Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Стих из недельного раздела Торы    Балак (Числ. 22, 2 – 25, 9)

К разделу «Балак»

См. также во «Введении в Ветхий Завет...»

 

…И трубление царское в нём. (Бемидбар 23, 21)

«Трубление царское» — תרועת מלך  ‹труа́т Мэ́лех› — это трубные звуки, сопровождающие царскую процессию и возвещающие о приближении властелина. Согласно этому пророчеству Билама, «трубление царское», т. е. возвещение Царства Божьего, всегда и повсюду сопровождает народ Израиля: оно בו ‹бо› — «в нём».

Именно эти «трубные звуки», одновременно торжественно-величественные и резкие, вызывают при встрече с этим народом благоговение и притяжение — у одних, страх и отторжение — у других. Это зависит от уровня и состояния душ, от их готовности возблагодарить Бога как Царя и покориться Ему:

Что это за звук трубления великого в стане Евреев?..
  Сказали они: пришел Бог в этот стан… (I Шмуэль 4, 6–7)

 

 


 

 

Глава повествует о том, как Всевышний вложил в уста языческого провидца Билама (Валаама) благословение, которым тот благословил народ Израиля, предсказав будущее не только этого народа, но и всего человечества.

…Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!.. (Бемидбар. 24, 5)

— эти слова Билама уже в течение тысяч лет произносит каждый израильтянин, входя в дом Божий. Но почему же с Йааковом (Иаковом) связаны здесь «шатры» (огали́м), а с Исраэлем (Израилем) — «скинии» (мишкено́т)?

Имя Йааков означает — «идущий следом», а Йисраэль — «сущность, видящая Бога». Под «Иаковом» подразумеваются те, кто следует вероучению по традиции, «идя вслед» своих предков. Для таких людей молитва подобна шатру, раскидываемому среди знойной пустыни мира сего. Укрывшись на краткое время под сенью этого «молитвенного шатра», такие верующие вновь отправляются в свои житейские странствия.

Под «Израилем» же имеются в виду люди, обладающие личным, непосредственным духовным опытом — «зрящие Бога». Для них молитва, общение со Всевышним — постоянны и подобны Скинии (Мишка́н) — святому зданию, предназначенному для Богослужения.

И если в период странствий в пустыне Скиния ставилась на время и потом снова отправлялась в путь, то в Земле Израиля Храм (тоже именуемый Скинией) представлял собой уже незыблемый, не двигающийся с места своего, центр общения с Богом.

Подобно этому, существуют два разряда духовных людей: «ещё идущие к Земле обетованной», а также «уже достигшие её»…

…Говоря о будущности главного врага Израиля — Амалека, Билам упомянул о том, что это злодейское сообщество постоянно будет стремиться к первенству над всем человечеством: ראשית גוים עמלק  ‹Рэйши́т гойи́м Амале́к›

Главный [или «первый»] из народов — Амалек... (Бэмидбар. 24, 20)

Первые буквы этих трёх слов образуют существительное רגע ‹рэ́га› — «миг»: именно «на миг», в масштабах мировой истории, возвышается над народами злодейская власть Амалека, хотя и приносит за этот «миг» неисчислимые беды (вспомним, что владычество нацистов над Германией продолжалось всего 12 лет!).

Последние же буквы трёх приведённых слов образуют глагол תמק ‹тима́к› — «ты истаешь», «ты зачахнешь», «ты сгниёшь»,— предсказывая, таким образом, неизбежный конец каждого замысла Амалека в любой период истории.

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |