Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

Логос в Евангелии от Иоанна 07.06.2011 Игорь Валентинович
 Мир вам Дмитрий Владимирович!

У меня возникло некое предположение или вопрос, который я хотел бы предложить вам к рассмотрению.
В еврейской традиции говорится, что Тора была до сотворения мира и мир творился согласно ей.
Тора, по преданию - всегда была в духовных мирах, т.е. еще до сотворения мира.

Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен Он». Принято в миру, что царь из плоти и крови строит дворец не по своему разумению, а по разумению мастера, но и мастер строит не по своему разумению – пользуется он черновиками и табличками, чтобы делать комнаты и двери. Так и Святой, благословен Он, глядел в Тору и творил мир. А Тора говорит: «В начале сотворил Б‑г»; «начало» – это не что иное, как Тора (Берешит раба, 1:1).

В иудейской традиции, в поэзии, Тора часто называлась "Словом".
"Поклонюсь храму святому Твоему и восславлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, потому что возвеличил Ты СЛОВО Твое больше имени Твоего". (Пс.138:2)

Во времена Давида, не было еще Платона, Гераклида, Филона ......
Да и вообще, тогда греческая культура была в самом своем зачатии.
А вот Тора уже имела силу, и влияла на все аспекты жизни иудеев.
В том числе и поэзию.

Маловероятно, что учение Филона Александрийского о Логосе имело хождение между последователями Мессии до конца первого века, когда были написанны основные послания Нового Завета ("В начале было Слово").
Его учение о Логосе, стало популярно тогда, когда элинское большинство завладело властью в церкви, и начало обожествлять Иешуа.
И тут как раз кстати, подвернулось учение еврея Филона Александрийского, который хотел примерить Иудаизм с греческим учением о Логосе.
Ну, а дальнейшая история нам уже известна.

Филон же хотел наиболее ярко и красноречиво (а возможно и наиболее успешно) высказать результаты адаптации иудейской теософии к языку греческой философии.
Но имел успех только у елинов и евреев, придерживающихся елинской философской мысли.
Иначе говоря у тех, кто оторвался от иудейских корней, или у тех у кого иудейские корни очень ослабли.

Но мне кажется к Иоанну это не относится. Восточные церкви, были более проиудейские, нежели западные. Павел более почитался на западе, а Иоанн на востоке. Для него "Слово" - это не "Логос", а "Тора". Именно так называлась Тора в иудейской поэзии, того времени.

Не могло ли случиться так, что когда Иоанн написал свое Евангелие, где говорится о Логосе, то он подразумевал все же не философское понятие, а именно Тору?
Тогда бы, возможно, это открыло нам более ясное представление о значении Торы в учении Иисуса и жизни церкви.






Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Валентинович!

Да, Тора! Но Тора — именно как Хохма́ (Премудрость), персонифицированная, «ипостазированная»:

«…Господь имел меня началом пути Своего…
От века я помазана...
Я родилась, когда еще не существовали бездны…
Я была при Нем художницею, и была радостью…» (Прит. 8, 22–30)


Живой и личный Логос (древнееврейское «Маамар», арамейское «Мэмра») но — не Книга или некий План миротворения:

В Нем была жизнь... (Иоан. 1, 4)

— сказано о Слове.


[ Показать все сообщения ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |