Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

«Оправдать Бога» 28.06.2019 Vladimir Kartashov
 Дмитрий Владимирович, здравствуйте.

Прочитав Вашу книгу пришел к мнению, что есть вопросы, на которые нельзя отвечать даже самому себе. Не случайно в книге Иова Господь задает Сатане вопрос: «откуда ты пришел?» (Иов. 1,7).
Происхождение зла необъяснимо. Дело в том, что не только философски невозможно, но и нравственно недопустимо описывать происхождение зла. Так вот, мне кажется, что у зла нет причин, нет оснований – его не должно быть и ни к чему строить такие схемы мироздания, которые рационально и аргументированно показывали бы необходимость зла и предоставляли ему уютное место. «Здесь человеческая мысль претерпевает жгучий соблазн доказать необходимость греха, его неизбежность во вселенском равновесии, и этим «оправдать Бога». Подобает с сугубой трезвостью духа преодолевать эти искушения», – подтверждал эту позицию и о. Георгий Флоровский.
Когда Спаситель пришел к людям – Он не стал им объяснять происхождение зла. «Кто согрешил – он или родители его?», – спросили Христа, показывая на слепорожденного. Ответ был странен: ни он, ни родители его, но это – чтобы явилась слава Божия». А где явилась слава Божия? – На Голгофе. Перед распятием Христос говорит: «Ныне настало время прославиться сыну Человеческому». Прославиться не в смысле стать известным, а в смысле явить подлинную силу Божию. Итак, Сын Божий пришел в мир, чтобы победить зло, а не чтобы его объяснить.
Архим. Софроний (Сахаров) возмущенный видением страданий, обратился к Богу с вопросом «Почему Он допускает?» – и «в ответ я услышал в сердце слова: «Разве ты распялся за них?»...
Такие вот мои мысли...
А какие мысли у ВАС?


. . :
Уважаемый Владимир!

Однако же зло — реальность земной жизни, и по-страусиному «зарывать голову в песок», не смея вопрошать о его происхождении, — вряд ли достойно верующего... Иоанн Богослов прямо отвечает на вопрос о происхождении зла:

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (I Иоан. 3, 8)

Мессия учит нас, что диавол —

...Был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан. 8, 44)

Разве не следует нам вникать в эти слова? И не следует ли из них, что источник — «отец» — зла и есть диавол? Что он замыслил зло «от начала»; а что предшествует «началу»? Здесь мы находим первоисточник зла, действующий и поныне: он «говорит ложь» — в настоящем времени! И, конечно, вопрос Бога к сатане:

...Откуда ты пришел?.. (Иов. 1, 7),

– не может говорить о «незнании» Всеведущим первопричины зла...
То же относится и к злу, возникающему в сердце человека и потом выражающемуся в словах и делах. Если мы не станем вникать в причину его, чтобы противостать ему, — зло будет умножаться, и нам это вменится в тягчайший грех! Учитель сказал очень ясно:

…Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
Это оскверняет человека... (Матф. 15, 19–20)

У Марка добавлено:

Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... ...Лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Марк. 7, 21–23)

Итак, Писание объясняет и корень зла как такового, и корень зла в сердце. Зная это, мы вооружаемся против сил тьмы, и совершаем усилие для достижения Царства Божьего. Не зная же, как победим? Как Вы думаете?!..


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |