Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Сияющий Коран 23.09.2011 Смольников Игорь Михайлович
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! После прочтения у меня появилось два вопроса. 1. Многие задавались вопросом; зачем еще одна религия, которая не вносит ничего нового, основанная на мотивах Торы и Евангелия, даже наоборот, умаляет достоинство Христа, как сына Божия? Который на порядок возвысил Свое учение по сравнению с другими религиями, привнеся в его Благодать и возможность жить по духу. 2. Мы обходим пророчество Христа о мерзости и запустении, реченное через Даниила; стоящую на святом месте /где не должно/- читающий да разумеет, - Мат.24;15 и Мар13;14. Речь несомненно идет о построении на святом месте сначала молельного дома, потом мечети Аль-Аксы, а затем купола Скалы. Все это начало быть в середине 7 века от Р.Х. С чего и начинаются пророчества Даниила о 1290 и 1335 днях. Христос вполне определенно высказал свое пророчество о мерзости и запустении. Как мы должны воспринимать это пророчество в свете сегодняшних событий? Поэтому мое мнение о вашей книге неоднозначно. Хотя само появление Корана для арабов было шагом вперед и ваш труд прежде всего указывает на зависимость аятов от стихов Писания с чем нельзя не согласиться.
С уважением. Игорь

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Михайлович!

Никак не могу согласиться с тем, что якобы «мерзость запустения» относится к Куполу Скалы. В Дан. 9, 27 стоит древнееврейское «шикуци́м мэшомэ́м» — буквально «мерзости опустошителя». Это могут быть только идолы «шикуц» — «мерзость» — обычная «кличка» идола в Писании — ср. III Цар. 11, 5, 7; IV Цар. 23, 13; Ис. 66, 3 и др.). Притом эти идолы должны быть воздвигнуты на месте Храма именно опустошителем («мэшомэ́м»), т. е. полководцем, разрушившим Храм и город (или, шире, языческим царством, сделавшим это, т. е. Римом).
Но Купол Скалы, во-первых, не содержит идолов: идолослужение вообще строжайше запрещено исламом! Во-вторых, Купол Скалы воздвигнут не римлянами, разрушившими Храм, но мусульманами, и притом в память Святыни Соломона! Войдя в Иерусалим, мусульмане как раз расчистили территорию Храма, которую до этого византийские власти сделали свалкой нечистот. Купол Скалы был воздвигнут над Святым Святых («Эвен штия́») — «краеугольный камень» всей Земли) для защиты святыни во славу Бога, а совсем не для поругания…

Сияющий Коран P.S. 23.09.2011 Смольников Игорь Михайлович
 Трактовка слова " различения " /Кр/2,53 могла бы изменить смысл аята. Если бы " различение " истолковывалось бы буквально. К примеру; в различии к Евангелию, которое не приняли арабы в 1 веке, по свойству своего характера и складу души, исходящих от родословия Измаила. Тогда многое бы сложилось, в том числе и Авторство учений.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Михайлович!

В Коран. 2, 53 «различение» означает «распознавание», «понимание», «способность разуметь Писание»: «Вот Мы даровали Моисею Писание и различение». «Различие» от Евангелия здесь не может подразумеваться. Тем более, что, обратите внимание, «различение» даровано не Мухаммаду, а Моисею (!).


Еще раз о возрасте Христа (снова-2) 22.09.2011 Сергей
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Спасибо за ответ. Позвольте еще раз злоупотребить Вашим терпением: дело в том, что хотя Ваша позиция прояснилась, ее обоснование по-прежнему непонятно.

О Лк 3:23 ("Иисус, начиная...был лет 30"). Прежде чем переходить к мистическим толкованиям этой фразы, естественно предположить: евангелист рассчитывал, что читатель поймет из непосредственного контекста, при каком именно "начале" Иисусу было 30 лет. Каков же непосредственный контекст? Крещение у Иоанна, после чего через считанные недели началась публичная проповедь! А на литературном уровне - началось подробно повествование Луки о служении Иисуса. Почему не понять этот отрывок наиболее естественным образом?

При Вашем же толковании фраза о 30 годах, во-первых "провисает" вне контекста. Сейчас-то она хорошо вписана в контекст: евангелист сообщает, что Иисус вышел на проповедь, достигнув возраста зрелости (ср. Быт 41:46; Числ 4:3, 23; и особенно 2 Цар 5:4-5). Генеалогия также хорошо вписана в контекст, - через упоминания о богосыновстве Иисуса (Лк 3:22, 38) и о единстве его с человеческим родом (Лк 3:21, 38); попутно в связи с важной в соседних отрывках темой богосыновства, евангелист оговаривает, что Иисус не был физическим сыном Иосифа (Лк 3:23). Во-вторых, у Вас получается, что Лука дает хронологическую привязку, но не говорит, к чему! Вы же сами пишете, что не знаете, к чему она относится ("на фоне каких событий...остается открытым вопросом"). Тем самым, информация о 30 годах становится фактически ненужной, поскольку не сказано, к чему она привязана. В-третьих, у Вас выходит, что Лука не указывает возраст Иисуса при ключевых событиях, о которых сообщает, но указывает его возраст при неизвестном событии, о котором даже не упоминает. Зачем?! В-четвертых, если Вы правы, и Лука не имел в виду возраст Иисуса при крещении, то он крайне неудачно выразился, направив последующую многовековую экзегезу по неверному - до Вас - пути.

Есть и любопытные внеканонические источники. Скажем, в иудеохристианском Евангелии от эбионитов написано: "Был человек по имени Иисус. Было ему около 30 лет, когда он избрал нас". (Это не Священное Писание, но как минимум не хуже, чем делать далеко идущие выводы на основании слов собеседников Иисуса в Ин 8:58!)

О Квиринии. Да, о датировке Квириния спорят, но историки не предлагают в ходе "пространных сопоставлений и рассуждений", что Квириний мог править ок. 15 года до н.э. Собственно, спор ведется вокруг того, мог ли он править до 6 года н.э.! Вроде есть лазейка в районе 10 года до н.э. (и то под вопросом), но еще на пять лет раньше - ни в какие ворота, тем более что к этому времени придется относить и перепись. Слишком многое придется ломать, а для этого нужны серьезные основания.

Поэтому я и хотел бы снова попросить уточнить основания. Из приведенных фактов создается впечатление, что Вы сначала пришли к выводу про 50 лет и раннюю дату Рождества, а уже задним числом попытались истолковать Лк 3 так, чтобы не было противоречия с Вашей концепцией. (Ибо сложно представить, чтобы экзегет начал читать Лк 3:23 с предположения, что речь идет о начале духовного возрастания Иисуса!) Но на каком основании Вы так поступили? Ведь не может же быть, что на основании Ин 8:58! Это совершенно несерьезно. Должны быть какие-то более веские причины предпочесть стандартной в церковной и секулярной науке хронологии (ок. 7 до н.э. - ок. 30/33 н.э.) свою крайне необычную хронологию. Вот, собственно, желая понять, "есть ли еще что-то", я и отнимаю у Вас время своими расспросами...




Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

В названных Вами случаях возраст обозначен в связи с чётким определением конкретного события: «Иосифу было тридцать лет… когда он предстал пред фараоном»; «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился». Об Иисусе же сказано, что «кай ауто́с эн Иэсу́с архо́менос осе́и э́тон триа́конта» — «и сам был Иисус начинающим около лет тридцати». Получается, что период «начинания» (т. е. подготовка ко всецелому служению Богу) длился у Иисуса три десятка лет. Но ведь «начинал» он в сознательном возрасте — следовательно, к моменту крещения Иоанном (т. е. перехода на высший уровень служения после «начального») ему должно было исполниться как минимум 43 года (13 — время «совершеннолетия», требуемое для начала служения, плюс 30). Лука указывает здесь на тот же, процесс, что упомянут в 2, 52 («проэ́коптен» — «развивался», «продвигался», «совершенствовался»). Об этом же свидетельствует Павел в Евр. 5, 8–9 («научился послушанию и сделался совершенным»).
Кстати, Лука ни в коем случае не «оговаривает», будто Иисус не был сыном Иосифа (при таком мнении рушится всё родословие Сына Давидова): выражение «хос эноми́дзето» — «как считалось» — относится к расхождению в родословиях самого Иосифа (Матф. 1, 15–16 и Лук. 3, 23–24 и далее), что объясняет Евсевий Кесарийский, исходя из правил левиратного брака.


Введение в Ветхий Завет 21.09.2011 Евгений Федоров
 В вашей книге "Введение в Ветхий Завет" вы пишите, что возможное происхождение древнееврейского слова "адам", от глагола "адамэ" - "(я) уподоблю". Не могли бы вы подсказать, где в тексте Ветхого Завета употребляется данный глагол "адамэ". Заранее благодарен за ответ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!

«Адамэ» — форма 1-го лица единственного числа глагола «дама» — «уподоблять». Форма «адамэ́» встречается в Плач. 2, 13: «Ма адамэ́ лах» — «чему уподоблю тебя» (в Синодальном переводе — «с чем сравнить тебя, дщерь Иерусалима?»).

Откр. 7, 8 17.09.2011 yura2706@mail.ru
 Здраствуйте ! У меня вопрос на счет Откровенний Иоанна: Почему когда перечисляютса попечатание колена Израиля , нету колена Ефраима , а в место етого названо колено Иосифа ?
Спасибо

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!

В Откр. 7, 8 — «Иосиф» стоит вместо «Ефрема», поскольку Ефрем получил первородство (Быт. 48, 14–20) и как бы замещает отца — Иосифа. Манассия же упомянут отдельно (Откр. 7, 6).
И в Ветхом Завете имена Иосиф и Ефрем иногда взаимозаменяемы (см. Иез. 37, 16).

Проррок Йехезкель 17.09.2011 Юрий
 Здраствуйте! Хочу чтобы вы прокоментировали пророка Йехезкеля ету главу :И было слово Г-сподне ко мне сказано: (16) А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нем: "Йеуде и сынам Йисраэйля, объединившимся с ним". И возьми посох другой и напиши на нем: "Йосэйфа, посох Эфрайима и всех сынов Йисраэйля, объединившихся с ним". (17) И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей. (18) И когда скажут тебе сыны народа твоего, говоря: "Не скажешь ли нам, что это у тебя?" (19) Скажи им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру посох Йосэйфа, который в руке Эфрайима и колен Йисраэйля. объединившихся с ним; и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей. (20) И будут посохи, на которых напишешь ты, в руке твоей пред глазами их. (21) И скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру сынов Йисраэйля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. (22) И сделаю их народом единым в стране той, на горах Йисраэйля. И царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства. (23) И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и всякими преступлениями своими, и спасу (выведу) их из всех поселений их, где грешили они. И очищу их, и будут Мне народом, а Я буду им Б-гом. (24) И слуга Мой Давид – царь над ними, и пастырь один будет у всех них. И установлениям Моим будут следовать они, и законы Мои соблюдать и выполнять их. Как вы думаєте что ето за: посох Йосейфа в руке Ефраима?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!

В Северном царстве Израиля главенствовало колено Эфраима, а «посох» (скипетр) — знак царской власти. Таким образом, посох (в оригинале «эц» — «дерево», т. е. деревянный жезл, скипетр) Северного царства («Иосифа», в отличие от Южного — «Иуды») держит главное его колено — Эфраим. Поскольку же Десять колен (бывшего Северного царства) рассеяны среди народов, смешались с ними и забыли о своём происхождении (в отличии от Иуды), пророчество свидетельствует: они вспомнят, возвратятся ко Всевышнему и составят один народ с иудеями. Но это не всё: слово «эц» — «дерево» — имеет и буквальный смысл. Пророк берёт два «родословных древа» — Иуды и Иосифа — и они срастаются в одно (стих 17), т. е. родословия двух стволов объединяются в будущем.
Надписи на жезлах-«деревах»: сравните с расцветшим жезлом Аарона — Числ. 17.


Милосердие выше справедливости 13.09.2011 Владимир
 Можно ли сказать, что суть христианства во фразе "Милосердие выше справедливости"? Мое понимание милосердия - Иоанн 8:7. Или все-таки закон выше?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Евангелие подтверждает заповеди Торы (Матф. 5, 17–18), в т. ч. — и о справедливом суде. Милосердие прекрасно там, где оно не ведёт к дальнейшим злодеяниям. Предпочтите милость и прощение наказанию насильника и убийцы — и представьте себе последствия этой «милости»! Древнеиндийский афоризм гласит: «Милосердие к преступнику — это жестокость к его жертвам»…

…Милость превозносится над судом. (Иак. 2, 13),

но и —

…К одним будьте милостивы, с рассмотрением;
А других страхом спасайте… (Иуд. 1, 22–23)


Сочетание того и другого приносит гармонию.

Ки теце 11.09.2011 Анна
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Я хотела бы спросить об отрывке из главы "Ки теце" Втор. 24:1-4. Почему мужчине в ситуации, когда второй муж его бывшей жены умер или развелся с ней (то есть она стала свободной от обязательств перед своим вторым мужем), запрещено брать ее обратно? Почему она "лишилась чистоты" перед ним, но не перед, скажем, потенциальным третьим мужем?
Заранее спасибо.
С уважением, Анна.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анна!

В случае возвращения разведённой жены к первому мужу её связь с другим мужчиной могла бы рассматриваться как разновидность прелюбодеяния (временное «вторжение» третьего мира в отношения супругов) и давать прецедент для такового. К третьему же мужу это не относится.

10 или 613 заповидей соблюдать 09.09.2011 Михайл
 Для спасения души достаточно соблюдать во Христе 10заповидей как учат христиане или нужно 613 как учит иудаизм.Вы как библеист обясните пожалоста на основание Писания.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михайл!

Спасаются люди «любовью истины» , т. е. истинной любовью (II Фес. 2, 10).
Не любящие противятся Духу Святому, который изливает в сердце любовь (Римл. 5, 5) и «подвизаются» напрасно (I Кор. 13, 1–3). Без любви все «подвиги», а не только «исполнение заповедей» (будь то 10, 613 или другого числа), не приносят никакой пользы, следовательно — и не спасают, ибо спасение — великая польза!

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… (I Иоан. 2, 10),

а Бог есть свет! Заповеди всего две: любить Бога и ближнего (Марк. 12, 31), остальное — разъяснения…

Иисус называет Себя Богом Лук 17глава 11-19стихи 09.09.2011 Михайл
 Как Вы это место Писания можете обяснить внем Иисус назвал Себя Богом учат христиане.Обратите на слова Иисуса где же девять прокаженых почему не возвратились воздать славу Богу здесь Иисус называется Богом обратите на стихи 17-18 Самарянин возвратился имено к Иисусу и воздал славу Иисусу как Богу разве не так как Вы это место Писания можите обяснить.Неужели и здесь не говорится о божествености Христа неужели нет ни одного места в Писаниях Ветхого и Нового Завета Вы как библеист проясните это пожалоста.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михайл!

Лук. 17, 15–16: исцелённый прославил Бога, даровавшего ему здоровье рукою Праведника. Точно так же Нааман, исцелившись, возвратился к Елисею и прославил Бога Израилева (IV Цар. 5, 15). Однако ведь это не значит, что он принял за Бога… Елисея?!



Помогите найти... 09.09.2011 Попова Татьяна Дмитриевна
 Однажды на вашем сайте я вышла на страницу, где выложены вопросы на библейские темы и ответы на них. Но это не Гостевая книга. Объясните, пожалуйста, как снова зайти на эту страницу.

От Редакции:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Вероятно, Вы имеете в виду комментарий Д. В. Щедровицкого «Закон и заповеди в Новом Завете», размещенный в подразделе «Статьи, выступления, комментарии» раздела «Теология и религиоведение».

Почему? 09.09.2011 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, всегда с интересом читаю Ваши маленькие проповеди-комментарии, которые Вы присылаете накануне субботы. Но вызывает некоторую досаду то, что не переведены на русский язык заголовки этих проповедей. Ведь заголовок - это некий символ того, что сказано под ним. Часто именно этот символ помогает лучше запоминать написанное.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Названия субботних (еженедельных) глав Торы — традиционные, и Вы в Интернете можете легко найти переводы этих названий.


Дух и колесницы 08.09.2011 Савл
 В Изекиила 1 и 10 главы говорят о колеснице и духе что это все означает Вы как библеист можите ли это прокоментировать и обяснить очем здесь говорится.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Савл!

И не подумаю объяснять Иез. 1: это «тайна Колесницы», о которой уже в древности было запрещено распространяться.
Что-то Вы слишком «любознательны»…


Премудрость и Логос 08.09.2011 Савл
 Вы как библеист со своей точки духовности как понимаете Премудрость и Логос это лица Бога это личности божественой Иерархии они сотвореные или рожденые и чем они отличаются от Бога и от Его Сына Мессию Иисуса проясните пожалоста если можите все это.За рание выражаю Богу и Вам благодарность что Вы есть Тот кто в состояние отвечать на вопросы жителей планеты сей Земля.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Савл!

Премудрость, Слово, Разум — свойства и проявления Бога (Прит. 3, 19; Пс. 32, 6). Мессия — человек, потомок Давида, в котором, как в Храме и Скинии, обитает Бог (Евр. 9, 11; Иоанн. 2, 19).



Вопрос о слове "закваска" в Библии 07.09.2011 Алексеева Ольга
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович,
при чтении вашей книги "Пятикнижие Моисеево" книга "Исход", 4 лекция "Исход из страны рабства", возник вопрос. Пасха как преодоление смерти. Вы толкуете слово "закваска", "которая кладется в тесто, в каком-то смысле «портит» его. А пресный хлеб — символ неиспорченности, чистоты.
И приводите такие слова из Нового Завета: "…Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. (Лук. 12, 1)". Но в Евангелие от Матфея 13:33 есть такие слова: "Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все..."
Здесь уже слово "закваска", похоже, имеет другой оттенок. Не могли бы Вы прокомментировать этот момент, чтобы лучше разобраться.
Огромное спасибо за Ваш бессценный труд!!!

С искренним уважением,
Алексеева Ольга.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга!

Конечно, в различных контекстах библейские образы имеют разный смысл.
Точно так же заквашенный хлеб отнюдь не запрещён и даже приносится иногда в Храм (Лев. 23, 17). И пресному, и квасному есть время и место — как при буквальном, так и при символическом «вкушении».

Сейчас говоря: Кто - то говорил : я видел Иисуса? 07.09.2011 Финьков Павел Александрович
 Современная жизнь.Кто то говорил: я видел Иисуса или во сне. Разве то правда? но Библия говоря:
1 Тим 6:16. Что вы думаете? вообще я сам глухой. Я иду к Иисусу!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

Сны бывают как провидческие, так и ложные (сравните Быт. 28, 12–16 с Иер. 23, 25–28).
В I Тим. 6, 16 сказано, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может». Это относится к видению Самого Бога, по существу Его; но «видение подобия славы Господней» (Иез. 2, 1) пророки лицезрели (Исх. 24, 10–11; Ис. 6, 1; Иез. 1, 26–27 и др.)
Ви́дение же Иисуса — это ви́дение Сына Человеческого (Дан. 7, 13–14; Матф. 24, 30).


О значении для нас образа «страдающей плоти Иисуса» 06.09.2011 Философ
  Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Вызывает трудность понимания духовно-символическое содержание образа "плоти Иисуса", плоти страдающей, как увидим из последующих цитат. Вначале с понятием "плоти Иисуса" мы сталкиваемся в следующем стихе Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14). Интересно этот стих сопоставить со следующим высказыванием ап. Петра: «5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (II Пет. 3, 5-7) Получается, что «слово Божие» творит мир само из себя, а значит в сотворенном незримо присутствует. Это, видимо, можно сказать и про плоть мира, и про плоть человека. Интересно обе эти цитаты сопоставить с другими: «51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6, 51-56) Интересно то, что речь здесь идет не о Логосе, который как мы знаем, присутствовал в Иисусе, как в храме, но именно о «плоти сына человеческого», которая, если ее «есть» и «пить», становится внутри человека источником «вечной жизни». Что-то близкое к сему по смыслу Иисус сказал самарянке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4, 14) Опять здесь появляется «вода», являющаяся символом «слова, которым и из которого составлено все» и которое «стало плотию, и обитало с нами». Но в конце речи Иисуса в 6 главе Евангелия от Иоанна, в той же речи про «вкушение плоти» читаем: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63) Сравним с этим: «19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10, 19-20). Как видим из этих цитат, плоть не только не имеет отношения к духу, но является «завесой», препятствием на пути приобщения к святому. Посему смерть Иисуса послужила, как ни странно, благу. И вот если во все это вдуматься, то получается такая общая картина: есть Слово Божие, дающее жизнь и бытие и миру, и человекам, оно все из себя самого составляет, в том числе тела человеческие, в том числе тело Иисуса было составлено этим Словом из себя. Однако Слово Божие не только все из себя составляет, и дает жизнь, но оно и судит «составленных», посему всему «нечестивому» грозит по приговору сего суда гибель, рано или поздно. Однако, поскольку Иисус взял грехи всего мира на себя, то в результате его крестной смерти суд над грехами всего мира как-бы прообразно уже состоялся, воскресение же Иисуса стало начатком и основой воскресения всего мира и всех душ, обитающих в нем. Ибо Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан. 12, 35) Итак, что же мы должны вкушать и пить, чтобы войти в жизнь вечную, что за плоть и кровь Иисуса? Разъяснение находим у самого Иисуса: «19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19-20) Вот, оказывается, какую «плоть и кровь» мы должны вкушать: «плоть ломимую» и «кровь проливаемую», и через это «имеем дерзновение входить во святилище». А как это можно вкушать? Очевидно, уподобляясь по свойствам Иисусу. Собственно, сам Иисус и говорит об этом: «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 27) Такое вот, оказывается, участие в страдании его необходимо, чтобы итогом совокупного сего нашего страдания было «удаление завесы» не дающей нашему миру освятиться и приблизиться к Богу. Почему-то это очень важно: здесь, в этом мире максимальной разобщенности, где связь с Богом едва удерживается, именно здесь явить «волю к возврату» к Богу, и претерпеть все страдания, связанные с преодолением этой разобщенности. Иисус при этом для спасаемых является руководителем как страдания, так и последующего воскресения, и нельзя желающим обрести спасение «пройти мимо» страдания, удалиться в какие-то гностические выси, или в миры «словесных красот», «рациональных правильностей». Ибо сказано: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Мф. 10, 39)
ВОПРОС: все ли правильно в приведенном рассуждении относительно значения для нас образа «страдающей плоти Иисуса»? Кроме того, возникает вопрос о положительном содержании для нас этого мира, мира "делания": создан ли он только, как точка разворота от разобщенности к Единству Божию, разворота, неизбежно требующего отказа от самоуправного, эгоистического образа жизни, также требующего личной жертвенности, сопряженной нередко и со страданием? Цель, безусловно, благая и архиважная, но единственная ли?
С уважением и признательностью за Ваш труд по донесению до верующих здравого учения. Философ


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Философ!

Во-первых, Слово Божие сотворило мир не «из самого себя», а «из воды» (т. е. вещества), как сказано во II Пет. 3, 5. Вода в истории Творения — символ не Слова, но — материи (Быт. 1, 2). А то, что Логос присутствует во всём, — истина (118, 89: «Навеки… Слово Твоё утверждено на небесах»).
Во-вторых, говоря о вкушении своих «плоти и крови», Иисус имеет в виду значение своей искупительной жертвы для людей. «Вкушать плоды» — в библейском символизме часто означает пользоваться плодами тех или иных замыслов, дел:

«…Будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.…» (Прит. 1, 31)

Скажите праведнику, что… будет вкушать плоды дел своих… (Ис. 3, 10)

Итак, «вкушать ломимую плоть и проливаемую кровь» (Лук. 22, 19–20; I Кор. 11, 24) означает пользоваться плодами той жертвы, которая принесена Мессией для примирения человека с Богом (II Кор. 5, 18–19).
В-третьих, хотя «уподобление Иисусу по свойствам» — цель верующего (Гал. 4, 19), но «вкушать» — означает «воспринимать», а не «излучать».
На первом этапе духовного роста необходимо «вкушать плоды» жертвы Мессии, «пить молоко» (Евр. 5, 12; I Пет. 2, 2). Потому что если бы «вкушение» приносило плод только после и в результате «уподобления Мессии по свойствам», — спасение было бы доступно единицам…
В-четвёртых, сотворение мира — тайна тайн, и цель его, конечно, не сводится только к «отказу от эгоизма» и «личной жертве». Это — только лишь грань безграничного (Ис. 55, 8–9)…



Еще раз о возрасте Христа (снова) 05.09.2011 Сергей
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Если честно, я не понял Ваш ответ, и если Вас не затруднит, хотелось бы услышать все-таки ответ на мои доводы. Позволю себе кратко повторить их. Во-первых, я показал, что Ин 8:57 ничего не говорит о возрасте Иисуса. Во-вторых, у Вас хронология проповеди Иисуса выглядит так: 34 год н.э. - Распятие; ок. 14 год н.э. - начало проповеди Иисуса.

Между тем, согласно Лк 3:1-2, проповедь Иоанна Крестителя началась "в 15-й год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее...". Это дает четкие ориентиры: (А) Пилат был префектом в 26-36 годах н.э. (Б) 15-й год правления Тиверия: это ок. 28-29 год н.э. Это очень надежные данные, относительно которых никто не спорит. Отметим также совпадение (А) и (Б).

Если Иисус родился в конце правления Ирода (скажем, в 5 году до н.э.), то в 28 н.э. ему было чуть за 30, что совпадает со сведениями Луки (Лк 3:23). Все хорошо стыкуется. А 14 год н.э. - это префектура Анния Руфа, а вовсе не Пилата! А после Анния Руфа префектом был еще долго Валерий Грат...Концы с концами не сходятся совершенно. (Ну и с Квиринием, как я уже сказал, появляется проблема: насчет его датировок спорят немного, но никто не предлагает датировать его правление 15 годом до н.э. Это слишком рано!) Из этого ребуса есть только два выхода.

А. Переиначить античную хронологию I века. Но сейчас она в основных своих контурах строится на очень прочных основаниях, и для такого глобального ревизионизма просто нет причин. Зачем все менять, если стандартная хронология жизни Иисуса (Рождество - ок. 6-5 до н.э., Крещение - ок. 27-28 н.э., Распятие - между 30 и 33 н.э.) легко соответствует как прямым указаниям Евангелия, так и известной античной хронологии? (Есть некоторые сложности с Квиринием, но единственные альтернативные данные способны лишь сдвинуть дату Рождества вперед, а не назад!)

Б. Считать, что Иисус крестился где-то на 13-14-м году своего служения, и тогда же вышел на проповедь Предтеча. Но это противоречит логической картине событий (и Лк 3).

Я полностью сознаю, что эти аргументы очевидны, а потому не могли пройти мимо Вашего внимания. Вот и хотелось бы узнать, как Вы на них отвечаете...Понятно, что вопрос о возрасте Иисуса не столь уж принципиален сам по себе, но Ваш тезис предполагает последствия настолько радикальные для нашего понимания античной истории (или последовательности евангельских событий), что на нем хотелось бы остановиться подробнее.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Сведения Лук. 3, 23 о возрасте Иисуса не привязаны текстуально к ст. 21–22, а содержат генеалогические сведения. Когда именно (на фоне каких событий) «начал» Иисус в 30–летнем возрасте своё служение (или духовное восхождение), — остаётся открытым вопросом.
Контекст Лук. 3, 22 продолжается только с 4, 1.
Две хронологические привязки — Матф. 2, 1 и Лук. 2, 1–2 — требуют пространных сопоставлений и рассуждений, как хорошо известно библейским исследователям. Сведения Лук. 3, 1–2 определяют время проповеди Иоанна Крестителя и крещения им Иисуса, а не возраст последнего.


Суд 04.09.2011 Валера
 В Ис. 66:15-18 суд над всякой плотью. Я прочитал комментарии Давида Кемаха, он пишет, что над христианами, ибо они едят свинину, и над мусульманами, ибо они едят мышей. Разве в исламе едят мышей?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Валера!

Ис. 66, 17 — сказано об идолопоклонниках, которые «очищают себя в рощах», т. е. молятся языческим богам. Относительно свинины: Дан недавно упомянул, что, якобы, христианам, «по учению иудаизма», можно есть свинину; Вы же приводите «комментарий», согласно которому за это же самое на них найдёт кара. Верно либо одно, либо другое; третий вариант: то и другое — всего лишь человеческие мнения.
Мышей мусульмане, конечно, не едят…


Какова тайна Божественых Лиц 04.09.2011 Валера
 В Кол. 2:2 Павел призывает познавать. Можете назвать очередность: главный Бог, а затем, кто Логос и Премудрость-Мессия-Дух-Святой-Архангел-Ангелы?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Валера!

Кол. 2, 2 — никаких здесь нет «главных и второстепенных богов»: упомянут Бог, как всеобщий Отец, а Христос назван «тайной Бога и Отца» («для познания тайны Бога и Отца»; а какой тайны? — «Христа»).

Секс в суботу со своей женой? 04.09.2011 Иван
 В иудаизме разрешен секс в субботу, а Вы как библеист, что скажите, позволителен ли секс в субботу?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

В определённом состоянии человек нечист до вечера — Лев. 15, ст. 16 и 18. Нечистый оскверняет своим присутствием Храм (там же, ст. 31) и должен «ни к чему священному не… прикасаться, и к святилищу не… приходить» (Лев. 12, 4). Как же в таком состоянии святить Субботу? Поэтому ясно, что в эпоху I и II Храмов Субботу соблюдали в чистоте…



Чистый брак, Евр. 13:4 04.09.2011 Иван
 Первый вопрос: если муж не нашел девства жены, он должен сделать развод или же простить жену за любодеяние, но тогда совокупляясь с нею, он разве не будет блудник? такой брак может быть чистым ложе непорочным? Второй вопрос: если еврей женат на нееврейке, он должен разводиться с нею или продолжать жить с нею?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Брачные законы ясно изложены в Торе: разрешено как разводиться, так и примиряться (Втор. 22, ст. 14, 20, 21 — от мужа зависит, заводить ли этот разговор). «Ложе непорочно» — относится ко времени брака, а не до него (где сказано такое?!).
Благочестивый человек и хороший муж постарается обратить свою жену в веру, не так ли?..



Перевоплощение Моисея 04.09.2011 Иван
 В Иудаизме я читал, что душа Моисея была воплощена в птицу, возможно ли такое? а также в человека АКИВУ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иван!

Относительно «воплощения в птицу» — в первый раз слышу.
Что значит — «в Иудаизме я читал»? Такой книги нет. Приведите точную ссылку, цитату.


Поклонение зверю 04.09.2011 Амбарцум
 Те, кто празднуют воскресение, они поклоняются зверю? правильно учит АСД или можно вместо субботы почитать воскресение, как Вы считаете как библеист?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Амбарцум!

«Зверь» в Откр. 17, ст. 3, 7–12 имеет 7 голов, означающих «семь гор» и «семь царей». Как он при этом может быть днём недели?!..

Мудрость и знание 04.09.2011 Леинад
 Секты христиан учат, что для спасения достаточно любви и не нужно знание, ибо оно надмевает. А Вы как считаете, нужно ли нам приобретать мудрость и знание или достаточно любви?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Леинад!

Сама любовь обязательно назидает, т. е. учит (I Кор. 8, 1), а мудрость спасительна: «спаслись премудростью» (Премудр. Солом. 9, 19). Но какой? — Исходящей от Святого Духа (там же, ст. 17–18). Духом же Святым изливается в сердце и любовь (Римл. 5, 5), и она спасает (II Фес. 2, 10).

Перевоплощение 04.09.2011 Ратсин
 Говорил ли Иисус о перевоплощении в своих притчах, если да, то в каких?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ратсин!

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12, 34): считающий сокровищем земную жизнь возвращён будет в неё. «Брошен будет во тьму внешнюю» — т. е. в физическую жизнь, удалённую от Света. «Плач и скрежет зубов»: плач при рождении, скрежет — перед смертью. «Вы убили Захарию» — говорит Иисус своим современникам (Матф. 23, 35). А это произошло на 600 лет раньше… И немало есть таких таинственных указаний — для «умеющего слышать».


Грешат ли люди тем, что отвергают Священные книги? 04.09.2011 Ратсин
 Почему Самаритяне принимают только 5 книг Моисея и Иисуса Навина, а Танах отвергают? Почему караимы отвергают устную Тору? Почему иудеи отвергают Новый Завет? Почему иудеи и христиане не принимают священную книгу Коран? Будет ли это для них грехом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ратсин!

Люди отвергают, потому что не знают. Так научили их, и если есть вина, то она лежит на учителях. Но кто «вкусил», т. е. познал внутренне, удостоверился, а затем отверг, — не имеет оправдания (Евр. 10, 26–29; 12, 30–37).

Театры и кино 04.09.2011 Леинад
 Секты христиан считают что посешать театры и смотреть кино читать разные книги других религий и книги поэтов и писателей пить вино в празники Господние пить чай-кофе все это грех.Вы как библеист что на это можите сказать я понимаю злоупотреблять это плохо но для всего есть время сказал Екклесиаста 3главе.Вы бы не могли это прояснить.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Леинад!

«Всё мне позволительно, но не всё полезно» (I Кор. 6, 12, и 10, 23). Надо стремиться к различению духовному — I Кор. 2, 15; Евр. 5, 12–14.

Война Гога и Магога 03.09.2011 Тарас
 Это духовно будет или физически: с евреями воевать христиане и мусульмане?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Тарас!

О «христианах и мусульманах» в главах 38–39 Книги Иезекииля не говорится ни слова.
Там сказано о «Гоге в земле Магог».


Кто такой Дух Святой? 02.09.2011 Ясав
 Иисус заповедовал крестить во имя Отца, это известно, что это Бог во имя Сына - это неизвестно. Вы бы не могли прояснить во имя какого сына нужно крестить Сына Мессию Иисуса или единородного Сына, про которого вы учитите, что это Логос. И обьясните, кто такой Дух Святой, в которого нужно крестить: это третья личность божества или личность Ангельская, неимеющая божествености. Не означает ли это их равенство, что крешение нужно именно во имя этих трех личностей? что это означает, говорится ли здесь о водном крещении, физическом материальном или же здесь говорится о духовном крещении – погружать в Отца, соблюдать Его Закон, в Сына погружаться, в страдания как Иисус за спасение других и крестить во имя Духа Святого? кстати, а какое имя Духа Святого? писание говорит только об имени Отца и Сына, не означает ли это, что крестить во имя Духа Святого – это погружать в дары и плоды Святого Духа? Пожалуйста, проясните все это недоразумение, кто же Святой Дух?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ясав!

«Во имя Сына» — говорится о Логосе, Слове Божием. Трёхчастная «формула погружения в воду» включает в себя только Лица Божии (еврейское «Пани́м», в каббалистической терминологии — «Парцуфи́м»), но никак не человеческое естество.
Как происходило это погружение — см. Деян. 8, 38 и другие места. «Погружать в дары и плоды…» и т. п. — это что-то неслыханное и человеку (даже апостолу) не подвластное.
Святой Дух — это Бог, проявляющий Своё Присутствие в определённых обстоятельствах (см. Деян. 5, 3–4: «…солгать Духу Святому… для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал… Богу»).


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |