Здравствуйте! Можете ответить: в Коране сура 21 и аят 34 сказано: и до тебя Мы никого не делали бессмертным и если ты умрешь ужель они бессмертны будут? Если Иисус по Корану умер и воскрес и по Библии, то он бессмертен, а тут нет, что скажете?
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Veteran!
В Коране далее (21, 35) сказано: «И каждая душа вкушает смерть». Из этого видно, что в предыдущем (34) аяте слова́ «не делали бессмертным» — означают: «Никто из них не избежал вкушения смерти». Также и Иисус вкусил смерть (см. Евр. 2, 9) и в этом уподобился остальным пророкам. А то, что после этого он был воскрешён Богом, — ни в чём не противоречит приведённым аятам Корана.
прослушал Вашу лекцию «Духовное строение человека». У меня возник вопрос. Что происходит с именем человека при переходе от телесного состояния к душевному далее к духовному, дыханию. Дается ли новое имя при каждом переходе? Если да, то кем оно дается? Или же видоизменяется его написание? Или же оно дополняется?
Есть ли различия в написании имён? Например, если человек телесный, то его имя пишется маленькими буквами, если душевный, то первая буква заглавная остальные маленькие, и если духовный, то все буквы большие.
Можно ли по написанию индивидуального имени понять на каком уровне находится человек?
Заранее спасибо за ответ!
С уважением, Дима (или ДИМА. Как правильно?)
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дима!
Наш праотец Авраам сказал пред Господом:
...Я, прах и пепел… (Быт. 18, 27)
А Иисус подтвердил:
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Матф. 5, 5)
И Бог говорит:
...А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис. 66, 2)
Не кажется ли Вам, что мало совместимо со сказанным писать своё имя «большими буквами» и почитать себя «духовным человеком», превозносясь над другими?..
Приветствую Вас, Дмитрий Владимирович!
От лица нашей поместной церкви в городе Минске, позвольте пригласить Вас к нам.
И, вороятно, можно будет пообщаться Вам с членами церкви с помощью скайпа?
Огромное спасибо за Ваш труд.
Всех Вам благословений!
С уважением,
Сергей Зверьков
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!
Спасибо за приглашение! Что касается общения издали» — главное, чтобы души были взаимно близки...
Помощи Вам от Отца нашего Небесного!
Мир Вам.
Можно ли христианам читать и иметь дома такие книги, как "Шримад Бхагаватам" и "Бхагават Гита". Не будет ли в этом нарушения библейской заповеди?
Заранее спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим Анав!
Что касается книг, — сопоставление учений расширяет сознание, выводит из «тёмного угла» ограниченности и фанатизма...
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Большое Вам спасибо за то, что Вы своим трудом приоткрываете людям Истину. Буду очень благодарен, если найдёте время ответить на мои вопросы.
1. В книгах Библии содержится много конкретных чисел, от десятков до нескольких сотен. Даже в тех местах, где, казалось бы, можно числа и не приводить. В некоторых учебниках истории плотность числовых фактов зачастую меньше. На Ваш взгляд, какие смыслы заложены в этом?
2. Появились научные работы академика А.А. Клёсова по ДНК-генеалогии или молекулярной истории. На Ваш взгляд, в чём открытия этой молодой науки подтверждают Библейскую историю?
С уважением!
Игнатьков Александр.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!
1. Помимо исторической точности библейских сообщений, следует иметь в виду символический смысл чисел и глубокие тайны, сокрытые в библейском тексте.
2. Генетика, вообще, подтверждает ту библейскую истину, что каждое живое существо сотворено «по роду своему» — Быт. 1, 11–12; 21, 24–25.
Здравствуйте, Дмитрий!)
Возник вопрос ... Как можно понять несоответствие запрещенной пищи в Коране и Торе, ведь по Торе верблюд нечист, а в Коране его можно употреблять?
Буду признателен за ответ)! Всех Вам благ!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Здравствуйте!
Подробные пищевые запреты были даны в Торе только израильтянам (Лев. 11, 2). Другим народам они давались в соответствии с условиями их жизни (Быт. 9, 3–4; Коран 2, 173).
Дмитрий Владимирович, благодарю за ответы на вопросы.
Еще один вопрос: подскажите, пожалуйста, какие псалмы читать в процессе работы над собой?
Для благотворного изменения своей души, своих глубинных эмоций, для отрыва от привязанности к этому миру.
Заранее спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим Анав!
Для изменения души, её поворота к добру (покаяния) написаны все Святые Книги, в т. ч. Псалтирь. Читать нужно все Псалмы — каждый день по два Псалма, утром и вечером, над водой. Пить понемногу — до следующего чтения.
Следует ли «оторваться от привязанности к этому миру» — или стараться любить, сострадать, помогать? Как Вы думаете?
Уважаемый Дмитрий Владимирович.
Зная, что вы знаток христианства и ислама, хочу спросить вас о том кого больше считают сами мусульмане: Христа (Ису) или же своего пророка Мухамеда. Если вас не затруднит хотя бы в общих чертах ответить.
Спасибо Вам и благословений.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!
Посмотрели ли Вы на эту тему весьма многочисленные материалы в Интернете?
Уважаемый Дмитрий Владимирович!!!
Прежде чем задать вопрос хочу выразить вам Благодарность за ваши труды!!! Большое Вам Спасибо!!!
Вопрос:
Если человек крещен в зрелом возрасте, его возраст для Бога идет от момента крещения? (т.е.не 30, а 5 лет, если крещен в 25) Или это не так? Спасибо за ответ.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!
Возраст наш Бог наблюдает с самого зачатия (Иов. 10, 10–11) и развития в утробе (Пс. 138, 13–16), а в действительности — ещё гораздо раньше (Иов. 38, 21). Крещение — этап жизни нашего духа.
ЗДРАВСТВУЙТЕ ДОРОГОЙ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ!!! ХОЧУ ИСКРЕННЕ ВАС ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ВАШИ ТРУДЫ, ДОВОЛЬНО ЁМКИЕ И ОБЪЕМНЫЕ...КАК ВЫ ОТКРЫВАЕТЕ СМЫСЛ СЛОВА БОЖЬЕГО! ВАШИ ЛЕКЦИЙ ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМЫВАТЬСЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКО... ДОНОСЯТ СМЫСЛ ДО САМОГО СЕРДЦА!!! Я ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ ТРОНУТА!!! СПАСИБО ВАМ!!! Я ОЧЕНЬ НАДЕЮСЬ ПОСЕТИТЬ ВАШИ ЛЕКЦИЙ В БУДУЩЕМ... ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЮ ВАМ БЛАГОПОЛУЧИЯ, РАДОСТИ, КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПОМОЩИ БОЖЬЕЙ !!! ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО, ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЗА ВАШИ ТРУДЫ!!! С УВАЖЕНИЕМ, НАТАЛЬЯ 😊
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья Песигина!
Сердечно благодарю Вас за добрые слова. Да благословит Вас Тот, в руке Кого — все блага жизни и мира!
Здравствуйте, Дмитрий! На мой взгляд вы единственный человек глаголищий истину настолько правильно, и просто! В отличий от вас другие «праповедники» говорят о Боге, лишь бы что-то сказать. «Истина сделает вас свободными». У меня такой вопрос к вам, мне очень интересно, какого вы вероисповедания? И почему? Если бы меня спросили я бы ответил так: моя религия называется Иисус Христос. Я боюсь как-то себя называть, хотя я не против какой-то из религий, а напротив я считаю, что человеку лучше верить, нежели скажет: я атеист, я боюсь таких людей, так как у них нет ничего святого! Надеюсь, вы попытаетесь показать мне путь истинный. Спасибо! жду вашего письма.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый ailonam!
Вероисповедания разделяются и разделяют. Единство в любви — соединяет: Иоан. 17, 21–23.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Вы один из тех, кто открыли для меня понимание Ветхого Завета. Я очень благодарен вам за ваши книги которые перечитываю иногда по несколько раз. Благодарю Милосердного, который помогает вам.
Есть ли намек в приведенном мной тексте Писания на 7 заповедей Ноя (шем мицвот бней Ноах)?
Цитирую именно этот текст, потому что это самое первое послание первой церкви ко всем рассеянным 10 коленам и язычникам.
Меня всегда учили, что нельзя строить учение на книге Деяния, а только на учении Апостолов. Поэтому привожу текст самого первого письма к другим братьям христианам первой церкви.
Спасибо!
Максим (Гродно, Беларусь)
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Максим!
Соотношение между Иерусалимским собором и Заповедями Ноя, конечно, есть. Только 10 колен, всё же, обязаны исполнять все Заповеди Торы, а «обращающиеся из язычников» — нет. Им — только главное, чтобы они могли участвовать в трапезе вместе с израильтянами.
Доброго Здравия Владимир Дмитриевич. Прошу вас помочь мне разобраться в вопросе. Иисус Христос Бог или всё-таки Его сын?
Вот тут https://stavroskrest.ru/content/pochemu-gospod-iisus-hristos-ne-nazyval-sebya-bogom моя вера забуксовала. Я считаю, что Иисус Христос сын Божий и не является Богом как таковым. Однако утвердить или опровергнуть эти два довода по писанию точно не могу. Так как и то и это можно доказать пользуясь одним только Новым Заветом. Хотя в Ветхом Завете и говорится, что Бог пошлёт Мессию.
С уважением, Торов Е.А.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!
Человеческая природа Иисуса — Храм Живущего в нём Бога: Евр. 9, 11.
Шалом, брат, прошу помочь точнее разобраться, если есть такая возможность, в том правильно ли считать Дух Святой личностью. У нас с одним из братьев есть серьёзное разногласие по этому поводу, и рассматривая то, что есть в Библии по этому поводу, мы не смогли прийти к единому мнению.
Василий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Василий!
Дух Святой — это проявление Самого Бога. См. Деян. 8, 29 и 15, 28.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
С Вашего позволения, перейду сразу к вопросу. Насколько правилен перевод:
«Приди, приди, кем бы ты ни был,
Странник, поклоняющийся, любящий жизнь –
Это не важно. Наша обитель – не караван отчаяния.
Приди, даже если ты тысячу раз нарушил Свою клятву.
Приди, приди же еще, приди».
С уважением к Вам,
Josef
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Josef!
Переводы возможны разные, каждый передаёт какую-то грань смысла оригинала.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Недавно обратил внимание на стих Иов. 2, 9:
«И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей!
похули Бога и умри».
Там, где переводится «похули», стоит глагол со значением благословения. Почему так?
С уважением, Ярослав.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!
Существует такое понятие — «Библейские эвфемизмы». Слово заменяется, чтобы лишний раз не произносить недолжное.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
У меня возникли вопросы по Посланию к Ефесянам.
Еф 4,1. Апостол называет себя здесь узником в Господе. Это нужно понимать как то, что в этот момент он содержался под стражей? Или здесь что-то иное?
Еф 4,3. Здесь апостол призывает верующих «сохранять единство духа в союзе мира». Как это понять? С уважением, Анатолий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Еф 4,1: Апостол Павел находился в темнице.
Еф 4,3: «Союз мира» — дружеское общение и взаимная любовь единоверцев, обусловленные их пребыванием в едином Духе.
Дмитрий,
объясните, пожалуйста, какую роль играет наследство священства по роду Аарона в свете Нового Завета? По Торе и по Талмуду есть определенные правила по вступлению в брак с Когеном. Если эти условия не соблюдаются, то священство теряется.
Если потомок Аарона осознал, что Иешуа Мессия и Бог, пройдя таинство Крещения, для ортодоксальных слоев он становится язычником. Это ли единственный путь для него? Мессианские евреи тоже имеют таинство крещения, но достаточно ли этого?
Помогите словами из Торы и Нового Завета. Я, христианка с еврейскими корнями.
Как быть, если стоит вопрос о создании семьи.
Спасибо за Ваш сайт и книги с глубоким объяснением.
Дмитрий Владимирович, подскажите, Христа ради, как побороть свои страхи?
Как побороть страх не перед Всевышним, а перед людьми? (что может быть хуже этого?)
Ведь не должен человек верующий бояться себе подобных, есть в этом серьезная болезнь души.
Как преодолеть страх перед темнотой, боязнь пребывания в неосвещенном помещении?
Все это мешает нормально жить и развиваться.
Подскажите, какие читать псалмы? Может начать поститься?
Просто не знаю, в каком направлении двигаться...
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салим Анав!
Читать нужно все Псалмы — каждый день по 2, утром и вечером. Следует ли «оторваться от привязанности к этому миру» — или стараться любить, сострадать, помогать? Как Вы думаете?
Добрый день.
Дмитрий Владимирович,
почему получается, что семя падает на камень, в терние, при дороге, и лишь часть на добрую землю. От чего зависит поверхность падения семени в нашей жизни? Ведь это наверно от рождения дается, свойство поверхности?
И как ее изменить в сторону слышания Бога уже в сознательном возрасте, чтоб быть доброй почвой?
Спасибо.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга!
Всё Писание учит работать над душой своей, очищать сердце — мысли, чувства, желания. Каждый миг «делать доброе и поднимать лицо [к небу]» — Быт. 4, 7.
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.
Прошу Вас разъяснить строчки из 12 стиха 53 главы Пророка Исаии: "Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу..." Кто это "великие" и "сильные"?
Спасибо за Вашу помощь в понимании Слова.
Марина Погосова
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!
«Великие и сильные» — это сделавшие то «усилие», которым «Царство Небесное берётся». Одолевшие свой эгоизм и живущие любовью, милосердием.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!!!
Прочитал Вашу статью по книге Откровения, и у меня возникло несколько вопросов. Первый вопрос. Откр. 7, 1 и далее. Здесь Ангел запечатлевает своей печатью праведников. И вы говорите о том, что эти праведники – это мученики , пострадавшие от Холокоста в годы второй мировой войны. Это невинно убиенные еврейские дети. То есть не нужно отождествлять этих праведников с другими праведниками пострадавшими на протяжении всей истории человечества. Потому что запечатление этих праведников происходит в какое-то время затишья, отсутствия войн. И этот период должен быть кратким, ибо длительных периодов мира на земле не бывало. И вот вопрос, а какое именно время затишья имеется в виду? Какой-то период перед второй мировой войной, то есть тогда, когда эти дети только родились? Если так, не означает ли это, что печатью эти праведные души запечатлевались уже при рождении, а не в момент их мученической смерти?
И второй вопрос. Правильно ли я это понимаю? Каждой душе необходимо избавиться от смерти духовной. Но, ведь такая возможность дается только тем, кто приобщается к 1000-летнему Царству Христа, получает свой удел в нем (Откр. 20, 6 и 1 Фес 4, 16). Получается что вне этого Царства – душа мертва. Она предстанет( или уже предстала) на Страшном суде. А войти в это Царство можно только через мученичество, то есть через жертвенную жизнь указанную Христом. Тогда может быть и слово, «обезглавленные» можно понимать в расширительном смысле, то есть все те, кто всецело посвятил себя Богу, умер в Учении Мессии, чтобы ожить вместе Ним в Его Царстве?
С уважением, Анатолий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Войти в Царство можно и иным путём: стать нищим духом (Матф. 5, 3), изгнанным за правду (там же, 5, 10). Впрочем, и приобщение ко всем прочим «блаженствам» открывает вход в Царство: ведь как же иначе можно, например, «узреть Бога», если не в Царстве Его? Впрочем, душа оживает именно тогда, когда Царство наступает внутри её (Лук. 17, 21).
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
У меня возник вопрос по Ев. Луки 23, 54-56. Здесь идет речь о погребении Иисуса. Как известно сие погребение происходило вечером 14 нисана, то есть накануне Пасхи (15 Нисана). В Ев. Лук. ст. 54 об этом сказано: День был тот пятница и наступала Суббота.
Погребение происходило спешно, потому что наступал первый день Праздника Пасхи. И жены приходившие ко гробу по-видимому даже не успели в полноте сделать то, что было необходимо, то есть помазать тело Иисуса благовониями. В 56 стихе говорится, что они возвратившись приготовили благовония и масти. И вот тут вопрос: когда же они успели все это купить и приготовить? Вечером того же 14 Нисана? Но оставалось ли у них время для такой работы? Или же они это приготовили уже во второй день Пасхи 16 Нисана, в который уже допускалась работа? Почему же тогда они не пошли ко гробу Иисуса 16 Нисана? Может быть потому, что снова боялись не успеть? Ведь следующий день 17 Нисана был еженедельной Субботой. Или может быть потому, что Иудеи поставившие стражу охранять гроб до третьего дня все равно бы их туда не допустили?
С уважением, Анатолий.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!
Жены-мироносицы могли купить благовония в пятницу 16 Нисана, поскольку в те времена «второй день» Песаха не отмечался.
Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Благодарю вас за ответ на мой предыдущий вопрос.
Хотел бы поделиться с вами небольшой находкой, касающейся заповедей блаженств, данных Христом в Нагорной проповеди.
Когда я читал Ветхий завет, Плач Иеремии, то обратил внимание на строки 25-27 3-й главы:
° БЛАГ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
° БЛАГО тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
° БЛАГО человеку, когда он несет иго в юности своей.
А именно обратил внимание на последовательное употребление слов Благ, Благо, Благо...
Нигде в Ветхом завете я больше похожего употребления не нашел.
Как вы думаете, не является ли это сочетание одной из расшифровок и пояснений первых трех заповедей блаженств, о которых так много рассуждают?
А именно:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное --> Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
Это те, кто надеются на Господа и ищут Его, ищут его защиты и помощи.
Блаженны плачущие, ибо утешатся --> Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
Это те, кто с терпением переносит страдания, испытания, искушения.
Блаженны кроткие, ибо наследуют землю --> Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; полагает уста свои в прах, помышляя: «может быть, еще есть надежда»; подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (Плач 3, 27-32).
Тут вообще, как мне кажется, явное описание такого качества человека как кротость...
Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу.
Заранее благодарю вас, да поможет вам Бог в ваших устремлениях и в познании истины!
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Егор!
Ваше наблюдение интересно. Хотя в Плаче Иеремии употребляется слово <тов> — «благо», «добро»; в Нагорной же проповеди греческое <макарио́й> — «блаженны» — восходит к еврейскому <ашре́й> — «счастливы».
Мир вам, Д.В. Подскажите, пожалуйста, значение еврейских слов: север юг запад восток и их однокоренные слова, а также авадон и бездна. Это же не только полюса в Слове Божием, но гораздо больше.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!
Север —<цафо́н> — «сокрытый».
Юг — <не́гев>, значение — «сухость», или «даро́м» — возможно, от <дар> — обитать.
Запад — <маара́в>, значение — «сумрак», «смешение».
Восток — <мизра́х>, значение — «сияние».
Авадон (бездна) — от <авад> — «пропадать».
Большое Вам спасибо за Ваши знания, чувства и понимание мира и Творца, которые дарят возможность открывать внутри неизменно важное для каждого.
Всегда с детским трепетом и нетерпением жду Ваших новых выступлений и публикаций в сети.
Признаюсь, что с надеждой снова с Вами виртуально увидеться почти ежедневно проверяю Ваш личный сайт, перечитываю и пересматриваю книги, статьи, интервью, беседы.
С уважением, благодарностью и пожеланием крепкого здоровья,
Юлия
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!
Благодарю Вас за добрые слова и интерес к публикуемому.
Да поддержит Вас Отец Небесный во всём добром!
Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня возник вопрос по Книге Откровение 12 глава, 3-4 стихи. Что или кого символизирует здесь большой красный дракон? И что означает, что хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю?
С уважением, Анатолий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!
«Красный дракон» — образ, получавший на протяжении веков разнообразнейшие толкования.
В общем, он символизирует 7 царств, владевших Святой землёй (4 – у Даниила: Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим и три последующие – Арабский халифат, Турки, Великобритания). «Жена, родившая младенца (Мессию)» – Израиль (12 звёзд – 12 колен, см. сон Иосифа).
«Хвост» — конец галута, «третья часть звёзд» — треть народа еврейского, убитая нацистами…
В Быт 23:16-19 написано:
«Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами , всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской.»
Другой отрывок – о покупке другого поля уже Иаковом, Быт 33:17-19:
«А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.
Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет.»
Потом Иаков просит перед смертью, Быт 49:28-32:
«Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое. И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните
меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.»
ПОКА ВСЕ СХОДИТСЯ в Ветхом завете
Однако в Деяниях Апостолов
Стефан путает поля и покупателей в своей проповеди
(в греческом, как и в синодальном)
14 Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять.
15 Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши;
16 и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам
ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.
(Деян.7:14-16)
Вопрос: ошибся Стефан или Лука, или есть какое-то другое объяснение?
Авраам покупал у Хеврона рядом поле.
Иаков у сынов Еммора.
Помогите, пожалуйста, разрешить эту проблему.
С уважением, Игорь
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!
Противоречие, о котором Вы упомянули, исследуется многими толкователями. Среди прочих интересна такая интерпретация: Стефан будто бы происходил из самарян, традиционно отрицавших Иерусалимский храм как святыню («Бог не в рукотворённых храмах живёт…»). Становясь последователями Иисуса, самаряне могли сохранять прежние свои представления о ветхозаветной истории, отличавшиеся от общеиудейских. Особое внимание они уделяли Сихему как своему религиозному центру. Возможно, у них было предание, что и земля, приобретённая в Сихеме, связана не только с Иаковом, но и с Авраамом… Но это — только гипотеза.
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Возник вот такой вопрос. В Новом Завете постоянно встречается это ключевое условие, но что оно конкретно означает? Что значит «быть во Христе»? Удивительное в том, что далеко не все могут объяснить, что это означает на самом деле. А их исповедание больше похоже на заученный лозунг по принципу «так надо». И всё-таки есть те, кто действительно желают иметь подлинно Библейское понимание этого вопроса. Ведь это условие повторяется в Новом Завете огромное множество раз...
К примеру ситуация: к Вам пришёл верующий, но малосведущий человек, узнавший, что для спасения ему обязательно надлежит быть во Христе (или его ввели в заблуждение?), но не знающий точно, что это такое. И вот он очень сильно захотел узнать. Ему теперь нужны чёткие критерии, по которым он мог бы сличать своё бытие и бытие во Христе, и корректировать своё в случае рассогласования. Живой человек с животрепещущей нуждой угодить Всевышнему.
С уважением к Вам, Гончаров Дмитрий
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!
«Быть во Христе»… «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» — говорит апостол (Флп. 2, 5). «Мы имеем ум Христов» — дополняет в другом месте (1 Кор. 2, 16)…
Какие же чувства у Христа? — Конечно же, прежде всего — милосердие, сострадание, снисхождение и т. п., одним словом — любовь. Какие же мысли («ум») ему свойственны? — Конечно же, забота о спасении всех… Внутренний наш человек имеет всего три составляющих — разум, чувство, волю. Не в том ли состоит уподобление Христу, чтобы постоянно приводить все эти три наших начала в соответствие, в гармонию с его духовным состоянием? — Совершать то «усилие», которым Царство Божие достигается? Стараться всеми силами «достигать любви»? Не это ли и значит — «пребывать во Христе»?..
Уважаемый Дмитрий Владимирович. Прочитал в вашей книге, что уничтожение огнём будет в результате ядерной войны. Отчасти вы правы. Посмотрите это https://neuromir.tv/vodorodnaya-bomba-pod-nogami-i-pod-neftyanoy-ekonomikoy/ заседание учёного совета. Мне думается, что в результате большого количества землетрясений, водород в большом объёме вырвется из земли и воспламенится. Всё сгорит сразу по всей земле. В результате горения водорода образуется водяной пар, то есть будет восстановлена «рубашка», которая была до потопа и мы, воскреснув, будем снова с Господом в Его Царствии. Сильные землетрясения могут возникнуть при повреждении земной коры в результате ядерной войны, хотя и не обязательно. Ядерная война вызовет радиоактивное заражение и сделает жизнь невозможной, хотя у Бога всё возможно.
о. Александр.
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый о. Александр!
Ужасное развитие земных событий в будущем, Вами описанное, — увы, вполне вероятно… Но мы надеемся на милосердие Божие, которое может направить историю и по иному руслу, — см., например, начало 2-й главы Книги Исайи и другие пророчества о покаянии и примирении народов Земли. Да совершит сие любовь Отца нашего Небесного!..