Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

Угодные Богу плоды спасения 24.04.2008 Философ
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Благодарю Вас за ответы на предыдущие вопросы. Они подводят к центральной теме всего Учения — как Вы пишете, к «мессианской тайне спасения и искупления, совершившейся через Иисуса». Поскольку достаточно естественно каждое явление исследовать с точки зрения его цели, то и данную «тайну спасения» можно попытаться хотя бы отдаленно обозреть с точки зрения по крайней мере одной из целей «спасения и искупления», которой, как представляется, является принесение «угодного Богу плода». В самом деле, «спасение и искупление» призвано душу верующего вернуть в состояние, когда она, эта душа, вновь оказывается на Лозе, которая есть Иисус («воскресший Адам»), и тогда она, эта душа, будучи ветвью, приносит «много плода»: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5) Воистину, образ Иисуса как плодоносящей лозы есть образ непрерывно свершающейся его жертвы (свершающейся, как Вы написали, «внутри верующих»), ведь лоза как бы непрерывно раздает, жертвует свою силу ветвям, и ветви от этого множатся, но лоза от этого не только не пропадает, но умощняется (одновременно как бы искупая тенденцию ветвей к «индивидуализации» и удалении от целого их объединением в этом целом, обычная лоза — физически, а духовная — посредством соединяющей все любви), лоза как бы «воскресает в единстве из множества» (подобно воскресению Иисуса в качестве «главы Церкви»), вбирая в себя, объединяя неповторимые индивидуальности каждой из ветвей, и животворящих сил у нее становится от этого больше. Применительно к лозе духовной животворящих сил становится больше потому, что Бог, «от Которого все и к Которому все», с лихвой восполняет траты на умножение ветвей, на принесение плодов. Если взглянуть на это с точки зрения цели, то понятно, что и лоза, и любое дерево существуют ради плода. И, действительно, тема принесения угодных Богу плодов является постоянно сопровождающей душу на всем пути ее эволюции, описанной в Библии. Адам возделывал Едемский сад не в последнюю очередь ради плодов, Адам вкушал произраставшие там плоды (а по законам духовного мира «вкушение» значит соединение и, в немалой степени, отождествление, т. е. вкушая плоды Едемских дерев, Адам через внутреннее отождествление с ними обретал угодные Богу качества, учился им). По поводу того, что есть угодный Богу плод, читаем: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5, 22–23). Вроде бы понятно, но если вдуматься, то возникают следующие непростые вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Плод — это что-то целостное, имеющее в себе силу к порождению образа и подобия того, что его произвело. В вышеприведенных стихах Гал. 5, 22–23 описываются отдельные свойства плода, но как достичь целостности и животворящей способности плода? Где в Библии учение об этом и каковы его основные положения?

2. Какова сфера, область применения животворящей способности плодов, угодных Богу? Есть ли это души верующих и неверующих, Творение в целом, или, может, большее оживление собственной души?

3. В 15-главе Евангелия от Иоанна читаем: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15, 1–3). Возникают вопросы. Когда действует Бог, Он Сам знает, что отсекать, что очищать для большего принесения плода, как в целом в Церкви, так и в душе верующего. Вместе с этим есть Тора, содержащая Закон, данный для исполнения ветхозаветными верующими. Возникает вопрос, какой подход к исполнению Закона новозаветными верующими помогает верующему пребывать на Лозе (в Иисусе) и в Боге, а какой — мешает? Правильно ли будет полагать, что для новозаветного верующего Тора, Закон — это не столько руководство к личному, самодостаточному действию, сколько свод направлений действия силы Божией и Иисуса, как личного учителя и руководителя, направлений, которые надо знать для того, чтобы действию Бога и Иисуса по этим направлениям не противиться, но предоставлять таким вот, осознанным и законным образом, свою душу и тело для их действия, и не только предоставлять, но и их действию по этим направлениям всячески способствовать?

Заранее благодарю за Ваши усилия в прояснении этих вопросов.

Ваш Философ

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Философ!

Вопросы Ваши достаточно сложно построены, их смысл не всегда прозрачен. Постараюсь, всё же, ответить на них.

Вопрос 1. В Гал. 5, 19–24 противопоставляются «дела плоти» (ст. 19) — «плоду духа» (ст. 22).
Очевидно, «дела плоти» совершаются, когда человек находится на плотском уровне жизнепонимания; «плод духа» приносится, когда мы достигаем уровня духовного. Именно поэтому мы не можем сами по себе «достичь целостности и животворящей способности» духовного плода. Для этого необходимо духовное водительство свыше:

Если же вы духом водитесь... (Гал. 5, 18)

Но Дух Святой приносит плод в человеке только посредством единения с Ним духа человеческого, т. е. посредством послушания Богу:

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему... (Римл. 8, 16)
Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши… (I Петр. 1, 22)


Не думаю, что об этом следует здесь говорить подробнее, поскольку речь идёт об интимно-внутреннем духовном опыте, который у каждого свой.

Вопрос 2. «Сфера, область применения… плодов, угодных Богу», как Вы выразились, — это исключительно «область» проявления и «оказания» любви. Об этом говорится здесь же:

…Любовью служите друг другу. (Гал. 5, 13);
…Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Гал. 5, 14)
Плод же духа: любовь… (Гал. 5, 22)


А уж как дано проявлять любовь каждому верующему и к какой сфере жизни её приложить, — вопрос частный…

Вопрос 3. Взаимодействие Духа Божия и духа человеческого возможно только при активном, бодрствующем состоянии последнего:

…Духом пламенейте… (Римл. 12, 11)

Поэтому «не противиться, но предоставлять» Божественному воздействию «свою душу и тело» — недостаточно. Надо ещё совершать те усилия воли, разум и чувства, которые необходимы для исполнения Заповедей:

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его... (II Иоан. 1, 6)

Это и есть то «усилие», которым входят в Царствие Божие (Лук. 16, 16). — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |