Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Стих из недельного раздела Торы    Реэй (Втор. 11, 26 – 16, 17)

К разделу «Реэй»

См. также во «Введении в Ветхий Завет...»

 

Только при всём желании души твоей жертвуй — и вкушай мясо, по благословению Всевышнего, Бога твоего, которое Он дал тебе… (Дварим 12, 15)

Когда человек жертвует от всей души, т. е. все его желания объединяются в служении Богу — приходит благословение. Об этом благословении сказано, что оно уже «дано»; и, однако же, оно не достигает человека, не воспринимается им до тех пор, пока «всё желание души» не устремится ввысь. Так вино ждёт чаши, из которой будет выпито. Вину здесь подобно благословение, а чаше — «всё желание души», посвящающей себя Богу.

 

 


 

Сыны вы для Всевышнего, Бога вашего: не надрезывайте себя и не делайте плеши между глазами вашими — для мёртвого. (Дварим 14, 1)

Сынам Израиля велено «между глазами» (т. е. на челе) носить «тотафо́т» — «дощечки» со словами из Торы, свидетельствующими о единстве Создателя и о любви к Нему. Эти «дощечки» называются еще «тефилли́н» — «молитвы». Само название говорит о необходимости не только постоянно помнить о Творце, но и находиться с Ним в молитвенном общении (Дварим 6, 4–8). «Тефиллин», возлагаемые на чело, символизируют пребывание Имени Всевышнего и любви к Нему в нашем сознании: памяти, разуме, пытливой мысли.

В приведенном же стихе из главы «Ръэ» запрещается вместо «тефиллин» делать «между глазами» (т. е. на челе) «плешь — для мертвого». Само отсутствие в сознании человека Имени Божьего и любви к Нему как бы образует «плешь» на челе — символ пустоты в мыслях, которая и «заменяется» представлениями и понятиями, «мертвыми» по своей сути. Почему «мертвыми»? Да потому, что без Духа Всевышнего, постоянно воссоздающего и оживляющего всё бытие, мир, мыслимый как чисто физический, вещественный, «мертв». Воспринимающий и себя, и вселенную таким способом видит и ощущает лишь «мёртвую оболочку» жизни, а не ее живящую сердцевину — Дух Божий, Его Источник.

И еще здесь сказано: «Не надрезывайте себя». Забвение Всевышнего и отсутствие любви к Нему производят в человеке своего рода духовный «надрез», сквозь который могут проникнуть в сознание (не дай Бог!) темные замыслы и желания. Защита от них — еще одно название «тефиллин»: в стихе Шмот 13, 9 они именуются «зикарон» — «память»...

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |