Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Судный день 09.10.2008 Екатерина
 Дорогой Дмитрий, как Вы считаете, должны ли православные христиане поститься в Судный день, иначе Йом Кипур, вместе с родственниками-нехристианами ? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Екатерина!

Полагаю, что ответ на Ваш вопрос уже дан Учителем в словах:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона
(Торы), пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей
(Торы)… (Матф. 5, 17–19),

— сравните эти слова из Нагорной проповеди с Лев. 16, 29–34. — Д. Щ.

вопрос 02.10.2008 Елена
 Добрый вечер Дмитрий Владимирович. Давно ищу ответ, почему ап. Павел в 1 Кор. 11:4, 1 4 говорит, что для мужчины позор длинные волосы. Но ведь в Вет. Зав. есть постановление о назареях и им предписывалось не стричься. Если бы Павел написал нам, я бы его поняла, у нас так принято. Но в те времена и евреи молились с покрытой головой, а Павел сам был иудей из иудеев. Если возможно, объясните эту тонкость. С женщинами как бы понятно.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Попытаюсь ответить на Ваш вопрос о «длинных волосах» — I Кор. 11, 1–16. Апостол Павел в том же Послании неоднократно напоминает, что его слова имеют не буквальный, но духовный смысл — I Кор. 2, 13–14; 14, 37–38 и др. Так и в вопросе «покрытия головы» надо обратить внимание на иносказание, заключающееся в 11, 3–4:

…Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж... (I Кор. 11, 3)

Греческое слово «кефалэ» означает и «голова» («часть тела») и «глава» («начальствующий»). Следующий стих:

Всякий муж, молящийся… с покрытою головою, постыжает свою голову. (I Кор. 11, 4),

— тесно связан с предыдушим: мужу глава — Мессия, и если во время молитвы «глава» этого мужа — Христос — от него «сокрыт» (образ «покрытия головы» означает здесь «сокрытие главы — Мессии»), то такой молящийся «постыжает голову свою» («голову» в буквальном смысле, поскольку его мысли не получают должной молитвенной направленности к Отцу через Мессию — ср. I Тим. 2, 5). В то же время, «жене глава — муж» (11, 3), поэтому — «всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову» (11, 5). Когда для жены во время молитвы «открыт» её муж, являющийся её «главою», т. е. она думает о нём, а не о Боге, — то она «постыжает свою голову» (в буквальном смысле, т. к. её мысли направлены на земное — ср.: замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу» — I Кор. 7, 34). При ином, буквальном, понимании слов о «покрытии головы» теряется всякая связь между стихами 3 и последующими…

Теперь — о «волосах». Они растут из головы физически, но мысли — тоже «растут» из неё, в переносном смысле, поэтому волосы символизируют мысли: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». При буквальном понимании не только «упраздняется» обет назорейства (который, между прочим, исполнял одно время и сам Павел — Деян. 21, 18–24), но и становится непонятным традиционное изображение самого Иисуса, а также Иоанна и др. апостолов с длинными волосами…
Почему же, если муж «растит волосы» (т. е. умножает собственные мысли), то это — «бесчестье для него»? Разве самостоятельно размышлять плохо?! Но здесь речь продолжает идти о молитве или пророчестве (ср. стих 4), а не об обыденной ситуации мышления; а во время общения с Богом следует стараться отсекать посторонние мысли, ибо даже «мудрость мира сего» Бог «обратил в безумие» (I Кор. 1, 20), и рационально мыслящий («душевный») человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь…» (там же, 2, 14). Вот такой «растящий мысли» муж и получает, в духовном смысле, «бесчестье».

Более глубокий уровень понимания 11-й главы связан с учением о «муже» (Адаме) как человеческом духе, и о «жене» (Еве) как человеческой душе. — Д. Щ.

как можно попасть на Ваши лекции 01.10.2008 Оксана
 Уважаемый Дмитрий Владимирович. С большим удовольствием смотрю видеозаписи с Вашими беседами и узнаю много нового для себя. Можно ли попасть на Ваши лекции. Большое Вам спасибо за Ваш труд.
С уважением, Оксана

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемая Оксана!

Встречи Дмитрия Владимировича со слушателями проходят в последнее время в Центре лечебной педагогики (Москва) по адресу: ул. Строителей, дом 17 Б (здание детского сада неподалеку от м. «Университет»). Встречи происходят обычно по средам, в 18‑30, приблизительно раз в месяц-полтора. Объявление о встрече обязательно появляется на нашем сайте в рубрике «События» за 2 – 3 дня до нее; о грядущей встрече отныне будет сообщаться в рассылке сайта. Ваш адрес, так же как и адрес всех, написавших в Гостевую книгу, включается в рассылку сайта (от последней можно отказаться).

Предыдущая встреча с Д. В. Щедровицким была в сентябре; мы надеемся на очередную встречу в конце октября или ноябре.

О единстве Бога 16.09.2008 Ася Тихонова
 Дорогой Дмитрий Владимирович!
Объясните, пожалуйста, о единстве Бога. Эхад. Мне очень важно рассказать правильно моим собратьям-евреям. Я хочу правильно понимать этот вопрос.
Спасибо за ответ на моё предыдущее послание. Убраха!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ася Тихонова!

Меня несколько удивляет, что именно носителям первоначального Единобожия требуется, как Вы говорите, объяснять учение о Едином Боге. Впрочем, в нашу поразительную эпоху, кажется, уже пора перестать чему-либо удивляться…
Напомню Вам некоторые места из Писания, отвечающие на заданный Вами вопрос: Втор. 6, 4–5; Марк. 12, 28–30; Зах. 14, 9; Иак. 2, 19; 4, 12; I Тим. 2, 5; Откр. 15, 3–4; Пс. 148, 13; Иоан. 5, 44; 17, 3, I Кор. 8, 4; Евр. 2, 11–13; Иов. 9, 8; Пс. 135, 4; Матф. 19, 17; 23, 9; Римл. 3, 30; Гал. 3, 20; Еф. 4, 6. Если учение, содержащееся в приведённых местах, Вам не вполне понятно, — продолжим обсуждение этой темы. — Д. Щ.

святоотеческая литература 13.09.2008 SKY
 Дорогой Дмитрий Владимирович!
Очень бы хотелось узнать Ваше отношение к святоотеческой литературе. Считаете ли Вы ее авторитетной, если да, то почему никогда не ссылаетесь на опыт святых отцов в Ваших книгах?

С любовью,

Наташа.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наташа!

В святоотеческой литературе содержатся важные и ценные толкования на книги Священного Писания; однако обращение к древнееврейскому тексту Ветхого Завета встречается в ней крайне редко, можно сказать — в единичных случаях: за основу, практически всегда, берётся текст Септуагинты. Именно поэтому мне в процессе комментирования древнееврейского оригинала Писания пока не приходилось обращаться к святоотеческим трудам (что, конечно, не исключает подобных обращений в будущем). — Д. Щ.

имя 12.09.2008 Виктор, Кривой Рог
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В Торе 4-хбуквенное имя Всевышнего пишется с огласовками. Насколько точны огласовки в данном месте? Ведь если они не точны, то Тора в таком виде по-еврейски некашерна.
Благодарю за ответ. Виктор, Кривой Рог.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

В свитке Торы, со времён самого Моисея употребляемом евреями, текст записан без огласовок. Огласовки введены масоретами в VII–X веках н. э., что, как Вы понимаете, произошло примерно на 25 столетий позже дарования Торы. На написание самого свитка Торы это никак не повлияло. Огласовки применяются в молитвенниках, различных трактатах, поэтических произведениях, учебниках и т. п. — Д. Щ.

неожиданный вопрос 07.09.2008 Сергей Логвинов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю за предыдущий ответ.
Хочу задать Вам вопрос, на первый взгляд напрямую не связанный с Вашей профессиональной деятельностью, но в конечном счете вытекающий из самого духа Священного Писания.
Как Вы считаете, если бы тварный мир, созданный Богом, и проклятый за человека (т.е. надо понимать бедственно изменившийся и лишившийся возможности общения с человеком) нас не поглощал в конце нашего жизненного пути, но любил нас - в этом случае мыслима ли смерть?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Хотелось бы уточнить Ваше описание физической смерти: «нас» т. е. бессмертные души, временно обитающие в физическом теле, тварный мир не может «поглощать в конце нашего жизненного пути» — это «поглощение» относится лишь к материальной оболочке:

…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Матф. 10, 28)

Судя по формулировке вопроса, Вы связываете физическую смерть с некой «нелюбовью» к нам тварного мира (коль скоро я правильно понял слова: «если бы тварный мир… нас не поглощал… но любил»). Писание говорит о совсем иной причине телесной смерти — она есть следствие греха (Быт. 2, 17; 3, 19). Именно грех привёл человека как к обретению плотного вещественного тела — «одежд кожаных» (Быт. 3, 21; Иов. 10, 11), так и к последующему расставанию с этим телом, которое именуется «физической смертью» (Римл. 5, 12; 6, 23). Так что смерть телесная не зависит от «любви» или «нелюбви» тварного мира, но причиной её является смерть духовная — отпадение от Бога (Быт. 3, 17–19). Возвращение же к Нему Адама как совокупного человечества (Римл. 5, 5–19; I Кор. 12, 12–14; 15, 42–49) преодолеет и упразднит смерть, как таковую (Откр. 21, 3–4; 22, 3, 14). — Д. Щ.

Вопрос по книге Плач Иеремии 02.09.2008 Вячеслав
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Огромное спасибо за возможность задавать Вам вопросы.
В книге Плач Иеремии есть такие слова:

(21) Радуйся и веселись, дочь
Едома, обитательница земли Уц!
И до тебя дойдет чаша; напьешься
до-пьяна и обнажишься.
(22) Дщерь Сиона! наказание за
беззаконие твое кончилось; Он
не будет более изгонять тебя; но
твое беззаконие, дочь Едома,
Он посетит и обнаружит грехи твои.
(Плач. 4, 21-22)

Что означают данные слова? Это просто "плач" Иеремии или это пророчество?
Если пророчество, то как в исторической перспективе реализовались данные слова?

Заранее спасибо, благодарю Вас за Ваши усилия на поприще Слова!

Вячеслав

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!

Приведённые вами слова пророка Иеремии сказаны в определённом историческом контексте: жители Эдома (Идумеи) злорадствовали по поводу разрушения Иерусалима вавилонянами и участвовали как в разграблении города, так и в продаже в рабство его жителей (Пс. 136, 7–8; Иез. 25, 12; 35, 1–5; Авд. 1, 8–14; Ам. 1, 11). Согласно же предостережению Всевышнего, —

…Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. (Авд. 1, 15)

— и поэтому не только Иеремия, но и другие пророки предрекают Эдому весьма печально будущее (Авд. 1, 1–9; Иез. 25, 13–14; 35, 1–15; Иер. 49, 7–22). Эти предсказания осуществились во времена Маккавеев (II в. до н. э.), когда Эдом навсегда утратил самостоятельность, а впоследствии исчез как народ.
Разумеется, надо учитывать и наглядно-символический смысл пророчеств об Эдоме, о чём мы сказали выше (Авд. 1, 15). — Д. Щ.

Здравствуйте!!! 31.08.2008 Alex
 Возникает вопрос: как урегулировать разности(противоречия) в повествованиях евангелистов-синоптиков и Иоанна Богослова по поводу последней вечери, разнятся даты? Может, подскажете литературу? Заранее благодарен!!! Думаю, что ответ будет таким же великолепным, как и ваши книги!!!!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

Согласно синоптикам, Тайная вечеря совпала с празднованием Пасхи (Матф. 26, 17–18; Марк. 14, 12; Лук. 22, 7), согласно же Иоанну — состоялась за день до Пасхи (Иоан. 13, 1–2).
Различие связано с тем, что Иоанн подразумевает общеиудейское (фарисейское и саддукейское) празднование, что подтверждается контекстом (Иоанн. 18, 28; 19, 14), а синоптики — ессейское (календарь ессеев отличался от общеиудейского — см., например: И. Д. Амусин. Кумранская община. — М.: Наука, 1983. — С. 130–134). Однако дата празднования Пасхи не могла отличаться более чем на одни сутки, поскольку праздник выпадает на полнолуние (Исх. 12, 6; Лев. 23, 5–6) — и, следовательно, может отмечаться как в предыдущий, так и в последующий вечер, если Луна достигает полноты в светлую часть дня (когда она не видна). — Д. Щ.

термин "проклятие" 26.08.2008 Сергей Логвинов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Отличается ли в иврите термин "проклятие", употребленный в отношении земли после человеческого грехопадения, от термина "херем"?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

В Быт. 3, 17 о земле сказано — «арура» («проклятая»), а таковое определение влечёт за собой бедственные перемены (ср. Втор. 28, 15–20). «Херем» же означает отделение, отвержение, изгнание (Числ. 21, 2; Лев. 27, 21; Втор. 7, 26; 13, 17 — в Синодальном переводе всюду — «заклятое», «заклятие») и не предполагает внутренних изменений к худшему самого объекта, подвергшегося «херему». — Д. Щ.

Приобретение книг 26.08.2008 Sumika
 Моя подруга очень хочет купить Ваши книги "Введение в ветхий завет". Мы живем в Минске. Возможно ли их выслать по почте наложенным платежом?
С уважением к Вам. Минчанки.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемые Минчанки!

Заказать получение книг наложенным платежом можно, зайдя по ссылке svetslova.narod.ru, а также через Интернет-магазины.

Подробности о заказе и приобретении книг Д. В. Щедровицкого Вы можете прочитать в рубрике «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» (в верхнем меню нашего сайта).

Доброго вам чтения!

о книгах 24.08.2008 serzh
 как можно заказать каталог ваших книг и как можно получить книги?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемый Сергей!

Каталог религиозно-исторических книг представлен на сайте издательства «Теревинф». Порядок заказа и приобретения книг Вы можете прочитать в рубрике «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» (в верхнем меню нашего сайта).

Доброго Вам чтения!

по обетованию наследники... 01.08.2008 Дмитрий
 Благодарю за разъяснение!Хочу показать коментарий Давида Стерна к Гал.3,29.
Евреи или язычники,если вы принадлежите Мессии,вы семя Аврагама.
Имеется в виду три аспекта:
1)Вы едины с Мессией,который является "семенем".(мидраш к ст.16)
2)Имея ту же верность и то же доверие,что и Аврагам,вы подтверждаете тем самым,что являетесь его духовными потомками(ст.7,9).
3)Вы присоединились к Израилю(6:16),который является физическим семенем Аврагама.Следовательно,вы наследники,в соответствии с обещанием стихов Гал.3:8,18.
Да благословит вас Всевышний!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Комментарий Давида Стерна, Вами приведённый, нуждается в уточнении. «Имея ту же верность и то же доверие, что и Авраам»… Да вы вдумайтесь только в эти слова (которых нет в Послании к Галатам!) — и представьте себе высоту подвига праотца, которая, мягко говоря, «мало для кого» достижима в последующих поколениях. (Быт. 22, 2, 9, 10)! В том-то и дело, что оправдание в Новом Завете даруется по вере, благодаря заслугам Мессии, а не высоте души и подвига самого верующего (Гал. 3, 3, 11–14). Из слов же Д. Стерна можно сделать другой вывод (хотя, быть может, он просто не совсем точно выразился, «требуя» от верующих «верности и доверия», равных Аврамовым). — Д. Щ.

церковь 01.08.2008 света
 Здравствуйте! Вы на литургию в церковь ходите? Причащаетесь?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Света!

Если Вы поделитесь своим духовным опытом о том, что значит «сделаться причастным Христу» (Евр. 3, 14) и «соделаться причастниками Духа Святого» (Евр. 6, 4), и как это связано с «вкушением дара небесного» (там же), и что такое — «вкусить благого глагола Божия и сил будущего века» (там же, ст. 5), то буду Вам очень благодарен за разъяснение этих вопросов о Причастии!.. — Д. Щ.

Что означает "Шма"? - ваше мнение. 31.07.2008 nahshon
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, изучая Тору, и в часности задумываясь над "Шма", я пришёл к выводу, что "Шма" - это начало и конец Б-жьего промысла. Хотелось бы узнать ваше мнение на эту тему.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Нахшон!

Как мне представляется, «начало и конец Божьего промысла» — это всё Писание в целом. Если бы всё это заключалось в «Шма», то зачем был бы записан весь Танах от начала до конца?!..

Д. Щ.

Спасибо и еще один вопрос 31.07.2008 Марина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Спасибо за подробное объяснение. Я предполагала, что там должно быть о Мессии, но не сильна в гематрии.
Ссылаясь на Матф.7:8 "просите, и дано будет вам", хочу задать еще один вопрос. Не можете ли Вы кратко объяснить духовный смысл каждой из 42 стоянок Израиля в пустыне, отталкиваясь от названий?
Спасибо,
Марина

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!

42 стана сынов Израилевых (Числ. 33) символически соответствуют духовному восхождению души, о чём я кратко упомянул во «Введении в Ветхий Завет» (стр. 883–885). Там же сказано: «Каждой следующей стоянки человек достигает только после прохождения предыдущей — и “странник” сам понимает, в каком месте пути он находится» (стр. 884). Вряд ли имеет смысл читать университетский курс по классической филологии — первоклассникам… Попробуйте осознать, на какой «стоянке» духовного пути находитесь лично Вы, — и мы постараемся описать следующую, предстоящую Вам «стоянку»… — Д. Щ.

О седьмом тысячелетии 28.07.2008 Виктор
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Почему в седьмом тысячелетии будут умирать юноши и именно столетними (Исайя 65:20), почему столетний грешник будет проклинаем, если "блаженны имеющие участие в воскресении первом, над ними смерть вторая не имеет власти..."?
Виктор, Кривой Рог

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Мессианское — седьмое — тысячелетие послужит приготовлением к переходу всех душ в иное, новое состояние — I Кор. 15, 42–54. Поэтому в течение этого «субботнего тысячелетия» души должны окончательно очиститься, пройдя, если нужно, через физические рождение и смерть.
Слова же о «воскресении первом» относятся к обретению того же состояния, что и описанное в I Кор. 15, 42–54. А «вторая смерть» (Откр. 20, 6) означает не физическую кончину, как в Ис. 65, 20, но ввержение в «озеро огненное» — Откр. 20, 14–15.

Д. Щ.

С чего начать? 23.07.2008 Сергей Луговик
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Помогите, пожалуйста, разобраться в учебной литературе по ивриту. У меня сейчас учебник Костенко "для начинающих", однако он по современному ивриту и ориентирован на разговорную речь.

О тех изменениях, которые произошли с языком не сказано ни слова, да и вообще каких-то глубоких знаний по истории языка получить по нему нельзя. Что и понятно, но как мне кажется, скорее всего возикнут вопросы при чтении текстов.

Возможно, я рано задаю этот вопрос и стоит начать изучение с современной модификации языка?

Подскажите, есть ли в Москве специализированные магазины с книгами на иврите, с учебными материалами по этому вопросу. Может быть, Вы можете что-нибудь порекомендовать? (учебники, тексты для начинающих, какие-нибудь курсы, словари)

С уважением,
Сергей Луговик.

PS Спасибо огромное Вам за Ваши книги!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Каким бы учебником Вы ни воспользовались, советую Вам, наряду с этим, сразу начать читать Писание в оригинале, «на ходу» изучая правила чтения, переводя слово за словом и постигая первые основы грамматики. Это принесёт настоящую пользу в изучении Торы — с первых же попыток. — Д. Щ.

От Редакции:

Из доступных учебников библейского иврита, изданных в последние годы в России, можем порекомендовать следующий:

Ламбдин Т. О. Учебник древнееврейского языка / Пер. с англ. Я. Эйделькинда. Под ред. М. Селезнёва. — М.: Российское Библейское Общество, 2003. — 509 с. ISBN: 5-85524-213-7

либо предыдущие его издания.

Есть также прекрасный учебник по библейскому ивриту для англоговорящих:

J. Weingreen. A practical grammar for classical Hebrew.

Мы поместили его электронную версию на ftp:
http://narod.ru/disk/2157790000/Weingreen.pdf.html
(в этом месте он будет лежать в течение месяца, и с каждым скачиванием этот срок будет продлеваться).
Может быть, его удастся найти также в какой-либо библиотеке.

Среди словарей выделяются словарь Шапиро и словарь Штейнберга, но, к сожалению, они давно не переиздавались. Возможно, их удастся найти в Интернете или библиотеках.

Нам кажется, что изучать современный иврит с целью читать Библию в оригинале имеет смысл на самой начальной стадии и по возможности под руководством учителя, который объясняет, чем современный иврит отличается от библейского.

В Москве хороший магазин в синагоге на Бронной, тел. 8 (499) 130‑55‑49. Есть также магазины в МЕОЦе в Марьиной роще и в Хоральной синагоге в Спасоглинищевском переулке. Во всех этих местах (либо на их сайтах) можно узнать и о курсах, а также о библиотеках, где могут оказаться хорошие учебники или словари.

Доброго Вам чтения!

добро и зло 19.07.2008 Сергей Логвинов
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю за обстоятельный и глубокий ответ на мой предыдущий вопрос. Но тема, конечно же, не исчерпана. В ее развитие у меня еще одна просьба. Оцените, пожалуйста, такое высказывание о. Александра Меня:"Грехопадение это и был первый момент, когда в человеке восторжествовала воля к власти, потому что, я подчеркиваю, познание добра и зла в библейской символике означает не знание интеллектуальное, а владение, ибо глагол "даат" означает "близкое соприкосновение" и употребляется в применении к владению мастерством, к супружеским отношениям и другим подобным вещам. А термин "добро и зло" является идиомой, "тов ве ра" - это короткое слово означает добро и зло и не имеет ничего общего с моральными категориями, потому что "тов" означает добротное, приятное, полезное, а "ра" значит мерзкое, ядовитое - это два полюса бытия, идиома, которая означает просто все бытие как таковое, природа как таковая, мир как таковой."

Александр Мень
Беседа об искуплении

//МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. - М.: Фонд имени Александра Меня, 1995. 2-е изд.: 1997.
Особенно интересно Ваше мнение по поводу идиомы "добро и зло".
Заранее благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Словосочетание «тов ва-ра» — «добро и зло» — означает не только то, о чём сказал о. Александр Мень, но имеет и нравственный смысл. Это видно, например, из слов пророка Амоса «диршу-тов вэ-аль-ра» — «стремитесь к добру, а не к злу» (в Cинодальном переводе «ищите добра, а не зла» — Ам. 5, 14): такое противопоставление внутри чисто идиоматического выражения представляется немыслимым. Следовательно, уже в древние времена (VIII век до Р. Х.) «тов ва-ра» воспринималось также и как описание моральных категорий.
Таргум Онкелоса (арамейский перевод–толкование Торы II в. н. э.) так «передаёт» Быт. 2, 9: «И дерево, вкусившие от плодов которого (становятся) мудрыми (различая) между хорошим и плохим». Такой комментарий прекрасно иллюстрирует восприятие стиха в те времена, когда древнееврейский, наряду с арамейским, был ещё разговорным языком в Иудее.
А «стремление к власти», которое упомянул о. Александр Мень, выражено не столько в желании «знать добро и зло», сколько в ложном обещании: «будете как боги» (ср. Втор. 1, 39; Ис. 7, 15, где словосочетание «даат тов ва-ра» не указывает на какие-либо амбиции). — Д. Щ.

наследники 16.07.2008 Дмитрий
 Спасибо за ответы! Вернусь к Гал.3,29 Настаивает ли Павел на полном равенстве уверовавших в Мессию язычников и евреев

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Гал. 3, 29: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Выше (3, 28) говорится: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского...» Если буквально всё это понимать,— свадьбы в церквах совершаться уже не должны, ибо разделение на мужчин и женщин отменено! То же относится и к рабам и свободным; с чего бы вдруг Павлу писать: «Рабы, повинуйтесь господам…» (Еф. 6, 5), коль скоро упразднилось разделение на рабов и господ?! Однако же свадьбы справляются, а в первые века н. э. (да много где и гораздо позже!) в среде христиан сохранялось рабство… И вот только бедным иудеям всё повторяют, что теперь их якобы нет, и напрасно они сохраняют свою обособленность,— пора, мол, исчезнуть, раствориться в среде язычников. А мужчинам почему-то всё медлят проповедать, что пора и им «раствориться» среди женщин (или наоборот?)…
Так в чём же дело? Различия национально-культурные, социальные, половые — исчезают «во Христе Иисусе», т. е. — на уровне Духа: пророчествовать, например, могут (если Бог повелит!) равно мужчины и женщины, свободные и рабы, евреи и не-евреи (Иоиль 2, 28-29; Числ. 22, 7-9; 24, 2). На остальных же уровнях сознания и бытия различия между иудеем и язычником, как и между мужчиной и женщиной, остаются (Римл. 3, 1-2; I Кор. 11, 3).
Если же Вы спрашиваете о полном равенстве в человеческих правах между израильтянами и другими народами, то об этом ясно говорится: «…Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца…» (Исх. 12, 49); «один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца...» (Лев. 24, 22); «…пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя...» (Лев. 19, 34). — Д. Щ.

Вопрос о рыжей телице 16.07.2008 Марина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарение Господу за Ваш труд на Его ниве. У меня такой вопрос: какова гематрия слов "пара адума" и что она означает. И еще, пожалуйста, сообщите где можно приобрести вашу книгу "Введение в Ветхий Завет.Пятикнижие Моисеево" в Нью Йорке.
Большое спасибо, с Господом,
Марина,
www.thegospel-truth.org

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!

Гематрия словосочетания «пара адума» («рыжая телица») = 335. Эта гематрия совпадает с гематрией одного из написаний «Шило» (Быт. 49, 10; в русском переводе — «Примиритель», одно из имён Мессии). В Масоретском тексте «Шило» пишется с «йод» и имеет поэтому гематрию 345, а в Самаритянской Торе — без «йод», и его гематрия — 335. Так же, без «йод», пишется название города «Шило» (Силом) в Иис. Нав. 18, 1, 9; 22, 12; Суд. 21, 12; I Царств 1, 3; 2, 14; 4, 4, 12; 3 Цар. 14, 2, 4 и в др. местах (возможно, и название города связано с пророчеством Быт. 49, 10).
Что же касается книги в Нью-Йорке,— ответить не могу, но «ищущий находит» (Матф. 7, 8) — Д. Щ.
___________

От Редакции сайта:

Уважаемая Марина!

По вопросу приобретения книг Д. В. Щедровицкого: советуем ознакомиться с информацией, размещенной в подразделе «Приобретение книг» раздела «Справочная информация» сайта.

Вопрос к 3 июля 2008 года 14.07.2008 Кирилл
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, мир вам! У меня уточнение по некоторым "граням" вашего ответа от 3 июля 2008 года "...без воли Божьей он (сатана) не имеет власти совершить что-либо,...", но если человек соработает с сатаной, то он позволяет сатане влиять на его судьбу. То есть дьявол может без согласования с Богом ("влиять" иметь власть), Ефес. 2:1-3; Ев. от Иоанна 10:10; 1 Петра 5:8-10, но это влияние всегда разрушает человека и "убивает" его Римл. 6:23.
Воля Божья всегда благая, угодная и совершенная Иакова 1:17; Римлянам 12:2 для человека.
И если сам сатана показывал Иисусу Христу все царства мира и готов был дать Ему если тот..., значит ли это, что сатана имеет власть?
Большое спасибо за дискуссию, да хранит вас Бог! С любовью, брат Кирилл!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!

Начнём с Вашего последнего аргумента: «Если сам сатана показывал Иисусу… все царства мира и готов был дать Ему, если тот… — значит ли это, что сатана имеет власть?»
Какая радость, что Сын Божий знал Писания лучше тех современных проповедников, которые считают, что сатана имеет власть! Ведь вот, он ответил на «предложение» врага: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». А какой библейский смысл стоит за этим ответом Мессии? А вот какой:

…Ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами. (Пс. 21, 29)

Если же царство принадлежит Господу, то как же враг, без воли Царя, может распоряжаться царством этим, утверждая: «…Тебе дам власть над всеми сими царствами… ибо она предана мне…» (Лук. 4, 6)?!
Далее:

Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. (Пс. 102, 19)

Если же царство Господа обладает всем, то где же место власти врага? И как может он говорить о славе земных царств: «…Я, кому хочу, даю ее…» (Лук. 4, 6)?!
Но, может быть, хотя бы временно, враг получает власть над земными царствами? Читаем:

Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды… (Пс. 144, 13)

Следовательно, нет ни времени («века»), ни поколения («рода»), в которые царства принадлежали бы кому-то иному… Но, наконец, может статься, врагу дано ставить от своего имени правителей над земными царствами? Читаем:

Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей… (Дан. 2, 21)

Так кто же возводит на престолы земные и низвергает с них?!.. Но позвольте,— если мы доказали по Писанию, что враг не имеет нигде, никогда и никакой власти над земными царствами,— как же мог он «предложить» эту власть Иисусу?! Ответ прост как день:

…Нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан. 8, 44)

Только вот Иисус это знал и открыто провозглашал, а многие современные проповедники то ли ещё не поняли этого, то ли уже забыли…
Теперь — о Еф. 2, 1-3. Как мы читаем об Ахаве:

…Выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал… я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал… пойди и сделай так.
И вот… попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих... (III Цар. 22, 19–23)


Сравним это повествование о покорности всех духов, (включая и тёмных, стоящих «по левую руку Его» — 3 Цар. 22, 19) воле Божьей — со сказанным в Еф. 2, 2 о духе, «действующем ныне в сынах противления». Кто сознательно и упорно противится повелению Божьему, через того и в том может действовать злой дух; так было с царём Саулом, который сначала неоднократно нарушал волю Всевышнего (I Цар. 13, 13; 15,19,23), а потом, в наказание за это, «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (I Цар. 16, 14). Итак, «сыны противления» (Еф. 2, 2) в этом подобны Саулу. Почему там же и сказано:

…Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… (Еф. 2, 1)

— «вашим», ибо вы за них ответственны, а не злой дух, который искушает людей и клевещет на них пред престолом Божьим, но отнюдь не действует самостоятельно, вопреки Его воле (Откр. 12, 10; Иов. 1, 6-12).
То же относится и к Иоан. 10, 10. Там враг назван «вором», «убийцей», «губителем»,— но ведь


Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
У вас же и волосы на голове все сочтены… (Матф. 10, 29–30)


Неужели и эти слова Сына Божьего можем мы забывать, утверждая: «…дьявол может без согласования с Богом „влиять”, иметь власть»?
Да и в I Петр. 5, 8 дьявол назван «противник ваш» — «ваш», а не Божий! Он и спрашивает, как в случае с Иовом и мн. др. разрешение свыше искушать —

…Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу… (Лук. 22, 31)

Кого это просил враг, если он (избави Боже от такого учения!) «может без согласования с Богом „влиять”, „иметь власть”»?!
Да и в Римл. 6, 23 сказано:

…Возмездие за грех — смерть… (Римл. 6, 23)

А грех имеется в виду сознательный, ведь не взыскивается же с безумного или не ведающего, что творит (Лук. 23, 34)!
Итак, согласимся ли с Иисусом, сыном Сираховым: «Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу» (Сир. 21, 30)? Или будем, вместо библейского учения, придерживаться языческого (зороастрийского, гностического, манихейского и т. д., и т. п.) дуализма, который вкрался на «внешний двор» церкви и свил там своё змеиное гнездо?! А ведь истинная Церковь свободна от такого учения (Откр. 11, 1-2)! Хорошо, что сослались Вы на Иак. 1, 17: у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены», и власть Свою над мирами и веками он с врагом никогда не разделял и не разделяет —

…Славы Моей не дам иному. (Ис. 48, 11)

Также и в Римл. 12, 2:

…Не сообразуйтесь с веком сим… (Римл. 12, 2),

в том числе — с противобиблейскими, языческими учениями, вкравшимися в сознание многих верующих. «Воля Божия» (там же) ясно выражена:

И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь… (Зах. 3, 2)

Пора уже нам и в этом вопросе достигать познания истины — I Тим. 2, 4. — Д. Щ.

О человеке 10.07.2008 брат Кирилл
 Мир (Шалом) Божий, Вам, Дмитрий Владимирович! Многие теологи считают, что душа человека включает разумную, волевую и эмоциональную "область", дух человека - совесть, интуицию и дух человека (который до рождения свыше мёртв для Бога и возрождается после покаяния и крещения в воде, рождением от воды, и верованием в Иисуса Христа). Вопрос. Как Библейски подтвердить эту истину? Что представляет собой душа и дух человека?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый брат Кирилл!

О душе и духе мне приходилось уже говорить во «Введении в Ветхий Завет» (Том 1. Книга Бытия. Лекция 2, стр. 49 (внизу)–52 по изданию, представленному на сайте). Библейские (древнееврейские) названия «нэфеш» («животная» душа), «руах» (дух-дыхание) и «нэшама» (высшая душа) передаются в Синодальном переводе так: «нэфеш» — как «душа», «руах» — как «дух», «нэшама» — как «дух» или «дыхание». Все три названия относятся к разным уровням одной и той же человеческой личности. Для большинства людей постоянное пребывание на более высоких уровнях («руах» и «нэшама») их собственного «я» — недосягаемо в течение земной жизни. Так, на уровне «руах» осознавали себя лишь пророки, а на уровне «нэшама» — вообще весьма немногие, особо просветлённые личности. Я не стал бы так однозначно разделять душу и дух по их функциям, как это сделано в приведённом Вами примере (как известно, разум может быть и плотским, и духовным; чувства — также: вспомните знаменитое «есть у них глаза, но не видят», и т. п.). Что же касается возрождения, или даже «воскресения» человека через крещение Духом, — это очевидная библейская истина (Иоан. 3, 3–8; Еф. 5, 14). Однако очевидно также, что оживление, «воскресение» это относится ко всему человеческому существу, включая и «нэфеш»:

…Ибо Ты избавил душу мою /«нафши»/ от смерти… чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых. (Пс. 55, 14)

Также и дух человека до упомянутого возрождения свыше не является совершенном мёртвым (к примеру, мёртвый не может: смущаться (Быт. 41, 8), ожесточаться (Втор. 2, 30), тревожиться (III Цар. 21, 5), возбуждаться (Ездр. 1, 1), пить (Иов. 6, 4), изнемогать (Пс. 76, 4), унывать (Притч. 15, 13) и т. п.).
Из приведённых примеров видно, что «руах» — тот уровень восприятия, на котором переживаются различные чувства. В отличие от него, «нэфеш» может быть живым или мёртвым (Быт. 1, 30; Числ. 6, 6 — в оригинале «нэфеш мэт» — «нэфеш мёртвого», или «мёртвый нэфеш»; «руах» мёртвым быть не может); «нэфеш» может истребиться (Исх. 12, 15; «руах» — неистребим); «нэфеш» благословляет (Быт. 27, 19); «нэфеш» прилепляется через любовь (Быт. 34, 3; I Цар. 18, 1; Пс. 62, 9), бывает «связан в один узел» с другим нэфешем (тоже любовью — Быт. 44, 30); «нэфеш» насыщается (Исх. 15, 9), желает пищи (Втор. 12, 20), вообще полон желаний (Втор. 14, 26; II Цар. 3, 21); но также «нэфеш» способен к высоким чувствам — «жаждет Бога» (Пс. 41, 2–3) славит Его (Пс. 29, 13; 145, 1); он страдает (Иов. 14, 22; Пс. 118, 20), истаевает (Пс. 106, 5), томится (Пс. 83, 3); но «нэфеш» связан и с памятью (Плач. 3, 20), он веселится о Боге (Ис. 61, 10), надеется на Него (Пс. 129, 5–6), обладает полным сознанием (Пс. 138, 14), он хранит откровения свыше (Пс. 118, 129), радуется о Господе и уповает на Него (Пс. 34, 9; 56, 2).
Вот такими сложными функциями обладают «руах» и «нэфеш». Что же касается уровня «нэшама», — о нём сказано: «И он вдохнул в ноздри его (Адама) нэшаму жизни» («нишмат хайим», в переводе — «дыхание жизни») — Быт. 2, 7, а также:

Светильник Господень — дух человека /«нишмат Адам»/, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)

«Нэшама» даёт разум, поддерживает жизнь (Иов. 32 8; 33, 4 — в переводе «дыхание»). Как видим, библейское учение о душе, духе и «дыхании» (I Фес. 5, 23 — «дух, душа и тело» — очевидно, перефразирует то же самое) целостно, глубоко, далеко не просто для постижения — и говорит о вещах, к познанию которых современная наука лишь начинает приближаться… —  Д. Щ.

О первородном грехе 03.07.2008 СЕРГЕЙ ЛОГВИНОВ
 Так в чем же все-таки состоял грех Адама и Евы? Как представляется, превалируют две екзегетических версии: а/ непослушание и б/вариации на тему "искушение дьяволом" в его /дьявола/ богоборчестве.
Вопрос слишком серьезный, ибо от ответа на него зависит понимание и Христовой Жертвы, и смысла нашего спасения, и нашей веры, в конце концов...
Очень хотелось бы услышать Ваше, уважаемый Дмитрий Владимирович, искренне мнение по этой теме.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Логвинов!

Грех Адама и Евы состоял в нарушении завета:

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне. (Ос. 6, 7),

— а допущение змея в Эдемский сад было испытанием верности первых людей (хотя змей и действовал по своей воле, за что и был наказан:

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей… (Быт. 3, 14)).

Что касается представления «о богоборчестве» змея — обвинителя и искусителя («клеветника»):

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12, 10),

— то они целиком ложны: без воли Божьей он не имеет власти совершить что-либо — таково учение Библии:

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. (Иов. 1, 12)

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. (Иов. 2, 6)

И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Зах. 3, 1–2)

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола… (Матф. 4, 1)

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Матф. 4, 10)

…И выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе. (III Цар. 22, 21–23)

А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (I Цар. 16, 14)


Иное учение, приписывающее «клеветнику» (т. е. обвинителю-прокурору на Суде и провокатору-искусителю в земной жизни) замысел богоборчества и силу, позволяющую ему «противостоять» Богу (а не человеку), — является не библейским, но дуалистическим (или же считает «клеветника» абсолютным глупцом, не понимающим, что сражаться со Всемогущим бессмысленно). — Д. Щ.

вопрос 02.07.2008 Виктор
 Здравствуйте, Дмитрий! Есть ли у Вас книги по исследованию книги Откровения, или статьи, где их можно скачать или прочесть?
О каком времени говорит Всевышний через пророка в книге Исайи 65:18-25 ?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Статью об Откровении можно почитать на данном сайте.

В интересующих Вас стихах из 65-й главы Книги Исайи:

А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.    
    И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.    
    Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.    
    И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.    
    Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.    
    Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.    
    И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.    
    Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. (Ис. 65, 18–25)


пророк говорит о Мессианском («Седьмом») Тысячелетии, назначенном для окончательного исправления душ перед их вступлением в Вечное Царство — ср. об этом же времени:

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откр. 20, 6)

Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.    
    Последний же враг истребится — смерть,    
    Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.    
    Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 25–28)

…Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,    
    Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. (Деян. 3, 20–21)

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!»    
    И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами.    
    Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.    
    При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.    
    Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота.    
    И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь.    
    В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,    
    Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. (Иер. 31, 23–30)

Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. (Марк. 12, 25)
.

Д. Щ.



voprosy 26.06.2008 dmitriy
 Шалом!!! Очень интересны и волнующие меня вопросы и ответы с вопрошателем. У меня конечно нет таких глубоких познаний Писания,не знаю и греческого,всё-же эти вопросы глубоко трогают. Позвольте мне (младленцу во Христе) задать вопрос Д.Щ.
Обрезание сердца и обрезание плоти,как связаны друг с другом(быт.17,10;втор.10,16; 30,6 )Как объяснить,что обрезание вменится в необрезание а необрезание в обрезание(гал.5,6; 6,15. кол.3,11.) Действительно,кто-же суть Израиль Б-жий,рожённый от Духа ,рожд. от плоти или всё в совокупности(иоан.3,3;) Как может язычник,приняв Б-га Израилева и Миссию верой,всё ещё оставаться язычником(гал.3,26-29) ???? И в каком смысле Вечный завет называют ветхим?
Заранее признателен за ответы.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

«Обрезание» есть удаление некой «оболочки». Относительно плоти (Быт. 17, 10) понятно, о чём идёт речь; относительно же сердца — «клипот» («скорлупы»), порождённые грехом эгоизма и обступившие сердце плотным слоем, требуют удаления, а в случае «окаменения сердца» — и разбития (замены «каменного» сердца на «плотяное» — Иез. 36, 25–26; ср. Откр. 2, 27). Обрезанные по плоти могут быть «с необрезанным сердцем» (Иер. 9, 25–26), хотя само обрезание плоти — символ и «залог» обрезания сердца (Быт. 17, 10 и 18, 19).
Если отсутствует «обрезание сердца», т. е. совпадение воли человека с волей Отца Небесного («в законе Господа воля его» — Пс. 1, 2), — то внешний знак Завета (обрезание плоти) как бы «становится необрезанием» (Римл. 2, 25). Наоборот, необрезанный «по природе» (т. е. по плоти), исполняющий заповеди, уподобляется праотцу Аврааму, которого Бог избрал и возлюбил ещё до обрезания (Быт. 12, 1–3; 15, 1, 6; 17, 9–10; Римл. 4, 9–12).
Почему это так? — Да потому, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (I Кор. 15, 50). Обрезание плоти — только символ совершенствования, «совлечения греховного тела плоти» (Колос. 2, 11), т. е. избавления от «запятнанных одежд» греховного эгоизма (Зах. 3, 3–4; Матф. 22, 11–13; Откр. 3, 4–5). Однако обрезание плоти действует лишь в период земной жизни и исчезает вместе с телом, а «обрезание сердца», т. е. очищение и усовершенствование нашего внутреннего человека, остаётся навсегда и запечатлевается в бессмертной душе.
Обрезание и сердца (суть Завета), и плоти (знак Завета) духовно оживило колоссян, которые прежде были «мертвы во грехах и в необрезании плоти» (Кол. 3, 13).

«Израиль Божий» (Гал. 6, 16) — это Израиль, возвратившийся к Богу и с Ним пребывающий, т. е. осуществивший на деле смысл своего имени «йеш-роэ-Эль» — «сущность, видящая Бога», или «воин Божий» («Йисра-Эль» — «он будет сражаться за Бога»). Остальная часть народа — только «Йааков» («идущий по следам», т. е. соблюдающий традицию).
Слово «язычник» — перевод греческого «этнос» («народ»), т. е. «принадлежащий к народам мира», а не обязательно идолопоклонник; народы, славящие Единого Бога, остаются народами и радуются вместе с Израилем (Втор. 32, 43 — «веселитесь, язычники (гойим), с народом Его!»).

Что касается Галл. 3, 26–29, там говорится об отсутствии половых, национальных и социальных различий по отношению к духовным состояниям и дарованиям, т. к. Дух Святой может низойти на иудея и язычника (Деян. 2, 3–4; 10, 45–46), на раба и свободного (Иоиль 2, 29), на мужчину и женщину (там же, 2, 28). По отношению же к естественному ходу земной жизни — мужчины остаются мужчинами (не рожают, подобно женщинам), рабы — подневольными (Филим. 1, 15-19), а иудеи — обязанными соблюдать всю Тору (галл. 5, 3; ср. Деян. 15, 19–21). Не так ли?..

«Ветхий» — означает «древний», а совсем не «пришедший в негодность», «обветшавший»: ср. Дан. 7, 9 — «Ветхий днями» («Аттик Йомин») по отношению к Вечному Богу. Поэтому «Вечный Завет» есть и «Ветхий (древний, изначальный) Завет». — Д. Щ.

Спасибо за сайт 24.06.2008 Павел Феодосия
 Ув.Д.Щедровитский!
Огромная благодарность за ваш сайт и ваши книги,пусть хранит вас Бог.


К полемике "Апостол Павел и Закон" 21.06.2008 Математик
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

С большим интересом знакомлюсь с материалами, размещенными на сайте; но вслед за Михаилом, оставившим запись в Гостевой книге 28 апреля, должен сказать, что некоторые аспекты Вашей полемики с Вопрошателем вызывают удивление.

Приведу один пример (если понадобится, готов привести другие). Пример касается сквозной темы полемики: разбору 11-го стиха 2-й главы Послания к Ефесянам. Для простоты перенесу конструкцию этого стиха на близкую мне по жизни ситуацию крещения коми-зырян. Получится так:

«Поэтому помните, что некогда вы, язычники, называемые нехристями [так] называемыми христианами, что вы были в то время без Христа, отчуждены от Церкви Православной, чужды заветов обетования...»

Фраза имеет прозрачный смысл. А теперь – три варианта интерпретации этого текста, идентичные тем, которые предложены Вопрошателем, причем он утверждает, что никак иначе понимать это нельзя:

(1) «Грамматически напрашивающийся»:
Зыряне в настоящее время являются нехристями, а христиане остаются христианами;

(2) «Маловероятный случай»:
Зыряне перестали быть нехристями, стали христианами; но сами христиане так именоваться перестали. (Чего только не сделаешь ради согласования времен причастий!)

(3) «Подвариант (1)»:
Зыряне назывались и называются нехристями со стороны тех, кто назывался и называется христианами.

Выглядит абсурдно, но Вы должны учитывать, что именно так мы, обычные посетители сайта, воспринимаем многие основанные на грамматике аргументы данной полемики.

Математик


Троица. 07.06.2008 Александр
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Хотелось бы узнать Ваше отношение к троице, триединству. Сейчас многие не соглашаются с триединством Бога, говорят даже о фальсификации некоторых мест Писания. Много публикаций на эту тему. Три личности в Боге или одна? Очень запутанный вопрос. Помогите разобраться.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Заданный Вами вопрос относится к области высоких духовных откровений, доступных, мягко говоря, далеко не каждому (I Кор. 2, 6–16). Не имея личного опыта усвоения мудрости, сходящей свыше (Иак. 3, 17), верующий человек должен в подобных вопросах следовать авторитету той Церкви или общины, к которой принадлежит, — или остановиться на том понимании, которое ему в данном его состоянии доступно:

Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. (Флп. 3, 16)

Ведь даже царь Давид, величайший пророк и духовидец, говорит:

…Я не входил в великое и для меня недосягаемое. (Пс. 130, 1)

Не говоря уже о Христианской догматике и тринитарных спорах на Вселенских соборах, еще древнее Иудейство различало «Паним» («Лики», «проявления», «ипостаси») в Едином — см., например, Притч. 8, 22–31; 30, 4; Мих. 5, 2; Исх. 31, 3; 33, 14 (евр. текст: «Панай йелеху вэ-гб-нихоти лах» — буквально: «Лица Мои пойдут, и Я успокою тебя»). Примеры из Нового Завета, по их многочисленности, приводить не буду. — Д. Щ.

заповеди и благодать 06.06.2008 SKY
 Дорогой Дмитрий Владимирович!
С одной стороны Вы пишите: "…удивляетесь моему «тезису» об обязательном соблюдении заповедей, «независимо от… вдохновения»…"
С другой стороны: "Старание же исполнить «всё» (или даже что-либо одно) без помощи благодати, нисходящей свыше,— в лучшем случае признак детскости, неразумности, а в худшем – гордости и самоуверенности."
Получается, что заповеди нужно СТАРАТЬСЯ соблюдать всегда, но это СТАРАНИЕ бессмысленно без благодати?
Тогда напрашивается такой вывод: зачем стараться соблюдать, если без благодати это все равно будет бессмысленно?..
Вывод, на мой взгляд, явно какой-то не тот… Либо "деревья лес закрывают", либо "лес деревья"… Так что же во власти человека? Ведь именно это СТАРАНИЕ в его власти, свобода выбора Добра…
Ведь разбойник, умерший на кресте, рядом с Христом попал в рай, попал по одному движению своей души в сторону Добра, а многие, кто соблюдали все заповеди, в рай не попали…
Присоединяюсь к последней просьбе Философа: "…Хотелось бы избегнуть обеих этих крайностей и исследовать, как связаны между собой вопросы пребывания в благодати и исполнения верующими заповедей Закона. Не могли бы Вы привести и прокомментировать проясняющие этот вопрос места Писания?"

С любовью,

Наташа.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наташа!

Говоря о необходимости благодати свыше для истинного исполнения заповедей, я имею в виду направление сердца, души и ума к Богу, поиск непосредственного общения с Ним в молитве. Это и есть исполнение Первой Заповеди: «Я Господь Бог твой…». «Твой» — т. е. находящийся в особых неповторимых отношениях «диалога» именно с тобой лично, указующий тебе Свою волю, направляющий и наставляющий. Именно о таком обращении к Отцу свидетельствует весь контекст Ветхого и Нового Заветов! И совсем другое дело — «исполнение заповедей» как неких предписаний, данных всем словно бы «в порядке общей очереди» — и вне контакта с Отцом! Попытки такого «соблюдения» порождают лишь гордость и фанатизм (см. обличение Иисусом лицемеров от религии). Вы вот пишите о старании делать добро, что, разумеется, само по себе похвально:

…Слава и честь и мир всякому, делающему доброе… (Римл. 2, 10), —

однако ни слова не говорите об общении с Богом в молитве, об опыте обращения к Нему. Вот почему я и подчеркиваю нужду каждой души именно в получении такого опыта.
Вы спрашиваете: «Так что же во власти человека?» Во власти человека, прежде всего, — покориться Богу, признать Его Царство, покаяться в собственной гордыне, умалиться пред Ним — и возвеличить Его, прийти к вере — доверию Ему. С этого и начинается путь верующего (Втор. 6, 4–5; Марк. 12, 29–31; Евр. 11, 6; Притч. 1, 7).
Не такому ли восприятию Закона через «сближение» с Законодателем и принятие учения «из уст Его» учит всё Писание? —

Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.
Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое. (Иов. 22, 21–22)


Вот, на мой взгляд, важнейшее выражение соотношения Закона и благодати… — Д. Щ.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |