Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Ваш ответ Людмиле 02.03.2011 Друг
  Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Прежде всего — спасибо Вам за ответ на мой вопрос (хотя, на мой взгляд, такое обильное «поливание» цитатами — это не ответ. Сатана в пустыне, искушая Иисуса, тоже цитировал!)
Вот прочел и Ваш ответ Людмиле относительно «пищи». Вы пишете: "«Иной» — греч. <хос мэн> — «который же», или «кто-то» (Римл. 14, 2). Этот «кто-то» — <пистэ́уэй фаге́йн па́нта> — «верит вкушать всё», т. е. верит, что можно принимать любую пищу. Имеется в виду пища, разрешённая Законом".
Вопрос: если есть пища, которую «позволяет» есть Бог и её можно есть — ТО ЗАЧЕМ В ЭТО «ВЕРИТЬ»?!
С уважением к Вам,
Друг

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Друг!

Упомянутый Вами «оратор» цитирует к погибели (Иоанн. 8, 44; 10, 10). Верующий же человек обращается к пророчеству, чтобы получить свет жизни (Пс. 118, 105; II Петр. 1, 19). Так что решайте сами — в чью пользу Ваше, с позволения сказать «сравнение»…
Римл 14, 2: <пистэуэй> — «верит» (Cинодальный текст —«уверен») человек не в разрешённость пищи по Закону, а в то, что силой духа он превозможет свои плотские немощи, умножаемые пищей (Римл. 8, 13). Например, обильное вкушение мяса может возбуждать животные порывы (необузданное вожделение, агрессию). В переносном же смысле (ст. 12 — «споры о мнениях», т. е. «вкушается» мысль, идея, слово) речь идёт о дозволенности, например, «чуждых» философских учений: немощного они могут поколебать в вере, сильному — принести пользу.

Об Иисусе Христе 02.03.2011 Ефимкин Владимир Леонидович
 Уважаемый Дмитрий владимирович, объясните пожалуйста, почему в молитвах написано "Боже Иисусе Христе", а Он говорил: "Никто не может быть Благим-только Бог"!
С уважением, Владимир

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир Леонидович!

Православные молитвы восходят к каноническим формулам Вселенских соборов, а не только к Евангельским текстам.



Начальствующего в народе твоем не злословь 28.02.2011 Shimon
 1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
(Деян. 23:1-5)

Понятно из первого стиха, что Павел стоял в высшем суде.
И потом обращается к человеку и недвусмысленно говорит – ты сидишь, чтобы судить.
Понимаю так, что Павел понимал, что перед ним человек облечённый властью судить: поэтому и сказал – ты сидишь, чтобы судить. Наверное тот, к кому он обращался, сидел.
То есть я хочу сказать, что из этих слов я вижу, что Павел знал, что перед ним судья.
Но, когда сказали что это первосвященник, то Павел процитировал закон – начальствующего не злословь.
Но как понять, что простому судье (он так думал) Павел говорит – Бог будет бить тебя и т.д., а первосвященнику так сказать нельзя? Ведь судья и есть судья, он тоже начальствующий в народе.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Шимон!

В Исх. 22, 27 словом «начальствующий» переведено נשיא <наси́> — «князь», «высшее должностное лицо» (см. Числ. 7, 2 — о 12 «начальниках колен»). Такое определение может относиться к первосвященнику, но не к простому судье (см. Втор. 17, 8–13).

Вопрос по недельной главе Пкудей 28.02.2011 Юлия
 Здравствуйте. В недельной главе Пкудей описано каким должен был быть переносной Храм. Одежды должны быть сотканы из таких-то и таких-то нитей, золото переплавлено и сделано то-то и то-то, драгоценные камни в оправах и на камнях вырезаны имена 12 колен. Как в условиях пустыни, пока народ израильский шел в Землю Обетованную, появились инструменты и приспособления для обработки камней, металлообрабатывающие — и золото переплавить, и сделать золотые листы и из них золотые нити (!). И, вероятно, ткацкий станок (?), на котором надо было соткать полотно из конкретных нитей?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Юлия!

Из Египта израильтяне вынесли как все необходимые материалы (Исх. 12, 35), так и орудия (Исх. 13, 18 — «вышли сыны Израилевы вооружённые»: в оригинале «хамуши́м» — «выстроенные», «обустроенные», «снабжённые [всем необходимым]»).

Крещение водное 27.02.2011 yelena yatsina
 Иисус повелевает крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф.). А апостолы всегда всех, как иудеев, так и язычников, крестили во имя Господа Иисуса Христа. Скажите, пожалуйста, как правильно крестить: во имя Троицы или во имя Иисуса Христа?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

«Во имя» (греческое <то о́нома>, древнееврейское <бэ-шем>) означает «от имени», т. е. «по поручению» (ср. Есф. 2, 22). Апостолы поступали «во имя», «от лица» Иисуса, а он повелел им – Матф. 28, 19–20. Так что противоречия нет.


Духовное крешение 27.02.2011 yelena yatsina
 Скажите пожалуйста, мгогоуважаемый Дмитрий Владимирович, крещенным Духом Святым может быть только тот, кто имеет дар иных языков или знамение иных языков (т.е. говорящий на иных языках) или же без говорения иными языками можно быть крещенным Святым Духом?
Заранее благодарю вас. Да благословит вас Тот, Кто дал вам силы и желание уделять время нам, т.е. ближним.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

«Иные языки» и другие дары только сопровождают рождение свыше (I Кор. 12, 4–11). Главный же и истинный его признак —

…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Римл. 5, 5)

Без этой любви всё — «медь звенящая», «ничто», не приносит «никакой пользы» (I Кор. 13, 1–3).

Молитва за умерших 27.02.2011 yelena yatsina
 Дорогой многоуважаемый Дмитрий Владимирович! Протестанский мир отвергает молитву за умерших, считая это пустыми словами и даже идолопоклонством. Просим вас указать места писания и обяснить это подробнее, основываясь и на иудаизме, и христианстве, т.е. на писаниях Танаха и Евангелия, духовных учителей каббалы мистики и софизма. И скажите, в Коране сказано о молитве за умерших? и что может изменить эта молитва, могут ли покрыться грехи умершего? Спасибо, ждем ответа, да благословит вас Всевышний.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

…Доблестный Иуда... поступил весьма хорошо и благочестно… Принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. (II Макк. 12, 42–45)

Итак, жертвы (в наше время – молитвы и раздача милостыни, пожертвования, добрые дела в память об умерших и «от имени их») помогают перешедшим в мир иной «разрешиться от греха».
Сказано: «…Совершать молитвы… за всех человеков» (I Тим. 2, 1) — в число «всех» входят как живые, так и умершие: воскресший Христос владычествует «и над мёртвыми и над живыми» (Римл. 14, 9). «Любовь никогда не перестаёт» (I Кор. 13, 8), от неё не может отлучить и смерть (Римл. 8, 38–39). Если люди связаны любовью и молятся друг о друге, — каким образом физическая смерть одного из них может оборвать эту духовную связь и «упразднить» молитвы?!
Традиции иудаизма и всех древних ответвлений христианства свидетельствуют о необходимости молитв за умерших. Так, во дни Неемии иудеи «исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» (Неем. 9, 2) — т. е. молились и за себя, и за умерших.



Матф. 11 глава, 27стих 26.02.2011 yelena yatsina
 Как это понимать: никто не знает Бога, кроме Сына, и наоборот.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

В Матф. 11, 27 говорится, что Бог познаётся только через откровение (глагол «открыть»), совершаемое Сыном (Словом — Логосом, Духом — ср. Пс. 35, 10: только «во свете Твоём», т. е. посредством откровения, «мы видим свет»; см. также Пс. 32, 6; Римл. 8, 14–16).

Колос. 2 глава, 2-3 стих 26.02.2011 yelena yatsina
 Что это за тайна? неужели тайна богов троицы христианства?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

В Кол. 2, 2–3 сказано, что существует тайна, которую нельзя уразуметь иначе, чем соединившись сердечной любовью со всеми верующими (там же, ст. 1). Следовательно, для надменных и не любящих эта тайна непостижима. Речь идёт о Боге и Его Слове — Премудрости (Притч. 8, 22–36; 30, 4; Иоан. 1, 1–13).


Иоан. 14 глава, 9 стих 26.02.2011 yelena yatsina
 Что это означает: видивший меня (т.е. Иисуса) видел Отца (т.е. Бога)? неужели Иисус есть Бог Отец как учит одна из сект христианства?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Апостолы, воспитанные в иудействе, прекрасно понимали, что буквально «видеть Бога» невозможно (Исх. 33, 20), и о нелепом просить не могли. Поэтому просьба апостола Филиппа (Иоанн. 14, 8) касается восприятия не зрительного, а умозрительного (или мистико-экстатического) — см. об «оке» как внутреннем восприятии в Лук. 11, 33–36. В ответ Иисус указывает на то познание Бога и о Боге, которое принёс он сам. (Иоанн. 14, 9–11), а также на откровение Бога во внутреннем человеке как таковое (ср. I Иоанн. 4, 12–13).


Причина греха Соломона 26.02.2011 Дмитрий Суханов
 Добрый день, меня мучает вопрос, почему Соломон допустил предательство Бога. Ведь у него были все материальные блага, которые он полчил за свою веру, у него не было сомнений в существовании Бога, так как он являлся ему, да и притчи/песни/екклесиаст говорят о том, что не мог Соломон вот так просто взять и из-за одной из тысяч его жен осквернить всю свою жизнь и обречь Израиль на последующие муки. Вряд ли это была случайность, вернее вряд ли случайность произошла с таким мудрецом как Соломон. Может быть это от пресыщания? Он исследовал и узнал все в этом мире (все я исследовал в этом мире, все суета сует и томление духа и т.д.), кроме одного - что будет если нарушить запрет Бога? Адамов грех в нем взыграл (в Соломоне). Подскажите, с вашей точки зрения, почему Соломон оступился?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Царь Соломон, как мудрейший представитель человечества (III Цар. 3, 12), призван был объединить все народы в служении Богу, вокруг возведённого им Храма (там же, 8, 41–43). Однако он решил действовать по собственному усмотрению, через своего рода «экуменизм» — объединение всех религий (там же 11, 7–8). Так нарушение одной заповеди — «не умножать жён» (Втор. 17, 17) повело к нарушению многих (Исх. 20, 3–5). Даже величайшая мудрость не даёт право отступать от Торы (Втор. 17, 18–20).


Запрос 26.02.2011 Манов Фёдор
 Добрый день, Дмитрий Владимирович.
Недавно группа мессианских верующих Германии открыла мессианскую страницу в интернете "ГЕРМАНИЯ МЕССИАНСКАЯ" с целью создания единого информационного пространства для всех мессианских общин Германии.
При наполнении этого сайта мы заинтересовались Вашими трудами.
Некоторые уже были помещены в разделе "Библиотека" с указанием Вашего сайта, как источника, где можно читать Ваши произведения.
Но кроме книг нас интересуют и Ваши короткие статьи. Поэтому мы обращаемся к Вам с вопросом, можно ли будет нам разместить некоторые из них на нашем сайте. Вот его адрес: http://www.beitaschkenaz.de/
С уважением,
Федор Манов

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Фёдор!

Ничего против помещения упомянутых статей на Вашем сайте не имею.


Столбы перед Храмом 25.02.2011 Леонид
 3-я царств 7:15
...и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною.

2-ая Паралипоменон, 3:15
И сделал пред Храмом два столба, длиною по тридцати пяти локтей.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Леонид!

II Пар. 3, 15 в буквальном переводе: «…Столба два — локтей тридцать и пять длиной…», а не «по тридцати пяти локтей». Следовательно, оба столба были вылиты вместе, единым «брусом», затем разделённым надвое. Но тогда получается по 17, 5 локтей в каждом? Однако ещё по половине локтя были навершия, на которых держались венцы (III Цар. 7, 22), — итого по 18 локтей.


Satan 21.02.2011 Йигаль
 Иудаизм, видимо, единственная религия, в которой нет дьявола, сатаны, падшего ангела и т. п., олицетворяющего зло и борющегося с Б-гом.

Б-г, с точки зрения иудаизма, Всесильное существо, и допустить, что есть в мире кто-то или что-то, не подчиняющееся Ему, - это значит отрицать Всемогущество Б-га и Его самого как Б-га, Единого и Всесильного.

Да, в Священном писании упоминается ангел по имени Сатан, но нигде не говорится, что он "пал" или вышел из подчинения Б-га, или стал с Ним бороться.

Согласно Торе, Сатан ("враг-обличитель" по-русски) - один из ангелов Б-га и, как любой из них, создан для выполнения определенных задач. Обязанностью Сатана является выполнение воли Творца, ставя препятствия человеку (см. историю с Валаамом) или обличая его в Небесном Суде (см. книгу Иова).

Разумеется, никакой речи не может быть о выходе любого ангела из подчинения Б-гу, так как ангелы существа несвободные (свободой выбора во Вселенной обладают только два существа: Б-г и человек).
Вопросы:
1. Как совместить эти мысли с христианскими доктринами?
2. Нахаш и сатан, одно ли и то же существо?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

О свободе воли у ангелов Писание и мидраш содержат иные сведения, чем более поздние интерпретации. Например, в Книге Иова (4, 18) сказано: «Вот, служителям Своим Он не доверяет, и на ангелов Своих возлагает [вину за] недостатки (<та̃гала́> — «тщеславие», «суета»)». В следующем (5-м) стихе ангелам противопоставляются «живущие в домах глиняных (материальных)», т. е. люди, так что в ст. 4 <мальаха́в> — именно ангелы, а не просто посланники. Как же можно обвинять их в «недостатках» или «тщеславии», если они — только «роботы», не имеющие свободы воли?!
В I Млахим (III Царств) 22, 19–22 Всевышний спрашивает ангелов: «Кто соблазнил бы Ахава, чтоб он восшёл и упал в Рамот-Гилад? И говорил [в ответ] этот (ангел) так, а этот говорил так. И выступил один дух… и сказал: я соблазню его…» Мы видим, что Бог советуется с ангелами, которые отвечают по-разному, а один из них добровольно принимает на себя поручение. О какой же «несвободе воли» здесь может идти речь?
А в Берешит (Бытие) 6, 2–4 говорится о «сынах Бога», входивших к дочерям человеческим — вопреки воле Бога. Именно ангелов видят в этом повествовании дохристианская Книга Еноха (оригинал найден в Кумране), а также древний мидраш (сохранивший имена этих непослушных ангелов —Шамхазай и АзаЭль — см. Таргум Йонатан к Берешит 6, 4). Если же ангелы были лишены выбора, — как могли бы они впасть во грех?
Также в Даниэль 10, 12–13, 20–21 говорится о соперничестве и взаимной борьбе ангелов-«сарим», покровителей народов. Как же могут воевать между собой «лишённые воли» «роботы»? Известен и мидраш, согласно которому некоторые ангелы не советовали Богу создавать человека на земле; а впоследствии ангелы проявили недовольство и тем, что Моше был допущен пред лице Бога, и тем, что люди получат Тору, — и даже пытались воспрепятствовать Моше…
Похоже ли это на действия «роботов»?
Итак, мы видим, что пророки и даже авторы древнего мидраша совсем иначе описывают свойства ангелов…


Satan 2 21.02.2011 Йигаль
 В иудаизме мы имеем совершенно иную теологическую картину: именно падение человека, этого единственного из всех сотворенных существ носителя Божественного богоподобия, повлекло за собой падение всего остального мира (в частности, даже земли, ставшей, как говорится в Талмуде, вследствие этого производить также и паразитов). Иудаизм отнюдь не считает, что драма первоначально разыгрывается на небе с тем, чтобы впоследствии перекинуться на землю; напротив, она возникает именно на земле и с земли достигает небес.

Непослушание человека разрушило его собственную цельность, разрушило мир (который есть проекция человека) и даже, согласно Каббале, привело к повреждению высших Божественных миров, что выразилось в возникновении в них категории "гнева". Именно отторжение гнева, отчуждение качества строгого суда привело к возникновению того, что именуется в Каббале "левой стороной" - демоническим миром.

Что же касается образа "Змея", он же Сатан, он же ангел смерти, - то это есть ничто иное, как дурное побуждение внутри самого человека. Это "побуждение ко злу" внутри человека создано Богом (а вовсе не является результатом "бунта против Бога", "непослушания ангела" и т.п.), и оно создано Им для того, чтобы человек действительно имел Свободу выбора - ибо если бы не было в человеке равновесия побуждения к добру и побуждения ко злу, то человек не был бы по-настоящему свободным, а в этом случае все Сотворение Мира потеряло бы смысл.

В иудаизме ангелы вообще и сатан в частности мыслятся (в отличие от человека), как существа совсем не наделенные свободой воли. Это всего лишь орудия Бога, орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов.

В частности, миссия Сатана - осуждать человека, т.е. провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом (т.е. как небесный прокурор, необходимая часть прав.
Вопрос подобный первому:
Как это понимание может быть примирено с христианской доктриной?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Йигаль!

В Йехезкиэль (Иезекииль) 28, 12–16 царь Цора (Тира) изображён так, что сквозь это описание «просвечивает» образ некого ангела («керува [херувима], помазанного, чтобы осенять» — ст. 14), который «находился в Эдене, в саду Бога… среди камней огненных» (ст. 13–14). К человеку — языческому царю это описание никак не подходит…
Конечно, «падший ангел» (Иез. 28, 16–18) не «воюет против Бога»: для этого надо быть полным безумцем, а он достаточно мудр (Берешит 3, 1). Он воюет против человека…
Относительно тождества нахаша (змия) и сатана есть разные мнения; одно из них — что искуситель «вошёл» в реального змия.
Но разве это не то же самое, что сказать: он действует, «облекаясь» в злую наклонность (йецер- г̃а-ра) самого человека?..
Что же касается христианских доктрин, — они нередко коренятся в иудейских взглядах и преданиях более древних, чем позднейшие «системы», или параллельных им.
Сама иудейская ангелология, как и мистика в целом, далеко не однозначна и совмещает различные точки зрения…

"...все у них было общее" 19.02.2011 попова Татьяна Дмитриевна
 Дмитрий Владимирович, спасибо большое за ответы по поводу отрешения от имущества и по поводу стилистики НЗ. Но вопросов, по-прежнему, несть конца. И вот один из них.
Иудаизм никогда не учил обобществлять имущество, устраивать уравниловку. Почему апостолы поощряли, а возможно были инициаторами массового отречения от имущества (Деяния, стих 32)? Если это происходило в порыве ожидания ближайшего пришествия Христа, то опять-таки непонятно - каким образом собственность мешает ожидать пришествия Мессиии? Отчуждение человека от собственности - это кошмар, который мы пережили в 20 веке.
Т.Д.Попова

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

«Отрешиться» — не значит перестать пользоваться чем-либо, но — перестать «заботиться», т. е. прилагать к этому сердце, которое целиком должно быть посвящено Богу (Втор. 6, 5). В этом смысле употреблён и глагол «служить» — либо Богу, либо своей корысти («маммоне») — Матф. 6, 24–25.


Немощный ест овощи 19.02.2011 Людмила
 Здравствуйте, Дмитрий!
В одной из ваших лекций мы услышали рассказ о вашей беседе с протестантским пастором за обедом, который предложил вам откушать свиного мяса и получив отказ, сделал вывод о вашей немощности, напомнив слова апостола о из Рим.14:2 «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи».
Кого по вашему мнению имел в виду Павел под словом «иной» – того, кому можно есть «все»? Ведь сам апостол не считал себя «немощным в вере», но напротив, сильным (там же, 15:1) «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных…»
Но при этом он отказался от мясной пищи вовек! 1Кор 8:15 «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Заранее благодарим за ответ!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

«Иной» — греч. <хос мэн> — «который же», или «кто-то» (Римл. 14, 2). Этот «кто-то» — <пистэ́уэй фаге́йн па́нта> — «верит вкушать всё», т. е. верит, что можно принимать любую пищу. Имеется в виду пища, разрешённая Законом — ср.:

…Употреблять в пищу то, что Бог сотворил…
Потому что освящается словом Божиим и молитвою. (I Тим. 4, 3–5)


Здесь «освящается словом Божиим» означает — «разрешается согласно Писанию» (см. Лев. 11).
Апостол Павел отказывается от мяса не потому, что оно запрещено (такого запрета нет — см. Втор. 12, 20–24), а чтобы не соблазнить к погибели немощного брата. И отказывается вначале только от идоложертвенного (там же, ст. 10–12). А чтобы никто не помыслил, что апостол вкушает идоложертвенное, — он отвергает и мясоедение в целом (там же, ст. 13). Так что «иной», «кто-то» — это, в том числе, и сам апостол Павел.
Но иметь право — не обязательно означает его осуществлять.

Павел 17.02.2011 Друг
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Как Вы думаете, ПОЧЕМУ Христос не избавил Павла от "жала в плоть"? Только потому, чтобы Павел не "возгордился чрезвычайностью откровений"? То есть - Христос ХОТЕЛ, чтобы Павел СТРАДАЛ? Или тут что-то еще? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Друг!

Во II Кор. 12, 7–9 объяснение дано — «чтобы не превозносился», но указана и другая причина — «сила Моя совершается (или: «достигает совершенства») в немощи».
Здесь сформулирован важный духовный закон: гордыня самости должна отступать, чтобы давать место присутствию Божьему (ср. Иоан. 3, 30: «Ему должно расти, а мне умаляться»). Кроме того, «ангел сатаны» как бы мстил Павлу (Савлу-Саулу — ср. Римл. 11, 1 с I Цар. 9, 1–2) с давних пор (см. I Цар. 16, 14; Иов. 38, 21).

вопрос 14.02.2011 Кравцов Александр Тимофеевич
 Добрый день, уважаемый Дмитрий Владимирович! Обращаюсь к Вам, как к знатоку греческого языка, на котором был написан Н.З. На одном сайте есть статья, о том, что некоторые стихи из Н.З. переведены некорректно:
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ефесянам 2:8-9
Как вы думаете, через чью веру?
В церкви вам скажут – через вашу веру в Христа. А что Библия в оригинале говорит?
Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Галатам 2:16
Верою Иисуса Христа мы оправдываемся. И чтобы узнать это, нужно посмотреть Греческий перевод или старую версию KJV Библию, так как в других переводах переводчики написали как они понимали в своё время". Согласитесь, смысл стиха кардинально меняется! Хотелось бы узнать Ваше мнение о переводе.
С уважением, Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр Тимофеевич!

В Гал. 2, 16 ясно написано: «…уверовали во (греч. <эйс>) Христа Иисуса…». Следовательно, нужно уверовать именно в него как в Мессию, «чтобы оправдаться из веры (<эк пи́стеос>) Христа» (там же). Последнее выражение — «вера Христа» — можно понимать и как «вера во Христа», а не только как «вера [самого] Христа».
Так, например, русское выражение «вера Христова» означает Христианство, а не «веру [самого] Христа», равно как, скажем, «закон Моисеев» означает «закон [данный] через Моисея», а не «закон, обязывающий только самого Моисея», а «учение Платона» — его философию, а вовсе не «процесс обучения самого Платона».
Рассуждая о вере в Римл. 9, 32–33, апостол Павел ссылается на Ис. 28, 16: «…верующий в него не постыдится». Здесь в древнееврейском оригинале речь идёт о вере внимающего пророку (<г̃а-маами́н> — «уверенный», «утверждённый в вере»), и сам апостол Павел подразумевает тот же смысл (см. у него выражение «вера ваша» — Римл. 1, 8; I Кор. 2, 5; 15, 14, 17; II Фес. 1, 3).

Вопрос 11.02.2011 Alex.K
 Сердечно благодарен вам за ответы. Скажите, Христос сказал: любите врагов (Лук 6;27,35). Это значит прощать им и тогда Отец Небесный будет и нам прощать... Дьявол тоже назван врагом, рыкающим львом и т.д. Как должно относиться к нему в свете писания, и вообще, что об этом говорит Библия? Заранее благодарен.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Алекс К.!

Мудрый Иисус бен Сира сказал: «Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу» (Сирах 21, 30). Поддавшийся на соблазн — сам виноват, на себя и должен гневаться. Писание же не предписывает нам какого-либо эмоционального отношения к искусителю, а просто рекомендует «противостать» ему, бодрствуя и трезвясь (I Пет. 5, 8–9).

Новый Завет на греческом языке 11.02.2011 Попова ТД
 Дмитрий Владимирович, здравствуйте!
Если я не ошибаюсь, во времена написания Нового Завета язык эллинов был эталоном лингвистической культуры. Почему же в оригинале такая жуткая стилистика? Такое ощущение, что авторы текстов были крайне неграмотны или писали в трансе.
Т.Д. Попова

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

Писатели Нового Завета действительно «писали в трансе», т. к. были «движимы Духом Святым» (II Пет. 1, 21). Кроме того, их язык представляет собой «койнэ» — народный греческий с примесью ряда местных форм и признаков. У апостолов это — гебраизмы и арамеизмы на уровне не только лексики, но и грамматики и синтаксиса. Всё это далеко от литературных норм (исключения — у Луки и некоторых других).

Иудаизм и отрешение от имущества 11.02.2011 Попова Т.Д.
 Дмитрий Владимирович, насколько я понимаю, иудаизм никогда не учил отрекаться от имущества. Поэтому возникает вопрс - почему Христос, иудей и ревнитель Закона, говорит: "Кто не отрешится от всего, не может быть моим учеником"?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!

«Отрешиться» — не значит перестать пользоваться чем-либо, но — перестать «заботиться», т. е. прилагать к этому сердце, которое целиком должно быть посвящено Богу (Втор. 6, 5). В этом смысле употреблён и глагол «служить» — либо Богу, либо своей корысти («маммоне») — Матф. 6, 24–25.


Где взять оригиналы Ветхого и Нового завета? 08.02.2011 Андрей
 Мир вам.
Где взять оригиналы Ветхого и Нового завета? Имеются ли они в прямой продаже?
И какой переводчик лучше всего применять для перевода с древнего иврита?
И соответственно с древнегреческого?
Благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Андрей!

Оригинальные тексты, полагаю, имеются в Интернете. Что касается «механического» перевода — очень сомневаюсь, что из него можно извлечь что-либо, кроме уточнения значения отдельных слов. Отдалённая аналогия — попытка «механически» перевести гениальное поэтическое творение (того же «Гамлета» или «Фауста»). Как известно, создатели даже подстрочных переводов произведений высокого уровня — должны обладать огромной эрудицией и особым чувством языка…

Мясо халал 02.02.2011 Elena
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович!
Какое ваше мнение насчёт мяса "халал". Является ли оно идоложертвенным? и можно ли христианам кушать это мясо. Большое спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Ислам признаёт только Единого Бога. Зарезывая скот, мусульманин обращается к Богу с молитвой о прощении за отнимаемую у животного жизнь. Поэтому «идоложертвенным», т. е. приносимым в жертву иным богам, никак нельзя назвать мясо, вкушаемое мусульманами.


Христос-Бог?.. 30.01.2011 tervit
 Здраствуйте Д. В. Щедровицкий!!! Первая из десяти заповедей по Синодальному переводу в Библии гласит: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим". Кто такой Иисус?.. Можно ли его назвать революционером, реформистом и анархистом?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Tervit!

Иисус Христос никогда не говорил, что он — Бог. В ответ на обращение: «Учитель благий!» — он сказал: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Этот ответ сохранили все три синоптических Евангелия (Матф. 19, 16–17; Марк. 10, 17–18; Лук. 18, 18–19). Итак, Иисус отказывался даже от эпитета «тов» («добрый, хороший, благой»), поскольку таков один из атрибутов Бога (Пс. 144, 9 — «Благ Господь ко всем…»). Что уж говорить о якобы существовавшей «претензии» его на то, чтобы «быть Богом» (ср. Быт. 3, 5, где такое желание внушается Еве змием)!
Но, как Создатель говорил через пророков от первого лица («Я — Господь» — см. Ис. 1, 2, 24; 5, 4–5; 65, 1–2; Иер. 4, 1; Иез. 14, 3 и мн. др.), — так Он говорил и через Иисуса (Иоанн. 15, 4 и мн. др.): «Бог… говоривший… отцам в пророках… говорил нам в Сыне…» (Евр. 1, 1, 2).
Иисуса нельзя назвать революционером, т. к. он призывал к соблюдению Торы, т. е. к следованию изначальной Божественной традиции, а не к переменам (Матф. 5, 17–20).
Нельзя его назвать и реформистом, т. к. он учил исправлению сердца, а не Закона Божьего (Матф. 15, 16–20; Лук. 6, 43–45).
Нельзя его назвать и анархистом, ибо он утверждал, а не разрушал Божественные устои жизни, Закон Всевышнего (Матф. 7, 12; 22, 37–40). Анархия есть отрицание власти и иерархии. Иисус же проповедовал Царствие Божие и Царя Небесного (Матф. 4, 17; Лук. 12, 31–32).


О гордыне 30.01.2011 Галина Шеина
 В православных кругах часто говорят о гордыне. Мне кажется, что этим словом называют все подряд, во всяком случае многие верующие так делают. Можно ли пояснить, что за всем этим кроется?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!

В библейском понимании гордыня — это осознанное противление воле Божьей и Его заповедям. Не случайно в Марк. 7, 22 такая «гордость» названа рядом с богохульством.
«Бог гордым противится» (Иак. 4, 6; I Петр. 5, 5) — но под «гордыми» здесь подразумеваются кощунствующие (ср. Прит. 3, 34).
Тщеславие побуждает человека слишком высоко ставить ум свой («ты ум свой ставишь наравне с умом Божиим» — Иез. 28, 6), в то время как сама возможность мыслить даруется нам Богом, а не является нашей заслугой или изобретением. Лекарство от гордыни — смирение, кротость, осознание своей полной зависимости от Отца Небесного, благодарность Ему и хвала Ему (Прит. 3, 34; I Петр. 5, 5–6).

Нефеш-терапия 29.01.2011 Галина Шеина
 Хочу выразить сердечную благодарность за книгу «Нефеш-терапия». С того момента как она оказалась у меня в руках я постоянно стараюсь пользоваться ее мудрыми советами.
В жаркие летние дни у моей мамы случился разрыв сердца, а поскольку мы жили на даче возле деревни, то ее отвезли в ближайшую больницу города Александрова. Я думала, что до больницы ее не довезут, так как боль была очень сильная. Моя мама не являлась верующим человеком и я никогда не читала при ней молитвы вслух. Однако пока мы ехали в скорой помощи, я вслух непрерывно повторяла слова молитвы, а про себя просила у Бога взять часть моих сил, чтобы помочь ей. Носилок не было. И маме пришлось идти от скорой до палаты самой. Дежурный врач не захотела со мной говорить, поскольку приступ случился ночью, доехали до больницы мы только к утру, когда была передача смены персонала. В больнице не было никакой реанимации (палата, называемая реанимацией, отличалась от остальных только тем, что в ней было 4 места). Уход за больными практически отсутствовал, не хватало даже самых элементарных средств ухода за больными, но самое страшно было в том, что на больных просто орали, обвиняя их в том, что они запустили болезнь, а теперь еще чего-то хотят. Через день одна из больных, за которой мы с сестрой также были вынуждены ухаживать, как, впрочем, и за всеми остальными, кому мы могли помочь, умерла. Однажды нам сказали, что переведут новую больную, которой стало хуже, из соседней палаты, но до палаты она так и не доехала. Вскоре сообщили, что скорая везет новую больную, но и она скончалась, так и не дождавшись помощи.
В такой ситуации мне оставалось только самой в любую свободную минуту молиться, не в силах оказать другую помощь. Через неделю мама умерла, а у меня у самой стало очень сильно болеть сердце. Видя обращение врачей с моей мамой, я не стала обращаться к врачам. Однако боль усиливалась, и на мое счастье я случайно открыла книгу «Нефеш-терапия» как раз там, где говорилось о состоянии шока. После произнесения соответствующих молитв, даже не имея всех, а точнее имея только два необходимых компонента, я довольно быстро избавилась от нестерпимой боли.
От нестерпимой боли я избавилась, но с тех пор сердце постоянно дает о себе знать. Самое трудное для меня в «Нефеш-терапии» состоит в том, что названия болезней в ней я не могу соотнести с диагнозами обычной медицины. Вторая трудность, состоит в том, что когда имеется несколько видов нездоровья, то неизвестно, с какого из них начать. Тем не менее, я пробовала использовать и другие рецепты «Нефеш-терапии». Всегда наступало улучшение. Видимо все же необходима и другая, медицинская помощь, но здесь у меня пока не очень получается. Так что единственная моя надежда на молитвы, в надежде на то, что Богом будет подсказано еще нечто иное. Большое спасибо за все.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Галина!

Определение болезней в Нефеш-терапии строится на иных принципах, нежели в ортодоксальной аллопатии; однако соотнести эти системы возможно. Начинать же нужно с того недуга, который наиболее беспокоит.
Можно и совмещать два и более лечения — например, утром читать Псалмы для избавления от одной болезни, вечером — от другой. Следует иметь в виду и дни недели, соответствующие исцелению тех или иных систем тела (один из принципов Нефеш-терапии).

Родословие Иисуса Христа 28.01.2011 Вячеслав Москвин
 Дмитрий Владимирович!

С удивлением обнаружил, что родословие Иисуса Христа в 1-й главе Евангелия от Матфея и в 3-й главе Евангелия от Луки различаются. Как это понять?

С уважением!
Вячеслав



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вячеслав!

На Ваш вопрос отвечает Юлий Африкан (первая половина III в.), чьи слова сохранены Евсевием Памфилом в его «Церковной истории» (1, 7, 1–10). Согласно закону левирата (Втор. 25, 5–6), брат человека, умершего бездетным, должен родить сына от его вдовы. Этот сын считается официально отпрыском умершего брата — «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (там же, ст. 6). По преданию, такими братьями были Иаков, названный отцом Иосифа в Матф. 1, 16 — и Илий, названный отцом того же Иосифа в Лук. 3, 23. Эти Иаков и Илий были, в свою очередь, единоутробными братьями, т. е. имели разных отцов при общей матери. Илий, восходивший по отцу к царю Давиду через Нафана (Лук. 3, 31), умер бездетным. А Иаков, восходивший по отцу к царю Давиду через Соломона (Матф. 1, 6), продолжил род — Илия.
Таким образом, отец Иисуса Христа — Иосиф — в действительности (генетически) был сыном Иакова, а официально — Илия.
Евсевий Памфил упоминает, что Ирод из зависти приказал сжечь генеалогические списки потомков Давида и других аристократов Израиля. Но в родстве Иисуса Христа родословия вместе с сопутствующими преданиями сохранялись — и так дошли до Евангелистов и до нас: «…По причине их родства с семьёй Спасителя… Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы… составили упомянутую родословную на основании «Книги Дней», как могли» (там же, 1, 7, 11–14).

Нефеш и духовный человек 26.01.2011 Кашкеев Ардак Рахметулаевич
 Большое спасибо за творчество. Очень интересно и помогает на некоторые вещи взглянуть по-иному. У меня вопрос. Вот я прочитал у Вас в лекции по Исходу, что страданиями еврейский народ по обетованию получал благодать от Бога и рос количественно. И читая Нефеш-терапию прихожу к мысли, что одно другому противоречит. То есть либо здоровье и как у Моисея благополучная жизнь во дворце фараона, либо ... иные условия (страдания, испытания) и внутренний рост человека (духовный).
Вообще я с опаской стал читать нефеш -терапию, заранее думаю, что здесь что-то от магии. И скажем Павел (весьма грамотный) разве использовал нефеш-терапию (если это не противоречит учению Христа) и если использовал, то почему не сработало в случае жала в плоть?
В любом случае спасибо за творчество - оооочень интересно.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ардак Рахметулаевич!

Благодарю за добрый отзыв. Ваш вопрос подразумевает возможность «не желать исцеления» («либо здоровье… либо… страдания… и внутренний рост»). Но желать болезни — противоречит природе человека. Писание свидетельствует о многочисленных молитвах больных — всегда и всюду: «Исцели меня, Господи, — и исцелён буду…» (Иер. 17, 14; ср. Пс. 6, 3; 40, 5 и мн. др.). Иисус, как известно, постоянно занимался врачеванием…
Апостолам он велел исцелять (Матф. 10, 8; Лук. 10, 9). Что же касается способов духовного исцеления, то они — разные. Сам Иисус порой прибегал к соединению духовного воздействия с материальным (ср.: «Сделал брение из плюновения…» — Иоанн. 9, 6, 11, 14, 15).
Слово Господне целительно: «Послал слово Своё, и исцелил их…» (Пс. 106, 20). А ведь таким словом Божиим являются и Псалмы!
Что касается сравнения с магией, — оно неуместно, поскольку чтение Псалмов является молитвой, а не заклинанием, и настраивает душу на общение с Творцом.
Апостол Павел использовал нефеш-терапию в виде, например, непосредственного телесно-энергетического контакта с больным: «Пал на него и, обняв, сказал…» (Деян. 20, 10; ср. с методами пророков Ильи и Елисея — III Цар. 17, 19–22; IV Цар. 4, 32–35).
Относительно «жала в плоть»: Павел молился о выздоровлении, но получил персональный, только ему адресованный, особый ответ — и перестал об этом просить (II Кор. 12, 7–9).

Юбилейный год 22.01.2011 Людмила
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Скажите пожалуйста, как ведется расчет седмого года и юбилейного годов - после исхода или со дней творения, и в каком году будет следующий седьмой и юбилейный годы?
С благодарностью, Л.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила!

Субботние и юбилейные годы, согласно раввинистической традиции, отсчитываются от поселения в Ханаане после Исхода («когда придёте в землю, которую Я даю вам…» — Лев. 25, 2). Согласно же ессейскому мнению (см. в апокрифической Книге Юбилеев), счёт ведётся от сотворения мира.



[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |