Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Толкование стиха Исайи 55, 8 26.12.2019 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Я просил Вас истолковать следующий стих у Исайи 55, 8, потому что он не такой простой как кажется на первый взгляд, и не только в Ис. 55, 8 (shchedrovitskiy.ru/Quests.php?message=3516).

Повторю. Читая разные переводы натыкаешься на, казалось бы, такое мелкое несоответствие, так в старых переводах читаем:
«Мои мысли — НЕ ваши мысли, Ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55, 8).
А в современном русском переводе (издание 2011 г.) читаем так: «Мысли ваши — НЕ Мои мысли, Мои пути НЕ ваши пути, - говорит Господь».
Казалось бы все ясно: ваши мысли такие мелкие, низкие, грязные, такие же и пути ваши, которыми вы ходите, сплошное зло.
Но, обращаясь к Писанию, мы находим, что не все так просто, и это в который раз заставляет нас возвращаться к вопросу: а в чем же человек свободен?
Господь говорит нам:
«Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14, 24).
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9).
«От Господа направляются шаги человека» (Притч. 20, 24).
«Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем 7, 16).
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23).
Можно еще привести, что говорит Господь о путях человека, но этого достаточно.
Так вот, перед «ваши пути» должно стоять не «НЕ», а «НИ», потому что «НИ» это не отрицание, а подтверждение, что ваши пути это Мои пути, т.е. по Моей воле вы странствуйте в этом мире, и куда Я благословлю, по тому пути вы и пойдете, хотя ваши мысли, ваши желания и стремления не совпадают с Моим.
Но если «НИ» заменяется на «НЕ», то это совершенно искажает внутренний смысл. Мне хотелось услышать Вашу версию, и я услышал.
Мы же не сомневаемся, что «закон духовен» (Рим. 7, 14).
Но остановимся на этом.
С уважением, Александр

. . :
Уважаемый Александр!

Вы подняли тему о Предопределении и свободе воли. Буквальный перевод Ис. 55, 8:

Ибо не Мои мысли — ваши мысли, и не ваши пути — Мои пути, — слово Господа. (Ис. 55, 8)

Следующий же стих (9) содержит вновь противопоставление путей и мыслей Его — таковым же у человека. Буквальный перевод:

Ибо возвышены небеса пред землёю, — так же возвышены пути Мои пред путями вашими, и мысли Мои — пред мыслями вашими. (Ис. 55, 9)

В обоих этих стихах подчёркивается непреодолимое различие между мыслями — и мыслями, путями — и путями...
Поэтому вывод, что следует, якобы, понимать наоборот — что «ваши пути это Мои пути» — представляется мне удалённым от смысла приведённой цитаты.


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |