Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

К теме "Спасутся все" 28.06.2009 Кирилл
 Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Владимирович!

К сожалению, Вы повторяете слова, сказанные сатаной Еве: "Нет, не умрёте". Люди, читающие Ваши книги, и, принимающие Ваше толкование о всеобщем спасении, вольно или невольно начнут с пренебрежением относиться к Закону Божьему, а значит творить беззаконие. Потому что они всё равно спасутся! Многие говорят: "Мы живём здесь и сейчас и хотим многое попробовать в этой жизни, а там уж как-нибудь прорвёмся!" Ваше толкование о спасении успокаивает многих людей, ввергая их в холодное или, что ещё хуже, в тёплоё состояние. Как известно, всех тёплых Бог извергнет из уст Своих (Отк. 3:16).

Что же, по-Вашему будет с сатаной и его ангелами? Как известно, он увёл за собой третью часть ангелов, а это огромное количество. Если Вы говорите, что спасутся ВСЕ, тогда и сам дьявол со всеми падшими ангелами должен также спастись?! Вы ведь приводите тексты: "Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться"... и т.д. Дьявол с его ангелами, также как и люди, являются Божьим творением. Следовательно, по Вашей версии, они также должны будут быть спасёнными. Но тогда получается какой-то абсурд. Дьявол с падшими ангелами знают, что они будут когда-нибудь спасены, но продолжают делать свои губительные дела. И чём ближе пришествие Христа с тем большей силой они стараются увести людей от Бога. Зная при этом и то, что, уведённые ими люди, также будут спасены. К чему тогда весь этот «маскарад»? Получается, что цель дьявола – это как можно больше людей увести от Бога, чтобы они как можно дольше мучались в аду? При этом сам он, помучаясь, будет спасён и будет жить в любви и мире с Богом и со всеми остальными небесными жителями? Ерунда какая-то.

Далее.
Я согласен, что история о богаче и Лазаре – это притча. Если бы это было происходящей (или произошедшей) реальностью, каков же тогда получается рай? Когда те, кто в раю будут слышать тех, кто в аду!? А также жители рая будут иметь возможность разговаривать с находящимися в аду, где будет плач, стоны и скрежет зубов. Но ведь написано, что ни плача, ни вопля уже не будет. Вот уж где будет депрессия (о которой писал Вячеслав к теме «Спасутся все» от 16 июня) у тех, кто будет наблюдать мучения своих любимых. Как Вам такая перспектива?
Кстати, Вячеслав, скажите, постоянно ли находятся в хронической депрессии те, кто потерял своего ребёнка или очень близкого и любимого человека? Правильно, не постоянно. Через некоторое время они также как и все могут смеяться, радоваться и т.п. К тому же написано (Отк. 7:17; 21:4) – «И отрёт Бог всякую слезу с очей их…» Поэтому Ваша, Вячеслав, версия о бесконечной хронической депрессии неуместна!

У Малахии 4:1-3 говорится о том, что огонь попалит нечестивых как солому. И «будут они прахом под стопами ног ваших» - ясно говорится о полном уничтожении нечестивых, которые не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65:17). А вы (рабы Божьи) будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю… (Ис. 65:18).

Далее.
Вы, Дмитрий Владимирович, обращая внимание на настоящее время некоторых глаголов, делаете вывод, что ***«возведение из преисподней» — факт не только будущей истории, но и нынешней, событие, свершающееся часто.*** Тогда скажите, пожалуйста, для чего было умирать Христу? Исходя из Вашего толкования следует, что некоторые перешли из преисподней в рай ещё до распятия Христа. Т.е. они оправдались пролитием собственной крови? И пролитая кровь Христа для них не понадобилась? ДЛЯ ЧЕГО УМЕР ХРИСТОС?

О чём Вам говорят тексты из 1 Ин. 5:11-13? Не о том ли что не имеющий Сына Божия НЕ имеет жизни? О чём Вам говорят тексты из 1 Пет. 1:3-5? Не о том ли, что только благодаря жертве и воскресению Иисуса мы имеем упование к вечной жизни? Только ПОСЛЕ Его жертвы и воскресения, а никак не до! Вечность уготована только тем, кто верит в Иисуса и искренно старается жить по Его Слову. А спасение готово открыться в последнее время (стих 5), а не раньше.

Далее.
Если многие уже находятся в раю, а некоторые перешли из ада в рай, то для чего им воскресать при втором пришествии Христа??? Написано, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Тексты ясно говорят о воскресении мёртвых после пришествия Христа. Только участь их разная. Зачем, по-Вашему, воскресать тем, кто уже находится в раю и наслаждается «множеством мира» и другими благами рая? При этом слыша глас Сына Божия в гробах?! Зачем воскресать для осуждения тем, кто уже находится в аду?!

Состояние человека после его первой смерти Библия называет сном (безсознательное состояние). Об этом также говорил и Иисус. Как известно, Иисус воскресил нескольких человек. Почему ни один из них после своего воскрешения ничего не рассказал о жизни после смерти? Или это «вырезано»? Например Лазарь был мёртв 4 дня… Обратите внимание на Ин. 11:24 – Марфа утвердительно сказала, что Лазарь воскреснет в воскресение в последний день. А до этого дня Лазарь находился бы в бессознательном состоянии, как и все эти 4 дня.

Быт. 37:35 – «… с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю».

Так Иаков оплакивал своего сына Иосифа, которого он считал погибшим насильственной смертью. Как Вы думаете, что Иаков подразумевал под словом «преисподняя»? Думал ли он, что он сойдёт в огненный ад? Если об Иакове Бог говорит, что Он, Бог Авраама, Исаака и Иакова, то, можем ли мы представить себе, что Иаков мучается в преисподней? Абсурд. А если Иаков под словом «преисподняя» подразумевал рай, то почему он говорит о том, что он с печалью сойдёт туда? Не должно ли ему было радоваться, ведь он увидел бы там сына своего? В этом тексте Иаков под словом «преисподняя» подразумевал смерть, небытие или бессознательное состояние, и что последние дни его перед смертью, будет печаль. Не так ли?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
 Уважаемый Кирилл!

1. Я не только не повторяю «слова, сказанные сатаной Еве», но, напротив, последовательно и постоянно опровергаю их. Суть «первого выступления» змия в Писании — в том, чтобы представить Бога и замысел Божий относительно человека в искаженном виде:

Нет, не умрете;
Но знает Бог, что… откроются глаза ваши, и вы будете, как боги… (Быт. 3, 4–5)


Змий изображает Бога недоброжелательным, враждебным по отношению к людям. Такой взгляд целиком противоречит истине:

…Бог есть любовь…(I Иоан. 4, 16)
…Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… (I Иоан. 4, 12)

А теперь посмотрим, как «плевелы», посеянные «врагом человеков», взошли между пшеничными колосьями, и какой плод они принесли. Учение, будто Отец Небесный обрек б́ольшую часть человечества на «вечные муки» (или, по «смягчённому варианту» адвентистов и др. — на «вечное уничтожение»), — это учение о Боге — любящем Отце, или же учение змия о Боге, ненавидящем людей?! Ответ однозначен! Ведь спасенных получается горстка, а обречённых — подавляющее большинство! О какой любви Всеведущего (то есть изначально знавшего о грядущей участи миллиардов душ) и Всемогущего (то есть имевшего полную возможность спасти все эти души) в таком случае можно говорить?! Одно из двух: вычеркните из своего вероучения либо слова «Бог есть любовь», либо утверждение о том, что Он обрек миллиарды душ на «вечные муки» (вариант: на «вечное уничтожение»). Если уж Сам Творец изображается жестоким и безжалостным, — то и человек подражает такой жестокости!

2. Вы пишете, что принимающие учение о всеобщем спасении «вольно или невольно начнут с пренебрежением относиться к Закону Божьему». Бросим взгляд на историю Европы: многие ли, принимавшие учение о вечной погибели в аду, исполняли Закон Божий?! Устрашило ли сонмы убийц, насильников, грабителей — учение о вечном аде?! Предотвратило ли это учение тысячи войн, увенчавшихся Первой и Второй мировыми — с погибелью десятков миллионов людей (Откр. 6, 8)?!
А инквизиторам, верившим в вечный ад, — помешала ли их вера сжигать живьем тысячи и тысячи людей, которые, по взглядам палачей, после смерти как раз и отправлялись на вечные муки?
Так исполняются слова Учителя о дьяволе:

Он был человекоубийца от начала… ибо он лжец и отец лжи. (Иоан. 8, 44)

Повторяя ложь о Боге и Его замысле относительно людей, став отцом лжи по этому вопросу, змий тем самым практикует человекоубийство. Изображая жестоким отца — Бога, — он ожесточает человека против брата его…

3. …Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться… (Ис. 57, 16) ,

— это не я «привожу тексты»: это — слова Самого Бога, высказанные устами пророка Исайи! Попробуйте объяснить их с точки зрения «вечной погибели»!
Вы пишете: «Получается какой-то абсурд. Дьявол с падшими ангелами знают, что они будут когда-нибудь спасены, но продолжают делать свои губительные дела…» Скажите: а если они «не будут никогда спасены», — разве приобретают тогда смысл «губительные дела»?

4. «Что же… будет с сатаной и его ангелами?» — Сказано о конце времен:

Будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 28)

Как Вы думаете: будет ли Он пребывать в мучающихся в аду, или в «погибших навсегда»? Возможно ли помыслить такое?! А если нет, — останутся ли тогда какие-либо духи в состоянии вражды, или же — покорятся и покаются? Сказано:

…Доколе низложит всех врагов под ноги свои. (I Кор. 15, 25)

Низложенные враги — это враги покоренные и подчиненные!

5. Авраам и богач беседовали друг с другом не в конце времен, а незадолго до рассказа о них Иисуса (у богача остались на Земле братья, которые могли покаяться).

…Ни плача… ни вопля… уже не будет… (Откр. 21, 2–4) ,

—    сказано о будущем Иерусалиме, а это совсем другое время.

6. Мал. 4, 1–3: говорится о победе праведных над нечестивыми (ср. Авд. 1, 15–18), а совсем не о конечном уничтожении душ.

7. Ис. 65, 17: сказано, что «не придут на сердце» прежние небо и земля, а это не означает уничтожения их прежних жителей: когда дом разрушают, жильцов переселяют, а не казнят.

8. Вы задаете вопрос: «Для чего умер Христос?» В Писании содержится ясный ответ:

…Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми. (Римл. 14, 9)

Если физически мертвые суть прах, то что же — Христос владычествует «над прахом»? Сказано — «над мертвыми и над живыми», то есть царство (или мир) мертвых сопоставлен на равных с царством (или миром) живых! «Умер» — чтобы владычествовать над мертвыми, «воскрес и ожил» — чтобы владычествовать над живыми!

…Христос… пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,    
    Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… (I Петр. 3, 18–19)


Да — сошел в царство мертвых, то есть в преисподнюю («темницу духов») — и проповедал томящимся там духам прощение и искупление, спасая их и выводя из ада («так и нас ныне… крещение… спасает» — там же, ст. 21). А если в преисподней «спят», превратившись в прах, тогда каков же смысл слов:

…Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних… (Флп. 2, 10) ?!

Неужели прах может преклонять колена пред Иисусом — да еще и «языком исповедывать» его Господом (там же, ст. 11)?!

9. I Иоан. 5, 11–13 говорит о жизни вечной, которую уже сейчас получают те, кто «имеет Сына Божия», то есть веруют Ему и соединены с Ним. Это относится к настоящему времени. То же — в I Петр. 1, 3–5: верующие уже «возрождены из мертвых». Теперь вчитаемся:

…Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную… перешел от смерти в жизнь…    
    …Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (Иоан. 5, 24–25)


Оживление мертвых настало уже во дни земной жизни Иисуса! Речь идет о находящихся «в гробах» — но не деревянных, а «в гробах» своей плотско-бездуховной закоснелости (ср.: «уподобляетесь окрашенным гробам» — Матф. 23, 27–28).

10. Что касается состояния после смерти, — яснее описать его, чем в Лук. 16, 19–31, кажется, и невозможно. Только — «есть у них уши, но не слышат…»

11. Вы подняли важный вопрос: были ли рай и ад обиталищем праведных и нечестивых — до рождества Иисуса?
Помимо Лук. 16, 19–31, обратимся к Посланию к Евреям:

…Вы приступили… к небесному Иерусалиму…
    К торжествующему собору и церкви первенцев… и к духам праведников, достигших совершенства… (Евр. 12, 22–23)


Из сказанного ясно, что в небесном Иерусалиме в настоящее время тоже торжествует собрание праведных духов — «Церкви первенцев», то есть святых ветхозаветной эпохи. Адресатам же апостола Павла предстоит «взойти на гору Сион» (там же, ст. 22) и присоединиться к ним. Духи праведных названы «достигшими совершенства». Послание к Евреям написано в I веке. Прошло слишком мало времени, чтобы из учеников Иисуса, отошедших в мир иной, составилась целая Церковь первенцев, целый торжествующий в небесах собор. За какой же период «достигли совершенства» упомянутые духи праведников? — Разумеется, за всю ветхозаветную эпоху. «К народу своему», то есть духам праведным, прилагались патриархи (например, Авраам — Быт. 25, 8), пророки (например, Моисей – Втор. 32, 50), а также все праведники (Ис. 57, 1–2). Итак, рай был открыт для праведных всегда!
Нечестивые тоже всегда сходили в ад (Ис. 14, 9–11 — царь Вавилона; Иез. 32, 21–31 — множество тиранов, включая египетского фараона).
Искупив грехи живых и мертвых («за всех умер» — I Кор. 5, 15), Христос открыл как погибающим во грехах, так и мучающимся в преисподней возможность скорейшего покаяния, исправления, спасения — разрушил власть смерти и ада над ними. Он — «имеющий ключи ада смерти… отворяет, и никто не затворит» (Откр. 1, 18 и 3, 7): Мессия отворяет врата ада!

12. Относительно Иакова и Иосифа — привожу выдержку из «Введения в Ветхий Завет» (с. 259–260): «…Лишь в мире ином надеется Иаков встретиться с любимым сыном… Иаков говорит, что сойдет к сыну в «преисподнюю» — ‹шео́ль›, т. е. в ту часть загробного мира, где страдают, искупая свои грехи, нечестивцы (ср. Иов. 18, 5–14; Пс. 17, 5–6; 106, 10–11; Ис. 14, 9–15; Иез. 32, 21–31)… Почему же Иаков решил, что Иосиф находится именно там? Очевидно, он предполагал, что столь страшная и неожиданная смерть — от хищного зверя — была послана Иосифу не иначе как за какой-либо страшный грех. А любовь Иакова к сыну была столь велика, что он и по смерти не мыслил разлуки с Иосифом и желал, отказавшись от блаженства в кругу праведных духов своих отцов, пребывать с Иосифом в мрачной преисподней, разделяя с ним его скорбную участь… Таким решением Иаков предвосхищает просьбу Моисея изгладить его из Книги жизни ради спасения израильского народа (Исх. 32, 32) и желание Иисуса Христа «умереть за нечестивых» (Римл. 5, 6–9), а также его сошествие в «темницу духов» (I Петр. 3, 18–20)».
Добавлю здесь: под «сошествием к сыну в преисподнюю» Иаков не мог подразумевать погребение: во-первых, Иосиф вообще не был погребен; во-вторых, сознательная «встреча» двух мертвых тел — невозможна, а поэтому выражение «сойду к сыну моему» не имело бы смысла… — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |