Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Спасутся все? 4 29.05.2009 Владимир
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, вопрос о существовании загробного мира не внесет никакой ясности в подтверждение тезиса "все спасутся". Даже притча о Богаче и Лазаре, что является вообще-то иносказанием, говорит, что между богачом и Лазарем лежит пропасть, которую невозможно преодолеть. И богач для предупреждения, чтобы кто не повторил его участь, просил упредить живых(!), дабы они своевременно могли избежать ее.
***…Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Римл. 11, 32)

Если не все будут помилованы, то и не все были в непослушании: здесь дважды употреблено одно и то же слово — всех!***

А это место, как и любое другое открывает своей смысл только в контексте. Думаю, вы согласны с таким подходом исследования. И речь там шла не обо всех людях живших когда либо на земле, но Павел в этом месте говорил, что народ Божий приткнувшийся дал ход распространению Евангелия для язычников. Некогда враги Божьи заняли место избранного народа. Иисус говорил об этом в Своей притче, где хозяин пира зазывал на пустые места всех проходящих на дорогах.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не
были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный
пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и
злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. (От Матфея 22)
Но и там, далее в притче, Господь показывает, что не переодетый по достоинству будет выгнан с пира:
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека,
одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он
же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и
бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; (От Матфея 22)

Увы, Дмитрий Владимирович, этимология слов может дает представление о шеоле, что можно оспорить, если бы был полноценный форум, но не дает подтверждение тезису "спасутся все"

Ответ Д.В. Щедровицкого:
 Уважаемый Владимир!

Рассказ Иисуса Христа о богаче и Лазаре в Писании нигде не назван «притчей» — см.:

Некоторый человек был богат... (Лук. 16, 19)

К тому же в притчах Иисус нигде не называет имён действующих лиц, здесь же мы видим человека по имени Лазарь. Поэтому рассказ, скорее всего, относится к реальному событию, а не «является иносказанием». Что касается пропасти между спасёнными и осуждёнными, о ней ясно сказано (Лук. 16, 26), однако ни слова не говорится о её вечности. Напротив, описание: «Хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» — дано в настоящем времени, то есть фиксирует нынешнюю, но не будущую ситуацию. В будущем это положение может измениться:

Господь… низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар  2, 6)

Неужели всё, описанное в Библии, имеет вечный характер (например, пребывание Даниила во львином рву)? Откуда же тогда мнение, что пропасть утверждена между раем и адом навсегда? Ведь сказано — «не переходят», но не сказано — «никогда не перейдут»!
Вы привели слова о «тьме внешней» (Матф. 22, 13), но Иисус не сказал, что брошенный «во тьму внешнюю» останется там навсегда. Напротив, претерпев наказание, он сможет получить новую возможность для исправления. Это следует с полной ясностью из слов:

…Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Матф. 7, 2)

Человек получает наказание соразмерно своим грехам — не больше и не меньше («такой же мерой»). Конечно, вечное наказание не сопоставимо с временной сутью земных грехов. Но точно так же не сопоставима с земной виной — и вечная смерть, уничтожение души, «вычёркивание из бытия».
Мы читаем, что из «темницы» (ада) согрешивший не выйдет, пока не отдаст «до последнего кодранта» (Матф. 5, 25, 26), то есть — пока не избудет всех грехов через страдание. Так что — наказание в аду имеет свои сроки!
Что касается всеобщего спасения (в конце веков, после того как каждый получит воздаяние за грехи!), — то о нём пишет апостол Иуда:

…Имея все усердие писать вам об общем спасении,... (Иуд. 1, 3)

Через Исайю Сам Господь ясно обещает:

…Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание... (Ис. 57, 16)

Итак, вечного гнева, то есть вечных мук, не будет. Но разве уничтожение души навеки это не «вечный гнев» на неё? Бог даже не хочет, чтобы «изнемог» дух пред Ним; следовательно, Он тем менее желает, чтобы дух был совсем и навсегда уничтожен, а дыхание — навеки прекращено. Куда уж яснее?!.. — Д. Щ.

вопрос 28.05.2009 Мила
 Уважаемый Дмитрий Владимирович, на форуме одного христианского сайта было одно сообщение, что, цитирую: "Но ув. профессор отвергает Христа как Спасителя" (речь шла о вас http://otveti.my1.ru/publ/36-1-0-1955 ). Вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение? Заранее благодарю за ответ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Мила!

Об Иисусе Христе предсказано:

…Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф. 1, 21)

Поэтому он называется Спасителем. О смысле и значении Голгофской жертвы, о её ветхозаветных прообразах написано много в книге «Введение в Ветхий Завет», текст которой помещён на данном сайте. Приведённое Вами мнение высказано человеком, либо не читавшим эту книгу (точнее, даже не бравшим её в руки, ибо смысл, противоположный его высказыванию, буквально «вопиет» с каждой её страницы!), либо — человеком недобросовестным, намеренно распространяющим дезинформацию (см. Иоанн. 8, 44 — об «отце лжи»). — Д. Щ.

Будьте как дети 27.05.2009 Vladimir
 Мир Вам! Дорогой Дмитрий Владимирович. Иисус Христос в Мф. 18,1-6 говорит , что нужно стать ка дети. Как известно дети по своей природе эгоистичны, неспособны ещё отдавать, а больше принимают. Ясно , что верующий должен принимать в себя Слово Божье ,дабы потом научится отдавать, жить жертвенной жизнью подражая Христу.Можно много об этом сказать. Иисус преподаёт ученикам урок смирения , не возвышатся об этом он говорит и у Лк 14,11 и др. подобных местах Писания. Ученики Христа в 1 ст. 18 гл . чем то напоминают детей споря кто больший в Царстве Божьем . Иисус берёт дитя и ставит среди них и произносит знаменитые слова. Понятно , что ребёнок меньше их ростом и разумом ,это конечно яркий пример как не возвышатся над другими , ну ещё многое можно взять в пример от детей . тема обширная.Хотелось бы чтобы вы её развили. очень интересны сихи 5 и 6 .Что подразумевал Христос под принятием ребёнка во имя Его срвнивая дитя с верующим т.е. обращающимся, или он имел ввиду буквально детей .хотя неисключается и буквальный смысл этих стихов. И о каком соблазне идёт речь , что даже лучшебы потопили того человека который соблазнит одного из малых сих. Прокомментируйте пожалуйста эти стихи в контексте с 1 по 6 + если можно с паралельными местами Евангелия. Спасибо! Поздравляю вас, всех ваших близких и сотрудников сайта с приближающимся праздником Шавуот ,желаю всем крепкого здоровья и радости в Духе Святом . Благодорю Бога что вы есть.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Юхневич!

Из сопоставления Матф. 18, 6 с Марк. 9, 42 следует, что под «малыми сими» подразумеваются не только дети, но и все верующие:

…Соблазнит… верующих в Меня… (Матф. 18, 6)

А из этого следует, что и слова о «принятии» ребёнка распространяется на любого верующего, чья душа чиста, искренна — и, может быть, находится на начальной стадии веры, как у детей (см. разделение верующих на «детей» и «совершенных», то есть взрослых, в Евр. 5, 13, 14). С этой точки зрения, «принять дитя» — значит взять под опеку духовную (а зачастую и материальную) ребёнка, но также и взрослого верующего, нуждающегося в таком попечении, и наставлять его в учении Мессии («примет… во имя Моё»). Что касается «соблазна», то он должен здесь пониматься как желание посеять сомнение в Мессианстве самого Иисуса и в истинности его учения. Соблазнить, то есть пошатнуть в вере или совсем отвести от веры, можно (не дай Бог!) не только ребёнка, но и взрослого. Сам Иисус предупреждает:

…Каким судом судите, таким будете судимы... (Матф. 7, 2)

К чему же «присуждает» соблазнитель в вере — соблазняемого, какое состояние духа у него вызывает? Теряющий веру подобен человеку, на которого взвалили несносную тяжесть — представление о том, что жизнь не имеет смысла и заканчивается полной и окончательной смертью. Эта тяжесть подобна «мельничному жернову на шее». И соблазнённый в вере — погружается полностью в «бурные воды» материальной жизни, духовно «тонет» в суете и пороке («глубине морской»). Вот почему и наказание соблазнителю — «утопление с жерновом на шее», то есть — «мера за меру». — Д. Щ.

Эволюционная теология 25.05.2009 Alex
 В связи с вопросом: «Буду, Который Будет». Не могу не задать следующий вопрос: в «Истории западной философии» Бертран Рассел одной строкой упоминает, что существует некая эволюционная теология. И все никакой больше информации нет.
Дмитрий Владимирович, расскажите пожалуйста, об этом направлении более подробно.

С уважением,
Alex.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

Могу предположить, что под «эволюционной теологией» подразумевается учение о проявлении замысла Божьего в эволюции, типа философии Тейяра де Шардена. Соглашаясь с теорией эволюции (дарвиновской, с прибавлением позднейших её модификаций), такие философы усматривают, однако, вышнюю цель в развитии жизни — совершенствование разума. В этом смысле, человек и для них «венец творения». — Д. Щ.

Буду Который Будет 25.05.2009 Alex
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
На вопрос Моисея: «Кто ты»?
Бог ответил: «Ейе ашер ейе» (иврит) – дословно: буду, который буду.
В самом общедоступном комментарии Торы на русском языке: в издании Сончино комментатор отмечает, что это весьма трудное для понимания выражения Бога. Однако, в следующим же выражении ссылается на неких талмудических мудрецов, которые утверждают, что таким образом Бог хотел выразить неизменность своей природы.
Возможно это так, но о какой же неизменности можно вести речь, если и субъект, и предикат высказывания стоят в будущем времени. Разве что о неизменности незавершенности, не состоявшемся состоянии, но вечной будущности.
Я не специалист, пробовал искать другие комментарии в сети и Яндекс выдал всего 3 совпадения, которые мало что могут прояснить. Неужели человечество и мыслители-теологи обошли вниманием прямое высказывание Бога о своей природе. Это кажется немыслимым.
Не могли бы Вы рассказать подробней об истории изучения этих слов Бога.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс!

Приведённые Вами слова из Исх. 3, 14 послужили на протяжении столетий поводом для огромного числа комментариев. Привести здесь хотя бы часть их — невозможно, их изучение требует глубокого проникновения в филологию, философию, историю экзегетики. Отметим, что в рассматриваемом Имени речь идёт о бытии как таковом (глагол «̃гайя» — «быть») и о времени (будущем, или длящемся), то есть — о сотворении и возобновлении всей совокупности бытия во времени. Создатель всего и всех, и Он же Творец времени — произнесением этого Имени манифестирует Свою абсолютную власть над мирами и Свою волю, проявляющуюся во временн́ых потоках бесконечной жизни. Глубина смысла этого Имени и стоящих за ним понятий и сущностей превосходит возможности человеческого постижения. — Д. Щ.

Ваши толкования дают много полезного к размышлению над Словом Божьим! 24.05.2009 Vladimir
 Дорогой Дмитрий Владимирович !Очень рад,что увидел и услышал ваши лекции и вас благодоря вашему сайту в интернете. Вы делаете большой труд на ниве Божией!Хочу пожелать вам крепкого здоровья, Божьего благословения в ваших трудах.Пусть Всевышний оберегает вас и направляет всегда Святым Духом!Очень важную тему вы затронули о вере и спасении.Заранее благодорю вас за ответы на заданные мной некоторые вопросы по Писанию .Понимаю,что во всей полноте в нескольких словах не дашь полный комментарий. И всё же, можно сказать многое как бы направить человека к дальней шему размышлению над Словом Божьим.Хотелось бы услышать ваше толкование к стихам из Первого послания к Фессалоникийцам 4,13-18.Многие проповедники говорят,что речь идёт о Вознесении Церкви , будет явление Мессии перед Вторым пришествием и Он Восхитит одних а других оставит для великой скорби.( Вы конечно же знакомы с такими толкованиями, понимаете о чём я).Но мне думается, что современные толкователи несовсем сами понимают о чём в этих стихах написал ап. Павел.Интересно как понимали эти стихи ранние Иудеи-христиане? И ещё один вопрос.Если можно, дайте свой перевод с оригинала к Ис.9,6-7.и комментарий 0собенно слова "Бог крепкий, Отец вечности, князь мира.Жду скорейшей всречи с вами Дмитрий Владимирович! Духовно и мысленно всегда нахожусь рядом с вами и благодорю Бога за то ,что Он нас познакомил ! Всего вам наилучшего в ваших трудах и жизни . Ждём в гости ! Крым.Владимир.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
  Уважаемый Владимир!

Благодарю Вас за добрые отзывы. В Фес. 4, 13–18 ничего не говорится о «великой скорби», а только о воскресении из мёртвых — для утешения скорбящих (ст. 18), чтобы они всегда сохраняли надежду на будущую встречу со своими ушедшими близкими.
Ис. 9, 6–7 — буквальный перевод: «ибо мальчик родился нам, сын дан нам, и будет власть на плече его, и наречёт ему имя — “Чудо-Советник” — Бог сильный, Отец вечный, Владыка мира [примирения]. Для увеличения власти и мира [примирения] бесконечного на троне Давида и над царством его, для утверждения его и для поддержки его судом и справедливостью отныне и навсегда — ревность Всевышнего Воинств совершит это».
Принятое иудейское толкование относит это пророчество к царю Езекии, во дни которого процвело благочестие и совершилось чудо («Чудный») — была поражена ангелом ассирийская армия; но весь строй речи говорит о Мессии — ведь во дни Езекии «бесконечный мир [шалом]» не наступил, а трон Давида не укрепился навсегда. Не утвердилась и вечная справедливость. Всё это, согласно самому Исайи, произойдёт во дни Мессии — Ис. 11, 1–10. К тому же, Езекия вряд ли может быть назван «П́эле-Йо́эц» — «Чудо-Советник», ведь у него мы особых советов людям не находим. Такое имя замечательно подходит к Иисусу Христу, который дал в своём учении наилучшие ответы — как устроить жизнь по воле Божьей!
Теперь — о понимании слов «Ва-йикра шмо п́эле йо́эц Эль гибор Ави-ад Сар-шалом». «Ва-йикра» — означает «он нарёк», или «он наречёт». Следовательно, далее должно быть сказано, кто именно наречёт имя. Из контекста следует, что Сам Бог наречёт его. Нарекаемое младенцу имя — «П́эле-Йо́эц», то есть «Чудо-Советник». Остальные же слова — «Бог сильный, Отец вечный, Владыка мира [шалом]» — относятся к Нарекающему имя, то есть к Богу, небесному Отцу младенца. Есть и другие интерпретации, как мне представляется, менее убедительные… — Д. Щ.

10 "исчезнувших" колен Израиля. 21.05.2009 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,известно, что после поражения северного царства,10 колен Израиля были рассеяны по Земле, и о них больше нигде в Библии не упоминается, вплоть до книги "Откровение",в которой,кстати, прропущено колено Дана.Как Вы можете это прокоментировать? Спасибо Вам огромное за Ваш труд.С уважением-Александр.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
 Уважаемый Александр!

Существует целая литература об «исчезновении и новом обретении» 10 колен, следы которых находят в истории ряда народов, в том числе в начальной истории Руси. Недавно вышла об этом книга А. Майстровой и М. Котлярского «Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен» («Феникс», Ростов-на-Дону, 2008). Тема судьбы 10 колен затронута также и мною в книге «Введение в Ветхий Завет», с. 755–757. Что касается колена Данова, пропущенного в Откр. 7, 4–8, то число 12 складывается и без него, поскольку упомянуто колено Манассии отдельно от Иосифова (ср. Исх. 1, 1–5). На тему «отвержения» целого колена (из которого, якобы, произойдёт антихрист) написаны целые тома. Ср. Втор. 33, 22, где Дану даётся особое благословение, Быт. 49, 16–18. — Д. Щ.

Благодарность за проведение семинара 19.05.2009 Оксана
 Приношу сердечную благодарность за организацию и проведение семинара в Центре лечебной педагогики, которая состоялась 13 мая.Получила огромное удовольствие от общения
с Дмитрием Владимировичем Щедровицким.Меня восхитила истинная скромность Дмитрия Владимировича, терпимость к разным мнениям, желание помочь каждому в понимании вопроса, доброе отношение к людям. Большое спасибо! Буду рада посещать подобные семинары.
С уважением, Горелова Оксана.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемая Оксана!

Благодарим Вас за сердечный отзыв. О следующих семинарах будем обязательно сообщать.

шмита 15.05.2009 Виктор, Кривой Рог
 Здравствуйте,Дмитрий Владимирович!
Сейчас 5769-й год. Как правильно посчитать 7-й год, год шмиты? В какой год распят был Иисус по библейскому исчислению и по человеческому, и был ли этот год годом шмиты, когда "Деян 2:44 Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. "?
Благодарю Вас за труд.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Существует несколько систем библейской хронологии, и «год шмиты» — «субботний год» — отсчитывается по-разному. Ортодоксальная иудейская система считает первым годом этого счёта поселение народа на Святой земле; Книга Юбилеев утверждает, что счёт должен вестись от Сотворения мира. Та же неоднозначность существует и по отношению к дате Распятия, которая, согласно пророчествам, приходится на 14 Нисана 34 г. н. э. Всё это требует сопоставлений и серьёзных исследований. — Д. Щ.

Библия и Коран 13.05.2009 Галия
 Здравствуйте! В «Введение в Ветхий Завет» Вы пишете, что Бог заключил (или заключит) с людьми 7 заветов. Шестой – Новый Завет Христа, седьмой – будет при Царстве Божьем. А что же такое Коран? Разве это не «договор» Бога с людьми тоже? В «Введение в Ветхий Завет» Вы пишете, что сохранившиеся, написанные в разное время и в разных местах свитки Библии идентичны (передаю смысл, а не буквальные фразы), в «Сияющем Коране» Вы пишете, как бы соглашаетесь с одним искажением касательно монашества и не конкретно говорите о многих искажениях. У меня сложилось впечатление, что к Библии Вы относитесь с чувством, с любовью, как к своему ребенку, а к Корану – как к пасынку, только умом понимая его достоинства. Что Вы видите в Библии такого, чего нет в Коране. Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галия!

Исповедующие Ислам находятся в Завете с Богом, заключённом Им с Авраамом по линии Исмаила. Вы смешиваете два различных понятия: Завета и Писания. Коран — это Священное Писание Ислама, но Писание не идентично Завету и не всегда его сопровождает. Например, Заветы с Адамом, Ноем, Авраамом и др. не были первоначально связаны с дарованием особых Писаний.
Вы также приписываете мне слова, которых я никогда не произносил. Ни о каких «искажениях» в Писании я не сказал ни слова. Институт монашества не установлен Писанием, но сложился позднее. Впечатление, будто я по-разному отношусь к Библии и Корану, ошибочно.
Наконец, в Библии содержится очень и очень много такого, «чего нет в Коране» (например, подробное описание Сотворения мира, множество пророчеств, Псалмы, последовательная история человечества, и т. д., и т. п.); и наоборот — в Коране много того, что отсутствует в Библии. Создатель не повторяется, даруя Свои Писания человечеству. — Д. Щ.

Даниил -"седьмины" - неверно. 11.05.2009 Михаил
 Уважаемый Дмитрий !

Вы повторяете, к сожалению, трафаретную и кочующую из книги в книгу ошибку.

В Даниэль 9-23 - ведь указаны ДВА СРОКА Пришествия Машиаха ( у христиан - Христос), через 7 и второй раз - через 62 седьмины.

Именно таков перевод.

Вычисления неверные.

Верное вычисление - по этой ссылке, но очень кратко.

http://shalman.livejournal.com/

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Михаил!

В стихе Дан. 9, 26 ясно сказано, что «по истечении шестидесяти двух (а не семи!!!) седьмин» предан будет смерти Христос» (древнееврейское «йикарет Машиах» — «отрезан [т. е. казнён] будет Мессия»). По приведённому же Вами «счислению» его казнь («карет») совершится только через 4774 года! Какое же, в таком случае, событие здесь предсказано?! Поясните — какой именно библейский текст даёт основание понимать седьмину как 77 лет?
«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою», но только по благодати Духа Святого (II Петр. 1, 20-21). — Д. Щ.

О спасении 10.05.2009 Игорь Смольников
 Добрый день! Все мы находимся в различных душевных и духовных состояниях /весовых категориях/, отсюда исходят и наши представления о Воскрешении. Если посмотреть проще на этот вопрос, как писал Ап.Павел: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать". И другое 1-Пет.3;19. Вопрос, не думается ли вам, что речь здесь идет о земле, которая символически олицетворяется с темницей и адом, где переплавляются человеческие сердца? Христос, сошедший с небес, проповедовал душам, в том числе и непокорным во времена Ноя. С уважением, Игорь.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь!

В том, что Земля в её нынешнем «падшем» состоянии (Быт. 3, 17) являет собой один из «миров исправления» и, в этом смысле, отчасти сближается с «темницей», — я согласен. Однако же в I Петр. 3, 19 говорится, что Христос «находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал». «Сойти» — означает спуститься вниз. Откуда? — Выше сказано, что это произошло, когда Мессия, «быв умерщвлён по плоти, ожил духом» (там же, ст. 18). Где был он умерщвлён? — На Голгофе, на Земле. Куда оттуда можно «сойти»? — Только в преисподнюю. Когда он «сошед, проповедовал»? — Когда был мёртв по плоти, то есть период между казнью и воскресением («три дня и три ночи»). — Д. Щ.

спасутся все 08.05.2009 Виктор, Кривой Рог
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Своевременную тему раскрыл Вам Г-сподь: все спасутся. Если верно развить эту тему используя всё Писание, можно многих людей освободить от соблазна "я грешен, нет мне прощения, всё равно погибну". Легко говорить "погибну" и всё... А если не погибнешь никогда, но пройдёшь такую "чистку", что мало не покажется, тогда задумаешься, стоит ли служить Творцу и быть у Него в послушании. Не лучше ли, пока жив, уменьшить тяготы очищения.
Вопрос: кого в новозаветних книгах символизирует "козел, отправленный к азазелю"?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Действительно, Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (II Пет. 3, 9). А если Он, Всемогущий, не желает, может ли кто противостать Его воле?! Другое дело, что к покаянию Он приводит души разными путями, — кого-то и через муки ада:

О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня… пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!.. Во все дни определенного мне времени я ожидал бы… И Ты закрыл бы вину мою. (Иов. 14, 13–17)

Так говорит Писание об избывании вины через заключение в аду…
Что касается козла «для Азазела» (в Cинодальном переводе — «для отпущения» — Лев. 16, 8, 10), на которого в День очищения возлагались грехи всего народа (там же, 21–22) и который затем низвергался со скалы в пустыне, то он символизирует виновника зла, «обольщающего всю вселенную», который низвергается с неба (Откр. 12, 9–10; Лук. 10, 18). — Д. Щ.

От Редакции:
Подробнее о козле «для Азазела» можно прочесть в книге «Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево», с. 674–676.

Спасутся все? 3 07.05.2009 Владимир
 ***Что Вы скажете на это?***

Скажу то, что говорит слово Божье!
Утверждение "все спасутся" в корне не верно, потому что Павел говорит, неправедные Царства НЕ наследуют. И призывает не обманываться! Все рассуждения, а можно ли покаяться укладываются только до того великого дня, пока Христос не явится или до смерти человека. А во второй раз, как известно, Господь придет не для милости, а для суда.
Праведными становятся люди не сами по себе, а в результате прощения, которое без Крови не бывает. Я согласен, что при жизни люди имеют возможность покаяться и быть прощенными ради Христа. И всякий грех Бог простит, только грех хулы на Духа Святого не проститься, как сказано, не в этом веке, ни в будущем. Да и покаяться как может человек, если есть Псалом 145:4 (в тот день исчезают ВСЕ помышления его)? Если после смерти возможно посмертное покаяние, то как быть с этим: Екк. 9:4,5,6,10? Как он может покаяться, если у него нет НИКАКИХ помышлений? Далее Псалом 6:6. Исаия 38:18-19.
Библия ясно учит, что будет жизнь вечная для спасенных. Очевидно, что спасутся не все. Очевидно, что НЕ спасенные – это те же люди, кто не наследует Царство, кто отверг Духа Святого, через Который Бог обличает и наставляет на путь истины. Это те, кто вместе с сатаной будет брошен в озеро огненное и сгорят там - это смерть вторая. Может быть, и сатана тогда будет переплавлен? Кто же тогда, исходя из тезиса "спасутся все" идет широкими вратами и пространным путем? Напрасно "пугает" нас апостол и Господь, что якобы есть смерть? Слышал это, еще в Эдеме эта философия возникла.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Римл. 11, 32)

Если не все будут помилованы, то и не все были в непослушании: здесь дважды употреблено одно и то же слово — всех! Поэтому утверждение «все будут помилованы» — непреложно, оно содержится в слове Божием!
Теперь вернемся к состоянию духа после смерти тела:

Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его. (Пс. 145, 4)

Здесь употреблено древнееврейское слово «эштонотав» — «замыслы его» (от глагола «ашат» — «замышлять», «намереваться»). Когда человек умирает физически, становятся невыполнимы все замыслы, намерения его относительно земного мира. Но это не значит, что сам процесс мышления прекращается. После смерти продолжают мыслить пророк Самуил (I Цар; 28, 11–19), праматерь Рахиль (Иер. 31, 15–16; Матф. 2, 17–18;), праотец Ефрем (Иер. 31, 18–20), праотец Авраам (Лук. 16, 25, 26, 29, 31), осуждённый в аду богач (там же, 23, 24, 27, 28, 30), языческие цари в преисподней (Ис. 14, 9–11) — и все без исключения люди вообще.
Обратимся к Еккл. 9, 4, 5, 6, 10: здесь под «мёртвыми» разумеются не физически умершие, а нечестивые — «духовно мёртвые»; ср. Матф. 8, 22:

…Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. (Матф. 8, 22)

Из чего это видно? С начала 9-й главы Книги Екклесиаст говорится о «праведных и мудрых»:

На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией… (Еккл. 9, 1)

Итак, глава посвящена исследованию о праведных и мудрых, а не о живых и мёртвых в физическом смысле:

…Одна участь праведнику и нечестивомукак добродетельному, так и грешнику... (Еккл. 9, 2)

(Какая участь — мы узнаём только в конце книги:

…Ибо всякое дело Бог приведет на суд... хорошо ли оно, или худо. (Еккл. 12, 14))

От «праведников и нечестивых» текст переходит к «живым и мёртвым» (ст. 3–5), из чего видно, что «живыми» здесь именуются праведники, а «мёртвыми» — нечестивые. Иначе нарушается смысловая связь между началом и продолжением главы. Поэтому ст. 4:

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда... (Еккл. 9, 4)

— следует понимать в отношении праведников («живых»): ср. слова того же царя Соломона:

Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. (Прит. 10, 28)

Древнееврейский оригинал Еккл. 9, 4 содержит глагол «йевухар» — «кто будет избран» («приобщён по избранию» к живым) — в Синодальном переводе «находится между живыми»; приобщается же «по избранию» человек именно к праведникам, а не к физически живым. Отсюда понятны выражения «мёртвые ничего не знают», поскольку от нечестивых сокрыты определения Божии (ст. 5); «в шеоле (царстве мёртвых, а не «в могиле», как в Синодальном переводе)… нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (ст. 10); но ведь в шеол (преисподнюю) попадают нечестивые, а не просто умершие… Что же касается темы посмертного состояния человека, в Книге Екклесиаста она выражена ясно:

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. (Еккл. 12, 7)

Сам царь Соломон в другом месте (Прит. 20, 27) сообщает, что дух человека «испытывает все глубины сердца», т. е. мыслит (ибо «испытывать», т. е. исследовать, неразумное начало не может). Следовательно, дух, возвращающийся к Богу, есть дух мыслящий. Апостол Павел тоже подтверждает, что дух человека является мыслящимзнает, что в человеке» — I Кор. 2, 11). Потому же и в псалме сказано:

…Во гробе [древнееврейское «в шеоле», т. е. «в преисподней»] кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6)

Одно из наказаний, постигающих грешников в преисподней, — забвение о Боге и Его милости и невозможность славить Его. Там они испытывают мучения, а отнюдь не восторг Богопознания или радость молитвы (Ис. 14, 11; Марк. 9, 43–48).
То же говорит и Исайя:

«…Ибо не преисподняя славит Тебя…    
    Живой, только живой прославит Тебя.…» (Ис. 38, 18–19)


Под «живым» подразумевается как раз тот, кто славит Бога, т. е. — идущий путём праведности. В другом месте тот же пророк наглядно описывает преисподнюю и муки в ней (Ис. 14, 9–20). — Д. Щ.

От Редакции сайта:
Уважаемый Владимир!
Более подробно эта тема раскрыта в лекциях «Тема спасения в Ветхом Завете», «Тема спасения в Новом Завете», «Спасение рода Адама», вошедших в цикл бесед Д. В. Щедровицкого «Тема спасения и Закон Моисеев в Ветхом и Новом Заветах».

вопрос 05.05.2009 Галия
 Здравствуйте Дмитрий Владимирович! Спасибо Вам за Ваши книги, приобрела все кроме стихов. Дай Вам Бог Любви, здоровья, таланта для написания новых книг.Хочу спросить, когда выйдут новые книги по Библии (на титульном листе написано, что их будет 8 книг)? Очень понравились суфийские притчи.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галия!

Благодарю Вас за добрые отзывы. Что касается новых комментариев на Библию, «человек предполагает, а Бог располагает». Надеюсь, что Вы их ещё увидите.— Д. Щ.

О КОРАНЕ И ПРАРОКА МУСУЛЬМАН 01.05.2009 маджахед
 Вы тут сказали, что смела можете сказать, что Мухамад ( САлалалоху Алайи ва салам) не прарок и коран не свяшеная книга!? Я так зол что были бы вы сейчас рядом, я б вас убил! не критикуй ту веру в которую не вериш. ПРИДУРАК

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Маджахед!

В книге «Сияющий Коран» я ясно и многократно подтвердил, что Мухаммад является пророком, а Коран — священной книгой. Прочитайте — и убедитесь в этом! — Д.  Щ.

изучение иврита 30.04.2009 Виталий
 Приветствую Вас, дорогой Дмитрий Владимирович!
Два вопроса:
1. По какому учебнику посоветуете изучать иврит?
2. Хотелось бы понять правильно место из Нового завета (Кол 1:27. Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы.) Слава уповает на нас или мы уповаем на славу?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виталий!

В Интернете Вы найдёте необходимые сведения по грамматике и синтаксису иврита, усвоите лексический минимум. А потом начните читать Писание, сопоставляя текст с переводом и пользуясь словарём.

В Кол. 1, 27 апостол Павел говорит об уповании («элпис» — греческое «надежда») на прославлении («докса» — «слава», «доброе имя»), которое ждёт верующих в грядущем веке. Эту тайну

…Предназначил Бог прежде веков к славе нашей… (I Кор. 2, 7)

…Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Римл  8, 18)

Залог же этого грядущего прославления — «Христос в вас» (Кол. 1, 27), т. е. преображение нашего внутреннего человека по образу Христа, в любви и премудрости:

…В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе… (Флп. 2, 5)

…Имеем ум Христов. (I Кор  2, 16)

Д. Щ.


От Редакции сайта:

Уважаемый Виталий!

Подробно о хороших учебниках для изучения библейского иврита можно также прочитать в рубрике «Часто задаваемые вопросы» раздела «Справочная информация».

Всего доброго!
Редакция сайта

Спасутся все? 2 23.04.2009 Владимир
 ***Перечислив категории неправедных («блудники, идолослужители» и т. д. — I Кор. 6, 9–10), апостол Павел уже в следующем стихе объясняет:

И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. (I Кор. 6, 11)***
Это отрывок, начало Вашего ответа на мой вопрос.
Вовсе не "объяснение" апостола Павла далее, после категоричного описания будующей участи нечестивцев содержат слова: "И такими вы были...", якобы они относятся к тем, кто предстанет перед воротам Рая, выйдя из огненного озера "переплавленными". А к тем, кто при жизни покаялся и был прощен Господом и очищен Кровью Его, относятся эти слова. Нет ни малейшего основания полагать, что это "объяснение" относится к людям умершим.
Апостол говорит категорично о людях, кто не покаялся и они не унаследуют Царство.
В общем, не удовлетворен Вашим ответом.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Сказанное мною Вы поняли неправильно. Во избежание недоразумений кратко суммирую то, о чём говорил.
Перечислив грехи, которые препятствуют «наследовать Царствие Божие», апостол утверждает, что, покаявшись в земной жизни в этих грехах, человек может получить доступ в Царствие, которого прежде был лишён. Далее встаёт вопрос: возможно ли так же и посмертное покаяние и прощение, в том числе — после отбывания наказания в аду? Подробно разобрав свидетельства Писания на этот счёт, мы получаем утвердительный ответ: да, покаяние и прощение после смерти телавозможны! Что Вы скажете на это? — Д. Щ.

Спасение 20.04.2009 Ярослав
 Добрый день! Прослушал Вашу лекцию на тему спасения. В контексте Вашей лекции:

2-е Тимофею, глава 1:9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен

К Титу, глава 3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Прокомментируйте пжлст эти стихи. Спсб

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!

Писание различает «спасение вечное»:

Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков. (Ис. 45, 17)

— и «спасение от грехов»:

… И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф. 1, 21)
…Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их… (Лук. 1, 77)

Как видно из приведённых цитат, Мессия приносит своей жертвой именно «спасение от грехов», открывая этим для каждого верующего путь ко «спасению вечному». Он сам так и сказал:

…Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление [т. е. для прощения] грехов. (Матф. 26, 28)

Если бы Мессия сразу спасал своей жертвой «спасением вечным», не требуя от человека никаких усилий, — не было бы сказано:

…Со страхом и трепетом совершайте свое спасение… (Флп. 2, 12);

в греческом тексте здесь — глагол «катерѓадзесте» — «приобретайте», «зарабатывайте», в Синодальном переводе — «совершайте». Зачем же «нарабатывать», «совершать» то, что уже однажды и навсегда «совершено»?! К чему «страх и трепет» там, где спасение окончательно и безусловно?! Но в том-то и весь пафос Нового Завета, что «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11, 12). Иначе говоря, своей жертвой Мессия искупает прежние грехи человека — и открывает пред ним возможность идти путём, указанным Богом для достижения «спасения вечного». А если это спасение вечное уже обеспечено «автоматически», для чего же апостолы во всех посланиях предостерегают верующих от зла?
Вот, в том же Втором Послании к Тимофею, на которое Вы ссылаетесь, апостол Павел учит:

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. (II Тим. 2, 5),

— здесь жизнь верующего уподобляется подвигу воина, который не получит награды, если не будет соблюдать закон («незаконно»); так и верующий не получит спасения вечного, если не будет следовать Закону, заповедям Божиим… И в Послании к Титу, на которое Вы также ссылаетесь, говорится о Мессии:

…Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (Тит. 2, 14)

Жертва Мессии очищает от греха (=беззакония), а в дальнейшем от спасаемого требуются добрые дела.
В свете сказанного спросим: о каком именно спасении сказано дважды в приведённых Вами местах: «спасшего нас» (Тит. 1, 9) и «Он спас нас» (Тит. 3, 5)? О «спасении вечном» — или только о «спасении от грехов»? Несомненно — здесь говорится о «спасении от грехов», «соделанных прежде» (Римл. 3, 25). И апостол Пётр учит, что уверовавшим необходимо «возрасти во спасение» (I Пётр. 2, 2). А зачем же «возрастать» тем, кто уже полностью и навсегда спасён «спасением вечным»?!
Так что Писания не учат о «спасении без усилий», но «могут умудрить тебя во спасение верою…» (II Тим. 3, 15). — Д. Щ.

пасха 16.04.2009 Виктор, Кривой Рог
 Здравствуйте! Седьмой день Пасхи по Писанию-праздник. Есть ли события в этот день в Евангелии? Третий день Пасхи-воскресение Иисуса Христа, а седьмой?
Благодарю Вас за ответы.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Седьмой день Пасхи празднуется в честь перехода через Чермное море (Исх. 14–15). Он символизирует «крещение в Моисея в облаке и в море» (I Кор. 10, 1–2), крещение Духом: весь народ, во главе с Моисеем, в сердце которого Бог «вложил.. Святого Духа Своего» (Ис. 63, 11–12), — едиными устами воспел песнь, которую до того не знал. Если же отсчитать восемь дней от дня распятия Иисуса («после восьми дней» — Иоанн. 20, 26), то окажется, что его вторичное явление ученикам и Фоме «неверующему» произошло в седьмой день Пасхи. Тогда оно соответствует переходу через море — в смысле чудесного спасения от смерти Мессии («посмотри руки мои»), подобного спасению от смерти народа, прошедшего по дну морскому (как бы «погребённого и воскресшего»). — Д. Щ.

Сидур 15.04.2009 Ura
 Шалом, Дмитрий Владимирович! У меня вопрос по сидуру. Читая его на иврите, я заметил что слова обозначающие имя Бога пишутся по разному,я столкнулся пока с двумя видами написания а произносятся всегда одним словом. Почему?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юра!

Существует «традиционно непроизносимое» Имя Бога, обозначаемое четырьмя согласными (Тетраграмматон). Оно при чтении заменяется Именем Ад[о]най — «Господин мой», «Господь», согласно заповеди:

Не произноси имени Господа… [здесь в оригинале — Тетраграмматон] напрасно... (Исх. 20, 7)

Д. Щ.

песах 08.04.2009 Виктор, Кривой Рог
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Поздравляю Вас с праздником Пасхи Г-сподней.
Желаю Вам победы над всем тем, что Вам в себе не нравится. А также крепкого здоровья и долгих продуктивных и плодотворных лет жизни.
Среди верующих пока нет единства в дне Пасхи.
Иисус преподал вечерю ученикам с 13-го на 14-е нисана и заповедал им делать то же в Его воспоминание. В эту ночь Он был взят на заклание и днём в 15 ч умер (и не умер), став Пасхою за нас с 15 нисана отменив жертвы животных. Песах по слову Б-жьему - в ночь с 14-го на 15-е нисана. Именно в эту ночь надо бодрствовать и молиться. Но Иисус молился за день раньше и учеников обличал за то, чо они спали. Помогите разобраться, когда и что праздновать.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

Ясно говорится, что Иисус с учениками вкушал Пасху (Матф. 26, 17–19 и параллельные места). Следовательно, был и у них пасхальный агнец, маца и горькие травы. Именно объясняя смысл пасхального агнца как своего прообраза, Учитель повелел вспоминать свои жертвенные страдания тогда же, когда вкушают агнца, и открыл смысл преломляемой мацы и выпиваемого вина как поминальной трапезы в память своей мученической смерти:

…Сие творите в Мое воспоминание... (Лук. 22, 19–20),

ср. у Иеремии:

И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. (Иер. 16, 7)

Это — прямое свидетельство символического отождествления Мессии с пасхальным агнцем (Иоан. 1, 29). Участвуя в Пасхальной трапезе, мы «смерть Господню возвещаем, пока он придёт» — I Кор. 11, 26). «Хлеб сей» — пасхальная маца (афикоман), «чаша сия» — пасхальное вино («пятая чаша») — I Кор. 11, 27.
Но ведь не мог же Иисус в одно и то же время и праздновать Пасху — и быть жертвенным Агнцем! Поскольку же в тот год Песах у ессеев («сынов света» — Иоан. 12, 36; Еф. 5, 8; I Фес. 5, 8) наступал на день раньше, чем у фарисеев (первый день месяца можно отмечать и в отсутствие Луны, и при появлении нового серпа — ср. Матф. 26, 19: «приготовили пасху» — с Иоан. 19, 14: «тогда была пятница [день приготовления — «параскеуэ»] пред Пасхою»), — то, отпраздновав Пасху по ессейскому календарю, Иисус стал «жертвенным Агнцем» по календарю фарисейскому. При этом, конечно, никакого нового «дня воспоминания» он не ввёл, но заповедал воспоминание о нём в Пасхальную вечерю — «седер»… — Д. Щ.

Жертвы животных в Ветхом завете 06.04.2009 Вячеслав
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Два вопроса по книге Левит. Один - общего характера, другой более частный.

1) Писание - глубоко духовная Книга, но когда начинаю читать книгу Левит, то всякий раз удивляюсь.
Там говорится о буквально плотских делах. Умервщление животных, подробнейшие инструкции по разделки
плоти, анатомия строения внутренних органов, различные алгоритмы, что делать с уже расчлененными
животными и т.д. и т.п. И причем все это делается во дворе скинии (в последстви - храма), т.е.
в непосредственной близости от святилища.

Получается, что священники и левиты, которые призваны молиться за народ, т.е. "оживлять",
на деле каждодневно занимаются "умерщвлением" животных, т.е. совершают действие прямо противоположное.


2) Описание жертвы за грех практически тождественно описанию жертвы повинности. Не очень понятна разница.

Помогите, пожалуйста, разобраться ...

С глубоким уважением!
Вячеслав

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!

Священники действительно занимались, как Вы говорите, «умерщвлением» жертвенных животных. К этому призывает и апостол Павел:

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение… (Кол. 3, 5)

Конечно, «умерщвление» это — не буквальное, а соответствующее приношению в жертву животных сил человека, возносимых на огне духа — огне жертвенного служения, ср.:

…Духом пламенейте; Господу служите… (Римл. 12, 11),

— и посвящаемых вере и делам любви. А такое жертвенное служение должно совершаться, как Вы верно сказали, каждодневно. Оно не противоположно «оживлению», но необходимо сопутствует ему:

…Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. (Римл. 8, 13)

Жертва повинности выделена как одна из разновидностей жертвы за грех — видимо, потому, что не каждому понятно, что отрицание своей вины, забывчивость, невнимательность и т. п. относятся к разряду грехов (Лев. 7, 7). — Д. Щ.

Все спасутся? 05.04.2009 Владимир
 Добрый час, Дмитрий Владимирович.
Признаться, тезис, спасутся все, оставляет много противоречий. Очевидно, что термин "вечно" не всегда означает "бесконечно", хотя и это тоже, по отношению к жизни вечной, например. Есть и иное значение, которое хоть во времени и не имеет бесконечно долгого продолжения, но по своему неизменному определению - вечно. Т.е. вечная погибель в, как 2Фес 1; 9 не до дня "Великой перемены", как в одном из ответов 11 марта Вы называете, но вечная погибель ожидает именно в день Господень и берет начало свое с этого момента. А как известно, во второй раз Господь явиться не для очищения греха (Ев 9;28). И контекстом ВЗ и НЗ подтверждается долготерпение Бога велико и продолжительно, но не бесконечно. Наступает момент, когда мера беззакония известная Господу только, переполняет края чаши. Совершается суд, но не вечен дым от Содома, а вечна участь.
И хотя в день Господнего суда, в последний день произойдет воскресение всех, все же, как Библия говорит, будет две категории. И у обоих категорий будет вечная участь, только разница существенная - смерть вторая и окончательная для одних, и жизнь вечная для других.
В связи с этим вопрос у меня к Вам. Есть места, где так же говорится об участи грешников, но уже без всякой надежды на последующую реабилитацию и категорично. Как в этом случае Вы объясните свой тезис, о спасении ВСЕХ. Ведь и "всех" не обязательно относится абсолютно ко всем, а ко всем, например, кто записан в книге жизни. В частности место, где апостол Павел предупреждает, чтобы не обмануться(!) что не будет альтернативы и Царство Небесное - наследство не всем:
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не
обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -
Царства Божия не наследуют. (1 Коринфянам 6)
Нет в этом месте обнадеживающего слова, что, мол, пройдет время и процесс переплавки. Нет, Павел говорит, как отрезал.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

Перечислив категории неправедных («блудники, идолослужители» и т. д. — I Кор. 6, 9–10), апостол Павел уже в следующем стихе объясняет:

И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. (I Кор. 6, 11)

Итак, Павел утверждает, что те, кто «Царства Божия не наследуют», — покаявшись и обратившись, могут наследовать Царство. Следовательно, остаётся один лишь вопрос: возможно ли покаяние после смерти тела? О том, что выйти из преисподней, т. е. «отбыть наказание» и получить свободу, возможно, говорится в молитве Анны:

Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар. 2, 6)

Об Иисусе Христе мы знаем, что он

Быв умерщвлён по плоти, но ожив духом (т. е. во время пребывания его физического тела в состоянии смерти) … находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,     
Некогда непокорным… во дни Ноя... (I Петр. 3, 18–20)


Бессмертные души людей, согрешивших во дни Ноя, томились в преисподней вплоть до сошествия в неё Иисуса Христа и его проповеди, приведшей их к окончательному покаянию и освобождению. Об этом, в том же Послании, апостол Пётр говорит:

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. (I Петр. 4, 6)

В преисподней бессмертные души, согрешившие при Ное, подвергались «суду (т. е. наказанию) по человеку плотию», после же проповеди Христа («мёртвым было благовествуемо») покаялись и были освобождены («жили по Богу духом»).
Встаёт вопрос: а разве в преисподней у умерших есть плоть, чтобы они «подвергались суду по человеку плотию»? На это нам отвечает Иов, описывая участь умершего нечестивца:

…В свитке было бы запечатано беззаконие мое… Надежду человека Ты уничтожаешь (имеется в виду человек беззаконный — ср.: «надежда нечестивых погибнет» — Прит. 10, 28).
Теснишь его до конца, и он уходит...    
    В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает;    
    Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает. (Иов. 14, 17–22)


Здесь дано изображение мучений умершего грешника («он уходит» — имеется в виду из земной жизни) в преисподней, причём там он испытывает как бы «телесные» страдания («плоть его на нём болит» — мучения духовного тела — ср.:

… Есть тело душевное, есть тело и духовное. (I Кор. 15, 44);

ср. также:

…Где червь их не умирает и огонь не угасает… (Марк. 9, 44–48)),

но испытывает также и мучения духовные («душа его в нём страдает»). Именно из этого состояния, являющегося альтернативой «наследования Царства Божия» для грешников, бессмертные избавляются, будучи наказаны и покаявшись.
Тексты Писания, об этом ясно свидетельствующие, мы выше рассмотрели.
Относительно же не библейского, а чисто человеческого, ложного учения о «смерти второй» как якобы окончательном уничтожении бытия и сознания души — я написал в ответах как Владимиру (ответ на вопрос «Приглашение» от 11.02.2009), так и Посланнику (ответ на вопрос «Вечное спасение» от 11.03.2009), но ответов так и не получил. Видимо, молчание — знак согласия?.. — Д. Щ.

спасение одно 03.04.2009 Виктор, Кривой Рог
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович!
Благодарю Вас за все ответы и Ваше драгоценное время, употреблённое на вопрошающих.
В беседах с читающими Библию основная тема сводится к вопросу: какие пожелания Г-спода для получения спасения к еврею и к язычнику, и существует ли разница в этом пожелании, проще ли спастись обращающемуся из язычников, чем еврею? Помогите пожалуйста разобраться.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

На Ваш вопрос отвечает апостол Павел, утверждая, что нет различия в положении иудея и язычника по отношению как ко греху, так и ко спасению (Римл. 3, 21–26; 10, 9–13). То же говорит апостол Иоанн, отождествляя жизнь вечную с любовью к братьям, а смерть — с нелюбовью (I Иоан. 3, 14). Конечно, познание Божьего Закона даёт преимущество для усовершенствования в любви к Богу и ближнему, почему апостол Павел напоминает о «великом преимуществе» быть иудеем (Римл. 3, 1–2). Противоположного (как Вы пишете, «проще ли спастись обращающемуся из язычников?») — быть не может: разве Господь для того сделал израильтян «царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6), чтобы «затруднить» им путь ко спасению?!.. — Д. Щ.

passover 31.03.2009 dmitriy
 как прадновать праздник опресноков?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Праздник опресноков описан в Исх. 12–13 гл., Лев. 23, 5–8, Лук. 22, 11–20, I Кор. 11, 20–34 и в других местах Писания. Конкретное же празднование зависит от приверженности к той или иной традиции (агада — Пасхальное сказание — ортодоксальная иудейская или караимская; обычаи различных направлений новозаветных библейских общин и школ и т. п.). — Д. Щ.

Изучение иврита и арамейского 23.03.2009 Сергей
 Дорогой сайт! Так как на страницах гостевой книги периодически возникают вопросы об обучении языку Писания, спешу поделиться ссылками на русскоязычные интернет-ресурсы, касающиеся этой проблемы.


Здесь - практический курс изучения древнееврейского языка, в основу которого лег курс Вайнгрина, о нем уже упоминалось
http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/grilihes-hebrew.djvu

Здесь - курс библейского арамейского языка:

http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/grilihes-aramaic.djvu

PS спасибо Вам большое!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
От Редакции сайта:

Уважаемый Сергей!

Большое спасибо за «открытие» в Интернете еще двух учебников — иврита и арамейского. Прекрасно, что существует русский перевод, в основе которого — замечательный учебник Вайнгрина. Это несомненно расширяет возможности изучения языка Библии. Надеемся, что посетителям сайта удастся по достоинству оценить Вашу находку.

Что пригвоздил ко кресту? 17.03.2009 Сергей
 Шалом, Дмитрий Владимирович! Меня пытаются убедить, что отрывок из Кол. 2:14 - это прямое свидетельство о том, что Мессия отменил Тору. Как мне самому правильно понять смысл данного отрывка? Заранее благодарю вас.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Мессия искупил грехи, т. е. беззакония:

…Грех есть беззаконие. (I Иоан  3, 4)

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога… Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле... (Римл. 6, 11–14)

Замените слово «грех» словом «беззаконие» в приведённых текстах — и Вы поймёте, что Закон (Тора) остаётся в силе.
В Кол. 2, 14 говорится, что Мессия уничтожил долговую расписку (греческое «хейр́ографон» — «рукою написанное», имеется в виду — нашей собственной рукой. Заповеди же были начертаны рукою Божией и «изглажены» быть не могут — см. Исх. 24, 12; 32, 16; 34, 1). Грехи уподобляются долгам перед Богом, в которых человек расписался собственноручно (ср. притчи Иисуса о должниках, где под «господином» или «царём» подразумевается Бог, особенно Лук. 16, 5–7). Именно такую «расписку о содеянных грехах» изгладил (греческое «эксалейпсас» — «стёр») Мессия Своей жертвой. Но ведь «где нет закона, нет и преступления» — Римл. 4, 15. Если бы Закон был отменён, — стоило ли вообще заботиться о беззакониях, т. е. проступках против отменённого ненужного уже Закона, и приносить за них жертву?!.. — Д. Щ.

Жены Каина и его потомков. 17.03.2009 Евгений
 Здравствуйте!Уважаемый,Дмитрий Владимирович! Я с удовольствием начал изучать Вашу суперкнигу "Введение в Ветхий Завет" и застопорился на потомках Каина. Не могу понять откуда у него взялась жена, если он был первым ребенком Адама.И у его потомков откуда жены, а у Ламеха сразу две? Кто эти женщины, откуда они взялись? Простите мое невежество и, если возможно, ответте.Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!

В библейских родословиях прослеживаются только главные направления наследования по мужской линии, дочери упоминаются лишь в исключительных случаях. Конечно же, стих Быт. 5, 4 об Адаме —

…И родил он сынов и дочерей. (Быт. 5, 4)

— относится к целой жизни праотца. Так, по преданию, с каждым сыном у Адама и Евы рождалась и дочь-близнец (в том числе, существовали, ввиду малочисленности людей, «перекрёстные браки» — Авелю предназначалась в жёны сестра-близнец Каина, и наоборот). — Д. Щ.

Вопрос 12.03.2009 Игорь Смольников
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!У меня к вам два вопроса.Что вы думаете о стихах Отк.17;8-11."Здесь ум,имеющий мудрость,семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,и семь царей, из которых пять пали, один есть,и другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой,из числа семи, и пойдет в погибель". Из текста выходит,что Ап.Иоанн жил при шестой Римской империи, седьмая Византия,наша Российская система стала ее преемницей,тоесть восьмой из числа семи. Некогда были произнесены пророческие слова; о павших Риме и Константинополе и третьем возрожденном, Москве,а четвертому не бывать!Тем самым мы стали восьмым?... И другой вопрос. Д.В.получу ли я вашу рецензию на "Восьмую седьмицу пр.Даниила" и "Перевоплощение и день Господень".Ибо время лукаво и необходимо определяться! С уважением И.М.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Смольников!

Касательно Откр. 17, 8–11. Если «седьмой царь» — это, как Вы говорите, Византия, то пророчество о том, что «не долго ему быть», не сбылось: ведь Византия просуществовала более тысячи лет — дольше, чем длилась гегемония Вавилона, или Персии, или Греции и Рима… Следовало бы тогда написать — «долго ему быть»!
Но дело в том, что в историческом плане у апостола Иоанна учитываются только те империи, которые властвовали над Святой землёй. В этом плане Византия — прямое продолжение Рима (произошла только смена религии, остальное осталось на своих местах). Поэтому «пятый царь» — это Арабский Халифат, «шестой» — турки, «седьмой» — Великобритания… А если не так, — укажите, пожалуйста, какие именно «пять царей» предшествовали Византии, если она — «шестой царь»?
Что касается присланных Вами текстов, — в них есть интересные толкования, кое-что спорно, некоторые же хронологические исчисления представляются мне непонятными… Хотите ли Вы более подробного анализа? Если да, то на него потребуется время. — Д. Щ.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |