Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Плач Иеремии 3:38 01.09.2013 Бурштын Игорь Дмитриевич
 Дмитрий Владимирович, помогите пожалуйста разобраться с переводом. Русский синодальный перевод говорит: "Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плач.3:38)
А в ТОРЕ с комментариями Раши: "Из уст Всевышнего не выходит ни бедствие ни благополучие?" (Плач.3:38) Смысл совсем другой. Подскажите где правильно.
Благословений Вам от Всевышнего!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Дмитриевич!

Любой стих Писания имеет различные интерпретации. Второе из приведённых Вами истолкований подразумевает, что не Бог, а сам человек, своими добрыми или злыми делами, привлекает к себе добро или зло (ср. Втор. 30, 15–19).

Иудаизм 22.08.2013 Павел
 Здравствуйте! Известна ли вам книга Дерех Ашем? Ваше отношение к ней? И можно ли ее читать?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел!

Книг под таким названием несколько, укажите автора.
Запрета же на чтение чего бы то ни было не существует. Другое дело — как относиться к прочитанному, в свете веры.

Проклятия в псалмах 19.08.2013 Игорь
 Можно ли эти слова назвать проклятием? "Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя его в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле..." (Псалом 108). Иисус сказал: благославляйте, а не проклинайте. То есть Он осуждает псалмопевца? ставит под сомнение богодухновенность этих псалмов?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

В древнееврейском оригинале текст Пс. 108 представляет собой предречение, а не пожелание: у того, кто платит ненавистью за любовь, «дети будут сиротами, жена — вдовою», и т. п. Так что проклятия здесь нет. Как пророчество (а не пожелание) рассматривается этот Псалом в Новом Завете — Деян. 1, 15–22.

Жестокости в Кн. Числа, гл. 31 16.08.2013 Владимир
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Прослушал лекцию по книге Иисуса Навина, очень полезная информация для размышления о жестокостях "переводов", но скажите отмщение мадианитянам в Числа,31 действительно было таким жестоким для мирного населения? и почему убили женщин и детей?
В уважением, Владимир

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

О войне против мадианитян — см. «Введение в Ветхий Завет», стр. 877–880. Там приведены аргументы в опровержение «особых жестокостей» этой войны.

Еще раз о Сыне 11.08.2013 ПавелАлександрович
 А в чем отличие Сына Божьего, достигшего ангельского состояния, от Сына Божьего, через Которого веки сотворены??? Не пойму, почему одинаковые у них названия.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

Сынами Божьими называются Ангелы (Иов. 1, 6), праведники (Прем. Сол. 2, 10–13), Израиль (Исх. 4, 22), миротворцы (Матф. 5, 9), судьи праведные (Пс. 81, 6), все верующие (Гал. 3, 26). Чтобы разобраться в поднятой Вами теме, надо вникать в Писание (I Тим. 4, 16).

О Духе 11.08.2013 ПавелАлександрович
 Обьясните пожалуйста Дух Святой и Дух Святости в Иудейском и Христианском понимании? Евреи говорят, что Дух Святости это духовный уровень человека, а Христиане говорят, что Это личность. Кто же прав???

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

Относительно Духа Божия: здесь разница в терминах, но не по сути. Дух Божий существовал до сотворения мира и человека (Быт. 1, 2), а о человеке «стяжавшем Духа Святаго», говорят, что он достиг духовного уровня Богообщения.

О богохульстве 11.08.2013 ПавелАлександрович
 Дмитрий Владимирович, вопрос ведь очень остро стоит, принимать Иисуса как Бога или не принимать... У Христиан это как исповедание и условие спасения, а у мусульман как непростительное богохульство. Но как перед Богом правильно? И если не принимать, то тогда в какую церковь ходить? И сразу второй вопрос, вы говорите, что когда Иисус молился о Славе, какую Я имел прежде бытия, что это Логос в Иисусе говорил о Себе. Могли бы вы привести пример молитвы упоминания о Себе (Логоса) из уст какого нибудь пророка??? Заранее благодарю!!!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

1. Иисус отверг даже обращение к себе со словами «учитель благий»:

…Что́ ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог... (Матф. 19, 17)

Благому Богу он всегда молился наедине (Матф. 14, 23), этому же обучал учеников (Матф. 6, 6). Ничего не делал от себя, но говорил и поступал, как научил его Отец (Иоан. 8, 28).

2. Слово (Логос) как Посланник Господа говорит устами Исайи:

Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен.
Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. (Ис. 48, 15–17)


Мерзость запустения 10.08.2013 Sara
 Добрый день Дмитрий Владимирович! У меня вопрос. Что такое "мерзость запустения"?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Сара!

«Мерзость запустения» — это идол («шикуц» — «мерзость» идолопоклонства), поставленный на месте разрушенного Храма Господня (Дан. 9, 27; Матф. 24, 15).

Троица 07.08.2013 Ирина
 Можно предположить,что Бог-Отец - это Абсолют источник всего сущего вне времени, вне нашей Вселенной - непроявленная часть Бога, которую нам не дано осознать. Бог-Сын - это Отец наш Небесный, из духовной ткани которого сотканы мы - человеческие души и это проявленная часть Бога уже нашей Вселенной, где есть время, и где новая энергия - это Любовь. Посланником Бога-Сына и был Мессия Иисус, который явился на Землю, чтобы сообщить людям, что в них, кроме тела и сознания, есть главное - Душа, и только через нее мы можем посылать Любовь НАШЕМУ Отцу Небесному с помощью молитв. Дух Святой исходит только из Отца Небесного и это потоки Благодати, которые посылалаются всем душам постоянно, а Души в свою очередь должны отдавать Любовь Богу посредством исполнения Закона Божьего и Нового Завета. И все это есть Бог Единый или по-другому Святая Троица. Или я не права?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

В Писании любовь (в высшем смысле) не является свойством души (нефеша): душа — эгоистична, любовь — альтруистична (см. I Кор. 2, 14–15; Рим. 5, 5).
О написанном Вами в целом:

Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. (Флп. 3, 16)

Дух и Душа 05.08.2013 Ирина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Хотелось бы знать ваше мнение, что же первично дух или душа? Вы говорите что Бог - это Дух,но Бог это Любовь, а значит Душа Вселенская, частичка которой присутствует в каждом человеке. Мессия призывал любить Бога сердем, а значит Душой а не разумом (Духом), и погиб он за нас, показав тем самым, что Любовь-Душа важнее сознания-Духа, и что только в Душе можно примерить добро и зло, а не в Духе! А Павел не совсем ясно обЬяснил это людям, которые не поняли, что только имея развитую Душу и любовь в ней, можно решать все разногласия мирным путем без кровопролития и войн! В Православной Церкви учат поклоняться Духу Святому, а не Святой Душе, может поэтому верующие в Бога люди потеряли свой ориентир и ищут Истину в учении Христа. Может я ошибаюсь, но я чувствую это Душой, а не Разумом. Может сделаете лекцию на эту тему, чтобы просветить нас грешных. Очень была бы Вам признательна!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

О том, что Бог — это Дух, говорит Иисус:

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоан. 4, 24)

Дух не тождествен разуму (в смысле рациональности, «мудрости человеческой») — см. I Кор. 2, 1–16.

Нутряной жир. Диетарные законы Торы и Корана 04.08.2013 Игорь
 Сура Аль Анм
146. Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или смешалось с костями. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы.

Не является ли эта Сура, противоречащей Торе?
Ведь нутряной жир запрещён в пищу. Особенно сальник и жир надпочечников.
Здесь же есть какое-то несоответствие.
Некое "сало" запрещено иудеям, кроме жира внутренностей.
Хотя в Торе сказано иначе.
Этот аргумент со стороны мусульман возник, когда мы обсуждали вопрос кошерности.
По их утверждению, запрет на нутряной жир - есть наказание.
И Аллах отменил эти заповеди для мусульман. При этом нет и запрета на верблюжатину.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

«На спинном хребте» (Коран 6, 146) — это может быть костный мозг. То же относится и к «смешалось с костями» (там же). Ясно одно: слова «Иудеям Мы запретили» — это прямая ссылка на Тору (Лев. 3, 17; 7, 23), а ссылка по определению не может содержать какую-либо новую информацию по сравнению с той, на которую ссылаются.

Перевод Корана 03.08.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Хотел бы задать Вам следующие два вопроса. Первый. Я слышал, что в оригинале Коран имеет поэтическое звучание. Если это так, то как вы думаете можно ли его переводить обыкновенно, дословно? И второй вопрос. Если бы вам предложили на выбор один из двух переводов Корана, то какой бы вы предпочли - перевод Крачковского или Шумовского? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Все переводчики Корана прилагали старание, каждый в меру своих сил. От сравнительных оценок — воздерживаюсь.

Лот и жители Содома 03.08.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Известно, что жители Содома ненавидели пришельцев и всячески издевались над ними. А вот , почему же тогда они не трогали Лота? Ведь он тоже к ним пришел и поселился среди них. Да еще и проповедовал там. Как это было возможно? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

По преданию, Лот проявил особую мудрость и был поставлен в Содоме судьёй (ср. Быт. 19, 9).

Сын Исайи и новозаветное пророчество 03.08.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Слушал вашу лекцию по книге Исайи. И у меня такой вопрос. Вы говорите, что сын по имени Еммануил - это первый сын пророка Исайи. И дальше пророк пророчествует, какие события произойдут вскоре после его рождения. Но я не пойму, а почему это пророчество имеет еще и мессианский смысл, почему родившийся сын Исайи прообразует рождение Иисуса? Какая тут связь? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Связь между Ис. 7, 14–17 и Матф. 1, 22–23 — аналогическая: как в Ис. 17, 16 предсказана гибель двух царей, так и до выступления Иисуса на проповедь умерли Ирод и Октавиан Август.
Как во дни Иммануила совершилось ассирийское нашествие, так и поколение Иисуса узрело падение Иерусалима.
Как Иммануил был знаком свыше для своего поколения, так Иисус — для своего.

Отрицание Холокоста 03.08.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Как вы относитесь к отрицанию Холокоста? И можно ли назвать людей отрицающих Холокост кощунниками? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Искажение исторических событий, сознательное и связанное с человеконенавистничеством (расизм, антисемитизм, русофобия, религиозный фанатизм и т. п.), — преступление идеологическое. Но не кощунство, т. к. последнее подразумевает издевательство над религиозными святынями.

Любовь Давида и Ионафана 03.08.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Читал вашу лекцию по книге Бытие. И там говоря о любви Ионафана и Давида вы пишите, что это пример наивысшей любви, любви истинной, когда происходит соединение душ на духовном уровне. И в то же время я услышал такое мнение, что между Давидом и Ионафаном могли иметь место и гомосексуальные отношения. У меня такой вопрос, возможно ли, что было такое или это полностью исключено? С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

О Давиде и Ионафане существует целый ряд преданий и мнений.
Однако Писание сообщает ровно то, что в нём содержится.

Физические и духовные недуги, традиция 30.07.2013 Моргунов Юрий Александрович
 Добрый День!
Уважаемый Дмитрий Владимирович!

1. В ответе на один из вопросов о книгах, рассказывающих о взаимозависимости физических и духовных недугов, вы назвали книги Лазарева. Если возможно, дайте вашу оценку этим книгам поподробнее.

2. Как вы относитесь к Рене Генону и его пониманию традиции?

Спасибо.
Юрий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий Александрович!

1. Полагаю, что книги Лазарева содержат много ценных наставлений и объяснений.

2. Читая Генона, не ощущал благодати.

Благодарность 29.07.2013 Ирина
 Уважаемые Дмитрий Владимирович и создатели этого замечательного сайта. Я живу в Украине и не имею возможности посещать лекции истинного Учителя Слова Божия! Совершенно случайно наткнулась на ваш сайт, и с тех пор посещаю его каждый день. Вы мне вернули веру в Бога, помогли разобраться в сложных вопросах Священного Писания. Я несколько раз слушала аудио и видео записи и все слова Учителя, а таковым я считаю Дмитрия Владимировича, полностью откликаются в моей душе! Жаль что в 2013 году только одна лекция, хотелось бы побольше!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

Учителем («с большой буквы») именуется Мессия (Иоан. 13, 13; Матф. 23, 8), а другие, в том числе его ученики, — учителями («с маленькой буквы» — I Кор. 12, 28). Хотя в древних рукописях Нового Завета заглавных букв нет, но по смыслу — это так. Мессия принёс Учение, он — Учитель. Разъясняющие это Учение — учителя. Так что убедительно прошу не присваивать мне звание, мне не принадлежащее.

Нефеш терапия 29.07.2013 Ирина
 Упав со стула поломала ногу, поставили аппарат Илизарова. Каждый день читала над водой 50 псалом, и пила воду маленькими глоточками и так 3 раза в день. Слушала аудио лекции и смотрела видео. Через 100 дней аппарат сняли, кость полностью заросла, врач был приятно удивлен, так как мне 51 год и с таким переломом люди ходят в аппарате 4-5 месяцев, а то и дольше. Уверена, помогла мне книга Нефеш-терапия и уважаемый ее автор! Огромное Вам спасибо, дорогой Дмитрий Владимирович! Живите как можно дольше и наставляйте нас на путь истинный!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ирина!

Спасибо за добрые слова, дай Вам Бог здоровья духовного и физического!

Обязательно ждать Йом-Кипур? 28.07.2013 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, прочитала Ваш ответ одному из "гостей" на вопрос следует ли христианам поститься вместе с нехристианами в Йом-Кипур. Конечно, понятно, что следует, ведь Закон Моисея не отменен и для христиан. Но встает и другой вопрос: если Христос прощает любой грех, то зачем христианину ждать Десять грозных дней и сам Йом-Кипур, если Христос при искреннем покаянии верующего может простить любой грех здесь и сейчас?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Прощение — судебный термин (амнистия) — Иоан. 5, ст. 22, 27; Иак. 2, 13; Евр. 4, 12. Мессия — Ходатай (адвокат) на этом Суде — Евр. 8, 6; 9, 15; 7,25; Рим. 8, 34. Суд же имеет назначенные сроки.

О молитве... 28.07.2013 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович,
Синайский Закон учит служить, поклоняться и молиться только одному Богу, который некогда назвал Себя Я ЕСМЬ СУЩИЙ. Христос, будучи иудеем и исполнителем этого Закона, также учил своих последователей молиться не себе, но все тому же Богу ("Отче наш, Сущий на небесах..."). Между тем, часто можно слышать, что христиане адресуют свои молитвы Христу. И это можно понять - они исходят из концепции тринитаризма. Ну, а тот, кто монотеист и обращает свои просьбы Христу - грешит? Но почему же грешит? ведь Бог дал Иисусу Христу всякую власть на небе и на земле, он - единственный посредник между Богом и человеком, он - ходатай за нас.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Общение духов никак не противоречит идее Монотеизма — I Иоан. 1, 3.

Ислам как религия 27.07.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к вам снова вопрос по Корану. В суре 5, а.5 говорится ,,Сегодня Я завершил для Вас религию, и закончил для вас свою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией." (пер. Крачковского). И в суре 3,19 говорится :,,Поистине, религия перед Аллахом- ислам". И вот основываясь на этих айатах некоторые верующие мусульмане утверждают, что мол все должны одеть чалму и обратится в ислам, ибо это последняя и самая истинная религиозная система установленная самим Всевышним и мол упразднившая все остальные. Сам же я думаю о том, что врядли Пророк имел здесь ввиду религиозную систему, которая получила название ,,ислам". Мне думается, что Пророк говоря, об Исламе, как о истинной религии пред Аллахом имеет ввиду качественно новый уровень взаимоотношений между верующим и Всевышним, при котором человек становится полностью покорен Ему, то есть то , о чем и говорит Новый Завет. Но, мне важно услышать ваше мнение по этому поводу. Прокоментируйте пожалуйста эти айаты. Как нужно их правильно понимать? С уважением Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Вы правы: всегда следует помнить первоначальный смысл слов.
«Ислам» — это мир с Богом:

Сегодня Я завершил для вас вашу религию. (5, 5, пер. Крачковского)

«Завершение», т. е. полнота религии — это общение с Богом, названным здесь «Я». Ср.:

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь... так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Иоан. 3, 8)

И гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь… (Втор. 13, 4)

Коран 3, 19: «Поистине, религия пред Аллахом — ислам». Ислам («умиротворение») — это пребывание «пред Богом», «у Бога» в состоянии внутреннего мира:

Аллах призывает к обители мира. (10, 25, пер. Крачковского)

Коран и учение о Логосе 27.07.2013 Мухаммад Каспийский
 Дмитрий Владимирович,
в своем ответе одному из собеседников Вы пишете:

"1. Сын Божий — название праведника, чей дух возвысился до ангельского состояния (Втор. 14, 1: «Вы сыны Господа»; Лук. 20, 36: «Равны Ангелам и суть сыны Божии»; Рим. 8, 14: «Водимые Духом Божиим суть сыны Божии»; Иов. 1, 6: «Пришли сыны Божии предстать пред Господа»).
Сын Божий в высшем и единственном смысле — Слово Его, через которое Он творит (Прит. 30, 4: «Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его?»; Евр. 1, 2: «Говорил нам в Сыне… чрез Которого и веки сотворил»).

2. «Слово стало плотью и поселилось в нас» (эске́носен эн хюми́н — «поселилось в скинии — в нас»). Ср.:

…Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (I Кор. 3, 16)

Слово Божие поселилось в человеческой природе Мессии, как в Скинии — ср.:

…Христос... пришедший… через бо́льшую и более совершеную Скинию… (Евр. 9, 11)

О превращении же духовного Слова в материальную плоть, полагаю, не учил никто за всю историю христианства!"
(Конец цитаты из Д. В. Щедровицкого)

Дмитрий Владимирович, а как Вы понимаете природу этого Слова?

Понятно, что монотеисты не могут верить в "ещё одного" второго Бога.

Тогда что это - или кто это?
Это личность? Это некое живое существо, совечное Богу (но не Бог)?
Как бы второе самостоятельное живое существо-ипостась в «недрах» Единого Бога?
Мне очень интересно Ваше понимание.

Каково его происхождение в Вашем толковании?
Это живое существо рождено от Бога?
(Тут, правда, возникают противоречия с кораническим:
"Он, Аллах, един... Не рождал и не был рожден", Коран, 112)

Или Вы придерживаетесь (?) традиционного церковного сложившегося на Соборах учения о существовании трех отдельных Ипостасей (Лиц) Бога, причем Бог-Сын (он же – Бог-Слово) считается рожденным от Бога-Отца.

С другой стороны, допускаете ли Вы, что речь тут идет об атрибуте (качестве) Бога, таком как всемогущество, милосердие, всезнание, и т.д.? В таком случае «Слово было Бог» означает, что Слово имеет непосредственное отношение к Богу.
Слово как творящая сила Бога?
"Вначале было Слово" - то есть некий творческий акт по сотворению мира?

Слышали ли Вы о таком варианте прочтения – и слово было «Бог»? Или оно надуманно и не решает никаких богословских задач?

Кстати, насколько я знаю, в греческом оригинале порядок слов обратный – «Бог был Слово» («Теос ин о логос»). Это вносит какие-то дополнительные нюансы?
Не было ли в древних рукописях варианта «Теосос ин о логос» - «Слово было Божиим»?

(Кстати, тут ещё добавим: в Коране отрицается, что Иисус Христос есть Бог, но утверждается, что он – слово Бога, точнее, «Его Слово», калиматуhу, 4:171.
На Ваш взгляд, кораническое «Его Слово» и библейский Логос – тут речь идет об одном и том же или о разном?)

Допускаете ли Вы, что всё гораздо проще и «стартовое» слово Бога – это просто «кун» (будь; да будет), которым Всевышний и творит мир?

В итоге: как Вы для себя решаете богословскую задачу примирения между библейским
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
и кораническим "Он, Аллах, един... Не рождал и не был рожден"


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Мухаммад Каспийский!

«Слово» («логос», «калам») — это пребывание Бога «здесь и сейчас», в каком-то смысле — имманентное творению Божественное откровение:

И Слово… обитало с нами, полное благодати и истины... (Иоан. 1, 14)

«Слово — с нами» — в то время как вне и над творением Пребывающего (трансцендентного) Бога «не видел» (включая сюда и умозрение) никто никогда (там же, ст. 18), Он «обитает в неприступном свете» (I Тим. 6, 16). О «Слове жизни» апостол Иоанн говорит как

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… (I Иоан. 1, 1)

Итак, Слово — явлено и воспринимаемо для достигших ступени общения с Богом.
Что же касается религиозно-философских различий между Библейским («Бог порождает») и Кораническим («Бог не рождает») Учениями, то, полагаю, они связаны с недопониманием метафорической формы самого пророчества. Пророческая метафора в умах теологов превращается в термин, закрепляющий интеллектуальную идею.
Сотворив миры, Бог стал их Отцом — и, образно говоря, «породил» их. На этом основана Библейская метафорика.
Коран же возник в эпоху, когда аравийские язычники верили в «младших» богов, в т. ч. в «дочерей Аллаха», а часть аравийских христиан — в телесное рождение Иисуса от Бога (да простит Он!) и земной женщины. Поэтому Коран избегает упоминаний о «порождении», которые могли быть неверно поняты. Пример — сура 21, 26: «И говорят они: Милостивый взял Себе сына. Слава Ему! Нет, они — почётные слуги» (пер. Садецкого).
Это сказано в таком контексте: «Неужели взяли они богов с земли, дающих жизнь?» (аят 21 — речь идёт о многобожии); и: «А кто из них скажет: “Я — бог помимо Него”, — того покараем мы адом» (аят 29). В подобном же контексте следует понимать аяты: «Не рождает Он, и не рождён Он, и никто не подобен Ему» (112, 3–4). «Не рождает» — в смысле порождения других богов (языческая теогония).
Иначе говоря, одна и та же метафора возникновения бытия от Бога передаётся в Библии глаголами «творить», «порождать», а в Коране — только «творить». И объясняется это обстоятельствами создания Корана.

Люди 26.07.2013 Павел Александрович
 Спасибо за ответы! Дмитрий Владимирович, почему в Коране обращение к людям звучит: О Люди! Мусульмане говорят, что будто такое обращение обращено ко всем людям, и прежние писания упраздняются, которые были ниспосланы отдельным общинам (Иудеям и Христианам) и теперь остается всем принять Ислам??? Что на это им можно ответить???

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Павел Александрович!

В Коране есть призыв:

О дети Израилевы… будьте верны (вашему завету со Мной), и тогда Я исполню завет (Мой) с вами… (2, 40; пер. Садецкого).

Итак, сынам Израиля предписано сохранять верность Торе!
О Боге сказано:

Он явил тебе Книгу с истиной, подтверждая бывшее прежде неё; и явил Он Тору и Евангелие. (3, 3; пер. тот же).

Итак, Книга (Коран) подтверждает, а не отменяет Тору и Евангелие!
Об обетованиях Бога говорится:

…Связывает Его обещание, содержащееся в Торе, Евангелии и Коране. (9, 11; пер. тот же)

Это означает, что Бог как бы «обязал Себя» исполнить обетования («связан» ими). В этом отношении сохраняют равную силу обетования всех перечисленных Священных Книг, — следовательно, все три Писания остаются в силе!
О христианах предписано:

И пусть люди Евангелия судят по тому, что открыл им в нём Бог… (5, 47; перевод тот же)

Приведённые аяты (и сходные с ними) ясно свидетельствуют об истине.

Ап.Павел должен очиститься... 26.07.2013 Попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, все-таки непонятно - от чего должен был очиститься ап. Павел (Деян.21:24)? Ведь он не отменял Закон Моисея, не учил нарушать заповеди и сам, благовествуя, исполнял их. А "ревнители закона" просто неправильно поняли его проповедь, ито по слухам ("наслышались они...").

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Апостол Павел очистился после завершения дней своего назорейства. Ср. Деян. 18, 18; 21, 24; Числ. 6, ст. 5, 18.

Что такое Различение? 26.07.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к вам вопрос по Корану. В суре 3,а3 сказано, что Всевышний ниспослал Различение? А что это? Как это правильно понимать? С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Различение (араб. «фуркан») — указание на отличие правды от лжи, чистого от нечистого, дозволенного от запретного, служащих Богу — от противящихся (ср. Мал. 3, 18).

Партия Аллаха 26.07.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к вам еще вопрос по Корану. В суре 5,61 пер. Крачковского говорится о партии Аллаха. А вот переводчик Корана В. Порохова в своем коментарии к переводу Корана говорит, что поскольку это слова в современном языке приобрели значение с явным отттенком политизации, то она заменяет их по всему Корану, контекстуальными синонимами взятыми из тафсиров. Ее перевод звучит уже так ,,Они- Его (Святое) Братство. И им торжествовать (над всеми). Но, ведь Святое Братство уже близко к библейскому понятию Церкви. Как Вы считаете, что разумел Пророк под этим понятием? С уважением Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Под «партией Аллаха» подразумевается единение всех, любящих Бога и своих ближних:

…Людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими… (5, 59, пер. Крачковского).

Источник омытия нечистоты 23.07.2013 Sara
 Здавствуйте Дмитрий Владимирович! В Захарии 13:1 говорится о "источнике омытия не чистоты". Обьясните, о какой идет речь нечистоте и как написано в оригинале?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Сара!
Зах. 13,1 — «лэ-хата́т уль-нида» — «для [очищения] греха и [очищения] осквернения [или: нечистоты]». «Хатат» — «грех» и «очищение от греха»; нида — гл. обр. нечистота женщины во время месячных. В контексте (ср. там же, гл. 12,10-14) речь идёт о всеобщем раскаянии в грехах («плаче и рыдании») и об очищении душ от внутренней скверны — подобно тому, как очищается женщина в определённые сроки. Всё это произойдёт, когда Господь изольёт на народ «Дух благодати и умилостивительной молитвы» (12,10), т.е. произойдёт крещение Духом. После этого народ обратится к Господу «вместе с тем, которого пронзили» (тот же ст. 10 — «эт аше́р дака́ру»), т.е. вместе с пронзённым во время казни Мессией.

День недели рождения 23.07.2013 Мягкова О. А.
 Как влияет и на что влияет день недели в который родился человек?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Мягкова О. А.!
По вопросам астрологии советую Вам обратиться к сайтам, содержащим соответственную информацию.

Принятие Мессии и Голгофская Жертва 23.07.2013 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! У меня к вам такой вопрос. Мессия Иисус пришел и проповедовал Царствие Божие. Его отвергли и распяли. А вот если бы люди Его приняли, то как же тогда? Ведь тогда получается и Голгофской Жертвы бы не было. А как тогда с пророчествами? Они бы не испонились.Что вы можете сказать в связи с этим? С уважением Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Именование «Царь Иудейский» вызывало у римской власти ассоциацию с мятежом. Поэтому проповедник с таким прозвищем подлежал казни. Так что Голгофа была предопределена всей политической реальностью эпохи. Другое дело, что покаяние народа после Голгофы принесло бы великое благословение:

Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
Да придут времена отрады от лица Господа… (Деян. 3, 19–20)




[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |