Здравствуйте!
Что-то из прочитанного у Вас меня смутило и даже шокировало, что-то по-христиански вдохновило.
Есть много-много вопросов, спрошу по нескольким проблемам.
1.Дождутся ли читатели Вашей книги на Псалтирь? Если она появится, то в рамках многотомного ВЗ или, как и кн.прор.Даниила, раньше?
2.Как разобраться в 1Кор.14 и вообще в феномене глоссолалии в НЗ? Что это? Какое значение имеет для Вас? Почему ВЗ, упоминая схожее явление, говорит о пророчестве, а ап. Павел их отчасти противопоставляет друг другу?
3.По поводу критерия интерпретации установлений ВЗ в христианском ключе: в каких случаях остается буквальный смысл, в каких он совмещается с символическим, в каких заменяется новозаветным? Храмовые жертвоприношения, например. Хлеба предложения, зажигание светильника - это символы? Прикасаться к трупу - осквернять себя или это уже не несет буквального смысла? Скажем, мы празднуем Пасху, нужен ли жертвенный ягненок? Почему "нет" или "да"? Или этот образ переносится на Христа и преломляемый хлеб? Совершать Пасху 14 нисана согласно Торе или можно и в другие дни? Или вот вечное постановление семь дней в году жить в шалашах... Неужели Вы в живете неделю в шалаше? Кроме того, как быть с теми иудейскими толкованиями, которыми обогатилась еврейская культура? ("не вари козленка..." - не совмещай молочного с мясным)(или, скажем, афикоман, поиски хамеца - об этом в Библии не упоминается) Каков здесь герменевтический принцип буквальности и образности? (только не отвечайте, пожалуйста, словами о духовном водительстве, потому что учений "водительских" за 2тыс. лет было, наверное, 2млн.) Хочется понять...
4.Не могли бы Вы рассказать о своем обращении ко Христу? (если это не слишком интимный вопрос) У всех нас есть такая история, но всегда разная.
5.Наверное, Вы уже писали об этом, просто я не видел. Как Вы прокомментируете знаменитую фразу апостола про крестящихся для мертвых? (как переводчик и теолог)
6.Наверное,риторический вопрос. Допускаете ли Вы, что в чем-то можете заблуждаться, впоследствии изменить свое мнение? В связи с этим, разве не нужно ли быть особенно осторожным в высказывании мнений? Ведь Ваше влияние как публичной личности и высокообразованного человека очень велико!
Простите.
С уважением, Клим.
. . :
Уважаемый Клим!
1. О «книге на Псалтирь» пока сказать ничего не могу.
2. Относительно дара языков и других духовных даров сказано, что «так бывает во всех церквах у святых» (I Кор. 14, 33), и далее:
А кто не разумеет, пусть не разумеет. (I Кор. 14, 38)
Апостол Павел не противопоставляет этот дар пророчеству, но говорит, что если язык непонятен окружающим, то дар истолкования, соединяясь с даром языков, приравнивается к пророчеству (там же, ст. 5, 12, 13).
3. Вы просите изложить основы герменевтики Писания в двух-трёх фразах? Это весьма затруднительно: ведь существует обширная наука, изъясняющая множество вопросов по этому поводу. Что касается всех храмовых постановлений Ветхого Завета, — они не могут быть осуществляемы, доколе разрушен Иерусалимский Храм, единственное место, где дозволена полнота Богослужения по Торе (Втор. 12, 10–14; 16, 5–6; III Цар. 9, 1–9). Остальные постановления Торы сохраняют своё значение всегда и везде, согласно Матф. 5, 17–20. Детальные разъяснения при этом общем положении, полагаю, излишни (см. Исх. 13, 10; Лев. 23, 14 — «вечное постановление»). То же относится к Кущам (Лев. 23, 41 — «постановление вечное»), но полнота празднования возможна на Святой земле, «когда вы собираете произведения земли» (там же, ст. 39); в других местах — только память об этом, поэтому, скажем, иудеи проводят в «шалашах» в эти дни только свои трапезы; а кто может (по климатическим условиям) — тот и живёт в них. Разумеется, все эти постановления имеют и непреходящий духовный смысл.
4. Это не вопрос по Писанию!
5. «Крестящиеся для мёртвых»: ранние христиане, обеспокоенные будущностью душ своих не успевших принять крещение умерших близких, считали возможным совершать священные погружения в воду «от их лица».
6. «Заблуждаться — это по-человечески» (errare humanum est), однако прискорбно заблуждаться в главном — в области веры и пути спасения… Думаю, что Создатель наш позаботился, чтобы мы в этом не заблуждались, — и даровал нам Писания, «вернейшее пророческое слово» (II Петр. 1, 19). Другое дело, что мы «отчасти знаем», «видим как бы сквозь стекло» (I Кор. 13, 9, 12). Но «знать отчасти» — не значит знать ошибочно или ложно. А если следовать Вашим опасениям, тогда никто и никогда не должен был бы высказываться об Истине; тогда и призыв Матф. 28, 19–20 не мог бы быть осуществлён… — Д. Щ.