Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Для меня очень важно знать Ваше мнение и отношение к такому фундаментальному еврейскому своду Законов как Талмуд.
Спасибо.
. . :
Уважаемая Алена!
Талмуд — произведение многовековое и очень сложное по составу, в нём содержатся как мудрые постановления и толкования, проистекающие от высокого духовного опыта, так и чисто человеческие мысли и мнения. Приведу примеры как того, так и другого. Трактат Авот дэ-рабби Натан (версия 1), гл. 3 (начало): «…И поставляйте побольше учеников. Ибо школа Шаммая говорит: учить должно лишь человека умного, смиренного, благородного происхождения и богатого, а школа Гиллеля говорит: учить должно всех людей, ибо в Израиле было много грешников, которые приблизились к изучению Торы и стали праведными, благочестивыми и годными».
Кажется, лучше не скажешь о духовной обязанности проповедовать слово Божие всем — и о благе, от этого проистекающем!
А теперь — пример другого рода: Сифре Реэ 111–112 (на Втор. 15, 1–3): «…Подобно тому как “семь лет” для раба еврея исчисляются для каждого отдельного раба, так и здесь семь лет для прощения должны исчисляться для каждого должника особо». Речь идёт о библейском постановлении:
В седьмой год делай прощение.
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа… (Втор. 15, 1–2)
Поскольку же имеется предписание не сеять и не жать в каждый седьмой год (Лев. 25, 2–7), а также заповедь отпускать раба на свободу в седьмой год (Исх. 21, 2), то понятно, что речь идет в трех случаях об одном и том же: именно в Субботний год следует и землю оставлять «под паром», и долги прощать, и отпускать рабов на свободу. В рабство попадали главным образом за долги; прощая же долги, тем самым аннулировали рабство. Например, царь Седекия, вразумлённый пророком Иеремией, велел всем рабовладельцам одновременно отпустить рабов на свободу, во исполнение заповеди; следовательно, тогда наступил Субботний год (Иер. 34, 8–15).
В приведённом же месте из Сифре Реэ сказано противоположное: что годы рабства, как и годы долга, должны исчисляться «для каждого должника особо», — раб отпускается через шесть лет, считая от времени порабощения; должнику прощается долг на седьмой год, считая от взятия взаймы. Этим заповеданный Богом Субботний год… аннулируется! Последствия такого «постановления», как религиозно-исторические, так и социально-политические и экономические, — неисчислимы…
Приведённые примеры показывают, сколь разный по духовной ценности материал содержится в Талмуде. Этим талмудическая литература отличается от Священного Писания, где всё записано пророками и вдохновлено Духом Божиим:
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности… (II Тим. 3, 16)
К Талмуду же как великому культурно-историческому памятнику следует подходить выборочно, отделяя то, что помогает пониманию и исполнению заповедей Божьих, от того, что принадлежит к «учениям и заповедям человеческим» (Матф. 15, 9).
К Талмуду как нельзя более относится совет апостола:
Все испытывайте, хорошего держитесь. (I Фес. 5, 21)
(Цитаты приведены по переводу Н. Переферковича «Талмуд, Мишна и Тосефта», СПб, 1902, т. 1, с. 182 и т. 4, с. 491. Это репринтное издание — пока единственное доступное русскоязычному читателю, содержащее Мишну в полном объёме.) — Д. Щ.