К разделу «Ки таво»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
И возьми от начатка [мэ-рэши́т] всякого плода этой земли… (Дварим 26, 2)
Здесь говорится о приношении в Храм Божий «начатков» урожая. Но ראשית
‹рэши́т› означает «начало» вообще — то «начало», от которого воссуществовало бытие:
בראשית
‹береши́т› — «в начале». В этом «начале», которое есть пребывание всего бытия в замысле Всевышнего, берёт исток и вселенная,
и душа каждого из нас. Возможности «черпать», «брать» из этого «начала» («возьми от начала») учит рассматриваемый стих.
Возносясь волей, мыслью и чувством к этому «началу» всего в Божественном замысле, человек получает способность приносить духовные плоды —
«все плоды земные».
Повеление Дварим 26, 2 относится к «первинкам» урожая, которые предписано доставлять в Храм, воздавая Всевышнему хвалу и воспоминая все милости, оказанные Им народу Израиля на протяжении всей истории, а также и лично человеку, приносящему «первинки».
«Вэ-лакахта́ мэ-рэши́т коль-при́ г̃а-адама́…» — можно понять и так: «И бери от «первоначала» (рэши́т) всякий плод этой земли…»
Всё, что наблюдает, переживает и мыслит человек в вещественном мире, называемом «адама́» — «земля», он должен, на духовном уровне, как бы получать (брать) от «рэшит», т. е. возводить к «первоначалу» — к Божественному замыслу, осуществляющемуся через творение. Именно об этом «рэши́т» как Божественной мысли говорится в начале Торы: «Бэ-рэши́т бара́ Элоки́м» — «в начале сотворил Бог».
Уже царь Давид объяснил, что это «начало» есть мудрость Всевышнего: «Рэши́т — хохма́…», т. е. «начало — это мудрость…» (Тег̃иллим 111, 10).
Только всегда помня и постоянно ощущая связь «всякого плода земного», т. е. всего сотворённого, с «рэши́т» — изначальным замыслом Создателя, мы можем, как сказано в этой же главе, исполнять Заповеди «во всём сердце и во всей душе» (или «всем (бэ-хо́ль) сердцем и всей душой») — Дварим 26, 16.
Потому что именно в этом состоянии — памяти о Боге и ощущения Его присутствия — наше сердце (мысли) и душа (чувства) направлены к Нему и связаны с Ним. А в этом —цель и смысл всех Заповедей.
|