Ув. Дмитрий Владимирович.
Приглашаю вас ознакомиться моей статьей "Жизнь, смерть, вечность..." ( http://theologos.ucoz.ru/publ/1-1-0-19 ), которую я разместил на своем сайте. Было бы интересно прочитать ваши отзывы. Надеюсь, это приглашение дойдет до Д.Щ. лично.
. . :
Уважаемый Владимир!
Приведённые Вами из Ветхого Завета примеры якобы «окончательного» истребления грешников на самом деле относятся только к их гибели в земной жизни. Возьмём Пс. 36, 9, 10, 20, 34–36. Последний (36-й) стих говорит о нечестивом:
…Вот нет его; ищу его и не нахожу. (Пс. 36, 36)
Понятно, что Давид «не находит» нечестивца в настоящем времени — уже сейчас, живя наземле, а не в мире духовном. То же — и в Пс. 91, 8: там сказано о старости праведников (ст. 15), следовательно, контекст Псалма относится к временному, земному плану бытия.
В Ис. 1, 28, 31 говорится о судьбе Иудеи и Иерусалима (там же, ст. 1), а не о вечности; если же относить эти стихи к вечности, то ведь в ст. 31 сказано о нечестивом и его деле:
…И будут гореть вместе, — и никто не потушит. (Ис. 1, 31)
Так что выбирайте: или это — о временном, земном (судьбе Иудеи), или о вечном, но тогда… о негасимом огне для грешников (?!..). В Ис. 10, 17 говорится о судьбе Ассирии (и её царя — там же, ст. 5–16), и относить этот стих к «окончательной» судьбе всех грешников — совершенно беспочвенно. Также и Иез. 28, 19 повествует о судьбе царя Тира (там же, ст. 2 и 12). О земной судьбе народов возвещает и Авд. 10 и 18 (о будущности царства Эдом), и Авд. 16 (о других народах — противниках Иудеи — ст. 12–14). Так что делать «всеобщие» выводы об истреблении душ грешников из бытия, ссылаясь на перечисленные места, неосновательно.
Впрочем, ошибочна и вера в вечные мучения, ведь сказано:
Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)
Не хочет Создатель, чтобы навеки «изнемог дух», — но «темница духов» (I Петр. 3, 19) упоминается, и наказание — не вечное, но соответствующее вине, — ждёт всякий дух человеческий (когда дух выходит из тела, он получает воздаяние согласно тому, что делал, живя в теле — II Кор. 5, 10).
А сохраняет ли дух сознание, покидая тело, бессмертен ли он по природе сотворения своего? Вот об этом и поговорим на основании Библии. Начнём с Матф. 10, 28:
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Матф. 10, 28)
Если же душа умирает вместе с телом до дня воскресения, то каков же смысл этого стиха? Ведь тогда душа тоже оказывается «убита» вместе с телом, с ним же и воскреснет, — почему же она противопоставляется телу в том смысле, что убить её могут?! Как вы ответите на это?
Другой пример:
…Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать… бойтесь Того,Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну... (Лук. 12, 4–5)
Скажите, почему — «по убиении», а не «по воскресении», если душа грешника вместе с телом будут истреблены именно «по убиении»?! Но нет, душа нечестивца отправляется в ад именно сразу «по убиении» тела!
А существует ли этот ад (шеол) после смерти тела? Вот, апостол Пётр говорит:
Значит, пророкам нужно верить! Ад упоминается во многих местах Писания, но лишь немногие из них описывают его подробнее. Вот — «вернейшее пророческое слово» у Ис. 14, 9–16: там сказано, что в «аду преисподней» есть движение (ст. 9), жители ада встречают вновь приходящих (там же), «цари языческие» поднимаются, чтобы «приветствовать» низверженного в ад владыку Вавилона (ст. 4 и 9), обращают к нему речь (ст. 10), — в общем, наделены сознанием, памятью, чувствами. В аду вавилонский царь в наказание окружён червями — ст. 11; ср. Ис. 66, 24:
…Ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет... (Ис. 66, 24);
также Марк. 9, 44, 46, 48:
…Где червь их не умирает и огонь не угасает. (Марк. 9, 48)
Это один пророк — свидетель об аде. Но —
…При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело. (Втор. 19, 15)
Второй свидетель — это пророк Иезекииль, и вот его «вернейшее пророческое слово» о преисподней: Иез. 31, 16 и 32, 18–31. В Иез. 31, 16 сказано, что низвержению фараона в ад там «обрадовались» — следовательно, в аду испытывают чувства; в ст. 21 — что о фараоне и союзниках его «среди преисподней будут говорить»— следовательно, там сохраняют сознание и способность речи; в ст. 22, 24, 26, 29, 30 утверждается, что фараон окажется в той же части ада, где находятся грешные цари и воинства других стран. А ведь фараон похоронен в Египте, а те — в других землях! В ст. 31 сказано:
Увидит их фараон и утешится о всем множестве своем... (Иез. 32, 31)
Он в аду видит и утешается тем, что не один страдает за грехи… Комментарии излишни!.. Скажите: зачем Бог повелел Своим пророкам так описать ад, если эти описания «ошибочны»?!
Теперь спрошу: а есть ли где-либо в Писании альтернативное описание ада, в котором бы говорилось о «полном небытии» в нём (якобы «шеол» — это просто «могила», как Вы утверждаете)? Нет такого описания!
Хотя и называется ад «страной мрака и тени смертной» (Иов. 10, 21–22), но сказано, что там «темно, как самая тьма» (ст. 22). А ведь различить тьму от света может лишь смотрящий и сознающий, но никак не «вычеркнутый из бытия»! Вот почему Давид употребляет выражение:
…Принудил меня жить во тьме, как давно умерших… (Пс. 142, 3)
«Давно умершие», оказываются, живут, но во тьме, если они в аду… Псалмопевец утверждает также:
…Сойду ли в преисподнюю — и там Ты. (Пс. 138, 8)
Итак, в преисподней дух человека сохраняет сознание, вплоть до осмысления присутствия Божьего!..
Некоторые, в качестве «неотразимого аргумента в пользу смертности души», приводят слова из Иов. 14, 14:
Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?... (Иов. 14, 14)
— и не замечают, что этим «аргументом» отрицают также и воскресение из мёртвых!.. Далее Иов говорит об умершем:
В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает… (Иов. 14, 21)
Но прямо следом идёт ст. 22:
…Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает. (Иов. 14, 22) (!!!)
А ведь это сказано о том же самом умершем, который не знает о жизни своих оставшихся на Земле детей!.. — Вывод: умерший в аду испытывает как физические («плоть болит»), так и духовные («душа страдает») муки, а о жизни родных на Земле — не знает (а праведники — знают! — См. Иер. 31, 15, 16, где Господь отвечает на молитву Рахили, плачущей о судьбе потомков через много столетий после своей физической смерти!).
Как прекрасно согласуется со всем сказанным притча Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лук. 16, 19–31)! Заметим, что, порицая лицемерие некоторых фарисеев, Учитель нигде ни словом не осудил их учение о бессмертии души; да и апостол Павел, уже давно уверовав в Иисуса как Мессию, продолжал называть себя фарисеем (Деян. 23, 6 — «я фарисей»; Филипп. 3, 5 — «по учению фарисей»). Неужели он говорил неправду?! А если правду, — значит, разделял и учениефарисеев о бессмертии души!..
Зададим теперь вопрос: а зачем Иисус Христос вообще рассказал притчу о богаче и Лазаре, прямой и буквальный смысл которой полностью подтверждает учение фарисеев о загробныхнаграде и наказании?! Неужели он не знал, что, ссылаясь на эту притчу, его последователи тысячелетиями будут учить о загробной жизни?! Неужели, чтобы «опровергнуть фарисеев», Учителю надо было детально подтвердить всё их учение о загробном бытии — и притом на много веков вперёд?!.. Отрицать «лжеучение» фарисеев ведь надлежало бы прямо, и совершенно другими словами!..
…Об Аврааме и других праотцах сказано, что, умерев, они «приложились к народу своему», — конечно же, к народу праведников! И Авраам не к язычникам (как Вы подумали) приобщился, а к праведным отцам своим — Мафусаилу, Ною, Симу и другим:
Праведник… отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис. 57, 1–2)
Объясните: если одинаково «ничего не чувствуют до воскресения» праведники и грешники, почему же именно о праведниках сказано — «отходят к миру», «буду покоиться»?! Нет в Вашей нынешней системе ответа ни на этот, ни на предыдущие мои вопросы… Как нет и убедительного комментария на выражение: «выйти из тела» (II Кор. 5, 8). Оно понятно лишь тому, кто подходит к Писанию с искренним, открытым сердцем — и учится из него, а не навязывает ему посторонние доктрины. Ведь есть и такие «пророки», о коих сказано:
Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. (Иер. 23, 21)