В иудаизме мы имеем совершенно иную теологическую картину: именно падение человека, этого единственного из всех сотворенных существ носителя Божественного богоподобия, повлекло за собой падение всего остального мира (в частности, даже земли, ставшей, как говорится в Талмуде, вследствие этого производить также и паразитов). Иудаизм отнюдь не считает, что драма первоначально разыгрывается на небе с тем, чтобы впоследствии перекинуться на землю; напротив, она возникает именно на земле и с земли достигает небес.
Непослушание человека разрушило его собственную цельность, разрушило мир (который есть проекция человека) и даже, согласно Каббале, привело к повреждению высших Божественных миров, что выразилось в возникновении в них категории "гнева". Именно отторжение гнева, отчуждение качества строгого суда привело к возникновению того, что именуется в Каббале "левой стороной" - демоническим миром.
Что же касается образа "Змея", он же Сатан, он же ангел смерти, - то это есть ничто иное, как дурное побуждение внутри самого человека. Это "побуждение ко злу" внутри человека создано Богом (а вовсе не является результатом "бунта против Бога", "непослушания ангела" и т.п.), и оно создано Им для того, чтобы человек действительно имел Свободу выбора - ибо если бы не было в человеке равновесия побуждения к добру и побуждения ко злу, то человек не был бы по-настоящему свободным, а в этом случае все Сотворение Мира потеряло бы смысл.
В иудаизме ангелы вообще и сатан в частности мыслятся (в отличие от человека), как существа совсем не наделенные свободой воли. Это всего лишь орудия Бога, орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов.
В частности, миссия Сатана - осуждать человека, т.е. провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом (т.е. как небесный прокурор, необходимая часть прав.
Вопрос подобный первому:
Как это понимание может быть примирено с христианской доктриной?
. . :
Уважаемый Йигаль!
В Йехезкиэль (Иезекииль) 28, 12–16 царь Цора (Тира) изображён так, что сквозь это описание «просвечивает» образ некого ангела («керува [херувима], помазанного, чтобы осенять» — ст. 14), который «находился в Эдене, в саду Бога… среди камней огненных» (ст. 13–14). К человеку — языческому царю это описание никак не подходит…
Конечно, «падший ангел» (Иез. 28, 16–18) не «воюет против Бога»: для этого надо быть полным безумцем, а он достаточно мудр (Берешит 3, 1). Он воюет против человека…
Относительно тождества нахаша (змия) и сатана есть разные мнения; одно из них — что искуситель «вошёл» в реального змия.
Но разве это не то же самое, что сказать: он действует, «облекаясь» в злую наклонность (йецер- г̃а-ра) самого человека?..
Что же касается христианских доктрин, — они нередко коренятся в иудейских взглядах и преданиях более древних, чем позднейшие «системы», или параллельных им.
Сама иудейская ангелология, как и мистика в целом, далеко не однозначна и совмещает различные точки зрения…