Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Вопрос о встречах со слушателями 21.12.2011 Галимова Анна
 Добрый день! Скажите, пожалуйста, когда и где проходят встречи с Дмитрием Владимировичем Щедровицким. Я и мои коллеги по работе очень хотим с ним познакомиться, так как недавно к нам в руки попала книга "Нефеш-терапия. Библейская система исцеления", мы очень впечатлены, так гармонично сочетается работа и с духовным, и с физическим. Если возможно, мы были бы рады встрече с Дмитрием Владимировичем лично. Буду благодарна за ответ! С уважением, Анна Галимова

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Анна!

Спасибо за добрый отзыв о книге. В ближайшее время я надеюсь прочитать лекцию о Нагорной проповеди в Центре лечебной педагогики (ЦЛП) (18 января в 19 ч.) и выступить с чтением стихов в Библиотеке им. Тургенева (25 января в 19 ч.).
Буду рад увидеться с Вами и Вашими сотрудниками.
Желаю всех благ в Вашей жизни и столь полезной для многих деятельности!

Пожертвования десятины в Ветхом Завете (Торе) 20.12.2011 Александр (Москва)
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Чтение Ваших книг подвигло меня более внимательно начать изучение тем, которые до этого казались мне простыми и понятными – в частности о десятине. Ранее я думал, что все просто – обычные люди десятины должны были отдавать левитам, а те в свою очередь десятину от этого – отдавали ааронидам. После более детального изучения увидел, что пожертвования были рекомендуемые (собственно – десятина + жертва за грех) + дополнительные (если кто-то хотел сделать что-то еще добровольно – жертвы по обету или от усердия и т.п. Некоторые из таких жертв потом трансформировались в обязательные - например, добровольные изначально жертвы на построение скинии/храма трансформировались в обязательную подать на храм во времена Христа). Что касается рекомендуемой жертвы – десятины – прочитав Второзаконие 14 гл. задумался: а как Сам Бог через Моисея в Торе заповедовал (учил) жертвовать десятину (на что она должна была тратиться). Я так понял, что 1/3 (десятина 3-его года) - шла на поддержание странствующих левитов (как бы миссионеров обучающих Закону Божьему) и нуждающихся. Остальные 2/3 (десятина 1-го и 2-го года) – читая Писание я так понял – это шло не только на «оплату» левитов в Иерусалиме, но и на устройство религиозных праздников (как то - раздача пищи и т.п.). Или это не совсем так? Есть ли какие-то данные как это было принято в те времена? Не поможете ли разобраться с тем, как строились пожертвования в Ветхом Завете изначально. Заранее спасибо. Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

По интересующему Вас вопросу важный материал содержится в трактатах Мишны «Маасрот» («Десятины») и «Маасер Шени» («Вторая десятина»). На русском языке — в издании «Талмуд. Мишна и Тосефта», пер. Н. Переферковича, т. 1, СПб, 1902 (репринт 2004 г.); электронный вариант книги можно найти в Интернете.



Иоанн Креститель – Христианин? 19.12.2011 Лидия
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Скажите, пожалуйста, был ли Иоанн Креститель Христианином?

С уважением, Лидия.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лидия!

Христианами, в принятом значении этого слова, называются ученики и последователи Иисуса. Иоанн Креститель к таковым не относился (см. Матф. 11, 2–3; Лук. 7, 16–20). Вероучение мандеев (или сабиев), признающих Иоанна великим пророком и отвергающих Иисуса, существует по сей день.


Библейские пророчества об исламе 19.12.2011 Бессонов Игорь Александрович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Вас беспокоит И.А. Бессонов, автор книги "Библейские пророчества об исламе. Доказательство духовного единства авраамических религий". Было бы интересно Ваше мнение о моей работе. В книге проанализированы и раннее обсуждавшиеся и еще не затрагивавшиеся библейские пассажи, предположительно связанные с пророчествами об исламе. В интернете выложена статья по одной из глав работы:

http://www.nostradam.info/research/I.Bessonov.Calendar.htm

С уважением, Бессонов И.А., кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ГРЦРФ.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Александрович!

Ваша книга у меня есть, я её внимательно прочитал. Считаю её интересной и рассматриваю как оригинальный вклад в межрелигиозный диалог.
Успехов Вам в полезной и ценной деятельности — «блаженны миротворцы»!

Христология 19.12.2011 Бессонов Игорь Александрович
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! А кого из христианских богословов Вы считаете наиболее аутентичными и близкими Вам? Мне показалось, что Ваши взгляды напоминают идеи Федора Мопсуетского и Нестория.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Александрович!

Что касается различных богословов, — я предпочитаю «хорошее собирать, а худое выбрасывать» (Матф. 13, 47–48).


Поздравление 18.12.2011 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! От всей души поздравляю Вас с наступающим Праздником Ханука! Желаю Вам, чтобы в вашей жизни во всей полноте исполнились слова сказанные Иисусом Христом: "Так да светит Свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"(Мф 5,16).
Да укрепит и поддержит Вас Господь! С уважением, Анатолий.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Благодарю за светлые пожелания. От души желаю и Вам света и мира — жизни в Боге!


О глубине понимания заповедей 15.12.2011 Мира
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Прошу Вас остановить меня в моих размышлениях, если они "не туда ведут".
А размышляю я о глубине заповедей Божьих. Например, заповедь "Не убий". Ведь не уточнено "кого не убий". Убить можно человека, животного, да и себя тоже..Можно ли например сказать, что человек, который курит или пьёт спиртное, зная о пагубном воздействии этого на здоровье, (хоть и медленно) убивает себя и тем самым нарушает данную заповедь?
Точно то же и заповедь "Не кради". Ведь не только материальные вещи крадутся, но, например, энергия других людей или их время...
Благодарю

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Мира!

Каждая из Десяти Заповедей всесторонне разъясняется в Торе, этому служат 613 «мицвот». Например, принесение в жертву животных предписано, разрешено и их употребление в пищу. Не нарушает Шестую Заповедь и воин, защищающий свою страну (Числ. 10, 9; 31, 3). Что же касается более тонкого исполнения Заповедей с пониманием их внутреннего смысла и цели, — именно этому учит Нагорная проповедь (Матф. 5, 20–48).

Нефеш-терапия 15.12.2011 Тимовская Лилия Александровна
 Здравствуйте, Дмитрий. Необходима Ваша помощь. Я – очень скованный человек. Всю жизнь в напряжении, будто бы защищаюсь, даже когда ложусь спать. Чувствую себя "сгруппированным ёжиком" с энергетическими колючками. Свою мысль излагаю ясно на письме или в общении с любящими меня людьми, другие варианты - большая редкость. Страдаю периодическими вспышками ярости, которые очень мешают мне жить. Все это вылилось в грудной остеохондроз, с детства были боли в позвоночнике, теперь частенько бывают боли в груди, такие, что вздохнуть боюсь. Подскажите пожалуйста: как простить родителей (они меня били частенько), какие псалмы читать, чтобы стать спокойнее? Свято верю, что с Божьей помощью можно преодолеть любую напасть. Благодарю Вас.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лилия Александровна!

Вы верно заметили связь между духовным и физическим. Чтобы простить родителей, советую Вам «отождествляться» с ними внутренне, т. е. представлять себя каждым из них, входить в их положение — и судить их не извне, а «изнутри». Старайтесь подыскивать им оправдание, вникая в обстоятельства их жизни — страхи, горести, разочарования, нервозность, неправильные представления. Старайтесь при этом жалеть их, сострадать им.
Советую Вам также читать по утрам над водой Псалом 4, пить эту воду маленькими глотками до вечера, а вечером — Псалмы 114–117 (все 4), тоже над водой; её надо пить понемногу до сна, а остаток — с утра, до нового чтения Пс. 4. Делать всё это необходимо длительное время.


Об «Адаме перстном» до грехопадения в раю 14.12.2011 Алексеева Ольга
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович!!!
Огромное СПАСИБО за Ваш бесценный труд!!! У меня к Вам появился такой вопрос. В комментарии к Книге Бытие во 2-ой лекции Вы объясняете описание "Адама перстного", в котором присутствуют два начала: "дыхание жизни" – (нишмат хайим) и "прах земной", т.е вещественность... Словами "душа живая" переведено древнееврейское (нефеш хайа). Вы пишите, что животная душа человека, входящая в состав "нефеша" и оживляющая плоть, не переходит после смерти в духовный мир. "Нефеш" – начало, оживляющее тело через кровь. Но ведь Адам жил в раю и был носителем "тела духовного". Он не имел "плотного" тела и имел бессмертие до грехопадения. В связи с этим получается, что "нефеш хайа" Адама в раю тоже была бессмертна? А уже после грехопадения животная душа "нефеш" начала умирать вместе с плотью, т.е. физическим телом?
С уважением, Алексеева Ольга


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Ольга!

Животная душа входит в состав нефеша, но не тождественна ему. Сам же нефеш — низшая часть духовного состава человека. В нынешнем виде нефеш содержит и бессмертную составляющую («в котором душа живая» — Быт. 1, 30; «когда выходила из неё душа, ибо она умирала» — Быт. 35, 18), и смертную («душа согрешающая, она умрёт» — Иез. 18, 20). Смертной эта часть нефеша стала после грехопадения (Быт. 2, 17 и 3, 19).

Год взятия Иерусалима 13.12.2011 Ниметлаев Евгений
 Здравствуйте Дмитрий!
Вчера скачал Ваш труд о пророчествах Даниила. Был сильно впечатлён! Я на протяжении многих лет был закоренелым атеистом, но жизнь заставила меня обратится к библии. Я беседовал с представителями нескольких конфессий, а в частности со свидетелями иеговы. Никто из них не мог дать такого вразумительного ответа. Прочитав ваш труд, меня как будто осенило, аж мурашки забегали :) всё встало на свои места! Но теперь разногласия в цифрах мне не дают покоя! Те же свидетели иеговы с "пеной у рта" доказывают, что год взятия Иерусалима 607, а не 586. Неужели столько народу заблуждаются? Я в замешательстве. Конечно можно перелопатить кучу литературы, но хотелось бы знать ваше мнение! (Я занимаюсь поисками Истины самостоятельно).

P.S. Виноват, опечатался, не 589 а 586 :) я смотрел в поисковиках, на 607г. выдают в основном сайты свидетелей, что настораживает. Хотя они приводят какието аргументы и ссылки на историческую литературу. К сожалению у меня нет компьютера и я пользуюсь смартом. Соответственно нет возможности всё это скачать. Ваши лекции у меня в формате jar. Надеюсь на ответ или хотябы ссылку.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Евгений!

Историческая хронология разработана для I тысячелетия до н. э. достаточно подробно. См., например, книгу Э. Бикермана «Хронология Древнего мира» (М., «Наука» 1975). Там объяснены научные основы вычисления дат, даны таблицы основных событий. Разрушение вавилонянами Первого храма в Иерусалиме — 586 г. до н. э. Те, для кого этот факт «не вписывается» в их расчёты, пытаются привести иную дату.

Просьба о разрешении перевода и публикации статьи 12.12.2011 Кирилл Свидерский
 Уважаемый Дмитрий,
не могли бы Вы позволить мне перевести Вашу статью "О современной иудейской вере" на немецкий язык и опубликовать ее в мессианской газете Kol Hesed (www.kolhesed.de)?
Заранее благодарю Вас за Ваш ответ!
Божьих благословений!
С уважением,
Кирилл Свидерский

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!

На Ваш вопрос отвечаю положительно. Желаю и Вам благословений свыше на всё доброе!



Крещение 11.12.2011 Юрий
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,
Вы много говорите теории, но хочется задать вам вопрос с практики.
Если вы верите в учение Иисуса Христа и Его Апостолов, то и вы, и я, и любой человек должен принять водное крещение. Ведь Евангелие состоит не только в слышании, но и в том, чтобы показать благодать Божью на делах.
Приняли ли вы крещение для прощения грехов? Если вы не подчеркиваете важность принадлежности к какой-либо конфессии, то где же вы приняли крещение?

С ув.,
Юрий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!

Вот, Вы сказали о внешнем. А я спрошу о внутреннем. Призыв Исайи:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих… (Ис. 1, 16)

— относится ли к внешнему омовению, или к очищению сердца? Обетование Иезекииля:

И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших... (Иез. 36, 25)

— говорит о кроплении буквальной водой, или о внутреннем преображении? Слова:

…Я изолью воды на жаждущее… излию дух Мой на племя твое... (Ис. 44, 3)

— свидетельствует о поливке, или о духовном обновлении?
Объяснение Петра:

…Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести … (I Петр. 3, 21)

— связано, всё же, с «плотским омытием» (погружением тела в воду), или с освобождением души от скверны? Если греческое «баптидзо» означает «погружать», то, «научая и уча» все народы, во что их следует «погружать» — во Имя Божие (чтобы воля их, мысли и чувства пребывали в Нём), или — в физическую воду?

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца... (Матф. 28, 19–20)

И ещё вопрос: какие последствия каждого из этих пониманий выявились исторически? Не были ли внешне крещены испанские инквизиторы, вожди германского нацизма и множество прочих подобных?!

Закон Моисея в свете Нового завета 10.12.2011 Ярослав (Киев)
 Спасибо за своевременный вопрос и ответ, в отношении понимания закона Божьего, данного через Моисея, в свете учения Нового завета.(Имеется ввиду вопрос: Упразднен ли закон заповедей учением?) Хотелось бы "пройтись" еще по некоторым местам, которые мы встречам в книгах Нового завета, в которых говорится о Торе, что бы понять и осознать эти места глубже.

Скорее у меня не вопрос к вам, Дмитрий Валерьевич, а просьба пояснить ваше понимание учения Иисуса Христа.

1) 2 Кор 3:6
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Привычное понимание: буква, т.е. закон, убивает, дух т.е. благодать Нового завета, животворит. Потому ТаНаХ утратил силу. Одно из ключевых слов - способность. Ранее такой способности не было.

----------

2) Гал 2:16, 3:2, 5:1
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? 3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

Привычное понимание: в первом случае говорится ясно, что требуется только вера, а делами закона нет оправдания. Второй случай - идет противопоставление закона Моисея и учения Христа. Исполнение дел закона возврат к плоти. В третьем - понимание, что исполнение закона, это возврат к рабству.
-----------

3) Рим 3:20, 28
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

Привычное понимание: Павел показывает, что человек оправдывается верой, а потому закон не нужен.
----------

4) Евр 7:18, 10:1
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

Привычное понимание: первое место: отмена заповеди, т.е.закона, так как он стал немоще, вводится новая, которая ведет к совершенству. Закон, это тень будущих благ, т.е. тень служения Нового завета.

Заранее благодарю за ответ!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!

1. II Кор. 3, 6 — продолжает мысль ст. 3, где противопоставляются две «надписи»: на каменных скрижалях — и на плотяных скрижалях сердца. Тот же самый Закон пишется в Новом Завете на сердце (Иер. 31, 33; Евр. 8, 10) — изменяется не Закон, но способность его восприятия. Записанное на каменных скрижалях может противоречить желанию сердца и порождать противление, т. е. грех, ведущий к смерти («грех рождает смерть» — Иак. 1, 15). Поэтому «буква убивает». Записанное же на скрижалях сердца — означает желание самого человека («…Хранил закон Твой. Он стал моим…» — Пс. 118, 55–56; «в законе Господа воля его» — Пс. 1, 2 — т. е. воля человека совпадает с волей и законом Господа, а не противится им). Поэтому — «Дух животворит», ведь Духом Бога живого заповеди пишутся на сердце. Итак, заповеди — те же, но в одном случае (при противлении) ведут к смерти, а в другом (при согласии) — к жизни.

2. Гал. 2, 16.
Оправдание, т. е. прощение прежде совершённых грехов, даруется верой в искупительную жертву Мессии, а не «делами закона» (т. е. не исполнением заповедей после их нарушения).
Пример: человек совершил убийство, а после этого исполняет заповедь: «Не убий». Может ли за это убийство проститься ему? Конечно, нет. Но Мессия берёт грех на себя, искупая его своей смертью (I Пет. 24 — «Он грехи наши сам вознёс телом своим на древо»). Однако оправдание — это не всё спасение, а только первый шаг к нему. Чтобы обрести вечное спасение, оправданный от грехов должен далее жить по заповедям:

…Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. (Матф. 19, 17)

3. Гал. 3, 2 — продолжает мысль 2, 21. Как мы уже видели, «законом» (исполнением после нарушения) оправдание не достигается. В Новом Завете внешне-обрядовое, бездушное исполнение заповедей «плотью» обнаруживает своё бессилие, но заповеди соблюдаются в духе, с любовью, от чистого сердца:

Любовь… есть исполнение закона. (Римл. 13, 10)

4. Гал. 5, 1: «Иго рабства» — это порабощение себя «бедным и немощным вещественным началам» (здесь же, 4, 9), а не Закону Божию. Ведь

…Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. (Римл. 7, 14)

Из какого же рабства следует нам выйти — из «рабства» духовному закону — или из порабощения грешной плотью, т. е. абсолютным эгоизмом?!..

5. Римл. 3, 20, 28. Об оправдании верой мы уже говорили (см. пункт 2).

6. Евр. 7, 18, 19; 10, 1. Здесь вообще не противополагаются Закон и благодать, но описывается разница между двумя священнослужениями: земным с земными священниками в земной Скинии (8, 4–5) — и небесным, с небесным Первосвященником — Мессией, в небесном Храме (8, 1–2). На Земле ничто не доведено до совершенства. Оно достигается в высшем духовном мире. Поэтому даже противоречия между земным и небесным служениями нет. Первое является «образом и тенью» второго (8, 5). Второе — истинное (8, 2) — станет полностью доступным сынам человеческим только в будущем мире: Христос назван Первосвященником «будущих благ» (9, 11), когда наступит «время исправления» (9, 10), и призванные получат обетованное — «вечное наследие» (9, 15).


Сияющий Коран 10.12.2011 Гончаров Дмитрий
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Мир вам!
Прежде всего хочу благодарить вас за ваши труды. Я некоторое время служил миссионером в одной из масульманских стран, и встретил множество разных людей, как радикально настроенных так и благочестивых, правоверных масульман. Были и есть люди которые приняли Иисуса Христа,но у этих "новоиспеченных" хритьян появились огромные проблемы, в семьях, на работе, с друзьями и т.д. Но в глубине сердца я чувствовал, что-то мы делаем не так. Я и мои братья навязываем свою веру и убеждения, внося более распри и проблемы в жизнь этих людей. В свете этого вопрос: Если всякий масульманин спасается исполняя записанное в Коране, нужен-ли тогда им Христос? В ключе: Иоан.14:6. Иисус сказал ему: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". И если так, то что имел ввиду Иисус говоря: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам"... (Матф.28:19,20. Нужна-ли миссионерская проповедь в таких странах в принципе? Спасибо.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Дмитрий!

Ваш вопрос сформулирован чётко и удачно.
Учение Евангелия должно передаваться в полноте, и «научите все народы» не может входить в противоречие с «блаженны миротворцы». Поэтому Ваше сердце Вас и осуждало. Вы сами свидетельствуете, что «навязывали свою веру и убеждения, внося… распри и проблемы». Но ведь это — не проповедь учения Иисуса: «Он есть мир наш…» А здесь — распри! В Деяниях апостолов содержатся примеры разных подходов к разным категориям людей. И если апостол Павел «с иудеями был как иудей», то разве проповеднику не следует и с «мусульманами быть как мусульманин»? Учение Иисуса обращено к сердцу и совсем не требует, образно говоря, смены халата и чалмы на костюм и шляпу.
Передаётся Учение изнутри, а не извне: «Царство Божие внутри вас»… Вне любви к Богу и человеку — нет благовестия; а если так, то надо познать и учение Корана, и душу мусульманина, чтобы с любовью обратить его внимание на уже известные ему слова Корана о пророке Исе и объяснить их в истинном духе и смысле…
«Я есмь путь и истина и жизнь» — сказал Иисус не о личности своей, но о том пути, которым призван идти за ним его ученик; о той истине, которую ученик должен усвоить из его Учения; и о той жизни, которая оживляет сердце верующего… «Итак… научите все народы… уча их» — это призыв к духовному научению: «Научите, уча» .
Учение о любви, милосердии, сострадании, — в нём нуждаются все страны и народы…


Церковь первенцев 08.12.2011 Лариса
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Объясните пожалуйста, кто такие первенцы в церкви Христа? Есть ли различие в новом завете между иудеями и эллинами не в плане спасения, а в первенстве? "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева".Евр.12:22-24
Заранее благодарю.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Лариса!

Первенец — это первый из рождённых сыновей. Следовательно, речь и здесь идёт о тех, кто был духовно рождён раньше других. Поскольку же Евангелие было первоначально принято определённым числом израильтян, то они и названы «церковью первенцев» — см. Откр. 7, 4–8 и 14, 1–3:

…Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу… (Откр. 14, 4)

Удерживающий теперь 04.12.2011 Смольников Игорь Михайлович
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!
Ваш ответ не убедил меня. Святой Дух действует через человеков. Они и составляют Его земной храм. "Разве не знаете, что вы храм Божий..." Рим.3;14. После СОВЕРШЕННОГО низложения святого народа Дан.12;7 и Отк.11;7 и расстрелов самодержца и многих святых антихрист без препятствий восседает в пустом храме /который со временем заполнился/ и заявил, что Бога нет! Все состоялось как написано по Писанию. Ну а ложных чудес и знамений мы насмотрелись за 70-летний период...

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Михайлович!

Ваше воззрение на антихриста, конечно, имеет свои основания. И всё же, если речь идёт о храме духовном, то в таком святилище антихрист «воссесть» не может, — ведь с момента его «восседания» храм уже сразу становится «бывшим», не являясь ни телом Мессии, ни обителью Святого Духа. А сказано — «воссядет во храме Божьем»… Не случайно и Вы сами сказали о «пустом храме (который со временем заполнился)». Но ведь это — совсем уже не храм!
В то же время, духовный храм Божий не исчезал никогда, и в нём, по определению, не «восседал» ни на миг антихрист…

Новый завет 01.12.2011 Дахно Сергей Михайлович
 Здравствуйте, Дмитрий!
Скажите пожалуйста, Закон Божий записан у вас на сердце?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Михайлович!

В той мере, в которой Господь благоволил записать Закон Свой на сердце моём Своим Святым Духом, — этот закон на сердце моём записан! (Иер. 31, 33; II Кор. 3, 3). Другое дело, что у меня, как и у каждого верующего человека, всегда остаётся выбор — следовать этому Закону, уже ставшему также и велением сердца моего, — Закону любви, — или (не дай Бог!) противиться ему (Римл. 7, 22–23). Здесь мне, как и всякому, кто «почитает себя духовным» (I Кор. 14, 37), необходимо каждый раз совершать то самое усилие, которым приобретается Царство Небесное (Матф. 11, 12).

Иоанн Златоуст 01.12.2011 Юрий
 Проблема – не могу отыскать цитату. В книге Фламмариона «Жители небесных миров» говорится: «Св. Иоанн Златоуст тоже не далече ушел: он готов вступить в состязание со всяким, осмеливающимся утверждать, что Земля кругла и что непохожа она на палатку или на шатер. [11] Homélie XVI, De Epist. ad Hebroeos.» Отсюда: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:UEWBkMaeSaEJ:ru.wikisource.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_(%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD)/2/3+%D0%A1%D0%B2.+%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD+%D0%97%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%83%D1%81%D1%82+%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5+%D0%BD%D0%B5+%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5+%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BB&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=lv

Насколько я понял сноску на первоисточник, речь идет о гомилии, или 16-ой проповеди Златоуста на "Послание к Евреям". Можно предположить, что это беседа шестнадцатая из http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z12_1/t12_1.htm
Но там я такой цитаты не обнаружил. Или я ошибаюсь?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Юрий!

Думаю, источник цитаты Вы отыщете самостоятельно. Обращаю Ваше внимание на то, что Писание говорит именно о «круге Земли», или о земном шаре (древнееврейское «хуг ̃га-а́рец») — Ис. 40, 22.

Закон и Христианство 30.11.2011 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Прочитал недавно одну проповедь. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
-------------------------------------------------------------------
Как мы знаем, через три месяца после исхода Евреев из Египта, на горе Хориве из среды огня был дан Закон Израилю, преподанный через Ангелов рукою посредника.
Закон, записанный Моисеем в Книгу Завета, был прочитан им всему народу. Принятие Закона народом было скреплено кровью жертвенного животного.
Закон, полученный Моисеем, если можно так сказать, состоит из двух частей. Первая часть – это десять заповедей, произнесенных Богом вслух всему народу. Вторая часть, включающая в себя порядок и состав церковного служения и общественного устройства, была дана Моисею непосредственно.
И для некоторых может показаться, что вторая часть Закона растолковывает, как бы расшифровывает первую. Но это не так.
Первая часть Закона дана человеку, в котором дух, если можно так сказать, пробуждается, делает попытки восстать над ветхим человеком, подчинить его себе, заставить жить по совести.
Вторая часть Закона дана человеку совершенно плотскому, находящемуся в животном состоянии, в состоянии, где понимается только «кнут и пряник».
Почти так, потому что и здесь Господь требует искать правды (см. Втор. 16, 20), что, впрочем, и является пробуждением духа, процесса трудного, часто трагического, включающего в себя не одну человеческую жизнь, наполненную страданиями и кровью.
Закон, полученный Моисеем, содержит более шестисот заповедей, исполнение которых гарантировало Израилю вкушение благ земли и преступление которых также гарантировало, но уже суровые наказания. «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор. 6, 17-18).
При глубоком рассмотрении понимаешь, что земля, которой должен овладеть человек, это он сам.
Израиль жил, падая и вставая, омывая кровью своею то, что с кровью и отрывалось, все непослушание свое; с ним жили и пришельцы, ищущие Бога, разделяя с ним радости и скорби.
И вот исполнилась полнота времен, и Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены (получил плоть от женщины), войдя в скинию, приготовленную Ему Иисусом, избранным Отцом, соединившись с Ним (Ис. 42, 1; Ин. 1, 11, 14; Гал. 4, 4; Евр. 9, 11). То есть Слово, исходящее из уст Божиих, соединилось с Сыном Человеческим, посвятившим Свою жизнь служению Богу.
Придя в мир, в скинии нерукотворенной, Единородный Сын принес духовное понимание Закона.
Если до Его пришествия в понимании и исполнении Закона главенствовала буква, то после того как человек стал способен воспринимать дух Закона, требования изменились. Стало вливаться новое вино, то есть дано было новое (духовное) понимание Закона, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6).
И оказалось, что весь закон сводится всего лишь к двум заповедям… Но каким! От человека требовалось возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и возлюбить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 37; Мф. 22, 39). А что значит возлюбить Бога? Это есть исполнение Его заповедей (1 Ин. 5, 3). Некоторым может показаться, что это исполнение всех более чем шестисот заповедей. Конечно нет, это исполнение всего лишь одной заповеди, потому что «весь Закон в одном слове заключается: ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14).
Если исполнение буквы Закона было гарантией жизни, которая все равно завершается, и пользования благ земли, хотя человек от начала готовился к принятию духа Закона (Лев. 18, 5; Еккл. 8, 14; Ис. 1, 10-20), то исполнение духа Закона гарантирует жизнь вечную в доме Отца нашего (Ин. 14, 1-6; Рим. 8, 11, 13).
Итак, отменил ли Иисус Закон? Нет, но исполнил, возлюбив Своих сущих в мире до конца, вознеся Себя на крест, омыв, очистив нас Своею кровию.
Итак, когда человек мало отличался от скотины (был плотян), к нему и требования были соответствующие – кнут и пряник, заключающиеся в букве Закона, а когда он стал способным воспринимать дух Закона, потому что Закон духовен (Рим. 7, 14), был послан Иисус Христос.
Для подтверждения сказанного рассмотрим, что говорят по этому поводу Апостолы:
«делами Закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3, 20). «Для чего же Закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия Семени, к Которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал. 3, 19).
Потому что «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею Закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (Гал. 3, 22-23).
«Итак, Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3, 24-25).
Из Писания мы узнаем, «что человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2, 16), потому что «конец Закона – Христос» (Рим. 10, 4) – ОПРАВДЫВАЕТСЯ ДЕЛАМИ ВЕРЫ (Иак. 2, 20).
Ибо веровать ко спасению в Отца можно только веруя в Иисуса Христа (Мф. 11, 27; Ин. 12, 44; 14, 6). Потому что как можно веровать в Бога и не принимать Слово, исходящее из уст Его?
А «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25), потому что «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство…» (Гал. 5, 19) – это все устремления плоти, поэтому дана буква Закона, ограничивающая буйства ветхого человека народа избранного.
Но если мы духом водимся, то мы не под Законом (Гал. 5, 18), не под буквой Закона, потому что «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет Закона» (Гал. 5, 22-23). Ибо «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).
Итак, при духовном понимании Закона оказывается, что все, что относится к пониманию буквы Закона (относится человеку в его животном состоянии), упраздняется.
Рассмотрим некоторое:
Принесение жертв по Закону было установлено для плотского человека до времени принесения Христом Себя Самого в жертву за грехи мира. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 9, 14). Сказано также о жертве духовной: «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 50, 19).
«Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (Пс. 4, 6).
«Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!» (Пс. 106, 22).
«Тебе принесу жертву хвалы, и Имя Господне призову» (Пс. 115, 8).
«Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс. 49, 14).
Только эти жертвы приносятся Богу искренне от всего сердца, в горячем устремлении к Нему, в осознании своей греховности, в познании Его Воли о нас.
Рассмотрим заповедь о вкушении чистого и нечистого. Когда человек был плотским, он обязан был строго исполнять эту заповедь, но когда дух его воспламенился к Богу, эта заповедь упразднилась, «ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 26)
Сказано: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10, 25).
И еще: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте РАДИ ТОГО, КТО объявил вам…» (1 Кор. 10, 27-28).
Потому что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Но наше отношение к пище…
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).
И все потому, что «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14, 14).
Ибо сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15).
Об обрезании. Обрезание это печать, знак принадлежности к народу Божиему, знак завета между Богом и Евреями (Быт. 17, 11). Но в духовном понимании Закона: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7, 19). Потому что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ» (Гал. 5, 6). И потому что «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2, 28-29).
Да, дорогой читатель, если ты не стал Иудеем, то ты ко Христу не имеешь никакого отношения. Настоящий Христианин (а других не бывает) – это ИУДЕЙ, не тот Иудей, который еще висит на букве Закона, а тот, который уже воспринял его дух. Христианство – это верх развития Иудаизма, это духовный Иудаизм, это дух Иудаизма. Кто говорит другое – беги от них.
Итак, принятием духа Закона я умер для буквы Закона, потому что «Закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7, 14). Но когда человек рождается от Духа, он умирает для буквы, он становится служителем Нового Завета, не буквы, но духа, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6).
И потому «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19).
Можно еще много говорить о духовном понимании Закона. Но скажу еще о субботе.
Когда человек был в животном состоянии, по Закону от него требовалось хотя бы один день в неделю посвятить Господу (Исх. 20, 10). Но когда человек воскрес духовно, стал Христианином, тогда вся его жизнь посвящается Богу. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 7-8), и потому что Христос Господин и субботы (Мф. 12, 8).
«И если вы не поститесь в мире, вы не найдете Царства. Если не делаете субботой седмицу, вы не увидите Отца» (От Фомы 27). А о посте, дорогой читатель, это не то, что принято в мире, пост – это вся жизнь Христианина. О посте Господь учит нас через пророка Исайю (Ис. 58, 5-10).
Вот коротко о Законе, который дал нам Отец.
Ему слава во веки.
Аминь.
-------------------------------------------------------------------

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

В проповеди содержится традиционный взгляд «церкви кесаря» на Закон Божий, который якобы «частично сохраняется» в Новом Завете (10 заповедей), а «по большей части отменяется» («более 600 заповедей»). Однако же Псалмопевец утверждает совсем иное:

Закон Господа [т.е. Тора] совершен… (Пс. 18, 8)

Совершенное же не нуждается в ревизии, частичной отмене и т. п. Также и апостол Иаков (уже о новозаветном понимании Закона) ясно учит:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. (Иак. 2, 10)

Ему вторит апостол Иоанн:

...Грех есть беззаконие. (I Иоан. 3, 4)

Если же большая часть закона отменяется, — воцаряется беззаконие, т. е. грех! Остерегает от увлечения «заблуждением беззаконников» и апостол Пётр (II  Пет. 3, 17).
А сам Иисус Христос учит, что остаётся в силе не только Декалог, но и вся Тора — до малейшей иоты и черты (Матф. 5, 18).
Во «Введении в Ветхий Завет» я постарался объяснить в свете Писания незаконность «отмены» пищевых запретов, Суббот и вообще тех самых заповедей («более шестисот»), о которых в присланной Вами проповеди говорится как об упразднённых, но которые сам Законодатель объявляет вечными (Лев. 23, 14, 21, 31; Исх. 31, 16; Лев. 6, 18; 24, 8; Числ. 15, 15–16). аренда квартиры


Молитва за усопших 28.11.2011 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Какие дни согласно Библейскому календарю наиболее благоприятны для молитв за усопших? И можно ли молиться за усопших в День Субботний?
С уважением, Анатолий

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

За усопших, как и за живущих, можно молиться в любое время («молитвы, прошения… за всех человеков» — I Тим. 2, 1; следовательно, и за умерших тоже). Наиболее благоприятные для этого дни – годовщины смерти. Также и праздники Господни, в которые благовествуется Слово Божие:

…Мертвым было благовествуемо, чтобы они… жили по Богу духом. (I Петр. 4, 6)

Следовательно, и Суббота: в этот день

…Христос… воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми... (Римл. 14, 9)

Душа и тело в Матф.6:25 24.11.2011 Ярослав (Киев)
 Доброго время суток!

В Матф.6:25 сказано:
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Вопрос: почему Иисус говорит пить и есть для души, а во что одеться для тела?
Не для тела ли и пища, и питие, и одежда?
Поясните пожалуйста.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Ярослав!

Далее в тексте пища, питие и одежда названы вместе, без разделения на «душу и тело»:

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. (Матф. 6, 31)

Дело в том, что «душа» (еврейское «нефеш», греческое «псюхе») означает также и «жизнь»; так что здесь нет противопоставления бессмертной души — смертному телу, но присутствует обычный библейский параллелизм: «жизнь (тела) — (само) тело». Пища более, чем одежда, связана с продолжением жизни, тем более что в Иудее климат тёплый.

1. Упразднен ли закон заповедей учением? 2. Радуется ли Бог погибели грешника? 24.11.2011 Людмила
 Уважаемый Дмитрий! Благодарим вас за предыдущие ответы и продолжаем вопрошать.
1-й вопрос. Слова Павла к Ефесянам вводят в некоторое недоразумение. Ефес.2:15 «…упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,…». Как Иисус мог упразднить закон заповедей учением, когда все учение Христа и было построено на важности исполнения Закона Божьего и подан личный пример того, как надо его исполнять? И далее, в послании апостол говорит о том, что Иисус создал в себе самом одного нового человека «из двух». Что здесь подразумевается? Из чего из двух?
2-й вопрос. Притчи 1:26 «.. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;» Втор 28:63 «И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею». Что же может быть смешного в том, что человек погибает, пусть даже и по упорству собственного сердца? И как соотнести это с другими местами: Пр.Солом.1:13 «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих», с притчей Христа о блудном сыне Лук 15:11-32 ?, как сопоставить радость от погибели грешника с тем, что Бог есть любовь?

Заранее Благодарим за ответы! С пожеланиями обретения всеми людьми Царства Небесного на земле!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Людмила

1. Еф. 2, 15: «тон но́мон тон энтоло́н эн до́гмасин катаргэ́сас» — «закон заповедей в мнениях (или: постановлениях) прекративший (или: лишивший силы)».
Закон подвергался различным толкованиям ( «мнениям» ), выносились порой постановления, противоречившие духу Закона (саддукейские и т. п.). Иисус же утвердил истинное значение Торы, основанное на любви к Богу и человеку (см. Матф. 22, 35–40; Марк. 12, 38–34).
«Из двух» он создал «одного нового человека» (ст. 15) — «из обоих одно» (ст. 14), т. е. привёл к Богу народы, бывшие прежде многобожниками, и соединил их с «обществом Израильским» в поклонении Единому Создателю (ст. 11–13).

2. Прит. 1, 26; Втор. 28, 63: здесь Писание выражается антропоморфно, т. е. как бы уподобляя Бога — человеку и приписывая Ему чувства и состояния, свойственные людям. Подобное видим в Быт. 6, 6 — «раскаялся Господь, что создал человека… и восскорбел».
Но ведь —

Бог не человек… чтоб Ему изменяться… (Числ. 23, 19)

Во всех таких описаниях действия Всевышнего рассматриваются «сквозь призму» человеческого чувствования и понимания, хотя на самом деле Ему не свойственны наши мотивы и ощущения. Это можно сравнить с восприятием ребёнка, который считает родителей злыми, когда те его наказывают. А в действительности наказание — одно из проявлений родительской любви и заботы:

Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (Прит. 3, 12)


Родословия Иисуса Христа 24.11.2011 Николай
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Пожалуйста объясните, почему в Новом Завете два разных родословия Иисуса Христа (Мт.1,16 и Лк.3,23)?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Николай!

Настоящий отец Иосифа — Иаков (Матф. 1, 16) и считавшийся отцом Иосифа Илий (Лук. 3, 23) были единоутробные братья, т. е. имели общую мать и разных отцов.
Илий умер бездетным, и по закону левирата (Втор. 25, 5–6) его ближайший родственник Иаков продолжил его род, женившись на его вдове. Поэтому в Лук. 3, 23 сказано: «Был, как думали, сын Иосифов, Илиев…» На самом же деле — «Иаков родил Иосифа» (Матф. 1, 16). Иаков по отцу восходил к Соломону, а Илий — к Нафану, сыновьям царя Давида (Матф. 1, 6 и Лук. 3, 31). Эти сведения восходят к Гегесиппу и переданы Евсевием Кесарийским.


Апостол Павел 20.11.2011 Марина
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,
огромное вам спасибо за ваш труд и ваши знания.

Меня интересует следующий вопрос: Апостол Павел и его взаимоотношения с другими Апостолами.

Галатам 1:15-18
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Может создастся впечатление, что Апостол Павел даже не познакомился с другими Апостолами и начал свою проповедь далеко от них и Иерусалима.

Однако в Деяниях читаем следующее:

Деяния 9:26-28
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

Лично мне кажется, что знакомство Апостола Павла с другими Апостолами Иисуса Христа логично и должно было осуществиться. Однако у некоторых критиков слова самого Апостола Павла вызывают сомнение.
Очень хочется услышать ваше мнение по данному вопросу.

Заранее благодарю вас за внимание.
С уважением, Марина






Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Марина!

В Деян. 9, 26–28 сказано о первоначальном знакомстве апостола Павла с Иерусалимской общиной. А в Гал. 1, 15–18 говорится о новой ступени его духовного восхождения — когда он призван был благовествовать язычникам (ст. 16). В Дамаске же ранее он благовествовал только иудеям в синагогах (Деян. 9, 20, 22). Приступая к новому служению, Павел не стал советоваться с людьми («плотью и кровью»), даже и с апостолами, с которыми уже был знаком: ведь он получил прямое повеление свыше —

…Бог… благоволил Открыть… (Гал. 1, 15–16)


Удерживающий теперь 18.11.2011 Смольников Игорь Михайлович
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Святитель И. Кронштадтский писал об удерживающим теперь 2Фес.2;3-7, что под ним он представляет Самодержца, который является сдерживающей силой, не дающей в полной мере проявиться антихристу! После известных событий, расстрела царя и разрушений Церквей эта сила была устранена и антихрист воссел в храме Божием. У меня к вам два вопроса: Как вы можете прокомментировать слова Святителя об удерживающем? И в какой период времени в храм Божий сел антихрист, что это за храм? С уважением.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Игорь Михайлович!

Апостол Павел пишет своим современникам, что «катэ́хон» (в Cинодальном тексте — «удерживающий») уже существует «а́рти» (в Cинодальном тексте — «сейчас»). Значит, при его жизни «катэ́хон» уже был. Но можно ли отождествить его с кесарем, которого «продолжением» (по положению, власти, величию — ср. «Москва — третий Рим») являлся российский император? Конечно, нет, поскольку кесарь в ту эпоху возглавлял гонителей христианства. А Нерон, как мы помним, был даже «образом антихриста», да и не он один… Следовательно, и российского императора — «преемника» кесаря — «сдерживающим» назвать вряд ли правильно.
Истинным «сдерживающим» является Святой Дух, Который, проявляясь через слово Мессии («дух уст» — Ис. 11, 4), убьёт «беззаконника» — II Фес. 2, 8…
Однако же история человечества являет собой некую мистическую «систему зеркал», в которых события, отражаясь, множатся. Так обстоит дело и с большевистским атеизмом, разрушением церквей. Всё это напоминает предсказание II Фес., но не во всём ему соответствует. Например, не было «знамений и чудес ложных»; церкви разрушались, но «сын погибели» во храме не воссел, и богом себя всё же не объявил…

Почему Новый Завет – новый? 11.11.2011 Талаев Владимир
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Пожалуйста, объясните почему Новый Завет называется новым?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Владимир!

На Ваш вопрос отвечают стихи Иер. 31, 31–34 и Евр. 8, 7–12. Там говорится, что новизна Завета выражается в обновлении не только договора между Богом и народом, но и самого сердца человеческого. Именно на сердце, согласно Новому Завету, начертываются заповеди, в то время как ранее они были записаны на каменных скрижалях.
«Начертанное на сердце» — это то, что от всего сердца принято нашим внутренним человеком — с любовью и полным осознанием.



Пророк Исайя – провозвестник ислама? 10.11.2011 Илья Исаев
 Уважаемый Дмитрий Владимирович.

В Вашей книге "Сияющий Коран" вы среди прочих тем рассматриваете возможные пророчества в тексте Библии о пророке ислама.

А вопрос такой.

Возможно ли, что вот в этих строках у Исайи речь тоже идёт об исламе:
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: "вы наши боги".
(Библия,Исаия: Глава 42)

Заманчиво сделать следующее предположение:

1. Речь идёт об аравийских просторах.

2. Новая песнь Господу и хвала Ему - это Коран и в частности первая сура Корана ("Открывающая"), которая так и начинается "ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ".

3. Кидар - потомки Измаила, то есть арабы.

4. Бурные события в пророчестве Исайи - это мощное стремительное распространение ислама (монотеизма) среди язычников. Сама масштабность и суровая динамика описываемых процессов очень похожа на грандиозность появления нового пророка Единобожия и влияния на судьбы арабов, да и других народов человечества.

5. Поражение идолов - это бесспорное отступление МРАКА арабского язычества перед СВЕТОМ исламского единобожия.
-------------
Но всё это, Дмитрий Владимирович, пока мои домыслы. Хотелось бы знать ваше мнение как специалиста-библеиста.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Илья!

Соответствие, о котором Вы пишете, существует. Действительно, в приведённых стихах Исайи имеется лишь одно географическое приурочивание, и это Кидар — потомство Исмаила (Быт. 25, 13; Ис. 21, 13–17 и 60, 7). Здесь говорится об обращении к Богу Единому многих народов, притом живущих и на суше, и на море, в разных климатах; упоминаются «войны за веру» — ст. 13 и отвержение идолов — ст. 17. Кстати, в названном ключе это пророчество рассматривалось и ранее.

Рождение свыше 05.11.2011 Tanya
 Приветствую Вас, Дмитрий Владимирович и группу трудящихся на сайте!
Хочу попросить Вас помочь разобраться. Вот сказано "...должно тебе родиться свыше..." и надо думать, что это, как и с физическим рождением, - единожды. Но мне давно видится это как процесс ПЕРЕрождения со множеством взлётов и падений при восхождении. Про себя лично не могу сказать, что я знаю тот День наверняка. Мне кажется, что я ощущала себя духом уже в детстве. Но за этот факт можно принять несколько ярких эмоционально моментов, которые многие принимают за факт Рождения. Возможно и так. Но вот в 3 главе "Откровения", сказано о Сардийской церкви: ты мёртв, но - покайся. Возможно ли так понимать, что каждый раз, когда душа согрешает, она как бы отдаляется, отделяется от Единого и это снова - духовная смерть? Но покаяние возвращает всю гамму чувств и Знание о себе, как о рождённом свыше. Может быть, - однозначного ответа и нет, но похоже, что пока душа живёт в этом мире - она может умирать и рождаться не один раз.
Перечитала, - точнее в словах сказать не могу. Но, надеюсь, что Вы сможете Увидеть то, что не высказать. Спасибо, что Вы есть.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаема Таня!

Вопрос сложный. Конечно, упав — встают, заблудившись — ищут дорогу. Рождаются — однажды, возрождаются — многократно. Уровни взлётов и падений… Забвений и пробуждений… Но — «я сплю, а сердце моё бодрствует…» (Песнь. П.)



Полный возраст Христа 05.11.2011 Кудряшов Анатолий Игоревич
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Проверьте, пожалуйста, мои мысли, и если что-то не так поправьте меня. Если я правильно понимаю, то буквальный возраст Христа (к моменту Его смерти и воскресения – 50 лет) символически указывает на Его «внутренний» возраст, т. е. на достижение Им духовного совершенства (Еф. 4. 9-10). Выходит нелучайно и то, что полное обретение духовной свободы Израиля после исхода из Египта наступило только через 49 дней на 50-й, в День Синайского Откровения. Исход же Израиля из Египта символически соотносится и с жизнью Мессии «Из Египта воззвал Я сына своего (Мф. 2, 15), и с жизнью каждого человека «Который прошел мимо . . . и домы наши избавил (Исх. 12, 27). Тогда получается, что не случайно и то, что эти 50 дней называются днями счета Омера и «отсчитывать» эти дни должен Сам человек. Но ведь они также символически указывают на исправление качеств человеческой души, т. е. на полное духовное усовершенствование человека (Пс. 89, 12). И в связи с этим у меня к вам, Дмитрий Владимирович, такой вопрос. Братья продали Иосифа за 20 сребрянников, а Иуда ПРЕДАЛ Иисуса за 30, в общей сложности – 50. На ваш Взгляд, есть ли здесь какая-то символическая связь?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Анатолий Игоревич!

Поистине бесконечны возможности сопоставления различных библейских событий. Здесь кроются самые неожиданные и непредставимые заранее соответствия. Почему бы и нет?!..

Вопрос о зачатии от Святого Духа-2 02.11.2011 Иракли
 Приветствую Вас, Дмитрий Владимирович! Спасибо за ваши ответы, но я учусь понимать в свете всего имеющегося Писания и нахожу некоторые трудности в понимании параллельных мест. Если у Иисуса отцом был Йосеф, то в чём заключается знамение, ведь это же естественно, когда дитя рождается от двух родителей и никакого в этом знамения нет, а здесь ситуация совсем другая:

Матф.1:18 «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, "прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 «и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

Другое место: Гал.4:4-5 «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление».

И ещё: Лук.1:27-38 «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» 35 Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

Я надеюсь, Вы исследуете эти места Писания и соотнесете их с теми вопросами и ответами, которые были заданы, и на которые были ответы ранее. Я верю, что Бог Всемогущий поможет нам понять и других научить, чтобы не было споров и разделений в среде верующих людей. С миром Божьим, ждем ваши ответы, спасибо Богу за Вас!


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Иракли!

О Матф. 1 мы уже говорили. Теперь о Гал. 4, 4: «Который родился от жены». Это нельзя понимать как «только от жены» (т. е. без мужа), т. к. подобное выражение свойственно языку Писания:

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями… (Иов. 14, 1)

— это не значит — «только женою», ясно, что был и отец;

Чужим стал я… для сынов матери моей… (Пс. 68, 9)

— это не означает, что не имели отца;

…Единственная она у матери своей... (Песн. П. 6, 9)

— но у матери был муж;

…Были две женщины, дочери одной матери… (Иез. 23, 2)

— но ведь ясно, что отец (или отцы) их зачали. Итак, выражение «родился от жены» — обычное…
Наконец, Лук. 1. Мария не поняла поначалу, что пред ней ангел, и приняла его за человека: «Смутилась от слов его» — как от слов незнакомого мужчины. Святые, поняв, что пред ними ангел, не «смущались», но спрашивали, пав на землю:

…Что господин мой скажет рабу своему? (Иис. Н. 5, 14);

или:

…Как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы... (Дан. 10, 17)

Когда Мария поняла, что это ангел, она тоже произнесла:

…Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему... (Лук. 1, 38)

До этого же она «смутилась… и размышляла, что бы это было за приветствие» (ст. 29).
Что же именно её «смутило» и заставило «размышлять»? — Слова вошедшего: «Благословенна ты между жёнами» (там же, ст. 28). Дело в том, что «женой» (др.-евр. «иша́») могла именоваться только замужняя женщина; а молодая незамужняя называлась «наара́» — «отроковица», «юница», или «бэтула» — «дева». Ответ: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (ст. 34) — должен пониматься в таком смысле: «Как ты называешь меня «иша́» («замужняя женщина»), ведь я не замужем («мужа не знаю»)?! Но, убедившись, что пред нею ангел, который пророчествует о будущем, — она уже не задавала дальнейших вопросов (ст. 38).
Благодарю за учтивость и благожелательность Ваших писем.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]


 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |