Передаю вам вопросы от библеиста Алексея Прокопенко, возникшие после прочтения вашего ответа Галине: вопрос "Реинкарнация" от 19.10.2009:
1. Объясните, пожалуйста, слова о "вечной жизни" и "вечном поругании и посрамлении"(Дан. 12:2).
2. Что означают слова: "пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф. 25:48)?
3. Что означают слова: "...так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:17)?
4. Слова о прекращении смерти: "...поглощена смерть победою" (1 Кор. 15:54)?
5. Как можно понять слова о том, что воскресения всего два: одно к оправданию, другое к осуждению (Откр. 20), и после этого одного-единственного для каждого человека воскресения "...смерти не будет уже" (Откр. 21:4)?
Как вы относитесь к распространённому мнению, что учение о перевоплощении души(гилгуль) раннему христианству вообще было чуждо?
Заранее большое спасибо за ответы!
С уважением и благодарностью, Леонид
. . :
Уважаемый Леонид!
1. Дан. 12, 2. Вечная жизнь — это состояние, а не длительность.
Ср.:
…Верующий… имеет жизнь вечную… перешел от смерти в жизнь. (Иоан. 5, 24)
Это сказано о человеке физически смертном, живущем на земле. Ср. также:
…Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам… (I Иоан. 1, 2)
То же относится к «вечному поруганию». Добавим, что «ола́м» (в Синодальном переводе «вечный») может относиться к длительному состоянию, имеющему предел:
…И он останется рабом его вечно. (Исх. 21, 6),
— но человек физически смертен, и навсегда рабом остаться не может.
2. Мф. 25, 48 — тоже о состоянии душ, а не о «бесконечном пребывании».
3. I Фес. 4, 17: «Оставшиеся в живых» — т. е. утвердившиеся духом в состоянии жизни вечной (см. выше, п. 1). Они уже неразлучны с Богом и Мессией (ср. I Иоан. 1, 3: «Наше общение — с Отцом и Сыном Его…»).
4. I Кор. 15, 54 — речь идёт о переходе на более высокий уровень существования, когда «духи, достигшие совершенства» (Евр. 12, 23) не будут уже нуждаться для своего исправления в прохождении через тление и смерть.
5. Откр. 20, 4 — сказано о тех, которые «ожили», т. е. достигли состояния жизни вечной (см. п. 1); 20, 12 — о тех, кто остался «мёртвым», представ на суд Божий. Эти последние будут судимы «сообразно с делами своими», т. е. получат участь не общую, но каждый свою — «меру за меру» (см. Матф. 7, 2). Все эти события относятся к окончанию перевоплощений на Земле:
…Бежало небо и земля, и не нашлось им места. (Откр. 20, 11),
— т. е. пространство («место») исчезло как таковое или преобразилось….
«Смерти не будет» — см. п. 4.
6. Поскольку учение о перевоплощении душ было свойственно древнему Иудейству, ранее Христианство, связанное с ним своими корнями, не могло быть «чуждым» этому учению. Реинкарнацию признавали Климент Александрийский, Ориген и др.