Добрый день Дмитрий.
Помогите разобраться.
1. Апостол Павел, когда доказывал воскресение Иисуса в синагоге (Деян 13:16-33), приводит место из (Пс2:7)
«И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
Этот стих приведен в контексте воскресения Христова, и так что рождение Христа связано тут с воскресением Его. И что знали евреи такого, что это место из второго псалма должно было доказать им, что это написано Давидом о воскресшем Христе?
2. Второй вопрос подобен, в послании Евреям, говоря о превосходстве Христа перед Ангелами, Павел говорит Евр. 1,5:
«Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой: Я ныне родил тебя»? (о чем говорится тут? о воскресении ли?) еще: «Я буду Отцом, а Он будет мне Сыном (когда это произошло, Бог стал ему Отцом и Родил Его)?
В контексте этого интересен и 6 стих: также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит «и да поклонятся Ему все ангелы Божии»
Когда Он ввел Христа во вселенную, и когда ему поклонились Ангелы?
С уважением,
Максим Бабий
. . :
Уважаемый Максим!
1. В некоторых древних рукописях сказано, что при крещении Иисуса раздался голос:
«…Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…» (Пс. 2, 7)
Таким образом, явление Сына в Иисусе связывается с его крещением и нисхождением Святого Духа. Да и в канонических текстах указание на его сыновство даётся в контексте крещения:
...Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф. 3, 17)
Для иудеев времён Иисуса стих Пс. 2, 7 и был свидетельством о сыновстве Мессии по отношению к Богу. Ведь о том, что он сын Давида, им было хорошо известно (Деян. 13, 23). Но уже в пророчестве Нафана говорится, что Мессия как сын Давида будет также и Божьим Сыном:
...Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
...Я утвержу престол царства его на веки.
Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном...
...Милости Моей не отниму от него... (II Цар. 7, 12–15)
«Утвержу престол царства его на веки» — ясно, что речь идёт не о царе Соломоне, который не царствовал вечно... Сын Давидов будет и Сыном Божьим, — вот что объяснял Павел иудеям. Чудо же воскресения из мёртвых приводится во удостоверение того, что Иисус — Мессия.
2. В начале Послания к Евреям говорится о Сыне Божьем как Его Слове, Которым было всё сотворено:
...Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. (Евр. 1, 1–2)
Следовательно, и далее (стихи 3–14) речь идёт о Предвечном Сыне, а не о человеческой природе Иисуса.
Царь Соломон в связи с творением мира упоминает Сына Божьего:
Кто восходил на небо и нисходил?.. Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его? знаешь ли? (Прит. 30, 4)
Предвечное Слово — это также Премудрость:
«…Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони…
Я родилась, когда еще не существовали бездны...
Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там…» (Прит. 8, 22–27)
О поклонении ангелов Предвечному Сыну — Слову Божьему («И сказал Бог...» – Быт. 1, 3) пишет апостол в Евр. 1, 5–6 и далее. Интересно, что, цитируя слова Нафана (II Цар. 7, 14), Павел (Евр. 1, 5) понимает их в смысле предвечных отношений между Отцом и Сыном — Его Словом.