Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

Слава Тебе! 27.02.2012 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Прочитал еще одну проповедь. Хотелось бы слышать Ваше мнение.
С уважением, Александр

---------------------
Слава Тебе! Слава Тебе! Слава Тебе!

«…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 5). Ты, Отец наш Небесный!
Ты избрал нас во Христе Иисусе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Тобою в любви (Еф. 1, 4).
Ты создал ради нас первого человека Адама и Еву. Ради нас Ты погубил первый мир, омыл землю от мерзостей человеческих, от беззаконий, заключив наполняющих тот мир до времени в темницу (1 Пет. 3, 19-20; Мф. 24, 39), оставив ради нас благочестивого Ноя с семейством и благословив его и сыновей его, сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9, 1). Ради нас Ты все живущее на земле подчинил человеку (Быт. 9, 2-3).
Ради нас Ты создал Авраама и размножил его. Ради нас Ты создал целый народ.
Начиная от Авраама, Ты, видимым для всех живущих образом, стал воспитывать, растить нас.
Ты, любящий Отец, от начала носил нас на руках Своих, а мы, неразумные дети, каждый старался сойти с истинного пути, увлекаемые пустыми прелестями этого мира, будучи и по разуму младенцами (Ис. 2, 8; Мал. 2, 8; Рим. 3, 12).
Ты рассеял нас до времени среди множества народов и племен, чтобы мы искали Тебя, видя все их беззакония и устремляясь к тому народу, среди которого Ты находился, нашли Тебя. Ты дал этому народу заповедь о пришельцах. Но не всегда мы торопились туда, где Ты был.
После того как Ты возвращал нас на путь истины, через какое-то время мы снова отступали, поддаваясь соблазнам мира, но Ты терпеливо возвращал нас, неразумных, к Себе.
От Адама мы были посмешищем пред теми, которые ничто, потому что в похотях сердец наших прилеплялись к тому, что призрак, к тому, что прах и пепел, прилеплялись к прелестям мира сего, что есть мерзость в очах Твоих, и Ты ожесточал их сердца против нас. Мы забывали о Твоем промысле о нас, потому что все наши заботы, все наши устремления были для угождения себе, для угождения ветхому человеку, в которого Ты вселил нас и сказал, чтобы мы побеждали его, потому что, угождая плоти, мы не можем приобрести благоволение пред Тобою (Рим. 8, 6-8).
Управляя всем в мире, Ты только нам дал свободу выбора и сказал, что два пути Ты дал нам – путь жизни и путь смерти, и объявил нам Свою волю о нас: «Избери жизнь…» (Втор. 30, 19), чтобы мы добровольно, прилагая усилия, побеждая соблазны и скорби мира, побеждая ветхого человека, в которого Ты вселяешь нас, полностью обратившись к Тебе, уже никогда бы не отворачивались от Тебя в своем скудоумии.
Ты никогда не делал что-либо в тайне от нас, но возвещал нам все через Твоих пророков (Пс. 24, 14; Ам. 3, 7), а мы в своей окаменелости не слышали Тебя.
Ты не останавливал нас, давая нам проявить самостоятельность, и мы тут же забывали о Тебе, увлекаясь своим безумием, заботы о своем «я» не давали нам видеть Тебя, Отца нашего. Но Ты терпеливо ждал, когда мы опомнимся, терпел наши мерзости и беззакония. Ты ждал, когда же мы увидим весь ужас мира, в котором он утопает, когда мы прозреем.
Твою любовь к нам и Твою заботу о нас мы приписывали себе, своим заслугам, своей силе, своему уму, своей энергии. Мы возгордились перед окружающими нас, пред Тобою.
Ты дал нам великого вождя и верного раба Твоего – Моисея. Через него Ты дал нам Твои заповеди, как мы должны жить, к чему стремиться, чтобы угодить Тебе. И мы тут же утонули в букве, не желая принять дух Писания.
Ты посылал нам своих верных пророков, которые наставляли нас на путь истины, обличали беззакония мира, предостерегали нас. А мы все падали и падали.
Мы были младенцы, и ветхий человек господствовал над нами, но Ты не давал ему полностью подчинить нас себе и пробуждал в нас совесть – этот бесценный Твой дар.
Ты возвращал нас в тление, посылал на нас многие беды за наши беззакония и опять оживлял нас, утешал и опять выводил из бездны. Ты умерщвлял нас и, оживляя, низводил в преисподнюю и опять возвращал (1 Цар. 2, 6; Пс. 70, 20-21; 89, 4).
Ты вел нас по пустыне, по земле и тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек (Иер. 2, 6). Число дней наших очень велико, и мы знаем дорогу от границ тьмы (Иов 38, 20-21), но самонадеянность и самомнение затмевали нам разум.
Ты дал нам Прощение от всех наших беззаконий и сказал нам, чтобы мы совершили этот великий обряд – Пасху Господню, которая есть образ той Великой Пасхи, которая совершится в будущем и будет совершаться до окончания века ежедневно чадами Твоими. И она уже совершилась, и мы совершаем ее ежедневно, вкушая Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, познавая Твою Волю и стремясь ее исполнить.
Ты сказал нам, чтобы святили этот день Ветхой Пасхи в память о прощении ежегодно до скончания века (Исх. 12, 14). А мы в гордыне своей думали, что это праздник того, нечестивого народа, который распял Сына Твоего, в скудоумии своем не понимая, что не было бы Новой Пасхи, если бы Ты не дал нам Ветхую, не понимая, что Христианин это Иудей, что Христианство это духовный Иудаизм, верх развития Иудаизма.
Ты постепенно, терпеливо, с заботой, которая никому недоступна, кроме Тебя, взращивал нас, и, наконец, мы достигли того, что стали готовыми отличать добро от зла, тьму от света, отличать себя от мира. И Ты послал Сына Своего Единородного осветить нас светом Истины, посеять в нас семя Твое, соединить нас с Тобой, отделить нас от мира, родить нас от Духа, сделать Твоими чадами (Ин. 1, 12-13; 2 Кор. 6, 17-18; Кол. 1, 20-22).
Через Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа Ты открыл нам дух Священного Писания, и мы увидели все наши заблуждения.
Ты дал нам Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14, 6), и мы стали называться этим Священным Именем – Христианами (Ис. 65, 15; Деян. 11, 26). Господь наш Иисус Христос передал нам слово Твое, и мир возненавидел нас. Если раньше ненависть мира почти притупилась к нам, то теперь, после того как мы стали Твоими чадами, мир увидел, что мы не его, и ненависть его вспыхнула с новой силой (Ин. 17, 14).
Но Ты защитил нас от мира после лет испытаний и утверждений наших устремлений к Тебе, Отцу нашему. Христианство было объявлено государственной религией, и гонения почти прекратились. Трудно отличить Истинных от тех, которые называют себя этим Священным Именем, труднее чем отыскать иголку в стоге сена. Только Ты, Отец наш, знаешь наши сердца (Притч. 21, 2). Мир же среди множества, называющих себя Христианами, не может отличить Верных.
Ты посеял в нас семя Твое и родил нас от Духа, и мы соединены с Тобой неразрывно. Мы Твои, Отец наш Небесный.
Ты рассеял нас среди всех народов и снова собрал нас воедино Сыном Твоим Единородным Господом нашим Иисусом Христом (Мф. 16, 18; Ин. 11, 52; Рим. 12, 5; 1 Кор. 12, 27; Кол. 1, 24; Евр. 12, 22-23).
И мы ждем новую землю и новое небо (Ис. 65, 17; Откр. 21, 1-5). Да и вся тварь с надеждой ожидает откровения чад Божиих, пока мы не будем полностью очищены и изменены так, как угодно Тебе, Отцу нашему (Рим. 8, 19-23).
И мы «…приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 15-17).
Твои мы, Господи (Пс. 81, 6), и Ты дал нам новое Твое имя (Ис. 65, 15; Деян. 11, 26).
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Аминь.

Март, 2007



. . :
Уважаемый Александр!

Прочитав Вашу проповедь «Слава Тебе», я задумался: а кто же — «мы», от лица которых она произнесена?
Относительно «мы» узнаем следующее: они избраны прежде создания мира и являются неким «эгоистическим многочастным субъектом» всей истории человечества. О важности исключительно этих «мы» говорится, что собственного значения не имеют ни Адам с Евой, ни Ной, ни Авраам, — все они существовали лишь «ради нас»… Да и человек в целом лишён самостоятельного смысла: только «ради нас Ты всё… подчинил человеку». И уж подавно народ израильский не имеет цены сам по себе: исключительно «ради нас Ты создал целый народ»…
«Мы» были рассеяны среди многих народов, принадлежа к ним лишь по видимости, но не по сути. «Пришельцами к Израилю» эти «мы» тоже стать «не торопились». Но по сравнению с «мы» другие люди характеризуются как «те, которые ничто»…
Каковы же внутренние качества этих самых «мы»? Читаем: «мы» — «неразумные дети»; «старались сойти с истинного пути»; «прилеплялись к тому… что есть мерзость»; угождали себе; «в своей окаменелости» увлекались своим безумием; гордились своими «заслугами, силой, умом»; «всё падали и падали»… В общем, эти «Мы» ничем не превосходят падшее человечество, а если и отличаются от остальных, то уж не в лучшую сторону…
И, тем не менее, все заботы Бога были направлены только на этих «мы». Ради них Он посылал пророков, во главе с Моисеем (а отнюдь не ради Израиля и всего человечества)…
Заметим, что «ветхий человек» — отнюдь не уровень самоосознания для «мы», не низшая ступень развития, но — нечто чисто внешнее: «мы» призваны побеждать «ветхого человека, в которого Ты вселяешь нас» (!)
Несмотря на всё это, некий изумительный детский эгоизм позволяет «мы» считать себя единственным смыслом и целью бытия…
Думаю, что здесь возрождаются черты некоторых гностических учений первых трёх веков н. э. В целом ряде их содержится взгляд на «духовных» («пневматиков») как на единственно спасаемых, остальное же человечество презирается и объявляется достойным погибели. Притом для «пневматиков» совершенно неважно, как они ведут себя, — они спасены уже по определению (вспомним карпократиан, николаитов, некоторых офитов и т. п.)…


[ ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |