К разделу «Ва-йишла́х»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
Умалился я (‹като́нти›) от всех милостей и от всей истины, которые Ты соделал служителю Твоему...
(Берешит. 32, 11)
«Катонти» — можно понять и как «стал малым», и как «недостоин [всех милостей]».
Йааков говорит Всевышнему, что чем более получал он милостей от Него и чем более познавал Его истину, —
тем более незначительным становился он в собственных глазах. Чем скромнее человек, взысканный Создателем, —
тем более умножаются небесные дары…
…Ибо видел я Бога лицем к лицу, и спаслась моя душа. (Берешит 32, 31)
Спасение души в том и состоит, что она общается со Всевышним, молясь Ему и принимая Его наставления.
Место, где Йааков боролся с ангелом-покровителем Эйсава и был избавлен Богом, один раз названо
‹Пэниэ́ль› — «[пред] лицом моим — Бог», а второй раз — ‹Пэнуэ́ль› — «обратились лицом к Богу».
Первый вариант названия говорит о том, что сначала Бог Сам обращается к человеку — является ему. Второй же вариант учит:
чтобы продолжить общение с нами «лицом к лицу», Бог ждёт от нас особой духовной активности — мы должны «обращаться лицом» к Творцу,
постоянно искать Его и во всём Ему доверяться.
|