Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Бог не изменяется! (Библия) 21.12.2011 Илья Исаев
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Одним из важнейших вопросов религиозных разногласий является отношение к Божественности Иисуса Христа.

На мой взгляд, Вы вполне убедительно опровергаете этот тезис. В самом деле, в тексте Библии ни сам Иисус не называет себя Богом, ни апостолы не считают его таковым. Напротив, есть множество противоположных мест (Иисус называет себя человеком; Иисус ясно проводит иерархию, однозначно ставя Бога выше себя; Иисус говорит о своей зависимости от Бога; Иисус молится Богу; Иисус говорит о своём не-Всезнании; и многое другое).

Тем не менее всё это не убеждает Ваших оппонентов. Не убеждает их и текст Корана, который также отрицает Божественность Христа, почитая его только как пророка, Мессию и посланника Божьего. (Дело в том, что те христиане, которые верят в Христа-Бога, обычно не воспринимают Коран как Священное Писание и не рассматривают его (Коран) как ещё один аргумент в богословском диалоге).

Так вот, уважаемый Дмитрий Владимирович. Хотелось бы при Вашей помощи рассмотреть ещё один аргумент в пользу не-Божественности Христа.

Как известно, христиане, верующие в Христа-Бога, фактически веруют, что примерно 2 тысячи лет тому назад Бог ИЗМЕНИЛСЯ. Да, да, изменился – причём во времени и пространстве. Бог СТАЛ человеком. Стал тем, кем Он не был до того!

Вдумайтесь в смысл этого заявления: Творец стал творением (!).

Бог не был человеком, но Он стал человеком. Приобрёл новый атрибут, новое, дополнительное, качество, которого у Него не было ранее – «быть человеком». Приобрёл плоть в том числе – и обожил её.

Вы понимаете, уважаемый Дмитрий Владимирович, во что они веруют? Это же новое фундаментальное учение об изменившемся Боге. Более того, они веруют, что изменился и состав «Пресвятой Троицы»: если ранее её составляли Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, то теперь (после вознесения Христа во плоти обратно «на небо») там присутствует человек! Точнее, Богочеловек – что не меняет самого факта признания очевидных изменений в Боге.

(Кстати, сами понятия «Бог-Троица» и «Бог-Сын», разумеется, отсутствуют в Священном Писании, но и это не останавливает верующих в Христа-Бога).

Как же так, Дмитрий Владимирович? Я уж не говорю, что такие верующие верят в «сложно-составного» Бога, совмещающего с некоторых пор Божественную и человеческую природу (Бог навечно воспринял в Себя человеческое естество по факту воплощения Богочеловека).

Дмитрий Владимирович! Что они такое творят! Это же просто ересь на ереси. Как бы отреагировали сам Христос и апостолы, узнав, что кто-то всерьёз воспринимает его (Иисуса) как самого Господа Бога. Как Бога-Сына, как ещё одно Божественное Лицо наряду с Богом-Отцом и равное Ему!

Это же очевидное искажение стройного монотеистического учения о Едином Боге - учения, ясно изложенного в Торе, Евангелии и Коране.

Возможно, сторонники такой точки зрения могут возразить: мол, да, Бог пошёл на такие фундаментальные изменения в Себе с целью спасти человечество. Ибо «так возлюбил…» и далее по тексту.

На самом деле такой аргумент несостоятелен. Во-первых, именно потому что Иисус по тексту Библии ни разу не назван Богом – и сам он так себя не определяет.

А во-вторых – и это очень важно – Библия ясно опровергает такого рода допуски. Бог не изменяется, утверждает Библия.

Числ. 23, 19: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться".
Мал. 3, 6: "Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь".
Иак. 1, 17: "Отца светов... нет изменения и ни тени перемены".
"... ибо Я Бог, а не человек..." Ос.11:9

Таким образом, доктрина о «превращении» Бога в человека («Бог стал человеком»), на мой взгляд, имеет ещё один серьёзный конфликт с ясным текстом Библии.

Как думаете, Дмитрий Владимирович?


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Илья!

Тема, которую Вы затронули, для теологии весьма существенна. Сделаю только одно замечание: речь идёт не о «новом фундаментальном учении» (как Вы сказали), а об очень старом — ему уже около 1700 лет…



[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |