и «сома» являются переводом древнееврейского «баса́р» — «плоть» и «не́феш» — «душа», «одушевленное тело»; это словоупотребление восходит к Септуагинте. При этом евангелисты и апостолы не «математически последовательны» в использовании того или иного термина, но употребляют слова, исходя из духовного контекста своей вести. Так, у Павла под «саркс» чаще всего подразумевается «не́феш» как символ эгоистического начала, человеческой самости, выражающейся в желаниях телесных. В этом смысле мы — «не должники плоти» и должны «умерщвлять дела плоти».
Так что значение названных слов выясняется всякий раз только из контекста. Ведь новозаветные авторы мыслили категориями Ветхого Завета, а не в «классическо-греческом» духе (родными языками некоторых были иврит и арамейский, других — «гебраизированный» греческий, койне).
В любом случае, передать-то они старались понятия библейские, а не категории греческой философии…
Д. Щ.
Таких как вы среди христиан мало. Вы соблюдаете 7 заповедей Ноаха и проповедуете их другим. Велика ваша доля в Грядущем Мире! Продолжайте идти дальше по этому пути, не отвлекайтесь на протестующих.
Недавно в свет вышло второе издание одной книги, которой я спаслась. Я даю вам ссылку:
http://rapidshare.com/files/401489457/Joshka.rar.html
Или здесь:
http://israel600000.narod.ru/
Во второй части книги написано многое о Бней-Ноах. Первая часть книги вас шокирует, но клянусь, я делаю это из добрых побуждений и любви к вам.
Всех Б-жьих благословений и крепкого здоровья вам.
Ноахитка Елена.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!
Неужели Вы думаете, что без ходатайства Праведника (Ис. 53, 4–8, 10–12), своими усилиями и «заслугами», человек может получить прощение и спасение?!
Семь заповедей для сынов Ноя соответствуют 613 — для израильтян. Те и другие составляют Закон.
Не отвергаю благодати [милости — «хесед»] Божией; а если законом оправдание, то Христос [Мессия] напрасно умер. (Гал. 2, 21)
Если позволите, можно продолжить с вами размышления по вопросу воскресения.
Вы пишите -
Физических тел нет ни у ангелов, ни у «духов праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 23), которые обитают во «граде Бога живого» вместе с «тьмами ангелов» (там же, ст. 22). -
Абсолютно с вами согласен - тех же физических тел, которые есть в земной жизни у людей, на небе нет. Основание?
1Кор15:50 - "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь НЕ МОГУТ наследовать Царствия Божия", - видите, здесь не просто сказано, что плоть и кровь не наследуют Царствия, но даже и НЕ МОГУТ та же самая плоть и кровь наследовать Царствия.
Еще один момент - не могут наследовать именно Царствия. Не простое возвращение к Богу, как вы цитируете Еккл 12,7, а именно наследие Царства.
Вы пишите -
он (дух человека) после смерти физического тела возвращается к Богу с такими же свойствами, какими обладал до воплощения — Еккл. 12, 7 -
свойства на отсутствие смерти - это единственное свойство, которое у духа остается по возвращении его к Богу, т.к. он уже не сможет умереть и быть стертым без следа, как физический прах, ибо он (дух) вместе с душой, живя в физическом теле, насобирали немалое количество дел - здесь будет идти речь только о верующих, ибо участь неверующих не обсуждается.
Если, будучи верующим, человек посредством своего внутреннего человека, продолжает творить похоти плоти, то ему не суждено наследовать Царства - Евр 6,4-8.
Как вы думаете, раз дух после отшествия из физического тела, не может умереть, то это лишит его чувств мучений, какие испытывает человек, попавший в огонь?
После суда (а зверь и лжепророк еще до суда - Откр 19,20) духам обольстителям будет дана возможность почувствовать те же мучения, какие испытывает человек, попавший живьем в огонь? - Откр 20,10-15.
Это не будут мучения подобные терзаниям души человека, если он сделал какой-то проступок и терзается на земле, не находя покоя.
Это будут натуральные мучения не простых терзаний и угрызений совести, ибо совести и терзаний у духов обольстительных нет, они делают через людей зло с ненасытимостью. Об этом пишет 3 Книга Ездры, 7 глава с 36 по 105 стихи в издании Брюсселя 1989г - например - 36-38 стихи: "И откроется озеро мучения, а против него место покоя, видна будет печь геенны, а против нея рай сладости. И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: "посмотрите и поймите, Кого вы отвергли, Кому вы не служили и Чьи заповеди вы презрели. Взгляните прямо перед собой и напротив, там сладость и покой, а тут огонь и мучения"". И т.д.
Поэтому после второго воскресения будет уже изменение и у духа с душой, которые будут отличаться от свойств, которые они имели до воплощения на земле - ибо до воплощения они ничего еще не совершили, а после смерти физического тела будут изменения, о которых говорит нам 3 Книга Ездры.
Вы верно утверждаете согласно вашим знаниям и понимания оригинала, что -
После отшествия с земли дух даёт отчёт обо всём, что делал, живя во плоти — II Кор. 5, 10. -
с маленькой поправкой - только дух?Есть особое место пребывания души в отличие от духа человеческого?
Думаю, вы согласитесь, что дух и душа составляют одного внутреннего человека, ибо даже Слово Божее Евр 4:12 - "проникает ДО разделения души и духа" - при этом не разделяя их между собой, ибо они один без другого не могут существовать.
Поэтому человек, живя в физическом теле на земле, собирает себе нетленное богатство на небесах (Мф. 6,20-21, 1Петр1,7) посредством добрых дел, которые он делает, пребывая во Христе, и это богатство добрых дел его души и духа идет вслед за ним, свидетельствуя за него, эти дела идут вслед за ним - Откр. 14,13.
Вы пишите -
«Устранённый от Господа» на время жизни земной, дух затем выходит из тела и вновь предстаёт пред Господом; духи же праведников «водворяются», т. е. поселяются, у Него (там же, ст. 6–9).
Но ведь это отнюдь не значит, что духи нечестивых людей (опять же, речь идет про верующих, которые продолжали творить похоти плоти, поэтому их дух перестает быть праведным) предстает перед Господом и с Ним же опять живет - у них особое уже место пребывания, о чем я и писал выше. Это все происходит по смерти тела, каждый человек по своей смерти пребывает в определенном месте - или в раю, или в аду, но это тоже временное их место пребывания, ибо после первого воскресения рай переходит в Царство, ад переходит в геенну огненную (1Кор15,24 - Христос после Царствования предает Отцу не Церковь, не рай, а Царство. Также см. Откр 20,14).
Вы пишите, что речь идет в основном про духовное воскресение -
Текст I Кор. 15, 21–23 говорит не о физических смерти и воскресении, но о духовных. Адам умер «в тот же день», когда вкусил «плод познания», т. е. — «умер» для общения с Богом. Во Христе же восстанавливается это общение — и человек духовно оживает.
Смотрите, вы привели в пример прекрасное место из Писания по поводу смерти Адама в тот же день.Это значит, что Адам на тот день был сотворен из души, духа и тела. Верно?
Но при этом написано, что умер в тот же день, этим самым вы основываете свое предположение, что духовное общение человека с Богом ушло - а как же после этого общались все праведники? Авель, Авраам и т.д.?
Здесь Моисей, который привел нам эти места из Бытия, показал явственно, что человек перестал был нетленным, пребывая в теле, какое имеем мы! Об этом говорит и Соломон - Прем Сол 2,23-24 - Бог создал человека для нетления (видите, человека, а не только его дух или душу) и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (к уделу человека).
Сколько человек прожил в раю в нетлении до согрешения? Он ведь вкушал плоды древа жизни до того времени, как вкусил плод от древа познания добра и зла? Вкушал и поэтму жил в нетлении.
Так что это самое состояние испытают и наши физические тела, когда придет первое воскресение - 1Кор15,51-52, Откр20,4-6.
Видите, здесь идет речь о воскресении нашего физического тела.
Почему мы делаем вывод, что это будет именно тело?
Христос по Своем воскресении вошел в запертые двери, где сидели Его ученики с Фомой и сказал им Иоанна 20:27 -"Мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои" - а выше Христос сказал ученикам, когда они смутились, подумав, что видят духа - Лк 24,36-39 - это-Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, ибо ДУХ ПЛОТИ И КОСТЕЙ НЕ ИМЕЕТ, КАК ВИДИТЕ У МЕНЯ.
Это ключевые места Писания, показывающие, что не о духовном только восстановлении общения провозглашает подвиг Христа, не только о восстановлении внутреннего духовного общения, а о грядущем натуральном воскресении нашего физического тела говорит, указывая на Свое тело Христос.И Фома является вернейшим и единственным в мире доказательством воскресения ТОГО ЖЕ САМОГО ТЕЛА ХРИСТА, которое Он имел на земле. Именно такое же славное тело получит каждый из нас, кто до конца пройдет свой путь, именно такое же тело пока больше ни у кого нет на небе из умерших праведных людей на основании опять же места из Писания 1Кор 15,23, поэтому Моисей и Илия являлись не в таком же самом воскресшем теле, которые они ЕЩЕ ПОЛУЧАТ после первого восресения, какое есть у Христа, они являлись Христу как свидетельство того, что они пребывают на небе, являлись их, как вы говорите верно, нетленный дух, который узнаваем был по их лику, подобно и тела они получат в том же самом образе, который был у них на земле, но нетленные - для того же Царства.
Будет не простое возвращение свойств духу, какие он имел до своего воплощения на землю, а именно согласно тем делам верующего человека, которые он зарабатывает на земле своим внутренним измененным Христом человеком (душа+дух), живя в физическом теле и предоставляя свое физическое тело в орудие правды Рим 6,19 для дел духовных.
С уважением, Христианин.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Христианин!
Имел ли Адам до согрешения и изгнания из Эдема физическое тело, подобное нашему? — Нет, «одежды кожаные», т. е. нынешнюю смертную плоть, он получил после — Быт. 3, 21. Что это было именно смертное тело, а не буквальные одежды, — см. Иов 10, 11:
…Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня… (Иов. 10, 11)
Именно эти «плоть и кровь» и не могут наследовать Царства Божьего, ибо тленны.
Что же касается I Кор. 15, 44, то «сеется тело душевное» — это сказано о приходе души («тело, состоящее из души») в земную жизнь; а «восстаёт тело духовное» — это о преображении, одухотворении души, соединении её с духом. Поэтому «воскресение мёртвых» — не восстание тел из могил, но духовное воскресение. Ведь сказано: «Когда ты сеешь» (там же, ст. 37), т. е. одухотворение и воскресение души уподоблены развитию зерна в почве. Развитие же происходит в земной жизни — но никак не в могиле. И подчёркнуто: «ты сеешь», т. е. употребляешь усилия для духовного роста — в жизни, а не во гробе.
Именно в таких преображённых духовным развитием телах явились Моисей и Илия на горе Фавор.
Что касается I Кор. 15, 23:
…Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (I Кор. 15, 23),
— то ведь это — о новозаветной эпохе. В эпоху же Ветхого Завета не было ещё последователей Христа («Христовых»), а именно к той эпохе и относились Моисей и Илия.
Д. Щ.
"Сияющий Коран" ваша книга так ловко прельстительна...!!! Судя по всему по духу вы атеист...?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анна!
Будучи глубоко верующим, я надеюсь, что занимаюсь теологическими исследованиями во славу Божию. Что Вы понимаете под «атеистом», и зачем бы этому «атеисту» «ловко прельщать» кого-либо религиозной проповедью?
Разберитесь в значении слов!
Д. Щ.
Разрешите задать Вам вопрос.
Как же Апостол Павел пишет "хорошо человеку не касаться женщины" (1 Кор.7:1), а Господь Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному." (Быт. 2:18)
Далее, конечно, Апостол Павел пишет, что это только как совет, что жениться хорошо, а не жениться лучше, но все равно приоритеты расставлены однозначно: "хорошо человеку не касаться женщины". Кроме того, к сожалению, я не знаю, как в оригинале, но в синодальном переводе это выглядит, словно женщина – не человек, иначе бы звучало: "хорошо мужчине не касаться женщины". Почему у Апостола Павла такое отношение к женщине? не противоречит ли это Писанию?
Ведь у Христа совсем иное. Как часто на страницах Евангелия Он разговаривает с женщинами, как милостив Он с ними и ничем не отделяет от мужчин. И разве Бог, сотворивший человека по образу Своему, не сотворил ли его, человека; «мужчину и женщину сотворил их»? Почему же Апостол Павел их разделяет, словно в браке едва возможно угодить Господу, хотя для упражнения в смирении наибольше условий именно в браке, чем в отдельном житие…
Просто действительно можно и в православии у некоторых его представителей наблюдать такое отношение, что есть человек, а есть женщина. Но разве Бог не «сотворил их»?
С уважением,
Наталья Л.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!
Древнееврейское «иш» означает и «мужчина», и «человек». Множественное «анашим» может относиться к «смешанному» обществу мужчин и женщин.
Всё дело в том, что в Быт. 1, 26–27 название «Адам» относится к человеческому роду в целом, а уже в Быт. 2, 7, 15–25 это слово в оригинале становится именем собственным мужчины, в противоположность «иша» — «жена» в ст. 22–25. В Синодальном переводе вместо «Адам» записано «человек». Отсюда и в греч. текстах Нового Завета происходит контаминация слов «человек» и «муж», не содержащая в себе, конечно же, ничего оскорбительного для женщин.
Д. Щ.
Рассматривая причины греховного состояния душ при рождении (Рим.3:23 и 5:12), не имеющих способности к праведности по определению, можно увидеть такую картину: душа, согрешившая в Адаме (воплощённом Человечестве), ещё будучи лишь духовной сущностью, должна как и сам Адам получить "одежды кожаные" для прихода в этот видимый материальный мир, с целью искупления грехов своих: без Закона - страданием вынужденным, с Законом - сознательным исправлением, со Христом - сораспятием (Путь превосходнейший).
Душа как бы "стоит в очереди" за телом (женщины спасаются чадородием) со своим "багажом" - набором грехов, узлов, которые будучи материализованными, получают возможность быть "развязанными на земле" ("то развязано на небесах").
Комплект личных грехов и определяет условия рождения и обстоятельства, приходящие в жизнь человека, с одной целью - помочь ему исправить испорченный "образ и подобие". Неправильное понимание идеи Спасения во Христе способствует обратному процессу: узнав, что Слово называет грехом, люди начинают поглубже прятать свои "несоответствия", приучаются носить маски благочестия, тем самым, - увеличивая неправду, вместо того, чтобы подобно накипи на поверхности супа или росткам сорняков, вывести это на поверхность, на свет(явить мирам - человеческому и ангельскому) и позволить Христу удалить нечистое "мечом обоюдоострым".
Способствует этому искренное сокрушение своего "Я" и осознание необходимости подобной работы.
Истинное глубокое покаяние уничтожает духовные последствия греха, если он не совершается вновь.
Закон "Сеяния и Жатвы" хорошо иллюстрирует понятие Кармы, и освобождение от последствий Закона - Мокши - состояние вхождения в Царствие, которое "не приходит видимым образом".
Вопрос: Дмитрий Владимирович, есть ли в иудаизме термины, с помощью которых можно обЪяснить точнее эти процессы, не используя санскрит?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Таня!
Область мистического знания, относящегося к путям душ, именуется «Гилгул» («круговращение»). Освобождённый от упомянутого Вами состояния «связанности» называется «нифтар» («отпущенный», «свободный»).
Классическими каббалистами разработана достаточно точная терминология, охватывающая эти вопросы.
Д. Щ.
Здравствуйте Дмитрий!
Спасибо Вам за замечание, увиденное в тексте нашего письма. Разумеется, в Быт 11, 22 слова обращены к рыбам и птицам. И просим прощения, за ошибочно указанную ссылку.
Вы предлагаете продолжить наши рассуждения, не зная ни оппонента, ни его мыслей. Не можете этого сделать, потому, что наши мысли не Ваши и Ваши мысли не наши! Следовательно, и в той части письма, где ссылаетесь на «железную логику» в вопросах «половых контактов» и «воздержания» между мужчиной и женщиной, пренебрегая 1 Кор. 7, 5, излагаете исключительно свои выводы, но не наши рассуждения.
В одном из ответов о каббале вы пишите о М. Лайтмане «делает много странных заявлений — видимо, в расчёте на популярность в кругах неверующих, сомневающихся и т. п.». На какие круги рассчитаны Ваши выводы о гомосексуальных отношениях? И может ли человек духовный угождать людям? Гал. 1,10 ср. Рим.15,2.
Процитировав апостола в Рим. 1, 27 «оставлением естественного употребления женского пола» вы полагаете, что «противоестественное употребление» женского пола означает извращенные формы гетеросексуальных отношений. А к какой форме по Вашему мнению относятся гомосексуальные отношения: к естественной, противоестественной или сверхъестественной? Если такие отношения естественные, почему в таком случае таких пар 1/10 000%?
Обычно, человек отстаивает то, что дорого его сердцу. Что же дорого Вашему сердцу: Закон Божий или что-то свое?
PS Извините за стиль, мы не рассчитывали на публикацию вопросов в гостевой книге. Наша переписка не пройдет в широкой аудитории, но обязательно запишется на Небесах, следовательно, за каждое слово дадим ответ. Если по вышеуказанным вопросам Вы имеете откровения, то имеете и «дерзновение», а если нет… лучше раскаяться, пока время «благоприятное».
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемые Ревнители Закона!
Сославшись на I Кор. 7, 5, вы тем самым признали, что не считаете сексуальные контакты направленными исключительно на продолжение рода. Как же тогда понимать вашу жалобу в предыдущем письме на «поношение» заповеди «плодитесь и размножайтесь»?! Уж если вы требуете её постоянного исполнения от кого-то, — потребуйте и от всех!
Хотя моя цель — не социально-психологические исследования, а интерпретация Писания, но, если уж вам «не даёт покоя» именно современное положение в области гендерных отношений, — выскажусь на эту тему. Лично я не готов «бросать камни» ни в кого из тех, кто, являясь аутсайдером по отношению к большинству, не угрожает своим поведением жизни и благополучию этого самого большинства. Я категорически против расовых, религиозных, национальных, идеологических, социальных, половозрастных и т. п. преследований — в том числе и гендерных. Вы, конечно, скажете, что преследовать никого не собираетесь, — но это только сейчас, поскольку не имеете на то власти. В Средние же века не только за религиозно-идеологические, но и за гендерные «отклонения» сжигали на кострах (!!!) Известно ли вам, что подобное практиковали и немецкие нацисты? И кто знает, как в нашем безумном веке повернутся обстоятельства — и какую власть над людьми могут ещё получить фанатики, преследующие разных там «не таких», — пока что лишь на словах?.. Но слово ведь сильнее всего, и языком — «прикрасой неправды» — ещё какой «огонь для еретиков» можно разжечь (Иак. 3, 6)! Однако мы знаем: язык, сеющий ненависть между людьми, всегда «воспаляется от геенны» (там же); и ложь, приводимая как аргумент «отцом лжи», имеет своей целью убийство (Иоанн. 8, 44)!.. А то, что упомянутый «человекоубийца от начала» (там же) прикрывается Писанием, — это для нас не ново (см. Матф. 4, 6).
Для меня же в данном вопросе высшим императивом является заповедь:
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды… (Исх. 23, 2)
А нареканий я не боюсь, иначе давно бы уже высказывался только «в кассу» и получал «одобрение от всех»:
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо... (Лук. 6, 26)
И вслед за апостолами повторю вопрос:
…Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19)
Уважаемый доктор Щедровицкий!
В настоящее время я пишу сочинение о библейской теодицее, в том числе о Книге Иова. В этой связи я ознакомился с Вашим комментарием, и удивился по поводу некоторых Ваших выводов из ряда исагогики, которые несколько противоречат (простите за резкость) выводами современной европейской экзегетики. Например, датировка книги вторым тысячелетием до н.э. уже не поддерживается ни одним известным мне исследователем.
Кроме того, некоторые Ваши утверждения (например, о концепции Элифаза, который, по Вашему толкованию, фактически считает Иова одним из согрешивших ангелов, свергнутых на землю, мне кажется настолько далеким от традиции, предания и христианской догматики вообще, что я бы попросил Вас обнародовать источники таких утверждений (за неимением соответсвующих сносок). Еще раз простите меня за может быть несколько резкий тон, и за беспокойство! Поскольку, по-видимому, наши интересы совпадают - я тоже хотел бы внести некоторый (скромный) вклад в исследование Книги Иова и ветхозаветной теодицеи, был бы Вам очень благодарен за ответ! Т.Б.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Буэно Томмазо!
Как известно, подходы к экзегетике бывают разные. Вы предпочитаете научно-академический — видимо, с «библейско-критическим» уклоном. Мне ближе — вдохновенно-поэтический (см. II Петра 1, 19–21), который, как представляется, более соответствует самому духу Писания.
Так что «беспокоиться» здесь, кажется, не о чем. Желаю Вам успехов и открытий в избранной Вами области библейских исследований!
Д. Щ.
Мир вам Д.В. Скажите как понимать от воды? Ин3;5, и еще что учитель должен был знать где об этом написано в писании. И еще написано в 1Ин 5;6 это об этом же или нет? И потом Иисус пришел водою кровию и духом..... а мы как? и 8 стих свидетельствуют на земле о чем? и где? в человеке и человеком или как? И еще у кого в писании была порочная совесть это на Евр 10;22
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс. К.!
«От воды и Духа» (Иоанн. 3, 5) — т. е. возродившись, воскреснув духовно, как сотворённый заново Создателем:
... Дух Божий носился над водою. (Быт. 1, 2)
Об этом см. Числ. 11, 17, 25.
Вода погружения, Дух, сходящий свыше, жертвенная кровь Мессии — I Иоанн. 5, 6–8.
«Порочная совесть» — см. Римл. 7, 18–23: раздвоенность и лицемерие, от которых освобождает «закон Духа жизни» (там же, 8, 2).
Д. Щ.
Мир вам Д.В. Скажите не совсем понятно 1Цар28;19 дух Саула будет с Самуилом или душа? Или Дух к Богу Который и дал его душа с Самуилом тело в прах?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс. К.!
О Сауле: есть тело духовное (дух), душевное (душа, перстное (физическая оболочка) — I Кор. 15, 44, 47. По сути своей, человек есть дух — Евр. 12, 22, 23:
…Вы приступили… к духам праведников, достигших совершенства… (Евр. 12, 22–23);
…Дух мой испытывает… (Пс. 76, 7);
…Чтобы дух был спасен... (I Кор. 5, 5)
…Сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. (Гал. 6, 8)
Помогите правильно понять слова Апостола Павла: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто."
Мое понимание говорит, что Апостол этими словами отменяет разделение в Торе на чистое и нечистое, причем отменяет это именем Господа Иисуса: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе..."
То есть по Закону получается есть чистое и нечистое, а без Закона "нет ничего в себе самом нечистого". То есть для тех, кто следует Закону это деление существует, а для тех, кто не следует Закону такого деления не существует. Зная отношение Иисуса к Закону, здесь можно было бы поставить точку, если бы не начало фразы "Я знаю и уверен в Господе Иисусе..." В ней звучит дерзновение, которое и дает оттенок "отмены".
Честно говоря, я достаточно трепетно отношусь к чистой и нечистой пище и это понимание меня смутило, но иного у меня нет. Помогите разобраться.
С уважением,
Наталья Л.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!
Сопоставьте с Деян. 10, 28:
…Мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деян. 10, 28)
Тем более это относится к тем, кто в теле Христовом:
…Ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал. 3, 28)
Именно в Церкви как мистическом едином теле «нет ничего в себе самом нечистого», так как каждый освящается, а грехи его прощены и прощаются постоянно. Но если кто считает брата или сестру нечистыми, — «тому нечисто» (т. е. с его точки зрения, в его глазах). Так что в Римл. 14, 14 говорится не о пище, а о людях.
Д. Щ.
Очень тяжело об этом говорить, и, кажется, после того, как скажу, - не полегчает. Но боль за Народ, за ту ненависть, которая сеется в сердца по сей день, велит привести несколько мест из Писаний, которые, как вижу, объясняют многое. Постараюсь не помешать деликатному духу этого сайта и прошу прощения у тех, чьи религиозные чувства будут задеты.
"Дыханье жизни нашей, Помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: "под тенью Его будем жить среди народов"(Плач Йеремии 4:20)...
Новый Завет - это ничто иное как: "Но вот Новый Завет, который Я заключу с домом Израилевым (и пришельцами Чис.15:14-16(ТаНаХ)- Еф.2:19 - "согражданами святым" - отделённым-евреям здесь - синонимы; Ин.10:16; Мф.15:24)после тех дней, говорит Господь: вложу Закон Мой(тот же) во внутренность их и на сердца их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим Народом, и уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более. Это место дублируется в послании Еврейской общине (8:10).
"Ибо Он спасёт людей Своих от грехов их" (Мф.1:21). "Итак, если Сын освободит, то истинно свободны будете" (Ин8:36) - освободит от грехов, не - от Закона.
"Ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, - Свет к просвещению(!) язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк.2:30-32).
"Иешуа сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут (обольщать и убивать) под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих(!) прельстят (Мф.24:5).
"Твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14) - к различению духов.
Дело не в "имени и фамилии", а Духе, который наполняет Имя.
"...если только Дух Божий живёт в вас, если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности."(Рим.8:9,10).
"Если Я не творю дел Отца Моего (по ТаНаХу -"Ветхому" Завету), не верьте Мне (это не Я, хоть он и пришёл, и живёт под Моим именем); А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать, что Отец во Мне и Я в Нём."(Ин.10:37)
"Тогда, если кто скажет вам: "вот, здесь Мессия (Христос)", или "там", - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки (духи двойников, действующих через людей - Еф.2:2), и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (из Народа)."(Мф.24:23,24)
"А мы знаем, что Закон добр, если кто законно употребляет его..." - Павел - Тимофею (1 посл.1:8 и 4:16) - "Вникай в себя и в Учение (Тору), занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь, и слушающих тебя (из язычников в т.ч.)".
"И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и Закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени"(Дан.7:25) - ("Фес.2:3-11)"Да не обольстит вас никто никак: ибо День тот не придёт, доколе не придёт прежде Отступление и не откроется человек греха (дух, действующий в сынах противления Истине), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или Святынею, так как в храме (возможно, - сердец - "вы - храм Духа Святого"-1Кор.3:16) Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, ещё находясь у вас,говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в своё время. Ибо тайна безЗакония уже в действии", - пишет Павел, - "только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, и тогда откроется безЗаконник (дух, выдающий себя за Сына), которого Господь Иешуа убьёт духом уст своих (Словом Отца) и истребит явлением пришествия Своего - того, которого по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сиё пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (самозванцам - 2Кор.11:14)."
Павел (Шауль) - римлянам: "Ибо не хочу оставить вас, братья ("пришельцы"), в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдёт полное число язычников; И так весь Израиль спасётся, как написано: " придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова, и сей Завет им от Меня, когда сниму с них грехи их" (Рим.11:25-27).
"Если кто скажет слово на Сына Человеческого (Плоть Его), простится ему; если же кто скажет на Духа Святого (Отца), не простится ему ни в веке сём, ни в веке будущем" (Мф.12:31,32).
Псалом 118:97 - "Как люблю я Закон Твой! Весь день размышляю о нём..." А мы?
Стих 126 - "Время Господу действовать: Закон Твой разорили. "Чьим Именем? Того, - кто сказал, - "ни одна йота"?
Простите ещё раз. Ответственность осознаю, но слишком много вокруг боли от неведения и самодовольного обмана. С уважением и любовью Господа.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Таня!
Сопоставить приведённые Вами места Писания — важно и интересно. Благодарю.
Д. Щ.
Здравствуйте. Благодарю за прекрасные переводы такого трудного поэта как Джон Донн.
Я попытался понять его, проследив всю его жизнь. Мне думается, что в "Гимне Богу, моему Богу, написанному во время болезни" первая строка последнего пятистрочья должна выглядеть так:
"Прими меня в багровой пелене...!" Можно ли так перевести?
С уважением,
ВВГ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вадим Георгиевич!
Спасибо за благожелательный отзыв о переводах Донна.
В изданиях 1989 г. («Английская лирика первой половины XVII века») и 2009 г. («Джон Донн. Стихотворения и поэмы») приведённая Вами строка звучит так: «Прими меня — в сей красной пелене». Дело в том, что в предыдущей строфе упомянуто спасение посредством крови Христа («второго Адама»):
Так два Адама встретились со мной:
От первого — на лбу горячий пот,
Второй — пусть кровью душу мне спасёт…
Прими меня — в сей красной пелене…
Указание «в сей» призвано сосредоточить внимание на образе «спасительной крови». Ведь «красная пелена» — это риза Христа, в которую душа облачается, подобно младенцу, как бы «заново родившемуся» при вступлении в мир иной.
Д. Щ.
Здравствуйте Дмитрий!
Изучая писание, мы обращаемся к Вашим толкованиям и прочли ваш комментарий на места из писаний Лев.18,22; Рим 1,27, 1Кор.6,9. Позвольте задать Вам несколько вопросов:
1. По тексту из Лев.18,22 Вы приводите два различных мнения интерпретаторов и на этом основании делаете заключение: "...Писание не содержит каких-либо общих запретительных или разрешительных установлений относительно гомосексуальных отношений - всякие предписания на сей счет восходят к каким-то иным..., но не библейским представлениям". Хотелось бы узнать Ваше личное мнение (мнение других интерпретаторов Вы уже привели).
2. Из Закона, данного Ною и его потомкам Быт. 9,7 "...Вы же плодитесь и размножайтесь и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней" Вы выводите заповедь, которая предполагает запрет прелюбодеяния и кровосмешения. Почему же тогда вы не выводите предположение из стихов Рим 1,26-28 о том, что если Павел говорил о преступлениях группового "на что указывает множественное число" насилия "срам", то сексуальные отношения между одним мужчиной и одним мужчиной к этим словам не относятся? Как понимать тогда стих 27 "подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола..." ? Если Апостол имел ввиду только групповое насилие, тогда почему он не сказал о том, что заменили естественное употребление женского пола и мужеского пола? Не кажется ли Вам, что по такой схеме можно не считать грехом самоубийство... или детоубийство (аборт) или наркоманию? Ведь напрямую об этом ничего не сказано в Писании, не так ли?
3. Господь заповедает людям «плодиться и размножаться», каким образом это исполнят гомосексуальные пары? В тех случаях, когда это размножение Творцу не угодно, то Он на время или безвременно заключает чрево жены. Если слова из Писания Лев.18,22; Рим. 1,27, 1Кор. 6,9 являются не запрещающими гомосексуальные связи, то значит, что не запрещено, то разрешено. Именно так пишут на сайтах, посвященных гомосексуальным общениям, приводя Ваши выводы, а заповеди Быт 1,22 «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.», Быт 9,7 «вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» находятся в поношении!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемые Ревнители Закона!
Определённое понимание библейского стиха обязывает делать выводы, логически соответствующие этому пониманию.
Свои выводы из повеления «плодитесь и размножайтесь» в применении к «однотипным парам» (может быть, одной десятитысячной процента всех пар) вы привели. Давайте же продолжим ваше рассуждение, адресуя его абсолютному большинству людей, состоящих в нормальном браке.
Если единственная цель физических отношений между мужчиной и женщиной — произведение потомства, то отсюда по железным правилам логики следует вот что:
– супруги, являющиеся бездетными, обязаны прекратить половые контакты друг с другом раз и навсегда;
– удостоверившись, что жена забеременела, муж обязан прекратить с ней физическое сожительство вплоть до рождения ребёнка и последующего очищения жены (Лев. 12, 1–7).
Т. е в случае рождения мальчика половое воздержание должно составлять не менее 10 месяцев и 10 дней, а в случае рождения девочки — не менее 11 месяцев и 20 дней.
Именно таких предписаний держались ессеи, разделявшиеся на две ветви. О первой Иосиф Флавий сообщает: «Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей… Этим, впрочем, они… желают только оградить себя от распутства женщин…» А представители второй ветви отличаются своими взглядами на брак: «…Они… испытывают своих невест в течение трёх лет, и, если после трёхкратного очищения убеждаются в их плодородности, они женятся на них. В период беременности своих жён они воздерживаются от супружеских отношений, чтобы доказать, что они женились не из похотливости, а только с целью достижения потомства» («Иудейская война», книга II, главы 2 и 13). Советую вам предложить такие правила всем молодым верующим и посмотреть, какова будет их реакция.
Если подавляющее большинство отвергнет приведённую интерпретацию, то с какой радости требовать её принятия от ничтожного числа так называемых «однополых пар»?..
Вы привели слова Быт. 1, 22 и написали, что эта заповедь «находится в поношении». Но вчитайтесь в собственный текст: ведь эти слова обращены к… рыбам и птицам, а не к людям (ст. 21)! Неужели вы действительно полагаете, что рыбы и птицы способны сознательно следовать каким-либо заповедям? Или эти слова указывают на естественный закон размножения, вложенный в живые существа? Но если так, то чем являются такие же слова, обращённые к людям — разрешением или повелением (Быт. 1, 28; 8, 17; 9, 1, 7)?
Вы упомянули Римл. 1, 27. Полагаю, что под «оставлением естественного употребления женского пола» апостол подразумевает «противоестественное употребление» того же самого женского пола, т. е. — извращённые формы гетеросексуальных отношений. А отсюда уже — путь к групповым насилиям, наподобие содомских (см. близость этих действий над мужчинами и женщинами в Быт. 19, 5–8 и в Суд. 19, 22–26).
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Большое Вам спасибо за то, что делаете!
У меня к Вам два вопроса. Если сможете, пожалуйста, рассудите меня.
1. Не считаете ли Вы, что современное христианство во многом основано на учении Павла?
2. Не считаете ли Вы, что развивая учение Иисуса Христа Павел несколько изменил его (не развил, а именно изменил)? Именно вследствие указанных изменений появились известные всем разногласия Петра и Павла, при том, что власть «связывать и разрешать» что-либо на Земле Иисус Христос предоставил только Петру и другим апостолам из числа двенадцати (Мф. 16:19 и Мф 19:18).
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Д. В. Максимов!
Полагаю, что ап. Павел не искажал учение Иисуса Христа, а объяснял его. Впоследствии же часть его объяснений была неправильно понята или намеренно искажена.
Эти вопросы рассмотрены мной во «Введении в Ветхий Завет», стр. 420–425; 652–657 и др.
Д. Щ.