Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Стих из недельного раздела Торы    Дварим (Втор. 1, 1 – 3, 22)

К разделу «Дварим»

См. также во «Введении в Ветхий Завет...»

 

И я повелел вашим судьям в то время, сказав: выслушивайте [тяжбы] между братьями вашими, и судите справедливо между мужем и между братом его (Дварим 1, 16)

Судье психологически нелегко воспринимать преступника как брата и соответственно относиться к нему. Но именно этого требует заповедь! И еще ему предписывается устанавливать именно братские взаимоотношения между сторонами — «между мужем... и братом его». И еще: подчеркивается, что суд происходит между людьми, а значит, цель его — удовлетворение обиженного за счет обидчика:

Если украдет человек вола или ягненка... пять волов пусть он заплатит за вола и четырех ягнят — за ягненка (Шемот 21, 37).

Итак, штраф (выкуп) поступает в пользу пострадавшего, а не в пользу государства. В отличие от ряда современных юридических норм, Бог повелевает производить суд не между человеком и государством, а между человеком и человеком. Трудно даже учесть все благие последствия, которые возымело бы возвращение современного суда на стезю Торы Господней!..

 

 


 

 

Глава содержит указание Моше всему Израилю: «Пэну́ ук’у лахэ́м» (Дварим 1, 7) — «повернитесь (обратитесь) и двигайтесь к себе». Только познавая себя самого, вникая в собственный внутренний мир, человек становится способен понимать Тору как Слово, обращённое к нему лично. Адам после нарушения им Заповеди скрылся от Всевышнего (Бэрешит 3, 8), а также и «от самого себя» — о чём свидетельствует заданный ему свыше вопрос: «Где ты?» (там же, ст. 9). Но еврей, ищущий «обратного пути» к Создателю, должен начать с обретения пути к себе самому — и тогда, в конце концов, он найдёт Бога в собственном сердце.

В Шир г̃а-Ширим (Песни Песней) содержится вопрос: «Неужели не знаешь себя саму, о прекрасная среди женщин?» («Им-ло́ тэди́ лах, г̃а-йафа́ ба-наши́м?»). Этот вопрос обращён к душе человека — воистину прекраснейшему творению Божьему. И к душам относится указание Моше: «Повернитесь и двигайтесь к себе самим!»

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |