Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Теология и религиоведение    Переводы    Мессия в Агаде

Мессия в Агаде
(иудейские предания о Мессии)

Агада
Песикта раббати, 35, 36, 37. Ялкут шимеони

 «Во свете Твоем мы видим свет» (Псалом 35, стих 10), — что же это за свет, на который с упованием взирает община Израиля? Это — свет Мессии. Ибо Святой, Благословенный созерцал Мессию и его деяния еще прежде сотворения мира, и Он сокрыл (свет, предназначенный) для Мессии и для его рода, под Престолом Славы Своей.

Спросил сатана Святого, Благословенного: «Владыка мира! Свет, сокрытый под Престолом Славы Твоей — для кого предназначен он?» Он ответил: «Для того, кто в грядущем повернет тебя вспять, и покроет тебя стыдом великим». Вновь обратился к Нему (сатана): «Владыка мира! Позволь мне увидать его». Ответил Он: «Иди и смотри!» И, как только он (сатана) увидел его, затрясся и пал на лицо свое. И сказал он: «Воистину, это — Мессия, который в грядущем ввержет меня и князей народов земли в геенну!»

В тот час встревожились народы земли и сказали: «Владыка мира! Кто же это, чьей рукою мы будем повержены? Как имя ему?..» Ответил им Святой, Благословенный: «Эфраим, Мой праведный Мессия — имя ему1, и он вознесет главу свою и главу рода своего, и просветит очи Израиля, и спасет народ свой, и никакой народ и язык не сможет противостать ему, и все враги его вострепещут и побегут от лица его…»

Обратился Святой, Благословенный к Царю Мессии и сказал ему: «Те, которые сокрыты (ныне) с тобою рядом2, — в грядущем грехи их наложат на тебя железное ярмо, уподобят тебя тельцу с помутившимся взглядом, этим ярмом угнетен будет дух твой, и вот, в грядущем из-за грехов этих (душ) язык твой прилипнет к гортани твоей3… Желаешь ли ты этого?» Спросил Мессия Святого, Благословенного: «Владыка мира! Эти муки должны продлиться много лет?..» Ответил Святой, Благословенный; «Клянусь жизнью твоею и жизнью головы твоей! Одну седьмину (неделю)4 Я определил тебе (для мучений). Если же душа твоя огорчена (этим), — вот, Я готов истребить их (будущих грешников) сейчас же…» Сказал он (Мессия) Ему: «Владыка миров! В радости души моей и в веселье сердца моего я принимаю на себя (эти страдания), дабы не погиб ни один (человек) из Израиля. И не только живые спасутся во дни мои, но даже и сокрытые во прахе. И не только умершие (в том поколении) спасутся во дни мои, но даже все, кто умер от дней Адама Первого до того времени. И не только они, но даже и мертворожденные спасутся во дни мои. И не только все мертворожденные, но даже и те, кто, присутствуя лишь в замысле Твоем, не был сотворен Тобою, — этого (спасения) я желаю, ради него я принимаю на себя (эти страдания)».

Говорят: в ту седьмину (неделю), когда придет сын Давидов — возьмут оковы железные, и возложат на шею ему, и поникнет глава его… И он возопит и зарыдает, и голос его будет услышан в горнем мире. Скажет он Святому, Благословенному: «Владыка мира! Надолго ли хватит мне сил? Достанет ли мне духа на все это? Перенесет ли это душа моя? Как вытерпят это телесные члены мои? Разве я не плоть и кровь?..»5 В тот час скажет ему Святой, Благословенный: «Эфраим, Мой праведный Мессия! Ты ведь сам принял это на себя от шести дней творения. Ныне твое страдание — как Мое страдание, ибо с того дня, как пришел нечестивый Навуходоносор, и разрушил дом Мой, и сожег чертог Мой, и рассеял сынов Израиля среди народов земли, — клянусь жизнью твоею и жизнью Главы Моей, что (с тех пор) Я не восходил на Престол Мой. Если не веришь, — смотри: Голова Моя покрыта росой…»6 В тот час ответит он (Мессия) Ему: «Владыка мира, теперь умиротворились мысли мои. Довольно для раба того, чтобы быть, как Господин его».

Сказал рабби Исаак: «В тот год, когда откроется Царь Мессия, все цари народов будут воевать друг c другом, и все народы зашумят, и придут в смятение, и падут на лица свои, и муки охватят их, подобные мукам роженицы. И Израильтяне восшумят, и придут в смятение, и скажут: „Куда нам обратиться, и куда идти?!..” Но Он скажет им: „Дети Мои, не бойтесь! Не ради вас ли Я совершил все, что совершил? Чего страшитесь вы?.. Пришло время избавления вашего. И (это) последнее избавление — не такое как первое7. Ведь после первого избавления вас постигли страдания и порабощения (многими) царствами, но после последнего избавления не будет уже страдания и порабощения…”

Когда придет срок Святому, Благословенному избавить Израиля, — за три дня до явления Мессии придет Илья8, и встанет на горах Израиля, плача и рыдая о них, и скажет: „Горы земли Израилевой, доколе вы будете в запустении, и разорении, и разрушении?” — И голос его раздастся от одного края мира до другого. И после этого он объявит им: „Пришел мир навеки”. Во второй день придет он, и встанет на горах Израилевых, и скажет: „Пришло благо навеки”.

В третий день придет и скажет: „Пришло спасение (Иешуа) навеки”».

В тот час явит Святой, Благословенный Славу Свою и Царствие Свое всем жителям мира, и избавит Израиля, и откроется Сам во главе их.

Учили раввины наши: в тот час, когда откроется Царь Мессия, — он явится и встанет на крыше Храма, и возвестит Израилю, и скажет: «Кроткие, настало время избавления вашего! А если вы не верите, — воззрите на свет, который воссиял над вами!..»

«Восстань, светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Исаия, 60, I), —

Над вами одними взошла она…

«Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь…» (Исаия, 60, 2), —

В тот час распространит Святой, Благословенный свет Царя Мессии свет Израиля (объединив их), и все народы земли дойдут к свету их.

«И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» (Исаия, 60, 8), —

И придут, и будут целовать прах под ногами Царя Мессии, и падут на лица свои пред Мессией…

«…Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец…» (Исаия, 61, 10), —

Это значит, что облачит Святой, Благословенный Мессию в одеяние, сияние от которого распространяется от одного конца мира до другого, и Израильтяне, наслаждаясь его светом, будут говорить: «Блажен тот час, в который он сотворен, блаженно то чрево, из которого он исшел, блажен род сей, видящий его своими глазами, блаженно око, уповавшее на него, ибо слова уст его — благословение и мир, и речь его — умиротворение духа, и помышления сердца его — покой и упование. Блаженно око, сподобившееся созерцать его, ибо речь уст его — прощение и отпущение (грехов) для Израиля, молитва его — приятное благоухание, и моление его — чистота и святость»9.

Блаженны вы, Израильтяне, ибо все это предназначено вам!..

Учили раввины наши: в будущем Патриархи (Праотцы) восстанут в месяце Нисан и скажут ему (Мессии): «Эфраим, праведный Мессия наш! Хоть мы и отцы твои, но ты — больше нас, ибо ты понес грехи детей наших, и постигли тебя такие тяжкие страдания, какие не постигали ни первых, ни последних. И ты был посмеянием и поношением среди народов земли, ради Израиля. И ты сидел в темноте и мраке, и глаза твои не видали света, и кожа твоя прилипла к костям, и тело твое иссохло, как дерево… И глаза твои помрачились от жажды, и сила твоя иссохла, как черепок…10 И все это — из-за грехов сынов наших. Захочешь ли ты, чтобы дети наши пользовались тем благом, которое излил Святой, Благословенный, для Израиля? Или ради страданий, которые ты перенес, и из-за темницы, в которую заключили тебя11, ты не благоволишь к ним (Израильтянам)?»

Ответит он им: «Праотцы! Все, что я совершил, сделал я только ради вас и ради сынов ваших, чтобы они пользовались тем благом, которое излил Святой, Благословенный, для Израиля»12

Скажут ему Праотцы: «Эфраим, праведный Мессия наш! Да будет мир с тобою, ибо ты умиротворил Творца своего и успокоил нас».

Сказал рабби Шимеон бен Пази: «В тот час вознесет Святой, Благословенный, Мессию к небесам небес и прострет над ним сияние Славы Своей пред лицом народов земли. Он скажет ему: „Эфраим, Мой праведный Мессия, будь судьей над ними (народами) и твори в них, что угодно душе твоей, ибо, если бы не милость (Божья), владычествовавшая над тобою, то они погубили бы тебя мгновенно…”13

Тогда Святой, Благословенный сотворит для Мессии семь кущ из драгоценных камней, из жемчужин и изумрудов, и изнутри каждой кущи потекут четыре реки: из вина, и меда, и молока, и чистого нарда. И обнимет его Святой, Благословенный пред лицом праведников, и введет его в кущу, и узрят его все праведники. Скажет праведникам Святой, Благословенный: „Праведники мира! До сих пор не получил Эфраим, Мой праведный Мессия, и половины воздаяния за страдания свои. Но есть у меня некий дар, предназначенный для него, подобного которому от века не видело око”.

В тот час призовет Святой, Благословенный, ветер северный и ветер южный и скажет им: „Идите, приготовьте путь пред Эфраимом, праведным Моим Мессией, умастив его (путь) всеми ароматами Эдемского сада, как сказано:

"Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его!" (Песнь Песней, 4, 16)”.

В тот час приведет Святой, Благословенный, Илью и Мессию, а в руках у них — сосуд с елеем и жезлы их, и соберутся пред ними все Израильтяне, а впереди них — Шехина14, а позади их — Пророки, а справа от них — Тора, а слева — Ангелы-служители. И поведут их на долину Иосафатову, и соберутся там все народы…15».

Сангедрин, 98

Рабби Иошуа бен Леви повстречал Илью (Пророка)… Спросил он его (Илью): «Когда придет Мессия?» Он ответил: «Пойди к нему и спроси у него (самого)». — «А где он обитает? » — «У ворот города Рима». — «А как узнать его?» — «Он сидит между нищими, неся болезни16. Все(нищие) развязывают свои раны сразу и завязывают сразу, а он развязывает их по одной и завязывает по одной, ибо говорит: «Если я буду вызван внезапно, мне нельзя задерживаться…» Он (Рабби Иошуа) пришел к нему (Мессии). Сказал ему: «Мир тебе, господин и учитель мой». Ответил он (Мессия): «Мир тебе, сын Левия». Спросил он: «Когда придет господин?» Ответил он: «Ныне». Он (Рабби Иошуа) возвратился к Илье. Спросил тот: «Что он сказал тебе?» Ответил: «(Он сказал) Мир тебе, сын Левия». Сказал Илья: «(Теперь) можешь не сомневаться, что и ты, и отец твой удостоитесь будущего века»17. Сказал он: «Обманул он меня, сказав: Ныне приду. — И не пришел…» Ответил Илья: «Он сказал тебе вот что: „Ныне — если вы услышите голос Его”! (Псалом 94, стих 7)18».

Примечания

 1 Одно из имен Мессии в Агаде. Эфраим — имя одного из сыновей патриарха Иосифа: переводится как «плодовитый». «А другому нарек (Иосиф) имя: Эфраим, потому что, говорил он, Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего». Духовный «плод», принесенный Израилю и всему человечеству страданиями Мессии (см. далее в тексте), обусловил наименование его именем Эфраим. Другие предания именуют его Мессия, сын Иосифа. История Иосифа, проданного своими братьями в Египет и перенесшего там тяжкие страдания, но благодаря этому ставшего властелином в Египте и спасителем от голода как своего народа, так и египтян, — представляется прообразом деяний Мессии — его спасительных страданий (см. Бытие, 37, 39–45 главы). Далее в тексте Агады тот же Мессия именуется «сыном Давида» (см. ниже).

2 Т. е. души Израильтян, имеющих в будущем родиться на земле. Беседа Святого, Благословенного с Мессией происходит «прежде сотворения» видимого мира, в мире духов.

3 Согласно Псалму 21, ст. 16–17: «..Язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои…»

4 Согласно Даниилу, 9, 26–27: «…Предан будет смерти Мессия, и не будет (др. перевод: „Но не за себя”). А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет… И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение…»

5 Согласно Исайе, 53, 5: «Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы исцелились».

6 Согласно Плачу Иеремии, 1, 5: «…Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага». Разрушение Иерусалима Навуходоносором было наказанием за грехи народа, об этих грехах скорбит Бог. Он пребывает как бы вне дома (Храма) Своего, «под ночным небом», и поэтому Он говорит: «Голова Моя вся покрыта росою, кудри Мои — ночною влагою» (Песнь Песней, 5, 2).

7 Первое избавление — Исход из Египта, последнее — явление Мессии и утверждение Царства Божия на земле, согласно Иеремии, 16, 14–15: «…Не будут уже говорить: „Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской”, — но: „Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их”».

8 Согласно Малахии, 4, 5: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…», — и согласно Иезекиилю, 36, 35: «Тогда скажут: эта опустелая земля сделалась — как сад Эдемский, и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены».

9 Молитва Мессии — ходатайство за грехи народа, согласно Исаии, 53, 12: «…Предал душу свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

10 Согласно Псалму 21, 8, 16 стихи: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видевшие меня, ругаются надо мною… Сила моя иссохла, как черепок…»

11 Согласно Исаии, 53, 8: «От уз и суда он был взят (др. перевод: „Темница и суд похитили его”); но род его кто изъяснит? Ибо он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь».

12 Согласно Захарии 12, 10: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления, и они воззрят на него, которого пронзили, и будут рыдать о нем, как рыдают об единородном сыне…», — и согласно Иоилю, 2, 28: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…»

13 Согласно Псалму 2, 8: «Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе, и пределы земли во владение тебе», — и согласно Исаии, 11, 4: «…Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине…»

14 Имя, означающее Присутствие Божье, Дух Святой.

15 Согласно Иоилю, 3, 12: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду».

16 Согласно Исаии, 53, 3–4: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничижен Богом».

17 Слова Meccии: «Мир тебе, сын Левия», — говорят о том, что как Рабби Иошуа, так и его отца Левия ждет мир (Шалом), т.е. блаженство в будущей жизни.

18 Канонический перевод: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его…» Т. е., как только весь Израиль станет послушен Богу, — ему откроется Мессианское спасение…

 

 

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |