Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Вопрос о сотворении 04.06.2013 Вадим
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понял рассказ о сотворении Адама и Евы, изложенный в первых двух главах книги Бытия?
1. Первоначальное творение Адама было - Адам Кадмон: нешама (высшая душа) и руах (дух). "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1, 27)
2. Продолжение творения - тело Адама - эфирное тело из праха земного - Адам Афар: нефеш (низшая душа). "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Быт. 2, 7) Также, как мне кажется, нефеш назван еще "костью", а нефеш, в который вдунуты нешама с руахом - нефеш хайа (живая душа).
3. Для сотворения Евы Бог разделил Адама, изъяв у него ребро (или сторону), то есть буквально изъял у него одну из костей - одну из частей нефеша Адама. И закрыл то место плотью (то есть нефеш был закрыт плотью). Здесь в описании впервые появляется сотворение Адаму плотского тела (басар). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. (Быт. 2, 21) Сотворение Евы от части нефеша (эфирного тела) Адама позволило ему сказать: вот, это кость от костей моих, а наличие у нее такой же плоти (басара): и плоть от плоти моей. (Быт. 2, 23) 4. После грехопадения первых людей Бог проклял старую плоть (...проклята земля за тебя... (Быт. 3, 17) и дал им новые одежды кожаные, то есть современную плоть, главным отличием которой было наличие в ней крови.
4. "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк 24, 39) - это о первоначальном басар и нефеш Адама и, соответственно, воскресшего Христа. "Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления". (1 Кор. 15, 50) - это о современном басар каждого живого человека. Правильно ли я понимаю историю сотворения человека?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вадим!

Писание метафорично, притчеобразно — и более настраивает на духовное переживание, нежели на рациональное осмысление. При последнем бывают несоответствия. Например, «проклята земля за тебя» — имеет продолжение: «со скорбию будешь питаться от неё». Если же «земля» — это «старая плоть», то как же человек «со скорбью питается от неё»?
Смысл Писания — духовен (II Пет. 1, 19–21). И слова: «Плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия» — относятся также и к разумению Писания.
Как и сам человек, понимание может быть духовным, душевным или плотским (I Кор. 2, 14–15 и 3, 1).


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |