Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

...что же конкретно является «образом», а что — «подобием» 08.09.2012 Фарафоноф Сергей Владимирович
 Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

Из Вашего текста я так и не понял, что же конкретно является «образом», а что — «подобием».

=====================================================

В Быт.1:26 написано: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…»

Одновременно термины «ОБРАЗ БОЖИЙ» и «ПОДОБИЕ БОЖЬЕ» использованы только в этом стихе - Быт.1:26. Уже в следующем 27-мом стихе говорится о сотворении человека только по образу Божьему, но ничего не сказано о Божьем подобии. А в пятой главе Бытия, где приводится родословие Адама, написано, что «…Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их…», но ничего не сказано о сотворении Адама по образу Божьему...

Во всех других местах Библии тоже нигде не написано, что человек сотворён (или преобразуется, или обновляется...) одновременно и по Божему образу, и по Божьему подобию. Почему же эти библейские термины не используются в Писании одновременно? Создаётся впечатление, что они как бы взаимоисключающие...

Разберём сначала, что обозначает термин «Образ Бога»?
- Словом «Образ» переведено Ивритское слово «целем», что означает «тень», «печать», «отпечаток». Божья печать, конечно, должна быть такой, которую невозможно подделать. Спросим себя: что же может быть такой уникальной, неповторимой, надёжной и достоверной Божьей печатью, которую никто никогда не сможет подделать?..

- Ответ на этот вопрос можно найти в книге П. И. Рогозина «Совокупность совершенства» ( http://www.blagovestnik.org/books/books026.htm ):

«Слово Божие учит, что человек троичен; он состоит из тела, души и духа. Отсюда мы наблюдаем три вида любви: плотскую, душевную и духовную. Этот третий вид любви («агапи») знаком только возрожденному свыше человеку. Духовная любовь немыслима без нашего обращения ко Христу, покаяния и примирения с Богом.

«И нет такого притворства, которое могло бы скрыть любовь там, где любовь есть, или проявить ее там, где любви нет», – говорит Ф. Лярошфуко.

Истинная любовь заслуживает своего святого имени «агапи», если она является плодом Святого Духа и приходит к нам как дар Божий, если она «излилась в сердца наши Духом Его Святым, данным нам»... (Рим. 5 гл.)».

Таким образом, иметь Божий образ может только тот возрождённый христианин, сердце которого наполнено Святой Божьей любовью «агапи». Эту любовь подделать невозможно, потому она и является той Божьей печатью, которая удостоверяет, что человек имеет образ Бога.

* * *

Теперь разберёмся с подобием Божьим. Словом «подобие» переведено Ивритское слово «демут», что означает «быть похожим на кого-то». Чем же человек стал похожим на Бога? Знанием добра и зла и способностью различать одно от другого? А, может, своим умом, свободной волей или творческими способностями? Но всем тем знанием и способностями обладают и ангелы, тем не менее, нигде не сказано, что они имеют подобие («демут») Бога...

Человек же, в отличие от ангелов, приобрёл троичность, которой ни ангелы, ни кто-либо другой во вселенной не имеют. Одного только человека Бог создал троичным, трёхчастным. Эта троичность (подобие Богу) была нужна первому Адаму для того, чтобы посредством своего живого духа он мог принять в своё сердце Самого Бога и посредством этого стать настоящим живым образом живого вечносущего Бога…

Трёхчастность человека относится к наличию в человеке, кроме тела и души, ещё и духа.
Когда Бог вдохнул в человека дыхание жизни, человек стал душою живою. Всякую человеческую душу Бог считает живою только тогда, когда она имеет связь (общение) с Богом, потому что один только Бог является Источником Жизни.

Вследствие грехопадения человек утратил связь с Источником вечной нетварной жизни, и исполнилось то, о чём Бог предупредил Адама в стихе Быт.2:17:
«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Когда Адам согрешил, в тот же самый день он и умер, потому что «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).
После грехопадения человек стал духовно мёртвым, и ему, чтобы восстановить общение с Богом, чтобы оживить свою душу, требуется духовное возрождение…

* * *

От первого Адама перейдём к «последнему Адаму», т.е. к Иисусу Христу. Именно о Нём сказано, что Он явился как носитель Образа Божьего, ибо в Нём Бог видимым образом был явлен этому миру:
"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол.1:15).

Итак, о Христе сказано, что Он есть образ невидимого Бога, но нигде нет и намёка на то, что Он был на земле Его «подобием». Такой термин по отношению к Иисусу в Писании применяется только один раз, где говорится о том, что Он пришёл «в ПОДОБИИ плоти греховной» (Рим. 8:3). И это не случайно, так как Иисус не был «подобным» Богу, т.е. «похожим» на Бога, но Он был Самим Богом, явленным в плоти человека. Иисус Христос на земле был образом Бога, Его видимым выражением. Невозможно быть одновременно выражением Бога (Его образом), и в то же время быть только похожим на Бога, быть всего лишь Его подобием. Вот почему эти понятия «образ Бога» и «подобие Бога» применительно к Иисусу Христу и Его Церкви являются взаимоисключающими.

По подобию Божьему сотворён ветхий человек, Адам, а по образу Божьему Бог создаёт нового человека, которым является Христос и Его Святая Церковь.

Когда Церковь будет завершена, тогда понятие "подобие Божье" утратит для неё всякий смысл и значение, ибо тогда Церковь будет не подобна Богу, а она будет одно с Богом, будет Его полным и истинным выражением (т.е., образом)! Именно поэтому в Быт.1:27 ничего не сказано о сотворении человека по подобию Божьему...

Но до тех пор, пока домостроительство Церкви не будет завершено, все христиане, являясь трёхчастными людьми, естественно, кроме образа Божьего, будут иметь, подобно всем людям, живущим на земле, также и подобие Божье:
"и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится..." (1Фес.5:23).

А образом Божьим христиан делает Христос, Который Духом Святым вошёл в их сердца, вошёл как новая вечная нетварная жизнь. Поэтому в стихе Быт.1:26 мы и читаем: "...сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему..."

Итак, истинная Церковь, будучи телом Христа, не имеет в себе Божьего подобия, но она есть Его образ. Церковь не старается «уподобиться» Богу (Иисусу Христу), но она сознаёт, что она и есть Он – новая воплощённая форма Единого Бога.

* * *

Может возникнуть вопрос: о каком «Едином Боге» можно говорить, если при этом признаётся Божественность и Отца, и Сына и Святого Духа?

- Во-первых, и слово «Элохим» в Быт.1:1, и слово «сотворим» в Быт.1:26 – это всё множественное число…

- Во-вторых, посмотрим на себя. То, что в нас думает, помнит и радуется, то, что мы считаем своей, якобы, собственной душой - всё это где в нас находится и из чего состоит? Что такое совесть, как она выглядит?..

- Если мы ничего не можем достоверно сказать о себе, то стоит ли делать категоричные заявления о том, что совсем не очевидно и о Том, Кого мы не видели и видеть не можем? Не проще ли нам признать тайной и троичность Единого Бога, и троичность человека.

* * *

В Иоан.10:30 Христос сказал: «Я и Отец – одно».
Как можно себе это единство представить?

- Допустим, что Бог это огромный айсберг, который изначально находился в неприступном свете (под огромной толщей воды). В назначенное время невидимый Бог входит в пространство и время: вершина айсберга поднимается над водой, и люди могут видеть её своими глазами и даже могут соприкасаться с нею. Ясно, что вершина айсберга – это Христос, Который, по сути, есть тот же Самый Бог, что и Отец.

На кресте Христос «пролился, как вода» (Пс.21:15), чтобы омыть грешников от грехов их, «очистив банею водною посредством слова», а в воскресении Христос стал «духом животворящим» (1Кор.15:45), чтобы тех же грешников возродить к новой жизни «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Тот же самый Дух и по сей день преобразует возрождённых верующих по образу Божьему, по образу Создавшего их.

Хотя лёд, вода и пар внешне выглядят совершенно по-разному, но по внутренней своей сущности они друг от друга ничем не отличаются…

* * *

Христианство учит, что сегодня образ Божий в человеке осквернён, что подобие Божие уничтожено, а человек потерял своё достоинство, потерял и стыд, и честь, и совесть, и т.д., и т.п.

Но подтверждается ли это Библией?..


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

Вы пишете о «троичности человека» (дух, душа, тело), считая это «подобием троичности Бога» (мысль известная). Однако соответствие это весьма условное, если не натянутое, оно в Писании не встречается. Об Ипостасях традиционное христианство всегда говорит как о равных. Какое же равенство между вечным духом, душой — и смертным телом? Или какую Ипостась можно уподобить телу?! Или разве тело обладает самосознанием, чтобы стать «третьим» рядом с духом и душой —

…Тело без духа мертво... (Иак. 2, 26)

Так что подобие Богу — далеко не в этом…



[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |