Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Иго ли? 19.12.2010 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, во всех Ваших богословских книгах в той или иной степени говорится об актуальности Закона Моисея и для христиан, в т.ч. современных. В связи с этим становится непонятно – почему апостолы называют Закон "игом, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы" (Деян.15:10).
Во "Введении в Ветхий Завет" (стр. 418) Вы как бы ставите под сомнение содержание этого стиха, но конкретного разъяснения не даете. Хотелось бы получить его.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

В Деян. 15, 10 «не могли понести иго» — сказано в прошедшем времени: до принятия Духа Святого — Заповеди исполнять трудно, они представляются «игом» — см. Римл. 7, 22–23.
По принятии же Духа — излившаяся в сердце любовь (Римл. 5, 5) даёт возможность соблюдать Заповеди в радости — см. Римл. 8, 4, 6:

…Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих… по духу.
…Помышления духовные — жизнь и мир… (Римл. 8, 4–6)


Обращающиеся же из язычников не могут сразу исполнять весь Закон, поскольку являются духовными младенцами (I Петр. 2, 2), несведущими в слове правды (Евр. 5, 13). Постепенно же изучая Закон (Деян. 15, 19–21) и «соображая духовное с духовным» (I Кор. 2, 13), они должны принимать волю Божию, выраженную в Его заповедях (см. I Иоанн. 2, 7, 17; 3, 4–6, 22–24; 5, 2–3).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба...(продолжение темы) 18.12.2010 Татьяна
 Спасибо вам за ответ, Дмитрий Владимирович! Конечно же я немного знакома с особенностями Библейского стиля речи. Но в данном случае ваше объяснение(извините) показалось мне не очень убедительным. Можно сравнить обороты речи: Бытия 19-24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба... Бытия 16-15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Но тогда,наверно, было бы так: Агарь родила Аврааму сына от Агари (находящейся где-то) ... Я, конечно, обладаю очень скромными познаниями, но таких оборотов речи я больше не встречала...
И потом, Бытия 18: 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, 3 и сказал: ВЛАДЫКА! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, 5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. 6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. 7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. 8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И ОНИ ели.
А здесь в 3-м стихе "и сказал: ВЛАДЫКА! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" ведь Авраам обращается к Господу??? Далее: 20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 СОЙДУ И ПОСМОТРЮ, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. 22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Т.е Господь сказал \"сойду и посмотрю\". Значит ОН Сам и пошел в Содом, но при этом \"Авраам же еще стоял пред лицем Господа\"? 33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
В это же самое время Бытия 19: 1 И пришли те два Ангела (Господь?)в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и ОНИ ели... 17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. 18 Но Лот сказал им: нет, ВЛАДЫКА!(Обращение к Господу?) 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; И логическим завершением стал праведный гнев Господень! 24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба...
Помогите, Дмитрий Владимирович разобраться, как Господь мог быть одовременно у Авраама, Лота и на небе? И кто кто же к кому приходил, и кто где ел и спал?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!

Премудрость обещает: «Ищущие меня найдут меня» (Прит. 8, 17). Давайте же поищем!
В том же повествовании Господь говорит, обращаясь к Аврааму:

Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдёт народ великий… (Быт. 18, 16–18)

Как вы полагаете: здесь речь идёт о том же самом Аврааме, или о каком-то другом?! Сравните это с Быт. 19, 24: почему в одном случае Вы находите «две Ипостаси», а в другом — нет?..
Следующие три примера я привожу из древнего мидраша «Берешит Рабба».

И сказал Ламех женам своим:… жены Ламеховы! внимайте словам моим… (Быт. 4, 23)

Имел ли он ввиду жён какого-то другого Ламеха?
И далее:

Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. (Быт. 24)

За какого Ламеха — за того же, который говорит, или за иного?!
Второй пример:

И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула… и да помажет его… Садок священник… в царя над Израилем… (III Цар. 1, 33–34)

Эти слова произносит царь Давид: Соломон в цари ещё не помазан. Следовательно, «возьмите с собою слуг господина вашего» — относится к слугам самого Давида, и он говорит о себе в третьем лице (как в Быт. 19, 24 говорит и Бог).
Третий пример:

И сказал царь Артаксеркс… напишите и вы о Иудеях… от имени царя, и скрепите царским перстнем [в оригинале — «перстнем царя»]. (Есф. 8, 8)

Неужели он имел в виду другого царя?!
Итак, мы видим, что подобные обороты речи характерны для Библии.
Теперь — о том, как Господь явился Аврааму (Быт. 18). Мнения Отцов церкви разделяются: одни видят в трёх ангелах явление Лиц Троицы, другие утверждают, что Бог говорил через одного, двое же были Ангелами-служителями. Оба мнения верными быть не могут, не так ли?
Согласно Православной догматике, Лица Троицы нераздельны (и неслиянны): «Где Отец, там и сын, и Дух». Но в Быт. 18, 22 и 19, 1 сказано, что в Содом пришли только два Ангела; следовательно, произошло разделение, что не согласуется с догматикой. К тому же эти двое отчётливо именуются ангелами (19, 1, 15).
Далее. Авраам обращается к ним: «Владыка!» — прежде, чем узнаёт, что это не люди, а Ангелы.
Об этом ясно говорит апостол Павел:

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. (Евр. 13, 2)

Понятно, что эти «некоторые» — в первую очередь, Авраам и Лот (других примеров в Писании мало). Итак, ни Авраам, ни Лот поначалу не знали, что перед ними — ангелы. Иоанн Златоуст специально останавливается на этом: «Никто… не унизит… праведника [Авраама], предполагая, будто он… знал, кто были те путники. В таком случае… не было бы ничего и великого. Но то дивно… что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми» (Беседа 41). Но если Авраам принял троих путников за простых людей,— как же он сказал им: «Владыка»?
В оригинале Быт. 18, 3 стоит «Адонай» — буквально: «Господа мои». А это — обращение не только к Богу. Так называли и почитаемых или высших по сану людей (параллель — наше обращение на «Вы» к одному лицу). Пример — применение слова «адона́в» — буквально «господа́ его» (множественное число) — к господину Иосифа (Быт. 39, 2, 3, 7, 16, 19); ср. «адонэ́й Йосеф» — буквально «господа́ Иосифа» — о нём же (там же, ст. 20).
Так что перевод «Владыка» (с большой буквы) сделан под влиянием позднейшего понимания, более правомерно было бы — «господа мои» (Быт. 18, 3 и 19, 18).
Теперь — о словах «сойду и посмотрю» (Быт. 18, 21). Здесь же Господь говорит ещё — «узна́ю», т. е. испытаю. Для этого Ему Самому, да ещё в видимом Образе, «спускаться на землю» не нужно: Он посылает ангелов, как царь — послов (Быт. 19, 1, 15).
Сказано:

…Бог наш… обитая на высоте,
Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю… (Пс. 112, 5–6)
,

— это не значит, что Он всюду является в видимом образе, чтобы «посмотреть!». Также и в Быт. 11, 5–7:

И сошел Господь посмотреть город и башню…
И сказал Господь…
Сойдем же и смешаем там язык их... (Быт. 11, 5–7)


Но ведь — уже «сошёл», как же сказано снова — «сойдём»? Понятно, что выражения эти — образно-фигуральные: они указывают на вмешательство Его в дела людей, а не на буквально-видимое «схождение»…
Обращается же Авраам то к одному — главному из троих путников — «ты» (Быт. 18, 3), то ко всем трём — «вы» (ст. 4, 5). Также и к нему обращается то один (ст. 10, 13, 14, 17 и др.), то все трое (ст. 5, 9). Всевышний же может говорить как через одного ангела, так и через нескольких — подобно тому, как Он говорит и через нескольких пророков (ср. I Цар. 10, 5, 10; I Кор. 14, 29–31).

Гилгуль 16.12.2010 Игорь Валентинович
 Говоря о гилгуле, как еще одной возможности исправления души, неизменно возникают вопросы о воскресении мертвых. Все ли тела предыдущих воплощений воскреснут? Или, в каком из тел произойдет воскресение?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!

Что называет Учитель «воскресением мёртвых»? —

А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Матф. 22, 31–32)

Итак, Авраам, Исаак и Иаков — живы! Имеет ли живой нужду в воскресении?
Вопрошающего о том, «как воскреснут мёртвые и в каком теле придут», апостол Павел назвал «безрассудным» (I Кор. 15, 35–36). Он объяснил, что «Бог даёт… тело, как хочет» (там же, ст. 38), а также — «что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (там же, ст. 50). Но ведь умершее тело — это только «плоть и кровь», притом упразднённые и разлагающиеся, не так ли? Иначе говоря — это «одежды кожаные» (Быт. 3, 21; Иов. 10, 10–11).
«Посему сказано», что воскреснуть из мёртвых нам надлежит здесь и теперь — сейчас:

…«Встань, спящий, и воскресни из мертвых»... (Еф. 5, 14)

А время, «когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» — «наступает… и настало уже» (!!! — Иоанн. 5, 24–25).

Мессия и гилгуль 16.12.2010 Йигаль
 Является ли вера в Мессию Иисуса "конечным пунктом" в колесе вращения душ?
Влияет ли на это качество веры или, скажем, уровень личной праведности?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

Существует не только «вращение душ», но и их восхождение!

Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «Возвратитесь [<шуву>], сыны человеческие!» (Те̃гиллим 89, 4)

Это сказано о «ходящих по кругу». А есть и такое слово:

Путь жизни — вверх [<лэ-маала> — «ввысь] для мудрого [<лэ-маскиль> — «для разумеющего»], чтобы уклониться от преисподней [<шеоль>] внизу. (Мишлей 15, 24)

Вот заступничество за душу со стороны Машиаха (Йешайа 53, 11–12) как раз помогает выйти из «колеса вращения» — и направиться ввысь! Конечно, для этого нужно активное участие веры и дел самого человека (см. Те̃гиллим 24, 3–6).

продолжение темы о "поведении Авраама.." от 16.10.10 10.12.2010 Людмила
 Здравствуйте, Дмитрий!
Юлий Николаевич в своем вопросе от 16.10.10. пишет: "Почему Авраам не был уверен, что Бог не защитит его и его не убьют за жену, скажи он правду?"
В Книге Быт.20:12 Авраам повествует Авимелеху о том, что Сарра приходится ему (Аврааму) и женой и сестрой одновременно. Таким образом, Авраам сказал фараону правду. В вашем ответе приведены комментарии «Введение в Ветхий Завет» стр.129-130, где по каким-то причинам не упоминается о «двойном» родстве Авраама и Сарры. Возможно в приведенных стихах Быт.20:12 неточный перевод? Неоднократно звучат такие слова современных проповедников с кафедры: «Авраам солгал фараону, тем самым он согрешил против Заповеди Бога».
Есть еще одно место в Священном Писании, которое смущает: Иоанн 1:21. На вопрос священников, Пророк ли он, Иоанн ответил – нет. Но совершенно очевидно, что Иоанн был настоящим Пророком, о чем свидетельствуют его слова далее, в 29 стихе, и во многих других местах Нового Завета. Предполагать, что Иоанн скрыл истину от вопрошавших, чтобы обезопасить свою жизнь – это нелепость, так как все его обращения к властям, священникам фарисеям и саддукеям прямые и бесстрашные например, «порождения ехиднины» и т.д.

Если возможно, дайте пожалуйста ваш перевод и понимание этих мест:
1. Быт 20:12 ср. Быт 12:13
2. Иоанна 1:21

Заранее спасибо за ответ!
С уважением, Л.




Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

1) Праотец Авраам сказал Авимелеху, что Сарра — жена ему, только после вмешательства Бога (Быт. 20, 2, 5, 10–13). Фараону же он об этом вообще не говорил (Быт. 12, 18–19). Велика была вера праотца, «водимого Духом»! (Римл. 8, 14). Он слышал Голос Божий — и всегда повиновался Ему (Быт. 12, 1, 4; 13, 14, 17–18; 15, 4, 9, 10; 17, 22, 23 и мн. др., ср. Иоан. 3, 8). Мы можем быть уверены, что и при общении с фараоном и Авимелехом праотец поступал, повинуясь велению свыше, — и результаты были соответственные…
Упомянутые же вами «проповедники» — говорят так, как учит их отец (Иоан. 8, 43–44).

2) Писание учит нас отвечать «глупому по глупости его» (Прит. 26, 4). И даже Бог поступает «с лукавым — по лукавству его» (Пс. 17, 27). Спрашивавшие знали про Иоанна, что он — пророк, но не хотели признать это перед народом (Лук. 20, 3–7). Поэтому сам Иоанн призвал их «исправить путь» (Иоанн. 1, 23) — и тогда они смогут не только получить, но и принять ответы на свои вопросы…

Лука 16, 12. 09.12.2010 Николай
 Что значит ваше в Лк. 16:12?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Николай!

Лук. 16, 12: «ваше» — это то, что полностью и навсегда принадлежит вам. А таково «сокровище неоскудевающее на небесах» (Лук. 12, 33), т. е. — то, что неподвластно ущербу, тлению, смерти — и никогда не отнимется. А «чужое» — это то, чем мы здесь владеем, но с чем придётся когда-то расстаться…
Здесь нас и проверяют: сможем ли мы, на примере того, как распоряжаемся «чужим», — доказать, что имеем право на «своё»? Созрели, доросли ли мы до Царства Небесного (Лук. 18, 22–27)?

Приобретайте друзей богатством неправедным 08.12.2010 Гофман н м
 Кто такие сыны света? По каким критериям можно понять себя? Кто я, сын тьмы, желающий стать сыном света, или кто? Можно ли считать приобретение друзей заповедью Мессии? Если это заповедь, то верующие, не делающие это неверные. Если же есть желание исполнить, то надо хорошо понимать, кто такие друзья, это сыны света или им надо помогать стать ими? Шалом. С уважением, Николай

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Николай!

Признаки сынов света описаны в Еф. 5, 1–14 и I Фес. 5, 5–9. Сопоставьте сказанное там со свойствами своей души — и ответьте сами на свои вопросы. Настоящими друзьями могут стать только друзья Мессии, исполняющие его заповеди любви — см. Иоан. 15, 9–17. Так что проповедь Учения и приобретение истинных друзей — это одно и то же.

Вопрос 08.12.2010 Комаров Александр Владимирович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Если можно, напишите какого вы вероисповедания и как относится православная церковь к Вашим переводам.
Очень понравились ваши аудиолекции, книг пока не читал - не хватает времени, но даже то, что я услышал поразило своей глубиной.
С благодарностью, Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр Владимирович!

Спасибо за добрые отзывы.

1) Учитель заповедал: «Имейте веру Божию» (Марк. 11, 23). Вот к такому вероисповеданию я себя и отношу.

2) Какие «переводы» Вы имеете в виду,— уточните, пожалуйста.

3) Православная церковь состоит из очень разных людей, поэтому речь может идти об отношении как добром, так и злом:

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его. (Лук. 6, 45)

Вопрос по Книге Даниила 07.12.2010 Shimon
 Шалом вам!
Пожалуйста, помогите мне разобраться.
Дан 9:25 написано: "Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины".

Согласно еврейской энциклопедии, Кир издал этот указ в 538 г. до н. э., но математически это ну никак не сходится с временем появления Иешуа. Наши мудрецы запретили высчитывать время прихода Машиаха. Но я знаю, что Он уже был. Но как понять эти неточности? Ведь Даниил указал точные даты. Помогите разобраться, пожалуйста.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Шимон!

Интересующий Вас вопрос я уже пытался объяснить — см. «Пророчества Книги Даниила», стр. 164–173; конкретно о счислении «седмин» — стр. 167–168. Книга выложена на этом сайте.

не зажигать огонь в день Субботний 05.12.2010 Людмила
 Уважаемый Дмитрий!
В Исх.35:3 "не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы. [Я Господь.]" имеется запрет на зажигание огня. И эту заповедь объясняют все по-разному:
-одни учат вообще не зажигать огня и любого источника света;
-другие-зажигают свечи перед субботой, которые горят весь праздник;
-третьи трактуют запрет на приготовление пищи, но не запрет подогревать приготовленную раннее пищу на зараннее включенных (зажженных) источниках тепла.
Важно и интересно узнать пояснения на данную заповедь от Вас.
С благодарностью, Л.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

В буквальном смысле «баа́р» — «сильно пылать», «пламенеть»; имеется в виду разведение костра, т. е. целая работа.
В духовном смысле — здесь запрет на зажигание «чужого», т. е. не исходящего от Творца, огня при служении Ему (ср. о Надаве и Авигу — Лев. 10, 1–2); при этом Суббота — это вхождение «в покой Его» (Евр. 4, 9–10), т. е. общение с Ним в Духе:

…Духом пламенейте; Господу служите… (Римл. 12, 11)

Ведь если мы будем видеть только плотско-душевный смысл в Заповедях, — то не уподобимся ли «безумным и слепым»? (Матф. 23, 16–19; ср. Римл. 8, 5–9).


А Христу глава - Бог 05.12.2010 Салих Исаев
 Уважаемый Дмитрий Владимирович.

Спасибо за ответ. Чтобы глубже разобраться в «двух наибольших заповедях», продолжаю знакомиться с Вашим сайтом. Кстати, уверяю Вас: один только раздел «Ответы на вопросы» просится быть опубликованным в бумажном виде (то есть в виде некой книги-сборника). Понятно, что сборник должен быть систематизирован по темам (к примеру, «Иисус – Бог или человек?», «Уточнения по переводу Писания», «Дух и душа», и т.д.).

Разумеется, это вопрос исключительно Вашего решения, но я убеждён, что это будет весьма читаемый и полезный сборник.

* * *

И ещё один конкретный вопрос, но сначала выскажусь.
С интересом прочитал Ваши беседы (с разными гостями сайта), которые пытаются убедить Вас, что Иисус Христос есть именно «истинный Бог» (в самом прямом смысле слова).

Одна из Ваших собеседниц в качестве своего аргумента привела цитату из апостола Павла: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно».

Вы отвечаете Наталье: «Заметим, что выражение «в Нём обитает» — предполагает разделение на того, в ком обитает, и на Того, Кто обитает. Если в доме живет хозяин, то сам дом хозяином не является. Логос («полнота Божества») обитает «в нем» — в Иисусе. Однако же Иисус — Храм Логоса, но не сам Логос! «Вся полнота Божества» — т. е. настолько, насколько личность и природа человека могут вообще вместить. Логос проникает весь состав Мессии — дух, душу и тело. А если бы Бог всецело «помещался» в Иисусе, — Его (Бога) не было бы более нигде. А ведь Он — вездесущ!»

Добавлю от себя, что в пользу Вашего толкования свидетельствуют слова и самого Иисуса Христа, и некоторые пояснения апостола Павла.

В частности, Иисус отрицает, что «весь Бог» поместился в нём (в Иисусе). Отрицает следующим образом.

Во-первых, Иисус отрицает свою всеблагость и фактически проводит НЕтождество между собой и Богом: «Он же (Иисус) сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Во-вторых, Иисус свидетельствует, что он, в отличие от Бога, является НЕ-всезнающим: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».

В-третьих, Иисус ясно очерчивает иерархию взаимоотношений в системе «Бог – Христос»: «Иду к Отцу; ибо Отец мой БОЛЕЕ меня»

А также: «Отец Мой больше всех».

Иисус отмечает, что Истина, которую он несёт людям, не принадлежит лично ему. Он, Иисус, лишь верный носитель и передатчик Божественной истины:

"А теперь ищете меня убить, ЧЕЛОВЕКА, который истину вам произнес, которую я услышал у Бога"

* * *

Примечательно также, что и сам апостол Павел не «приравнивает» Бога и Христа.

Напротив, он подчёркивает их НЕтождество: «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог»

Это же очевидная иерархия: Бог – Христос – муж – жена.

Вот ещё одно ясное утверждение апостола: «Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус»

* * *

Бесспорно, в этом вопросе едина как до-евангельская Тора: "Господь, Бог наш, Господь един есть", "Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим", так и пост-евангельский Коран: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом».

Любопытно, что в этом аяте (4:171) подтверждается весь список почётных титулов Иисуса (посланник Божий, мессия, Слово Бога, и т.д.). И отрицается только тождество Бога и Христа: «Воистину, Аллах является Единственным Богом».

Но даже если учитывать, что часть сегодняшних христиан относится к Корану с известным недоверием и готовы ограничиться только Новым Заветом – в тексте Писания стоит ясный знак «НЕРАВЕНСТВА» между Богом и Христом.

Уважаемый Дмитрий Владимирович, в связи с этим у меня вопрос к Вам.

А Вы не прослеживали в истории Церкви того момента (если он был, такой момент), когда от евангельского и апостольского понимания трактовки качнулись к последующим, то есть к полному отождествлению Бога и Иисуса? Или одного такого конкретного момента не было, и новое («обожествлённое») понимание статуса Христа как самого истинного Бога рождалось во множестве острейших ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ диспутов на Соборах?

Вы сами ничего не писали на эту тему? Или для Вас интереснее анализ самого текста Писания, а разбор истории и развития человеческого восприятия Писания – это не совсем «Ваше»?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Салих!

На вопрос, Вами заданный, однозначно ответить нельзя. На Соборах велась постоянная борьба как по поводу лиц Троицы, так и по поводу «естества» (или «естеств») Иисуса Христа. Однако ещё раньше (во II-III веках) происходила долгая контаминация Евангельского учения — с общеэллинистическими представлениями, гностицизмом в разных формах, митраизмом и т. п. Многое в этой области уже исследовано, но ещё больше — «нерасшифрованного» и намеренно затемняемого…

Законно ли мясоедение в наши дни? 04.12.2010 Людмила
 Здравствуйте, Дмитрий!
1. В книге Левит 17:3-9 говорится об обязательном приношении в жертву Господу животного, которого закололи вне стана, причем по всей вероятности, имеется ввиду любое (из чистых) животное, в том числе предназначенное для повседневной пищи. Каким образом это должно исполняться в наши дни, когда Храма нет? Не является ли в таком случае запретом вкушение мяса чистого животного, не прошедшего законного заклания? И каким образом может происходить заклание животных, продающихся в кошерных магазинах.
2. Что говорит Священное Писание о временах между первым и вторым Храмами, осуществлялись ли в те дни жертвоприношения.
3. Притчи 5:15-17. Только ли о брачной жизни говорится в стихах и как следует их понимать?
Заранее благодарна за ответ!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

1) Обратите внимание на Лев. 7, 16–18 и 19, 5–8: мясо мирной жертвы разрешено есть в день её приношения и назавтра. На третий день вкушать её нельзя. Но всякое закалаемое животное имеет статус мирной жертвы (упомянутые вами стихи Лев. 17, 3–5), поэтому мясо, вкушаемое на третий день и далее, запрещено.
От мясной пищи отказывались многие как в период Вавилонского плена (Дан. 10, 3; III Езд. 9, 24), так и после разрушения Второго храма; в более поздние эпохи — первые караимы («Авелей Цион» — «скорбящие о Сионе») и многие другие. Подобное советует и апостол Павел: «Лучше не есть мяса…» (Римл. 14, 21); «…Не буду есть мяса вовек…» (I Кор. 8, 13).

2) Существует мнение, что Иер. 41, 5 говорит о продолжении жертвоприношений после разрушения Первого храма, однако — только на месте бывшего жертвенника (ср. Втор. 12, 13–14).

3) О «воде из твоего водоёма»: не только о браке (далее — ст. 18–20), но и, символически, о собственном духовном пути.

И пролил Господь... дождем серу и огонь от Господа с неба... 02.12.2010 Татьяна
 Дмитрий Владимирович! Разбирая ваши комментарии к Книге Бытия, не нашла вашего комментария к 19-й главе, ст.24-25: И про­лил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрест­ность сию, и всех жителей городов сих, и про­израстания земли.
Очень хотелось бы узнать, почему эти стихи вами пропущены и как бы вы их прокомментировали?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!

Если Вас заинтересовало в приведённых стихах двойное упоминание Имени Божьего — «пролил Господь… от Господа», то это свойственно библейскому стилю речи. Например: «Авраам же пошёл с ними… Утаю ли Я от Авраама… от Авраама произойдёт народ великий… и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нём» (Быт. 18, 16–19). Здесь речь идёт об одном Господе, как и об одном Аврааме, хотя строй речи для нас и непривычен. «Пролил Господь» — сказано о наказании, а «от Господа» — подчёркивает, что катастрофа была сверхъестественным событием, произошла через вмешательство Творца, а не по законам природы (ср. такое же описание Египетских казней — Исх. 7, 17; 8, 13, 21, 31 и т. п.).

...Верующий в Меня более сотворит... 02.12.2010 Татьяна
 Дмитрий Владимирович, возможно ли и так посмотреть на это заявление Господа: более дел (количественно), а не более значимые дела. Что может быть значимее Жертвы Сына?
А количественно - это логично. Иисус творил Божье на земле - 3 года, а мы, в подавляющем большинстве, имеем больше лет для Служения и утверждения Славы Божьей в этом мире.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна!

Выражение «дела» подразумевает различные чудотворения и не относится к Жертве, последствия которой были невидимы, и наблюдать их воочию люди не могли.

Книга "Числа" 30.11.2010 Кравцов Александр Тимофеевич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!Не могли бы Вы обЪяснить смысл текста из книги "Числа",31 гл.,ст.32-41,из которого следует,что сыны Израилевы приносили в жертьву не только животных, но и людей (ст.40-41).Благодарю Вас за ответ. Александр.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр Тимофеевич!

Что побудило Вас сделать столь странный «вывод»? Чин жертвенный подробнейшим образом описан в Книге Левит. Людей же посвящали на служение при Скинии — ср. Иис. Н. 9 — о жителях Гаваона, назначенных «рубить дрова и черпать воду для дома Бога» (ст. 23, 27). Такие люди назывались «нэтиним» (в Cинодальном тексте «нефинеи») — «отданные» или «посвящённые» — см. I Пар. 9, 2; II Ездр. 43, 58, 70; Неем. 3, 26, 31 и др.

Имена Бога 28.11.2010 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, из околобиблейской литературы узнала, что ВЗ в оригинале полнится именами Бога. По какой причине в переводах на совр. языки они заменены титулами Бог и Господь?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Ряд Имён переводится по-другому — например, Быт. 49, 25: Пс. 7, 18. Уже в Септуагинте переводчики ввели описательные — «Тэос» и «Кюриос» — чтобы не нарушать Третью Заповедь (Исх. 20, 7).

мертвые Богом забыты? 27.11.2010 Житкова Юлия Николаевна
 Здравствуйте. Разъясните пожалуйста место из Псалмов (Пс. 87, 5-6 ст.): "Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты". Почему Давид (если это его псалом)говорит о мертвых, как о забытых и отринутых Богом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия Николаевна!

В названных Вами стихах речь идёт о преисподнейШеоле: ст. 4 — «жизнь моя приблизилась к преисподней»; ст. 7 — «Ты положил меня в ров преисподней». В Шеоле находятся души нечестивцев — см. Ис. 14, 9–11; Иер. 31, 24–31. От этих душ Создатель «отвернулся». Совсем иначе относится Он к душам праведников, находящихся в раю — см. Лук. 16, 22–26.

Последние археологические открытия 27.11.2010 Игнатьков Александр Николаевич
 Доброго здоровья, уважаемый Дмитрий Владимирович! Огромное спасибо за ваш очень необходимый людям труд, помоги Вам Господь! Хотелось бы узнать Ваше мнение об археологических открытиях Рона Уайета. Заранее благодарен, Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Об археологических открытиях насколько мне известно, судят на основании представленных артефактов — доступных для всеобщего наблюдения результатов раскопок.

Братья по Раю 26.11.2010 Салих Исаев
 Уважаемый Дмитрий Владимирович.

Я представляю, как будут изумлены фанатики (самых разных мастей), когда по итогам Судного часа Мухаммад (мир ему) крепко обнимет Иисуса Христа (мир ему) и они с той же лучистой улыбкой примут в свои дружеские объятия Авраама (мир ему), Моисея (мир ему) и других своих великих братьев.

С большим уважением воспринимая вашу просветительскую деятельность, Дмитрий Владимирович, задам всего лишь один вопрос.

Что делать мне сегодня, чтобы по итогам Судного часа оказаться, если не прямо в кругу этих выдающихся людей, то хотя бы быть счастливым наблюдателем этой сцены? Что делать, чтобы по итогам Судного часа оказаться с ними "по одну сторону баррикад"?

Нет, конечно, я знаю, что есть монотеистические Писания, авраамические религии, заповеди, ритуалы, практики поклонения Единому Богу... Но с чего начать? Что является ключевым, самым важным и главным? (Думаю, Ваш ответ будет небезынтересен и другим посетителям сайта и может быть выставлен в рубрике "Ответы на вопросы").

Спасибо. Да умножит Всевышний ещё более Ваши знания и сделает их полезными для Вас и других людей.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Абусалих!

Ответ на Ваш вопрос дан в словах Иисуса книжнику, спросившему:

…Какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
Сия есть первая и наибольшая заповедь;
Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф. 22, 36–40)


Сопоставьте эти слова с ответом Иисуса некоему юноше, желавшему знать, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матф. 19, 16–21).
А ведь Ваш вопрос как раз о том же — «как наследовать жизнь вечную?» Итак, в ответах Иисуса двум вопрошавшим —о жизни вечной и о смысле заповедей — и содержится объяснение поднятой Вами темы.


суббота или воскресенье? 20.11.2010 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, во "Введении в Ветхий Завет" Вы неоднократно подчеркиваете и подробно разъясняете, что Христос воскрес в субботу. И трудно что-либо противопоставить Вашим аргументам (по крайней мере в диапазоне моих ничтожных знаний). Но как же быть тогда со стихом 16:9 из Евангелия от Марка: "Воскресши рано, в первый день недели, Иисус...". И ладно бы только в Синодальном переводе, а то ведь и у М. Лютера: "...Jesus auferstanden war fruh am ersten Tag der Woche...". Насколько я знаю и в переводах на английском языке дело обстоит также. Если текст оригинала (на греческом языке) хотя бы намекает на субботу, то почему даже такие титаны как Лютер, переводят абсолютно конкретно - "в первый день недели"?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Марк. 16, 9 — греческое: <Анаста́с дэ про́и про́тэ сабба́ту…> — «Воскресший же, рано в первый [день от] субботы», или — «в первую субботу». Возможны оба варианта понимания. В первом случае: «Воскресший же — рано в первый [день от субботы] явился сначала Марии Магдалине». Здесь сказано, когда воскресший ей явился, а не когда воскрес. При втором варианте — «Воскресший же рано в первую субботу» — речь идёт о счёте годовых суббот, начиная от Пасхи (вышедши из Египта, израильтяне впервые после рабства покоились в Субботу — ещё до Синая: Исх. 16, 22–30. Поэтому — «суббота первая [от Песаха]»). Ср. Лук. 6, 1 — о «субботе первой» [после] «второго [дня Пасхи]».
Лютер же следовал устоявшейся традиции понимания — как и во многих других случаях.

Как сочетается 16.11.2010 Расков Данил
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Спасибо, что находите время на ответы.
Вопрос - как сочетается:
1) Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, а для слуги, чтобы он был как господин его [Мф 10; 24-25].
2) ...верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и более сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду [Ин 14:12].

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Данил!

Мессия, взойдя к Отцу, воссел одесную Бога (Марк. 16, 19), т. е. — получил несравненно большую славу, нежели имел на земле (Иоанн. 17, 5);

Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя... (Деян. 5, 31)

Таким образом, даже творя дела «более тех», что творил на Земле Иисус, его ученик не становится этим «выше учителя и господина»: ведь теперь самому Иисусу Богом «дана всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18).
Это подобно тому, как если бы некий рыцарь, став королём, сделал бы бывшего своего оруженосца герцогом, т. е. поставил бы его на более высокую ступень, чем занимал ранее сам.


Какие псалмы по нефеш-терапии? 15.11.2010 Юлия
 Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какие псалмы нужно читать для того, чтобы прогнать паразитов из организма?
Спасибо

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!

Прежде всего, здесь требуется физическая чистка организма, лечение травами и т. п. Читать при этом следует Пс. 73, особенно сосредотачиваясь на стихах 13 и 14. Читать утром и вечером над водой с добавлением лимона (чтобы ощущался кислый вкус). Воду каждый раз всю выпивать.

учение николоитов 12.11.2010 Dmitriy
 Отк. 2,15 Чему учили николаиты? Шалом!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

У ранних церковных писателей — например, у Евсевия (Церковная история 3, 29), Иринея Лионского (Обличения лжеименного знания I, 26, 3) — о николаитах сказано, что они отрицали Закон и Заповеди, вкушали идоложертвенное и «обобществляли» жён. Однако само название (<ника́о> — «побеждать», <лао́с> — «народ») означает «народопобедители»; под таким именем может подразумеваться церковное течение, считающее необходимым захватывать власть над целыми народами (посредством обращения в веру их правителей) и насаждать Христианство силой (каковое учение и восторжествовало в историческом Христианстве).

о книгах 09.11.2010 Елена Николаевна
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, на ярмарке в Красноярске приобрела Ваши книги.
Люблю Книгу Иова, но не все понимала... Теперь, с благодарностью к Вам, читаю и думаю.
Может мое сообщение и не столь важно для Вас, но у меня чувство радости, что впереди встреча с Введением в Ветхий Завет. Это то, что мне необходимо. С уважением, Е.Н.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена Николаевна!

От души желаю Вам благословения и помощи свыше при изучении Писания.

Почему Саулу нужно было знать чей сын Давид? 08.11.2010 Виктор Коваленко
 Шалом, Дмитрий Владимирович!

1 Цар. 16, 17 главы.
Давид был у Саула придворным музыкантом и личным оруженосцем, то есть, хорошо знакомым Саулу человеком.

1. Почему Саул спросил начальника войска, чей сын Давид, хотя сам перед боем с Голиафом пытался помочь Давиду броней и оружием /1 Цар.17: 31 - 38/: "Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир! чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя царь; я не знаю. И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша?" /1 Цар. 17: 55, 56/.

2. Почему после поражения Давидом Филистимлянина Голиафа, увидев в лицо Давида, Саул спросил Давида чей он сын? "Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его. И спросил его Саул: чей ты сын юноша?" /1 Цар. 17: 57, 58/.

Заранее благодарен,
Виктор Коваленко



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор Коваленко!

Царь Саул под действием злого духа был отчасти не в себе, повреждён рассудком — «бесновался» (I Цар. 18, 10): ср. метание им копья в любимого сына (там же, 20, 32–33), не говоря уже о ряде безумств по отношению к Давиду (там же, 18, 10–11 и 19, 9–10). Саул ранее сам лично посылал людей к Иессею, сказав: «Пошли ко мне Давида, сына твоего» (там же, 16, 18–22). Так что забыть о том, кто есть Давид, он мог только от помрачения разума, что Писание и сочло нужным подчеркнуть.

Деян.9:7 и Деян.22:9 06.11.2010 Людмила
 Здравствуйте Дмитрий!
В книге Деян. 9:7 и Деян. 22:9 описываются одни и те же события, произошедшие с Павлом по дороге в Дамаск. Только в одном случае люди, шедшие с Павлом, слышали голос, а никого не видели, а в другом случае видели свет, но голоса не слышали.
Поясните, пожалуйста, может это неточность перевода?
С благодарностью, Л.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

Известные на сегодняшний день греческие рукописи не содержат разночтений по данному вопросу. Поскольку ни в одном из случаев не сказано «все люди», — может быть, часть сопровождавших Савла слышала голос, а часть — видела свет. Ведь духовные явления воспринимаются разными людьми по-разному, — в зависимости от их развития и возможности «видеть и слышать» (ср. Ис. 6, 9–10).

казнить или помиловать 05.11.2010 Людмила
 Здравствуйте, Дмитрий!
В Числ. 35:20-21 сказано о наказании за преднамеренное убийство. В 33 стихе освещается вопрос об обязательной казни преступника, иначе - «осквернение земли», что тоже является грехом. И нет ни слова о том, как поступать с преступниками, которые принесли раскаяние (если успели).
В наши дни огромное количество заключенных отбывают наказание за данное преступление и многие, находясь в колониях, уверовали и покаялись, и уверены в своем прощении и очищении. И еще, сравнивая Закон Божий и закон человеческий в этой части, получается, что мораторий на смертную казнь является не добром (надежда на осознание заключенным своего греха и раскаяние), а злом, так как не соответствует Закону Божьему, предписывающему обязательную казнь убийцы.

Помогите разобраться. Занимаясь ранее тюремным служением, теперь не вижу пользы в нем.
Заранее благодарна за ответ, с уважением, Л.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

Поднятый Вами вопрос — очень сложный. «Ни одна иота» из Закона Божьего не может исчезнуть или отмениться. В то же время, Новый Завет дышит избыточествующей милостью (см. Ис. 53, 11–12; Иоан. 8, 3–11; Лук. 23, 39–43 и мн. др.). Апостол говорит иудеям о Мессии:

…Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. (Деян. 13, 39)

— следовательно, даже смертные грехи (т. е. караемые по Торе смертью) могут быть прощены при совершенной вере и полном раскаянии. Так «милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Но не нам решать — истинны, притворны или «половинчаты» вера и покаяние преступников. Это знает только Сердцеведец…
Притом ведь прощение Божие может относиться к посмертной участи и совершенно не освобождать от наказания на Земле: лучший пример — покаявшийся разбойник, наследующий рай после казни (Лук. 23, 39–43). Но вот — пример из Ветхого Завета совершенно противоположный: кающийся Давид избавляется от смерти — II Цар. 12, 9–13.
В любом же случае, преступно-опрометчиво поступают власти, освобождая из мест заключения злодеев, многие из которых возобновляют свою «деятельность» (в т. ч. маньяки-убийцы и садисты). Таковых следует, даже если они и искренне раскаялись, хотя бы уж пожизненно держать под стражей.
Так что — ох, неоднозначный вопрос…

Нефеш-терапия 04.11.2010 В.В. Авраменко
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, я на себе испытала удивительное действие метода, описанного в Вашей книге «Нефеш-терапия»!
В 44 года, 13 лет назад, я перенесла инсульт. С тех пор меня беспрерывно мучили головные боли, чувствовала общее недомогание и слабость. Недавно мне рассказали про нефеш-терапию, я решила попробовать Читала псалмы по книге Нефеш-терапия от головной боли, инсульта и нарушения кровообращения. Травы я не заваривала, использовала воду, и все равно состояние моего здоровья значительно улучшилось. Низкий Вам поклон.
В.В.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая В. В. Авраменко!

Слава Богу, что Нефеш-терапия Вам помогла, — будем надеяться, что вера Ваша приведёт, с помощью Отца Небесного, к дальнейшим улучшениям!


Псалом 78 31.10.2010 Ольга
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,
как Вы думаете, откуда в 78 псалме стих 1 в Септуагинте могло взяться "хранилище плодов"? В Пешитто и в Вульгате в этом месте стоят "руины". А в масоретском тексте это слово во множественном числе встречается только здесь и еще как имя собственное (название селения) в Числах и Иисусе Навине.
Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга!

Действительно, в Масоретском тексте — <’иим> («развалины»), в Септуагинте — <опорофюла́кион>, («хранилище плодов», в церковнославянском — «овощное хранилище»). Все древнейшие версии, увы, до нас не дошли — возможно, где-то в оригинале было <эци́м> — «деревья», вместо <’иим> (дополнительная буква «цадэ»), а отсюда уже — «древесные плоды»? Ср. I Макк. 4, 36 — вступление Хасмонеев-победителей в осквернённый врагами Иерусалим:

И увидели, что святилище опустошено… и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения … (I Макк. 4, 38)

Вот и <эцим> — «деревья». Но это — только предположение.

Сhelovek 30.10.2010 Martirosyan Hayk Vramovich
 Человек – это все-таки триединство (душа, дух, тело) или четыреединство (ЛЮБОВЬ, душа, дух, тело)?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Гайк Врамович!

Любовь — не часть состава человека: она может и быть, и отсутствовать в сердце (II Иоанн. 1, 6). В то же время, дух, душа и тело — неотъемлемые составляющие нашей природы: см. I Фес. 5, 23.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |