Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Буква в букву или О волах ли печется Бог-3? 03.03.2013 Ана†олий
 Мир вам, уважаемый Дмитрий Владимирович.

Прочёл ваши ответы на мои вопросы. Ваши аргументы нашел очень и очень неубедительными. И это в лучшем случае, а в худшем — они могут оказаться лжеучением, искажением Евангелия или иным Евангелием, со своими добавками и «убавками». Давайте рассмотрим...

1. Вот вы говорите, что жертвы животных принести нельзя, потому что храма нет!? Вы же здесь сами себе противоречите, потому что говорите вроде бы о каждой и всякой йоте (!) Закона и тут же утверждаете что «некоторые йоты» все же были упразднены на две тысячи лет. И что это за Закон и Завет, где некоторые постановления как бы нельзя пока исполнить?
Опять же говоря «некоторые» постановления я оговариваюсь, потому что если вникнуть — то из Моисеева Закона по сути как раз и можно исполнить только лишь некоторые постановления: в это входит кашрут, праздники, суббота, обрезание и скорее всего — ВСЁ !!!
Ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь вступился скажем за такие йоты закона как побивание камнями, сожжение, повешение неверных, ворожей, буйных детей, скотоложников, не слышал, чтобы кто-то стал бы практиковать закон о назорее, закон о рыжей телице, закон об очищении чистым нечистого живою водою, очищение прокаженных, имеющих истечение, семеноточивых, осквернившихся от прикосновения к мертвым так как это записано у Моисея йота в йоту, ни разу не замечал чтобы злословящего отца или мать или того, кто занимается волхованием, пророка или сновидца, уговаривавшего отступить тебя от Господа — кто то по Матфею 5:17-19 предал смерти — неужели перевелись на свете ревнители и исполнители закона? Или йоты йотам рознь и действуют лишь «избранные» йоты?
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным....
8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9 но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
(Втор.13:6-10)

Я уж не говорю о том, что большой пласт заповедей выпадают не только из-за отсутствия храма, но и из-за отсутствия левитского священства, а без храма и священства что можно соблюдать? Правильно, только некоторые йоты. Вот и получается ситуация, когда отцеживают комара, а верблюда поглощают. Это именно тот случай, комментарий на который был дан Павлом:
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
(Гал. 6:12-16).

И кстати, это касается и соблюдения праздников Господних: как же их можно соблюсти до йоты, если при всяком празднике необходимо приносить жертвы животных и порой в течении семи дней (Лев.23:8), приносить снопы священнику ( какие снопы и каким священникам? — Лев.23:10), приносить по два кислых хлеба и вместе с ними в жертву агнцев, тельцов, волов и козлов, причем священник должен это потрясти пред Господом (кто это, где это и как это?)

37 Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день...
(Лев.23:37)
Праздники без всесожжений, хлебных приношений, закалаемых жертв и возлияний, каждых в свой день какие то обрезанные получаются, вы не находите??
И вот еще на закуску — законы, которые ..."пока нельзя исполнить" (по крайней мере не видел чтобы кто то ратовал за эти "йоты"):
1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце;
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
16 Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
23 а если будет вред, то отдай душу за душу,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
(Исх.21:1-36)

Еще нельзя исполнить закон о ....
37 Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной,
38 который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их.
(Лев.7:37,38)

Также нельзя "пока" исполнить законы:
- о родившей младенца мужеского или женского пола.
(Лев.12:5-7)
- о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять ее чистою или нечистою.
(Лев.13:59)
- о прокаженном, когда надобно его очистить (Лев.14:2)
- о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка.
(Лев.14:32)
- о всякой язве проказы и о паршивости,
55 и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о пятнах, -
56 чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.
(Лев.14:54-56)
- о нечистоте мужа от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;
(Лев.15:3)
- об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым,
33 и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистою.
(Лев.15:32,33)
- о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
(Чис.5:29)
- о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания,
(Чис.6:13)
- о назорее, который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое, кроме того, что позволит ему достаток его; по обету своему, какой он даст, так и должен он делать, сверх узаконенного о назорействе его.
(Чис.6:21)
- о левитах: от двадцати пяти лет и выше должны вступать они в службу для работ при скинии собрания,
25 а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более не работать:
(Чис.8:24,25)

--------------------------
2. Священники в храме нарушают субботу — это прямые слова Христа, а вы Дмитрий Владимирович взяли и поставили их в скобки, мол Христос сказал в переносном смысле как бы говоря: «В таком случае и священники, по-вашему, нарушители».Так вольно как вы поступаете с учением Христа и словами Евангелия поступать нельзя. Нельзя подходить к Слову методом Прокруста и растягивать места Писания для того чтобы придать им свой размер, или обрубать то, что кажется лишним и не входит в тот или иной образ.
---------------------------
3. «Если можно» — разве относимо к вечной и нерушимой заповеди? Я не разу не встречал Слов Творца, говорящих: если можете соблюдите заповеди, или будьте святы если это возможно или так мол, хорошо что у вас получилось исполнить то -то и то-то..И потом, я же говорил что Павел годами не был в Иерусалиме и естественно тем самым нарушал заповеди о жертвоприношениях (ведь Храм еще был),о праздниках, начатках, приношениях и прочее. Каша в общем получается с йотами: то можно - то нельзя, то все - то не все, "тут немного, там немного"..(Ис.28:13)
-----------------------------

4. *** «Итак, никто да не осуждает вас за… праздник… или субботу». Вот вы предлагаете мне заметить что сказано не за нарушение праздника или субботы, а «за праздник… или субботу».А я предложу вам заметить что сказано также и не за соблюдение праздника...или субботы.
Сам по себе праздник или суббота является камнем преткновения, причиной осуждения колоссян, а уж соблюдение или несоблюдение их здесь оговаривается самим контекстом, о котором я вам упоминал ранее. Рассмотрим:
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.
(Кол.2:16,17).
Павел связал праздники, новомесечья, субботы, пищу и пития с тенью (это есть тень, тень будущего).На тот момент когда они давались Моисею и через Моисея они были пробразом Мессии, Его тенью, а когда пришел Сам Образ в лице Мессии, то они как тень уже не так важны, важен Сам образ - тело, а тело - во Христе. Итак слова Павла (неудобовразумительные для некоторых) звучат так:
праздники, новомесечья, субботы и разные обряды с яствами и питиями, и различными омовениями, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Они являлись тенью того, что должно было прийти, детоводителем ко Христу.По пришествии нашем ко Христу, к Нему как Первосвященнику настоящих благ, мы уже не под руководством детоводителя. Мы уже не должны держаться теней и осуждать нас за это не стоит (никто да не осуждает вас за эти праздники, новомесячья, субботы - это тени)..
Для закрепления этой мысли и этого материала прочтите Послание к Евреям и послания к Галатам, где Павел пишет о том же соотношении двух заветов, Моисея и Христа, буквы и духа, закона Моисеева и закона Христова как о соотношении тени и самого образа: Галатам глава 3, Евреям главы 9 и 10. (Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя .... Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей и т.д..)
Суммирую слова Павла: праздники, новомесячья, субботы, обряды с явствами и питиями и прочее были тенью будущего, детоводителем к .. , прообразом будущих благ.По пришествии же Самого образа, тела, Мессии, Нового Завета — мы уже не должны быть в тенях, в прообразах, под руководством детоводителя… Именно это говорил Павел: прав он был или не до конца точен в этих взглядах и учениях — это уже другой вопрос, но перекручивать его слова и придавать им совершенно другой смысл — это называется превращением, о котором писал Петр в 2Пет. 3:16..

Вот вы пишите, что Иудеи не стали бы осуждать колоссян, имевших нееврейское происхождение, за то, что они не соблюдают Субботу !? Как же так, ведь все в точности наоброт? Разве в Писании мало случаев когда не только простые иудеи, но и даже сами апостолы в лице Варнавы и Петра делали нечто, за что им выговаривал Павел говоря: для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
- А заявления некоторых, пришедших из Иудеи, учащих братьев-неевреев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. (Деян.15:1)??
- А восстание некоторые из фарисейской ереси уверовавших и говоривших, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. (Деян.15:5)???
- А слова того же Петра, который говорил о том, что иудеи искушают Бога, желая возложить на выи учеников закон Моисеев и отвращают их от веры в Христа и благодать Божью?
- А большинство посланий апостола Павла, которые об этом только и кричат: не возвращайтесь под иго закона, а ищите свободы и веры во Христе. Кроме Павла я честно говоря нигде не встречал того, как вы говорите что мол кто то осуждал язычников в их следованию обрядам Моисеева закона. Но ведь Павел же не враг народа… Хотя у многих иудейских течений он как раз таковым и выставляется. И это немаловажный знак в пользу их правильного прочтения его посланий. Так что вы уж Дмитрий Владимирович определитесь с его посланиями, а не пытайтесь нарисовать свой собственный Павлов образ.
--------------------------------------
5. Вот вы пишите, что символический смысл Пасхи не отменяет его буквального празднования !? А что значит буквальное празднование Пасхи, скажите мне пожалуйста? Не буквальное ли празднование Пасхи - это взять агнца по семействам, заколоть его и сьесть испеченного на огне с горькими травами? Вы уж выбирайте что то одно Дмитрий Владимирович - или Христа как символического Агнца Божьего или буквальное празднование с жертвенным животным... А так, вас честно говоря трудно понять какие именно буквальности вы отстаиваете.
--------------------------------------

Немного ранее мы коснулись такого места как:
Кто различает дни… Кто ест… кто не ест... (Римл. 14, 6)

Вы сказали что мол "по контексту видно, что речь идёт о днях постов, назначенных для себя самим человеком, а не о вечных Праздниках, предписанных Господом (Лев. 23, 21)"???
Позвольте с вами, Дмитрий Владимирович, снова не согласиться: по контексту нигде не видно что это говориться о днях постов, ибо во первых речь идет о том, что иной думает что можно есть всё, а иной — что не всё — поэтому один ест(всё),а другой не ест(всего).При чем здесь посты к вопросу можно или нельзя того или иного?
Здесь ясно что вопрос касается веры в чистое и нечистое… Поэтому Павел развивая свою мысль продолжает и суммирует об этом так:
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
(Рим.14:14,15).
Здесь контекст его слов открывает проблему соотношения заповедей Ветхого Завета, где пища различалась на чистую и нечистую и период Нового Завета, где Господь очистил пищу и дал в этом вопросе свободу… Из-за этого одни верили так как Павел говоря что мол он уверен в Господе, что нет ничего нечистого в этом вопросе, а другие оставались верить что есть нечто нечистое… Поэтому из-за вопроса пищи возникали разного рода недоразумения и разделения. Так что о постах здесь нет и намека.
-------------------------------------------------------------
Вот вы пишите мне:
Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут… (Римл. 2, 13) ****

читайте далее слова Павла о том же и что он имеет ввиду под этими словами – Не буквальные понятия, не внешние, а сокровенные.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:25-29)
--------------------------------------
Желаю вам всего наилучшего в настоящем и грядущем веке по благодати Господа нашего Иисуса Христа.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий!

1. Почти все Ваши возражения разрешаются пророчеством Осии:
Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника...

После того обратятся… и будут благоговеть пред Господом… в последние дни. (Ос. 3, 4–5)

Да, многие заповеди Торы невозможно исполнять, когда Храм разрушен, а государство, основанное на следовании Завету, не восстановлено, — даже праздновать Пасху с агнцем. Ведь вот —

Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих…
Но только на том месте, которое изберет Господь… (Втор. 16, 5–7)


Но всё это не значит, что Завет отменён, а Закон — упразднён. Согласно Иез. гл. 40–44, Храм будет восстановлен, государственность теократического характера возобновится, и тогда Тора, понимаемая в свете истинного учения Мессии, полностью будет соблюдаться:

А раб Мой Давид будет Царем над ними… и они будут ходить в заповедях Моих…
И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову...
И заключу с ними… завет вечный… и поставлю среди них святилище Мое на веки. (Иез. 37, 24–26)


В этом обетовании Вы найдёте свидетельство и о вечности Торы, и о Новом Завете, и о Третьем Храме…

2. Об апостоле Павле: я уже высказал свою точку зрения, как и Вы — свою. Напомню только, что в Евр. 9, 9–11 сказано иначе, чем Вы понимаете. Ведь скиния «есть образ настоящего времени», а не прошедшего (ст. 9)! Обряды установлены «до времени исправления» (ст. 10), а посмотрите вокруг: всё ли, мягко говоря, «исправлено»?! Вот поэтому и сейчас Христос остаётся Первосвященником «будущих благ» (ст. 11), а не настоящих, и эти блага будут дарованы при исправлении всего, в грядущем веке (Откр. 21, 3–5). Вы же почему-то полагаете, что всё уже исправлено, всё прекрасно вокруг и глубоко духовно… Интересна мне психологическая причина такого Вашего понимания…

Спорные вопросы 02.03.2013 Руслан
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.
Спасибо огромное за Ваши работы, начинаю понимать писание по-новому.

Сейчас вошло в моду критиковать Библию, пожалуйста прокомментируйте следущую статью http://mi3ch.livejournal.com/2237560.html, судя по всему ее прочитало более 1 млн человек, извините, если отвлекаю Вас.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Руслан!

В названной Вами статье выражено мнение человека, знакомого с Писанием, однако неверующего. Сказано:

…Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Римл. 10, 17)

Если к голосу Бога человек глух, то какая польза в беседе? Но обличение стяжателей, лицемерно прикрывающихся религией, справедливо. Если бы все верующие являли любовь, то неверующих было бы меньше…

Духовная Нищета 28.02.2013 Штыков Филипп
 Добрый день, Дмитрий.

Три вопроса:
Что такое с Вашей точки зрения Духовная Нищета?
Cуществуют ли на Ваш взгляд в Иудаизме представления о Духовной Нищите?
Если Да, то дайте пожалуйста ссылки на источники?

С уважением,
Филипп

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Филипп!

1. «Нищие духом» (Матф. 5, 3) — это смиренные, осознающие свою полную зависимость от Бога, как буквальные нищие целиком зависят от подающих им. Греческое «птохо́й то пнэ́умати» — «нищий [по отношению] к духу»; близкие по смыслу выражения — в Пс. 33, 19 («смиренные духом»), Прит. 16, 19 («смиряться духом с кроткими»).
Ис. 66, 2 (в оригинале — «ани у-нхэ ру́ах», т. е. «нищий и сокрушённый духом»), в текстах Кумрана (игра слов: «анвэ́й-руах» — «кроткие духом» и «анпэ́й-руах» — «нищие духом»).

2. В иудейских источниках повсеместно говорится о необходимости смирения перед Богом, например: «Весьма, весьма будь смирен («шефаль» — «низко находящийся», т. е. невысокого мнения о себе) духом, ибо будущее человека — [могильные] черви» (Пиркей Авот, 4, 4).


Куда делось тело Христа? 28.02.2013 Alex K
 Мир вам. Помогите понять: если вы в беседах говорили, что физические тела остаются как прах, то куда делось тело Христа?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

Иисус ожил и духом (I Пет. 3, 18), и телом (Деян. 2, 24–32: «Не оставлена душа его в аде, и плоть его не видела тления») .


Время распятия 27.02.2013 Игаль
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Объясните, пожалуйста, о несоответствии времени распятия Иисуса Христа в Иоанн.19:14-15; Марк.15:25; Марк:15:33.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игаль!

Выражения «час третий», «час шестой» могли употребляться в разном смысле, указывать и на промежутки времени, и на точный момент. Так, «час третий» — это и 9 часов утра (по-нашему), и время от 9 до 12 часов (до «часа шестого»). При втором понимании показания евангелистов сходятся. Да и относительно «часа шестого» имеются «расхождения»: у Иоанна в это время только ещё выносится приговор, за которым следуют приготовления к казни (19, 13–18), а у Луки «около шестого часа дня» Иисус уже был распят. Всё согласуется при понимании, нами рассмотренном.

Книга Есфирь 27.02.2013 Шимон-Кривенко Настя Сергеевна
 Доброго времени суток, уважаемый Дмитрий!
Хочу спросить, простите за такой, возможно, некорректный вопрос: почему Эстер пошла к Ахашверошу, нарушив заповедь "не прелюбодействуй", как это понять, ведь эта заповедь не должна нарушаться даже под страхом смерти?
Спасибо, с уважением, Настя

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Настя Сергеевна!

«Не прелюбодействуй!» — заповедь, относящаяся к сожительству с чужой женой, к посягательству на законность потомства другого человека. В упомянутом же Вами случае ничего такого не было (ср. Лев. 20, 10, где содержится объяснение заповеди).

Эмбриогенез 23.02.2013 Елена
 Уважаемый Дмитрий Владиирович!
Ещё в школе всем нам преподавали теорию эволюции Дарвина, которая на сегодня практически полностью опровергнута исследованиями в области палеонтологии, археологии, генетики и пр., подтверждающими Сотворение. Вопрос, который не даёт мне покоя, - эмбриогенез. Его понятно и логично объясняла дарвиновская концепция, но было ли у предыдущих ВЕРУЮЩИХ поколений знание об эмбриогенезе? В своей книге "Нефеш-терапия" Вы раскрываете взаимосвязь дней творения с системеми и органами человеческого тела. Эмбриогенез, протекая как бы "в той же последовательности", наверняка тоже связан с днями творения. Но не понятно, почему человеческий зародыш принимает вид рыбы, затем земноводного и т.д.? Какое этому может быть духовное объяснение?

С глубоким уважением и благодарностью, Елена

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

В буквальном смысле человеческий зародыш не принимает образа рыбы и т. п. — хотя бы потому, что он теплокровен. Однако человек, «вмещая» в себя вселенную, объединяет в себе и свойства всех существ:

Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир [«олам» — вселенную] в сердце их... (Еккл. 3, 11)

Вспомните державинское:

Я — связь миров повсюду сущих,
Я — крайня степень вещества,
Я — средоточие живущих,
Черта начальна Божества…


Соблюдение Субботы и малыши 23.02.2013 Елена
 Дмитрий Владимирович!
Предусмотрены ли какие-либо "послабления" в соблюдении Субботы для многодетной мамы. Всё же ведь в Заповеди сказано: "ни ты, ни сын твой, ...", жена не указана. Как быть с детишками, ведь их нужно кормить, мыть и ни на секунду не упускать из виду (т.е. быть сосредоточенной на них, хотя Заповедь подразумевает сосредоточение на молитве и Слове). Совесть замучала, разъясните, пожалуйста...

Спасибо Вам!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Забота о человеке, тем более о ребёнке — непременная составляющая соблюдения Субботы:

…Суббота для человека, а не человек для субботы… (Марк. 2, 27)

…Итак, можно в субботы делать добро. (Матф. 12, 12)

Какой духовный смысл? 22.02.2013 Alex.K
 Мир вам Д.В. Помогите понять 1 Кор 5,5. Что значит 1) Измождение плоти 2) Как это предать сатане 3) Чтобы дух был спасен.
И еще Ис 43, 3-4. 1) Кому Господь отдал выкуп и зачем 2) где и когда это в истории было или будет.
Огромное спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

1. В I Кор. 5, 5 речь идёт о совместной молитве (ст. 4) во спасение духа совершившего грех, который описан в стихе 1. Для покаяния и очищения человеку посылается болезнь, не дающая ему далее сожительствовать с женой отца (см. Лев. 18, 18; 20, 11). Болезнь, по повелению Бога, наводит сатана (Иов. 2, 7).

2. Ис. 43, 3–4 — Мидо-Персидское царство за освобождение Израильтян из Вавилонского плена («за тебя») получит во владение Египет, Эфиопию и Савею.

Что значит?.. 22.02.2013 Alex.K
 Мир вам Д.В. Помогите понять 1Кор 6, 2-3. Что значит 1) судить мир 2) судить Ангелов 3) Каких Ангелов? Огромное спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

I Кор. 6, 2–3 — святые будут участвовать в Божьем суде над миром (Дан. 4, 14; 7, ст. 9, 27; Откр. 20, 4). Отступившие от Бога «падшие» ангелы (Быт. 6, 2–5; II Петр. 2, 4; Иуд. 1, 6) тоже будут судимы святыми, ибо святые, при всех искушениях, остались верны Завету. В то же время, ангелы, возжелавшие земной жизни, чтобы доказать возможность её безгрешности и тем осудить сынов Адама, — впали в беззакония (так гласит Мидраш).


О герах. О родословии Иисуса. 21.02.2013 Игорь
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович! Спасибо за Ваш колоссальный труд.
Скажите пожалуйста, в Торе очень много раз говорится о герах. Раввины утверждают, что есть два вида геров, гер тошав, и гер цедек. Вчитываясь в текст, мне кажется, что человек признавший Б-га и сделавший обрезание, имеет такой же статус как и еврей. А понятие разделения на два гера, по мне, позднейшие комментарии раввинов.
Еще пожалуйста, читал у Руслана Хазарзара, что в трех синоптических евангелиях около десяти ошибок по родословной Иисуса. И по его таблице сравнений, родословная не верна. Я могу прислать отрывок, если нужно. Но меня интересует Ваше мнение. Если можно с каких-то источников. Спасибо! С уважением, Игорь

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

1. Вошедший в завет Авраамов исполняет Синайский закон вместе со всем потомством трёх праотцев (Быт. 17, 9–14; Исх. 19, 7–8) — это «гер цедек», прозелит праведности. А исполняющий заповеди, полученные Ноем (Быт. 9, 1–11) именуется «гер тошав» — «прозелит поселившийся» [рядом, вблизи].

2. Родословие Иисуса Христа у Матфея дано в общем виде, не подробно. У Луки — подробно. Согласно Евсевию Кесарийскому (со ссылкой на древние источники), отец Иосифа, отца Иисуса, женился после смерти единоутробного своего брата на его вдове. Поэтому два родословия восходят к разным сыновьям царя Давида.

О смоковнице 17.02.2013 Елена Владимировна
 Уважаемый Дмитрий Владимирович. Простите, что опять возвращаюсь к заданному мною вопросу о смоковнице от 13.12.2012. Видимо плохо я изложила свою мысль.
Вопрос был:
Почему Иисус проклял смоковницу, если еще не время приносить плоды? В чем виновато дерево бездушное? О чем говорит этот эпизод? Какой духовный смысл изложенного?»
Вы ответили: «Проклятие смоковницы символически указывает на человека, «не приносящего духовных плодов» в своей жизни – ср. …Приносит плод… во время свое... (Пс. 1, 3)»

Также объясняют этот эпизод большинство христианских толкователей. Вам этот вопрос я задала потому, что Ваше утверждение, что в Библии нет лишних слов и что внимательно надо относиться к контексту, легло мне на сердце. А при трактовании, что человек должен приносить плоды, выпадает значение слов «ибо еще не время было», а в Псалме, на который Вы ссылаетесь говорится «во время свое».
Далее в повествовании эпизода идет пояснение Иисуса о силе веры и о прощении, ни слова о плодах. И еще. Это единственный эпизод в Новом завете, где Иисус произвел карающее действие, везде он милосерден, заботлив, терпелив и т. д.
Как Вы думаете, каков духовный смысл изложенного?
С уважением, Е.В.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена Владимировна!

Вопрос в переводе c греческого «хо гар каиро́с ук эн сю́кон» (Марк. 11, 13) — можно понимать и как «ко времени [надлежащему] не было смокв», и как «не был [надлежащий] срок смокв». В обоих случаях (второй соответствует Синодальному тексту по смыслу) подразумевается отсутствие плодов в нужный момент. В Матф. 21 про срок вообще не говорится; у Марка же Иисус подходит, желая найти (ст. 13), но не находит — «к сроку нет смокв», «это не срок [находимых здесь, сейчас] смокв».
Иное понимание не совпадает с общим смыслом рассказа.

Мой голубой рояль (стихи Эльзы Ласкер-Шюлер) 11.02.2013 Вайханский Борис Семёнович
 Уважаемый Дмитрий! Когда-то в Вашем переводе мы открыли для себя Эльзу Ласкер-Шюлер. Сейчас, ежегодно выступая с концертами в Германии, мы включаем это стихотворение "Мой голубой рояль" во все свои программы. Вот аудио-ссылки. Послушайте песню на её стихи в русском переводе и на языке оригинала.
http://video.yandex.by/users/galina-vajkhanskaya/view/21/#
http://video.yandex.by/users/galina-vajkhanskaya/view/22/?ncrnd=9508#

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Борис Семёнович!

Очень рад получить от Вас это сообщение. Желаю Вам творческих успехов и сердечной радости!

Крещение 09.02.2013 Сивакова-Васина Ольга Александровна
 Здравствуйте,
раскройте пожалуйста определение - крещение, что это для человека?
Благодарю за ваше творчество.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Александровна!

Крещение, или омовение в знак покаяния, было известно древним иудеям до пришествия Иисуса: см. Лев. 14, 9 — об омовении прокажённого. Поскольку же греховность символически сопоставляется с «проказой духовной», вошло в обычай, исповедуя грехи, погружаться затем в воду:

И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн... И дам вам сердце новое, и дух новый...
Вложу внутрь вас дух Мой... (Иез. 36, 25–27)


В приведённом пророчестве омовение в воде при покаянии уже соединено с дарованием Духа Божьего, как впоследствии в Евангелии:

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым… (Матф. 3, 11)

В иудейской традиции такое погружение в воду, сопровождаемое исповедью и связанное с очищением от грехов, сохранилось и поныне — это миква. В традиционных христианских конфессиях обряд претерпел различные изменения, но суть осталась той же.

День воскресный 09.02.2013 Сивакова-Васина Ольга Александровна
 Здравствуйте,
суббота уважаемый день в Православии, проходят Богослужения, но воскресение празднуется и почитается больше, как объясняет священник, по причине воскресения Христа в воскресенье. Мне трудно понимается такая замена, ведь заповедь была про субботу. Или я неправильно что-то поняла?
Есть в писании места, раскрывающие эту тему? Если нет - приоткройте, пожалуйста, мне завесу в истории: дня посвящения Богу в Православной традиции воскресению.
Спасибо большое.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Александровна!

Празднование Субботы было официально «заменено» празднованием первого дня недели во время придания Христианству статуса государственной религии в первой четверти IV в., при императоре Константине.


"Ваш отец – дьявол" 02.02.2013 Игорь
 Помогите пожалуйста разобраться в сути конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями.
Иоанна гл. 8
Он говорит им, что "ваш отец – дьявол".
На основании этих слов, многие считают иудаизм религией дьявола, а иудеев его слугами.
Прокомментируйте, пожалуйста, эту главу.
Что же имел ввиду Иисус? Почему они "уверовав" тут же восстали на Него.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус. На вопрос самарянки:

…Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев. (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться (т. е. поклоняться)» он признаёт спасительным. Да и сам он именует себя «царём Иудейским»:

…Он говорил: Я Царь Иудейский. (Иоан. 19, 21)

2. Он указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. <...>
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)


Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа, нередко — людей, относящихся к религиозной элите:

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям). Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества. Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

— и они, его оппоненты, далее именуются «иудеями». Имеются в виду авторитетные учителя народа, наделённые властью, — ср. «книжники и фарисеи» (ст. 3), «фарисеи» (ст. 13) — и «иудеи» (ст. 22, 31, 48, 52, 57). Многие из этих авторитетных людей «уверовали в Иисуса» (ст. 30).
В чём же заключалась их «вера»? Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян:

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем… удалился... (Иоан. 6, 14–15)


Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.
Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической, и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31). Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан. 8, 31–32)


Здесь он призывает вникать в его учение, познавать истину, им возвещаемую. Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины. Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания, в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.
Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства, которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала... (Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию (Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).



Йешуа в Торе 01.02.2013 Шимон-Кривенко Настя Сергеевна
 Хочу задать вопрос. Прошу, ответьте пожалуйста, на вопрос как можно конкретней.
Для чего пришел Мошиах-Иешуа, для кого Он пришел? Почему Он должен прийти два раза: умерши на Голгофе и пришествие для искупления и освобождения Своего народа?
C уважением, Настя

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Настя Сергеевна!

Конкретный ответ изложен в Евангелиях во всей их полноте и взаимосвязи.
Любимый ученик Иисуса так описал цель прихода Учителя:

…Грех есть беззаконие.
И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши... (I Иоан. 3, 4–5)


Беззаконие — это нарушение заповедей Божьих, содержащихся в Торе. Итак, Мессия пришёл, чтобы избавить нас от беззаконий, которые он «взял», т. е. принял на себя, умерев за нас. Это предсказано у пророка Исайи:

…Мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни...
…Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он... страдал добровольно...
…Претерпел казнь.
…И воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. …Он, Праведник… оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
... (Ис. 53, 3–11)


Иные языки 01.02.2013 Шимон-Кривенко Настя Сергеевна
 Шалом! Скажите пожалуйста, места из Танаха, где говорится о иных языках (как в Новом Завете).
Благодарю. С уважением, Настя

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Настя Сергеевна!

Об «иных языках» сказано у пророка Исайи:

…Священник и пророк спотыкаются… в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. …
За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. (Ис. 28, 7–11)


Здесь описана эпоха отступления от Истины священнослужителей и лжепророков (ибо истинный пророк в видении не ошибается) . В ту самую эпоху как раз и откроется дар иных языков («лепечущими устами и на чужом языке»), на которых будут говорить от лица Господа к этому народу. А произошло это при сошествии Святого Духа на апостолов (Деян. 2).


Почему крестился Иисус? 29.01.2013 Лидия
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
На днях прочла одну проповедь о крещении Иисуса. Очень интересует Ваше мнение.

С уважением, Лидия.

Скажу сразу, у Христианина, с незамутненным различными конфессиями разумом, этого вопроса возникать не должно. Но в псевдохристианских организациях, где слово человеческое вытесняет у наполняющих их Слово Божие, на этот вопрос есть несколько различных толкований, которые к истине отношения не имеют.
Напомню одну истину, что ложь рождает только ложь, хотя из Писания может показаться, что это не так, да это не так, но только по отношению к плотскому человеку (у плотского человека бывает ложь к утверждению истины). К человеку, родившегося от Духа – ложь всегда рождает только ложь.
Не будем отвлекаться на разбор этих толкований, хотя среди них встречаются довольно экзотические, например, что при совершении обряда крещения Он берет на себя грехи мира.
Но пойдем далее. Что означает собой крещение Иоанново? Крещение Иоанново, как он сам говорит, есть крещение в покаяние (Мф. 3, 11). Т.е. человек кается в грехах совершенных им до этого момента, и чем острее человек чувствует свою греховность, тем сильнее он кается, и, конечно, получает прощение, и не только в тех грехах, которые он назвал и о которых помнит, но чувство общей своей греховности и сокрушение о ней, и покаяние позволяет человеку быть очищенным очень во многом, конечно, есть грехи, которые очищаются другими скорбями.
Вспомним о фарисее и мытаре, которые вошли в храм помолиться. Мытарь не перечислял своих грехов, потому что их было много, да и помнил ли он их все, он только просил Создателя: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13), не смея даже поднять глаз на небо. Фарисей же только благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди: не разбойник, не обидчик и пр. и за то, что он исполняет Закон. Мы это также должны делать всегда (1 Фес. 5, 18). Мы не видим, чтобы фарисей каялся, он только благодарил, в сердце его не было покаяния. И хотя грехов на фарисее было гораздо меньше, чем на мытаре, он пошел в дом свой менее чистым, чем мерзкий и ненавидимый всеми мытарь (Лк. 18, 14).
Иисус пришел в этот мир, как и любой другой человек, имея своего земного отца и мать, как и мы все приходим в этот мир. В беседе с Никодимом Он это ясно сказал, ну конечно, для нас: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 6-7).
Вспомним еще: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 40). И Он возрастал и укреплялся духом и исполнялся премудрости Божией до момента появления Его на Иордане до совершения крещения. Но и после крещения и сошествия на Него Духа Божия Иисус продолжал возрастать и укрепляться в духе, побеждая проявление плоти, ветхого человека. Так в Ин. 5, 31 Иисус говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». А в Ин. 8, 14 Иисус уже говорит: «если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно». Здесь показан духовный рост Иисуса.
Из Священного Писания мы видим, что Иисус неоднократно приходил в этот мир. Приведем несколько примеров: «будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (Иер. 30, 9). «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду у них Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них» (Иез. 34, 23-24).
«Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их» (Иез. 37, 23-24).
«раб Мой Давид будет князем у них вечно» (Иез. 37, 25).
Конечно, это был Иисус, только имя было другое.
Также у пророка Захарии (Зах. 3, 1-9; 6, 11-13) сказано о Иисусе великом иерее, который, как мы видим также, есть очередное воплощение Иисуса, Который стал впоследствии Христом.
Были и другие воплощения, но достаточно сказанного.
Из Священного Писания мы видим, что не все грехи искупаются человеком при прохождении им настоящего поприща, многое остается и на следующие жизни. Так в книге Иова Господь Бог, вразумляя его, сказал: «Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико» (Иов 38, 19-21).
То есть Иов в прошлых жизнях доходил до границ тьмы, т.е. делал такое, за что в этом, можно предположить, последнем воплощении ему необходимо очень и очень очищаться. Да и в описанном воплощении у него были грехи. Вспомним об его отношении к отверженным (Иов 30, 1-8). А его беспутные дети, которых Иов не смог воспитать праведниками (Иов 1, 4-5)?
Разве этому праведнику не было в чем каяться?
Надо думать, что пока человек во плоти, ему трудно, а подчас невозможно справиться в ветхим человеком (3 Ездр. 8, 35), потому что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5, 17).
Из сказанного можно сделать вывод, что Иисус в прошлых жизнях допускал такое, что не было угодным Всевышнему: вспомним Иисуса великого иерея в запятнанных одеждах (Зах. 3, 3-4).
И жизнь царя Давида также не всегда отличалась благочестием.
В детстве и юности, как мы видим, Иисус также допускал не всегда угодное Создателю, например, Лк. 2, 43-49, можно представить, что было с Его родителями, когда они столько дней Его искали.
Когда же Иисус возрос духовно до того, что Он смог принять Слово, а Ему уже было лет около тридцати, вот тогда Он и пришел к Иоанну, для крещения в покаяние, для окончательного очищения. Вот тогда через Него Слово стало плотью. И подтверждением этому стала победа над искушениями (Мф. 4, 1-11).
Процесс возрастания в духе продолжился и после этого, ветхий человек продолжал противиться.
У Иисуса Христа было Свое мнение, которое, конечно, пока еще отличалось от воли Отца: «Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8, 26).
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду ОЧЕЙ СВОИХ и не по СЛУХУ УШЕЙ СВОИХ решать дела. Он будет судить бедных ПО ПРАВДЕ, и дела страдальцев земли решать по ИСТИНЕ…» (Ис. 11, 1-4).
Видишь, дорогой читатель, что мнение Иисуса и Его воля, пока Он был во плоти, не совпадали с мнением и Волей Отца, но Иисус отсекал Свою самость и все подчинил Воле Отца, и, взойдя на крест, поставил точку в Своей победе над миром.
Чтобы принять Слово в той полноте, как принял Его Иисус, в человеке не должно быть и тени неправды.
Чтобы быть достойным принять образ Бога невидимого во плоти, необходимо совершенно посвятить Себя Богу.
Чтобы совершить подвиг, который совершил Иисус, надо полностью подчинить себе плоть, подчинить ветхого человека. Обладая огромной властью над миром (Мф. 11, 27), Он не проявил ее против дикой, озверевшей толпы, против Своих мучителей. Победив мир, Иисус взошел на крест, искупив нас Своею кровию.
Даже будучи Помазанником и неся в Себе Слово Иисусу было очень трудно победить буйство плоти. Он три раза молил Отца о чаше (Лк. 22, 41-44).
Заодно скажем, дорогой читатель, для чего пришел Иоанн.
Ну, конечно, чтобы крестить в воде, как он и сам о себе сказал: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31).
Получив крещение Иоанново, раскаявшись во всем зле, что он творил, сокрушаясь о своей греховности, человек получает возможность узнать Того, Кто должен придти и, услышав призыв Отца, устремиться за Ним, вкушая Слово — этот Хлеб жизни.
Понятно тебе, дорогой читатель, для чего Иисус пришел на Иордан и для чего Иоанн?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лидия!

Присланная Вами проповедь очень интересна и содержательна. В подробности вдаваться не буду. Отмечу только, что она принадлежит человеку без «конфессиональных шор», которому есть о чём поведать верующим разных направлений. Меня очень радует такой подход к Писанию, когда оно действительно исследуется — и плоды этого исследования зрелы, вкусны и полезны.



Иосиф из рода Давида 28.01.2013 Е.Н.
 Уважаемый Дмитрий Владимирович. Хотелось бы, чтобы вы ответили и помогли мне разобраться с таким вопросом, который у меня возник при перечитывании Нового Завета. В родословии Иисуса Христа есть одна непонятная мне вещь, а именно Иосиф из рода Давида, колена Егуды, но он не отец Иисуса Христа, про Марию ничего не сказано, а в Торе написано, что законодатель выйдет от Егуды "ми бейн раглаим", т.е. как я понял, линия полового пути. Для меня, как верующего в мессианство Ешуа, это очень важно. Заранее благодарен. Е.Н.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Е.Н.!

В Евангелиях сказано, что Иосиф — отец Иисуса Христа. Иисус назван «сыном Иосифа» Иоан. 1, 45; Лук. 4, 22; Иоан. 6, 42. Мария говорит отроку:

…Вот, отец Твой и Я... искали Тебя. (Лук. 2, 48)

Кто же мог лучше Марии знать об отце Иисуса? А она прямо называет таковым Иосифа! Вместе Иосиф и Мария названы «родители его (Иисуса)» — Лук. 2, 41. Иисус родился «от семени Давидова по плоти» (Римл. 1, 3).
Что́ ещё Вы хотели бы уточнить по данному вопросу?

Дорога превращений Руми 19.01.2013 Богомолов Феликс Александрович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Вы любезно ответили на мой вопрос о стихотворении Руми "Я, словно сокол в этот мир с руки царя слетел". Но в моем письме было два вопроса, и на один из них я не получил ответа. Можете ли вы указать источник, название дивана и номера строф. Спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Феликс Александрович!

Доступен ли Вам «Диван Шамса Тебризи»? И на каком языке?

Как Всевышний спасёт хороших мусульман? 18.01.2013 Оксана
 Дмитрий Владимирович!
С большим интересом читаю Вашу книгу "Сияющий Коран". Живу на Кавказе, среди мусульманского большинства, и для меня было важно узнать о Коране вот под таким углом зрения.
Но вот о чём стоит уточнить. Из Корана видно, что исламская религия действительно с глубоким уважением и почитанием исповедует Христа - как истинного посланника Божия. И другие уважительные эпитеты. Всё это в Коране есть. Но всё же видно, что Христос как бы вторичная фигура в Писании ислама. На первом месте стоит сам Господь Бог, именуемый по-арабски Аллах, и Коран как "верное руководство", как путь богопознания, праведности и спасения.
И вот допустим, что есть такие мусульмане, которые стараются благочестиво жить - верят во Всевышнего, молятся, делают добрые дела... Но ведь и у них, как и у других людей, будут какие-то грехи! И как с ними быть? С хорошими мусульманами, но у которых на жизненном пути неизбежно накопятся те или иные грехи? Возможно, Бог просто простит их как единобожников по милосердию своему? Или как ещё?
Понимаете, как я вижу, они не рассчитывают на Христа! Любят, почитают как пророка, но в своем спасении на него не рассчитывают. Те из мусульман, кто трезво и критично к себе относятся и признают свою грешность - они говорят, что нужно раскаиваться и Аллах, возможно, простит. Уповают на Аллаха, так скажем, на Его милость. В лучшем случае они надеются на прямое милование от Аллаха - то ли по итогам усердного соблюдения Корана, то ли просто в силу Божественной способности миловать и прощать, "изглаживать" грехи верующих.
Дмитрий Владимирович, Вы полагаете, что такое отодвигание Христа как бы чуть на второй план, в "тень" сияющего Корана - не создаст проблем мусульманам?
Для меня некоторые мусульмане очень близки, в том числе и в моей семье, я их люблю, и для меня это важно - узнать. Спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Оксана!

Господь Бог «стоит на первом месте» не только в Коране, но и в Библии, как и во всём мироздании! О спасении же представителей разных религий ап. Павел ясно сказал, что Бог

Воздаст каждому по делам его:
Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную
… (Римл. 2, 6–7)


Итак, вечная жизнь уготована тем, кто… (перечитайте внимательно приведённый стих и сравните с Матф. 25, 31–46).

Слова Иисуса о трех днях и трех ночах 16.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос по Матф. 12,40. Когда разговариваешь с некоторыми верующими о воскресении Иисуса, они пытаются доказать, что мол эти его слова нужно понимать, как идиому. Что вот мол было такое выражение, оно было понятно тем людям, и говоря о днях, они могли понимать и как часть дня и т.д. И даже приводят некоторые места Писания, напр. 1 Царст. 30,12-13;Быт.42,17-18;3 Царст. 20,29. Скажите пожалуйста, что можно возразить по этому поводу. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В I Цар. 30, 12–13 говорится буквально о трёх сутках; в Быт. 42, 17–18 о ночах не упомянуто, равно как и в III Цар. 20, 29. Сам Иона был во чреве кита буквально трое суток — Иона, 2, 1.
О воскресении «через два дня на третий» см. Ос. 6, 2.

Какие основания для такого понимания? 15.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Недавно разговаривал с человеком по поводу воскресения Мессии в День Субботний. Он не соглашался. Зашел разговор о Лк. 24,21. Я обьяснил ему так, как в свое время Вы обьяснили здесь в одном из ответов. То есть Вы сказали, что перевод этого стиха может пониматься и так: (от) третьего этого дня ведет (дальше). Однако он попросил обьяснений, чтобы были указаны конкретные грамматические правила, дающие основания такому прочтению. Если Вас не затруднит, разьясните пожалуйста это. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Лук. 24, 21 по-гречески: «три́тэн та́утэн хеме́ран а́гэй» — «третий этот день ведёт [за собой] — от того [срока, как] это произошло». В Иудее сутки («дни», ср. «И был вечер, и было утро — день один» — Быт. 1, 5) считались от вечера до вечера. Первые сутки — от вечера четвёртого (среды) до вечера пятого дня (четверга); вторые — до вечера шестого (пятницы); третьи — до вечера субботы; продление («а́гэй») — «ведёт за собой», «продолжается» — до дня первого в неделе (воскресенья), в который и состоялся разговор учеников со Встречным — ср. Лук. 24, 1 с 24, 13.


Почему Премудрость будет радоваться погибели грешников? 15.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревичi
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Кн. Притч 1,26-28. Тут написано, что Премудрость будет радоваться погибели грешников? И не понятно, почему она будет радоваться? Ведь потом написано, что люди будут звать ее, с утра будут искать ее. А она почему-то не услышит и они не найдут ее? Но ведь человек из любого погибельного состояния может воззвать к Б-гу. И Б-г услышит его. А тут Премудрость говорит "не услышу". Обьясните пожалуйста. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Отвергавшие Премудрость (Прит. 1, 24–25) не раскаялись, однако в бедствии своём надеются на защиту той, от которой отреклись. Если бы, хотя бы и запоздало, обличения её приняли, — это означало бы, что покаялись; но ведь так и не приняли (ст. 25).


Ваши лекции 11.01.2013 Разиньков Александр
 Последние исследования говорят, что возможно стена "плача" была построена еще до завоевания евреями... Знаете ли вы, что-либо об этом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Сейчас в ходу самые экстравагантные и головокружительные гипотезы о древних цивилизациях, их связях с инопланетянами, атлантами и т. п. Поэтому не удивительно, что и о Стене плача можно услышать «много нового»… Но как это проверить?..

"Самсон Назорей" 10.01.2013 Ира Дименштейн
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Если Вы знакомы с произведением Владимира Жаботинского "Самсон Назорей", скажите, пожалуйста, насколько хорошо это художественное произведение отражает реальные события.

С благодарностью,
Ира

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ира!

Реальные события жизни Самсона отражены в Книге Судей (гл. 13–16). Художественное же произведение всегда порождено духом автора, его мыслью, чувством, намерением. Так, Владимир Жаботинский избирал для своих творений героические образы древности, чтобы вдохновить и пробудить к подвигам своих современников.

Можно ли назвать священное собрания дней опресноков шаббатом? 10.01.2013 Ярослав (Киев)
 Доброго времени суток!

Я сейчас исследую тему дня воскресения Христа. И у меня возник к вам такой вопрос - 1-й и 2-й дни опресноков были днями, когда собиралось великое собрание, и в эти дни нельзя было работать, а только праздновать.

Вопрос: эти два дня назывались шаббатом или нет? И второй вопрос: что такое Суббота день великий?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!

Шаббатом в Торе назван Йом Киппур, хотя он может приходиться на разные дни недели (Лев. 16, 30–31). В древности любой годовой Праздник мог называться Шаббатом, поскольку обыденная деятельность в такие дни прекращалась. Когда же (в эпоху Мишны) были установлены различия между проведением еженедельного Шаббата и годовых Праздников, к последним перестали применять название Шаббат. В эпоху земной жизни Иисуса годовые Праздники могли называться «Субботами великими» — ср.:

Тогда была пятница [«параскэуэ́» — «день приготовления»] перед Пасхою… (Иоан. 19, 14)

— и:

Но так как тогда была пятница («параскэуэ́»), то… дабы не оставить тело на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий... (Иоан. 19, 31)

Противоречия Евангелия и Корана 08.01.2013 Галабурда Павел Александрович
 Здравствуйте! Вопрос такой - как разрешить противоречия о распятии Мессии, описываемые в Коране и Евангелии? Ведь мусульмане отвергают жертву Мессии, утверждая, что он не был распят и воскрешен в третий день. Как это понимать? Если можно, обьясните подробнее.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

Противоречия, о которых Вы пишете, существуют между позднейшими доктринами религий, но не между первоначальными учениями Евангелия и Корана.
Так, Коран подтверждает истину «прежде ниспосланных Писаний»:

«Эта книга… руководство для богобоязненных, тех, которые… веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя» (Коран 2, 1–4, перевод Крачковского).

Согласно этим словам, верующие в то, что ниспослано Богом прежде Корана, — богобоязненны. А ведь прежде Корана было ниспослано Евангелие, — итак, учение, в нём содержащееся, истинно.

Мигающий глазами 07.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Книге Притч. Как понять Пр.10,10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Почему мигающий глазами причиняет досаду? И почему этот мигающий глазами противопоставляется глупому устами? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

«Мигающий» и «глупый устами» (Прит. 10, 10) противопоставляются не друг другу (оба нечестивы), но — тому, кто «ходит в непорочности» (там же, ст. 9). В ст. 9 сказано также: «Кто превращает (т. е. искажает) пути свои, тот будет наказан». Среди «превращающих пути свои» в ст. 10 назван «мигающий глазами», т. е. во время беседы с одним человеком подающий тайные знаки другому (наверно, не с лучшими намерениями); назван и «глупый устами», т. е. лгущий или говорящий вопреки Слову Божьему.



[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |