Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Иисус Христос - Бог (2) 18.09.2010 Наталья
 Дорогой Дмитрий Владимирович!

Спасибо за ответ.

Только, на мой взгляд, мы пришли к противоречию в Библии, которого, как мы с Вами понимаем, быть не может.

Вы пишете: Иисус Христос не называет Богом себя, но — Отца (Иоанн. 6, 27; Откр. 3, 2, 12.)
Но как же тогда: "Тогда сказали Ему: КТО ЖЕ ТЫ? Иисус сказал им: ОТ НАЧАЛА СУЩИЙ, как и говорю вам" (Ин 8:25)

Кроме того, почему апостолы называют Иисуса Христа Богом?

Апостол Иоанн: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. СЕЙ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ БОГ и жизнь вечная" (1Ин 5:20)

Апостол Павел: "их и отцы, и от них Христос по плоти, СУЩИЙ НАД ВСЕМ БОГ, благословенный во веки, аминь" (Рим 9:5)

Апостол Фома: "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и БОГ МОЙ! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин 20:27-29)

Дмитрий Владимирович, апостолы ошибаются? или ошибаемся мы, пытаясь ТАЙНУ Святой Троицы объяснить по-человечески: «Царь же не может быть «рабом самому себе», «У Бога не может быть двух противоположных воль…»? Как часто Вы же сами говорили, что тот мир нельзя мерить категориями этого мира!

Далее, мне кажется, что речь о полноте Божественного Присутствия во Христе выводит нас на понимание Святой Троицы.
Насколько мне известно, Вы признаете единство и иерархичность Святой Троицы: луч и солнце едины, но луч не есть солнце. Другими словами, Вы считаете, что все, сотворенное Иисусом Христом, - это проявление Единого Бога. И тут мне видится достаточно тонкий момент: чем отличается ВСЯ ПОЛНОТА БОЖЕСТВЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ от САМОГО БОГА? Если бы речь шла просто о Божественном Присутствии, то понятно: сегодня Оно есть, завтра Его нет. Но когда речь идет о ВСЕЙ ПОЛНОТЕ присутствия, нельзя ли поставить здесь знак равенства с Тем, Кто присутствует?
Приведу еще слова: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18) - СУЩИЙ В НЕДРЕ ОТЧЕМ, не означает ли это "вечно существующий внутри Бога»?

Странное у нас дело получается, Дмитрий Владимирович, с одной стороны, Вы приводите немало цитат, подтверждающих Человеческую природу Иисуса Христа, а с другой стороны, есть достаточно цитат, подтверждающих Его Божественную природу. Вот еще одна из них: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: БОГ ЯВИЛСЯ ВО ПЛОТИ, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16).
А ведь Святые Отцы православной традиции давно упразднили это противоречие, признав две природы Иисуса Христа: Божественную и Человеческую.

На самом деле я не хотела с Вами спора.
У меня даже есть личная догадка, что Вам по каким-то своим причинам Иисус Христос близок именно Таким, «одолевшим себя», «покорившимся воле Отца»… И я, хотя каждый раз и спотыкаюсь о такое Ваше отношение, не могу не уважать Вас, потому что Вы так относитесь к Христу, воплощающему для Вас полноту Божественного Присутствия, как далеко не каждый относится к Христу, называя Его Богом.

И все-таки, дорогой Дмитрий Владимирович, обратите внимание на вышеприведенные слова апостола Павла «великая благочестия ТАЙНА»…

С уважением,
Наталья.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Наталья!

Часть поднятых Вами вопросов я постарался охватить в ответе Анатолию на его письмо от 18.09.10. Дополняю здесь тем, что непосредственно интересует Вас.
Иоан. 8, 25: греческое <тэн архэ́н хо ти кай лало́ хюми́н> — буквально «то, что с начала и говорю вам» (т. е. — Иисус уже сказал ранее, кто́ он: «Я свет миру» — там же, ст. 12).
Но, при любом переводе и понимании, следует всегда различать речь Логоса, обитающего в человеческой природе, и личности Иисуса-человека. Можно сравнить это с тем, как Бог говорил через пророков, обитая в них Духом Своим. Например, устами Исайи Всевышний изрёк «Я первый и Я последний» (44, 6). Однако ведь никто не подумал, будто Исайя это говорит о себе. На каком же основании станем мы приписывать подобные слова человеку Иисусу — а не Логосу, живущему в нём как в Храме?
Апостолы не называют Иисуса Христа Богом!

…Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. (I Иоан. 5, 20)

Бог истинный ведь дважды здесь упомянут, а Иисус — назван Его Сыном. Прочитайте внимательно этот стих!
Восклицание

…Сущий над всем Бог, благословенный во веки... (Римл. 9, 5)

— завершает предыдущее рассуждение.
Благословение Бога встречается не раз в посланиях Павла (II Кор. 1, 3 — «Благословен Бог…»; Еф. 1, 3 — «Благословен Бог…»; ср. у Петра — I Петр. 1, 3). Вообще, молитвенная формула «Бару́х Г̃ашем» — «благословен Господь» — одна из самых известных у иудеев, в т. ч. в евангельскую эпоху; и воспринимать её в Римл. 9, 5 как относящуюся к Иисусу — «смелое начинание»!
Иоанн. 20, 27–29. Следует заметить, что неверие Фомы относилось к воскресению Иисуса из мёртвых, а совсем не к тому, что «Иисус — Бог». Последний вопрос даже близко не обсуждался (см. выше, ст. 24–25). Какое же основание было у Фомы, удостоверившегося, что Учитель ожил из мёртвых, — объявлять его Богом? Ведь вот пророк Илия, даже не умирая, вознёсся на огненной колеснице на небо, — однако же никто не принял его по этой причине за Бога?!..
Восклицание Фомы: «Господь мой и Бог мой!» — это выражение радости, удивления, восхищения, благодарности Богу за то, что Он воскресил Иисуса. А отнюдь не признание Богом самого Иисуса… «Иисус говорит ему: ты поверил…» — во что? Да в то самое, во что раньше не верил: в восстание Учителя из мёртвых!..
Кол. 2, 9. Заметим, что выражение «в Нём обитает» — предполагает разделение на того, в ком обитает, и на Того, Кто обитает. Если в доме живёт хозяин, то сам дом хозяином не является. Логос («полнота Божества») обитает «в нём» — в Иисусе. Однако же Иисус — Храм Логоса, но не сам Логос! «Вся полнота Божества» — т. е. настолько, насколько личность и природа человека могут вообще вместить. Логос проникает весь состав Мессии — дух, душу и тело. А если бы Бог всецело «помещался» в Иисусе, — Его (Бога) не было бы более нигде. А ведь Он — вездесущ!..
Иоан. 1, 18 — относится к Сыну, Логосу, Единородному, а не к человеку Иисусу.

…Бог явился во плоти… (I Тим. 3, 16):

Бог здесь — Логос. А под «плотью», как мы видим во всём Писании, подразумевается полный состав человека — дух, душа и тело:

…Да благословляет всякая плоть святое имя Его... (Пс. 144, 21)

— плоть как тело, без духа и души, ведь не может молиться и благословлять?!
Итак, Бог явился в человеческой природе и личности Иисуса как в Храме:

…Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
…Он говорил о храме тела Своего. (Иоан. 2, 19–21)


Конечно, тела, одухотворённого духом и душой человеческими!



[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |