Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Крещение 09.02.2013 Сивакова-Васина Ольга Александровна
 Здравствуйте,
раскройте пожалуйста определение - крещение, что это для человека?
Благодарю за ваше творчество.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Александровна!

Крещение, или омовение в знак покаяния, было известно древним иудеям до пришествия Иисуса: см. Лев. 14, 9 — об омовении прокажённого. Поскольку же греховность символически сопоставляется с «проказой духовной», вошло в обычай, исповедуя грехи, погружаться затем в воду:

И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн... И дам вам сердце новое, и дух новый...
Вложу внутрь вас дух Мой... (Иез. 36, 25–27)


В приведённом пророчестве омовение в воде при покаянии уже соединено с дарованием Духа Божьего, как впоследствии в Евангелии:

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым… (Матф. 3, 11)

В иудейской традиции такое погружение в воду, сопровождаемое исповедью и связанное с очищением от грехов, сохранилось и поныне — это миква. В традиционных христианских конфессиях обряд претерпел различные изменения, но суть осталась той же.

День воскресный 09.02.2013 Сивакова-Васина Ольга Александровна
 Здравствуйте,
суббота уважаемый день в Православии, проходят Богослужения, но воскресение празднуется и почитается больше, как объясняет священник, по причине воскресения Христа в воскресенье. Мне трудно понимается такая замена, ведь заповедь была про субботу. Или я неправильно что-то поняла?
Есть в писании места, раскрывающие эту тему? Если нет - приоткройте, пожалуйста, мне завесу в истории: дня посвящения Богу в Православной традиции воскресению.
Спасибо большое.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга Александровна!

Празднование Субботы было официально «заменено» празднованием первого дня недели во время придания Христианству статуса государственной религии в первой четверти IV в., при императоре Константине.


"Ваш отец – дьявол" 02.02.2013 Игорь
 Помогите пожалуйста разобраться в сути конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями.
Иоанна гл. 8
Он говорит им, что "ваш отец – дьявол".
На основании этих слов, многие считают иудаизм религией дьявола, а иудеев его слугами.
Прокомментируйте, пожалуйста, эту главу.
Что же имел ввиду Иисус? Почему они "уверовав" тут же восстали на Него.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус. На вопрос самарянки:

…Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев. (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться (т. е. поклоняться)» он признаёт спасительным. Да и сам он именует себя «царём Иудейским»:

…Он говорил: Я Царь Иудейский. (Иоан. 19, 21)

2. Он указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. <...>
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)


Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа, нередко — людей, относящихся к религиозной элите:

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям). Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества. Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

— и они, его оппоненты, далее именуются «иудеями». Имеются в виду авторитетные учителя народа, наделённые властью, — ср. «книжники и фарисеи» (ст. 3), «фарисеи» (ст. 13) — и «иудеи» (ст. 22, 31, 48, 52, 57). Многие из этих авторитетных людей «уверовали в Иисуса» (ст. 30).
В чём же заключалась их «вера»? Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян:

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем… удалился... (Иоан. 6, 14–15)


Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.
Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической, и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31). Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан. 8, 31–32)


Здесь он призывает вникать в его учение, познавать истину, им возвещаемую. Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины. Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания, в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.
Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства, которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала... (Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию (Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).



Йешуа в Торе 01.02.2013 Шимон-Кривенко Настя Сергеевна
 Хочу задать вопрос. Прошу, ответьте пожалуйста, на вопрос как можно конкретней.
Для чего пришел Мошиах-Иешуа, для кого Он пришел? Почему Он должен прийти два раза: умерши на Голгофе и пришествие для искупления и освобождения Своего народа?
C уважением, Настя

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Настя Сергеевна!

Конкретный ответ изложен в Евангелиях во всей их полноте и взаимосвязи.
Любимый ученик Иисуса так описал цель прихода Учителя:

…Грех есть беззаконие.
И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши... (I Иоан. 3, 4–5)


Беззаконие — это нарушение заповедей Божьих, содержащихся в Торе. Итак, Мессия пришёл, чтобы избавить нас от беззаконий, которые он «взял», т. е. принял на себя, умерев за нас. Это предсказано у пророка Исайи:

…Мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни...
…Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он... страдал добровольно...
…Претерпел казнь.
…И воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. …Он, Праведник… оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
... (Ис. 53, 3–11)


Иные языки 01.02.2013 Шимон-Кривенко Настя Сергеевна
 Шалом! Скажите пожалуйста, места из Танаха, где говорится о иных языках (как в Новом Завете).
Благодарю. С уважением, Настя

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Настя Сергеевна!

Об «иных языках» сказано у пророка Исайи:

…Священник и пророк спотыкаются… в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. …
За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. (Ис. 28, 7–11)


Здесь описана эпоха отступления от Истины священнослужителей и лжепророков (ибо истинный пророк в видении не ошибается) . В ту самую эпоху как раз и откроется дар иных языков («лепечущими устами и на чужом языке»), на которых будут говорить от лица Господа к этому народу. А произошло это при сошествии Святого Духа на апостолов (Деян. 2).


Почему крестился Иисус? 29.01.2013 Лидия
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
На днях прочла одну проповедь о крещении Иисуса. Очень интересует Ваше мнение.

С уважением, Лидия.

Скажу сразу, у Христианина, с незамутненным различными конфессиями разумом, этого вопроса возникать не должно. Но в псевдохристианских организациях, где слово человеческое вытесняет у наполняющих их Слово Божие, на этот вопрос есть несколько различных толкований, которые к истине отношения не имеют.
Напомню одну истину, что ложь рождает только ложь, хотя из Писания может показаться, что это не так, да это не так, но только по отношению к плотскому человеку (у плотского человека бывает ложь к утверждению истины). К человеку, родившегося от Духа – ложь всегда рождает только ложь.
Не будем отвлекаться на разбор этих толкований, хотя среди них встречаются довольно экзотические, например, что при совершении обряда крещения Он берет на себя грехи мира.
Но пойдем далее. Что означает собой крещение Иоанново? Крещение Иоанново, как он сам говорит, есть крещение в покаяние (Мф. 3, 11). Т.е. человек кается в грехах совершенных им до этого момента, и чем острее человек чувствует свою греховность, тем сильнее он кается, и, конечно, получает прощение, и не только в тех грехах, которые он назвал и о которых помнит, но чувство общей своей греховности и сокрушение о ней, и покаяние позволяет человеку быть очищенным очень во многом, конечно, есть грехи, которые очищаются другими скорбями.
Вспомним о фарисее и мытаре, которые вошли в храм помолиться. Мытарь не перечислял своих грехов, потому что их было много, да и помнил ли он их все, он только просил Создателя: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13), не смея даже поднять глаз на небо. Фарисей же только благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди: не разбойник, не обидчик и пр. и за то, что он исполняет Закон. Мы это также должны делать всегда (1 Фес. 5, 18). Мы не видим, чтобы фарисей каялся, он только благодарил, в сердце его не было покаяния. И хотя грехов на фарисее было гораздо меньше, чем на мытаре, он пошел в дом свой менее чистым, чем мерзкий и ненавидимый всеми мытарь (Лк. 18, 14).
Иисус пришел в этот мир, как и любой другой человек, имея своего земного отца и мать, как и мы все приходим в этот мир. В беседе с Никодимом Он это ясно сказал, ну конечно, для нас: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 6-7).
Вспомним еще: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 40). И Он возрастал и укреплялся духом и исполнялся премудрости Божией до момента появления Его на Иордане до совершения крещения. Но и после крещения и сошествия на Него Духа Божия Иисус продолжал возрастать и укрепляться в духе, побеждая проявление плоти, ветхого человека. Так в Ин. 5, 31 Иисус говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». А в Ин. 8, 14 Иисус уже говорит: «если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно». Здесь показан духовный рост Иисуса.
Из Священного Писания мы видим, что Иисус неоднократно приходил в этот мир. Приведем несколько примеров: «будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (Иер. 30, 9). «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду у них Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них» (Иез. 34, 23-24).
«Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их» (Иез. 37, 23-24).
«раб Мой Давид будет князем у них вечно» (Иез. 37, 25).
Конечно, это был Иисус, только имя было другое.
Также у пророка Захарии (Зах. 3, 1-9; 6, 11-13) сказано о Иисусе великом иерее, который, как мы видим также, есть очередное воплощение Иисуса, Который стал впоследствии Христом.
Были и другие воплощения, но достаточно сказанного.
Из Священного Писания мы видим, что не все грехи искупаются человеком при прохождении им настоящего поприща, многое остается и на следующие жизни. Так в книге Иова Господь Бог, вразумляя его, сказал: «Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико» (Иов 38, 19-21).
То есть Иов в прошлых жизнях доходил до границ тьмы, т.е. делал такое, за что в этом, можно предположить, последнем воплощении ему необходимо очень и очень очищаться. Да и в описанном воплощении у него были грехи. Вспомним об его отношении к отверженным (Иов 30, 1-8). А его беспутные дети, которых Иов не смог воспитать праведниками (Иов 1, 4-5)?
Разве этому праведнику не было в чем каяться?
Надо думать, что пока человек во плоти, ему трудно, а подчас невозможно справиться в ветхим человеком (3 Ездр. 8, 35), потому что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5, 17).
Из сказанного можно сделать вывод, что Иисус в прошлых жизнях допускал такое, что не было угодным Всевышнему: вспомним Иисуса великого иерея в запятнанных одеждах (Зах. 3, 3-4).
И жизнь царя Давида также не всегда отличалась благочестием.
В детстве и юности, как мы видим, Иисус также допускал не всегда угодное Создателю, например, Лк. 2, 43-49, можно представить, что было с Его родителями, когда они столько дней Его искали.
Когда же Иисус возрос духовно до того, что Он смог принять Слово, а Ему уже было лет около тридцати, вот тогда Он и пришел к Иоанну, для крещения в покаяние, для окончательного очищения. Вот тогда через Него Слово стало плотью. И подтверждением этому стала победа над искушениями (Мф. 4, 1-11).
Процесс возрастания в духе продолжился и после этого, ветхий человек продолжал противиться.
У Иисуса Христа было Свое мнение, которое, конечно, пока еще отличалось от воли Отца: «Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8, 26).
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду ОЧЕЙ СВОИХ и не по СЛУХУ УШЕЙ СВОИХ решать дела. Он будет судить бедных ПО ПРАВДЕ, и дела страдальцев земли решать по ИСТИНЕ…» (Ис. 11, 1-4).
Видишь, дорогой читатель, что мнение Иисуса и Его воля, пока Он был во плоти, не совпадали с мнением и Волей Отца, но Иисус отсекал Свою самость и все подчинил Воле Отца, и, взойдя на крест, поставил точку в Своей победе над миром.
Чтобы принять Слово в той полноте, как принял Его Иисус, в человеке не должно быть и тени неправды.
Чтобы быть достойным принять образ Бога невидимого во плоти, необходимо совершенно посвятить Себя Богу.
Чтобы совершить подвиг, который совершил Иисус, надо полностью подчинить себе плоть, подчинить ветхого человека. Обладая огромной властью над миром (Мф. 11, 27), Он не проявил ее против дикой, озверевшей толпы, против Своих мучителей. Победив мир, Иисус взошел на крест, искупив нас Своею кровию.
Даже будучи Помазанником и неся в Себе Слово Иисусу было очень трудно победить буйство плоти. Он три раза молил Отца о чаше (Лк. 22, 41-44).
Заодно скажем, дорогой читатель, для чего пришел Иоанн.
Ну, конечно, чтобы крестить в воде, как он и сам о себе сказал: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31).
Получив крещение Иоанново, раскаявшись во всем зле, что он творил, сокрушаясь о своей греховности, человек получает возможность узнать Того, Кто должен придти и, услышав призыв Отца, устремиться за Ним, вкушая Слово — этот Хлеб жизни.
Понятно тебе, дорогой читатель, для чего Иисус пришел на Иордан и для чего Иоанн?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лидия!

Присланная Вами проповедь очень интересна и содержательна. В подробности вдаваться не буду. Отмечу только, что она принадлежит человеку без «конфессиональных шор», которому есть о чём поведать верующим разных направлений. Меня очень радует такой подход к Писанию, когда оно действительно исследуется — и плоды этого исследования зрелы, вкусны и полезны.



Иосиф из рода Давида 28.01.2013 Е.Н.
 Уважаемый Дмитрий Владимирович. Хотелось бы, чтобы вы ответили и помогли мне разобраться с таким вопросом, который у меня возник при перечитывании Нового Завета. В родословии Иисуса Христа есть одна непонятная мне вещь, а именно Иосиф из рода Давида, колена Егуды, но он не отец Иисуса Христа, про Марию ничего не сказано, а в Торе написано, что законодатель выйдет от Егуды "ми бейн раглаим", т.е. как я понял, линия полового пути. Для меня, как верующего в мессианство Ешуа, это очень важно. Заранее благодарен. Е.Н.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Е.Н.!

В Евангелиях сказано, что Иосиф — отец Иисуса Христа. Иисус назван «сыном Иосифа» Иоан. 1, 45; Лук. 4, 22; Иоан. 6, 42. Мария говорит отроку:

…Вот, отец Твой и Я... искали Тебя. (Лук. 2, 48)

Кто же мог лучше Марии знать об отце Иисуса? А она прямо называет таковым Иосифа! Вместе Иосиф и Мария названы «родители его (Иисуса)» — Лук. 2, 41. Иисус родился «от семени Давидова по плоти» (Римл. 1, 3).
Что́ ещё Вы хотели бы уточнить по данному вопросу?

Дорога превращений Руми 19.01.2013 Богомолов Феликс Александрович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Вы любезно ответили на мой вопрос о стихотворении Руми "Я, словно сокол в этот мир с руки царя слетел". Но в моем письме было два вопроса, и на один из них я не получил ответа. Можете ли вы указать источник, название дивана и номера строф. Спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Феликс Александрович!

Доступен ли Вам «Диван Шамса Тебризи»? И на каком языке?

Как Всевышний спасёт хороших мусульман? 18.01.2013 Оксана
 Дмитрий Владимирович!
С большим интересом читаю Вашу книгу "Сияющий Коран". Живу на Кавказе, среди мусульманского большинства, и для меня было важно узнать о Коране вот под таким углом зрения.
Но вот о чём стоит уточнить. Из Корана видно, что исламская религия действительно с глубоким уважением и почитанием исповедует Христа - как истинного посланника Божия. И другие уважительные эпитеты. Всё это в Коране есть. Но всё же видно, что Христос как бы вторичная фигура в Писании ислама. На первом месте стоит сам Господь Бог, именуемый по-арабски Аллах, и Коран как "верное руководство", как путь богопознания, праведности и спасения.
И вот допустим, что есть такие мусульмане, которые стараются благочестиво жить - верят во Всевышнего, молятся, делают добрые дела... Но ведь и у них, как и у других людей, будут какие-то грехи! И как с ними быть? С хорошими мусульманами, но у которых на жизненном пути неизбежно накопятся те или иные грехи? Возможно, Бог просто простит их как единобожников по милосердию своему? Или как ещё?
Понимаете, как я вижу, они не рассчитывают на Христа! Любят, почитают как пророка, но в своем спасении на него не рассчитывают. Те из мусульман, кто трезво и критично к себе относятся и признают свою грешность - они говорят, что нужно раскаиваться и Аллах, возможно, простит. Уповают на Аллаха, так скажем, на Его милость. В лучшем случае они надеются на прямое милование от Аллаха - то ли по итогам усердного соблюдения Корана, то ли просто в силу Божественной способности миловать и прощать, "изглаживать" грехи верующих.
Дмитрий Владимирович, Вы полагаете, что такое отодвигание Христа как бы чуть на второй план, в "тень" сияющего Корана - не создаст проблем мусульманам?
Для меня некоторые мусульмане очень близки, в том числе и в моей семье, я их люблю, и для меня это важно - узнать. Спасибо!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Оксана!

Господь Бог «стоит на первом месте» не только в Коране, но и в Библии, как и во всём мироздании! О спасении же представителей разных религий ап. Павел ясно сказал, что Бог

Воздаст каждому по делам его:
Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную
… (Римл. 2, 6–7)


Итак, вечная жизнь уготована тем, кто… (перечитайте внимательно приведённый стих и сравните с Матф. 25, 31–46).

Слова Иисуса о трех днях и трех ночах 16.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос по Матф. 12,40. Когда разговариваешь с некоторыми верующими о воскресении Иисуса, они пытаются доказать, что мол эти его слова нужно понимать, как идиому. Что вот мол было такое выражение, оно было понятно тем людям, и говоря о днях, они могли понимать и как часть дня и т.д. И даже приводят некоторые места Писания, напр. 1 Царст. 30,12-13;Быт.42,17-18;3 Царст. 20,29. Скажите пожалуйста, что можно возразить по этому поводу. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В I Цар. 30, 12–13 говорится буквально о трёх сутках; в Быт. 42, 17–18 о ночах не упомянуто, равно как и в III Цар. 20, 29. Сам Иона был во чреве кита буквально трое суток — Иона, 2, 1.
О воскресении «через два дня на третий» см. Ос. 6, 2.

Какие основания для такого понимания? 15.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Недавно разговаривал с человеком по поводу воскресения Мессии в День Субботний. Он не соглашался. Зашел разговор о Лк. 24,21. Я обьяснил ему так, как в свое время Вы обьяснили здесь в одном из ответов. То есть Вы сказали, что перевод этого стиха может пониматься и так: (от) третьего этого дня ведет (дальше). Однако он попросил обьяснений, чтобы были указаны конкретные грамматические правила, дающие основания такому прочтению. Если Вас не затруднит, разьясните пожалуйста это. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Лук. 24, 21 по-гречески: «три́тэн та́утэн хеме́ран а́гэй» — «третий этот день ведёт [за собой] — от того [срока, как] это произошло». В Иудее сутки («дни», ср. «И был вечер, и было утро — день один» — Быт. 1, 5) считались от вечера до вечера. Первые сутки — от вечера четвёртого (среды) до вечера пятого дня (четверга); вторые — до вечера шестого (пятницы); третьи — до вечера субботы; продление («а́гэй») — «ведёт за собой», «продолжается» — до дня первого в неделе (воскресенья), в который и состоялся разговор учеников со Встречным — ср. Лук. 24, 1 с 24, 13.


Почему Премудрость будет радоваться погибели грешников? 15.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревичi
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Кн. Притч 1,26-28. Тут написано, что Премудрость будет радоваться погибели грешников? И не понятно, почему она будет радоваться? Ведь потом написано, что люди будут звать ее, с утра будут искать ее. А она почему-то не услышит и они не найдут ее? Но ведь человек из любого погибельного состояния может воззвать к Б-гу. И Б-г услышит его. А тут Премудрость говорит "не услышу". Обьясните пожалуйста. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Отвергавшие Премудрость (Прит. 1, 24–25) не раскаялись, однако в бедствии своём надеются на защиту той, от которой отреклись. Если бы, хотя бы и запоздало, обличения её приняли, — это означало бы, что покаялись; но ведь так и не приняли (ст. 25).


Ваши лекции 11.01.2013 Разиньков Александр
 Последние исследования говорят, что возможно стена "плача" была построена еще до завоевания евреями... Знаете ли вы, что-либо об этом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Сейчас в ходу самые экстравагантные и головокружительные гипотезы о древних цивилизациях, их связях с инопланетянами, атлантами и т. п. Поэтому не удивительно, что и о Стене плача можно услышать «много нового»… Но как это проверить?..

"Самсон Назорей" 10.01.2013 Ира Дименштейн
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Если Вы знакомы с произведением Владимира Жаботинского "Самсон Назорей", скажите, пожалуйста, насколько хорошо это художественное произведение отражает реальные события.

С благодарностью,
Ира

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ира!

Реальные события жизни Самсона отражены в Книге Судей (гл. 13–16). Художественное же произведение всегда порождено духом автора, его мыслью, чувством, намерением. Так, Владимир Жаботинский избирал для своих творений героические образы древности, чтобы вдохновить и пробудить к подвигам своих современников.

Можно ли назвать священное собрания дней опресноков шаббатом? 10.01.2013 Ярослав (Киев)
 Доброго времени суток!

Я сейчас исследую тему дня воскресения Христа. И у меня возник к вам такой вопрос - 1-й и 2-й дни опресноков были днями, когда собиралось великое собрание, и в эти дни нельзя было работать, а только праздновать.

Вопрос: эти два дня назывались шаббатом или нет? И второй вопрос: что такое Суббота день великий?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!

Шаббатом в Торе назван Йом Киппур, хотя он может приходиться на разные дни недели (Лев. 16, 30–31). В древности любой годовой Праздник мог называться Шаббатом, поскольку обыденная деятельность в такие дни прекращалась. Когда же (в эпоху Мишны) были установлены различия между проведением еженедельного Шаббата и годовых Праздников, к последним перестали применять название Шаббат. В эпоху земной жизни Иисуса годовые Праздники могли называться «Субботами великими» — ср.:

Тогда была пятница [«параскэуэ́» — «день приготовления»] перед Пасхою… (Иоан. 19, 14)

— и:

Но так как тогда была пятница («параскэуэ́»), то… дабы не оставить тело на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий... (Иоан. 19, 31)

Противоречия Евангелия и Корана 08.01.2013 Галабурда Павел Александрович
 Здравствуйте! Вопрос такой - как разрешить противоречия о распятии Мессии, описываемые в Коране и Евангелии? Ведь мусульмане отвергают жертву Мессии, утверждая, что он не был распят и воскрешен в третий день. Как это понимать? Если можно, обьясните подробнее.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

Противоречия, о которых Вы пишете, существуют между позднейшими доктринами религий, но не между первоначальными учениями Евангелия и Корана.
Так, Коран подтверждает истину «прежде ниспосланных Писаний»:

«Эта книга… руководство для богобоязненных, тех, которые… веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя» (Коран 2, 1–4, перевод Крачковского).

Согласно этим словам, верующие в то, что ниспослано Богом прежде Корана, — богобоязненны. А ведь прежде Корана было ниспослано Евангелие, — итак, учение, в нём содержащееся, истинно.

Мигающий глазами 07.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по Книге Притч. Как понять Пр.10,10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Почему мигающий глазами причиняет досаду? И почему этот мигающий глазами противопоставляется глупому устами? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

«Мигающий» и «глупый устами» (Прит. 10, 10) противопоставляются не друг другу (оба нечестивы), но — тому, кто «ходит в непорочности» (там же, ст. 9). В ст. 9 сказано также: «Кто превращает (т. е. искажает) пути свои, тот будет наказан». Среди «превращающих пути свои» в ст. 10 назван «мигающий глазами», т. е. во время беседы с одним человеком подающий тайные знаки другому (наверно, не с лучшими намерениями); назван и «глупый устами», т. е. лгущий или говорящий вопреки Слову Божьему.


Насилие, заграждающее уста 07.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! В Притч. 10,6 сказано, что "уста же беззаконных заградит насилие". Как это понять? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Рано или поздно, но в конце концов, при помощи насилия, беззаконных заставят прекратить клевету, лжесвидетельство и т. п. Это случится или при их земной жизни (например, вследствие ареста, на суде), или же — на «судилище Мессии», после их смерти (см. II Кор. 5, 10).


Смерть законом 07.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! В одном из своих ответов, Вы отвечали на вопрос по Посл. к Гал. 2,19. И я понял так, что апостол говорит, что он умер ради исполнения Закона Б-жия. А вот каким законом он умер, я так и не понял. Поясните пожалуйста. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В Гал. 2, 19 апостол Павел говорит о двух законах — Законе Божьем и законе греха (Римл. 7, 22–25). Следуя Закону Божьему, человек «умирает» для закона греха:

Законом [Божьим] я умер для закона [греха] , чтобы жить для Бога… (Гал. 2, 19)


Нечисто ревнующие и хотящие отлучить 07.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам вопрос по Гал.4,17. Скажите, о ком идет речь в этом стихе? И кто и кого здесь хочет отлучить, и главное от чего отлучить? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

«Ревнуют нечисто» (Гал. 4, 17) — те, кто описан в этой главе ранее: порабощающие людей вещественным началам, т. е. материалисты (ст. 3, 9), а также сторонники учения о предопределении, связанном с астрологией (ст. 10). Далее ещё упомянуты проповедники внешне-обрядовой религиозности, которая противоположна истинной духовности (4, 29–31; 5, 1–6).
Все эти «ревнующие нечисто» хотят отлучить людей от Бога и Мессии (4, 9; 5, 1–2).


Палестинское государство 05.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к Вам такой вопрос. Скажите, есть ли где-нибудь в Библии пророчество о создании Палестинского государства или напротив пророчество о том, что таковое никогда не будет создано? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

О «Палестинском государстве» — см. Ис. 11, 14, этот стих достоин изучения в контексте всей 11-й главы.


Клятвы Пророка 05.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Скажите, почему в Коране Пророк Муххамад постоянно клянется. Клянется и небом и землей, и вообще еще много чем клянется. Но, ведь Иисус сказал, что не нужно прибегать к подобным клятвам. Как это все понять? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В Библии Сам Господь клянётся многократно — см. Быт. 22, 16; Втор. 32, 40; Ис. 45, 23; Иер. 22, 5; 49, 13; Пс. 109, 4; Евр. 7, 21–22.
Эти клятвы не имеют ничего общего с клятвами человеческими: Бог клянётся, чтобы навеки подтвердить и утвердить Свои обетования; человек же — чтобы ему поверили в житейских делах, причём клятвы людей бывают и ложны.


Каким образом грешник отдаст накопленное праведнику? 05.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Слушал вашу лекцию по книге Екклесиаст. И там в одном месте вы комментируете гл 2, ст.26. И говорите, что грешники тоже исполняют свою функцию в этом мире, они собирают и копят, чтобы потом это все досталось праведникам. И вот у меня такой вопрос, а каким же образом все это будет происходить? Ведь грешник, который собирает и копит, настолько прилеплен к своему добру. Ну, конечно его может смерть с этим добром разлучить. Но ведь наследство грешника может опять перейти к грешнику, который снова будет собирать и копить. Поясните это. С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Библейские примеры: ценности, нажитые египтянами путём эксплуатации порабощённых евреев, — перешли к израильтянам при Исходе (Исх. 12, 35–36); сокровища, унесённые из Иерусалима Навуходоносором, — вернулись в Иерусалим (Ездр. 1, 7–11; 6, 3–5). О конечной судьбе всех сокровищ, как духовных, так и вещественных, присвоенных нечестивыми; говорить ещё рано, но, однако, см. Откр. 21, 24.


Признавали ли первые мусульмане Искупительную Жертву Мессии? 05.01.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня такой вопрос: скажите, верил ли Пророк Муххамад и первые мусульмане в Искупительную Жертву Иисуса Мессии? И говорится ли о ней в Коране? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

В Коране сказано, что его весть предназначена тем, «которые веруют… в то, что́ ниспослано было прежде тебя» (2, 3), и что таковые люди «под руководством Господа их; они блаженны» (2, 4; перевод Саблукова). Речь идёт о тех, кто верует в Писания, ниспосланные Богом до пророка Мухаммада, — следовательно, о верующих согласно Библии, включая и Евангелие.
В новозаветных же книгах говорится о жертве Мессии, — следовательно, сам пророк Мухаммад признавал её и учил этому своих последователей.

Вопрос о заповеди Не убей 04.01.2013 Галия Мансуровна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович. Какое слово употреблено в заповеди НЕ УБЕЙ: в значении "не убей человека" или "не убей любое живое существо"? Встречала оба утверждения, они же прямо противоположны, какое истинно? Спасибо за Ваше творчество, низкий поклон. Любви, счастья, здоровья.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галия!

Заповедь: «Не убивай!» относится к человеку, что видно из контекста Исх. 20, 13–17: в ст. 16 и 17 ясно говорится о ближнем, то есть о человеке, а в ст. 14 и 15 тоже подразумевается только и именно человек. Милосердие же к другим живым существам тоже предписывается рядом заповедей, например: Втор. 22, 6–7; Быт. 9, 4; Исх. 23, 4–5; Втор. 22, 10; Лев. 25, 7; Исх. 23, 11; Прит. 12, 10; Втор. 25, 4.

К размышлению 02.01.2013 А. К.
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, здравствуйте.
Если позволите, вопрос не по Писанию, но о смирении и понимании.
В новогоднюю ночь решили с мужем и сыном погулять по центру Москвы и полюбоваться столицей. Когда оказались у Красной площади, то заметила, что вокруг нас снуют почти только гости из Азии. Конечно, гости чувствовали себя довольно уверенно и нагло держались. А главное, почувствовала кожей агрессивность этих людей. Нас не покидало беспокойства, пока мы не решили уйти. Вопрос мой в том, как я должна относится к людям, которые являясь гостями, ведут себя как хозяева, как не опуститься до осуждения и ответной агрессии. Во мне борятся осуждение и понимание того, что эта ситуация с гостями из Азии некий знак! Какой? Надо ли убеждать себя в том, что все хотят кушать и желательно вкусно или в душе любовь, а снаружи легкое осуждение?
Хотела бы узнать именно Ваше мнение.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Амира!

Евангелие предписывает нам любить даже врагов, благословлять даже проклинающих нас, благотворить даже ненавидящим нас и молиться даже за обижающих и гонящих нас (Матф. 5, 44). Поскольку же упомянутые Вами люди с Вами не враждовали, Вас не проклинали, не проявляли к Вам явной ненависти и тем более Вас не обижали и не гнали (а только «нагло держались», при этом их агрессивность чувствовалась всего лишь «кожей»), то в чём Ваш вопрос?..

"Богочеловек": человеческая природа без личности человека??? 01.01.2013 Мухаммад Каспийский
 Мира и благополучия, Дмитрий Владимирович!

Меня заинтересовала следующая тема в христианском богословии.
Традиционная Церковь утверждает веру в "Бога-Сына" Иисуса Христа, поясняя, что вторая Ипостась Троичного Бога воплотилась во времени и пространстве - и так появился "Богочеловек" Иисус Христос. Одновременно Бог и человек по природе, то есть имеющий две природы, но только одну личность.

И эта Личность (Ипостась "Бога-Сына") как бы вобрала в себя вторую природу – человеческую.

Два вопроса к Вам, Дмитрий Владимирович.

1. Если в Личности Бога, по церковному учению, происходят такие существенные события (Личность Бога Сына теперь реализует сразу две природы – Божественную и человеческую) – то не тождественно ли это ИЗМЕНЕНИЯМ, произошедшим в Боге? И не противоречит ли это библейскому тексту, который ясно сообщает, что Бог не изменяется?

2. Церковные христиане на это отвечают, что изменений нет, ибо божественная природа остаётся неизменной, а "Бог-Сын" «просто» присоединяет, «вбирает» в Себя вторую – человеческую – природу. А Ипостась, то есть личностное «Я», остаётся та же – Ипостась "Бога-Сына".

Соответственно у образовавшегося таким образом Богочеловека – одна Личность (личность "Бога-Сына"), но две полноценных природы – божественная и человеческая.

Вопрос: как такое возможно?

Ведь в мире нет и не может быть некой «бесхозной» человеческой природы (как нет, к примеру, некоего абстрактного дерева. Каждое дерево вполне конкретно: оно обладает «адресом», отличительными признаками, и т.д. "Дерево вообще" – это абстракция, и его нет в действительности).

Своей конкретной («своей собственной») человеческой природы нет и у Бога, ведь Бог – не человек (как об этом сообщает Библия).

Откуда же "Бог-Сын" заимствует человеческую природу? Где, у кого Он её берёт? У человека Иисуса Христа? Но тогда получается, что этот конкретный человек (человек Иисус Христос) является личностью, человеческой личностью! Потому что, повторюсь, человеческая природа не существует и не может абстрактно существовать в реальности, а реализуется только в конкретных человеческих личностях – в Адаме, в Исмаиле, в Моисее, в Наполеоне, в Чехове, и других.

В таком случае логически получается, что и личностей в Иисусе должно быть две – и Божественная, и человеческая? Ибо без конкретной человеческой личности не «запускается» (не реализуется) человеческая природа, а своей собственной человеческой природы у Бога нет!

3. И ещё один вопрос. По церковному богословию получается, что вобрав в Себя человеческую природу, Бог неизбежно приобретает и все её слабости и особенности? Ведь Личность-то в "Богочеловеке" Божественная!

А значит, Божественное «Я» проходит через сугубо человеческие испытания – боится, колеблется, сомневается?! Испытывает искушения?

Да можно ли в здравом уме и в твёрдой вере предположить такое про Аллаха? Не кощунство ли это – приписывать такое Всевышнему?

Дмитрий Владимирович, помогите разобраться!

P.S. Понятие "Бог-Сын" взял в кавычки, ибо я не разделяю такое учение и лишь по необходимости прибегаю к церковной терминологии.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Мухаммад!

Свидетельствуя о себе самом, Иисус обратился к пророчеству Исаии, предсказывающему явление Мессии:

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… [Ис. 61, 1–2]. …И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лук. 4, 17–21)


В этих словах, изречённых пророком Исаией и подтверждённых Иисусом, и содержится ясное Библейское учение о Мессии как о великом Посланнике Божьем, помазанном Духом Святым (ср. Матф. 3, 16–17; 19, 17; I Тим. 2, 5). Богословие же отцов Церкви и Соборов — это огромная отрасль теологии, которой посвящены десятки тысяч специальных исследований.

Третий Храм 30.12.2012 Виктория
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Читая вашу книгу, где написано, что Третий Храм в Иерусалиме будет отстроен заново, мне думалось, что речь идет о духовном Храме, который создают руки Господа (Евр.8).
Поясните, пожалуйста, что значит: "при наступлении юбилейного года прекратятся все работы и каждый вернется в свое племя"? Война Северного и Южного царей затронет территориально Европу и Ближний Восток, а как к этому будут причастны другие народы, скажем, в Америке и Австралии. Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Виктория!

1. Упомянутый в Евр. 8 небесный Храм существует от века; в Иез. 43, 5 и далее описан Третий Храм на земле.

2. О юбилейном годе: «Введение в Ветхий Завет», с. 726–734.

3. Сейчас все государства взаимосвязаны более, чем когда-либо в прошлом.
Пророчества Зах. гл. 12, Иез. гл. 38 и 39, Дан. гл. 11 –имеют всемирный смысл. Но, если народы покаются, наступят времена, описанные в Ис. 2, 1–5.


Десятина 29.12.2012 vitalie rotaru
 Uvajaemii Dmitriy Vladimirovich! Serdechno blogadariu za Vashi trudi, vremea i jertvenost'! Pusti Miluiuschiy pomiluet Vas.
Budite dobri. Poiasnite takoi vopros. Gospod' povelel prinosit' deseatinu "v Dom Ego" (Malahia). Dopustimo li inogda ispolizovat' deseatinu (ili chasti eio) na drugie blagotvoritelinie nujdi - v detskii dom dlia invalidov, ili dopustim pojertvovati semie kotoroi deistvitel'no nechego kushat', ili rebeoncu, kotorii potereal roditelei i. t.d. "Milosti hochu a ne jertvi!" Pocloniaus' v dovolino bogatoi obschchine i inogda dumaiu, chto est' ludi, cotorie bol'she v nastoiaschiy moment nujdaiutsia v material'nih sredstvah. Ne budet li eto "obcradivaniem" Boga kak necotorie tsercovnie slujiteli (kotorie zainteresovani v etom!) mogut argumentirovat'? Pomogote razobratisea, pojailusta. Blagodariu Gospoda za Vas.
S glubokim uvajeniem, Vitalie Rotaru
P.S. Sojaleiu chto net tehnicheskoi vozmojnosti pechiatati kirilitsei.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виталий!

В Торе упомянуты три десятины:


первая — для Дома Божьего, отдаётся священникам: Лев. 27, 30–33; Числ. 18, 21–24;

вторая — для нуждающихся: Втор. 14, 28–29; 26, 12;

третья — для праздников, на которые приглашаются левиты и бедняки, т. е. те, кому предназначены и первые две десятины: Втор. 14, 22–27.

Если нужно помочь нуждающимся — следует ли отнимать на это средства у священников, или же отдавать собственные?..



Как понимать... 28.12.2012 Дмитрий
 Скажите как понимать слова Писания: "приобретайте друзей богатством неправедным"? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Принадлежащее нам в этом мире — не наше, мы будем вынуждены, уходя, оставить его. Это и есть «неправедное богатство». Но, делясь им, мы можем приобрести истинных друзей в мире ином.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |