Глубокоуважаемый Дмитрий Владимирович!
Бог в помощь в Ваших трудах!
Если можно, объясните, пожалуйста, как соотносятся послушание Богу и послушание человеку. В нашем приходе батюшка требует полного послушания. У него очень хорошие наставления, но все-таки иногда возникают возражения, да и вообще хотелось бы чуть больше свободы. Что говорит Библия о послушании человеку? И насколько оно необходимо для христиан?
И еще один вопрос, с этим связанный. Вот говорят, что христианам правильно быть друг другу только братьями, а друзьями - не надо, и нельзя кого-то выделять среди христиан как своих друзей. Но у меня есть друзья. Как быть? Почему лучше не иметь друзей?
Извините за беспокойство. И поймите правильно: у нас очень добрый батюшка. Но я читал Библию, и у меня возникли вопросы.
Сергей
. . :
Уважаемый Сергей!
Вы задали непростой вопрос. С одной стороны, в Писании сказано:
Иных Бог поставил в Церкви… учителями (I Кор. 12, 28),
— а также:
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и в учении» (I Тим. 5, 17)
С другой же стороны, апостолы Петр и Иоанн спросили членов Синедриона (т. е. главной религиозной инстанции своего народа):
Суди́те, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19),
— также:
Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29)
Итак, в соответствии со сказанным, необходимо повиноваться всем мудрым и добрым соответствующим Слову Божьему наставлениям своего пастыря. И проявлять крайнюю осторожность в суждении о нем — разве только (не дай Бог!) его поучения окажутся в явном противоречии с Писанием. Вы говорите о желании «большей свободы». Однако к настоящей свободе приводит только познание истины:
И познаете истину, и истина сделает вас свободными… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Иоан. 8, 32, 36)
Существует, однако, и другое представление о «свободе» — оно исходит от тех, которые
...Презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших… прельщают неутвержденные души… обещают им свободу, будучи сами рабы тления… (II Петр. 2, 10, 19)
Какую из этих свобод имеете Вы в виду?..
Что же касается дружбы, то отрицание ее не согласуется с Писанием, а является мнением чисто человеческим. Вспомните, например, об особо близкой дружбе Давида с Ионафаном, который
...Полюбил его, как свою душу (I Цар. 18, 1)
Вообще, Библия учит, что между некоторыми душами бывает особая близость, особая связь, описываемая словами:
Прилепилась душа к душе (I Цар. 18, 1)
или:
Душа связана с душой (Быт. 44, 30)
Даже у самого Иисуса Христа, как мы знаем, был ученик, которого он особенно любил:
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса (Иоан. 13, 23)
Премудрый Соломон наставляет нас так:
Не покидай друга твоего (Прит. 27, 10),
— потому что
...Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия (Прит. 17, 17);
— что же касается братьев, то
...Бывает друг, более привязанный, нежели брат (Прит. 18, 24)
Равное же ко всем отношение — скорее удел святых, чем простых верующих; и, однако же, даже у святых, как мы видим, оно не всегда встречается (см. выше — примеры Давида и даже самого Иисуса Христа)… Так что призыв «никого не выделять… как своих друзей» ведет скорее к расстройству духовной жизни, нежели к ее созиданию…
Да поддержит и умудрит Вас Дающий мудрость (Прит. 2, 6).— Д. Щ.