Прочитав Вашу книгу пришел к мнению, что есть вопросы, на которые нельзя отвечать даже самому себе. Не случайно в книге Иова Господь задает Сатане вопрос: «откуда ты пришел?» (Иов. 1,7).
Происхождение зла необъяснимо. Дело в том, что не только философски невозможно, но и нравственно недопустимо описывать происхождение зла. Так вот, мне кажется, что у зла нет причин, нет оснований – его не должно быть и ни к чему строить такие схемы мироздания, которые рационально и аргументированно показывали бы необходимость зла и предоставляли ему уютное место. «Здесь человеческая мысль претерпевает жгучий соблазн доказать необходимость греха, его неизбежность во вселенском равновесии, и этим «оправдать Бога». Подобает с сугубой трезвостью духа преодолевать эти искушения», – подтверждал эту позицию и о. Георгий Флоровский.
Когда Спаситель пришел к людям – Он не стал им объяснять происхождение зла. «Кто согрешил – он или родители его?», – спросили Христа, показывая на слепорожденного. Ответ был странен: ни он, ни родители его, но это – чтобы явилась слава Божия». А где явилась слава Божия? – На Голгофе. Перед распятием Христос говорит: «Ныне настало время прославиться сыну Человеческому». Прославиться не в смысле стать известным, а в смысле явить подлинную силу Божию. Итак, Сын Божий пришел в мир, чтобы победить зло, а не чтобы его объяснить.
Архим. Софроний (Сахаров) возмущенный видением страданий, обратился к Богу с вопросом «Почему Он допускает?» – и «в ответ я услышал в сердце слова: «Разве ты распялся за них?»...
Такие вот мои мысли...
А какие мысли у ВАС?
. . :
Уважаемый Владимир!
Однако же зло — реальность земной жизни, и по-страусиному «зарывать голову в песок», не смея вопрошать о его происхождении, — вряд ли достойно верующего... Иоанн Богослов прямо отвечает на вопрос о происхождении зла:
Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (I Иоан. 3, 8)
Мессия учит нас, что диавол —
...Был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан. 8, 44)
Разве не следует нам вникать в эти слова? И не следует ли из них, что источник — «отец» — зла и есть диавол? Что он замыслил зло «от начала»; а что предшествует «началу»? Здесь мы находим первоисточник зла, действующий и поныне: он «говорит ложь» — в настоящем времени! И, конечно, вопрос Бога к сатане:
...Откуда ты пришел?.. (Иов. 1, 7),
– не может говорить о «незнании» Всеведущим первопричины зла...
То же относится и к злу, возникающему в сердце человека и потом выражающемуся в словах и делах. Если мы не станем вникать в причину его, чтобы противостать ему, — зло будет умножаться, и нам это вменится в тягчайший грех! Учитель сказал очень ясно:
…Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
Это оскверняет человека... (Матф. 15, 19–20)
У Марка добавлено:
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... ...Лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Марк. 7, 21–23)
Итак, Писание объясняет и корень зла как такового, и корень зла в сердце. Зная это, мы вооружаемся против сил тьмы, и совершаем усилие для достижения Царства Божьего. Не зная же, как победим? Как Вы думаете?!..